Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству (декоративная аппликация) Тема: «Кокошники». Рисование кокошника в средней группе


Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству (декоративная аппликация) Тема: «Кокошники»

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству (декоративная аппликация)

Тема: «Кокошники»

МБДОУ Детский сад № 9 «Одуванчик»

Воспитатель: Расулова Мукаддамжон Тохировна

 г. Ханты-Мансийск

Цели:

Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочного кокошника. Инициировать самостоятельный поиск способов украшения.

Развивать творческое воображение, чувство формы, чувство пропорции, ритма, цвета и композиции, симметрии, цветовой гармонии.

Закреплять умение составлять узоры из частей и разного материала.

Учить создавать в аппликации образ кокошника.

Продолжить работу по овладению приемами аккуратного наклеивания.

Подводить к эмоциональной оценке готовых работ.

Задачи:

"Безопасность"- расширять и закреплять знания безопасного поведения при использовании ножниц.

"Коммуникация"- обогащать словарь детей, развивать умение отвечать полным ответом, активно вступать в диалог.

"Социализация"- развивать игровую деятельность детей, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

"Чтение художественной литературы"- закреплять знания детей о русских народных головных уборах-кокошниках, расширять словарный запас.

"Художественное творчество"- совершенствовать умение владения пластилином, воспитывать самостоятельность, развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы декоративной аппликации.

Материалы и оборудование:

Подставки для кокошников, пластилин (вместо клея для украшения), бисер, блестки, цветные пуговки-каменья, бумажные салфетки, готовые вырезанные формы цветов из ткани, разноцветные бусинки, шаблоны кокошников. Презентация по теме.

Ход занятия:

Приветственные слова воспитателя: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их стихотворением:

Я здороваюсь везде

Дома и на улице,

Даже здравствуй говорю

Я соседней курице.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй лёгкий ветерок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

(дети проходят к экрану для просмотра презентации)

Сегодня мы будем украшать кокошники, а узор вы придумаете сами. Будьте внимательны, ведь узор, выполненный на правой стороне, должен повторяться и на левой. Точно так же, как одна сторона лица повторяет другую.

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Кокошник – это головной убор замужних женщин, которые жили в давние времена. А молодые девушки ходили с открытой головой, пока не выйдут замуж.

Этот головной убор был завезен давно и за сотни лет так переработан, переосмыслен на местный манер, что обрел в конце концов свою форму. В разных селах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Имелся он не в каждой семье, и носили его только по праздникам. В будние дни его не надевали.

Рассмотрим элементы украшения (цветки, листья, завитки, геометрические формы). Русские женщины — добрые, терпеливые, нежные и ласковые мамы и жены.

Воспитатель: Сегодня я пригласила к нам в гости Василису прекрасную, она поможет нам справиться с сегодняшним заданием, и за одно услышит ваши ответы на вопросы по презентации.

С кокошником на голове,

И с длинною косою,

Василиса прекрасная

С подарками придёт к нам.

-Звучит русская народная музыка: «Во поле берёза стояла», и под музыку входит Василиса в русском народном праздничном костюме. Дети становиться во круг Василисы. Она показывает танцевальные движения под эту музыку. Когда музыка затихает она здоровается с ними и с гостями с поклонами, как это было принято на Руси.

-Здравствуй Василисушка, мы рады, что ты пришла к нам в гости. Сейчас наши дети покажут свои знания о кокошниках, а ты послушай их.

- Скажите ребята что такое кокошник? (ответы детей).

-А их носили всегда? (ответы детей).

-Какие были кокошники? (ответы детей).

-Что такое декоративная аппликация? (ответы детей).

-Расскажите Василисе что, мы должны сейчас сделать? (ответы детей).

(Василиса, выслушав рассказы детей, решила им помочь украсить кокошники, и пообещала сюрприз в конце занятия).

Воспитатель предлагает детям пройти на свои рабочие места и приступить к выполнению задания.

Прежде чем начать работу, воспитатель предлагает пальчиковую игру «Паучок»:

Паучок ползёт, ползёт,

Паутиночку плетёт,

Паутиночка тонка,

Крепко держит паучка.

Паучок смеётся: ха, ха, ха.

