Как правильно рисовать крест (на записках, на Крещение и т.д.)? Рисование креста


Как правильно рисовать крест (на записках, на Крещение и т.д.)?

Как правильно рисовать крест (на записках, на Крещение и т.д.)?

  • Я поняла ваш вопрос в двух смыслах:

  • В храме обычно пишут записки (quot;о здравииquot;, quot;о упокоенииquot;). Очень часто такие листики можно преобрести непосредственно в храме. Можно такую записку приготовить и самому. Для этого на чистом листе надо нарисовать крест.

    Этот крест должен иметь такой вид: сначала рисуем длинную вертикальную линию, затем вверху перпендикулярно рисуем короткую горизонтальну линию, затем ниже рисуем еще одну горизонтальную линию (немного длиннее), а затем еще ниже рисуем косую линию, направленную слева направо немного вниз.

    Потом уже пишут слова quot;о здравииquot; или quot;о упокоенииquot;, а еще ниже - перечень имен, о ком просите помолиться.

  • Правильно рисовать крест, не палочка на палочку, так рисуют дети.

    Правильно рисовать так крест :

    Каждая горизонтальная линия что-то символизирует.

    Например самая большая линия руки - и от этого сами отходите в размышления.

  • Канонических правил ни каких нет.

    (преподобный Феодор Студит)

    Есть традиция - изображать на записках восьмиконечный крест.

    Поэтому, часто можно услышать возражения, и даже отказ в приеме записок с quot;неправильнымquot;, quot;католическимquot;, или quot;греческимquot; крестом. Это, конечно - в корне не правильно. Более того: это - прямо противоречит учению Христа (по многим quot;пунктамquot;).

    Но, тем не менее, чтобы не вступать в прения и не вводить в грех людей, лучше придерживаться сложившейся традиции.

    На восьмиконечном кресте, верхняя перекладина символизирует дощечку с quot;обвинениемquot;, написанной по приказу Понтия Пилата, а нижняя - перекладину для ног. Верхняя и нижняя перекладины, по ширине - меньше центральной. Кроме того, нижняя перекладина изображается наискосок: сверху вниз (если чертить слева направо).

  • Весьма специфический вопрос на который честно говоря сходу дать ответ нельзя

    Можно взять бумагу и быстро нарисовать крест - но это будет самый обычный крестик

    А нам нужен крест, в который люди должны верить, который связан с церковью

    Что бы нарисовать крест - рисуйте аккуратно, не спеша, а главное - от души.

    (Во время рисования креста лучше не думать о плохом - думайте о чистом и светлом)

    Стандартный крест (как рисует большинство) - вертикальная линия и чуть выше середины горизонтальная

    Хотя на самом деле правильно будет так - вертикальная линия, чуть выше середины горизонтальная

    Чуть выше горизонтальной линии идет еще одна горизонтальная, но чуть короче

    А чуть ниже горизонтальной идет слегка косая. Должен получится крест, как на фото ниже

  • Рисуем крест.. Вертикальная черта в два раза длиннее горизонтальной... Над горизонтальной чертой параллельно чертим покороче линию...под этими горизонтальной линиями чертим диагональную черточку - левая сторона вверху, а правая внизу.. Надеюсь понятно

  • Желательно рисовать на записках восьмиконечный крест. Именно восьмиконечный крест считается Русским крестом:

    Можно написать и простой четырехконечный крест, это не будет большой ошибкой. Но традиции, есть традиции, поэтому пишем/рисуем восьмиконечный.

  • Чаще всего в храмах можно брать уже готовые специальные церковные формуляры, предназначенные для записей в определенных случаях - quot;о здравииquot;, quot;об упокоенииquot; и т.д.

    Они уже оформлены таким образом, как это и полагается по церковным христианским традициям (наличие православного восьмиконечного креста вверху каждого листка так же имеется), и прихожанину лишь остается вписать туда имена тех, кого он хочет упомянуть в своих молитвах, так же эти имена будут упомянуты церковнослужителями в специальных богослужениях.

