"Чем и на чем рисует художник?". Рисование художника


"Чем и на чем рисует художник?"

Чем и на чем рисует художник

Учитель ИЗО и МХК , 1 квалификационной категории,

МБОУ гимназии № 30 г.Ульяновска:

Бутузова Наталья Витальевна

«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства…..»

К.И. Брюллов

Художественные материалы для творчества

Материалы и инструменты художника: бумага, картон, холст, карандаши, ластик, кисти, палитра, мольберт, этюдник, краски: акварельные, гуашевые. Правильно организуй своё рабочее место !

Инструменты и материалы для рисунка

Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши"(от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета.

Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В

Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова.

В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порошка и глины. Найденная удачная пропорция этой смеси позволила добиться заданной твердости или мягкости материала.

Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности, л иста определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаше или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.

Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.

Рисование контурной линией

Линия — это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой

Контурные линии силуэтов Татьяны Марковцевой

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из xвеликих художников эпохи Возрождения Микеланджело. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Рисование графическими материалами рисование простым карандашом ученическая работа: 1 автопортрет Анны Бернарфинер 2 пейзаж «Камни»

Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени

1 виды разнообразных линий 2 виды тональной растяжки 3 изменение тональной насыщенности объекта при изменении его цвета

Рисование пером и тушью

С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила

С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила

С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила

С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила

  • В старину использовали тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки.
  • Металлические перья распространились с XIX в. Для рисования спользуют металлические перья разных размеров и форм.
  • Перо, часто сочетающееся с размывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка (рис. 1.12).
  • Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.

С. Да Верона «Пророк» перо, коричневые чернила

Принадлежности для рисования тушью, чернилами

Наброски пером Портрет профессора Королёва ГС Верейский Ф Мей журнальные рисунки ВАСеров рисунок ВН Горяева

Черная китайская тушь

Для выполнения рисунка с черной китайской тушью используется перо.

Это еще одно классическое средство для рисования.

В работе с тушью не допускается исправлений

Рисование пером. И. Шишкин «Пейзаж»

Рембрандт «Крестьянская хижина

Работа тушью и акварелью

Диптих «Розарий» тушь «Дриады» тушь, перо, акварель

Интересные возможности для творчества представляет акварель и тушь

Что умеет карандаш Карандашом можно проводить тонкие и толстые , светлые и тёмные, короткие и длинные, прямые и волнистые линии. Образцы линий

Рисунки, выполненные цветными карандашами

Средства художественной выразительности цветных карандашей

Рисование цветными карандашами

Рисование фломастерами

Рисуем фломастерами штрихами и точкой

Рисование углём Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева. В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором.

Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.

Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.

Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.

Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.

Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.

Рисование углем

Существует немало Замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе, сделанный И.Е.Репиным углем на холсте, по своей выразительности он не уступает его лучшим живописным портретам.

Рисунки углем

Рисунки сангиной Другим мягким графическим материалом является сангина_ Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кровавый) — материал в виде палочки-карандаша без оправы, и зготовленные из каолина и окислов железа. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел. С помощью сангины создаются монохромные рисунки (такие, в которых есть оттенки одного цвета). Наиболее распространенной является сангина с характерным красновато-коричневым цветом. В настоящее время чаще используют сангину, приготовленную искусственно. Она имеет различные оттенки красного — от светлого до красно-коричневого и фиолетового Наносится сангина «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволяет добиться разнообразия в тоне.

Рисунки сангиной

Леонардо да Винчи. Две головы. Рисунок сангиной. Леонардо да Винчи. Голова мужчины. Рисунок сангиной.

Рисунок сангиной и углем

Рисунок шариковыми ручками Шариковые ручки знакомы нам больше, чем художественные инструменты; тем более имеет смысл использовать их для рисунка. Они идеальны для быстрых зарисовок, таких как этот эскиз фигуры, выполненный Шарлоттой Стюарт; и хотя их нельзя стереть, неправильные линии можно просто зарисовать сверху, применив более сильный нажим.

  • Рисунки шариковой ручкой художницы Sarah Esteje
  • Молодая французская художница  Sarah Esteje родилась в 1987 году. После учёбы в LISAA она изучала фотографию в Гобелинсе. Ее рисунки животных выполнены простой шариковой ручкой, но сделано это настолько качественно и изящно, что поневоле думаешь о фотографическом сходстве изображения с оригиналом.

Рисунки шариковой ручкой художницы Sarah Esteje

Рисунки шариковой ручкой

Кстати, не только Sarah Esteje шариковая ручка вдохновляет на творческие подвиги. Художник Juan Francisco Casas тоже создает с ее помощью настоящие шедевры. Только в отличие от своей коллеги, итальянец рисует не животных, а людей.

Рисунки ручкой на обычном листе от тетради

Рисование шариковой ручкой

Рисование в пуантелистической технике графическими материалами . 1 «Дерево» Белая гелевая ручка 2 пейзаж

Рисование мелом

Как рисовать пастелью? Пастель - (фр. pastel, от лат. pasta — тесто) "сухая живопись" мягкими цветными мелками, которые изготовляются из пигментов, мела и связующих. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста - отсюда и произошло название. У пастели множество нежных оттенков каждого цвета. Пастель используется как для живописи, так и для рисунка. 

