Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительное приключение маленького зернышка». Рисование колосок в подготовительной группе


Ирина Летняя - In - Scrap: Педагогическая деятельность

15 ноября 2014 г., суббота

Бумажная пластикаДомашние животные из бумаги

На одном из занятий тематической недели "Домашние животные" мы с ребятами из подготовительных групп знакомимся с бумажной пластикой - как из плоского листа бумаги без помощи клея можно создать объемную фигурку. Делаем мы козочку. У меня есть пособие с выкройками животных, оно 90-х годов (обложку не сфотографировала и в инете найти не смогла). Я эти выкройки переношу на альбомные листы, а дети их вырезают. 

Девочки обычно очень аккуратно. Как Злата, например)

 Мальчишки стараются, но две козочки у нас все таки оказались на трех ногах)))

 Потом вместе складываем заготовку и раскрашиваем. 

 Вуаля! Стадо коз пасется на лужке))))

 На просьбу придумать козочкам имена поступили следующие предложения: Кирилл, Данилка, Катя и Женя))))

3 октября 2014 г., пятница

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе Натюрморт «Откуда хлеб пришел» Конспект рассчитан на 2 занятия по 30 минут. Все фото можно посмотреть ЗДЕСЬ.

1    1. Уточнить знания детей о выращивании хлеба.

2. Познакомить детей со строением колоска. 3. Закрепить понятие «натюрморт». 4. Развивать навыки построения гармоничной композиции, выбора правильных пропорций. 5. Закрепить понятия «ближе» и «дальше» от наблюдателя. 6. Развивать пространственное мышление, изображая частичную заслоненность предметов. 7. Тренировать навыки выполнения карандашного наброска. 8. Закрепить технику рисования углем (приемы и особенности). 9. Изучить приемы высветления и затемнения. 10. Закрепление понятия «симметричные предметы». 11. Развивать у детей интерес к рисованию с помощью нетрадиционных техник. 12. Поддерживать творческие проявления. Материалы, инструменты, оборудование У воспитателя колосок (в качестве наглядного материала), доска и маркер для показа приемов изображения. У детей альбомные листы для рисования, простые карандаши, ластики, уголь рисовальный в емкостях, бумажные салфетки. Ход первого занятия Воспитатель: - Ребята, какое событие осени является одним из самых важных для  людей? (Ответы детей: сбор урожая, в том числе пшеницы и ржи). - Что делают из пшеницы и ржи? (Ответы детей: хлеб) -А как хлеб попадает к нам на стол? (Ответы детей, если требуется, то уточнения или рассказ воспитателя). Весной приходит пора сеять хлеб. Но сначала надо вспахать землю. На поле выезжают трактора, к которым прицеплены плуги. Они и вспашут, т. е. перекопают землю. Выйдут сеялки потом засевать поля зерном. Появляются первые всходы. Но сначала они похожи на обыкновенную травку. Потом в этих травинках можно разглядеть маленькие колоски, только они ещё зелёные. Греет солнышко, идут дожди, ухаживают люди, колос наливается, поспевает, становится золотистым. В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выводят комбайнёры Полевые корабли. Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики. Элеватор – это зернохранилище. Для того, чтобы зерно стало хлебом, из него нужно сначала сделать муку. Но и мука ещё не хлеб. В неё нужно добавить воду, сахар, соль, дрожжи и другие продукты. Замешивают тесто. И ставят выпекать. А почему хлеб разного цвета? Да, для его приготовления используют разное зерно. Например, белый хлеб пекут из пшеницы, а черный – из ржи). Воспитатель: - Давайте сегодня выполним рисунок, на котором будут изображен стол с  вазой с колосками и половина каравая. А что такое каравай? (Ответы детей: хлеб круглой формы). - Как называется жанр изобразительного искусства, когда на картине изображены все эти предметы? (Ответы детей: натюрморт). Далее воспитатель маркером на доске показывает процесс построения композиции натюрморта: 1.      Проводим линию стола (обращается внимание на аналогию с линией горизонта). 2.      Проводим осевую линию вазы (это дополнительное задание – ваза должна быть симметричной. Дети вспоминают, что у симметричных предметов две половинки одинаковые). 3.      Намечаем горлышко вазы (необходимо отступить от верхнего края рисунка на столько, чтобы уместились колоски в вазе). 4.      Рисуем сначала одну половинку вазы, затем другую, симметрично относительно осевой линии. 5.      Рисуем половину каравая (это дополнительное задание – каравай располагается ближе к наблюдателю и загораживает край вазы). 6.      Рядом с композицией из вазы и хлеба, а также в вазе рисуем колоски (тонкий стебелек, зернышки расположены попарно и похожи на капельки, тонкие травинки растут между зернышками вверх). Самостоятельная работа детей Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Ход второго занятия Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что за рисунок мы выполнили на прошлом уроке? ( Ответы детей: натюрморт с колосками и караваем). - Давайте сегодня раскрасим наш рисунок угольками. Вспомним приемы работы с палочками угля. Все дети собираются вокруг стола, где воспитатель на эскизе натюрморта показывает, как работать углем: начинаем закрашивать сверху, чтобы рисунок не смазался. Заштриховать половину вазы, растушевать пальчиком, заходя на другую половину. Таким образом ваза приобретает объем. На темной стороне можно повторить прием. Корочка каравая должна быть темнее, чем его серединка – соответственно регулируется сила нажима на уголек. Чтобы закрасить стол, необходимо полоть уголек плашмя и проводить широкие линии, без сильного нажима. Затем растушевать пальчиком. Если тон стола получился слишком темным, можно провести ластиком по границам предметов, чтобы их выделить. Самостоятельная работа детей Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы воспитатель выдает бумажные салфетки для рук. Все работы выкладываются на один стол, и воспитатель вместе с детьми находит те рисунки, на которых выполнены все условия (ваза симметричная, хлеб ее загораживает), соблюдены все пропорции, вазы интересной формы.  В конце воспитатель всех хвалит, говорит, что натюрморты получились красивыми и аккуратными. В зависимости от времени выполнения карандашного наброска или работы углем можно провести физкультминутку: 1.      Пришли трактористы – ходьба на месте. 2.      Землю вспахали – “веревочка”. 3.      Пшеницу посеяли – присели на корточки, перебираем пальчиками. 4.      Выросла пшеничка, заколосилась – поднялись на носочки и покачались. 5.      В снопы собрали – 1,2 - руки в стороны, 3-4 – обхватить себя. 6.      Обмолотили – “рубить топором”. 7.      На мельницу отвезли – рулить. 8.      Муку смололи – круговые вращения руками. 9.      Тесто замесили, раскатали, вареников налепили – показать.

