Рабочая программа УД.15 Эстетика и дизайн для профессии 19.01.17 Повар, кондитер. Рисование и лепка рабочая программа профессия повар кондитер


Рабочая программа УД.02 Рисование и лепка профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"

Тема 2

Рисунок с натуры

Содержание учебного материала

20

2.Последовательность работы над рисунком с натуры. Подготовка к рисованию с натуры. Композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком.

2

Практическое занятие №6

2

Понятие о светотени. Стадии рисования. Понятие о цвете и его психологическое воздействие.

Практическое занятие №7

2

Градации светотени. Значение цвета в кондитерском производстве. Последовательность работы над рисунком с натуры пирожных и тортов.

Практическое занятие №8

2

Композиция пирожных и тортов различной формы. Техника рисования с натуры предметов геометрической формы (куб, цилиндр)

Практическое занятие №9

2

Техника рисования с натуры предметов геометрической формы (конус).

Техника рисования с натуры предметов геометрической формы (пирамида).

Практическое занятие №10

2

Техника рисования с натуры предметов домашнего обихода (тарелки).

Техника рисования с натуры предметов домашнего обихода (чашки).

Практическое занятие №11

2

Рисование с натуры геометрических фигур и предметов

геометрической формы.

Практическое занятие №12

2

Рисование с натуры предметов домашнего обихода.

Практическое занятие №13

2

Рисование фруктов и овощей.

Практическое занятие №14

2

Рисование с натуры пирожные и торты различной формы.

Самостоятельная работа (домашнее задание)

Рисование с натуры корзин с цветами, фруктами, овощами.

Тема 3

Композиция кондитерских изделий.

Содержание учебного материала

10

3.Выразительные средства композиции. Композиция тортов. Современные направления в оформление тортов.

2

4.Виды отделочных полуфабрикатов. Инструменты и приспособления для оформления тортов.

2

5.Композиция квадратного торта. Композиция круглого торта. Композиция овального торта. Композиция фигурных тортов.

2

Практическое занятие №15

2

Рисование пирожных. Изображение пирожных квадратных, круглых.

Изображение пирожных в виде ромба.

Содержание учебного материала

6.Применение разных отделок, бордюры, рельефы, окантовки по бокам.

2

Практическое занятие №16

2

Выполнение рисунка тортов различных форм, используя выразительные средства композиции.

Самостоятельная работа (домашнее задание)

Сообщение по теме: «Оформление фигурных тортов».

Тема 4

Лепка

Содержание учебного материала

16

7.Основы лепки. Содержание и задачи лепки. Инструменты для лепки. Техника лепки элементов украшения для тортов.

Материалы для лепки в кондитерском производстве. Марципан. Мастика. Карамель. Шоколад.

2

Практическое занятие №17

2

Техника лепки птиц и животных. Лепка птиц и животных.

Практическое занятие № 18

2

Рисование эскизов. Техника лепки овощей, фруктов.

Лепка овощей, фруктов.

Практическое занятие № 19

2

Рисование эскизов. Техника лепки овощей, фруктов.

Лепка овощей, фруктов.

Практическое занятие № 20

2

Рисование эскиза. Техника лепки сказочных персонажей. Лепка сказочных персонажей

Практическое занятие №21

2

Рисование эскиза. Техника лепки людей. Лепка человеческого лица и тела.

Практическое занятие №22

2

Рисование эскиза. Техника лепки объемных фигур. Последовательность лепки объемных фигур. Лепка объемных фигур.

infourok.ru

Рабочая программа предмета «Рисование и лепка» для профессии «Повар кондитер», срок обучения 3 года

Департамент образования и науки Тюменской области

АОУ НПО «Профессиональный лицей №46»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Рисование и лепка»

для профессии «Повар кондитер», срок обучения 3 года

2009

Одобрена Составлена

на заседании МК в соответствии с требованиями

профтехцикла Государственного Стандарта РФ

протокол №___ от ______ к минимуму содержания и уровню

Председатель МК _______ подготовки выпускника по

Л.Н.Красовских профессии «Повар, кондитер»

Зам. директора по ТО ______

Н.С.Кремнева

Автор:

преподаватель АОУ НПО «Профессиональный лицей №46» О.А.КлочковаРецензент:

преподаватель высшей категории

АОУ НПО «Профессиональный лицей №46» Л.Н. Красовских

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

предмета «Рисование и лепка»,

для профессии «Повар, кондитер», составленную преподавателем

АОУ НПО «Профессиональный лицей №46» Клочковой О.А.Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер» ОСТ 9ПО 02.34.2 – 2002.

