Мы рисуем сказочную веточку (декоративная роспись). Рисование и роспись цветка 2 класс


Конспект урока по ИЗО для 2 класса «Гжельская роспись»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №20»

города Саров Нижегородской области

Конспекты уроков по изобразительному искусству во 2 классе по программе В.С. Кузина

«Гжельская роспись»

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

Богачева Валентина Анатольевна

г. Саров

2012г

Содержание

1. Тема: «Лепка декоративного рельефа «Сказочная птица»»…………....3

2. Тема: «Волшебная гжель. Знакомство с гжельской росписью»

Декоративное рисование……………………………………………………..9

3. Тема: «Роспись рельефного панно по мотивам гжельской росписи»

Декоративное рисование……………………………………………………15

4. Приложение к урокам……………………………………………………….20

Проект урока.

Тема: «Лепка декоративного рельефа «Сказочная птица» ».

Место в системе уроков:

изучение этой темы запланировано согласно программе по изобразительному искусству под редакцией В.С.Кузина в разделе «Лепка» во втором классе. Этому уроку предшествует урок на тему: «Рисование птиц с натуры и по памяти».

Тип урока - комбинированный: повторение, изучение нового материала, выполнение творческого задания.

Форма урока - беседа, выполнение творческих заданий.

Эксперименты - использование методики НЛП (нейро-лингвистического программирования) на уроке.

Цели урока.

Общеобразовательные:

-научить правильно и выразительно передавать пропорции и форму птицы;

-дать понятие о рельефе, как об одном из видов скульптуры;

-познакомить с народными декоративными рельефами – изразцами;

-продолжать формировать умения необходимые для работы с художественными материалами;

-закреплять умение определять величину, расположение изображения в зависимости от формата.

Воспитательные:

-прививать любовь к народному искусству;

-развивать эстетический вкус;

-настраивать на праздничное восприятие произведений народного искусства;

-учить работать аккуратно, пользоваться стеком.

Развивающие:

-развивать творческое мышление, зрительную и образную память, внимание;

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Практические:

-учить слушать учителя;

-учить работать с товарищами;

-создание ситуации успеха, непринужденной обстановки.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

1.Таблица «Изображение птиц в народном искусстве».

2.Репродукции с изображением рельефов, изразцов.

3.Детская книга «Глиняная радуга».

4.Образец для творческого задания.

На классной доске слова: птица-Сирин, рельеф, изразец, скульптор.

Для учащихся:

1.Тесто для лепки.

2.Доска, тряпочка, стек.

3.Плитка для рельефа (заготовка).

4.Раздаточный материал-мозаика.

5.Инструкционная карта «Последовательность работы над рельефом»

План работы.

1.Оргмомент. Объявление цели урока. 1-2мин

2.Повторение. 3-5мин

3.Беседа, рассказ о сказочной птице-Сирин. 5-7мин

4.Упражнение на внутреннюю визуализацию 3-5мин

5.Физкультминутка. 2-3мин

6.Объяснение последовательности выполнения творческой работы. 3-5мин

7.Самостоятельная работа. 10-12мин

8.Выставкка и обсуждение работ. 3мин

9.Подведение итогов урока. 2мин

Учитель

Ученики

Обоснования

1

Здравствуйте, дети! Я очень рада нашему новому уроку. Садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как изображали птицу наши предки, и вылепим панно в подарок маме.

Приветствуют учителя.

Внимательно слушают цель урока.

Мотивация для дальнейшей работы.

2.

Повторение.

-Что мы рисовали на прошлом уроке?

-А как вы думаете, почему человек любит рисовать птиц?

–Мы знаем, как правильно нарисовать птицу. Что нужно нарисовать у каждой птицы?

-А чем птицы отличаются друг от друга?

-Я хочу предложить вам задание. Откройте конверты с мозаикой и соберите изображение птицы из геометрических фигурок.

-Мы рисовали птиц.

-Они приносят большую пользу.

-Фигура птицы состоит из: головы, туловища, хвоста, крыльев, лап.

-У них разная форма лап, крыльев, клюва, шеи…

-Ученики собирают фигурки птиц.

Связь с практической жизнью.

Анализ формы.

Развитие творческого воображения, памяти, умения анализировать форму.

3

Беседа учителя о сказочной птице-Сирин. Стихотворение:

Прилетела птица райская,

Садилась на тот сырой дуб.

Пела она песни царские:

Кто в эту пору- времечко

Помоется росою с этой шелковой травы,

Тот здрав будет.

Неслучайно народные художники любят изображать птиц. Прилет птиц весной всегда радует человека. Птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла. В народных поверьях и сказках

Птица- символ света радости и счастья. Зарю в песнях и сказках нередко сравнивают с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу-Солнцу. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицей. Изображение птицы встречаются повсюду: на посуде, рушнике, кокошнике, на наличниках, в ювелирных украшениях. Это не просто украшения - это оберег, который отгоняет злых духов, защищает человека и его дом. Часто птицу изображали в виде женщины (женская голова, туловище птицы). Эту птицу называли сладкоголосой птицей-Сирин, она была символом радости и счастья.

Показываю детям таблицу и репродукции с изображением птицы в народном искусстве, отвечаю на вопросы.

Ученики слушают рассказ учителя, включаются в беседу, рассматривают иллюстративный материал.

Дети по желанию задают вопросы.

Сведения о народном искусстве,

Обогащение знаний о народных традициях.

4

Упражнение на внутреннюю визуализацию.

