Artisthall — Художественная мастерская. Рисование геометрических тел в графике


РИСОВАНИЕ ГИПСОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ.

Поиск Лекций

 

Работа над изображением одного или нескольких предметов включает в себя несколько стадий: композиция (расположение в формате), построение (конструктивный разбор линейной перспективы), выявление формы (тональная проработка).

На первой стадии (композиция) необходимо найти зрительное равновесие изображаемого объекта (группы) и чистого пространства (среды). Для этого предметы лучше визуально объединить в «массу», вписывающуюся в какую-то геометрическую фигуру (например, треугольник). Отметив особенности этого треугольника (более тупой или острый, вершина сдвинута правее или левее — что зависит от соотношения высоты и ширины всей группы) постараться при начальной компоновки использовать его как схему, и, желательно на подготовительных эскизах малого формата поискать композиционное равновесие, «подвигав» группу в заданном пространстве листа, (рис. 9).

Приступая к конструктивной части работы, где требуется уже практическое применение законов линейной перспективы, прежде следует определить линию горизонта. Пространство картинной плоскости ниже этой линии представляет из себя некую горизонтальную плоскость, уходящую в глубину воображаемого пространства. Поскольку само пространство являет собой условно бесконечный объем, любой предмет в пространстве — ограниченная внешней оболочкой доля этого объема, т.е, как бы выделенный сектор трехмерной среды. Значит, любая часть предмета и даже точка будут подчинены линейной перспективе. Конструктивное построение предполагает изображение не только видимых, но и скрытых плоскостей и сторон фигуры, как бы прорисовывая «насквозь», что позволяет осмыслить всесторонний объем предмета и точнее соизмерить между собой все его части.

Основные фигуры, которые надо научиться рисовать — это куб, шар, цилиндр, призма, конус. Рекомендуется эти предметы составлять в разнородные группы (натюрморты) располагая их в различных поворотах и на разных уровнях по отношению друг к другу, что развивает пространственное мышление.

Рис. 9. Построение куба

 

Изображая куб (рис 9),после первоначального наброска, общего контура, при переходе к построению опорным пунктом, началом служит переднее (ближайшее ребро), величина которого задана произвольным отрезком. Правильное построение подразумевает

точное нахождение соотношения направлений плоскостей, уходящих в глубину пространства от заданной вертикали. Из нижней точки ребра вправо и влево проводятся направляющие — линии, идущие к противоположным точкам схода, от которых будут образованы основания И .-вершины боковых граней (в первую очередь, видимых, а затем — скрытых). Через нижнюю точку ребра проводится горизонталь, параллельная основанию картинной плоскости. Теперь, вытянув руку с повернутым горизонтально карандашом (или палочкой), и прищурив г/газ, отмерить, как соотносится ширина, допустим, левой грани с высотой ребра (к примеру, один к двум). Тоже самое и с шириной правой грани. Отложив их длины на горизонтали, сделать засечки и провести через них две вертикали, — ограниченные линиями вершин и оснований правой и левой граней, это будут крайние ребра куба — правое и левое.

Дальше, после нахождения вертикальных видимых граней, легко находятся остальные, параллельно уточняется их длина, направление и корректируются направляющие линии. Направляющие лучше выводить за границы куба, — так легче уточнить угол сближения к точкам схода. Следует обратить внимание на соотношение оснований (нижнее раскрывается больше, верхнее — меньше)

Рис. 10. Цилиндр

В вертикально стоящем цилиндре (рис. 10) прежде определяется ось вращения — произвольный вертикальный отрезок, проходящий посередине цилиндрического тела. Ось определяет высоту цилиндра. Через нижнюю и верхнюю точки оси проводятся взаимно параллельные горизонтали, на которых откладываются большие оси окружностей оснований фигуры (в перспективном сокращении — эллипсов). На рисунке малые оси эллипсов совпадают с осью вращения. Различная высота осей верхнего и нижнего оснований задает ширину эллипсов. Эта ширина зависит от положения цилиндра относительно линии горизонта. Внешние боковые границы цилиндра намечают двумя касательными к эллипсам вертикалями (рис. 11).

Рис. 11. Цилиндр

Конус (рис. 12)в своем строении имеет одно основание (окружность) и вершину — начальную точку центральной оси. Построение ведется от средней вертикали, ограниченной двумя Точками — вершиной ицентром основания. Расстояние от центра до вершины является высотой конуса. Затем, так же как в случае с цилиндром, строится эллипс основания по двум осям. Две касательные к эллипсу прямые, идущие от вершины, определяют внешние боковые границы фигуры.

 

Рис. 12. Конус

 

Шар (рис. 13)на картинной плоскости изображается при помощи окружности. Передаче объема в большей мере способствует светотеневая разработка. Границы светотени равноудалены от источника света и образуют некий меридиан, разделяя шар на освещенную и неосвещенную полусферы, которые могут быть больше или меньше друг друга в зависимости от расположения источника света.