Предложенный вариант программы содержит пояснительную записку, в которой сформулированы цели изучения предмета, поставлены задачи, методы и приемы изучения. В тематическом плане указано количество часов по темам в соответствии с учебным планом. Распределение по темам рационально. Тематический план содержит два раздела: рисование и лепка. Содержание учебного материала отражает необходимую информацию для обеспечения уровня профессиональных компетенций, соответствующих требованиям квалификационной характеристики по профессии «Повар, кондитер». В перечень лабораторно-практических занятий включены задания, способствующие развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, образного мышления, творческих способностей и зрительной памяти.

Программа курса способствует приобретению учащимися профессионально значимых качеств, умений и навыков, формированию эстетического отношения к миру прекрасного.

В содержании программы прослеживаются межпредметные связи с предметами «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», «Производственное обучение».

Рабочая программа по предмету «Рисование и лепка» для профессии «Повар, кондитер» может быть рекомендована для практической реализации в учебном процессе.

Рецензент:

Преподаватель высшей категории

АОУ НПО «Профессиональный лицей №46» Л.Н. Красовских

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная программа разработана в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (ОСТ9ПО 02.34.2 -2002) начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер».

Основная цель курса «Рисование и лепка» для профессии «Повар, кондитер» - это практическое освоение обучающимися основ изобразительной грамоты и лепки, изучение законов композиции.

В задачи предмета входят:

а) изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие законы выполнения рисунков;

б) развитие пространственного мышления;

в) усвоение законов композиции, техники рисунка и последовательности его выполнения;

г) ознакомление с понятием формы предмета и основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений.

Обучение рисованию и лепке повышает уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, способствует развитию их творческого отношения к труду.

На занятиях используются наглядные и практические методы обучения. Уроки проводятся в виде лабораторно-практических занятий, что способствует развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, образного мышления. Практикуясь в выполнении рисунков и поделок объемных форм, учащиеся познают закономерности восприятия натуры и передачи на плоскости и в объеме изображаемых предметов; учатся видеть, понимать окружающий мир. Во время занятий обучающиеся приобретают навыки по художественному оформлению мучных кондитерских изделий.

В программу включены темы от начальных упражнений по рисованию отдельных предметов, до сложных композиционных, а также задания по рисованию и лепке мучных кондитерских изделий.

Качество знаний учащихся оценивается на практических занятиях. Итоговый контроль осуществляется по текущим оценкам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Рисование и лепка»

профессия «Повар, кондитер»

срок обучения 3 года

п/п

Наименование разделов

Количество часов
Всего

(30ч)

Т/о ЛПЗ

(30ч)

1 Раздел 1. Рисование

Тема 1. Основы рисования

Тема 2. Геометрические композиции в рисунке

Тема 3. Цвет в композиции рисунка

Тема 4. Рисунок с натуры

Тема 5. Рисунок пирожных и тортов

Тема 6. Композиция тортов

3

4

4

4

4

4

-

-

-

-

-

-

3

4

4

4

4

4

2 Раздел 2. Лепка

Тема 7. Основы лепки

Тема 8. Изготовление макетов тортов

4

4

-

-

4

4

Итого: 31 31

Преподаватель О.А. Клочкова

Тематический план рассмотрен и утвержден

на заседании МК профтехцикла

Протокол №1 от 24. 09. 2009 г.

Председатель МК Л.Н.Красовских

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение.

Цели и задачи предмета.

РАЗДЕЛ 1. Рисование

Тема 1. Основы рисования

Содержание и задачи рисования. Материалы для рисования. Техника рисования и её разнообразие. ЛПЗ № 1 Тема 2. Геометрические композиции в рисунке

Начальные упражнения по рисованию. Рисование геометрических фигур. Виды орнаментов. Рисование орнаментов. ЛПЗ № 2, 3Тема 3.

Цвет в композиции рисунка.

Понятие о цвете. Основные цвета спектра. Техника работы акварелью. Техника работы гуашью. ЛПЗ № 4, 5Тема 4.

Рисунок с натуры.

Перспектива. Композиция в рисунке. Определение на глаз размеров и соотношений частей предмета. Штрих, светотень, тон. Рисование предметов домашнего обихода. Рисование с натуры фруктов и овощей. Рисование зверей и птиц. ЛПЗ № 6, 7, 8 Тема 5. Рисунок пирожных и тортов.

