Конспект урока по ИЗО на тему " рисование из кляксы". Рисование кляксами


Как нарисовать кляксу и превратить ее в шедевр?

В старые добрые времена, когда для письма использовались гусиные перья, которые нужно было макать в чернила, поставить кляксу на бумаге было проще простого. Стоило немного зазеваться, не до конца стряхнуть перо или просто неаккуратно дернуть рукой, и письмо бывало испорчено. На нем красовалась огромная клякса, говорящая о том, что работу придется переписывать заново. Сейчас пером пишут разве что увлеченные раритетом люди, дабы проникнуться атмосферой прошлого.

Перьевые ручки против авторучек

В советские времена появились перьевые ручки, которые нужно было самостоятельно заправлять чернилами. Конфузы с кляксами случались реже, но не были устранены до конца. Перьевые ручки, так же как и их предшественницы, продолжали портить писанину, вынуждая переделывать, переписывать и вырывать испорченные листы. Сейчас, когда правит бал авторучка, кляксу увидеть практически нереально. Случиться такое событие может лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если в условиях жаркой погоды потечет стержень. Дети стали забывать, что такое клякса, потому что авторучка – это удобство и практичность.

Клякса в мультфильмах о школьниках-лодырях

Во многих любимых всеми нами советских мультфильмах про горе-учеников есть эпизоды, когда школьник ставит кляксу в свою тетрадь. Делая домашнее задание, которое и так кажется ему сложным, персонаж ужасно начинает злиться из-за случившейся оказии. Современные ребятишки, просматривая старые мультфильмы, задаются вопросом о том, что же такое клякса и откуда она появляется. Им тяжело понять весь механизм и историю образования кляксы, ведь те авторучки, которыми они пользуются, не текут. Здесь на помощь, как всегда, приходят родители, которые смогут не только доходчиво все объяснить, но и наглядно показать ребенку на примере красок, гуаши или акварели, как нарисовать кляксу. Узнавать все новое намного интереснее, если делать это вместе.

Совместное творчество

Форма кляксы напоминает расплывчатое пятно краски или чернил. Точнее всего объяснить ребенку о ней можно несколькими способами, для которых понадобятся альбом и краски для рисования, кисточка и простой карандаш:

  1. Первый способ – с кисточкой и красками. Обмакнув кисточку в воду, а потом, густо намазав ее краской, нужно приподнять ее над альбомным листом и подождать, пока цветная капля упадет на лист. Под силой своего веса она приобретет неповторимую форму. Кляксу рисовать просто, с этим справится даже годовалый малыш.
  2. Второй способ – с использованием простого карандаша. Как нарисовать кляксу карандашом? Просто, если не бояться и проявить немного творческих способностей, которые заложены в каждом из нас. Для этого просто стоит воспроизвести на бумаге неровные по форме и пропорциям кружки или овалы. Делать это следует, включив в работу фантазию, потому что каждая клякса уникальна. Неопытным художникам может показаться, будто они одинаковые, но это абсолютное заблуждение.
  3. Третьим оригинальным способом прорисовки клякс будет такой: для начала стоит полностью разукрасить альбомный лист или любой предназначенный для работы холст однородной краской. Затем следует окунуть чистую кисточку в обычную воду и, не стряхивая ее, подержать над разукрашенным заранее листом бумаги. Капля воды непременно упадет на холст и оставит след в виде размытого места. Это и будет клякса. Такой способ даёт ответ на вопрос о том, как нарисовать кляксу чистой водой. Используя его в качестве конкурса на мероприятиях, можно на длительное время увлечь малышей, а это, как известно, является очень ценным.

Как нарисовать кляксу и превратить ее в шедевр?

Это не всё. Получившиеся расплывчатые пятна легко превратить в забавных монстриков или чудесных медуз. После наглядных объяснений ребенку о том, как рисовать кляксу, можно приступить к этому более увлекательному занятию. Такое легко проделать, добавив несколько оригинальных деталей: глазки, носик, ротик. Можно нарисовать целые семейки похожих монстриков или же всех сделать разными. Все решает воображение и фантазия. Рисовать просто, когда делаешь это в хорошем настроении и в веселой компании. Такие интересные совместные творческие мероприятия также хорошо проводить в больших детских компаниях, например, на каком-нибудь празднике. Дети с большим удовольствием посмеются над оригинальными шедеврами друг друга.