20 сентября 2014 г., суббота"Рисуем грибы"

Вот и начался новый учебный год, прошло беззаботное лето, и у малышей начались занятия. Одной из осенних тематических недель является неделя, посвященная грибам и ягодам. Вот мы с ребятней и вспомнили и нарисовали грибочки.

У меня есть, конечно, и иллюстрации на эту тему, но я решила принести и настоящие грибы. Это сильно повышает интерес к теме, да и связь с реальной жизнью никогда не помешает. Потому что названия грибов наши детки знают, но вот когда я показывала белый гриб и просила его назвать, правильный ответ получала только в одном из четырех случаев) А в одной группе мне хором сказали без раздумий, что это бледная поганка))))

Фото процесса. Фотографии увеличивают по клику.

Ребятки из подготовительной группы. 6 лет.

 Вот такие грибочки у нас получились))

25 августа 2014 г., понедельник"Чему радуются дети"

"Как мало надо для счастья" - такая знакомая всем фраза. Довольно абстрактная, согласитесь? А вот я имею возможность наблюдать воплощение этой фразы чуть ли не каждый день! За то и люблю свою работу) 

Как-то недавно я мысленно попробовала перечислить поводы для радости у наших маленьких людей, вспомнила все то, чему сама была свидетелем. И знаете что это?))

Самая бурная коллективная радость и даже восторг была выявлена мною, когда дети наблюдали за тем, как другая группа отпускает в небо разноцветные воздушные шарики (принято так сейчас - в день рождения ребенка устраивать в садике маленький праздник для всей группы). 

Так вот, даже не участвуя непосредственно в процессе, детвора была просто счастлива!))) И радостные возгласы разносились по всей территории, над которой эти шарики пролетали. Глядя на такую реакцию, просто невозможно не поддаться этому прекрасному настроению! Я тоже улыбалась во весь рот и радовалась шарикам)))

На втором месте по накалу эмоций стоит такая картина. У каждой группы есть бааальшая сумка с игрушками, которую воспитатель каждый день берет на прогулку. Так вот, когда все содержимое этой сумки одним махом высыпается в песочницу, дети (представьте себе - каждый Божий день, как первый раз)) с горящими глазами и радостными воплями "УУРАААА!" набрасываются на совочки-ведерки-формочки!))) 

Конечно, больше половины сразу уходят, занятые другими играми, но вот этот самый момент! Радость в чистом виде)

Следующая ситуация, которая неизменно вызывает всеобщее оживление - это ГАЗель, которая заезжает на территорию садика с продуктами или там мебелью какой. 

Здесь обычно есть вперед смотрящий, который при опознавании звуков приближающейся машины вопит, чтоб все услышали: "ГРУЗОВИИИИИИК!!!" И остальная команда, как рой пчел, бросается изо всех углов к окну или забору на участке)))) И опять большие глаза, и опять "ах..." на губах. Надо сказать, что "грузовик" приезжает также ежедневно)

А еще дети искренне радуются всяким изменениям и разрешенным недозволенностям)

 Например, я увидела восторг в глазах, когда разрешила на улице снять носочки и посидеть на лавочке с босыми ножками)) Или спросите, кто хочет сбегать за забор, принести улетевший мячик - желающие толпой помчатся в запрещенное зазаборье)))

А сколько еще такого, чего я просто не запоминаю!) 

Так что, взрослые, учитесь у детей - счастье совсем рядом!

22 февраля 2014 г., суббота"Я буду птицей..."

В этом учебном году в нашем садике особое внимание уделяется экологии. Художественное творчество занимает львиную долю в ознакомлении дошкольников с окружающей средой, природными явлениями, животными и моделями поведения человека при взаимосвязи со всем этим. В частности, зимой мы обязательно рисуем зимующих птиц, говорим о том, как важно подкармливать птичек! Вот в таком контексте у нас прошло интегрированное занятие по рисованию с элементами психологии в подготовительной группе. 