Рисование с натуры пирожных различной формы. Рисование с натуры квадратного торта. Рисование с натуры круглого торта. ЛПЗ № 9, 10 Тема 6. Композиция тортов

Использование законов композиции для декоративного оформления тортов. Выразительные средства композиции. Композиция квадратного торта. Композиция круглого торта. ЛПЗ № 11, 12РАЗДЕЛ 2. Лепка Тема 7. Основы лепки.

Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Лепка растительного орнамента. Лепка с натуры фруктов и овощей. Лепка с натуры цветов. Лепка животных и птиц. ЛПЗ № 13, 14 Тема 8. Изготовление макетов тортов.

Изготовление макетов тортов по эскизам. Самостоятельное изготовление тортов. ЛПЗ № 15, 16ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Рисование

Тема 1. Основы рисования.

ЛПЗ №1. Знакомство с материалами для рисования.

Изучение техники рисования и ее разнообразия – 3ч.Тема 2. Геометрические композиции в рисунке.

ЛПЗ №2. Начальные упражнения по рисованию. Рисование геометрических фигур – 2ч.

ЛПЗ №3. Рисование орнаментов – 2ч.Тема 3. Цвет и композиции рисунка.

ЛПЗ №4 Знакомство с основными цветами спектра. Выполнение цветового круга – 2ч.

ЛПЗ №5. Изучение техники работы акварелью и гуашью.

Покрытие бумаги равномерными слоями красок – 2ч.Тема 4. Рисунок с натуры.

ЛПЗ №6. Изображение перспективных сокращений – 2ч.

ЛПЗ №7. Рисование с натуры кувшина – 1ч.

ЛПЗ №8. Рисование зверей и птиц – 1ч.Тема 5. Рисунок пирожных и тортов.

ЛПЗ №9. Выполнение эскизов пирожных, тортов – 2ч.

ЛПЗ №10. Рисование с натуры квадратного и круглого тортов – 2ч.Тема 6. Композиция тортов.

ЛПЗ №11. Использование законов композиции

для декоративного оформления тортов – 2ч.

ЛПЗ №12. Выполнение различных вариантов композиции торта

для какого-либо праздника – 2ч.Раздел 2. Лепка

Тема 7. Основы лепки.

ЛПЗ №13. Лепка цветов и растительного орнамента – 2ч.

ЛПЗ №14. Лепка с натуры фруктов, овощей, животных, птиц – 2ч.Тема 8. Изготовление макетов тортов.

ЛПЗ №15. Изготовление макетов тортов по эскизам.

Самостоятельное украшение тортов – 3ч.

ЛПЗ №16. Оформление выставки группы

(рисунки, образцы кондитерских изделий из пластилина) – 1ч.ЛИТЕРАТУРА

  1. Шембель А.Ф. Рисование и лепка, М.: Высшая школа, 2001.
  2. Государственный стандарт Российской Федерации начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер» (ОСТ9ПО 02.34.2 -2002).
  3. Интернет – ресурсы.
Упражнение 6. Рисование натюрморта.

Возьмите альбом или лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ

Шаг 1. Вначале нарисуйте общий набросок кувшина, который определит место предмета в листе и установит основные его пропорции. Прямыми упрощенными линиями очерчиваете предмет, устанавливая его ширину при помощи осевой линии, которая поможет вам в построении левой и правой сторон. По листу определяете высоту кувшина и других предметов в пропорциях по отношению к кувшину.

Шаг 1 Шаг 2

Шаг 2. Дно кувшина представляет собой круг, горлышко тоже имеет его в своей основе. Легкими движениями, в пределах первоначального наброска, нанесите эти круги. Проверьте, достаточно ли устойчиво на листе «стоит» кувшин, не «перекосился» ли он, не «падает» ли. Это легко проверить, сравнивая расположение частей, главным образом верха и низа.

Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5

Шаг 3. Не раскрашивайте одной краской предметы, которые рисуете. Внимательно вглядывайтесь и смешивайте, добавляйте к основному цвету другие цвета, присутствующие в данном предмете, иначе натюрморт будет не нарисован, а раскрашен.Шаг 4, 5. Рисунки акварелью начинают выполнять сверху, предварительно приготовив на палитре нужного тона краски. Полусухой кистью можно снять излишек краски или высветлить нужное место, ведя ею снизу вверх. Рисунок акварелью выполняют, начиная со светлого. Цвета в акварели смешивают на палитре во влажном состоянии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Упражнение 1.