Паутинка рвётся: ха, ха, ха.

Затем показывает образец кокошника, который сделала сама.

(Воспитатель и Василиса ходят между рядами восхищаясь работой детей, и помогая им).

В завершении проводят выставку кокошников.

Работы рассматриваются коллективно, с комментариями.

Василиса выражает свои восхищения, достаёт из корзины русские народные праздничные костюмы для девочек и мальчиков.

Ребята наряжаются и пляшут с Василисой под музыку, она показывает движения. С таким весёлым настроем, Василиса с поклоном благодарит и прощается с ребятами и с гостями. На этом наше занятие подходит к концу, и ребята прибирают свои рабочие места самостоятельно под контролем воспитателя.

hello_html_5d792057.png hello_html_68da5472.pnghello_html_628c5fbd.jpg

hello_html_66c3a4d3.jpghello_html_4c0a383a.jpg

infourok.ru

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Портрет Снегурочки"

Конспект подготовила воспитатель МАДОУ № 7 Галаян К.В. г. Сыктывкар

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Портрет снегурочки»

Программные задачи:

Учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей, их расположение, пропорцию, учить передавать движение, подводить детей к передаче образа Снегурочки, учить правильно, располагать изображение на листе, учить смешивать краски на палитре, закреплять умение правильно держать кисть, брать краски понемногу.

Материалы и оборудование:

Картинка Снегурочка в длинной шубе; лист бумаги формат А4, тонированный в голубой цвет; палитры, кисточки, гуашь, баночки с водой, подкладные листы, тряпочки, подставки под кисточку.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Снегурочка», подготовка к новогоднему праздник, разучивание новогодних песенок и стихов.

Ход занятия:

Воспитатель: Мне сегодня пришло письмо. Хотите узнать от кого? Я Вам сейчас загадаю загадку.

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод.

Дети: Снегурочка.

Воспитатель: Снегурочка пишет, что она скоро придет к нам на праздник, а пока они с Дедом Морозом собирают всем ребятам подарки. А еще Снегурочка пишет, что у нее очень много друзей и она хочет своим друзьям подарить свой портрет. Но многие друзья живут на юге, а там весь год тепло. А рисует снегурочка только на стекле морозные узоры. Давайте поможем Снегурочке, и нарисуем, ее портрет красками и тогда она сможет отправить его своим друзьям.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Посмотрите на портрет, который есть у меня. Какая красивая и нарядная наша снегурочка, правда? Во что одета Снегурочка? Наша снегурочка одета в длинную шубку, на голове у нее кокошник, на руках рукавички. А теперь начнем рисовать. Рисовать начнем с головы. Рисовать ее нужно вверху листа , оставив немного места для кокошника. Какой формы голова? Правильно круглая. А какую краску возьмем?

Воспитатель: Розовую.

Воспитатель: А есть ли она у нас? Для того что бы получить розовый цвет нужно взять белую краску положить ее на палитру и кончиком кисти взять красную краску и на палитре перемешать. Теперь мы рисуем голову в верхней части листа. Вымоем кисточки и вытрем их о тряпочки, потому что нам нужен другой цвет. Мы будем рисовать шубку. А какая шубка у снегурочки? Красивая, длинная, к низу она расширяется и похожа она на треугольник. Для шубки нам понадобиться синяя краска. Теперь посмотрите, где мы будем рисовать руки. Руки рисуем там, где начинается шубка снегурочки. Если снегурочка поставит одну ручку на пояс, а другую поднимет, она будет танцевать. Той же краской нарисуем кокошник. А теперь мы вымоем кисточку. Затем возьмем белую краску на сухую кисточку и нарисуем мех на шубке. Глаза и рот рисуем обратной стороной (деревяшкой), аккуратно поставим точки.

Воспитатель: Снегурочка очень любит лепить из снега, а вы?

Дети: И мы тоже.

Воспитатель: Давайте полепим.

Физкультминутка «Лепим из снега»

Мы слепили снежный ком, (Дети имитируют лепку из снега)

Ушки сделали потом. (Ладошки подставить к голове)

И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. (Показать пальчиками на глазки)

Кролик вышел, как живой! Он с хвостом! (ручки назад, показать хвостик)

И с головой! (руки к голове)

За усы ты не тяни - Из соломинок они! (погрозить пальчиком)

Длинные, блестящие, точно настоящие!