Наш психолог Наталья Алексеевна провела с детьми несколько упражнений на улучшение коммуникации, навыков работы в команде, сплочение коллектива.

Дети представляли себя стаей птиц и под расслабляющую музыку и цветные огоньки выполняли разные задания.

Фотографии, как обычно, увеличиваются по клику.

Здесь они разбились в стайки по два человека (по три уже не смогли сообразить)))...

 Здесь разделились на две стаи...

 А здесь собрались в одну большую стаю и полетели искать кормушку с едой) Простое упражнение, но дает хорошее наглядное представление о том, как важна роль каждого, если приходится работать в команде.

 Ура! Нашли кормушку) Саша пытается поесть из нее)

А затем Ирина Александровна (то бишь я)) предложила каждому представить, какая именно он птичка, раздала всем заготовки из бумаги, напомнила, как нужно рисовать штрихами...

И дети нарисовали) В основном, мы были снегирями, но прилетел и один воробышек))

\

 Ну а в конце рассадили голодную стаю на дереве с кормушкой)

 Дети, однозначно, были рады такому разнообразию в наших занятиях, 

ну и тема им близка и знакома)

5 февраля 2014 г., среда"Новогоднее оформление"

Хочу вам показать новогоднее оформление фойе нашего садика. В этот раз мы не стали проводить выставку творческих работ. Вместо этого я, вдохновившись картинкой из Интеренета, сотворила вот такую инсталяцию)) Мораль сей басни такова: Дедушка Мороз забрался по лесенке и тянется к большим часам, которые показывают без пяти минут двенадцать)) Заводил часики, наверное))

Вот картинка-вдохновение

 Часы сделала из куска пенопласта и потолочного плинтуса. Ну, красила там его по-разному) Синяя краска - металлик (на фото не видно этого). В качестве гирек - большие кедровые шишки. Дедушка до того, как стать дедушкой, был Петрушкой)) Сшила ему шубку и шапочку, а также мешочек с подарками - все из флиса.

 На лесенке ретро-игрушки. Выбирала самые красивые)

 Много стеклянных кристаллов висит.

 Шарики с узорами вырезала канцелярским ножом.

 И ёлочка у нас в этом году была вся рукодельная)

 Воспитатели делали лошадок и украшали пенопластовые заготовки-шарики.

Вот лошадка из шерсти для валяния. 

Квиллинг-лошадка.

 Вот нежная дамочка)

 А эта настоящая леди - зеленоглазая, с длинными ресницами, в блестящей сбруе!)

 В бантиках

 Это моя - скраповая)

 А вот шарики. Старались их делать в бело-синей гамме.

17 января 2014 г., пятница"Гжельские мастера"

У нас в садике прошла тематическая неделя "Посуда". На уроках рисования мы с детьми знакомились с гжельской росписью. Надо сказать, они всегда с интересом относятся к декоративному рисованию. Это вам не деревья тонкой кисточкой рисовать!))))

В прошлом году на этих уроках для пущего веселья я наряжалась в кокошник) Вот так это выглядело:

А вот мы в этом году рисуем. Дети из подготовительной группы. За окошком еще темно - первое занятие - 9 утра.

 По декоративным росписям у меня в изостудии хранятся вот такие красивейшие наглядные материалы! Сделаны были еще до меня)

Там есть и городец, и дымка, и хохлома - сокровище, короче) 

 Саша рисует бордюрчики. Очень аккуратно - старается)

 Настя нарисовала в центре цветок.

 Юля и Паша.

 Кира рисует завитки и колокольчики.

 А вот все наши художества. Гжельские кувшины!

 Мастера-художники))

 А вот учительница) Указка под цвет росписи))

26 ноября 2013 г., вторник"Моя изостудия"

С гордостью могу сказать, что она - моя!))) За год с небольшим сколько было вложено трудов и времени, да и средств в этот небольшой кабинетик, и как теперь приятно туда приходить! Большое спасибо, конечно, мне хочется сказать моему руководителю, идейному вдохновителю и рукодельнице Марине Алексеевне! Сама бы я так не справилась.

Для сравнения и лучшего понимания масштабов переделки привожу фото "до" и "после"))

Все фотографии увеличиваются по клику.

А теперь представьте, что звучит веселая музыка, как в "Квартирном вопросе", когда показывают новый интерьер))) Всё сделано собственноручно, вплоть до покраски стен.

Рисунки детей.

 Картинки сплетены из бисера. Автор - Тихонова М.А.

 Ковер Марина Алексеевна принесла из дома, переда в дар, так сказать))

Узор на стульчиках наносила через трафарет.

Фальш-кашпо. Сделал наш плотник, декупаж - тоже Тихонова М.А.

Большая магнитно-маркерная доска - подарок спонсоров.

 Да - это моя гордость!)))

21 мая 2013 г., вторник"Электронные флэш-игры по художественному творчеству"

"Магия цвета"

"Помощники юного художника"

"Что мы знаем об искусстве?"

6 апреля 2013 г., суббота"Дидактическая игра "КАРУСЕЛЬ" (для детей 6-7 лет) Автор - Ефимова Ирина Александровна (воспитатель МБДОУ № 5 комбинированного вида города Коврова)*При использовании материалов ссылка на автора обязательна.