Шаг 1. Возьмите альбом или лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и легкими линиями, без линейки, разделите лист на четыре части.Шаг 2. В первом прямоугольнике проведите вертикальные линии, заполняя постепенно весь прямоугольник, стараясь, чтобы линии были как можно ближе друг к другу. Линии необходимо проводить, не отрывая карандаша от бумаги. Во втором прямоугольнике проводите горизонтальные линии, также заполняя все пространство. В третьем и четвертом то же самое, только с наклоном линий как показано на рисунке. Старайтесь ластиком не пользоваться, а выполнить упражнение не спеша, аккуратно, со старанием и терпением.Шаг 3. Переверните лист и снова разделите его на четыре части. Теперь в прямоугольниках вы нарисуете простейшие геометрические фигуры - старайтесь, чтобы они были одной высоты и ширины.

Чем больше вы нарисуете треугольников, квадратов, ромбов, кругов (и все они будут одинакового размера) - тем лучше вы справились с заданием.Упражнение 2. Рисование геометрических фигур.

Шаг 1. Вырежьте из бумаги круг диаметром 20 см. Первый рисунок выполните в виде полного круга.

Шаг 2. Приподнимите круг над столом, для наблюдателя он примет форму эллипса, нарисуйте его.

Шаг 3. Держите круг на уровне глаз, он будет выглядеть в виде горизонтальной линии

Шаг 4. Нарисуйте стакан с водой. Не забывайте делать ближние края ярче дальних. Следует помнить: как бы узок не был эллипс, все равно узкие края нельзя делать углообразными, резкими. Всегда нужно находить плавное закругление нужной величины.

Шаг 5. Склейте из бумаги куб. На двух сторонах куба при помощи циркуля вычертите круги, максимально большие. Если нет циркуля, то необходимо квадрат, разделить пополам противоположные стороны и плавной линией соединить эти точки.

Шаг 6. Поворачивая куб, понаблюдайте, как меняется круг, превращаясь в эллипс, узкий овал, линию.

Упражнение 3. Рисование куба.

Возьмите лист бумаги и правильно заточенный карандаш. Правильно заточенный карандаш – тот, что заточен бритвой или скальпелем, а не карандашной точилкой. Шаг 1. Нарисуйте квадрат. Проведите две вертикальные параллельные прямые одинаковой длины. Затем соедините их концы горизонтальными прямыми линиями Когда будете делать набросок, не нажимайте сильно на карандаш.

Шаг 2. Из прямоугольника сделайте объемный предмет - куб. Посмотрите на свой рисунок и представьте, что точка обзора находится немного правее и выше . Проведите карандашом от верхнего левого и правого углов квадрата короткие отрезки под небольшим углом (вправо/вверх) и соедините их между собой прямой линией. Получившая плоскость и будет верхней стороной куба. Теперь проведите короткий отрезок от правого нижнего угла куба и соедините его прямой вертикальной линией с крайней правой точкой вашего куба. Так мы получим правую сторону куба.

Шаг 3. Добавить свет и тень, чтобы куб стал объемным. Самой светлой стороной предмета всегда будет та, откуда падает свет (лампа, солнце, окно). В естественных условиях верхняя часть предмета всегда будет светлее чем боковая, т.к. в природе свет распространяется сверху вниз. Представьте, что источник освещения находится вверху, справа от куба. Значит, самой светлой по тону будет верхняя сторона куба. Чуть темнее верхней будет правая сторона. И, наконец, самой темной из сторон будет сторона фронтальная – та, которая больше всего доступна нам для обзора. Теперь, когда мы определились с самыми светлыми и темными участками, можно затонировать стороны куба соответствующим образом. Шаг 5. Теперь нужно нарисовать самую темную часть рисунка – падающую тень от куба. Естественно она будет отбрасываться в сторону, противоположную той, откуда падает свет, т.е. влево.Упражнение 4. Рисование шара.

Шаг 1.Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.

Шаг 2. Отмерьте примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.

Шаг 3. Далее нужно соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если Вы старались и все делали правильно, у Вас должен был получиться круг.

Шаг 4. Поставьте на горизонтали слева и справа от центра и на одинаковом расстоянии от него две точки. Затем отметьте на вертикальной линии точками расстояние вдвое или втрое меньшее, чем расстоянии по горизонтали.