 

 

Рис. 13. Шар



poisk-ru.ru

Объемные композиции из геометрических тел. Врезки | Artisthall

Чтобы лучше разобраться в принципах формообразования и научиться решать сложные композиционные задачи ученикам предлагается задание на составление объемно-пространственных композиций из геометрических предметов, также называемыми врезками.

Это важное задание входит в состав программы занятий по рисунку, является ключевым звеном в переходе от рисования геометрических предметов к более сложным моделям.

Цель задания.Задача состоит в том, чтобы изобразить на листе бумаги (А2 60х40см) трехмерную группу геометрических предметов, расположенных в перспективном сокращении, взаимопересекающих друг друга, составить из них гармоничную композицию и основываясь на образном представлении конструкции предметов показать пересечение плоскостей и взаимодействия форм.

В процессе выполнения работы ученик обучается следующему:

  • Представлять в воображении, затем изображать композиции из разных геометрических предметов и их сочетаний.
  • Умение строить сложные геометрические формы в различных ракурсах
  • Анализировать конструкцию предметов, отображать пересечение линий, объемных форм и врезок в трехмерном пространстве.

Строить сложные падающие тени на телах вращения и наклонных плоскостях.

Как составлять объемные композиции из геометрических фигур.

Для составления композиции используются фигуры различных геометрических форм. Важным правилом при создании рисунка, является: что предметы должны именно пересекаться или накладываться друг на друга, и нужно избегать соединения граней соседних предметов в одной плоскости.В первых вариантах композиций вид и количество предметов может определить педагог, далее ученик сам решает, какие предметы будут использоваться. Особенность задания заключается в том, что все – образ составляющий композицию, предметы, их положения, размеры, ракурсы создаются в воображении ученика, основываясь на творческих способностях, знаниях построения геометрических форм и умении отобразить свои идеи на листе, что было изучено в занятиях по рисования геометрических фигур.

Объемные композиции из геометрических тел

На наших занятиях рисунком существуют варианты, когда объемные композиции создаются из определенного набора предметов, с точным количеством фигур. Так же есть задания, где ученику предлагается взять за основу будущей композиции 3-4 элемента, таких как куб или параллелепипед, пропорционально разместить и объединить их, а далее развить эту комбинацию, добавляя различные тела вращения, такие как шар, цилиндр, конус, чтобы они органично вошли и усовершенствовали существующую группу.

Для более эффектного рисунка врезки выгоднее располагать в пространстве, не изображая плоскость и линию горизонта, представить, что предметы висят в воздухе и рисовать их можно с любой стороны, так ракурсы врезок и пересечений выглядят более эффектно, а в некоторых случаях более наглядно. Особенно зрелищными получаются виды снизу, каких в обычной постановке невозможно увидеть.

Желательно изображать объекты в соразмерном друг другу масштабе, то есть не совмещать большой куб и врезанный в него маленький шарик, от этого абрис пересечения не будет ясным и выразительным.

Большое значение для выразительности композиции имеет итоговый силуэт. Иногда абрис будущей работы может задавать форму для группы предметов, делая композицию более пластичной и оригинальной.

После того как композиция сформирована, выполняются уточняющие эскизы, и, лучший переносится на большой формат. Работа выполняется графическим карандашом с полной светотеневой моделировкой, естественно, без использования линеек и угольников)).

Геометрические врезки

Значение и польза рисование врезок.

Работа над пересекающимися геометрическими телами дает возможность ученику развивать навыки предварительного составления образов в воображении, представлять итоговый вариант рисунка сразу в голове до рисования на бумаге. Благодаря врезкам ученик понимает и прорабатывает конструкцию сечений, преломления граней в местах пересечения тел, располагает падающие тени и световые рефлексы. Все это происходит в воображении, что способствует развитию интуитивных навыков построения различных предметов, перспективному сокращению и расположению теней на сложных плоскостях, что очень пригодится в занятиях по композиции.

Это задание полезно выполнять на любых стадиях обучения и уровня подготовки, повышая сложность композиции и улучшая качество построения сечений. Изображение врезанных предметов полезно как хорошая тренировка для навыков рисования, геометрии и объемно-пространственного мышления.

Важно! Данное задание с небольшими нюансами и особенностями входит в состав экзаменов при поступлении в различные художественные учебные заведения. Научившись принципам рисования объемных композиций, вы сможете выполнить многие задания при поступлении.