   

И фотографии выполнения задания "Натюрморт"

Вот выполнение первой части - три кучки - не могут использоваться в натюрморте одушевленные предметы, отдельно овощи, отдельно фрукты.

Вот натюрморт с фруктами

   А вот натюрморт "Чаепитие". Важно не только правильно разделить предложенные элементы на группы, но и создать их них красивую, гармоничную композицию!

Фото выполнения задания.

Задание для детей сложное, но интересное, неизменно вызывает бурный энтузиазм))) Типичная ошибка - глаза располагают на лбу, губы - на подбородке.

 

Фотографии выполнения задания:

Элементы-обманки. Дети должны знать, что предметы, расположенные ближе к зрителю кажутся бОльшими по размеру.

На мой взгляд, самое сложное задание. Нужно быть очень внимательным, иметь образное мышление да к тому же знать понятия изобразительной деятельности. Традиционно с композицией самые большие проблемы, к сожалению. 

Ну и фото по декоративному рисованию.

 В этой части выполнения задания задействовано больше логическое мышление. 

 Вот так составляется пазл. 

Декоративное рисование дети любят. Задание, скорее на, как я уже сказала, развитие логического мышления, чувства цвета, а уже потом на знание элементов той или иной росписи.

 Вот так мы учимся, играя))

 Спасибо за внимание! Надеюсь, кому-то будет полезным)

2 апреля 2013 г., вторник"Интернет-отличницы"

[Image]

Доброго вечера, уважаемые друзья!

Наконец-то начинаю заполнять новую страничку своего блога)) Страничка эта появилась благодаря интересному проекту под гордым названием "Интернет-отличницы". Это проект Тихоновой Марины Алексеевны, заместителя заведующего МБДОУ № 5 г. Коврова, и двух ее помощниц Федорычевой Татьяны Валерьевны и Добринской Натальи Валерьевны, воспитателей нашего садика.Эти инициативные творческие девушки решили приобщить и вывести, так сказать, на просторы Интернета всех наших воспитателей. 

В нашем проекте несколько этапов, в каждом этапе несколько заданий. Даже я, давно уже не новичок в ссылках и браузерах, узнала довольно много новенького (например, различные инструменты Гугл). И вы знаете, товарищи, могу вам сказать, что даже новички (чьи внуки уже давно ходят в школу)) скоро-скоро собственноручно создадут себе по блогу! Вот что значит упорство и желание!

У меня же самое сложное уже позади - блог-то я уж давно веду)))) А коллегам желаю удачи!

irinaleto.blogspot.ru

Конспект комплексного занятия с детьми в подготовительной коррекционной группе (ЗПР) на тему "Хлеб

Разделы: Работа с дошкольниками

Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума.

К. А. Тимирязев.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
  2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
  3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”.
  4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
  5. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.
  6. Учить отражать полученные впечатления в рисунке.
  7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Рассказы о труде хлеборобов.
  2. Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.
  • Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадываю загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.
  • Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.
  • Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.
  • Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.
  • Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.
  1. Чтение рассказов и заучивание стихов: марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”.
  2. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов.
  3. Заучивание пословиц и поговорок.
  4. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.
  5. Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб”.                                    (Э. Мошковская)

Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ученик читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры- Полевые корабли.

Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

  1. Идет снегозадержание на полях.
  2. Поля пашут и удобряют.
  3. Боронят поля.
  4. Сеют зерно.
  5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.
  6. Идет сбор урожая.
  7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.
  8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.
  9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.
  10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину, Сеют, жнут, ночей не спят. С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Физкультминутка

Педагог: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны), Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание), Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи), Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Педагог: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка, или рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию, после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках. Черный хлеб на руке – Нет, милей на земле. Будет плакать мой хлеб, Каравай мой румяный, Если я разленюсь, если лодырем стану. Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет, Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет. Но ведь я не лентяй, я в работе проворный. Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный. Вот увидишь: тебе горевать не придется. Пусть не плачет мой хлеб, Пусть он только смеется”.

Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Опытно-экспериментальная деятельность

Проект «От зёрнышка к хлебушку»

«Детский сад комбинированного вида №32»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «От зёрнышка к хлебушку».

Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Каменская Н.В.

Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь 2015 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: взрослые, дети старшей группы.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Наблюдая за детьми, делаешь выводы, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами показывают неуважительное отношение к нему. Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, о значении хлеба в жизни человека.

Данной работой хотелось показать и рассказать детям, как тяжёл труд хлебороба и какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебушком.

Цель проекта:

Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.

Приобщать детей к истории и фольклору русского народа.

Задачи проекта:

- для детей:

развивать познавательный интерес; формировать представление о злаковых культурах - пшеницы, овёс; воспитывать уважение к труду хлебороба; учить различать семена пшеницы, ржи, овса; установить характер влияния факторов внешней среды на жизнь растений.

- для педагогов:

совершенствовать методы и формы знакомства детей со злаковыми культурами, профессиями , связанными с производством хлеба, с фольклором России.

- для родителей:

изготовить поделки для выставки «Прекрасный мир Хлеба»; изготовить фигурки из солёного теста для мини-музея «Хлеб – батюшка»; придумать сказки про колосок, зёрнышко дома с детьми.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение для детей и взрослых.

