Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Планета Земля». Рисование глобуса в старшей группе


НОД для старшей группы " Глобус на столе"

Составила:

Воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ д/с № 52 г. Таганрог

Щукина Е.А.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы по теме: «Земной шар на столе»

Цель: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.

Задачи:

  1. Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли;

  2. Развивать у детей внимательность, наблюдательность;

  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.

Оборудование: Глобус.

Ход НОД:

I.

Сейчас многие люди путешествуют, ездят в разные города, разные страны. А в далёкие времена люди путешествовали мало. У них не было современного транспорта, они не знали, куда им идти и ехать. Люди мало знали о планете Земля, на которой мы с вами сейчас живём. Но вот они научились строить корабли: сначала небольшие, потом корабли становились всё больше и больше, они могли отправляться в далёкое плавание по морям и океанам. Иногда приходилось плыть много дней и ночей. В те далёкие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звёздам. Но звёзды появляются только ночью и только при хорошей погоде. С древних времён между учёными были споры о форме Земли. Считается, что первым человеком, кто доказал, что Земля круглая был древнегреческий философ Аристотель.

Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.

Хоромы у меня невелики,А шар земной вместили, как ни странно:Здесь уместились все материки,Четыре необъятных океана.Верчу рукою глобус на столе,Разглядываю страны и границы:У толстяка на голубом челеПалитра многоцветная искрится.Что ни оттенок цвета, то народ;Что ни страна, то новая окраска…С материка на материк ползётИ по морям плывёт моя указка.Мне шар напоминает силача,Чья голова укрыта облаками.Глянь – свесилась Америка с плеча,Сжал Азию он крепкими руками.Льды Арктики на спину взгромоздил,Полярную на лоб надвинул шапку,Стопы на Антарктиде укрепилИ всю Европу крепко взял в охапку.Всю Африку – на правое бедро,Австралию – на левое колено;Всё зло земли и всё её добро Вращает неустанно, неизменно.

- О чём, ребята, это стихотворение? (Правильно, о глобусе).

- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).

- Посмотрите, ребята, это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, много ли на ней воды. Глобус имеет форму шара, значит и наша Земля – это шар.

Поработали, ребятки,А теперь все на зарядку!Мы сейчас все дружно встанем,Отдохнем мы на привале.Влево, вправо повернитесь,Наклонитесь, поднимитесь.Руки вверх и руки вбок,И на месте прыг да скок!А теперь бежим вприпрыжку,Молодцы вы, ребятишки!Замедляем, дети, шаг,И на месте стой! Вот так!А теперь мы сядем дружно,Нам еще работать нужно.

II.  Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским.

В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус (обычных размеров) имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

Современные глобусы бывают разных видов и размеров. Так например в США создан цифровой глобус, а в Германии первый интерактивный (Мультитач) глобус.

Небесный глобус показывает расположение звёзд зеркально по сравнению с тем, как они видны на небе, поскольку мы смотрим на глобус снаружи, а небесную сферу видим «изнутри». При измерении географическая карта намного удобнее глобуса, поскольку последний требует использования при измерении расстояний гибкой линейки. Некоторые глобусы изначально оборудованы линейками, изогнутыми в виде дуги.

Бельгийским коллекционером Штефаном Миссине, в 2013 году было опубликовано исследование глобуса, вырезанного на страусином яйце. Вырезанный на этом яйце глобус изображает Северную Америку. Датируется глобус 1504 годом. Это старейший глобус, на котором изображена Америка

Голландские послы привезли в подарок Великому князю Московскому Алексею Михайловичу Романову значительный по размерам глобус. Позднее 16-летний Петр, будущий император России затребовал этот глобус себе. Русский царь и его дети могли иметь достаточно ясное представление как о географии Земли на уровне знаний своего времени, так и о ее шарообразной форме.

Знаменитые глобусы:

Земное яблоко (XV век) — старейший глобус в мире.

Ягеллонский глобус из Кракова — один из трёх старейших глобусов, ныне существующих в мире.

Готторпский глобус в Музее М. В. Ломоносова de:Gottorfer Riesenglobus (XVII век)

Страусиное яйцо (1504) — старейший глобус Америки.

Глобус Блау (XVII век) — главный экспонат первого русского музея.

