Конспект урока ИЗО по ФГОС в 3 классе "Народная игрушка. Марешка". Рисование игрушек в 3 классе


Урок изобразительного искусства в 3 классе «Твои игрушки».

Урок изобразительного искусства в 3классе «Твои игрушки»

Учитель: Стрельникова Н.Н.

Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9

классы. Автор: Б.М. Неменский

Класс, четверть, № урока 3 класс,

Тема урока: «Твои игрушки»

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм..

Задачи:

Образовательная: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать современные и русские-народные игрушки.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

Зрительный ряд: образцы, выполненных учителем работ, слайды, репродукции, таблица выполнения работы

Графические разработки___карточки___________________________________________________

Литературный ряд: У.Н.Т.(прибаутки,стихи)

Музыкальный ряд ____________________________________________________________

Оборудование:

Для учащихся: альбом, шаблон матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь, игрушки.

Для учителя: матрешки, игрушка-перчатка, презентация: «Моя любимая игрушка».

Схема оформления доски:

1

4

3

1 тема урока

2 карточки – алгоритм выполнения работы

3 фото матрёшек, образцы, выполненных учителем работ

4 место для галереи детских работ

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

(2 мин)

(мотивация на урок)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют наличие перечисленных предметов.

2.Вводная беседа

(5 мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале мы отправимся в прошлое и представим, что попали в гости к русской крестьянской семье (слайд Русская изба с жильцами)

Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля

Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.

Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.

Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!

Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.

Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!

Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки. (слайд Соломенные игрушки)

Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.

Внучка. Спасибо тебе, дедушка!

О чём пойдёт сегодня речь? (об игрушках)

Знакомятся с презентацией, формулируют тему урока.

3.Сообщение темы и цели урока.

(3мин)

Метод: эмоциональное стимулирование

Сегодня урок посвящен нашим любимым с раннего детства игрушкам.

На уроке вы познакомитесь с видами игрушек и разнообразием технологий их изготовления и попытаетесь сами придумать игрушку на основе традиционной русской матрёшки.

Наша тема: «Твои игрушки» (слайд Тема)

Перед вами перчаточные куклы (слайд Перчаточные куклы), и играть с ней любят не только дети (слайд театр кукол) но и взрослые. Это театр кукол, в них участвуют перчаточные, тростевые куклы или куклы марионетки.

А какие у вас любимые игрушки? (ответы детей-машины, зайцы…)

Все игрушки очень разные и не только внешне, но и материал для их изготовления так же различен.Кто скажет из чего изготавливают игрушки? (мех, пластмасса……)

Обратите внимания насколько разнообразны современные игрушки. (слайд современные игрушки)

(рассматриваем разнообразие материалов на принесенных игрушках)

Знакомятся с презентацией, рассматривают игрушки, отвечают на вопросы.

4.Знакомство с новой темой.

(6 мин)

Заинтересовать материалом урока.

Рассказ учителя по плану:

1. ярмарка игрушек

2. в мастерской игрушки

Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.

Музыка «Коробейники»

(слайд Ярмарка)

Сколько мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись, народ!

Чудо-ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

 (слайд Старинные игрушки)

 В древности игрушки делали сами из того, что было под рукой:  дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.

Звучит народная музыка.

Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.  

Просмотр слайдов (на слайдах игрушки народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках.

Например Дымковская игрушка (слайд Дымковская игрушка)

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

 (слайд Гончар)            

А для того, чтобы она стала ликующей и праздничной, гончар лепит её из глины, обжигает и расписывает. 

    

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                            Матрёшка (слайд Матрёшка)

А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю

III. В мастерской игрушки.

(слайд История Матрёшки)

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (слайд). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. (слайд). Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

(слайд Процесс изготовления матрёшки) Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Матрешек изготовливают в разных уголках нашей страны. (слайд- разные матрешки) Посмотрите какие все они разные.

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности народных игрушек

5.Закрепление нового материала. (3мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Вопросы на закрепление изученного материала (слайд):

Что такое «фукуруму»?

Откуда была привезена матрешка?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Чем вам нравятся матрёшки?

Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

6.Физ. минутка (3мин)

Цель: отдых учащихся.

Форма: фронтальная.

Метод: эмоционального стимулирования

Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Молодцы.

Выполняют физические упражнения.

7.Самостоятельная работа

(15 мин)

Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный

Теперь все внимание на меня.

У каждого из вас на парте лежит шаблон матрешки.

Ваша задача – нарисовать матрешку и раскрасить ее по своему желанию.

А теперь посмотрите на доску. (последовательное прикрепление алгоритма рисования матрешки).

1. обводите шаблон.

2. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.

3. далее вы рисуете глаза, нос, рот, отмечаете линию платка и рисуете руки.