Художественные особенности рисования пастелью

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна. В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью.

«Голубые танцовщицы » Э.Дега, пастель.

Рисование пастелью

Свойства акварели Акварель – это водяные краски, растёртые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.

Основы техники живописи акварелью Работа кистью: всем ворсом и кончиком кисти

Акварельная живопись

Свойства гуаши Гуашь, как и акварель, - клеевые водорастворимые краски, но отличие их в том, что они кроющие: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим. Работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью .

Живопись гуашью 1 Федор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 А Бенуа «Прогулка короля»

Живопись гуашью

Основы техники живописи гуашью Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. Гуашью легко исправить ошибку: положил свежий слой поверх испорченного и – всё в порядке!

Рисование акварельными и гуашевыми красками

Юный художник На пленере

«Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная» /И.Е.Репин/

«Юные художники с этюдником» «Юная художница».

Спасибо за внимание

kopilkaurokov.ru

От детских рисунков к произведениям искусства: начало творческого пути знаменитых художников - Ярмарка Мастеров

Многим из нас известны работы художников поражающих своей неповторимостью. Какие-то из них вам интересны, какие-то непоняты. Но каждый известный художник когда-то был ребенком и как все дети, рисовали что-то в альбомах. Что же рисовали художники в детстве? Как распознать, что изображает наше чадо — каляки-маляки или наброски будущих произведений искусств? Возможно ли заметить талант в юном возрасте? 

Я решила рассмотреть работы нескольких известных художников в их ранней юности и более поздние (известсные мировой общественности) работы. С чего начинался их путь?

 

Василий Кандинский

Порт. Одесса. 1898г

Ранними работами Кандинского являются те, что были созданы художником совсем не в юном возрасте. Он пришел к искусству только в 30 лет. Выпустившись с юридического факультета, Кандинский был сперва художественным директором типографии "Товарищества И. Н. Кушнерёва и К" в Москве, затем уехал в Мюнхен и остался там до 1914 года. На рубеже веков Василий Кандинский активно учится искусству (с 1897 года — в студии австро-венгерского художника Антона Ашбе), знакомится с русскими авторами — Явленским, Билибиным, Петровым-Водкиным, путешествует и набирается опыта.

Картину "Одесса. Порт" будущий лидер абстрактного искусства писал, когда ему было 32 года.

Более поздние работы:

 Желто-красно-синее 1925

Параллельные диагонали 1925

 

Сальвадор Дали 

Пейзаж близ Фигерасса 1910г

Пейзаж, на котором Сальвадор Дали изобразил окрестности родного ему городка Фигерас, был написан художником в возрасте шести лет. Дали вырос в доме влиятельного в округе нотариуса и его жены Фелипы, происходившей из уважаемой барселонской буржуазной семьи. Он появился на свет ровно через девять месяцев и десять дней после смерти своего брата (которого также звали Сальвадор) и всю жизнь считал себя его "заменой", да и сами родители называли будущего художника реинкарнацией своего умершего ребенка. Бунтарь, наделенный многочисленными комплексами, фобиями и странностями, Дали был заносчивым, непоседливым и эпатажным ребенком.

Учиться изобразительному искусству Сальвадор Дали начал в муниципальной художественной школе. Уже в 1918 году, когда художнику было 14 лет, его работы впервые выставили в городском театре Фигераса, где они удостоились похвалы критиков. 

Более поздние работы

Постоянство памяти 1931 г

 

Искушение Святого Антония 1946

 

Казимир Малевич

Белье на заборе 1903г.

Родился Казимир 23 февраля 1878 года в Киеве в семье с польскими корнями. Первый рисунок красками в своей биографии Казимир Малевич выполнил в 15-летнем возрасте. С тех пор начал осваивать искусство живописи самостоятельно. Недолго учился в художественной школе Мурашко. Спустя некоторое время после переезда в Курск вместе с семьей Малевич стал посвящать все больше времени рисованию.Сначала он писал картины в импрессионистском стиле, затем увлекся футуризмом.

Несколько лет Малевич преподавал в Витебской художественной школе (1919–1922). Затем руководил институтом художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). Малевич с единомышленниками образовал группу авангардистов, распространявших идею нового видения искусства.

Самой известной работой в биографии и творчестве Малевича является произведение «Черный квадрат». Эту работу дополняют полотна «Черный круг», «Кельтский крест». Среди других известных картин художника – «Красный квадрат», «Скачет красная конница».

Более поздние работы

Гвардеец 1914г.

Голова крестьянина 1934г.

 

Эндри Уорхол

Актер Руди Вэлли

 

Детский рисунок Энди Уорхала, на котором изображен знаменитый американский певец иактер Руди Вэлли, теперь считают самой раннейработой мастера поп-арта. Он создал его в возрасте 10 лет. В третьем классе школы Энди был прикован к постели из-за перенесенной им болезни, хореи Сиденгама. Тогда он особенно увлекся рисованием, а также составлял коллажи и вырезал фотографии знаменитостей. Этот период Энди Уорхол всегда считал очень важным в своей жизни — он был уверен, что именно тогда у него развилось чувство вкуса, а также сложились художественные предпочтения.

 

Интересно, что эту работу американский коллекционер купил на местечковом аукционе всего за $5, а сегодня ее оценивают в два миллиона долларов.