Глобус мира (1982—1987) — самый большой вращающийся глобус. Представляет собой сферу в диаметре 10 м, весом 30 т, находится в местечке Коломбара, недалеко от г. Апечо, округ Пезаро, Италия. Глобус построен из дерева, и его размеры позволяют разместить внутри 600 человек на трех ярусах настилов.

Сферический интерактивный мультитач глобус

В Вене действует Музей глобусов. Это единственное публичное собрание глобусов в мире.

III. Сейчас мы с вами сделаем из пластилина модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая) Берём пластилин и скатываем из него гладкий шар. Выставка глобусов.

- С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)

- Что такое глобус? (Модель нашей Земли).

- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много о глобусе.

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Планета Земля»

конспект занятия для старшего дошкольного возраста, конспект занятия для старшей группы, конспект занятия для подготовительной группы

Задачи:

- Познакомить детей с глобусом-моделью нашей планеты Земля. Научить делать выводы, обосновывать их. Опираясь на опыты, дать знания о смене частей суток (движение планеты вокруг своей оси).

- Развить воображение, мышление, валеологические и природо-охранные навыки.

- Воспитать интерес к природе, любознательность.

Материалы: глобус, загадки, рассказы Сухомлинского «Леночка хотела приблизить весну», белая бумага, цветные карандаши, карандаш, шнурок, маленькая машинка.

Ход занятия для детей старшего дошкольного возраста

(На занятия к детям пришел Глобус - кукла с головой, похожей на земной шар)

Глобус. Добрый день, дети! Меня зовут Глобус, я пришел к вам в гости!

Воспитатель. Дети, а наш гость вам никого не напоминает?

Глобус. Вы правильно сказали, ведь разные глобусы бывают и это все мои родственники. А вы знаете, для чего людям нужны глобусы? Потому что я еще маленький и не понимаю, какую пользу могу принести.

Воспитатель. Дети, расскажите Глобусу, для чего он нужен.

(Чтобы изучать Землю, нашу планету)

Глобус. А что такое «планета»?

Воспитатель. Планета-это большой шар, вращающийся вокруг Солнца. Существует 9 планет Солнечной системы, и Земля - одна из них.

Глобус. А что, когда я вырасту, то стану таким большим, как планета Земля?

Воспитатель. Нет, Глобус, ты не будешь таким большим, потому что глобус - это только модель, игрушка очень похожая на земной шар. Но задача у глобусов очень серьезная - учить людей.

Воспитатель. Ну, чтобы  Глобус  ты все понял, мы с детьми подготовили вот такие игрушечные машинки, посмотри, как они похожи на настоящие машины, которые ездят на улице.

(Дети рассматривают игрушечные машины и сравнивают их с настоящими).

Вопрос к детям:

1.Чем похожи между собой настоящая машина и игрушечная?

2.А чем отличаются?

- Так и ты, Глобус, очень похож на землю, но меньше нее на столько, на сколько игрушечная машина меньше настоящей.

Физкультминутка «Я - Земля»

Я планета, зовусь Земля,

Очень большая я.

Вокруг себя я кружусь,

Так как в космосе нахожусь.

(сведение и разведение рук в стороны)

(шествие вокруг себя)

(наклоны туловища вправо-влево)

(наклоны туловища вперед-назад)

(руки в боки, «пружинка», справа-слева)

Глобус. Я вам что-то принес, но сначала отгадайте загадки, что это!

Загадки о временах года

Подумайте, что приходит на смену дню? (Ночь)

А, что на смену ночи? (День)

Какие части суток вы знаете, и в какой последовательности они приходят к нам?

(Утро, день, вечер, ночь).

Его возраст один год.

Дни он умеет считать,

Знает будни и праздники.

По листку ежедневно сбрасывает.

Что это, дети, кто угадает? (календарь)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Мы с Глобусом убедились, что вы хорошо умеете разгадывать загадки и догадались, что Глобус принес (показывает различные виды календарей, дети рассматривают).

Вопрос к детям:

Как вы думаете можно ли ускорить время?

Зиму поменять с летом?

Ответ детей.