Название итогового мероприятия проекта. Открытие мини-музея «Хлеб-Батюшка»

Продукты проекта:

- для детей:

творческие работы: рисунки « Пшеничный колосок», апликация «Колосья в вазе», поделки из солёного теста; творческие рассказы «Откуда хлеб на столе», «Берегите хлеб»

- для педагогов:

выставка в мини-музее « Хлеб-батюшка»; проект «От зёрнышка к хлебушку»

- для родителей:

поделки для выставки «Прекрасный мир хлеба»

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей:

Знание названий, внешнего вида, особенностей злаковых растений, уважительное отношение к труду хлеборобов, к работникам хлебопекарной промышленности; сформированность бережного отношения к хлебу

- для педагогов:

использование различных форм и методов в проектной деятельности, привлечение родителей для участия в дальнейшей проектной деятельности;

- для родителей:

повышение мотивации для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности

по проекту «От зёрнышка к хлебушку»

Сентябрь I неделя

Беседа: «Хлеб всему голова»

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Показ презентации «Зерновые культуры».

Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба».

Цель: мотивировать детей на познавательную деятельность

Художественное творчество: рисование: «Пшеничный колосок».

Чтение художественной литературы:

В. Крупин «Отцовское поле», Н. Верещагин «Золотой колосок»

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт № 1: Виды почв.

Цель: наблюдение за свойствами различных видов почв (песок, глина, чернозем).

Опыт №2: Виды зерновых семян.

Цель: рассмотреть (зерна) пшеницы, овса, ржи под увеличительным стеклом, обнаружить отличия семян по форме, цвету.

Зарисовать в альбоме Наблюдений семена.

Cентябрь II неделя

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Цель: Воспитывать уважение к труду людей, участвовать в процессе выращивания и изготовления хлеба. Беседа о злаках, с рассматриванием зерен пшеницы и овса и что необходимо для роста растений, посадка зёрен. Ознакомить с зёрнами пшеницы, ржи, овса. Рассказать какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю, и что нужно, чтобы вырос хороший урожай.

Труд: посадка семян пшеницы, ржи, овса. Наблюдение за их ростом, составление и ведение дневника наблюдений.

Цель: учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

Цель: активизировать в речи детей слова «плуг», «борона», «молотьба», «жатва», «мельница».

Дидактическая игра «Да – нет»

Цель: разработать правила обращения к хлебу, формировать навыки бережного отношения к хлебу.

Чтение художественной литературы:

В. Бакалдин «Стихи о хлебе».

Работа с родителями: конкурс сказок про колосок, зернышко и др.

Цель: Привлекать родителей к активной работе над проектом.

Художественное творчество: аппликация «Колосья в вазе».

Цель: развивать умение использовать свои впечатления в работе.

Опыт №3: Сеем семена.

Цель: посеять семена в контейнеры для рассады, наблюдение за всхожестью семян, условиями роста при различных условиях (посадка в песок, чернозем, глину).

Выставка «Прекрасный мир хлеба»

Сентябрь III неделя

Беседа: «Кто хлеб растит?»

Цель: закрепить знание детей о различиях города и деревни. Познакомить с трудом хлебороба и др. профессиями, связанными с выращиванием хлеба

Чтение художественной литературы:

Чтение Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»

Отгадывание загадок о хлебе.

Дидактическая игра «Что за чем?»

Цель: закрепить знания о последовательности работы в поле, знакомить с трудом взрослых (тракторист, комбайнер, агроном, водитель, лаборант, пекарь).

Экскурсия на кухню «Как готовится тесто»

Цель: познакомить детей с приготовлением теста для выпечки.

Опыт №4: Изготовление теста.

Цель: Провести опыт по изготовлению теста из муки при. Показать процесс перемешивания ингридиентов.

Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Испекли мы каравай»

Цель: развивать умение делать поделки из соленого теста, самостоятельно придумывать форму изделия.

Оформление выставки в мини-музее. «Хлеб – батюшка».

Цель: вызвать у детей радость от выполнения проекта.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Автор проекта:

Воспитатель_____________Каменская Н.В.

Этапы проекта

Действия

детей

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

1. Подбор семян злаков.

2. Подбор объектов изучения.

3. Подбор пословиц, поговорок, загадок о хлебе.

4. Подбор сказок, рассказов, стихотворений о хлебе.

5. Подбор компьютерных презентаций «От зёрнышка к хлебушку», «Зерновые культуры».

Сбор материала для поделок на выставку композиций «Прекрасный мир хлеба»

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Беседа: «Хлеб всему голова»

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Беседа: «Кто хлеб растит?»

Отгадывание загадок о хлебе

Заучивание стихотворений о хлебе

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба».

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

рисование: «Пшеничный колосок».

аппликация «Колосья в вазе».

Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Испекли мы каравай»

Дидактическая игра «Что за чем?»

Экскурсия на кухню «Как готовится тесто»

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт № 1: Виды почв.

Цель: наблюдение за свойствами различных видов почв (песок, глина, чернозем).

Опыт №2: Виды зерновых семян.

Опыт №3: Сеем семена.

Опыт №4: Изготовление теста.

Чтение художественной литературы:

В. Крупин «Отцовское поле», Н. Верещагин «Золотой колосок»

Чтение художественной литературы:

Чтение Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»

Чтение Нина Самкова«О хлебе».