 

Более поздние работы

Банка супа Кемпбелл 1962

Диптрих Мерлин 1962

 

Валентин Серов

 

«Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович» — работа 15-летнего Валентина Серова

 

Жажда рисовать у юного Валентина Серова появилась очень рано. Заметив это, в 8 лет  мать будущего портретиста отдала в обучение немецкому художнику-граверу Карлу Кеппингу. В 9 лет Серов начинает заниматься с самим Ильей Репиным: сначала в Париже, потом — в Москве и Абрамцеве, у Мамонтовых. Там мальчик создает первую известную работу — натюрморт «Синяя ваза».

 

Валентин родился в семье музыкантов 19 января 1865 года. Мама его, Валентина Семёновна, была пианисткой, а отец знаменитый композитор – Александр Николаевич Серов. Двери дома семьи были всегда открыты.

Частые гости — И. Репин, Антокольский, И. Тургенев, Н. Ге. Все эти вечера не прошли даром для маленького Валентина. Отец мальчика в детстве увлекался живописью, рисовал животных, но любовь к музыке была сильней. Он хорошо разбирался в искусстве.

Валентину было шесть лет, когда умер его папа (1871 год). Мать, заметив увлечение сына живописью, решает помочь ему в его начинаниях. В Париже, куда уехали Серовы после смерти отца, они встречаются с Ильей Репиным, и тот охотно соглашается дать уроки мастерства.

В 1875 году Валентин с матерью возвращается в Россию и поступает в гимназию. Проучившись в ней три года, мальчик бросает её. А тут и Репин приехал из Парижа. Серов переезжает в дом семьи Репина и продолжает учиться рисованию.

В Академию Художеств Валентин Александрович  поступил в 1880 году, но так как ему не было 16 лет, то в списке учеников его записывают через два года. Здесь он проучится до 1885 года, затем уйдет, ощущает себя мастером и начинает свой упорный непрерывный труд.

Серов не хотел писать портрет Bмператора Николая II, но отказать ему не смог. Работа длилась долго и шла трудно. Императрица вмешивалась в творческий процесс и давала советы. Однажды, Валентин Серов не выдержал: дал кисть Александре Федоровне, и предложил закончить работу. Царю пришлось извиняться за поведение супруги. Портрет Николая II уничтожили в 1917 году, но он сохранился в авторской реплике.

За портрет великого князя Павла Александровича (1897г), Серов получил золотую медаль «Гран–при» на Парижской всемирной выставке в 1900 году. В 1903 году  становится действительным членом Академии Художеств. Но после расстрела людей 9 января 1901 года покидает Академию в знак протеста.

В своём творчестве Серов больше всего любил изображать портреты художников, музыкантов, писателей и артистов. Иногда сеансы позирования достигали ста и больше посещений. Создавая новые портреты, художник никогда не повторялся. Он сам подбирал позу, интерьер, делал наброски и эскизы будущей работы.

Более поздние работы

Девочка с персиками 1887г

 

Девушка, освещенная солнцем 1888г.

Портрет Мики Морозова 1901г.

Вглядываясь в детские работы художников и более поздние работы, я пришла только к одному выводу — талант художника определяет не степень умения рисовать в детстве, а упорство, труд и желание заниматься рисунком всегда, не иметь никакого желания заниматься чем-то другим.

Любите своих детей, ведь они наши шедевры!

www.livemaster.ru

Чем рисуют художники?

Все художники разные. Одни любят писать яркие цветные картины. Другим по душе нежные цвета. Третьи предпочитают писать фактурные рисунки. Учитывая все это, можно предположить, что существуют самые разные материалы для рисования. Здесь имеются ввиду, конечно, краски и прочее. Давайте разберемся в этой теме более подробно. Так, чем же рисуют художники?

Самые популярные краски среди художников – это гуашь и акварель. Именно этими красками рисовали свои шедевры знаменитые Рубенс и Пикассо. Работать гуашью легко и сложно одновременно. Легко, потому как любой дефект можно исправить путем нанесения нового слоя. Сложность в том, что для достижения нужного результата придется много экспериментировать. А если слой гуаши получится очень толстым, то она потрескается и осыпется после высыхания. Что касается акварели, то она тоже растворяется водой. Главное ее отличие заключается в прозрачности. Через нее просвечивают не только ранее наложенные слои, но и бумага. Именно за это акварель и ценится. Этой краской легко рисовать небо, закаты и рассветы, портреты и все что угодно. Успех нарисованной картины зависит от опыта художника и его смелости. Но нужно помнить о том, что акварель не прощает ошибок.

Пастель – это тоже краска, но наносится она не с помощью кисти. Часто именно из-за этого ею любят работать многие художники. Пастель изготавливают в виде мелков или карандашей. Поэтому необходимость в палитре и смешивании красок отпадает. Работать пастелью очень легко. Чтобы растушевать цвет, создать полутона можно использовать собственные пальцы. Слои пастель перекрывать и так далее. Кроме того, художник может прервать работу в любой момент, и снова вернутся к рисованию в подходящее время. Научиться работать пастелью довольно просто. Главное иметь желание.