-Закройте глаза и попробуйте увидеть, услышать, почувствовать сказочную птицу.

-Что вы видели?

-Что вы слышали?

-Что вы чувствовали?

Примерные ответы.

-Я видел жар птицу.

-Я слышал музыку.

-Я чувствовал тепло, ласку…

Развитие репрезентативных систем (НЛП)

5

Физкультминутка- игра « Передай образ сказочной птицы»

Ветка колышется – раз,

Ветка колышется - два,

Ветка колышется - три,

Волшебная птица на ветке – замри!

Ученики показывают движения за учителем, после команды «Замри!» дети показывают разнообразные движения.

Развитие творческого воображения, создание праздничного настроения. Охрана здоровья.

6

-Вы увидели, как по-разному изображается сказочная птица народными мастерами, давайте, и мы попробуем вылепить птицу – счастья. Лепить человек начал очень давно, первым материалом была глина

-Как называют человека, который создает объемные изображения?

-Как называются изображения, которые можно потрогать руками?

Скульптурные изображения бывают разные. Вот такими плитками с объемными изображениями человек украшал свой дом, называются они-изразцы

(демонстрирую иллюстрации из книги «Глиняная радуга» с рисунками изразцов). Такой вид скульптуры, когда изображение выступает над плоскостью–называется - рельеф.

-Ребята, вам понятно, что такое рельеф?

Вот такое панно мы научимся лепить сегодня на уроке (демонстрирую образец).

Для работы возьмем специальное тесто из муки и соли.

Инструктаж по выполнению работы:

А) нарисуйте птицу на плитке стеком, не забудьте о величине птицы и композиции расположения;

Б) скатайте шарики и колбаски для головы, туловища, хвоста и крыльев;

В) налепите шарики, слегка придавливая их, на обозначенное место;

Г) по желанию украсьте птицу рельефными узорами.

Во время рассказа демонстрирую последовательность выполнения работы.

Прошу ученика рассказать о последовательности работы.

-Скульптор.

-Скульптура.

-Рельеф-это объемное, выступающее над поверхностью изображение.

Ученик рассказывает о том, как он будет лепить рельеф.

Закрепление, повторение знаний о скульптуре.

Знакомство и закрепление понятия - рельеф.

Умение правильно определять пропорции.

Выработка умений и навыков работы с материалом.

Развитие логического мышления. Закрепление последовательности выполнения работы

7

Самостоятельная работа. Убираются все демонстрационные материалы и пособия.

Детям дается установка на проявление творческой фантазии в работах.

Постараемся сделать красивую, аккуратную, непохожую на другие работу, чтобы порадовать маму.

Во время самостоятельной работы демонстрирую лучшие работы по этапам, выявляю и объясняю, как исправить типичные ошибки.

Работа учеников идет по трем уровням:

1.самостоятельная творческая работа

2. работа с помощью инструкционной карты

3. работа с помощью инструкционной карты и с помощью учителя.

Установка на творчество.

Создание эмоционально положительного настроения.

8

Выставка работ. Дети демонстрируют свои работы. Предлагаю обсудить работы.

-Какая работа самая красивая? Почему?

-У кого птица самая веселая, сказочная, изящная … птица?

-Что бы вам хотелось добавить или исправить в работе?

Ученики высказывают свои мнения, пожелания, восторги от работ

Учатся анализировать, выделять лучшее, видеть и исправлять ошибки любоваться результатами работы.

9

Выставление оценок за работу.

-Давайте подведем итоги урока. О чем вы узнали на уроке?

-С какими скульптурными произведениями мы познакомились, как их называют?

-Чему мы научились на уроке, что мы сделали и для кого?

-Дома обратите внимание, где в вашей квартире есть рельефы?

-О чем бы вы еще хотели узнать и чему научиться?

Благодарю детей за работу.

Мы узнали о том что, почему и как русские люди изображали птицу.

Птица-это берегиня, символ счастья.

-Мы узнали о рельефных плитках, их называют изразцами.

-Мы вылепили рельефное панно со сказочной птицей.

-Узнать о других народных мастерах, научиться их секретам.

Анализ. Чему научились, что нового узнали на уроке, и как это пригодиться в жизни.

Установка на будущее.

Проект урока.

Тема: « Волшебная гжель. Знакомство с гжельской росписью ».

Декоративное рисование.

Место в системе уроков.

Изучение этой и последующей темы запланировано согласно программе по ИЗО под редакцией В.С. Кузина в разделе «Декоративное рисование» во втором классе, изучение этой темы планируется на двух уроках.

Тип урока.

Изучение нового материала и выполнение творческого задания.

Форма урока.

Рассказ-беседа с элементами практической и творческой работы.

Методы.

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемный, экспериментальный (использование методики НЛП в образовании).

Цели урока.

1.Общеобразовательные:

-познакомить учащихся с гжельской керамикой, приемами гжельской росписи;

-научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с растяжкой цвета, точки, сеточка, трехлопастный цветок, штрихи, дужки;

-продолжать формировать навыки и умения рисовать кистью.

2.Воспитательные:

- прививать любовь к народному искусству;

-развивать эстетический вкус;

-настраивать на праздничное восприятие произведений народного искусства;

-прививать аккуратность при работе с красками.

3.Развивающие:

-развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

-развивать зрительную и слуховую память, внимание.

4.Практические:

-учить работать с товарищами;

-создание ситуации успеха и творческой атмосферы.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

1.Таблицы: «Приемы гжельской росписи», «Сказочные птицы».

