Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования. Рисование как средство подготовки руки ребенка к письму


мастер -класс " Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования"

         Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

                         детский сад  №105 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Мастер – класс

                           для педагогов дошкольных учреждений

                Добро пожаловать в страну чудес

 

                                                          Развитие мелкой моторики

                                                          детей, как подготовка руки к письму

                                                          через нетрадиционные способы рисования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Малявкина

                                                                                       Оксана Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Тема: Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи:

- установить причину затруднения овладением письма у дошкольников;

- ознакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изодеятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочитать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: оформление зала – работы детей по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, деревянные палочки, овощи, сухие листья, тазы с водой, салфетки на каждого педагога, полотенца.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческая работа детей.

 

                                                *    *    *

 

- Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие мелкой моторики детей, как подготовки руки к письму через нетрадиционные способы рисования».

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:

1.     «Пальчиковая  гимнастика»

2.     «Пальчиковые игры»

3.     «Система игровых упражнений».

   Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

 

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

 

Младший дошкольный возраст

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

 

Старший и подготовительный возраст

- «ладонная» техника;

- рисование поролоновым тампоном;

- оттиск печаткой из ластика;

- фотокопия – рисование свечой;

- отпечатки листьев.

 

Старший и подготовительный возраст

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчёсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

 

Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.

Основная техника печатки.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Сейчас вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» нетрадиционными способами  рисования, такими как: печатка, рисование ладошкой, пальчиком, палочкой. Практическая работа педагогов –  «Ёжик – ни головы, ни ножек». 

 

Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам  вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать. Например: «Весёлые гусенички». Педагог показывает несколько работ, которые выполнили дошкольники среднего возраста. Практическая часть педагогов.

 

Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Сейчас мы с вами будем рисовать этой техникой плюшевого медвежонка. Педагог показывает и объясняет приёмы нестандартного способа рисования. Практическая работа педагогов.

 

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.

Практическая часть педагогов.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:

·        при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Педагог показывает несколько работ выполненные в этой технике. Идёт показ с объяснением картин: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».

Спасибо за прекрасные ваши работы!

 

Итог подводится в виде анкет для педагогов.

 

Ф.И.О., № д/с____________________________________________________

 

Что Вы для себя сегодня узнали нового?____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                       Большое спасибо!

 

nsportal.ru

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием - Консультации для воспитателей - Копилка опыта - Каталог статей

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.

Развитие движений руки при рисовании и письме

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисованииЛокоть и кисть правой руки находится на весуКисть повернута боком или книзу. Положение не фиксированоПальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандашаБумага лежит пряно, ровно от края столаЛинии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратноБолее широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями

Характер движении руки, положения тетради, карандаша при письмеЛокоть и кисть правой руки лежат на столеКисть повернута книзу с опорой на мизинецПальцы довольно близко к отточенному концу карандашаТетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину грудиЛинии ведут вниз с нажимом, вверх без нажина, обратно движение не проводитсяДвижения руки строго ограничены

Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движении, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).

При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.

Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).

Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.

Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).

Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.

mbdou59.ucoz.ru

Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад компенсирующего вида №26» город Вологда

«Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Разработала: воспитатель

высшей категории МДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №26»Козлова Л.А.

Г.Вологда

2010 г.

Тема: «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Письмо - это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с ТНР, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому подготовку к письму надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всего периода.

В своей работе для подготовки руки к письму мы используем занятия по нетрадиционному декоративному рисованию. Такие занятия помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Мы учим детей держать деревянную или ватную палочку, восковые мелки, зубную щётку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваемся свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования, что способствует формированию и закреплению правильного захвата инструмента, последовательной смены тонуса мускулатуры руки.

Многие виды нетрадиционного декоративного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Нестандартные способы рисования помогают развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные способы декоративного рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные способы декоративного рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами декоративного рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Литература:

  1. Материал с сайта http://www.erudition.ru/referat/ref/id.35060_1.html

2. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду

doc4web.ru

Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования

Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования Воспитатель: ЛЕБЕДЕВА ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Подготовка руки дошкольника к письму через нетрадиционные техники рисования

Воспитатель:

ЛЕБЕДЕВА ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Актуальность Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель Развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования. 