    Если же Вы решили дома самостоятельно приготовить списки, то на листочке нужно нарисовать православный восьмиконечный крест. При его изображении должны соблюдаться следующие пропорции (см на фото внизу):

  • Крест даже из двух веточек - КРЕСТ, и несет ту же смысловую нагрузку, что и крест, расписанный и разукрашенный в старинных фолиантах.

    Кресты, на которых римляне распинали иудеев, вообще были Т-образной формы. Так что привычный нам quot;православныйquot; восьмиконечный крест несет больше символическое значение, нежели документально-историческое.

    Верхняя перекладина означает прибитую по указанию Понтия Пилата табличку на трех языках quot;Иисус Назарей - Царь Иудейскийquot;, пониже и подлиннее - перекладина, к которой прибивались руки, а самая нижняя, поменьше, перекладина для ног. Перекос ее означает поворот Спасителя в сторону покаявшегося благоразумного разбойника, которому первому было уготовано Господом место в раю.

    Какой человек нарисует крест, не имеет значения, главное, чтобы по его поступкам не читалось quot;Да на нем и креста нет!quot;

    Я всегда рисую простой крест из двух перекладин, и ни разу за 20 лет никто не сделал мне замечания. Должно быть бабушки в храмах смиренные попадались.

  • Для того, чтобы нарисовать крест, Вам не нужно знать не каких правил. В начале нужно нарисовать горизонтальную черту. Затем два раза длинее рисуем вертикальную черту. В итоге у нас получается Истенный крест. Кроме этого Вы можете под горизонтальной чертой нарисовать еще вертикальную черту. Так тоже получится Крест.

  • info-4all.ru

    Уроки живописи — Как нарисовать крест карандашом поэтапно

    Главная » Разные вещи

    Вера в некие высшие силы, которые управляет нашей жизнью невидимыми веревками, сопровождала человека во все эпохи. Так уж сошлось, что человеку нужно быть уверенным, что всемогущая сила помогает ему жить и наказывает за погрешности. Это стимулирует мозг. Только в наше время выходит так, что сила одна, а способов верить – сотни. Поговорим сегодня о том, как рисовать крест животворящий. Было время, когда человек был лохматый, но знал, что глаза смотрят с небес на него. И был придуман ритуал – жертвоприношение, которое, по примитивным мыслям гомо сапиенсов, заставляло глаза закрыться, либо смотреть в другую сторону. И тут понеслось.

    Таким глазам начали давать имена, называть их божествами и всячески одобрять их. Со временем эти понятия более цивилизовались, и вот мы оказываемся в Иерусалиме 2000 лет назад. Тогда жил Иисус Христос – персона грандиозного значения в истории. Нет разницы, верите вы в его существование, или не очень, но сделал он много хорошего и доброго, принес проблеск света в жизни людей.  И все же его распяли на кресте вместе со злодеями и убийцами. Здесь начинается странная история креста.

    Почему то предмет свершения убийства, столь значимого, становится символом развивающегося христианства. А если бы Иисуса отравили? Верующие пили бы крысиный яд? В данном случае крест, практически, орудие убийства. Но оставим сумасшедшего в его сумасшествии.

    В то время крест становится главной атрибутикой, его изображение используется во всевозможных писаниях, молитвах, ритуалах. Вот несколько интересных моментов из жизни креста:

    • Религиозные евреи всячески избегают изображения креста, считая это плохим знаком. Здравомыслящий народ. Даже в школе дети вместо плюса пишут знак, повторяющий перевёрнутую букву Т.
    • На православном кресте обязательно должна быть надпись. Популярная фраза: Спаси и сохрани, – самая поздняя из возможных, и появилась только в 19 ст. Самими ранними можно считать: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, или Живый в помощи Вышняго. Без надписи крест не считался одушевленным.
    • Крестовые походы – темное пятно в истории, на которое агрессивно закрывают глаза.  Эти действия во имя господа принесли столько жертв, сколько Второй Мировой и не снилось.

    Рассказывать тут можно бесконечно. Но наша цель иная, и сейчас мы к ней приступим.