Воспитатель. Разумеется, каждая пора года замечательная, но, по правде говоря, всем нам так хотелось, чтобы, наконец, отступили морозы, проснулась природа и все вокруг засияло, ожило, заискрило. Посмотрите на Глобус. Видите, как он радуется! Малыши по-разному весну ждут: одни сапожки резиновые и весенние курточки примеряют, другие ее в окошко выглядывают, как мамочку с работы. Вы же знаете, маленькие дети, когда чего-то хотят, не могут долго терпеть, потому что еще не научились понимать, что из чего берется. Вот совсем как та маленькая девочка из рассказа Василия Сухомлинского. Послушайте.

Леночка хотела приблизить весну

На стене висит отрывной календарь. Аленка маленькая, ей всего три годика, но она знает: каждый день из календаря отрывают один листочек. Она просит бабушку:

- Покажи бабушка, где будет весна.

Бабушка показывает. Леночка унывает: как много листочков еще надо оторвать. Ночью она тихонько встала, и давай отрывать листочки. Вплоть до весны оторвала. Собрала их все, положила под подушку и заснула. И приснилась ей весна.

Проснулась на рассвете. Подошла к бабушкиной кровати.

- Бабушка, вставай, весна пришла!

Вопрос к детям:

1. Кто главный герой?

2. Какое время года ждала Лена?

3. Когда пришла весна?

Вывод детей.

На все свое время. Таков закон природы.

Воспитатель. Смотрите, пока мы рассуждали, Глобус принес какие-то странные вещи. Хотя никакие они не странные. Обычный карандаш и бумажный круг. Его можно вырезать самому, обведя сначала на листе перевернутую донышком кверху чашку или что-то круглое. Затем надо составить круг вчетверо, после этого снова развернуть его. Круг этот, поделенный на четыре части, и будет у нас моделью года. В каждой четверти круга напишем название одной из 4 времен года. Подписывать надо по порядку: зима, весна, лето, осень. Кто не умеет писать, пусть напишет первую букву названия времен года и непременно придумает какой-нибудь символ, знаки для каждого из них.

Подвижная игра Суша-Вода

Ведущий дает команды:

-Море! (дети прыгают в условное море)

- Земля! (дети выпрыгивают на условленную землю)

- Шторм! (дети изображают волны)

- Чайки! (дети изображают летящей чаек).

Можно придумать еще команды, связанные с морской тематикой.

Апликация с детьми

Первый вариант.

А теперь самое интересное. Возьмите карандаш, воткните его в середину бумажных кругов так, чтобы нижним был круг, которое изображает сутки, средним - неделю, а верхним - месяцы и времена года. Покажите своим друзьям, как идет время: прокрутите полностью нижний круг - пройдет один день. Соответственно на один день передвиньте недельный круг. Когда он прокружиться полностью - пройдет неделя. А черточку на верхнем круге сдвиньте немного. И так, пока не пройдет целый год. Понравилось ли вам это устройство? Можно сделать такие круги «живыми». Для этого нам понадобятся нитки.

Второй вариант.

Станьте в круг, выложите посредине на полу крест - накрест четыре веревки. Наш круг, который вы создали, будет изображать сутки, а каждая его четверть какую-то часть суток: утро, день, вечер, ночь. Играем так: ведущий, например, говорит: «понедельник начинается». Дети идут по кругу, останавливаясь на каждой четвертушке, и имитируют действия, соответствующие каждому оттенку суток (умываются, чистят зубы, делают зарядку, завтракают, обедают, играют..).

- Давайте сделаем подарок для Глобуса! Нарисуем его портрет.

Дети рисуют глобус на листах бумаги.

mirdoshkolnikov.ru

Конспект занятия «Знакомство детей с глобусом и картой» в подготовительной группе