Оформление выставки «Прекрасный мир хлеба»

Оформление выставки в мини-музее. «Хлеб – батюшка».

Участие в конкурсе сказок про колосок, зернышко и др.

Представление поделок на выставке «Прекрасный мир хлеба»

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Рассматривание экспонатов мини-музея «Хлеб-батюшка»

Творческие рассказы на тему «Как нужно относиться к хлебу»

Открытие в мини-музее выставки «Хлеб-батюшка»

Представление проекта «От зёрнышка к хлебушку»

Планирование мероприятий в рамках развития проекта для детей подготовительного к школе возраста

Обмен впечатлниями в форме беседы о выставке в форме беседы дома.

Предложения по развитию проекта.

Цели:

- познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб.

-учить распознавать их по характерным особенностям. (ячмень-рожь-овёс-пшеница)

-учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.

Материалы: поднос с белым и чёрным хлебом, кукла Незнайка, картинки с изображением стадий выпекания хлеба, мука, вода, соль.

Ход :

Незнайка вносит на подносе белый и чёрный хлеб. Здоровается и предлагает попробовать детям и воспитателю.

Воспит. - А ты знаешь, из чего делается белый и чёрный хлеб?

Незнайка - Конечно, знаю. Белый хлеб делается из молока, а чёрный из шоколада.

Восп. - А вот и нет. Давай- ка, с ребятами посмотрим, как же действительно получается хлеб.

Проводится беседа с детьми по картинкам. Затем раскладываются картинки с изображением стадий выпекания хлеба.

Загадки :

Весь из золота отлит

На солнышке стоит

(колосок)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(колос пшеницы)

Всё поле в серёжках

(овёс)

Ну а теперь давайте сами попробуем замесить тесто. Для этого нам понадобится мука, вода и соль.

- Ребята, какая мука? (белая, рассыпчатая, сухая, её можно пересыпать)

- А какая вода? ( прозрачная, чистая, жидкая, её можно переливать)

- Опишите свойства соли. Какая она? ( Белая, сухая, сыпучая)

- Как вы думаете, какая она на вкус? (Солёная)

- Есть такая народная примета: рассыпать соль — это к ссоре. В давние времена соль была очень дорогим продуктом, поэтому рассыпать соль было очень неприятным событием, и люди придумали такую примету. Это сейчас её просто делать и в каждом магазина можно купить. Но примета осталась. И мы с вами тоже будем аккуратно обращаться с солью и с мукой, потому что в них труд многих людей, которые их сделали.

Воспитатель показывает, как замешивается тесто, детям выдаётся по кусочку теста и Незнайка предлагает вылепить каждому ребёнку своё любимое хлебобулочное изделие. Дети лепят булочки, печенье, кексы и т. д. Затем относит на кухню и просит выпечь наши изделия. Через некоторое время можно покрыть лаком и поставить детям для игр.

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

  • Большому куску рот радуется.

  • Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

  • Калач приестся, а хлеб — никогда.

  • Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

  • Хлеб да вода — здоровая еда.

  • Помяни соль, чтобы дали хлеба.

  • Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.

  • Из одной муки хлеба не испечешь.

  • Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

  • Хлеб да капуста лихости не напустят.

  • Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.

  • Хлебушко — калачу дедушка.

  • Ешь хлеб, коли пирога нет.

  • У хлеба не без крох.

  • Хлеб-соль — взаимное дело.

  • Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

  • Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.

  • Хлеб да живот, так и без денег живет.

  • Без хлеба нет обеда.

  • Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

  • Баловством хлеба не добудешь.

  • Горек обед без хлеба.

  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

  • Без хлеба живот никогда не живет.

  • Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.

  • Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

  • Не в пору и обед, коли хлеба нет.

  • Без хлеба и у воды худо жить.

  • У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.

  • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

  • Хлеб за брюхом не ходит.

  • Чужой хлеб в горле петухом поет.

  • Чужой хлеб приедчив.

  • Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.

  • Хлеб в пути не тягость.

  • Хлеб — всему голова.

  • Хлеб да вода — крестьянская еда.

  • Хлеб да крупы на здоровье лупи.

  • Хлеб да пирог и во сне добро.

  • Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.

  • Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.

  • Хлеб с солью не бранится.

  • Хлеб сердце человеку укрепит.

  • Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.

  • Хлеб-соль ешь, а правду говори.

  • Хлеб-соль — заемное дело.

  • Хлеб-соль и во сне хорошо.

  • Хлеб-соль — конец обеду.

  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

  • Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.

  • Хлеб-соль не бранит.

  • Хлеб-соль — оплатное дело.

  • Хлеб хлебу брат.

  • Хлеба к завтрему оставливай, а не дела.

  • Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.

  • Хлеба нет — и друзей не бывало.

  • Хлеба нет — и корочки в честь.

  • Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

  • Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.

  • Хлебал меж ушку да выронил душку.

  • Хлебало-то есть, да хлёбова нет.

  • Хлебу — мера, деньгам — счет.

  • Чужой ломоть лаком.

  • Чужой хлеб вкусен.

  • Чужой хлеб петухом в горле запоет.

  • Чужой хлеб слаще калача.

  • Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.

  • Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.

  • Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

  • Без хлеба — половина обеда.