А теперь приступайте к работе.

Анализ работы:

Готовые работы разложить на полу, отойти на небольшое расстояние. На какой работе получилась самая веселая снегурочка? На какой грустная? А самая красивая? На какой работе снегурочка танцует? На кокой приглашает в гости? Все портреты у нас получились просто замечательные, снегурочка с удовольствием отправит их своим друзьям.

kopilkaurokov.ru

«Украсим кукле платье» ( декоративное рисование)

Цель: научить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

 Программные задачи: 1. Учить детей украшать для куклы, используя необходимые цвета.

2 Продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки. 3.-Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать свои движения.                                    -Продолжать учить дифференцировать основные цвета.                                                                                    -Формировать умение подрожать взрослому, договаривая слова и словосочетания, способствовать активизации речи.                                                                                                                                                   -Развивать мелкую и общую моторику.                                                                                                          Продолжать знакомить детей с видом декоративно – прикладного искусства России: «Дымковская роспись», закрепить умение различать материал из которых изготовлены куклы: солома, ткань, глина, дерево. Продолжать учить детей обследовать предметы рукотворного мира. 5. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью, любовь к Родине и природе.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Подбери кукле платье».                                                                                             Беседа на тему: «Какая была и есть одежда ».                                                                                   Рассматривание иллюстрации с изображением разных платьев.                                                       Знакомство  детей с видами  декоративно – прикладного искусства России. Знакомство со свойствами дерева, глины, ткани, соломы выделение их свойств и качеств.                                                      Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов.                                                         Знакомство детей с элементами растительного узора.

Материал: 

- силуэты платьев, гуашь (жёлтая, красная, синяя) - Кисточки № 5, банки с водой, подставки под кисти. - Салфетки. - игрушка (кукла), куклы из соломы, ткани, Матрешка.- Дымковские игрушки, иллюстрации.

Ход НОД. 

1 часть:

Воспитатель:   Ребята, нам пришла телеграмма от куклы Алены. Она пишет, что у нее сегодня день рождения. Алена хотела прийти к нам в гости, но по дороге замарала платье. Она очень расстроилась и не пришла к нам. Как мы с вами можем помочь Алене?                                                                                                                    Дети: Нарисовать ей новое платье!

- Правильно, надо кукле помочь , нарисовать  ей новое платье, чтобы она могла прийти к нам в гости.  

  Воспитатель: 

  Как любая кукла

  Алена  любит  наряды

  Ведь нарядной кукле

  Дети очень рады.

2часть: Основная часть: Воспитатель подводит детей к музею: " Русские сувениры":

Посмотрите  внимательно, у нас в музее: " Русские сувениры" живут тоже  куклы, но они разные и в разной одежде.

Эта  кукла -игрушка  у  которой  платье  украшено  яркими  красками.                                                          Что на них нарисовано?  (ответы детей) - Правильно полоски и точки. - Полоски, какого цвета?  (ответы детей) - А точки, какого цвета? (ответы детей) 

Вы  знаете, что существует вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие красочные орнаменты – горизонтальные и вертикальные линии, узоры – клетки, большие и маленькие кружочки, солнышки. Этот вид декоративно – прикладного искусства называется «Дымковская роспись»        А кто ответит: - Из чего сделана эта кукла, из какого природного материала? Где глину  люди берут для изготовления игрушек?                                                                                                                                  Ответы детей.                                                                                                                                                    Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.

Воспитатель читает стихотворение: "Дымковские игрушки"Приготовьте, детки, ушки,Это интересно знать:Всё о дымковской игрушкеЯ хочу вам рассказать.

Наша барышня – красотка,Подбоченившись, стоит;Фартук, юбка и кокошник:Всё сверкает и горит.Брови чёрные дугою,Глазки, щёчки, алый рот –Кажется, взмахнёт рукоюИ немедля в пляс пойдёт.

Эти разные игрушки,Барыни и петухи –Украшают их полоски,Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,Алый, синий,  голубой –Все цвета на белом фонеЭтой дымки расписной.