2.Образцы гжельской керамики.

3.Видеофрагмент «Глиняное чудо».

4.Детские работы.

5.Музыкальный фрагмент «Голоса птиц».

6. На классной доске выписаны слова: гжельская керамика, кобальт, фарфор, мазок с растяжкой цвета.

Для ученика:

1.Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом, тряпочка, баночка с водой

2.Конверты с разрезными картинками с гоородецкой и полхов-майданской росписью (готовит учитель).

3.Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)

План работы.

1.Оргмомент. Объявление темы и цели урока. 1-2 мин.

2.Повторение. 7 мин.

3.Объяснение нового учебного материала 10 мин.

4.Физкультминутка 1-2 мин.

5.Выполнение упражнений 6 мин.

6.Выполнение творческого задания 8-10 мин.

7.Итоги урока и выставка работ 3 мин.

Учитель

Ученики

Обоснование

1

Оргмомент.

-Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Садитесь.

Объявление темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Вы побываете в гостях у народных мастеров, узнаете их секреты, познакомитесь со сказочной принцессой Гжель, она поможет и подскажет нам, как можно расписать подарки для мам к празднику 8 марта.

Знакомятся с целями и задачами урока.

Постановка целей, настрой на успешную работу.

2

Повторение.

-Ребята, а какие подарки вы приготовили мамам к празднику?

-Подскажите мне, как называется человек, который создает объемные произведения?

-С какими примерами рельефного изображения нас познакомили народные мастера?

Посмотрите на нашу птицу, а как вы себе представляете сказочную птицу? Закройте глаза.

- Что вы видите? Что вы слышите? Что вы чувствуете?

-Дети, скажите, пожалуйста, символом чего была птица на Руси?

Посмотрите на доску, сказочные птицы услышали вас и прилетели к нам на урок. Посмотрите внимательно и ответьте, кто нарисовал этих птиц?

-Ребята, вспомните названия городецких цветов.

-Чем любят украшать свои изделия полх-ов-майданские мастера?

Задание на повторение.

Откройте конверты и составьте картинки с полхов - майданской и городецкой росписью.

Во время самостоятельной работы помогаю слабым ученикам. Благодарю ребят за работу, отмечаю тех, кто правильно и быстро собрал картинки.

-Вылепили рельефное панно.

-Скульптор.

–C изразцами.

Упражнение на внутреннюю визуализацию. Дети закрывают глаза, рассказывают.

-Я видел жар птицу.

-Я слышала пение птиц.

Я чувствовал радость прикосновения ветра.

-Символом счастья, солнца.

Дети узнают и называют городецкую и полхов-майданскую роспись

-Розан, купавка.

-Цветами, яблоками, ягодами.

Ребята составляют картинки.

Закрепление знаний полученных на пред. уроке.

Развитие репрезентативных систем

Повторение знаний о полх-майданской и городецкой росписи.

Развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, выделять основное.

3

Объяснение нового учебного материала.

-Ребята, посмотрите: наша птица тоже присела на ветку, но какая она необычная. Какого она цвета?

Упражнение на внутреннюю визуализацию.

Закройте глаза и постарайтесь увидеть услышать и почувствовать синий цвет.

-Что вы увидели?

-Что вы услышали?

-Что вы почувствовали?

Молодцы, ребята, мы знаем, что синий цвет какой?

А сейчас, дети, я расскажу вам сказку. Слушайте и запоминайте.

Сказка о принцессе Гжель.

Далеко, далеко за синими морями, за синими горами растет волшебный лес. Все в этом лесу и цветы, и животные и деревья сделаны из белой глины, они фарфоровые. А в глубине леса на полянке, стоит фарфоровый дворец и живет в нем сказочная принцесса Гжель. Если тихо-тихо повторить это имя-Гжель, Гжель, Гжель, то вы услышите, как тонко звенит колокольчик, или как звонко играет капель. У принцессы есть волшебная краска, называется она кобальт. Окунет принцесса кисть в кобальтовый цвет, дотронется кистью до фарфорового дерева, и расцветут на дереве синие цветы, и вспорхнут с ветки голубые птицы, и запоют они песни о счастье. Весь день кружит волшебная кисть по лесу и закручивает травки – усики, взлетают и порхают с одного цветка на другой синие бабочки и голубые стрекозы. Трудится кисть без устали и оставляет за собой разные оттенки синего цвета. Вот бежит она тонкой ниточкой нежно голубого цвета, а вот сочный широкий мазок темно синего цвета. Легко движется кисть, выписывает каплевидные, дугообразные мазки, они то разворачиваются веером, то разлетаются брызгами, то сходятся вместе. Можно часами любоваться яркой голубизной кобальтового цвета на сверкающе-белом фоне.

Эту сказку увидели во сне народные мастера из подмосковной деревни Гжель, и захотелось им перенести эти чудесные сочетания синего и белого на свои керамические изделия. Вот уже более 650 лет радуют нас мастера из Гжели своим искусством.

Просмотр видеофрагмента. (Видео-касета «Народные промыслы»)

Демонстрация образцов гжельской керамики.

4.Физкультминутка.

Сначала напишем в воздухе слово «Гжель». А теперь нарисуем синее море (плавные линии без отрыва руки)

-Нарисуем белые гребешки-дуги.

(с отрывом руки)

-Попробуем нарисовать капельки дождя (мазки с нажимом)

-Нарисуйте отгадку: “Через речку повисло красное коромысло».