Рисуйте вместе с детьми, всей семьей - это увлекательно и смешно.

fb.ru

Мир фантазий «Кляксография и монотипия». Рисование кляксами.

МКОУ «ШИООО»

д. Харампур Пуровского района

Мир фантазий «Кляксография и монотипия». Рисование кляксами.

Автор: Черепанова Алена Александровна

Воспитатель школы-интерната д. Харампур Пуровского района

2012г.

Мир фантазий «Кляксография и монотипия». Рисование кляксами.

Цель: Развивает творчество, воображение, фантазию.

Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.

Материал: бумага, тушь, акварель или жидко разведенная гуашь, трубочки или тонкие соломинки для сока, нитки.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с такими не традиционными видами рисования как кляксография и монотипия.

Что же такое клякса? (ответы детей)

Клякса – это бесформенное пятно краски или чернил.

Помните, в сказке «золотой ключик» Буратино посадил кляксу на бумагу, сунув нос в чернильницу. А какие еще произведения с участием клякс вы знаете? (ответы детей).

К.Чуковский

У тебя на шее вакса

У тебя под носом клякса…

С. Михалков

Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».

Перо цепляется за «ко»,

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг...

А еще есть замечательное стихотворение, которое написала Юнна Мориц

Замечательная кляксаВ каждой кляксеКто-то есть,Если в кляксуПальцем влезть.В этой кляксе –Кот с хвостом,Под хвостом –Река с мостом,Судоходная рекаДля судов и судака.На мосту –Чудак с чудачкой.Под мостом –Судак с судачкой,И плывут туда-сюдаВсевозможные суда: Туда плывут с тудачками,Сюда плывут с сюдачками,Отражаются в рекеСудаки с чудачками,Чудаки с судачками. Этой кляксе - конец,Надо сделать новую,В ней - огромный дворецИ балкон с коровою!

Давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Голубой щенок» Данный мультфильм сделан на основе кляксографии. (Показ отрывка из мультфильма, в данном случае это «Песенка пирата и кота»).

Есть еще один замечательный мультфильм "Мы ищем кляксу". Там в гости к художнику приходят мальчик и девочка. Они пришли посмотреть работы художника, но случайно на работу художника падает чернильная клякса. Для ее поимки художник мальчика и девочку в свои работы и начинается огромный марафон поиска кляксы. Клякса наделала много шума и принесла много горя, но была уничтожена действиями художника, когда была поймана. 

Послушаем с вами еще одно стихотворение о том как можно рисовать кляксами

Отрывок из стихотворения Семёна Островского. Было время: Ручки плаксыОставляли всюду кляксы.Мы и этак-с, мы и так-с,А они нам Кляксы, Шмяк-с!Кляксы-шмяксы – Всё равноВыходило не смешно,Потому что из-за кляксПолучался кавардак-с.Всюду кляксы, Кляксы-шмяксы.Кляксы длинные, как таксы,Кляксы жирные, как черви,Кляксы страшные, как черти.Кляксы безобразные – Паукообразные.Кляксы странные совсем,Не сравнимые ни с чем.Доставалось всем вполне –Картам школьным на стене...Кляксы были вездесущиИ на море, и на суше.

А кляксография – это способ рисования с помощью клякс, а еще – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

А как же можно рисовать кляксами? Сейчас мы узнаем!

Давайте возьмем лист бумаги сложим его пополам, а затем на одну из половинок накапаем краской и снова сложим лист пополам, хорошенько его разгладим и медленно развернем, получилось симметричное изображение (симметричный значит, что справа и слева одинаковый рисунок, а если он не одинаковый значит он ассиметричный). Посмотрите на свои кляксы, на что они похожи? Давайте дорисуем им например, глазки, хвостик, рожки, ножки.