Такую краску, как темпера, художники используют с древних времен. Она на протяжении многих лет не теряет своего цвета, сохраняя яркость. Еще темпера очень быстро сохнет и не смывается водой. Эта краска обладает прозрачностью акварели и густотой гуаши одновременно. При этом работа, нарисованная темперой, не будет имитировать ни то, ни другое. Это совершенно уникальная и изысканная работа. Научившись работать ею, художник получает неограниченные возможности.

Акрил тоже отличается водостойкостью. Он бывает разных цветов. Акриловые краски заслужили признание многих мировых художников. Они быстро сохнут. Готовый рисунок отличается стойкостью красок, которые не боятся воды и солнечных лучей. Акрил может быть как густым, так и жидким. Жидкий акрил идеально подходит для создания картин в акварельной технике. Густой акрил позволяет создавать фактурные изображения. Акрилом можно рисовать на любой поверхности.

Но, наверное, самый важный инструмент художника – это карандаш. Его используют даже при работе с красками. Карандаш легко стирается ластиком. Им можно проводить линии разной толщины. Его можно растушевывать. Больше того, карандаш может быть использован и как самостоятельный инструмент. Если карандаш подобран правильно, а грифель его остро заточен, то с его помощью можно создавать самые невероятные шедевры. Раньше вместо карандаша использовали уголь. Этот материал и сегодня пользуется большой популярностью среди художников. Уголь идеально подходит для создания быстрых рисунков. Однако ним нужно уметь работать. Аналогичными углю материалами являются сангина и сепия. Это природный минерал, который еще в древние времена применяли художники. Сепию раньше делали из морского моллюска. Сейчас ее делают в виде мела коричневых оттенков. Сангину и сепию часто сочетают с углем. Это позволяет добиться потрясающего эффекта.

Часто применяют художники и тушь. Для того, чтобы рисовать ею, нужно перо. С его помощью можно создавать как очень тонкие, так и широкие линии. Тушью часто рискуют рисовать только опытные художники, так как нанесенные штрихи нельзя будет стереть. Поэтому работать с тушью нужно с предельной внимательностью.

И, наконец, последний вид красок – это масло. Именно с ней часто ассоциируют живопись. Масляные краски – это основной живописный материал. Их используют художники еще с шестого века. Масляные краски отличаются долговечностью. С их помощью можно создавать максимально реалистичные сюжеты. Причем рисовать маслом можно как на холсте, так и на бумаге, дереве и других материалах. В любом случае поверхность требует предварительного грунтования и наличия у художника определенных навыков.

liveposts.ru

Первые рисунки не художника. | Рисуем вместе

Опубликовано 21 Июл 2011 в рубрике «Дневник начинающего художника»

Так сложилось, что на моем блоге периодически появляются статьи на тему мотивации. Не знаю почему, но простая мысль о том, что чтобы что-то получилось, надо предпринять какие-то усилия, вызывает массу возражений. Мне не хочется в очередной раз пережевывать тему «талантов» и того, откуда они берутся… Вместо этого я покажу несколько рисунков людей, которые хотели рисовать и начали это делать. Я принципиально беру именно первые рисунки начинающих художников, мне кажется, уже в них можно увидеть значительный потенциал для раскрытия творческих способностей, о наличии которых, возможно, авторы даже и не подозревали до того, как взяли в руки карандаш.

А начну я с письма от девушки, подписавшейся как Юля Волшебница:

Меня зовут Юля, мне 25 лет, закончила факультет гос.управления, после чего через год депрессии поиска себя стала неожиданно и планомерно развиваться в фотографии. В начале этого года я поняла, что на самом деле я художник, который подозревал об этом смутно.Никогда в жизни не рисовала и не представляла как это делается. Я была уверена, что это некий вид деятельности недостижимый для смертных людей. Поэтому до сих пор даже не пыталась вникнуть в суть дела.

Ваш пост о принятии решения (http://artfound.ru/start/) — это то, что нужно!Мучаюсь уже неделю, наблюдая за собой, пока вот не села сейчас за стол и не поняла, что мне явно чего-то не хватает, чтобы окончательно начать рисовать. Принять решение — вы все знаете!)Как и Валерий, я нашла себе книгу «Открой в себе художника» и начала рисовать. Никто мне не верил, что это возможно! И сейчас не верят — просто стали списывать на некий «талант». Я бы очень хотела, чтобы люди в себя поверили. Чтобы они вобще в себя Верили!! Я знаю точно, что возможно ВСЕ.

Прикрепляю свои первые Рисунки, если вам понадобиться кому-нибудь наглядно показать, что рисовать можно научиться когда захочется и по всей видимости в любом возрасте!!1. Рука до того, как я умела рисовать и после того, как начала читать «Открой в себе художника».2. И кухня — мой 7ой рисунок по книге и вообще В ЖИЗНИ!

Я сама до сих пор поражена, что смогла что-то нарисовать.И собираюсь поражаться дальше!! Чего и всем желаю… 🙂

А это один из первых рисунков Оли Раскраскиной:

Оля начала учиться рисовать в студии, и в своем блоге регулярно выкладывает результаты. Посмотреть, что у нее получается, можно ЗДЕСЬ (по ссылке первые студийные рисунки).

Это первый натюрморт гуашью Вики, девушки, которая занималась у меня этой зимой:

Рисунок, который мне прислала Алла Егорова:

Это работы Юлии Риа, ведущей блог об искусстве «Капля света»:

Юля учится рисовать самостоятельно, по книгам и видео-урокам.