-Что вы нарисовали?

-Молодцы.

-Синего цвета.

Дети закрывают глаза.

-Я увидел колокольчик.

-Я услышал звон.

-Я чувствовал холод.

-Синий цвет холодный.

Дети слушают сказку и рассматривают расписное панно.

Дети повторяют в воздухе движения за учителем.

Ученики рисуют в воздухе отгадку.

-Радуга.

Повторение знаний о холодных цветах.

Развитие репрезентативных систем.

Сказка метафора для развития репрезентативных систем.

Знания об основных приемах и элементах гжельской росписи.

Охрана здоровья учеников.

Развитие творческого мышления и воображения.

5

Упражнение.

-Выполним упражнение вместе со мной:

-рисуем волнообразную линию;

-рисуем мазки с растяжкой цвета;

-рисуем дугообразные линии;

-рисуем узор «сеточки» и «точки»;

-рисуем цветок с листочками и усиками.

Во время фронтальной работы помогаю слабым ученикам, указываю на ошибки в работе, демонстрирую лучшие работы.

Ученики выполняют работу вместе с учителем.

Отработка умений и навыков по выполнению приемов гжельской росписи.

Установка на успешное выполнение задания.

Развитие графических умений и навыков.

6

7

Творческое задание.

Вы видите ребята, что художник не до конца расписал чашку, давайте поможем ему.

Во время выполнения задания в классе звучит музыка «Голоса птиц», проводится индивидуальная работа со слабыми учениками, демонстрируются лучшие работы (подсказываю ученикам, как исправить ошибки в работе).

Выставка детских работ. Ребята демонстрируют работы. Предлагаю проанализировать работы.

-У кого получилась самая красивая чашка?

-Кто смог передать цветовую растяжку?

-Что посоветовать ученикам, чтобы работа получилась интереснее?

Оцениваю работы детей.

-Подведем итоги урока. Что нового вы узнали на уроке?

-Где нам могут пригодиться знания о гжельской росписи?

-Чему еще вы хотели бы научиться на уроках ИЗО?

Молодцы ребята вы хорошо потрудились.

Сильные и средние ученики самостоятельно выполняют работу, слабые ученики пользуются образцами по рекомендации учителя.

.

Дети учатся анализировать работы, радуются результатам своего труда.

-Мы узнали о гжельской росписи.

В украшении рельефного панно.

-Я хочу больше узнать о народных художниках и научиться рисовать так же красиво.

Якорение на успех, атмосфера творчества. Развитие творческого воображения.

Атмосфера сотрудничества.

Развитие умения анализировать.

Чувство удовлетворения.

Проект урока.

Тема: «Роспись рельефного панно по мотивам гжельской росписи ».

Декоративное рисование.

Тип урока.

Урок обобщений и систематизации знаний

Форма урока.

Урок импровизация, беседа повторение, объяснение, творческое задание.

Метод.

Проблемный.

Цели урока

1.Общеобразовательные:

-закреплять полученные знания о гжельской росписи;

-закреплять знания основных приемов и элементов гжельской росписи: растяжка цвета, сочетание белой и синей краски, мазки, точки, сеточка, дуги, травки-усики, листочки, роза;

- закреплять знания об орнаменте;

-закреплять знания о композиции;

- учить работать кистью, пользоваться палитрой.

2.Воспитательные:

-формировать у школьников основы целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти;

-развивать эстетический вкус;

-воспитывать аккуратность.

3.Развивающие;

-развивать творческие способности;

-привести к умению создавать художественный образ вещи на основе импровизации, вариации;

- привести к умению выражать свое отношение к искусству и действительности.

4.Практические:

-учить быстро включаться в работу,

-создавать атмосферу сотрудничества и ситуацию успеха для решения творческой задачи.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя.

1.Репродукции с изображением гжельской керамики, изделия с городецкой, полхов-майданской и гжельской росписью.

2.Видеофрагмент о гжельской росписи.

3.Графопроектор, магнитофон.

4.Детские работы.

5.Музыкальный фрагмент «Звуки леса»

6.На классной доске слова: гжельская керамика, орнамент, растяжка цвета, кобальт, фарфор.

Для ученика.

1.Художественные материалы: краски (синяя и белая), палитра, кисти, тряпочка, баночка с водой.

2.Рельефное панно.

3.Карточки «Элементы гжельской росписи» (готовит учитель).

4.Раздаточный материал для упражнения «бусы». ( готовит учитель).

План урока.

1.Оргмомент. - 1-2 мин

2.Повторение и закрепление основных элементов гжельской росписи. - 7мин 3.Физкультминутка. - 3 мин

4.Объяснение: инструктаж по последовательности выполнения работы. 8мин

5.Самостоятельная работа. Роспись панно. -15 мин

6.Выставка и обсуждение работ . - 3мин

7.Подведение итогов урока. -2 мин

Учитель

Ученики

Обоснование

1

Оргмомент.

-Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня мы будем расписывать рельефное панно, которое вы подарите вашим мамам на праздник

Взаимное приветствие.

Повысить познавательный интерес к работе.

2

Повторение. Игровой момент: «Сказочный короб».

-Ребята, посмотрите, нам прислали волшебный короб. Давайте посмотрим, что внутри.

Достаю из короба изделия народных мастеров

-Ребята, кто же нарисовал такую красоту? Вы, знаете?

Оцениваю ответы учащихся, предлагаю сильным ученикам исправить ошибки. Благодарю за активность в работе.