Самостоятельная работа учащихся.

Попробуем еще?

На чистый лист капаем капли с краской, берем трубочку и раздуваем эти капли, так чтобы они приняли узнаваемый силуэт. На что похожи ваши кляксы? Давайте дорисуем их.

А вы знаете что таким способом пользуются некоторые художники когда рисуют свои картины. (показ примеров).

infourok.ru

Кляксография,это что?

В наше время получил широкое распространение достаточно нестандартный вид изобразительной деятельности – кляксография.  Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения.  Традиционно кляксы получают, капнув на лист бумаги чернила,  а чтобы возможности для применения фантазии стали шире  форму ее усложняют, накрыв сверху вторым листом и разгоняя чернила между листами в разных направлениях. Есть и другой способ, раздувать каплю чернил по листу, но я его рекомендовать не стану - нужно много сноровки и осторожности.

Если вы собираетесь  приобщить к кляксографии одного ребёнка-сына или дочь,то ,конечно, есть смысл  заготавливать кляксы вместе – ещё и позабавитесь. Но при работе с целыми классами или группами,  этот этап лучше пусть выполняет  сам преподаватель. Капать и размазывать чернила всем-всем классом, право, не стоит -дети перемажутся, а это не наша задача.

Я заготавливаю кляксы так: выделяю вечерок, развожу во флаконе с капельницей чернила с водой 1:3, потому что  просто чернильные кляксы очень мажутся.  и капая на листики,накрываю их другими-стопкой.  Полученным листкам с кляксами  даю  просохнуть(например,на радиаторе), а потом рассматриваю что вышло.  Тут ещё есть такие нюансы-вид клякс, среди прочего будет зависеть от качеств бумаги. В газетную бумагу  краска впитывается быстро, пятно не успевает сильно растечься. На гладкой бумаге, типа ксероксной , чернила можно разгонять во всех направлениях долго и вычурно. Но от себя замечу, что  излишне сложные кляксы  НЕ лучше простеньких. Особой нужды создавать суперзапутанные свехзагадки нет. Многие полученные кляксы вообще ничего особо так не напоминают. Если вы собираетесь проводить занятие со многими детьми, то стоит заранее отобрать наиболее зрелищные кляксы: урок надо проводить динамично, без пауз и заминок с непонятными пятнами..

Лирическое отступление: разбирая пачки высохших клякс, я сортирую - интересные откладываю для занятия, невпечатляющие… что?

Да, дорисовываю сама, просто чтобы потренироваться и доказать себе, что любую кляксу я могу вывести в люди. Но дело это небыстрое, над некоторыми приходится ломать голову очень долго. Понятно, что такие творческие поиски - не вариант для  плановых занятий с детьми. (Впрочем,у меня были классы, в которых дети выстраивались в очередь за  "забракованными "кляксами просто, чтобы показать свою крутость, и превращали убогие пятна в реальные шедевры).

Дети, увлеченные своими выдумками, склонны упрощать изображение и совершенно пренебрегать пропорциями и хотя бы относительным правдоподобием. Поэтому перед занятием кляксографией стоит провести краткое повторение строения животного и человека. Затем на глазах класса дорисовать четыре-пять клякс до картинки, обращая внимание детей, что если кляксу поворачивать,то она в разных положениях "прочитывается"по-разному.

Вот, вчера я накапала клякс, а сегодня дорисовала некоторые для вас.

На первом этапе освоения этого рода творчества учащимся лучше предлагать  работать простыми карандашами, затем, освоившись, можно перейти на фломастеры и цветные карандаши, и наконец наивысшее достижение – дорисовывать гуашевыми красками. Занятия эти развивают воображение, ассоциативное мышление и, с толком применяемые, дают изумительные результаты. Вот, из моих архивов:

Кляксография 1

Дорисовал третьеклассник

Кляксография 3

Это первая статья из серии про  методики развития воображения у детей. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

Практическими советами по занятиям кляксографией с вами поделилась Марина Новикова.