    Как нарисовать крест карандашом поэтапно

    Шаг первый.  Шаг второй. Шаг третий. Шаг четвертый. Шаг пятый. Шаг шестой. Для развития смотрите еще уроки:

    Источник: dayfun.ru Пометить материал как неуместный

    Оценка информации

    painting-lessons.ru

    Как нарисовать Иисуса Христа карандашом поэтапно

    Иисус Христос — Единородный сын Бога и Сын Человеческий. Он совмещает в себе человеческую и божественную природу. Это центральная личность в религии Христианства. Иисус Христос родился от Девы Марии и Святого Духа. Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. О его жизни и его учении рассказывает Библия. А мы с вами попытаемся нарисовать Иисуса Христа.

    Этап 1. Строим вначале крест. Выбираем на листе в верхней его трети точку и от нее проводим вниз одну прямую до самого конца. И две прямые в верх и в стороны под определенным углом к нижней прямой. Вдоль нижней прямой строим нижнюю часть креста, делаем это под линейку. Между двумя верхними прямыми строим поперечную линию креста. Немного закруглим концы вверху и по бокам.

     

    Этап 2. Под серединой крестовины рисуем голову Иисуса Христа. Его лицо, обрамленное волосами опущено немного вниз. Над головой рисуем крест-накрест веревки, которыми он был привязан к кресту.

     

     

    Этап 3. Здесь мы показываем тело Иисуса. Оно рисуется вдоль нижней прямой. По боковым прямым рисуем его руки. Прорисовываем плечи, мускулатуру рук, безвольно висящие кисти. Ниже от шеи рисуем его грудь, живот, бедра и ноги: одна перед другой. На бедрах изобразим повязку из ткани.

     

     

    Этап 4. Потом показывае линии волос на голове, ободок из веревоки на лбу. Рисуем глаза, нос, скулы, губы. Волосы ниспадают прямо на щеки. А внизу лицо обрамляет борода, также есть и усики.

     

     

    Этап 5. Теперь дополним на руках потеки крови. А поверх кистей рук пририсуем веревки, которыми он был привязан к Кресту.

     

     

    Этап 6.На тело нанесем линии мускулатуры. Покажем точки сосков и пупка. На повязке вокруг бедер также добавим несколько линий, дающих фактуру ткани. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови.

     

     

    Этап 7. Осталось заштриховать крест, показывая материал из которого он состоит: дерево. Чертим много линий, имитирующих поверхность дерева.

     

     

    Этап 8. Таков черно-белый вариант этого рисунка.

     

     

    Этап 9. Раскрасим наш рисунок.

     

    ПОХОЖИЕ УРОКИ

    vserisunki.ru

    СОЗИДАЮЩИЙ РИСУНОК. Главы из книги 8

    ТЕХНИКИ ЭКСТРАСЕНСОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯКРЕСТКрест как магический символ, сегодня целиком связан с христианством.Крест как обряд или жест, сопровождает молитву или пожелание. Не всегда было так.В. Овчинников пишет в главе «Крест – азиатский символ?», что крест христиане заимствовали у гуннов во время нашествия Атиллы на Европу. Равносторонний крест с давних пор известен в Тибете и на Алтае как символ высшего разума, объединяющий человека со Вселенной. Поначалу христиане кресту не поклонялись. Ибо к мученической смерти Иисуса он не имеет отношения. Людей в то время распинали не на крестах, а на Т-образных балках.Крест как магический символ, использовали и используют в различных культурах по всему миру. Видимо люди поняли, что с крестом больше везет. Не зря верующие крестятся.Сегодня крест – символ скорой медицинской помощи. Международный Красный крест то же использует крест как символ.Крест – очень сильный магический символ, очень сильная техника экстрасенсорного воздействия.

    Как я осваивал эту технику.

