Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника. Рисование как средство развития речи


Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников

изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников«Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников»Занятия по рисованию в детском саду объединяются под названием изобразительная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка.Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельности можно успешно осуществлять и развитие речи детей. В детском саду эта задача решается попутно, являясь второстепенной к изобразительным задачам.Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника  велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь  умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточнять их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.В изобразительной деятельности значительно быстрее проходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь определяет действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.Изучив научную литературу можно сказать что,  изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.  Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используют натуральные объекты.Учитывая стремление детей рисовать, играя, следует использовать изобразительную деятельность для того, чтобы уточнять представления о предметах и возможных связях между ними.Включение приёма описания предмета по выполненному предметному рисунку  в процесс обучения связной опи­сательной речи, на наш взгляд, является эффективным для усвоения детьми навыков самостоятельного описания, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям.При написании стать использовалась следующая литература:1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильеной, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 20062. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 400 с.3. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.  Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. /сост. Е. П. Климова. — Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

Предыдущее: Занятие «Мы все разные» по толерантному общению для детей 5-6 летСледующее: Прокофьев — Материалы к уроку музыки

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 22nd Ноябрь, 2014Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

Рисование как средство развития речи

Рисование, как одно из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия

 «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»

                                                       В.И. Сухомлинский  

                             Автор : воспитатель Николаева Е.Г., Детский сад №1

 

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

   Во –первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

   Во- вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

При всём разнообразии авторских программ мною проанализированы некоторые из них: программа « Радуга » (автор Доронова), программа «Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество.» (авторы Комарова Т.С., Антонова А.В. Зацепина М. Б.), программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г. С.).

Общей задачей которых является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди) произведения искусства (как классического, так и народного) ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства; радость, восхищение, восторг.

Программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г.С.) обьединяет занятия в циклы на основе единой тематики. Все циклы занятий построены в определённой системе.

Первые занятия являются обучающими.  На последующих занятиях умения навыки формируются и закрепляются. А главное методика такова, что детей побуждает выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребёнка.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета,  ритма,  композиции,  пропорции.
  2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
  3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
  4. Формировать у детей знания умение и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
  5. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образца.
  6. Воспитывать у детей умение работать  индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение нарисовать.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия,побуждающие ребёнка крисованию,можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытывать его.

Важно ещё в детстве научить ребёнка художественному видению, которое даёт ему возможность осмысливать образы действительности.

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы;

Что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса,они приобщают детей к высшим духовным ценностям,развивают их способности и творчество.

 

Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребёнка.

Приоритетным направлением нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей, задачи которого:

- Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания;

- Пробудить интерес к творчеству, умение выражать свои мысли и чувства в рисунке;

- Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели.

Для реализации поставленных задач в системе художественно-эстетического воспитания нужно, прежде всего, разнообразить перспективный план, аспекты которого необходимо ставить на развитие личности ребёнка.

Человек развивается как личность с первых дней жизни.Развитие – это способ существования личности. Организация интересной и содержательной жизни, обогащение её яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом,

необходимым для работы воображения. Всё это и помогает творческому развитию детей в изобразительной деятельности. Ребёнок увлечён тем, что делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым,  свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.

Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то и становится ясно, что именно здесь он получит основные, и чёткие систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляется всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.

Так как, по сути, эти задачи совпадают с задачами, которые ставят в программах «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Красота, радость, творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) и «Программа по изобразительной деятельности» (Г.С. Швайко), необходимо спланировать эту работу так, чтобы занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, научили использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование – заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов дыхания;

- органов познания;

- аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.  Современные учёные утверждают- работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.  

На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвета играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взят в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.              

  

Комментариев - нет.

212d.ru

Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника

Автор: Цапаева Елена Витальевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника

 

Согласно исследованиям А.В. Белошистой, рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Дети в возрасте около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения предметов, передачи его формы и цвета, хотя удовольствие от рисования дети получают благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение [1].

Программы детского сада по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными навыками и умениями. В жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты. По мнению И.М Сеченова, рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе занятий изобразительной деятельностью координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие [3].

Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. И.П. Павлов отмечал, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. То есть, рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Ведь дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками [2].

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является функция слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Большую роль играет речь взрослого, она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.

Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Следовательно, индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществляется с учетом обозначенных особенностей и предусматривает также особую форму общения с детьми, учитывая их речевые возможности, их общительность и уровень их изобразительных навыков. В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных. Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.

Таким образом, особое место в развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на разных этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Белошистая, А.В. Волшебные краски. 3 - 5 лет: Пособие для занятий с детьми. / Белошистая А.В., Жукова О.Г. – М.: Аркти, 2013. - 32 с.

2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.

3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. / Комарова Т.С. - М., 2008. - 158 с.

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Совместное рисование как средство развития речи

Совместное рисование – особый игровой метод обучения, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок (художественный уровень рисунка не играет значения, главное, чтобы изображение было узнаваемым), близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка – раскрашивает отдельные части изображения, “подсказывает” развитие сюжета, дополняет рисунок разнообразными деталями,“заказывает” новую картинку. kidz zone_pub

Использование совместного рисования в занятиях с детьми помогает развивать речь ребенка, расширяет представления об окружающем мире, дарит много впечатлений и положительных эмоций. Если подобрать значимую для ребенка тему рисунка, он быстро включается в занятие и проявляет активность. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый побуждает его к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, “забывает” дорисовать важную деталь, как бы предлагая ребенку завершить рисунок.

Метод совместного рисования дает богатые возможность развития речи – как активной, так и пассивной. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значения слов, которые ребенок уже знает, а также знакомит ребенка с новыми словами и значениями, обогащая его пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка “поговорить”, а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью – например, делать паузы в речи, задавать вопросы.

 Совместное рисование взрослого с ребенком можно разбить на два основных этапа: первый этап – предметный рисунок (игрушки, фрукты и овощи, животные), второй этап – сюжетный рисунок, в котором разворачиваются самые разнообразные ситуации из мира людей, в первую очередь из жизни самого ребенка и его семьи. Оба этапа одинаково требуют положительной эмоциональной окраски как самого процесса рисования, так и речевого сопровождения к нему. Темы и сюжеты для совместного рисования можно выбирать произвольно, рисовать то, что нравится и ребенку и взрослому.

Чтобы поддержать интерес малыша к этому виду деятельности и дополнительно стимулировать его речь, можно разнообразить занятия, вводить в них новые элементы: использовать в рисовании различные материалы (карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона), вводить в изображение новые детали, варьировать рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. Почаще приглашайте ребенка в “соавторы”, используя как прямое приглашение – «Давай вместе рисовать!», так и специальные приемы: время от времени останавливайте рисование и предлагайте ребенку продолжить рисунок; «забывайте» дорисовать в изображении важную деталь.

Приведу несколько примеров создания предметных и сюжетных рисунков на занятиях по совместному рисованию взрослого и ребенка.

Предметные рисунки

Конфетки – карандашом нейтрального цвета взрослый рисует на листе бумаги большой прямоугольник. Затем рисует внутри прямоугольника небольшие кружочки разного цвета (можно предложить малышу закрасить контурные изображения) – это конфетки. Комментарий:“Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверное, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у нее вкус? Наверное, яблочный. Нарисуй клубничную конфетку. Какого она цвета? Красная. А еще какую конфету хочешь нарисовать? Апельсиновую?”

 Яблоня –  карандашами рисуем дерево (коричневый ствол и зеленую крону), затем на изображении кроны рисуем круги яблок. Комментарий: «Это ствол, а это зеленые листья. Что у нас получилось? Дерево. Давай превратим это простое дерево в яблоню. Для этого нарисуем на ветках спелые яблочки. Какие яблоки по форме? Круглые. А какого цвета будут наши яблоки? Давай, яблоки будут красные. Я нарисовала маленькое яблочко. Теперь ты нарисуй рядом большое яблоко. А вот это яблоко созрело и упало с ветки на землю».

Зайка –  в центре листа рисуем серым фломастером овал, над ним кружок поменьше, затем передаем фломастер ребенку и просим его дорисовать недостающие детали рисунка. Комментарий: «Это туловище, а это голова. Давай дорисуем так,чтобы получился настоящий зайка. Что это ты нарисовал? Лапки. А это? Длинные уши. Вот глаза, нос и рот. Нарисуй зайчику усики. Теперь покорми зайку. Что ты нарисуешь для него? Ах, это морковка!»