4. теперь можете прорисовывать элементы одежды. Узор вы придумайте сами, чтобы ваша матрешка была интересной и разнообразной, как те, которые вы видите на доске (оформление части доски образцами, выполненных учителем работ и фотографиями матрёшек)

5. выполните работу в цвете.

Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.

Итак, приступайте к работе.

(звучат русские народные песни)

(Помогать учащимся)

По ходу работы индивидуально задавать вопросы:

  • Какую матрешку ты задумал?

  • Кому ее можно подарить?

  • Почему ты решил сделать так, а не иначе?

Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.

8.Подведение итогов. Домашнее задание

(5 мин)

Цель: обобщение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.

По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Домашнее задание: раскрасьте картинку, придумайте имена матрешкам, сочините про них сказку или стихотворение

hello_html_3d2d67e1.jpg

Не забудьте принести альбом и гуашь.

hello_html_m53e00c6a.jpg

hello_html_ma782e5f.jpg

hello_html_5a2360b4.jpg

hello_html_455e057c.jpg

hello_html_3d79cd63.jpghello_html_3d79cd63.jpg

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО на тему:" Твои игрушки" 3 класс

Урок изобразительного искусства в 3 классе.

Тема: «Твои игрушки».

По программе Б.М.Неменского

hello_html_m5215ba8d.png

Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9

классы. Автор: Б.М. Неменский

Класс, четверть, № урока 3 класс, 1 четверть, урок №1

Тема урока: «Твои игрушки»

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм..

Задачи:

Образовательная: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать современные и русские-народные игрушки.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

Зрительный ряд: образцы, выполненных учителем работ, слайды, репродукции, таблица выполнения работы

Графические разработки___карточки___________________________________________________

Литературный ряд: У.Н.Т.(прибаутки,стихи)

Музыкальный ряд ____________________________________________________________

Оборудование:

Для учащихся: альбом, шаблон матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь, игрушки.

Для учителя: матрешки, игрушка-перчатка, презентация: «Моя любимая игрушка».

Схема оформления доски:

1

4

3

1 тема урока

2 карточки – алгоритм выполнения работы

3 фото матрёшек, образцы, выполненных учителем работ

4 место для галереи детских работ

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

(2 мин)

(мотивация на урок)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют наличие перечисленных предметов.

2.Вводная беседа

(5 мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале мы отправимся в прошлое и представим, что попали в гости к русской крестьянской семье (слайд Русская изба с жильцами)

Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля

Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.

Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.

Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!

Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.

Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!

Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки. (слайд Соломенные игрушки)

Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.

Внучка. Спасибо тебе, дедушка!

О чём пойдёт сегодня речь? (об игрушках)

Знакомятся с презентацией, формулируют тему урока.

3.Сообщение темы и цели урока.

(3мин)

Метод: эмоциональное стимулирование

Сегодня урок посвящен нашим любимым с раннего детства игрушкам.

На уроке вы познакомитесь с видами игрушек и разнообразием технологий их изготовления и попытаетесь сами придумать игрушку на основе традиционной русской матрёшки.

Наша тема: «Твои игрушки» (слайд Тема)

Перед вами перчаточные куклы (слайд Перчаточные куклы), и играть с ней любят не только дети (слайд театр кукол) но и взрослые. Это театр кукол, в них участвуют перчаточные, тростевые куклы или куклы марионетки.

А какие у вас любимые игрушки? (ответы детей-машины, зайцы…)

Все игрушки очень разные и не только внешне, но и материал для их изготовления так же различен.Кто скажет из чего изготавливают игрушки? (мех, пластмасса……)

Обратите внимания насколько разнообразны современные игрушки. (слайд современные игрушки)

(рассматриваем разнообразие материалов на принесенных игрушках)

Знакомятся с презентацией, рассматривают игрушки, отвечают на вопросы.

4.Знакомство с новой темой.

(6 мин)

Заинтересовать материалом урока.

Рассказ учителя по плану:

1. ярмарка игрушек

2. в мастерской игрушки

Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.

Музыка «Коробейники»

(слайд Ярмарка)

Сколько мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись, народ!

Чудо-ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

 (слайд Старинные игрушки)

 В древности игрушки делали сами из того, что было под рукой:  дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.

Звучит народная музыка.

Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.  

Просмотр слайдов (на слайдах игрушки народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках.

Например Дымковская игрушка (слайд Дымковская игрушка)

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

 (слайд Гончар)            

А для того, чтобы она стала ликующей и праздничной, гончар лепит её из глины, обжигает и расписывает. 

    

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                            Матрёшка (слайд Матрёшка)

А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю

III. В мастерской игрушки.

(слайд История Матрёшки)

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (слайд). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. (слайд). Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

(слайд Процесс изготовления матрёшки) Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Матрешек изготовливают в разных уголках нашей страны. (слайд- разные матрешки) Посмотрите какие все они разные.