    Я рисовал, вписывал крест - в сферу с помехами. Не спеша вырисовывал объемный крест по подобию крестов на церкви в нашем селе, по подобию деревянных крестов на могилах в нашем сельском кладбище. Такое неспешное вырисовывание способствовало освоению этого магического символа. Мозг постепенно привыкал к магии креста, брал крест на вооружение.Мой мозг давно привык к этому символу, и сейчас я так тщательно крест не вырисовываю, сейчас я быстро рисую крестик. Мозг понимает.  Помните, как мы постепенно осваивали технику дробления на миллион частей семь раз? Подобным образом, неторопливо, осваиваются и другие техники.Крестом можно работать и мысленно, мысленно вкладывать его в сферу с помехами.Крест - очень сильная техника. Этой техникой я снимаю негативы, работаю с зависимостями, с сущностями.Дополняю крест «точкой» - подключением Источника или Потока, или рисую стрелку из Источника или Потока для усиления воздействия.Дальше – проверяю отсутствие помех. Если помехи остаются, снова их «крестом», пока совсем не исчезнут.Приведу несколько примеров, как видят яcновидящие «работу креста».

    Пример работы по онкологии. Работали с Екатериной, никак у нас не удавалось «запустить» работу почек. Наконец, в сферу с почками я «вписал крест», старательно вырисовав его объемно. Екатерина в это время была на телефоне.- Ой, крест появился! Он начал вращаться! Вращается все сильнее! Превратился в сплошной вихрь! Как он все размолотил, даже тумана не осталось.Нам удалось эффективно применить крест. После этого почки заработали, человека отключили от аппарата и выписали домой.Пример с талантливой ученицей на втором занятии. Она хорошо видит. Решил проверить. Взял реальный пример для работы, на листочке «нарисовал реальную помеху», помеху заключил в сферу, в сферу вписал КРЕСТ. Что я делал, ученице не рассказывал, просто просил ее наблюдать за моей работой.- А все. Больше в сфере ничего нет. Сначала что-то было, сейчас ничего нет.Она увидела результат работы креста, что помехи больше в сфере не осталось.Пример работы «техникой креста» Тамары. - Ну, Александр Владимирович! Есть такая "эпикурейская теория подобий", согласно которой вещи непрерывно испускают "призраки - симулякры". Я поработала с Крестом в таком аспекте объекта-излучателя! Как Он работает! Испытание было не из легких! Через сутки у меня так заработал обмен веществ - просто караул! Я конечно использовала агглютинацию, создавала ЕГО (Креста) образ, меняя цвет - форму-местоположение-траекторию вращения и т.д. Результат очень впечатляющий! Сначала ОН был просто инертной "данностью", существующей в себе, как бы "в подлиннике", но потом путем даже пусть такой "наивно сконструированной" образности, превратился в Мощнейший источник энергии и заработал на все сто!- Я еще раз поняла, что в моем случае надо все детально проанализировать, насытить объемной информацией и только потом действовать! Спасибо Вам! У меня к Вам совсем маленький вопрос - Я работаю с Крестом и еще поверх крупно добавляю цифровой код - Корректно ли это?- Корректно. Можно последовательно применять любые техники до полного результата.Мой пример работы техникой креста пару лет назад. Крестом эффективно убирать негативные энерго- информационные воздействия. В конце встречи-семинара с Ириной, Вероникой и Екатериной мы решили посмотреть себя на предмет следов негативных воздействия агрессивных энергетических структур, с которыми нам пришлось работать. На этот раз мы все много зацепили, на каждом из нас оказалось по 13-15 слоев негативных воздействий. Следы я убирал крестом, ясновидящие смотрели и контролировали работу, иногда подсказывая мне, что надо еще чуть доработать. На следующий день, после работы с еще более агрессивной структурой, я обнаружил на себе 75 слоев негативных воздействий. Замучился их снимать крестом, да и засомневался в этих слоях. Рассказал об этом Пилигриму.- Саша, ты работаешь как ксерокс или ластик, снимаешь тонкие слои, ты работаешь на плоскости. Работай в объеме, в сфере, помехи объемные, а не плоские.Точно. Я постепенно перешел на плоскость, и в плане помех, и в плане техник. Мой крест стал плоским, он и чистил на плоскости, столько плоскостей, сколько слоев накопилось. Как только я «нарисовал» объемный крест в объемной сфере, все слои, вся объемная помеха убралась за один раз. Это надо понимать, рисуя на плоскости плоские фигуры помехи и кресты, что они объемные.Разновидность креста – куб. Если грани куба развернуть – по одной вверх, вправо, влево, - а две вниз – получится плоский крест. Куб – крест, - работает превосходно.Сейчас «крест» использую при работе с программами /подселениями/ сущностями – работает прекрасно.