А вот первые работы акварелью Валерия Янкина, ведущего «Дневник начинающего художника»:

И закончить мне бы хотелось строчками из его письма:

«Будучи психологом, я искал все возможные особенности, которые помогают художникам рисовать. А затем искал отсутствие таких «талантов» в себе. Я долгое время считал рисование «уделом избранных». И чтобы перестать переживать, что у меня не получается, я убедил себя, что это не мое.Я собрал столько сведений о таланте в рисовании, что можно дипломную работу написать. И знаешь, что я обнаружил? Успеха в рисунке добиваются те, что много и часто рисовал и пользовался какими-либо руководствами (учителя, книги). Все остальное – наблюдательность, моторика пальцев, даже сюжеты рисунков и картин – это все приходит постепенно. И вопрос веры в себя решился для меня совсем иначе.»

Выводы делайте сами)

Вернуться на главную страницу 

Еще почитать:

artfound.ru

Чем и на чем рисует художник

Тема урока: ЧЕМ И НА ЧЕМ РИСУЕТ ХУДОЖНИК

Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами, применяемыми на уроках изобразительного искусства; историей изобразительного искусства; учить окрашивать бумагу белого цвета различными способами.

Оборудование: краски, кисточки, карандаши цветные и простые, бумага разных видов, ластик, пастель.

Словарь : изобразительное искусство, акварель, пастель, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  3. Смачивание красок.

    1. Сообщение темы урока.

Без чего никак нельзя

Нам начать урок, друзья?

Как подточить нам карандаш

И выбрать кисточку, гуашь?

Палитру сделать из чего?

Пастель нужна нам для чего?

Вопросов много есть у нас.

На каждый ждем ответ.

Помощник нужен нам сейчас,

Чтоб дельный дал совет.

Возьмем в помощники Карандаша-Знайку. Ведь без него не обходится ни один художник, и поэтому он уж точно знает о том, на чем и чем рисует живописец. Попросим Карандаша- Знайку поделиться своими секретами.

III. Рассказ об истории изобразительного искусства.

Вопрос. Кто придумал рисовать красками?

Ответ. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! Им казалось, что с помощью рисунков они привлекают на свою сторону удачу. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей - и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться, — думали древние охотники-художники, - если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала острыми камнями высекали на скалах контуры рисунков, а потом уж раскрашивали их. Прошли тысячелетия, а эти первые картины до сих пор восхищают нас. Особенно хорошо сохранились они в пещерах, где вечная тьма и не льют дожди, смывая краску.

Вопрос. Какими же красками рисовали древние художники?

Ответ. Самой первой краской была обычная глина. А глины бывают разные — желтые, красные, зеленоватые, белые... Черный цвет давала копоть, сажа.

Шли тысячелетия, и вот человеку понадобились другие, более стойкие краски, которыми можно было разрисовывать ткань, кожу, оружие. Эти краски стали получать из растений. Кора барбариса и ольхи давали желтую краску, отвары луковой шелухи, коры дуба - коричневую. Для красной краски пригодились некоторые ягоды. Так что у каждой краски своя длинная и удивительная история.

Вот посмотрите в коробочку с акварельными красками. У некоторых в наборе есть один из оттенков темно-синей краски, который называется индиго. Откуда она? Из Индии?

Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Долгое время никто не знал секрета се изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.

Пурпур — тоже очень знаменитый цвет. В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток - багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около четырех тысяч лет назад.

Вопрос. А почему сейчас красок много и стоят они недорого?

Ответ. Теперь краски получают не только из природных материалов (охра, например), но и из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно отыскать все цветовое богатство природы. А от старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия, например, кармин, и удивительные истории.

IV. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования.

Вопрос. На чем рисуют художники?

Ответ. Художники пишут свои картины на самых разных материалах. Так, знаменитый портрет «Джоконда» Леонардо да Винчи нарисовал на деревянной доске, а фреску «Тайная вечеря» - на каменной стене. Но чаще всего художники используют для своих рисунков, картин холсты, которые могут быть изготовлены из самых разных волокон и иметь разную фактуру. Бумага также необходима и начинающему рисовальщику, и опытному художнику. Именно на ней мы выполняем учебные рисунки, наброски, пишем этюды. Но для выполнения разных рисунков требуется и разная бумага. Так, для рисунка акварельными красками нужна специальная бумага, а для других краткосрочных рисунков, набросков можно использовать оберточную, газетную или папиросную бумагу. Надо пробовать любую бумагу, которую только сможете найти: и гладкую, и шероховатую, и цветную, и белую. Ведь от вида бумаги зависит и рисунок.

Вопрос. А кто придумал бумагу?

Ответ. Наши предки - жители Древней Руси — славяне писали на самом дешевом и доступном материале: на березовой коре - бересте. Ученые нашли немало таких берестяных листочков. Один из самых любопытных - берестяной черновик восьмилетнего мальчика Онфима. Жил Онфим в древнем Новгороде примерно 850 лет назад. Однажды он, переписывая буквы, отвлекся и стал рисовать. Нарисовал Онфим диковинное чудище и написал: «Я - зверь».