Шаг 5. Соединяем точки на линиях между собой так, чтобы получился эллипс.

Шаг 6. Нарисуйте окружность. Затем разделите пополам расстояние между верхней границей окружности и центром и поставьте в середине точку. Также разделите на равные части расстояние между центром и нижней границей окружности, и тоже отметьте середину этого участка точкой. Через поставленные точки проведите две линии, параллельные горизонтальной линии, проходящей через центр окружности. Круг окажется поделенным на 4 части.

Шаг 7. Теперь на основе линий нарисуйте эллипсы (овалы). В центре будет самый большой овал, а сверху и снизу – овалы поменьше. Овалы рисуют для того, чтобы было понятно, как накладываются штрихи при тонировании (закрашивание, штриховка) шара.

Шаг 8. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью. Условно шар можно разбить на три части: 1- сильный свет; 2 - тень; 3 - слабый свет. Теперь мысленно разделите шар (по границе среднего овала) на два полушария – верхнее и нижнее. Более освещенной частью шара будет верхнее полушарие. Нижнее полушарие будет находиться в тени. В верхнем полушарии будет самый освещенный участок – это место, которое ближе всего находится к источнику света. В нижнем полушарии (несмотря на то, что это более темная половина) тоже будет освещенный участок – место куда падает свет, отраженный от поверхности, на которой находится шар (например, стол). А самым темным участком будет середина шара (как раз в том месте, где находится нижняя граница среднего овала). Это место шара приближено к нам более всего, следовательно, его нужно будет усилить с помощью более интенсивной штриховки.

Шаг 9. Приступайте к тонированию. Его следует выполнять таким образом, чтобы накладываемые штрихи повторяли форму.

Упражнение 5. Рисование цилиндра

Шаг 1. Сделайте разметку - нарисуйте центральную вертикальную прямую линию (a) от руки, всего лишь слегка нажимая на карандаш. Затем нарисуйте две горизонтальные линии (b) и (c) - верхнее и нижнее основания. После этого ставим точки на горизонтальных линиях, на одинаковом расстоянии от центра и соединяем верхние и нижние точки прямыми линиями. В результате имеем прямоугольник.

Шаг 2. Нарисуйте пару эллипсов – верхнее и нижнее основание нашего цилиндра. Для этого сделайте по две отметки на центральной вертикали, на одинаковом расстоянии сверху и снизу от горизонтальных линий (b) и (c). Далее нарисуйте овалы-основания будущего цилиндра.

Шаг 3. Приступайте к тонированию. Но сначала определите, с какой стороны находится источник освещения, где самое темное место (тень), где мягкий переход от темного к светлому (полутень) и где самое светлое место (свет).

Шаг. 4. Приступайте к штрихованию цилиндра. Штрих должен по возможности повторять форму объекта (под углом примерно в 45-50 градусов для первого подхода, затем штрих вертикальный и штрих «полукруг», повторяющий фронтальную (ближнюю) часть овала-основания). Самыми светлыми фрагментами в этом случае будут верхнее основание и правая сторона цилиндра. Упражнение 7. Основы перспективы в рисунке

Основные моменты отображения объемного предмета на плоскости:1. Разделите чистый лист на четыре части. Для этого проведите вертикальную и горизонтальную линии через центр листа.

2. Затем нужно отметить на линии горизонта две точки – левую и правую точку схода.

3. Нарисуйте прямоугольник в перспективе. В результате должна получится фигура, у которой ближняя часть, благодаря перспективному изображению, будет казаться визуально больше, а дальняя – чуть меньше. Следует помнить, что согласно законам перспективы, все параллельные линии, проходящие через горизонтальные стороны предмета, сойдутся где-то на горизонте в точке схода.

kurs.znate.ru

Рабочая программа УД.15 Эстетика и дизайн для профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.15 Эстетика и дизайн

для профессии 19.01.17Повар, кондитер.

2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины УД.15 Эстетика и дизайн разработана на основе требований «Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УМР

ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»

___________ Мушенко Р.А.

«31» августа 2016 г.

Организация-разработчик:

ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникумим. Е.П. Ковалевского»

Разработчик:

Алейникова И.Н. преподаватель ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникумим. Е.П. Ковалевского»

РАССМОТРЕНО

на заседании МК преподавателей

дисциплин профессионального

цикла, протокол № _1

от « 31» августа 2016 г.