    КОЛЕСОТехника "колесо" видоизменялась во время практических занятий.Ёршик. В самом начале моего обучения Пилигрим научил работать с болями в горле.- Представь, что горло - труба, и на стенках трубы есть неровности, которые и вызывают боль, вот ты эти неровности и счищай, например ершиком, полируй их до зеркального блеска. А критерием возьми термос, например, зеркальную поверхность колбы. Полируешь, и сравниваешь периодически - зеркальная - не зеркальная, и полируешь дальше до зеркального блеска.Так я и полировал горло ершиком и себе и страждущим, или визуально, или методом Автоматического (пондемоторного, психомоторного) письма. И - горло проходило.

    Потом Екатерину осенило, она стала помехи разгонять "колесом", по типу велосипедного. Мне этот подход понравился, только я обод у велосипедного колеса снял, так мне представлялось эффективнее.Затем, вспомнил свое заводское прошлое, те технологии, которые у нас были на заводе. Мое колесо стало состоять уже из трех колес.

    Сначала я проходил по помехам на стенках горла или носоглотки "ФРЕЗОЙ" - она срезала крупные выступы - поражения.Оставшиеся выступы зачищал шлифовальным кругом - "болгаркой".А до зеркального блеска полировал полировальным кругом с пастой.В процессе этой последовательной работы - проверял "на зеркальность".

    Затем, как то само собой, мое колесо стало напоминать колеса на первых пароходах, только с дополнительно загнутыми лопастями. Этими колесами легче разгонялись помехи в виде тумана, в виде облака. Работая такими колесами, вспомнил огромное количество подобных "колес" в гробницах китайских императоров.  Кстати, в гробницах китайских императоров я видел символ плодородия (свастику) повсюду, и вышитую на полотенцах и одеждах, вырезанную в камне, она у них красного цвета, и то же закручена ПРОТИВ часовой стрелки. В этих гробницах китайских императоров свастика больше напоминает колесо и немного развернута по оси. Меня она поразила больше всего. С тех пор мое колесо стало похоже на эту свастику, закрученную против часовой стрелки.Так и работаю, - вижу помеху, заключаю помеху в сферу, в сфере, рядом с помехой, рисую колесо, придаю ему вращение, и вожу кружочки - следы от вращающегося колеса внутри сферы, размельчая помеху в квантовую пыль (как показано на нижнем левом рисунке), одновременно добавляя в сферу энергию из Источника.Уже позже встретил описание, что подобные свастики-колеса, закрученные против часовой стрелки, активизируют силы добра, а закрученные по часовой стрелке - силы зла.

    Позднее, "мое КОЛЕСО" еще более упростилось. Оно превратилось в "КРУЖОЧКИ", которые я накручиваю против часовой стрелки, разгоняя помехи. Нижний правый рисунок.

    Техника "КОЛЕСО" хорошо работает при чистке кожи, при чистке сосудов. Эту технику часто использую и по сей день.

    Вначале работы с техникой "колесо", я ТЩАТЕЛЬНО вырисовывал все эти фрезы-болгарки-полирольки. В процессе таких тщательных "вырисовываний" наш мозг привыкает и понимает, что мы от него хотим, какой импульс в окружающее энерго-информационное пространство мы посылаем с помощью такой техники методом Созидающего рисунка.Требуется время, требуется практическая наработка, пока мозг поймет, пока он научится эти импульсы посылать, тем самым - ПРОИЗВОДЯ ИЗМЕНЕНИЯ на тонком полевом плане, которые приведут к изменениям на материальном плане.