  • Без хлеба — смерть, без соли — смех.

  • Без хлеба все приестся.

  • Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.

  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

  • Без хлеба и с меду тошнит.

  • Без хлеба и у воды жить худо.

  • Без хлеба куска везде тоска.

  • Без хлеба на воде ноги жидки.

  • Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.

  • Без хлеба не обед.

  • Беседа без хлеба не пригожа.

  • Хлеб — батюшко, вода — матушка.

  • Хлеб — кормилец.

  • Хлеб бросать — труд не уважать.

  • Хлеб в человеке — воин.

  • Хлеб вскормит, вода вспоит.

  • Хлеб да вода — молодецкая еда.

  • Хлеб да капуста лихого не попустит.

  • Хлеб да соль, и обед пошел.

  • Хлеб ногами топтать — народу голодать.

  • Хлеб с водою, да пирог с лихвою.

  • Хлеба нет, так и друзей не бывало.

  • Хлебнуть через край.

  • Хлебом люди не шутят.

  • Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

СТИХИ О ХЛЕБЕ

***В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов

***

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

Автор: Аким. Я.

***

Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы –люди!Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов

***

Пахнет хлебом

На пустых полях стерняЖухнет и сереет.Солнце только среди дняСветит, но не греет.

По утрам седой туманБродит по болотам,То ли что-то прячет там,Толи ищет что-то.После сумрачных ночейВыцветает небо.....

А в деревне из печейТянет свежим хлебом....Пахнет домом хлеб ржаной, Маминым буфетом,Ветерком земли родной,Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.-Папа, дай кусочек!

( Перевод И. Токмаковой)

***

Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течёт оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто всё, что недоеденоИ что не доспано в страду.

Автор: В. Буданов

***

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Автор: Г.Виеру.

***

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Автор: Я.Аким.

***

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!Автор: Я. Дягутите.

***

Вот он Хлебушек душистый, Вт он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский

***

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой.

Автор: С. Погореловский

***

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор: Воронько

***

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

Автор: В. Воронько

***

О хлебе

Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самко

Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)

Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.***Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

***

Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?

Чистоговорки о хлебе.Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра с Чучелом Дети идут по кругу и громко поют.

Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.

В огороде пугало, пугало стоит

Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)

Мы тихонько подойдем

Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Чучелу)

Пугало громко поет

Колоски нельзя здесь рвать

Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Чучело их догоняет.)

Собери колоски.Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,Надо в поле уберечь каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков». В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовую корзину.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:— Дай мне хлеба!Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…— А когда вспашешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо рожь посеять.— А когда посеешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.— А когда вырастет, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её убрать.— А когда уберёшь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её смолотить.— А когда смолотишь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?— Можно.Подумал волк, подумал и говорит:— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3h0B5E4BV

Чудо. Лев Квитко.Зернышко-крошку всю зиму хранил,В рыхлую землю весной посадил.Чудо случилось, наверное, с ним.Зернышко стало  живым и большим.Зернышко-крошка лежало в земле,Лежало, согрелось, разбухло в тепле.Сначала разбухло, потом проросло.Тонким росточком на грядке взошло.Чубик завил этот слабый росток,Выкинул перышки нежный листок.Ну, разве не чудо, что чубик такойПробился, прорвался сквозь слой земляной?!Он землю буравил, он лез напролом,Он к свету и солнцу пробился с трудом.А над землею – опять чудеса:Что-то растет не по дням – по часам.Зернышка нет и в помине давно.Не угадаешь, чем стало оно?

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3h0BL969N

sites.google.com

Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительное приключение маленького зернышка»

Какие машины помогают собирать урожай зерна?Программное содержание:Активизировать словарь по теме «Хлеб»Дать детям представление о труде хлебороба, расширить представление о труде тракториста и комбайнера;Познакомить с особенностями колосьев и ржи и пшеницы.Воспитывать осознанно-правильное уважительное отношение к труду хлебороба и бережное отношение к хлебу и хлебным изделиям,Развивать познавательный интерес.

Словарь: сеялка, борона, плуг, бункер, жатва, соломокопнитель, пшеничный – ржаной колос, пахать, сеять, боронить, агроном, элеватор.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети! На адрес нашей группы сегодня пришло письмо, но обратного адреса нет, неизвестно от кого оно. Давайте посмотрим, что в нем (достает схему групповой комнаты с красным флажком на ней). Посмотрите какая-то схема, флажок на ней, чтобы это значило?Дети: наверное, надо что-то найти.Воспитатель: Давайте разберем схему, узнаем, где это место, увидим, что нас ожидает (разбирают схему, находят место, обозначенное флажком, и находят ноутбук). Включают. Листают файлы (картинки — «волшебный колосок», колоски ржи, пшеничные колосья, картинки: трактор пашет, сеет, боронит, комбайн собирает урожай, элеватор), письмо от Колобка.Воспитатель: Давайте, послушаем, что пишет Колобок.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы любите путешествовать? Мой «волшебный колосок» расскажет вам удивительное приключение маленького зернышка, слушайте внимательно и все запоминайте. А скоро ждите и меня в гости. Ваш друг – Колобок»