председатель МК

ОГАПОУ «ЮАТим. Е.П. Ковалевского»

__________ Никифорова Н.С.

СОДЕРЖАНИЕ стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

УД.15 Эстетика и дизайн

1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина УД.15 Эстетика и дизайн является учебной дисциплиной дополнительной пред­метной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина УД.15 Эстетика и дизайн изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Учебная дисциплина УД.15 Эстетика и дизайн входит в со­став обще­образовательных учебных дисциплин, формируемых из обязатель­ных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии 19.01.17 Повар, кондитер естественно-научного профиля

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Органолептически оценивать качество сырья для приготовления украшений;

  • Пользоваться нормативной и специальной литературой;

  • Пользоваться инструментами для карвинга;

  • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд;

  • Разрабатывать новые виды оформления;

  • Выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;

  • Выбирать различные способы и приемы приготовления отделочных полуфабрикатов для оформления кондитерских изделий;

  • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов;

  • Применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;

  • Проявлять свою творческую индивидуальность;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений;

  • Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;

  • Основные приемы изготовления украшений;

  • Простейшие примеры декоративной вырезки;

  • Основы карвинга;

  • Правила подбора профессионального инструмента для карвинга;

  • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления отделочных полуфабрикатов;

  • Температурный режим и правила приготовления разных типов отделочных полуфабрикатов;

  • Технику и варианты оформления блюд и кондитерских изделий;

  • Требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;

  • Актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и кондитерских изделий.

  • Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • ОК 7. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

24

лабораторная работа

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

консультации

4

Внеаудиторная работа с источниками информации с целью подбора методического материала

12

Оформление таблиц и схем;

Подготовка к практическим и лабораторным занятиям

6

Подготовка творческих работ (презентаций, проектов)

10

Оформление отчета по лабораторной работе и подготовка к защите.

4

Решение ситуационных задач по заданным условиям

Самостоятельная работа по выполнению расчетных задач по заданным условиям

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.15 Эстетика и дизайн

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы эстетики

18

Тема 1.1

Предмет, задачи эстетики и дизайна

Содержание учебного материала

2

3

1

Предмет, задачи эстетики и дизайна

2

Ключевые понятия дисциплины эстетика и дизайн.

3

Краткая история возникновения эстетики. Профессиональная значимость дисциплины.

Тема 1.2

Основные направления развития эстетики. Цвет в кулинарии.

Содержание учебного материала

6

3

1

Категории эстетики. Элементы, формирующие эстетические свойства кулинарной и кондитерской продукции: графика, композиция, миниатюра, геометрическая симметрия, цветовая гамма. Применение каждого из этих эстетических свойств в конкретном случае при производстве кулинарных и кондитерских изделий

2

Что такое цвет. Представление о спектре. Основные виды цветов: ахроматические, хроматические, насыщенность, светлота, теплохолодность.

3

Цвет в кулинарных и кондитерских изделиях. Влияние цвета на аппетит.

Правильное сочетание цвета в современном искусстве украшения блюд и кондитерских изделий.

4

Расположение изделия на блюде (тарелке). Цветовая гамма изделий. Индивидуальный почерк мастера, его творчество. Национальный колорит. Взаимосвязь дизайна и стиля.

Практическая работа № 1

Подготовка живых цветов к оформлению ими блюд. Оформление блюд живыми цветами

2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 1

  1. Подготовка творческих работ по темам: «Еда и фотография», «Посуда как часть дизайна», «Еда и мода». «Еда на картинах великих художников»

  2. Самостоятельная работа с источниками информации.

  3. Изучение направлений развития food-дизайна

8

2

Раздел 2 Эстетика и дизайн в оформлении кулинарных изделий

42

Тема 2.1 Продукты и инструменты

Содержание учебного материала

4

1

Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений. Подготовка продуктов для карвинга.

3

2

Инструменты для украшения блюд. Характеристика инструментов для карвинга.

3

Правила подбора профессионального инструмента для карвинга

Тема 2.2

Карвинг. Украшения из овощей.

Содержание учебного материала

10

1

Украшения из картофеля и корнеплодов (редис, редька, морковь)

3

2

Украшения из лука

3

Украшения из плодоовощных растений

4

Украшения из десертных овощей

5

Украшения из тыквы и огурцов.

Тема 2.3

Карвинг. Украшения из фруктов.

Содержание учебного материала

6

1

Украшения из цитрусовых плодов.