Цель

Развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования. 

 ЗАДАЧИ 1 . Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. 2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками. 3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. 4. Развивать творчество, фантазию .

ЗАДАЧИ

1 . Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию .

Подготовительный этап Подбор методической литературы. Поиск информации о методах нетрадиционного рисования. Пополнить предметно развивающую среду в ИЗО уголке нетрадиционными материалами для рисования . Разработка перспективного плана.

Подготовительный этап

  • Подбор методической литературы.
  • Поиск информации о методах нетрадиционного рисования.
  • Пополнить предметно развивающую среду в ИЗО уголке нетрадиционными материалами для рисования .
  • Разработка перспективного плана.
Основной этап Реализация перспективного плана Клякса ( пальчиковая живопись) Тяп ляп («Оттиск поролоном», «Печать листьев», рисование солью». Умелые пальчики .(«Кляксография с трубочкой». — «Монотипия». Рисую, пишу — интересно живу (граттаж, рисование мыльными пузырями)

Основной этап

Реализация перспективного плана

  • Клякса ( пальчиковая живопись)
  • Тяп ляп («Оттиск поролоном», «Печать листьев», рисование солью».
  • Умелые пальчики .(«Кляксография с трубочкой». — «Монотипия».
  • Рисую, пишу — интересно живу

(граттаж, рисование мыльными пузырями)

Заключительный этап Проведение итогового занятия. Представление результатов на выставке творческих работ.

Заключительный этап

  • Проведение итогового занятия.
  • Представление результатов на выставке творческих работ.
Развивающая среда.

Развивающая среда.

Работа с родителями Буклеты Консультация для родителей Папки передвижки Масстер класс

Работа с родителями

  • Буклеты
  • Консультация для родителей
  • Папки передвижки
  • Масстер класс
Виды нетрадиционных техник Тампонированием. Обрывная модульная аппликация. Линогравюра. Мягкая роспись по ткани. Аппликация из ватных комочков. Объёмная аппликация из салфеток. Декупаж. Рисование пайетками и бисером Восковые мелки+акварель. Рисование «по-мокрому» и «набрызгом». Раздувание капли. Фотокопия. Аппликация с дорисовыванием. Рисование + аппликация из макарон. Аппликация из пуговиц. Оттиск печатками из картофеля.

Виды нетрадиционных техник

Тампонированием.

Обрывная модульная аппликация.

Линогравюра.

Мягкая роспись по ткани.

Аппликация из ватных комочков.

Объёмная аппликация из салфеток.

Декупаж.

Рисование пайетками и бисером

Восковые мелки+акварель.

Рисование «по-мокрому» и «набрызгом».

Раздувание капли.

Фотокопия.

Аппликация с дорисовыванием.

Рисование + аппликация из макарон.

Аппликация из пуговиц.

Оттиск печатками из картофеля.

Заключение Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и овладению навыками учебной деятельности.

Заключение

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим,

что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и овладению навыками учебной деятельности.

Мастер класс « пластилинография и пайетки»

Мастер класс « пластилинография и пайетки»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Спасибо за внимание !

Спасибо за

внимание !

multiurok.ru

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ. ГУО "Ясли-сад №5 г.п.Корма"

Консультация для родителей будущих первоклассников

«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ПРИ РИСОВАНИИ И ПИСЬМЕ

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании

  • Локоть и кисть правой руки находится на весу
  • Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано
  • Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша
  • Бумага лежит пряно, ровно от края стола
  • Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно
  • Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями

Характер движений руки, положения тетради, карандаша при письме

  • Локоть и кисть правой руки лежат на столе
  • Кисть повернута книзу с опорой на мизинец
  • Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша
  • Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди
  • Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажина, обратно движение не проводится
  • Движения руки строго ограничены

Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику декоративной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).

При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.

Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).

Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.

Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).

Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.

 

sad5korma.schools.by


Смотрите также