Читайте ещё об изобразительных техниках:

Традиционные изобразительные средства

Нетрадиционные  изобразительные техники

Метки: детское творчество, нетрадиционные техники рисования, развитие воображения у детей

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

Конспект урока по ИЗО на тему " рисование из кляксы"

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Конспект урока по изобразительному искусству

в ___ «_____» классе МБОУ НШ № 30

студентка группы Б-3022 Мухаметянова Диана Маратовна

Дата проведения урока: ___________________ 20____ г.

Начало урока в ______часов_______минут

Учитель-наставник: ________________________________________

Руководитель: _____________________________________________

С конспектом ознакомлен:

«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)

«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)

К уроку допущен:

«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)

«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)

Тема урока: Рисование животных из кляксы

Цель урока: Нарисовать изображение зверей с помощью пятна.

Задачи урока:

Обучающие:

- Научить рисовать детей нетрадиционной техникой кляксография;

-Показать учащимся, что можно изображать пятнами с помощью красок, фломастеров и карандашей.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, внимание, восприятие;

-Способствовать развитию умений видеть форму предмета, расположение его в пространстве;

- Содействовать овладению навыками изображения на плоскости, освоению техники работ с кистью.

Воспитывающие:

- Воспитывать бережное отношение к природе, животным;

- Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познавательные УУД

  • Владение правилами работы и обращения с кисточками, красками, трубочками.

  • Грамотное и ясное выражение своей мысли;

  • Умение видеть окружающую действительность в эстетической форме и отображать ее в сознании и творчестве автора.

Коммуникативные УУД

  • Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

  • Строить коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции партнера

  • Обосновывать и доказывать свою точку зрения

  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

  • Интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях

  • Согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи

Регулятивные УУД

  • Проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы

  • Достигать гармонии с окружающими

Личностные результаты

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Методы и приемы: беседа, рассказ, игра-путешествие, иллюстрации.

Оборудование урока для учителя: мультимедийная доска, проектор, карточки (мозаика), презентация.

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Маратовна.

Этот урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Присаживайтесь!

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, все в порядке?

Альбомы, кисти краски и стаканчик.

Актуализация знаний

Выявить знания детей по изученной ранее теме «Разноцветный мир природы.»

Ребята, прежде чем нам начать с вами урок, давайте поиграем в игру. А игра называется, закончи предложения.

Игра «Закончи предложения»:

  • На прошлом уроке мы учились …

  • На прошлом уроке у меня получилось……

  • На прошлом уроке меня удивило…….

- Молодцы!

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

Поставить цели совместно с учащимися.

-Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие.

-И так начинаем путешествие. Я – Ваш капитан – ведущий нашего путешествия. А куда мы отправимся - вы определите сами.

- на доске развешены картинки разрезанные.

- ребята, а у меня случилась проблема я вот пока к вам шла на урок, у меня картинка порвалась. Поможете мне ее соединить?

- Кто хочет выйти к доске и помочь мне?

- выходи.

- Ребята посмотрите, у нас получилось собрать полностью всю картину. Так вы уже догадались, куда мы с вами сегодня отправимся?

- Правильно мы отправляемся с вами в Простоквашино.

- Тут случилось одна история. И нам поручено в ней разобраться.

- Послушайте внимательно, что там произошло.

- Началась зима. В Простоквашино начались бои местного значения, то Матроскин с Шариком печку не поделят, то спорят - кому посуду мыть. Почтальон Печкин очень встревожился и решил, надо что – то делать.

-Вызываем дядю Фёдора, сказал Кто –то там.

-Надо послать письмо, - предложил Печкин.

И начал писать, а Галчонок крутился около Печкина и он перевернул чернильницу и образовалась клякса.

- Как поступить в такой ситуации Печкину?

- Ребята, а как вы думаете, что можно сделать с кляксой?

- Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс?

- Да

- В Простоквашино

- Воспринимают на слух рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя.

и формулируют вывод.

- её можно убрать, вытереть, дорисовать и т.д.

- Да

Открытие нового знания

Познакомить с техникой кляксография.