2

Украшения из косточковых и семечковых плодов.

3

Украшения из экзотических плодов

Тема 2.4 Украшение бутербродов

Содержание учебного материала

4

1

Классификация бутербродов. Характеристика продуктов, используемых для украшения бутербродов.

2

Современные тенденции в украшении бутербродов.

Практическая работа № 2

«Выполнения украшений (фигур) из овощей и фруктов»

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

  1. Подготовка творческих работ по темам: «История возникновения карвинга»,

«Техника мастеров Китая, Японии и Тайланда», «Современный европейский карвинг»

  1. Самостоятельная работа с источниками информации.

16

Раздел 3 Эстетика и дизайн в оформлении кондитерских изделий

42

Тема 3.1

Основы рисования и лепки

Содержание учебного материала

6

1

Материалы и принадлежности для рисунка. Техника рисунка и ее многообразие. Простейшие упражнения по рисованию.

3

2

Колорит, цветовая гамма. Виды орнаментов. Рисование орнаментов

3

Виды смешения цвета. Техника работы акварелью и гуашью

4

Понятие о пропорциях. Определение размеров и соотношений частей

предмета

5

Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Приемы и техника лепных изображений

Практическая работа № 3

«Приготовление овощных (фруктовых) чипсов»

2

Практическая работа № 4

«Выполнение цветов из сахарной пасты»

2

Практическая работа № 5

«Выполнения украшений из карамели»

2

Тема 3.2.

Технология приготовления и использование в оформлении сложных отделочных полуфабрикатов

Содержание учебного материала

8

1

Правила выбора и варианты сочетания основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для создания отделочных полуфабрикатов.

2

Инструменты и инвентарь, используемые для украшения кондитерских изделий.

3

Технология приготовления основных отделочных полуфабрикатов: мастики, марципана, карамели, глазури.

4

Техника и варианты оформления и декорирования кондитерских изделий отделочными полуфабрикатами.

5

Актуальные современные направления в оформлении и декорировании кондитерских изделий.

Практическая работа № 6

«Оформление блюд для подачи детям»

2

Лабораторная работа №7

«Проведение фламбирования (транширования) блюд»

4

Лабораторная работа №8

Изготовление украшений из шоколада

4

Лабораторная работа №9

«Выполнение подачи блюда (изделия) с применением специальной посуды»

4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка творческих работ по темам: «История возникновения карвинга»,

«Техника мастеров Италии,. Франции и Германии», «Современный европейский дизайн блюд»

Самостоятельная работа с источниками информации.

8

Дифференцированный зачет

2

Консультации

4

Всего:

108

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-доска учебная;

-рабочее место для преподавателя;

-столы, стулья для студентов на 25-30 обучающихся.

Технические средства обучения:

-компьютер;

- мультимедийный проектор;

-принтер;

-сканер.

Реализация программы дисциплины требует наличия кулинарной лаборатории

Оборудование лаборатории и рабочих мест в учебной кулинарной лаборатории:

    • рабочие места на 15 обучающихся;

    • рабочее место преподавателя;

    • технологическое оснащение: весоизмерительное оборудование, миксер, блендер, куттер, слайсер, протирочная машина, пароконвектомат, пароварка, жарочный шкаф, вок, электрофритюрница, гриль, гриль саламандра, электрическая плита, электросковорода, холодильные и морозильные шкафы, шкафы для томления и хранения готовой продукции, тепловой и суповой мармит;

    • инструменты (поварская тройка, столовая ложка, нож для сыра ), инвентарь (гастрономические емкости, сотейники, сито - конус, терки, различные формы, горшочки для томления, венчик для взбивания, порционные сковороды, противни, кастрюли, овоскоп, разделочные доски), столовая посуда, посуда для подачи вторых блюд.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. думой 1 дек. 1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.]. — http://docs.kodeks.ru/document/901751351

  2. ГОСТ Р 53105 — 2008. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. — М. : Стандартинформ, 2009.

  3. Биллер. Как украсить блюда / Биллер. – М.: Арт-пресс, 1998. – 160 с.

  4. Васильева, Е.Н.Украшение блюд/ Авт. – состав. Е.Н. Васильева. – М.: АСТ: Хранитель, 2008. – 208 с.

  5. Вкусные украшения праздничного стола. Самоучитель / перевод с нем. Н. Сутягиной. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 128 с.: ил.