Хороша, конечно, береста, но для рисунков красками явно не годилась.

Но вот из далеких восточных стран купцы и путешественники стали привозить удивительные, белые, как снег, тонкие листы. Это была бумага. Первую старинную бумагу изготовляли из коры тутового дерева - шелковицы. Но в России это дерево было мало распространено. И европейцы долго ломали голову: из чего делать бумагу? И додумались. Бумага состоит из коротких растительных волокон (разорвите листочек бумаги и убедитесь в этом), а растительные волокна можно добыть не только из коры шелковицы. Старые льняные и хлопчатобумажные ткани - тряпье тоже имеет волокна, только длинные, которые очень просто превратить в короткие. Попробовали - получилось.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах. Большую часть работы здесь выполняют машины. Первоначально быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки, затем машина обдирает с них кору, а рубильная машина рубит чурбаки на щепки, которые «провариваются» в специальном растворе. Последняя машина имеет огромные размеры. Для нее отводят отдельное помещение. В ней бумажная масса сначала трясется для того, чтобы волоконца лучше переплелись, затем из бумаги отжимается вода. Готовая бумага утюжится, проходя между горячими валиками, и сматывается уже сухой и гладкой в большие рулоны.

Вопрос. Как появился карандаш?

Ответ. Свое начало карандаш берет от обыкновенной заостренной палочки, которой писали в восковой тетрадке. Один конец у палочки был острым, чтобы выцарапывать буквы, другой тупой, в виде лопаточки, - чтобы удобно было стирать с восковой странички неверно написанное.

  • Что это вам напоминает? (Ответы учащихся.)

  • Правильно, карандаш с ластиком.

Для восковых тетрадей она годилась, но для бумажных палочка оказалась абсолютно непригодной. Вот тут и появился свинцовый карандаш, то есть палочка, но только из свинца, который на бумаге оставляет заметные штрихи. Такой карандаш оставлял свои следы не только па бумаге, но и на пальцах, поэтому его помещали в «костюм» из кожи или в тростинку. Но и этот карандаш не очень был удобен. Вот и появилась палочка с тонким графитовым стерженьком внутри деревянного корпуса.

Делают современные карандаши на карандашных фабриках. Сначала изготовляют деревянный футляр из кедровой, липовой или тополевой дощечки. На дощечке машина прорезывает шесть бороздок-канавок. В каждую канавку другая машина кладет по одному графитовому стержню. Третья машина смазывает дощечку клеем и сверху покрывает другой, точно такой же дощечкой. Получается сразу шесть карандашей под одной деревянной крышей. Следующая машина острыми ножами разрезает заготовку на шесть равных частей. Вот так и появляются на свет сразу шесть карандашей-близнецов.

Вопрос. Какими красками мы будем рисовать на уроках изобразительного искусства?

Ответ. Наиболее распространенными красками являются акварельные.

Акварельные краски - водно-клеевые из топко растертых пигментов (красящих веществ), смешанных с растительным клеем (камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом). Эти краски могут быть сухими, полусырыми или полужидкими. Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге.

Само слово «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, гак как вода является растворителем этого вида красок.

Гуашь - водная непрозрачная краска. После высыхания она светлеет, поэтому нужен определенный опыт, чтобы предвидеть степень изменения тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Темперные краски - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. Темперными красками можно писать густо, как масляными, и жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком.

Масляные краски - это красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. Масляные краски под воздействием света и воздуха постепенно затвердевают. Работают масляными красками по дереву, картону, холсту.

Пастель - это цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Работают пастелью на бумаге, картоне или холсте.

Вопрос. Что такое палитра и зачем она нужна?

Ответ. Краски при рисовании нужно на чем-то смешивать, чтобы получить нужный оттенок. Для этого и нужна палитра. Она может быть изготовлена из картона, древесины, оргстекла, фарфора, фаянса и т. д. Но для того, чтобы вы смогли ясно видеть, какой получается цвет при смешивании, лучше, чтобы палитра имела белый цвет.

Вопрос: А какие бывают кисти для рисования?

Ответ: Кисти бывают разных размеров и разного типа. Мягкие кисти лучше использовать для работы акварелью, а жесткие — для масляных красок. Кисти могут быть круглыми и плоскими и различаются по номерам. Так, размер 4 подходит для рисования мелких деталей, а 12 - для закрашивания большого пространства. Делают кисти из волоса или шерсти различных животных - беличьих, барсучьих, колонковых и др.

Вопрос. Почему ластик стирает?

Ответ. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Так вот ластик эту пословицу опровергает. Он легко сотрет любой карандашный штрих. Вообще-то у ластика есть еще одно название - стиральная резинка. Ведь он действительно сделан из резины - искусственного каучука. А чтобы ластик мог стирать неверно нарисованное, в резину добавляют стеклянную пудру, и ее крохотные острые частицы сдирают верхний слой бумаги. Главное тут - не переусердствовать, иначе будет дырка.

V. Организация рабочего места.

Вопрос. Как правильно подобрать и подточить карандаш?

Ответ. Для уроков изобразительного искусства необходимо подготовить несколько карандашей различной степени твердости: Т, ТМ, М, 2М (Т - твердый, ТМ - твердо-мягкий, М - мягкий, 2М - более мягкий).