-Я очень рада, ребята, что вы правильно

назвали изделия гжельских мастеров. А

сейчас закройте глаза и постарайтесь ответить на вопросы: «Что вы видите, что вы слышите, что вы чувствуете, когда я произношу слово «гжель»»?

Задание.

Придумайте короткую метафору о гжельской росписи.

Назовите своему товарищу слова, постарайтесь связать их со словом гжель.

Учитель помогает ученикам, благодарит за интересные ответы.

-Посмотрите на доску и назовите основные элементы и приемы гжельской росписи. Какими цветами рисуют художники Гжели?

-Как называется синяя краска?

-Какие узоры и орнаменты любят рисовать гжельские мастера?

Просмотр видео фрагмента. (видео-касета «Народные промыслы»)

В конце повторения учитель читает стихотворение:

Фарфоровые чайники,

Подснежники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы…

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь,

Известно всем в народе

Ее названье-Гжель,

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете

Вы красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

Дети узнают и называют изделия.

Упражнение на внутреннюю визуализацию.

Дети с закрытыми глазами отвечают на вопросы

-Я вижу подснежник…

-Я слышу музыку…

-Я чувствую радость…

Дети работают в паре, придумывают короткие метафоры.

-Гжель-как веселый смех, который поднимает настроение.

_-Мазки с растяжкой цвета, узор сеточка, дуги, цветы с усиками и тд.

-Синим цветом по белому фону.

-Кобальт.

-Мастера любят рисовать цветы, листья, животных, они любят рисовать геометрические орнаменты.

Проверяю знание городецкой, полх-майданской, гжельской росписи.

Повышение активности класса.

НЛП развитие репрезентативных систем.

Развитие образного мышления, чувство уверенности в себе и взаимопомощи.

Закрепление основных знаний о гжельской росписи.

Повышение активности класса.

3

Физкультминутка. Игровая форма.

Упражнение на знакомство с понятием светотональности.

-Ребята, беда! Принцесса Гжель рассыпала свои бусы. Давайте поможем ей, соберем бусы. Посмотрите, здесь бусины разных цветов, выберите, которые подходят для принцессы, помните о цветовой растяжке. А теперь представьте, что вы бусинки, выходите в круг, поиграем.

Дети собирают бусы, работают в паре.

Дети выбегают, становятся в круг, водят хоровод.

Атмосфера сотрудничества, предупреждение

утомления

4

Объяснение.

Выдвигаю проблему: «Как украсить рельефное панно, пользуясь элементами гжельской росписи?

С помощью графопроектора показываю последовательность выполнения работы на примере панно на тему «Бабочка».

Показываю композиционные правила расположения росписи с учетом выразительности формы, как можно направить орнамент, выбрать ритм, узор, учитывая особенности украшаемого изделия.

Украшение.

а) анализ формы (крылья, голова, брюшко),

б) как выделить главное, на какую часть панно обратить большее внимание, варианты работы,

в) как украсить фон: варианты орнаментов.

Во время объяснения указываю на возможные ошибки:

а) украшение перегружено росписью,

б) не выделено главное в изображении

в) нет цветовой растяжки.

По желанию предлагаю рассказать о своей работе сильному ученику, В конце объяснения предлагаю ученикам выполнить упражнение на смешивание цветов на палитре.

Дети участвуют в работе, предлагают свои варианты украшения.

Дети самостоятельно работают с палитрой.

Развитие логического мышления.

Развитие умения предвидеть и устранять ошибки.

Умение пользоваться палитрой.

5

Самостоятельная творческая работа.

-Возьмите в руки волшебные кисти, вы сегодня настоящие художники, творите!

Во время самостоятельной работы создаю творческую атмосферу, якорю детей на успешную работу, показываю варианты работы. Указываю на ошибки. Индивидуально работаю со слабыми учениками. Во время самостоятельной работы весь демонстрационный материал убирается. В классе звучит музыка.

Дети сильного и среднего уровня выполняют роспись –импровизацию самостоятельно.

Активизация творческого воображения.

Закрепление приемов кистевой росписи.

6

Выставка детских работ.

Ребята отвечают на вопросы:

-Какая работа самая красивая, почему?

-Кто сумел передать настроение птицы?

Высказываю одобрение по поводу детских работ, оцениваю работы.

Ребята аргументируют свои ответы.

Атмосфера сотрудничества, умение анализировать. Чувство радости и сопереживания.

7

Итоги урока.

-Итак, ребята подведем итоги урока.

-С какой росписью мы познакомились и чему научились на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Чему бы вы еще хотели научиться на уроке?

-А можете вы узнать гжельскую роспись?

-Молодцы, спасибо за работу.

-Мы познакомились с гжельской росписью, научились расписывать панно.

-Расписывать сказочную птицу.

-Хочу узнать о других народных мастерах.

-Да.

Чувство удовлетворения от урока. Практическое использование знаний.

Перспектива на будущее.

Список используемой литературы

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

  2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

  3. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

  4. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

  5. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

  6. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

  7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

  8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Приложение к урокам

Рельефное панно «Принцесса Гжель»

Образец детской работы

Открытки с изображениями изразцов

Образцы гжельской керамики, заготовка для выполнения упражнения

Таблица «Изображение птицы-Сирин в народном искусстве»

Инструкционная карта для ученика

Таблицы «Приемы гжельской росписи»

Таблицы «Изображение птиц в народном искусстве»

2

doc4web.ru

Мы рисуем сказочную веточку (декоративная роспись)

Конспект

урока изобразительного искусства во 2 классе

Пешковой Татьяны Валерьевны

Тема: Мы рисуем сказочную веточку (декоративная роспись)

Цели урока: знакомство обучающихся с Городецкой росписью; формирование умения работать кистью и красками; совершенствование умения поэтапно работать над созданием цветочной композиции; развитие наблюдательности, творческого воображения и аккуратности; воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству народных мастеров.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Уметь выполнить необходимые действия в соответствии с поставленной целью и задачами.