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности народных игрушек

5.Закрепление нового материала. (3мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Вопросы на закрепление изученного материала (слайд):

Что такое «фукуруму»?

Откуда была привезена матрешка?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Чем вам нравятся матрёшки?

Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

6.Физ. минутка (3мин)

Цель: отдых учащихся.

Форма: фронтальная.

Метод: эмоционального стимулирования

Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Молодцы.

Выполняют физические упражнения.

7.Самостоятельная работа

(15 мин)

Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный

Теперь все внимание на меня.

У каждого из вас на парте лежит шаблон матрешки.

Ваша задача – нарисовать матрешку и раскрасить ее по своему желанию.

А теперь посмотрите на доску. (последовательное прикрепление алгоритма рисования матрешки).

1. обводите шаблон.

2. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.

3. далее вы рисуете глаза, нос, рот, отмечаете линию платка и рисуете руки.

4. теперь можете прорисовывать элементы одежды. Узор вы придумайте сами, чтобы ваша матрешка была интересной и разнообразной, как те, которые вы видите на доске (оформление части доски образцами, выполненных учителем работ и фотографиями матрёшек)

5. выполните работу в цвете.

Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.

Итак, приступайте к работе.

(звучат русские народные песни)

(Помогать учащимся)

По ходу работы индивидуально задавать вопросы:

  • Какую матрешку ты задумал?

  • Кому ее можно подарить?

  • Почему ты решил сделать так, а не иначе?

Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.

8.Подведение итогов. Домашнее задание

(5 мин)

Цель: обобщение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.

По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Домашнее задание: раскрасьте картинку, придумайте имена матрешкам, сочините про них сказку или стихотворение

hello_html_3d2d67e1.jpg

Не забудьте принести альбом и гуашь.

hello_html_m53e00c6a.jpg

hello_html_ma782e5f.jpg

hello_html_5a2360b4.jpg

hello_html_455e057c.jpg

hello_html_3d79cd63.jpghello_html_3d79cd63.jpg

infourok.ru

Презентация по изобразительному искусству "Веселые игрушки" (3 класс)

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?

Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»?

Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Имя матрёшки

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Тем не менее, матрёшка снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме».

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?

Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает».

И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.

Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи – лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.

Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать – перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор – Лариса Соловьёва – посвятила изучению матрёшек не один год. Она – автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области – он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус – матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце.

Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

infourok.ru

Конспект урока ИЗО по ФГОС в 3 классе "Народная игрушка. Марешка"

Предмет: Изобразительное искусство

Учитель: Тулина Татьяна Петровна

Учреждение: МБОУ ВМР «Андомская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 3а

Тема урока: «Народная игрушка. Матрешка»

Цель урока: развитие художественно - творческих способностей младших школьников через знакомство с народной игрушкой и отражение их в изобразительной творческой деятельности.

Задачи: 1) - сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам;

- размышлять, рассуждать об истоках возникновения народной игрушки;

2) - развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

- Развивать умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции;

3) Воспитывать чувство гордости, любовь и уважение к Отечеству, к истокам народных традиций.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Использовать выразительные свойства цвета для передачи замысла.

Придумывать оригинальные названия продуктам своей творческой деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников.

Сравнивают выразительность матрешек их красочность и декоративность.

Творческое задание: создают свой образ матрёшки, используя цветные художественные материалы.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Планируемые результаты образования.

Личностные: приобретения опыта внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы,

Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира, 

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: совершенствование речевых навыков в процессе обсуждения, умение участвовать в диалоге и обмениваться мнениями, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная, парное оценивание

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, народные игрушки: матрешки, свистульки, куклы,

фрагменты фильма «История русской матрешки»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

1. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка к работе на основном этапе.

Звучит песня “ Коробейники”

Друзья мои, я очень рада

Что вы пришли сегодня в класс

И для меня сейчас награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю, все вы гениальны,

Но без труда талант не впрок.

Ну, что ж тогда начнем трудиться

И вместе создадим урок.

Звучит песня “ Коробейники”

Учитель достает короб, приговаривая:

- Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам коробок –

Позолоченный бочок.

Коробок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Достаю короб.) Чем же может быть наполнен такой короб? Открою вам тайну. Короб наполнен тем, что могли купить родители на ярмарке своим детям? Чем?

Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб?

Ваша задача вспомнить, из чего изготавливали игрушки русские умельцы?

Вывод: принадлежат к различным художественным промыслам России.

Игрушками

Из дерева, глины, ткани, соломы

2.Постановка учебной цели и задач.

Как вы думаете, какой из них мы будет посвящен наш урок?

