Занятие по рисованию в подготовительной группе "Рисуем штрихами". Рисование графика в подготовительной группе


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме графика "Подарок имениннице сове." - Эстетическое воспитание - Дошкольное образование

Автор:

Гилязова Расима Ришатовна

Воспитатель

МДОУ детский сад "Березка"

Подарок имениннице сове.

Программные задачи.

1.Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - графикой и одним из технических приемов изображения в графике – штриховым рисунком.

2. Учить изображать сову штрихами, передавать разные позы совы, рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы.

3.Развивать творческий подход в изображении совы, используя нетрадиционные материалы.

4.Воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа. Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасова «Грачи прилетели», В.Васнецова «Богатыри» и. т д. Рассматривание книг с иллюстрациями В.Лебедева, В. Сутьева, Е. Рачева. Беседа о жизни и местах обитания совы. Работа с нетрадиционными изобразительными материалами.

Оборудование. Иллюстрации с изображениями совы. Нетрадиционный изобразительный материал : цветные гелиевые и шариковые ручки , цветные мелки ,сангина, восковые мелки ,угольки ,цветные и графитные карандаши; бумага разной фактуры: белая, цветная, бархатная, виниловая ( остатки обоев) наждачная бумага с мелким и более крупным зерном . Аудиозапись (голоса птиц).

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятие по рисованию я приглашаю вас в лесную школу, а тему нам подскажет природа. Вы согласны? ( Да) Тогда в путь по прямой дороге (обычная ходьба), дорога наша не простая, впереди кочки и нам придется идти, перешагивая их (ходьба с высоким подниманием колена), дальше легким бегом на носках спустимся с горки по извилистой дорожке. Вот мы и пришли, садитесь за столы.

Дети слушают аудиозапись голосов птиц.

Сюрпризный момент.

Вини - Пух и Пятачок идут и поют песню.

Куда идем мы с Пятачком. Нас ждет чудесная страна .

Большой, большой секрет. Там горы желудей.

Но, если честно, тайны в том Цветут поля и льется мед.

Ни капельки и нет. Такая вот она.

Летит сорока и объявляет новость леса.

Сорока. Внимание! Внимание! Сегодня вечером всех зверей леса Сова приглашает на именины. ( Улетает)

Вини - Пух. Как здорово, Пятачок, что нас пригласили на день рождение.

Пятачок. Ой! Что же мы подарим тетушке сове.

Вини - Пух. Надо подумать. Может нам подскажут дети из детского сада «Березка»

(Пятачок и Вини - Пух идут к детям в лесную школу.)

Вини - Пух и Пятачок. Здравствуйте, ребята, подскажите, пожалуйста, что подарить тетушке сове. (Прослушивается версия детей)

Воспитатель. А, я предлагаю, ребята, каждому из вас нарисовать сову. Например, сова летит над полем, сова сидит на веточке и др.

Пятачок. Да! Да! Тетушка сова любит при луне рассматривать свои фотографии и картинки с изображением совы.

Воспитатель. Пятачок, Вини - Пух , садитесь за столы, и учитесь с ребятками рисовать.

Вопросы детям. Вспомните, как называют художников, которые пишут картины масляными красками на холсте? ( Художники живописи)

Какие произведения живописи вы знаете?

Ответ: И.Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Богатыри», А. Саврасов «Грачи прилетели» и.т.д.

Воспитатель. А еще, ребята, есть рисунки и картинки, выполненные разными другими изобразительными материалами: карандашами, гуашью и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются - уголь, пастель, сангина, восковые мелки, жидкая тушь. С некоторыми из этих материалов вы уже умеете работать.

Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками - графиками. Например: художник- иллюстратор Е. Чарушин рисовал иллюстрации к детским произведениям на бумаге, а потом его рисунки отпечатывали в типографии и помещали в тысячи одинаковых книжек.

Также печатали иллюстрации и других художников. Вот одна из книг

Е. Чарушина у меня в руке. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти иллюстрации? ( Карандашом). Почему вы считаете, что рисунки выполнены карандашом?( Иллюстрации нарисованы и раскрашены короткими и тонкими линиями)

Воспитатель: Эти линии называются штрихами. Штрихами художники любят изображать лохматых зверей, оперение птиц и многое другое.

(Показать рисунки, выполненные штрихом.) Для того чтобы вам легче было рисовать, у меня есть таблица подсказка, где изображены штрихи разного вида.

( Обсудить по таблице, какие штрихи использовать при рисовании).