Сюжетные рисунки

 Магазин – взрослый рисует на листе бумаги полки и стеллажи, холодильник, прилавок магазина, за которым стоит продавец, затем предлагает малышу наполнить полки магазина разными продуктами (ребенок предлагает, что нужно нарисовать, некоторые простые рисунки изображает сам, например, некоторые овощи и фрукты). Комментарий: «Помнишь, как мы с тобой ходили в магазин? Давай нарисуем магазин. Вот полки для продуктов. А это холодильник. Кто стоит за прилавком? Тетя-продавец. Что продается в нашем магазине. Нарисуй на полках овощи – капусту, картошку и морковку. А что хранится в холодильнике? Давай нарисуем колбаску, сыр и яйца. Сейчас в магазине пусто. Давай нарисуем покупателей! Вот у этой старушки большая сумка для продуктов»,и т.д. 

Зоопарк – изобразите на листе бумаги  различных диких зверей – слона, жирафа, льва, обезьяну и других. Во время рисования повторяйте названия животных, уточняйте и обсуждайте с ребенком их внешний вид и повадки. Затем предложите малышу «запереть хищников в клетку» — покажите, как можно нарисовать вокруг картинки решетку или клетку. Можно «накормить и напоить» зверей – дорисовать изображения еды и воды.

53.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей».

Консультация для родителей:

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей».

Воспитатель:

Гвозденко О.А.

Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей.

 «Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. В рисовании можно использовать нетрадиционные техники такие как: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.

Каждая из этих техник - это маленькая игра, а все дети любят играть. Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры с рисованием, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к письму в школе.

Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Одним из видов такой техники является – пластилинография. Я на занятии с детьми очень часто использую этот метод. Сначала детям очень трудно справиться с работой, но с каждым разом им становиться всё легче и легче. И в подготовительной группе дети оформляют уже большие работы в этой технике.

Аппликация – ещё один видов изобразительной деятельности. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

 

infourok.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бухарова О.А. воспитатель, МБДОУ №8, г. Иркутск

Речь для человека  –   важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одно из направлений развития детей, так как от уровня овладения речью зависит, умение выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие. 

Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.           

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Большое значение  в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество,  в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема: «Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста» в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.

Для достижения этой цели мною были намечены следующие задачи:

- развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей, идей;

- развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованиям окружающего мира;

- формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств, идей;

- способствовать развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности;

- формировать способность адекватно оценивать свое творчество и творчество сверстников;

- расширять словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;

- развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности.

Затем я приступила к созданию условий для реализации поставленной цели. В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы обеспечивала проявление творческой инициативы детей, возможность ребенку самостоятельно выбирать содержание собственного образования. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам, выбирая игрушки, пособия, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы.

Для эффективной организации образовательного процесса уделяла большое внимание организационно-методическому аспекту. Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении образовательных задач, а также подобрала методические материалы, направленные на овладение различных видов речевой и художественно-эстетической деятельности детей. А именно, упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев и рук дошкольников, конспекты занятий с использованием различных нетрадиционных техник рисования, картотеку техник и приемов нетрадиционного рисования, картотеки пальчиковых игр-упражнений, пальчиковой гимнастики, пальчиковый театр. В образовательной работе с детьми использую: скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки, рассказывание сказок, рассказов, слушание музыкальных произведений, русских народных песен.

Каждое совместное занятие - это маленькая игра, цель которой - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Использование нетрадиционных техник рисования, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее не только в художественном творчестве, но и в общении.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования. Провожу мастер-классы, семейные художественно-творческие проекты, показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками.

Подводя итоги своей работы, я отметила положительную динамику развития мелкой моторики: пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, исчезла скованность движений, дети показали хорошие результаты развития чувства формы, глазомер, цветоощущения, они хорошо ориентируются на листе бумаги; дети обнаруживают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, самостоятельно могут планировать и воплощать замысел, проявлять инициативу и творчество.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Вот сколько можно достичь, если начать с пальчика! Помните восточную мудрость: «Пальцы – это продолжение ума». Развивайте ум и речь ребенка!

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.

Список литературы:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М. : "Астрель", 2003.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008 .

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.

4. Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21

5. Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103

6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПБ. : «Каро», 2010.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М. : "Каро", 2009.

9. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ. : "Кристалл", 2005.

infourok.ru


Смотрите также