Смотрите также:

artisthall.ru

РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Поиск Лекций

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4

КОМПОНОВКА……………………………………………………………………....4

РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ…………………………………………..5

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РАБОТ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ…….7

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ………………………………10

ЛИТЕРАТУРА………………………..…..……………………………………...…..11

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по освоению основных принципов технического рисунка включают теоретические вопросы, содержащие необходимые сведения о рисуемых предметах и практические аспекты рисования с натуры конкретных форм. При данном подходе одновременного освоения теоретических закономерностей и технических средств рисунка увеличивается значимость практического обучения.

Рекомендации состоят из двух разделов, содержат примеры, сопровождающие текст и показывающие последовательность, стадии выполнения рисунков.

Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки), в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорциональных соотношений размеров. Форма предмета на техническом рисунке выявляется с помощью оттенения.

Главная задача технического рисунка – изображение формы предмета с наибольшей точностью, соблюдая пропорции и прорабатывая детали. Выполняя задания по техническому рисунку каждый студент, должен выработать свою индивидуальную манеру исполнения эскизов (свободное обращение с графическими материалами, применение различных техник исполнения позволяют придать композиционному замыслу эскиза большую выразительность.

Изучение принципов рисунка, его технического и графического исполнения осуществляется вначале на простых формах геометрических тел(шар, куб, конус и т.д.), для рисования которых достаточно представления о внешнем облике, а уже далее на более сложных композициях из предметов, в изображении которых решающую роль играет знание внутренней конструкции и умение увидеть предмет насквозь.

Работа над эскизами послужат достаточно хорошей школой для развития воображения и образного мышления, а также приобретения необходимых навыков в рисунке,владея которыми можно решать любые задачи. Практическая часть рекомендаций показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.

Целью работы является закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, освоение различных способов и приемов выполнения

технического рисунка, приобщение студентов к творчеству по вопросам будущей специальности, развитие их художественно-образного мышления, приобретение студентами навыков самостоятельного творческого решения.

 

КОМПОНОВКА

Для начала работы над эскизом необходимо ознакомиться с последовательностью выполнения рисунка.

Для выполнения задания необходимо правильно выбрать сорт бумаги и графический материал. Цвет бумаги может быть любой, в зависимости от поставленной задачи, например белый ватман. Лист должен быть гладкий, но не глянцевый (чтобы графический инструмент не скользил). Также можно ватман покрывать для придания цвета материалами (соус,сепия,ретуш и т.д.).

Из графических инструментов рекомендуется пользоваться мягкими материалами (уголь, ретуши т.д.), карандашами B, 2B и т.д. А также можно пользоваться шариковыми и гелиевыми ручками, фломастером (черным), пером, черной и белой гуашью и т.д.

Работа над эскизом должна выполняться поэтапно. Сначала рекомендуется отметить композиционный центр, от которого должно идти дальнейшее построение. Далее следует пометить точками основные конструктивные узлы,прорисовать основные большие формы с последующей проработкой деталей. Нанести тени и обобщить форму.

 

РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Освоение принципов технического рисунка лучше всего начать с упражнений в рисовании простых пространственных форм. Для этой цели больше всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение. На них легче всего понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного ее изображения и закономерностей светотени.

Можно рассмотреть изображения куба с полной светотеневой проработкой и основные последовательные стадии его рисования (рис.1)

1-я стадия – пометка композиционного размещения на листе крайними точками, определение центра размещения изображения и нахождение основных точек вершин углов куба с учетом движения, пропорций и перспективы при данной точке зрения.

2-я стадия – прорисовка конструкций куба легкими тонкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода.

3-я стадия – уточнение пропорций и перспективного построения более сильными линиями. Нахождение пунктов собственной тени и определение соответствующих им пунктов падающей тени.

4-я стадия – решение больших тональных отношений: нанесение собственной тени, падающей тени и определение фона.

 

 

 

Рис. 1. Последовательность

рисунка куба

Освоив построение простых предметов, можно брать для рисования несколько геометрических тел (рис.2), а также более сложные, поверхности которых образованы изогнутыми линиями, например крынку, кувшин, чайник, вазу, музыкальные инструменты, а в дальнейшем и предметы, поверхности которых украшены орнаментами. В конце следует поработать над натюрмортом, составленным из продуманно подобранных по форме, цвету и смысловому значению, а также хорошо компонующихся друг с другом предметов обихода (рис.3). Эти упражнения помогут развить чувство относительных соотношений одного предмета к другому, умение подчинить перспективное построение целого ряда предметов с одной точки зрения и передать единые условия их освещения. Работа над натюрмортом из бытовых предметов ставит перед рисующим вопросы влияния цвета и фактуры на светотеневые отношения и на восприятие размеров формы.

 

 

Рис. 2. Последовательность рисунка натюрморта из геометрических тел

 

 

 

Рис. 3. Последовательность ведения рисунка натюрморта, составленного из бытовых предметов

 

poisk-ru.ru


Смотрите также