  6. Как украсить блюда. – М.: Эксмо, 2007. – 120 с.

  7. Кучер, Л.С. Технология приготовления коктейлей и напитков: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

  8. Сихота, К. Вкусные украшения из овощей, фруктов, ягод и грибов / К. Сихота. – М.: Мой мир, 2007. – 88 с.: цв. ил.

  9. Украшение блюд и сервировка /Авт. – состав. З. С. Марина, Г.С. Кунилова. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

  10. Черномурова, С.Д. Фигурная нарезка простым ножом болгарского перца, арбуза, дыни, фруктов, оформление гастрономических продуктов / С.Д. Черномурова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 30 [16] с.: ил.

  11. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий обществ. Питания / Авт.-ост.: А. И. Здобнов, В.А. Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», К.: «Издательство «Арий», 2008г.

  12. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для ресторанов, баров, кафе, клубов и столовых. – Минск: Харвест, 2007г.

  13. Технология приготовления пищи: учебник для средних специальных учебных заведений, Ковалёв Н.И., Куткина М.Н., Кравцова В.А. / Подред. Доктора технических наук, профессора М.А. Николаевой. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2008г.

  14. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли: учебник для СПО, Гайворонский К.Я., Щеглов Н.Г. – М.: ИД «Форум»: Инфра – М., 2008г.

  15. Организация производства на предприятиях общественного питания, Радченко Л.А., учебник для СПО, изд. 10-е, испр. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

  16. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. Богушева В.И.: Феникс, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Химический состав российских продуктов питания справочник под редакцией И.М. Скурихина, В.А. Тутильяна . -М., Де Ли Принт, 2007.-275с.

  2. Королев А.А. Гигиена питания - М.: Академия, 2008.-528с.

  3. Шембель А.Ф. Рисование и лепка для кондитеров. – М., 2000.- 118с.

  4. Иванова И.Н. Рисование и лепка - М.: Академия, 2011.- 145с

  5. Кискальт И.Е. Соленое тесто. Увлекательное моделирование.- М., 2004.

  6. Журналы: «Питания и общество», «Ресторан», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости», «Вы и ваш ресторан», «Гастроном».

Интернет-ресурсы

  1. www.pitportal.ru

  2. www.restoranoff.ru

  3. www.technormativ.ru

  4. www.supercook.ru

  5. www.gastronom.rи

  6. www. mir-restoratora.ru

  7. www.4ugunok.ru

  8. http://www.art-eda.info/category/eda-v-zhivopisi

  9. http://www.cakery.ru/sovety/osnovy-i-varianty-oformlenija-tortov.html

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, по результатам тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований .

Результаты обучения

(освоенные умения)

Коды формируемых профессиональных и общих

компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • Органолептически оценивать качество сырья для приготовления украшений;

  • Пользоваться нормативной и специальной литературой;

  • Разрабатывать новые виды оформления;

  • Применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;

  • Пользоваться инструментами для карвинга;

  • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд.

ОК1, ОК2,ОК4,ОК5,

ПК1.1-ПК1.3

ПК2.1-ПК2.3

ПК3.1-ПК3.3

ПК4.1-ПК4.4

ПК5.1-ПК5.2

ПК6.1-ПК6.5

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

  • Выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;

  • Выбирать различные способы и приемы приготовления отделочных полуфабрикатов для оформления кондитерских изделий;

  • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов.

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

Знать:

  • Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений;

  • Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;

  • Основные приемы изготовления украшений.

ОК1, ОК3,ОК4,ОК5,

Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

  • Простейшие примеры декоративной вырезки;

  • Основы карвинга;

  • Правила подбора профессионального инструмента для карвинга;

  • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления отделочных полуфабрикатов.

ОК1, ОК3,ОК4,ОК5,

ПК1.1-ПК1.3

ПК2.1-ПК2.3

ПК3.1-ПК3.3

ПК4.1-ПК4.4

ПК5.1-ПК5.2

ПК6.1-ПК6.5

Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

  • Температурный режим и правила приготовления разных типов отделочных полуфабрикатов;

  • Технику и варианты оформления блюд и кондитерских изделий;

  • Требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;

  • Актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и кондитерских изделий.

ПК1.1-ПК1.3

ПК2.1-ПК2.3

ПК3.1-ПК3.3

ПК4.1-ПК4.4

ПК5.1-ПК5.2

ПК6.1-ПК6.5

Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

multiurok.ru


Смотрите также