Знает промысел народныйВся страна и целый мир;Вы увидели сегодняЭтот русский сувенир.

 - А это - что за кукла. Обратите внимание , что у неё на платье узоры  расположены  не полностью на всём платье, а только на подоле, планке и манжетах.                                                                                                     Из чего сделана эта кукла, из какого природного материала? Ответы детей.

 Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления,  сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Соломенной куклой интереснее играть, чем глиняной, но она непрочная, легко ломается.

Соломенная кукла.                                                                                                                                         Золотистая солома                                                                                                                                                Без сомненья всем знакома                                                                                                                               Словно сказочные феи.                                                                                                                                     Колдовали все  над нею.                                                                                                                                      Собрали ее  в пучок                                                                                                                                         Повязали  поясок                                                                                                                                       Ленточку шелковую,                                                                                                                                         Розовую,  новую.         

-А следующая кукла  - это тряпичная . На её платье изображены цветы. А кто ответит: - Из чего сделана эта кукла, из какого материала?                         

Ответы детей. Кукла сделана из тряпочек, обрезков ткани.

Существует очень много видов тряпичных кукол. Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей.

А это что за кукла?. Обратите внимание , что у неё на платье узоры  расположены   на всём платье . Как она называется? ( Матрешка)                                  

Из чего сделана эта кукла? Ответы детей.                                                                                              

Кукла эта нравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки.

Матрешечка, матрешка, русская краса:                                                                                                            Румяные щечки, глазки – бирюза,                                                                                                                          Белая рубаха и русский сарафан,                                                                                                                          На голове платочек – не найдешь изъян!                                                                                                            На первый взгляд – простая, но радует взор                                                                                                      В росписи одежды затейливый узор.

И мы с вами сегодня будем настоящими художниками и украсим платье для Алены орнаментами дымковской росписи.

- А теперь посмотрите, как нужно рисовать узор на платье. У вас на столе у всех лежат платья. Сначала посмотрите, как я буду рисовать. - Я беру кисть за железную юбочку, смачиваю в воде, затем набираю красную краску, лишнюю краску снимаю о край банки. И рисую линию сверху вниз, не отрывая кисти от платья. Затем рисую вторую линию также, и третью. Промываю кисть в банке. Беру на кисть синюю краску, отступаю сверху немного и рисую линию слева направо, не отрывая кисть от платья. Отступаю немного и рисую ещё синюю линию слева направо, не отрывая кисть от платья, и еще одну синюю линию. Промываю кисть в банке. А теперь окунаю кисть в жёлтую краску и делаю точки в окошечках (в середине). 

-А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики  и разомнёмся.

 Физминутка: «Платье» 

Это платье для Наташки — (Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.) Красные горошки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.) А на платье два кармашка, («Рисуют» на животике два кармашка.) Спрячем в них ладошки. (Прикладывают обе ладошки к животику) 

 Какие вы молодцы хорошо размялись, а теперь вернемся за свои столы и начнем работу. - Давайте возьмём кисти и покажем, как вы будете рисовать линии в воздухе (рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо) . Самостоятельная работа детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь. 

3часть: 

Воспитатель. Заканчиваем рисовать, кисточки промываем и кладем на салфетку, краски  закрываем, рисунки убираем на край стола                                                                                                                            Какие нарядные платья у вас получились! Теперь кукла Алена в таких платьях будет ходить в гости к нам очень часто.

А как называется этот вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие орнаменты: полоски, линии, кружочки, точки? (ответы детей).

Какого цвета полоски и точки получились на наших платьях?

Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!

Воспитатель читает стихотворение:

 

Куклы с детства нам знакомы,Куклы – чудо из чудес!..Даже кукол из соломы Превращаем мы в принцесс.

Мы болтали без умолкуИ, под вьюги долгих зим,Шили платьица из шелкаКуклам тряпочным своим.

Мы с тарелкой каши маннойПринимали строгий вид,Чтоб у куклы деревянной Появился аппетит.

С милой куклою моеюЯ – волшебница и фея,Я и лекарь, и швея!..Мне из кукол всех милее,Мне из кукол всех милееКукла первая моя!..

marina-ds12.edumsko.ru


Смотрите также