Затачивают карандаш конусообразно с одного конца, сохраняя указания номера, обозначающие степень твердости графита. Чтобы правильно заточить карандаш, нужно на 20-30 мм сточить деревянную оправу и обнажить графит па 8-10 мм. Тонкий острый конец графита можно получить, аккуратно обрабатывая его ножом или используя наждачную бумагу, наклеенную на дощечку. Карандаши требуют бережного отношения. Упавший на пол карандаш может стать непригодным для работы, так как хрупкий графитный стержень его окажется поврежденным.

Вопрос. Как правильно ухаживать за кистями?

Ответ. Ни в коем случае нельзя оставлять кисти в байке с водой. От этого портятся щетинки. Моют кисти в теплой воде с мылом. От горячей воды щетинки вылезают. Пока кисть не высохла, пальцами ей нужно придать нужную форму. Хранят кисти или в коробке, или в стакане. Там их ничто не повредит.

Вопрос. Как правильно работать на уроке?

Ответ. Перед началом урока акварельные краски необходимо смочить водой. Карандаш и кисточку нельзя сильно сжимать и держать их у самого кончика. Сидя за столом, необходимо следить за своей осанкой. По окончании работы краски, карандаши, фломастеры, кисточки убирают в коробки или пенал.

  1. Просмотр работ, выполненных разными красками, карандашами, пастелью.

Учащиеся под руководством учителя просматривают работы, выполненные в разной технике.

  1. Игровой момент.

Игра «Что в черном ящике?».

В коробке или шкатулке лежит предмет, относящийся к материалам или принадлежностями для рисования. Учащиеся задают учителю вопросы, пытаясь отгадать предмет, таким образом, чтобы учитель мог ответить «Да» или «Нет».

Например:

Этот предмет мягкий?

Нет.

Он имеет прямоугольную форму?

Да.

Он резиновый?

- Да.

О т в е т: это ластик.

  1. Введение к практическому заданию.

Учитель. Говоря о бумаге, мы отметили, что для рисования можно использовать самые разные ее виды: белую и цветную, гладкую и шероховатую и т. д. Но иногда для какого-то особого, оригинального рисунка нужна такая бумага, которой не найдешь и продаже. Так что же делать? Просто пофантазируйте и изобретите свою, как сейчас говорят, эксклюзивную бумагу.

Предлагаю вам несколько вариантов:

    1. Закрасьте лист бумаги акварельной краской любого цвета и, пока она не высохла, посыпьте мелкой поваренной солью. После высыхания излишки соли стряхните.

    2. Старую зубную щетку смочите краской и затем проведите линейкой или другой какой-либо палочкой по щетине, разбрызгивая краску.

    3. Целлофановый пакет покрыть краской и сверху на него наложить лист бумаги и слегка пригладить. Затем бумагу снимают и высушивают.

    4. Закрасьте лист бумаги акварельной краской. На мокрую окрашенную бумагу капают чистую воду или акварельную краску.

    5. Боковой стороной воскового карандаша закрасить бумагу. после этого закрасить лист акварельной краской любого цвета.

  1. Практическая работа.

Задание 1 : окрасить бумагу белого цвета в разные цвета, используя различные способы.

Задание 2: оформить в альбоме-словаре лист «Окрашивание бумаги разными способами».

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ЧАСЫ

Тик-так, тик-гак –

Все часы идут вот так:

Тик-так! Тик-так!

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

(Дети раскачиваются в такт маятника.)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так.

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы к правому и левому плечам.) Целевые обходы учителя

    1. Контроль организации рабочего места.

    2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

    3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

    4. Контроль качества и объема выполненной работы.

X. Итог урока.

      1. Выставка работ учащихся.

      2. Беседа с учащимися.

- Отгадайте загадки о материалах и принадлежностях для рисования:

Маленький Ивашка,

Красная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

(Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски.)

Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.

(Бумага.)

3.Заключительное слово учителя.

Как видите, такой, казалось бы, скучный процесс окрашивания фона может стать очень увлекательным и творческим, если проявить свою фантазию и смекалку. Посмотрите, какие интересные работы получились у вас. Вы не только повторили предложенные мною варианты, по и сумели изобрести свои способы. Молодцы!

4. Выставление оценок.

Домашнее задание: оформить в альбоме или тетради- словаре информацию о материалах и принадлежностях для рисования.

www.metod-kopilka.ru

Ошибки начинающего художника при рисовании

 

… Расставим точки над «И» в вопросе, чем отличается творчество художника вернее, его результат – рисунок или живописная картина от фотографии. Эту разницу важно понимать, поскольку главным камнем преткновения, о который разбиваются надежды и вера в собственные силы начинающего художника, является стремление добиться фотографической точности изображения.Осознание того, что художник имеет в своём распоряжении совершенно иные изобразительные средства, нежели те, которыми располагает фотограф, поможет начинающему избежать этой распространённой ошибки.

 

Изобразительные средства — оружие художника!

 

Возможности и особенности имеющихся у художника изобразительных средств предполагают особый подход к созданию изображения. Каждый материал для рисования обладает определённым набором свойств, которые он может дать художнику. Не больше, но и не меньше…

Абстракционизм — Герхард Рихтер

Овладение всем спектром возможностей конкретного материала для начинающего художника сродни расширению словарного запаса для писателя. Чем он больше, тем богаче речь, тем интереснее читать. Средства изобразительного искусства — это «словарный запас» художника.