Познавательные

1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

1. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Планируемые результаты:

1. Предметные

1) знать: известный центр художественных промыслов России – город Городец; элементы городецких узоров;

2) уметь: самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; распознавать городецкую манеру письма по ее элементам.

2. Личностные

1) повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

3. Метапредметные

1) уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

Ресурсы: 1. Основные: В.С. Кузин, «Изобразительное искусство», 2 класс.

2. Дополнительные: бумага для эскизов (альбом), гуашь, кисти разных размеров, клеёнка, тряпочка, стакан для воды, презентация, демонстрационная таблица.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Проверка готовности рабочего места

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Все ль на месте? Все ль в порядке?

Нам проверить нужно впрок,

Потому что, потому что,

Начинается урок!

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются.

Дети проверяют на своих рабочих местах наличие необходимых предметов.

Р1

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

1. Рассказ учителя о городе Городец.

2. Подведение к теме урока

– Ребята, мы сегодня заглянем в старинный русский городок на Волге, знаменитый на весь мир своими промыслами – Городец.

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит

Вся земля под ним дрожит! Чудо птицы там порхают,

И купавки расцветают, будто в сказку нас зовя.

– Берег здесь обрывист и крут. И на нём небольшие домики сплошь одетые в тонкую резьбу по окнам и стенам. Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. «Лес заволжанина кормит», – говорили здесь. Местные мастера всё из дерева делали: и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью. Изделия их радовали и глаз и сердце. Особенно популярны были в 19 в расписанные красками элементы мебели и орудий труда.

– И тема нашего урока, ребята, «Мы рисуем сказочную веточку», декоративная роспись на основе цветочного элемента Городецких мастеров.

Дети внимательно слушают рассказ учителя.

П1

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

2. Беседа.

3. Систематизация видов росписи.

4. Рисование «купавки»

– Ребята, в наше время городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, кони-качалки, сундучки, декоративные панно и круглые тарелки. Сначала готовят цветной фон (часто жёлтый), на него наносят главные фигуры, букеты в виде крупных цветочных пятен, применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зелёные цвета.

– Ребята, заглянем в гости к городецким мастерам и посмотрим на характерные изображения их работ. Посмотрите на слайд. Вы видите цветочную роспись. Элемент, где изображено много цветов рядом, называется гирляндой. Обратите внимание, что гирлянда состоит из разных элементов: розана, купавки, бутона.

– На следующем слайде вы видите символы городецкой росписи: конь, птица и сцены из жизни, сцены праздничных гуляний.

– Обратите внимание на цвета, какие краски используют городецкие мастера. В городецкой росписи цветовая гамма строго ограничена.

– Ребята, сейчас мы с вами начнем творить, продумывать пробные зарисовки элементов цветочного узора.

– Вспомним последовательность рисования «купавки». Сначала рисуется большой кружок-яблочко розового или голубого цвета.

– Затем дорисовывается центр бутона в виде маленького кружка (темно-красный на розовом и синий на голубом).

– После бутон купавки дополняется тонкими линиями и дугами концом кисти.

– И в конце добавляется оживка (прорисовка) белым и черным цветом, используя кончик тонкой кисти.

Дети внимательно слушают учителя.

Дети выполняют указания учителя.

Дети внимательно слушают учителя.

Дети анализируют последовательность рисования купавки.

Р1, П1, К1, П2

IV. Динамическая пауза

1. Физическая разминка

– Сейчас мы с вами немного отдохнем. Поднимитесь со своих стульчиков, слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь работать мы начнём.

– Отдохнули? Молодцы, садитесь, пожалуйста.

Дети повторяют движения за учителем.

Р1

V. Первичное закрепление

1. Работа над узорами

– Верю, дело мы осилим, и освоим Городец,

Чтобы красоту России донести до всех сердец!

– И вам, ребята, необходимо изобразить ту самую веточку, собственный цветочный узор, собственную цветочную композицию, целую сказочную веточку.

– Для того, чтобы выполнить задание, вам нужно на листе бумаги нарисовать веточку, купавку, бутон и листья. Помните, что главный закон городецкой росписи – соблюдение колорита, на розовом – темно-красный, на голубом – синий.

Дети слушают учителя.

П1, К1

VI. Организация самостоятельной работы

1. Работа над узором «сказочная веточка»

– Итак, что вам необходимо сделать?

– Правильно, молодцы.

– Из каких элементов будут состоять ваши веточки?

– Хорошо. Можете приступать к выполнению задания.

– Если вам потребуется помощь, возникнут вопросы, я к вам подойду.

– Помните, что узоры должны получиться не простые, не обыкновенные, а сказочные.

– Старайтесь, правильно и последовательно выполняйте роспись, не забывая про каждый элемент городецкой росписи.

– Закончили? Хорошо, молодцы. Наведите порядок на своих рабочих местах, дайте вашим красочным и сказочным веточкам немного подсохнуть.