Воспитатель: Оказывается этот колосок не простой. Слышите? Он рассказывает удивительные истории маленького зернышка. А я помогу колоску их рассказать вам… Хотите?Дети: Да!Воспитатель: Слушайте и помогайте мне рассказывать. Как вы думаете, к кому в руки сначала попадает зернышко?Дети: Сначала оно попадает к агроному.Воспитатель: Что с ним делает агроном?Дети: Агроном готовит зерно к севу, проверяет, все ли зернышки хорошие, нет ли гнилых, испорченных.Воспитатель: Молодцы! Вот агроном подготовит зерно к севу. Кто первый выйдет в поле?Дети: Первым в поле выходит трактор.Воспитатель: Трактор плугом пашет землю, разрезая на крупные пласты, а потом к трактору прикрепляют вместо плуга – борону и боронят землю, т.е. рыхлят, размельчают. Что делает трактор в поле? (показывает соответствующую картинку).Дети: Пашет плугом, боронит, разрыхляет.Воспитатель: Земля готова, что надо делать потом?Дети: Надо сеять зерно.Воспитатель: Сеять зерно человеку помогают машины. Она прикрепляется к трактору и называется – сеялка. Сеялка, это такие ящики с отверстиями на дне, через них постепенно зерно попадает в почву. Что такое сеялка и для чего она нужна?Дети: Помогает сеять зерно.Воспитатель: Вот посевная и закончилась. Стали ростки из земли пробиваться, сначала маленькие, нежные, слабенькие, на траву похожие. А вот и колоски завязались, еще зеленые, но пройдет время и …. (ребята читают стихотворение)

На полях поспела рожьКаждый колосок хорош.Туча просит: «Не зевай!Хлеб скорее убирай!Чтоб у каждого столаС хлебом хлебница была!»

Воспитатель: Поспело «золотое море» хлеба. Почему хлебное поле сравнивают с «золотым морем»?Дети: Оно большое, колоски золотого, желтого цвета и от ветра они «волнуются», колышутся в одну и в другую сторону, как волны переливаются. Показывает изображение на ноутбуке.Воспитатель: Да, вы правы. Вот в поле опять вышел агроном. Он срывает колосок и берет его между ладонями, растирает, проверяет, хорошо ли созрел хлеб. Если зерно легко освобождается из колоска, то можно собирать урожай. Ребята! Колобок прислал нам колоски. Давайте сравним их, одинаковые ли они?Дети: У одного колоска длинные усики, а у другого короткие; у одного крупные, а у другого мелкие зерна.Воспитатель: Правильно. У колосков ржи длинные усики, а у пшеничных колосков короткие усики, а зерна крупные. Какой это колосок? (ржаной). А этот? (пшеничный).Воспитатель: Скажите, какие машины помогают человеку собирать урожай хлеба?Дети: Комбайны, грузовики.Воспитатель: Да, собирать урожай надо быстрее, чтобы колоски не осыпались и зерно не упало на землю, иначе урожай пропадет, а еще может помешать ненастная сырая погода.Дети: Игра «Хорошо – плохо» (Дождь это хорошо, потому что … Дождь это плохо, потому что …)Воспитатель: Чтобы вовремя собрать урожай комбайны работают в жатву и днем и ночью. Кто управляет комбайном?Дети: Комбайнер (показывает соответствующие картинки)Воспитатель: давайте подробнее рассмотрим комбайн. Впереди комбайна есть специальное приспособление, оно срезает колоски и называется – жатка. Что делает жатка?Дети: Жатка срезает, скашивает колоски.Воспитатель: Колоски попадают вот сюда (показывает на картинки), это бункер, здесь колоски обмолачивают, т.е. отделяют зернышки от соломы. Что происходит в бункер?Дети: Там зернышки отделяются от соломы.Воспитатель: Солома пучками выбрасывается из комбайна через соломокопнитель. Куда девается солома?Дети: Через соломокопнитель она выбрасывается из комбайна.Воспитатель: Правильно! А зерно, через рукав, (показывает) поступает в грузовики. Через что зерно попадает в грузовики?Дети: Зерно сыпется через рукав.Воспитатель: Зерно с полей убрали, можно и отдохнуть. (воспитатель и дети исполняют песню – хоровод с движениями).Воспитатель: После того, как убрали зерно с полей, его везут на грузовиках в зернохранилище или элеватор. Куда отвозят зерно?Дети: В элеватор и там оно хранится.Воспитатель: В элеватор зерно засыпают сверху, а когда надо, то забирают снизу, потому что элеватор похож на большие вертикальные труб (показывает картинки). Если зерно сырое, то его сначала просушивают и уже потом засыпают на хранение.Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови новые слова» (с мячом). Дети называют новые слова, которые узнали на занятии. Воспитатель уточняет.Воспитатель: Вот и закончился рассказ «волшебного колоска» о том, как маленькое зернышко принесло большой урожай (ребенок читает стихотворение).

Хлеб ржаной, батон, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеютСил для хлеба не жалеют.

Но на этом приключения маленького зернышка не закончены, о том, как оно превратилось в душистый каравай, вы узнаете в следующий раз.

Дети с музыкальным руководителем исполняют «Песню о хлебе» (муз. Витлина, слова Качаловой).

Автор: Рагозинская Елена Валериевна, воспитатель логопедической группы,МБДОУ № 77 «Родничок» «Детский сад компенсирующего вида», г. Калуга, Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net


Смотрите также