    ЛАЗЕРНАЯ ПУШКА (импульсы от Источника или Потока).Этот прием хорошо работает и «на бумаге» и «образами». Помните фантастические фильмы? Примерно так же. Подключаетесь к своему Источнику или Потоку, представляете, что вы включаете лазерный пистолет или автомат, и «поливаете» помеху, предварительно заключенную в сферу, до ее полного уничтожения. Удобно использовать при работе «образами». Пример. Однажды работал с Екатериной, мы помогали одной целительнице с ее давлением и аритмией. Выглядела она ужасно, уже всех врачей объехала. Что-то она не поделила с другим целителем, прямо война магов, и он ей поставил автоматическую пушку, которая выстреливала ей в сердце снаряды. Эту пушку обнаружила Екатерина. Что мы с Екатериной с этой пушкой не делали, она воссоздавалась вновь, а у целительницы подскакивало давление, и была жуткая аритмия.- А давайте ее лазером, вместе, как в киношках, - предложила Екатерина.- Ок. Мы все техники уже применили – не работают.Эту пушку удалось распылить лазером. Пушка больше не восстановилась, у целительницы отлегло от сердца.

    av-strannik.livejournal.com

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    Татуировки в трайбл стиле вызывают серьезный интерес у посетителей и становятся хитом этого лета. Так что еще один простой рисунок на эту тематику не останется без внимания с вашей стороны.

    Это будет отчасти вводная лекция и проба пера и карандаша в этом направлении, чтобы вы смогли прочувствовать и получить удовольствие от начала рисования рисунков в этом стиле и попробовать себя в рисовании татуировок. У нас на сайте их достаточно и мы придумаем, что подготовить для трайбл татуировок нового. А сегодня разминаемся и смотрим, как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно.

    = Сколько раз вы сидели в классе и только-только начинали строчить в ваших тетрадках, как тут же обложки и задние страницы оказывались разрисованы чем-то новым? Странно то, что крест должен был стать объектом простым для рисования, разве не так? Но для нас, это та единственная вещь, которую никогда не удавалось сделать даже, достаточно пропорциональной и симпатичной, чтобы не жалко было показать кому-то еще. Иногда верх был длиннее намного относительно низа, а иногда он почему-то становился кривым. С горем пополам, мы можем подсказать вам, что лучше всего при рисовании креста использовать линейку и карандаш. Как только вы получите представление о том, насколько толстым крест получаться и научитесь рисовать его автоматически, то сможете переключиться на оформление и рисовать уже трайбл татуировку. Вы можете настроить под себя дизайн этого креста, и добавить к языкам пламени свои моменты, а пока начнем смотреть, как рисовать крест поэтапно вместе с нами.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

     

    Шаг 1.

    Сперва проведите две линии, которые образуют крест. Внимание на угол и длину для пропорций.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    Шаг 2.

    Теперь вы начнете набрасывать трайбл форму креста, так чтобы верхняя часть трайбл креста стала похожей на наш рисунок и имела черты пламени. Старайтесь заставить рисунок выглядеть естественным и симметричным.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    Шаг 3.

    Теперь вы будете рисовать горизонтальные части креста и здесь вы можете настроить пламя рисунку под свою руку и на свой лад. Если вы предпочитаете кончик креста уплотненной формы, просто сократите концы c каждой стороны. В противном случае вы можете нарисовать то, что вы видите сейчас перед собой и сделать крест похожим на клинок.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    Шаг 4.

    Для вашего последнего этапа рисунка трайбл креста все, что вам нужно сделать, это прорисовать основание и добавить пламя на кончике. Удалим все лишние линии рисунка.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    Шаг 5.

    Если это ваш первый опыт в трайбл тату, то надеемся, у вас все получилось. Впрочем можете выбрать и нарисовать что-то новое из этого раздела.

    Как рисовать трайбл татуировку креста поэтапно

    makusha.ru

    О Кресте, его видах и пропорциях: max_fedosov

    Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека. 

    Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618. 

    Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре. Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня. 

    Греческий (корсунский крест)Рисунок 1.

    Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста.  Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).

    Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы. 

    Русский восьмиконечный крест

    Рисунок 2.

    Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад. 

    Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382; 2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2). 

    В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана). 

    Барочный крест

    Рисунок 3.

    Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом. 

    Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента. 

    В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату. Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

    Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

    Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

    max-fedosov.livejournal.com


    Смотрите также