– Городецкая роспись! Как ее нам не знать! Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать, здесь такие сюжеты – ни пером описать!

– Вы молодцы, ребята. По вашим сказочным рисункам вижу, что вы очень старались, не забыли нарисовать каждый элемент городецкой росписи, использовали правильную цветовую гамму. У вас получились прекрасные сказочные веточки!

Ответы детей (Нарисовать сказочную веточку).

(Ответы детей (Купавка, бутон, листья).

Дети приступают к работе.

Дети наводят порядок на рабочих местах.

Дети слушают учителя.

Р1, П1, П2, Л1

VII. Рефлексия учебной деятельности

1. Обобщающая беседа.

2. Самооценка учащимися своей деятельности

– Ребята, подведем итог нашего урока.

– Чему вы учились?

– Вам понравилось рисовать городецкую роспись?

– У вас получилось самостоятельно компоновать сюжетный рисунок?

– Полученные знания вам пригодится в жизни?

– Хорошо, молодцы.

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за активную работу на уроке.

– Встаньте, пожалуйста. До свидания, ребята.

Ответы детей (Рисовать городецкую роспись).

Ответы детей (Да/нет).

Ответы детей.

Дети встают, прощаются с учителем.

Р1, К1, М1

infourok.ru

Урок ИЗО во 2 классе «Северные цветы. Пермогорская роспись» - РИСОВАНИЕ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

Цели:

• дать представление о богатстве растительных мотивов в пермогорской росписи прялок;

• развивать умение творчески стилизовать природные формы, навыки графического письма;

• воспитывать интерес к труду русских мастеров, эстетическую отзывчивость на красоту народного искусства.

Материалы: изображение прялок с росписью пермогорских мастеров; таблицы с поэтапным выполнением растительных мотивов пермогорской росписи.

Ход урока

Педагог. На прошлом занятии мы познакомились с художественными росписями Русского Севера. А кто скажет, где находится Русский Север?

Дети. Это город Архангельск.

Педагог. Правильно, столицей Русского Севера является Архангельск. Кто запомнил названия художественных росписей по дереву, которые можно встретить в Архангельской области?

Дети. Пермогорская, северодвинская, мезенская.

Педагог. Сегодня мы продолжим знакомство с одной из них. Это пермогорская роспись. Кто покажет на таблице изделия пермогорских мастеров?

Кто-либо из детей показывает изделия.

Представьте себе, что мы отправляемся с вами в путешествие по реке Северная Двина в гости к мастерам Пермогорья. (Показывает по карте путь движения на Север.) Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Село, где живут пермогорские мастера, расположено на высоком берегу Северной Двины, отсюда и название пристани «Пермогорье», что означает «первые по высоте горы». Мастера, которые занимаются пермогорской росписью живут в нескольких деревнях Красноборского района в четырех километрах от пристани «Пермогорье». Предметы, которые украшались пермогорскими мастерами, имели широкий спрос у населения. Это ковши, жбаны, прялки, короба и т. п. (Показывает на таблице предметы с незнакомыми для детей названиями.)

Обычные предметы крестьянского быта – ковши, короба, прялки, люльки – роспись превращала в произведения искусства. Очень красочна цветовая гамма росписи изделий. Кто скажет, какие цвета характерны для пермогорской росписи?

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Педагог. Правильно. Преобладающими являются белый цвет фона и красный узора. Зеленый и желтый являются дополнительными или сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур.

Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Сюжетные композиции на народные темы всегда окружены мелким растительным узором на белом фоне.

Орнамент в пермогорской росписи строился из нескольких элементов:

• округлого листа двух и трех типов;

• ягодки и листочки-цветки, типа колокольчиков;

• просто ягодки и многолепестковые цветы в комплексе с листочками и ягодами.

(Показывает особенности росписи.)

Крин, т. е. лилия – элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунка-знака лежит как бы рождающийся росток, проросшего зерна.

Учащиеся рассматривают таблицы с изображением характерных элементов росписи.

Росток этот состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.

В росписях народных художников элементы орнаментальных композиций всегда имели определенное значение и чаще всего их связывали с идеей жизненного начала. Если мы посмотрим на элементы росписи Пермогорья, то можно отметить что листья, направленные на все четыре стороны, означали «Да будет всюду жизнь!» Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая и жилище человека и окружающий его мир.

Дети выполняют упражнение на повтор элементов росписи: цветов, ягод, листьев. Орнамент пермогорской росписи строится из округлых листьев двух или трех типов, ягодки (клюковки) и листочка, тюльпановидного цветка и многолепесткового цветка в комплексе с листочком и ягодками.

Практическая работа

Изображение трехлопастного цветка.

Педагог объясняет процесс выполнения. Цветок делится на три части: капелька, завиток и серединка.

• Первый этап – начинаем рисовать капельку. Кисть надо поставить на кончик и вести, постепенно, прижимая к листу, потом резко оторвать, чтобы получился округлый кончик.

• После капельки рисуется завиток. Начинаем рисовать так же, как и капельку, только постепенно закругляем, чтобы получился полукруг.

• Следующий этап – рисование серединки. Для этого соединяем округлой линией капельку и завиток.

• Последний этап – обводка. Ее делают тонкой кистью по контуру цветка. Дорисовав к этому цветку симметричный и дополнив его дополнительными элементами, получаем простую композицию.

Второй цветок учащиеся рисуют самостоятельно, а затем выполняют его различные вариации. Листья изображаются в манере, характерной для пермогорской росписи.