Показ примерных работ.

- Рисование кляксами - эта техника называется Кляксография.

- Кляксография – рисование пятнами и кляксами. Этот вид изобразительного искусства не требует особых навыков, единственное, что вам понадобится – это богатая фантазия! Пятно имеет уникальную неповторимую форму. Суть кляксографии в том, чтобы в получившемся пятне увидеть образ и дополнить его деталями. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.

- А еще существуют разные способы рисования кляксой. Например, такие как:

1. Ставим отпечаток губкой, тряпкой, комком бумаги.

2. Рисуем лужицу мягкой кисточкой или зубной щеткой

3. Наносим на лист бумаги немного цветной жидкости и развиваем ее в разные стороны.

- Ребята, давайте посмотрим, какие животные получились у других детей. Вот они.

- А вы помните, куда мы с вами отправились в путешествия в начале урока?

- Правильно в Простоквашино.

- Ребята, а кто помнит героев этого мультфильма?

- кот Матроскин, пес Шарик, Дядя Федор, мама, папа, почтальон печкин, галченок, бобёр, корова мурка, теленок гаврюша, заяц.

- Молодцы!

- Давайте сегодня на уроке мы с вами попробуем нарисовать кого-то из героев этого мультфильма.

- Но прежде чем мы начнем рисовать я вам предлогаю такии критерии оценивания вашей работы:

* Понятность рисунка

*Аккуратность выполнения

*Оригинальность рисунка

- А теперь открываем альбом, кладем лист бумаги горизонтально, так как животные у нас не висят, что нам нужно с вами нарисовать в первую очередь?

Да молодцы! Линию горизонта. Ребята только начертите линию так, чтобы земли у вас было больше чем неба.

- Садимся правильно, спинки ровно, ноги вместе.

- Давайте теперь все вместе поставим кляксу.

- Теперь отложим наши альбомы в сторону, и пока наша клякса будет высыхать, мы с вами немножко отдохнем.

- дети слушают внимательно учителя

- Линию горизонта.

Физкультминутка

Снятие усталости

На полянку творчества пойдём,

Кляксу мы с собой возьмём!

Чтоб дойти без опоздания

Выполняйте все задания!

Кулочки вы все сжимайте,

Головою покивайте,

Наклонитесь – раз и два,

Повернись вокруг себя.

Выше ноги поднимайте,

Прыгать вы не забывайте!

- Молодцы! Выполнили все задания. Присаживайтесь.

Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

освоение способов рисования красками в технике «монотипия»

- Ну что ж, пока мы с вами отдыхали, наша клякса должна была уже высохнуть.

- Рассмотрите получившуюся кляксу. Что у вас получилось?

- Кто хочет рассказать, какого героя из мультфильма Простоквашино вы заметили?

- Молодцы!

- Теперь вам надо дорисовать с получившейся у вас кляксы вашего героя. Можно пользоваться красками, карандашами, фломастерами.

- А еще вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное.

- Приступайте к работе. Желаю удачи.

- Учитель ходит по классу помогает детям, следит за порядком.

- несколько ребят высказывают свое мнения.

- учащие приступают к рисованию животных с помощью кляксы.

Подведение итогов. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

Выставка работ учащихся.

- Ребята давайте вы по очереди выходите к доске и рассказывайте о своем рисунке. Что у вас получилось, а может быть вам не нравиться что-то в вашем рисунке. Расскажите про трудности, с которыми столкнулись рисуя.

- скажи какие критерии ты соблядал(а) в своём рисунке? А каких у тебя нет.

- Посмотрите, как много разных и красивых рисунков у вас получилось. Молодцы! Вы все сегодня постарались.

- Ребята скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Вам понравилось рисовать кляксой?

- Спасибо вам за урок. До свидания!

- Мы узнали то, что можно нарисовать животного с помощью кляксы, узнали то, что есть такая техника как монотипия и т.д.

- мы научились рисовать в техники монотипия животных.

- Да. Нам понравилось рисовать кляксой.

infourok.ru


Смотрите также