А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрации на доске.(рис.1,2,3) Скажите, кто на них изображен? ( Сова) Давайте рассмотрите их и попробуйте рассказать, какая сова, какой формы у нее голова, какой формы туловище? Что больше: голова или туловище? Какие глаза? Какой клюв? Что делает сова? Куда смотрит? (По ходу ответов детей воспитатель рисует силуэт совы.)

А сейчас дети, мы рассмотрим расположение перьев (рис.4)на голове, на теле и крыльях, обсудим какие штрихи, будем использовать. (Рассказ сопровождается показом расположения штриха на силуэте совы). Как вы будите наносить штрихи на голове совы? (Штрихи, отходящие от центра, если дети не могут ответить словами, предложить указать номер штриха на таблице). Как расположены штрихи на теле? (Вертикальные короткие штрихи от головы к хвосту). Как расположены на крыльях? (Верхней части штрихи - зигзаг, внизу крыла – длинные вертикальные).

Физ.минутка.

Совушка - сова. Руки вытянуть вперед

Большая голова. Поднять руки вверх и через стороны опустить вниз.

На суку сидит. Руки отвести назад.

Головой вертит. Повороты головой.

Всю ночь летает. Машут руками, на носочках переминают ноги.

А станет светло. Машут руками.

Спать летит в дупло. Садятся на карточки.

Воспитатель. Мы рассмотрели внешний вид совы, фактуру перьев, а сейчас, чтобы ваши рисунки получились интересными и разными, я предлагаю вам для изображения совы использовать разные виды материалов. Ребята на столе карандаши, мелки, угольки, пастель, гелиевые ручки, а также бумага разной фактуры, цветной картон, альбомный лист, бархатная и наждачная бумага – все это для вас знакомо, мы их использовали на предыдущих занятиях. Вы должны выбрать нужный материал и преступить к работе. Советую не торопиться, чтобы взятое направление штрихов не искажалось

Включить аудиозапись с голосами птиц. Поощрять детей, которые вносят в свои рисунки интересные дополнения. Следить за осанкой детей. В конце занятия надо рассмотреть работы. Предложить детям отобрать наиболее интересные, выразительные рисунки .Спросить детей, почему им понравилось эта работа? Что делает сова? Поощрять детей, которые использовали нетрадиционную фактуру бумаги, разнообразные изобразительные материалы. Если работ окажется много положить все в заранее приготовленный фотоальбом и передать Вини - Пуху и Пятачку. Герои мультфильма благодарят за оказанную помощь и уходят.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Какой прием рисования мы использовали при изображении совы? (Штрихование)

Похвалить детей за доброту и отзывчивость.

Рисунок 1 Сова сидит.

Рисунок 2 Сова летит.

Рисунок 3 Книга Е. Чарушина.

Рисунок 4

Литература.

1. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. РГ Казаковой – М.: ТЦ Сфера,2005.-128 с .

2.Кожохина, С К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль ,ПК Химический завод «Луч»,2007г – 80.,ил.

3. Швайко, Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2001.- 176с.

pedsovet.su

Занятие по рисованию в подготовительной группе "Рисуем штрихами"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги.
  • С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  • Рассмотреть иллюстрации Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём.
  • Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:

– Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц. Его работы прорисованы ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны Художник считает,что главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности» «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович. Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Далее педагог обобщает сказанное и говорит, что мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называютсяони называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины од­ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко. Существуют разные виды штрихов (показывает таблицу):

– Короткие прямые штрихи. – Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи. – Наклонные отрывные и неотрывные штрихи. – Удлиняющиеся штрихи. – Штрихи – зигзаг. – Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Далее дети с воспитателем рассматривают разные штрихи и беседуют о том, что можно с их помощью изобразить или на что они похожи. Воспитатель предлагает детям игру – упражнение на развитие образного воображения.

«Пять кругов»

Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

  • Прямыми в одном направлении. – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
  • Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
  • Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
  • Дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
  • Длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.

Делают вывод, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.

Далее воспитатель показывает детям 3-4 рисунка дети называют какие штрихи они в них нашли.

– А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи. – Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи – А теперь нарисуйте штрихи разной длины...(педагог проверяет, уточняет)

– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о его свойствах. – Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? (короткие отрывные расходящиеся из центра) – А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением утки и приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в ходе самостоятельной работы детей проговаривает названия разных штрихов, чтобы дети их лучше запомнили. В конце урока – выставка утят. И воспитатель говорит, что дети на следующих занятиях будут продолжать учиться рисовать как художник – график Е.И. Чарушин.