Посмотрите внимательно на эти таблицы и самостоятельно выполните вариации листьев, которые используют в росписи пермогорские художники-мастера.

По окончании урока педагог подводит итог, предлагая детям ответить на следующие вопросы.

1. Где расположен пермогорский промысел художественной росписи?

2. Из каких элементов состоит роспись Пермогорья?

3. Какие цвета характерны для данной росписи?

xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства в 1-м классе по теме "Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца"

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: “Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца”

Цель урока:

  • познакомить с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца;
  • закрепить уже имеющиеся знания об узоре, ритме, силуэте;
  • формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов Городецкой росписи;
  • обобщение знаний, полученных на уроках литературного чтения при изучении темы “Творчество русского народа”.

Задачи урока.

1. Образовательная:

- познакомить с народными промыслами; - отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи.

2. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству; - воспитывать любовь к прекрасному; - уважение к творческому наследию русских мастеров.

3. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью; - развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

4. Здоровьесберегающая:

- соблюдать правила работы с красками; - выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

Наглядность: произведения народных мастеров из Городца, Гжели, Хохломы, Дымково (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетка; мультимедийный проектор.

План проведения урока

1.Организационный момент.

2 Проверка готовности к уроку.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока. 4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели. 4.2. Хохломская роспись. 4.3.Дымковская игрушка. 4.4 Знакомство с Городецкой росписью.

5. Физкультминутка.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

7. Этапы выполнения рисунка. 7.1. Рисование силуэта цветка. 7.2. Определение центра цветка. 7.3. Рисование лепестков. 7.4. Оживка рисунка.

8. Практическая работа.

9. Итог урока.

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент. Приветствие учащихся. (Презентация. Слайд № 1).

2.

Проверка готовности к уроку.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним принадлежности художника. (Презентация. Слайд № 2).

Отгадывание слов:

(Презентация. Слайд № 3).

(Презентация. Слайд № 4).

(Презентация. Слайд № 5).

(Презентация. Слайд № 6).

(Презентация. Слайд № 7).

(Презентация. Слайд № 8).

(Презентация. Слайд № 9).

- Давайте вспомним правила, как нужно писать или работать красками.

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски.
  2. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти.
  3. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции.
  4. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой.
  5. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора Городецкой росписи. (Презентация. Слайд № 10).

4. Работа по теме урока.

4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Городца. (Презентация. Слайды № 11, 12).

ГЖЕЛЬ – это крупный керамический промысел. Неподалёку от Москвы расположены деревни Гжель, Речицы, Турыгино и другие, в которых уже более 150 лет создают знаменитые изделия. Издавна почти всё население деревень делало здесь гончарную посуду. Традиционными изделиями являются кувшины, блюда, молочники, масленки, чайники, чашки. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается?

Прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Посмотрите на эти изящные изделия, сделанные народными умельцами. В каждой вещи с необыкновенной фантазией легко варьируются букеты, гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые пейзажи.

4.2. ХОХЛОМА. (Презентация. Слайды № 13, 14, 15).

Этот русский художественный промысел возник в 17-м веке в Нижегородской области. Удивительно “теплые” изделия Хохломы любят не только в России, но и во многих странах мира.

Хохломская роспись украшает деревянные подносы, ложки, половники, миски, шкатулки и даже детскую мебель – маленькие стульчики, скамеечки, столы.

В хохломской росписи можно увидеть завитки-травки; ягоды рябины, земляники, крыжовника; цветы; птиц с хвостами, похожими на цветы. Любимые цвета мастеров Хохломы – красный, чёрный и золотой. Изделия Хохломы словно светятся, поэтому иногда говорят – “золотая хохлома”.

4.3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. (Презентация. Слайд № 16).

Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).

Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек.

В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.

После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.

Орнамент на игрушках – разнообразные круги-горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.

4.4. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. (Презентация. Слайды № 17, 18).

На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряльщики, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву; лес давал ценный материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень. Одни вырезали ложки, другие точили миски, чашки, другие изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Хорошо родился на этой земле лён. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу. поэтому резчикам и живописцам хватало много работы.

Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки.

Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших народов.

Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами.

Рассмотрим узоры на изделиях.

- Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?

(ОРНАМЕНТ)

- Правильно. Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В Городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор.

- Какие цветы повторяются?

(РОЗАН и КУПАВКА)

- Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

5. Физкультминутка.

Вот мы взяли краски в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей Ярких красок не жалей.

Это правда! Это правда! Ну, чего же тут скрывать. Дети любят, дети любят, Дети любят рисовать.

На бумаге, на бумаге На асфальте На стекле И в трамвае на окне.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет – красный, оранжевый, синий, другой – белила.

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо.

Центр рисуют чистой краской без белил.

Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В Городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

7. Этапы выполнения рисунка.

7.1. Рисование силуэта цветка.

Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской – гуашью. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.

7.2. Определение центра цветка.

Чистой краской (не смешанной) рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр – в середине цветка, у купавки он смещён влево или вправо.

7.3. Рисование лепестков.

Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. КИСТЬ ДЕРЖИМ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО расписываемой поверхности.

7.4. Оживка рисунка.

Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки.

Рисунок готов.

8. Практическая работа.

Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора Городецкой росписи.

9. Итог урока.

9.1. Выставка работ учащихся.

9.2. Вопросы:

- Что нового узнали на уроке? - Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились? - В украшении, каких предметов можно увидеть розан и купавку?

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также