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

-как можно сформулировать тему урока?

Что бы вам хотелось узнать про матрешку?

 Откуда появилась матрёшка?

 Кто автор русской матрёшки?

Почему так назвали?

Какую познавательную задачу поставим? Чтобы вам хотелось узнать сначала?

А учебную задачу: чему научиться?

Какие качества необходимы ученикам на уроке изо?

Значит, цель нашего урока через знакомство с народной игрушкой развивать художественно - творческие способности.

Где мы можем найти эту информацию?

Народной игрушке, матрешке

Народная игрушка. Матрешка.

Откуда появилась матрёшка?

 Кто автор русской матрёшки?

Почему так назвали?

Откуда появилась матрёшка?

 внимание

аккуратность

фантазия

умение оценить себя и своего товарища

3. Основной этап.

Просмотр эпизодов фильма «История русской матрешки»

Просмотрим эпизоды фильма, чтобы найти ответы на интересующие вас вопросы и проверить, на сколько были внимательны. После просмотра выполним тест. Кто из вас считает, что сможет справиться с тестом? Посмотрите на вопросы теста. Кто-то может сейчас ответить на вопросы теста? Просмотр эпизодов фильма.

Тест

1.Когда появилась русская матрешка?

А)в конце 19 века

Б)в начале 19 века

В) в наше время

2.Из какой страны была привезена кукла Фурукума, которая стала прообразом матрёшки?

А)из древнего Рима

Б)из Китая

В) из Японии

3.Из скольки кукол состояла первая матрешка?

А) 5

Б) 8

В) 3

4.Из породы каких деревьев делают матрешку?

А) липы и березы

Б) ели и березы

В) липы и сосны

5.Люди каких профессий участвовали в изготовлении матрешки?

А) токарь

Б)шлифовщик

В) плотник

Г) художник

6.Какие символы несет в себе русская матрешка:

А) богатства

Б) материнства

В) плодородия

Г)семейного счастья

Д)веры

Поставить отметки за тест мы попросим наших гостей.

Опережающее оценивание

Самостоятельная работа. Самооценка по линеечке оценивания.

Проверка по эталону

Критерии оценивания

1.Точность воспроизведения формы матрешки, рисунка на ней

2.Аккуратность

3.Эстетическое оформление работы

Физкультминутка

А хочется вам научиться рисовать матрешку?

Я предлагаю вам сегодня более трудное задание, упражнение «Дорисуй».

Необходимо дорисовать половинку матрешки так, чтобы получилась целая. Вам нужно будет оценить свою работу и работу своего товарища. На оборотной стороне листочка подпишите и нарисуйте 3 линеечки оценивания. Почему 3? По каким критериям будем оценивать?

1.Точность воспроизведения формы матрешки, рисунка на ней

2.Аккуратность

3.Эстетическое оформление работы

Чем работаем?

(Простым карандашом и чёрным фломастером)

Время работы 5 минут. Оценивание .Проверка.

Кто может пояснить, как он оценил своего товарища?

Физкультминутка «Матрёшки»

Были мы матрешки

Вот такие крошки,(присели)

Ну, а времечко прошло,

Подросли немножко.(встали)

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)На ногах сапожки, (Руки на пояс)Топают матрешки. (Топают ног.)Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)Всем знакомым поклонись.

Вспомним, цель нашего урока?

Научились рисовать, только она у нас получилась неяркая. Чтобы вам еще хотелось сделать? Раскрасить.

Вы видели из фильма, что художники каждый по- своему расписывает матрешки.

Какое задание я давала группам? Договориться на какую тему будет расписана ваша семейка матрешек? Создать групповой образ. Дать соответствующее название.

??

Творческое задание в группе

Проверка

Раскрасить.

Работа в группах

Критерии оценивания;

Соответствует ли выбранной теме?

Удалось ли показать нужный образ?

Оценим работу группы по критериям:

Соответствует ли выбранной теме?

Удалось ли показать нужный образ?

Работа в группах. Работа какой группы доставила большее удовольствие? Какой из этих наборов вы бы приобрели для себя?

Родители тоже потрудились, создали свои комплекты матрешек.

Оценивание работы в группе

Рефлексия.

Удалось ли нам достичь цели урока?

Оцените свою работу на уроке. Коллективная рефлексивная матрешка.

Если вы справились со всеми видами работы и получили удовольствие от работы, то прикрепите красный цветок или горошек.

Если вы справились со всеми видами работы и получили удовольствие от работы , но были недочеты в работе, то прикрепите зеленый листочек или горошек.

Если вы испытывали затруднения в работе, но получили удовольствие от работы, то прикрепите синий цветок или горошек.

-С какой целью делали подобные изделия?

Прекрасный мир вещей

накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать людей.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также