Потому новичку чрезвычайно важно на первых порах пойти верной тропой и сконцентрироваться, именно, на овладении материалом, на практическом изучении его свойств и возможностей, а не на абсолютной точности в передаче натуры.

Рисование и срисовывание — два полярных подхода создания изображения. Рисование — это анализ увиденного, срисовывание — это копирование. Не умаляю значение последнего для начинающего, когда он только учится рисовать.

Срисовывание — необходимый этап, во всяком случае, для обретения уверенности в себе. Однако, закрепившись, привычка срисовывать таит в себе определённую опасность — уход в подражательство.

Тем не менее, подражание как метод обучения рисованию имеет право на жизнь. Главное преимущество этого метода — возможность быстро получить результат.

 

Творчество и подражательство в обучении рисованию.

 

Изобразительное искусство в своей истории знает массу примеров Западных школ живописи, в основе обучения которых лежало подражание. Например, подавляющее большинство живописных школ и мастерских Эпохи Возрождения основывались на этом методе обучения.

Да, и русская иконописная традиция полностью построена на подражании. А с учётом каноничности иконописи, возможность каких-либо авторских трактовок в процессе создания изображения сведены к минимуму. По завершении обучения новичок становился готовым мастером-иконописцем (богомазом).

Георгий Победоносец — Московская школа.

Правда, один мастер от другого не сильно отличался. Исключение составляли редкие уникумы, которые в последствии организовывали собственные школы и направления… И, само собой, пополнили своими именами анналы истории искусства. Все остальные мало кому известны.

Как бы там ни было, упомянутые школы и мастерские живописи как русские, так и европейские в процессе обучения уделяли самое пристальное внимание технике и технологии создания изображения, то есть овладению материалами рисования и живописи.

Прежде чем начать рисовать, ученик мог многие месяцы изготавливать краски и другие художественные материалы, лишь наблюдая за работой мастера и старших подмастерьев. По сути, это был этап освоения свойств и возможностей  материала.

И так, в самом подражании ничего плохого нет. Это, всего лишь, один из вариантов обучения рисованию. Но, зачастую, подражание, в том числе, и натуре сводится для новичка к борьбе с материалом и отказу от использования его уникальных свойств и качеств при создании изображения.

Фотореализм — Григорий Майофис.

Картина, как бы фотографично она не была исполнена, всегда некое представление автора об изображаемом объекте – образ того или иного объекта, если хотите, авторское «видение» объекта рисования — предмета или явления.

Появление новых технологий и материалов существенно скорректировало пути в развития изобразительного искусства в целом и повлияло на изобразительное творчество художников. Авторское видение, самобытность и уникальность — девиз современного искусства.

Однако, не смотря на все новшества, выработка этого самого авторского видения и уникальности, как и прежде, зиждется на трёх «китах»:

  • 1. На изучении натуры в процессе рисования;
  • 2. На овладении материалом, которым художник рисует или пишет;
  • 3. И на творческом вдохновении — интересе, даже, пожалуй, страсти к самому процессу создания изображения.

 

О важности творческого использования возможностей материала при рисования.

 

Стоит пояснить, почему в изобразительном творчестве важно следовать трём выше перечисленным принципам…

Натура — единственный неисчерпаемый источник новых идей и вдохновения. В изобразительном искусстве значение натуры исключительно, даже для абстракциониста, как бы странно это ни звучало.

В свою очередь, овладение всеми возможностями материала, будь то краски, карандаш, уголь или что-либо ещё, позволяет художнику найти и выработать неповторимый, уникальный авторский стиль. И это второе крыло для свободного полёта фантазии при реализации творческих замыслов.

Без знания возможностей материала, без умения использовать их при создании изображения, начинающий, попросту, ходит по кругу никуда не двигаясь. Постепенно, теряя желание рисовать, укрепляется в мысли, что он не достаточно талантлив.

В отсутствии наставника, начинающий художник, обычно, даже не замечает, что идёт не тем путём. Не понимая, что причиной его неудач является незнание свойств и возможностей материала, которым он рисует, а, вовсе, не дефицит таланта к рисованию или живописи.

И последнее в приведённом выше списке, но первое по своей сути и значимости в любом виде творчества — это вдохновение. Это как раз то, что сподвигает на творческий полёт, возбуждает, своего рода, азарт творчества, внутреннее горение, которое не позволяет остановиться на достигнутом и даёт силы для постоянного совершенствования.

Все эти три основы не отделимы одна от другой. Они существуют, имеют смысл и приносят результат, только в единстве. Но важнейшим из этой триады на начальном этапе является овладение изобразительными возможностями материала.

Вот, такое, в некотором роде, философское эссе а-ля «что есть истина?» получилось… Обещаю, не частить подобными публикациями на блоге и в ближайшее время посвятить ряд статей основам практического рисования и живописи.

 

БЕСПЛАТНАЯ КНИГА

Картина маслом или как разбудить в себе художника?

несколько простых шагов по раскрытию и реализации своего творческого потенциала

для того, чтобы бесплатно получить книгу введите данные в форму подписки и нажмите кнопку "Получить книгу"

   

areart.ru


Смотрите также