Источники:

  1. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin
  3. http://www.raskraska.com/raskraski/164_2/
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рисование по представлению в подготовительной к школе группе

Рисование по представлению в подготовительной к школе группена тему: «Весёлый – грустный скоморох»День и ночь (контраст и нюанс).                                                                   Программное содержание: Знакомство детей  с произведениями известных художников графиков с графической грамотой с понятием –графика . Развивать умение детей, используя приемы рисования кистью (приманивания, точки, линии), передавать динамику движения . Передавать тревожное настроение используя контрастные цвета, развивать творческую активность, воображение . Помогать детям, при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе, в со¬ответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направ¬лять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Передавать свои чувства, эмоции ограниченной цветовой гаммой. Учить детей создавать двухчастные контрастные композиции (день и ночь) раскрывая тему в стилистике. Познакомить с явлениями контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Развивать способности в композиции, творческое воображение. Уточнять понятие о явлении антонимии (день -ночь, чёрный –белый, добрый- злой). Формировать умение выполнять разнонаправленные, слитные, плавные движения руки. Воспитывать любознательность, художественный  вкус.  Приёмы работы: Пятно, тонкие и толстые линии, штриховка.Материал: белый лист бумаги А-3 ф., поролоновая губка, краски гуашь или тушь черного и белого цветов, кисточки разных размеров, банки с водой и салфетки на каждого ребенка. Набор иллюстраций, фотографий, с явно выраженным контрастным графическим рисунком, слайды с изображением графики.

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ, художественное слово.Предварительная работа: знакомство детей с понятием –графика, графической техникой изображения в книгах и картинах художников, знаменитые офорты А.Дюрера. Просмотр иллюстраций и слайдов.

Содержание занятия: Педагог произносит слова и просит детей подабрать противоположные по смыслу: чёрный-… (белый), день-...(ночь), добрый-…(злой), широкий-…(узкий), длинный- ...(короткий). Рассказывает , что такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов, но и в мире искусства. Показывает несколько репродукций, открыток, книжных иллюстраций или фотографий), построенных по принципу контракта.  Поясняет , что на картинках художников можно найти такие пары: герой большой по размеру и маленький, дерево высокое и низкое, персонаж добрый и злой…Затем педагог поясняет значение цвета и света в произведениях искусства, роль солнца, как вид пейзажа зависит от времени суток –утренний, дневной, вечерний, ночной, рассказать о том, как можно изобразить дневное и ночное светила – т.е. солнце и луну. Показать их изображения в книжной графике. Педагог читает стихотворение П. Соловьёва «День и ночь»:

Ночь зимой- как чёрный кот,День – как серенькая мышь,Но весна, весна идёт,Ярко, звонко каплет с крыш.Уж морозу не сдержатьШумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,Звонче щебет воробьёв.Исчезает тьма и тишь,И теперь наоборот:Ночь - как серенькая мышь,День – большой блестящий кот.

Затем педагог ставит перед детьми творческую задачу- нарисовать одну картину, на которой представлены в один момент солнце и луна,  день и ночь, образ скомороха в веселом и грустном эмоциональном состоянии добавляя в рисунок свои творческие идеи.Варианты:-деление листа бумаги пополам и создание диптиха –т.е. двух самостоятельных произведений, связанных между собой по смыслу.Дети выполняют работу, педагог наблюдает за работой детей , проводит индивидуальный показ при затруднении в детального выбора детей.  Анализ работы. Когда все дети закончат рисование, листы разместить на мольбертах в вертикальном положении. Педагог вместе с детьми рассматривает все рисунки,  выделяя выразительные образ¬ные решения, разнообразно нарисованные картины.Спрашивает детей:-у кого из детей скоморох получился самый грустный?-у кого из детей скоморох получился самый весёлый?-как можно охарактеризовать свой рисунок? (что делает герой, о чём думает?)-просит каждого составить свой маленький рассказ. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в ваших рисунках  торжествует  добро, радость и хорошее настроение. После занятия .Оформление выставки  «Весёлый – грустный скоморох»Информация для педагога.Графика ( гр.-«пишу») -вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии,  штрихи, пятна и точки.(Цвет- также может применяться, но, в отличие от  живописи здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.  В дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.

Бондаренко Эльмира Искендеровна.  МБДОУ №2 Екатеринбург 

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru


Смотрите также