Составила Харькина Наталья Евгеньевна воспитатель МБДОУ “Полянский детский сад «Родничок», С. Поляны, Рязанский район, Рязанская область Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство детей с глобусом и картой»» Задачи: Подвести детей к пониманию взаимосвязи всех обитателей природы друг с другом, как внутри растительного или животного миров. Так и между обоими мирами. Закрепить знания детей о глобусе и карте, сторонах света. Воспитывать у детей бережное отношение к природе Активизация словаря: карта, компас, названия птиц, зверей Обогащение словаря: модель Земли, компас, лесостепь, материк. Материал и оборудование : глобус, карта России, карта Рязанской области, магнитная доска, картинки с изображением животных , компас и указка. На столе стоит глобус. Дети вокруг стола. -Дети, что это? -Да, это глобус, модель земли. Когда люди узнали и доказали, что земля круглая, они сделали глобус, модель Земли, уменьшенную во много-много раз. Я расскажу вам сейчас стихотворение, как у детей получился глобус: «…Потом решили с братом весь мир нарисовать, А чтоб в листок вошел он, все стали уменьшать…. Рисунок папе отнесли ,и папа нам сказал, Что это карта всей Земли, он так ее назвал. А если б карту удалось на мячик прикрепить, Тогда бы глобус вы смогли, ребята, получить» (М.Погарский) Вот видите , ребята, смогли ученые прикрепить карту на круглый шар и получился глобус- модель Земли. А как называется самая южная точка на глобусе, покажите ее. Да, это южный полюс. А какие стороны света вы еще знаете. Да, это север, восток и запад. А какой прибор помогает людям определить эти направления? Да, это компас, в любой точке света, в лесу, на нашем участке, где угодно он показывает направления – юг, север, запад, восток. Я вам сейчас расскажу стихотворение про стороны света, а вы внимательно послушайте. «В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья эти - страны света, ну а дом их- вся планета. Север - белый властелин, царь снегов, морозов, льдин. Он на глобусе вверху, насылает нам пургу. Юг, его горячий брат, солнцу ласковому рад. Но лишь вниз на полюс съедешь, тут же вмиг заледенеешь. Справа брат Восток живет, там, где солнышко встает. Ну, а Запад брат ютится, там где солнышко садится.» Огромная наша земля, много на ней материков, а еще видно на глобусе, что на земле много воды: морей, океанов, рек. Каким цветом они изображены на глобусе. Да, синим. Ребята , помогите мне найти на глобусе нашу Родину. Как она называется? Да, это Россия. Но вы знаете, работать с глобусом не всегда удобно, так как все размеры Земли сильно уменьшены, поэтому ученые перенесли изображение поверхности Земли на карту. На доске воспитатель вешает карту России. На этой карте Россия изображена в более крупном плане. Покажите, пожалуйста, границы России. Да. Огромны и необъятны просторы России, на многие тысячи километров протянулись ее границы с Севера на Юг, с Запада на Восток. (Показ по карте) . И природа России разнообразна, на Севере холодная тундра, в тундре совсем нет лесов, к югу от тундры растут леса, их сменяют обширные степи .а еще южнее расположены раскаленные солнцем пустыни. А как называется наш родной край? Да, мы живем в Рязанской области. Если мы посмотрим на карту России, то увидим, что наша Рязанская область занимает маленькую часть России, но мы знаем, что Рязанская область – это богатый и красивый край, в ней много городов, сел, деревень. А главный город Рязанской области как называется? Да, это Рязань. Я его вам покажу на карте. Ученые сделали карту Рязанской области. Вывешивается карта Рязанской области. Покажите границы Рязанской области. А о чем говорят зеленые и желтые цвета на карте Рязанской области. Да, зеленый- это леса, а желтый – Это степи. А какая самая главная река Рязанской области. Да, это Ока. Я ее покажу вам на карте, какого она цвета? Да, наша область находится в лесостепной зоне, на севере растут леса, а к югу тянутся степи. А сейчас мне нужна ваша помощь. Дидактическая игра «Кто где живет» Я вам предлагаю картинки разделить на 3 группы и разложить их на 3 стола. Детям предлагаются картинки с изображением зверей леса (лиса, волк, медведь, заяц, олень, еж), с изображением животных степи (сайгак, сурок, тушканчик, степной орел) и рыб, дети раскладывают картинки по столам . Вопросы для закрепления: Что нового вы узнали на занятии? Для чего нужен компас? Назовите основные стороны света? Главный город Рязанской области. Рефлексия по методике «Эмоциональное письмо» Ребята, если вам понравилось сегодня на занятии, вам все понятно , вы справились с заданием и у вас хорошее настроение- поднимите улыбающийся смайлик. А если у вас возникли затруднения, и что-то не понятно, то выберите грустный смайлик.

educontest.net


Смотрите также