Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему: "Моя семья". Рисование мама гуляет со своим ребенком


О чем расскажут родителям рисунки детей

Детские каракули могут многое рассказать о внутреннем состоянии ребенка. Вот только чаще всего мамы и папы этот анализ обрубают фразой: «Какой ты молодец, очень красиво». И убирают картину в стол, на память. А может, стоит приглядеться, почему у папы на рисунке такие большие зубы, а самого малыша на этом семейном портрете вообще нет. Мы попросили Екатерину Кольдюшевскую, педагога-психолога Центра социальной помощи семье и детям Саратова дать советы родителям, как читать детские рисунки.

Семья - любимая тема для творчества каждого ребенка. Обратите внимание на то, как малыш расположил на листе всех членов семьи. На этом рисунке пятилетнего мальчика, например, есть все члены семьи. Вот только мама нарисована будто отдельно от остальных.

Папу и себя мальчик изображал, тщательно прорисовывая детали, даже пальчики есть. Чего не скажешь о маме, которая нарисована схематично. У нее нет, как у остальных, овального тельца, неаккуратно прорисованы черты лица. К тому же показательным может быть и цвет: для себя и папы мальчик выбрал желтый и зеленый фломастеры, а мама на рисунке красного цвета. Все это может говорить о том, что ребенок близок с папой, а с мамой не найдет контакт. Возможно, она мало уделяет сыну внимания, много работает, а когда бывает дома, то все время посвящает домашним делам. Или мама очень строгая и сын ее побаивается.

Но не все так однозначно. Психолог советует обязательно спрашивать ребенка, что же изображено на рисунке, чем занят каждый персонаж, какое у героев картины настроение.

- Нередко бывает, что ребенок нарисовал какую-то конкретную ситуацию, - объясняет Екатерина Кольдюшевская. - Например, «мы с папой на рисунке ждем, а мама побежала за мороженым для всех». И линии нечеткие, потому что мама торопится, бежит. Разговаривайте с детьми об их рисунках, спрашивайте о настроении героев. Когда ребенок чувствует единство семьи, ощущает заботу и любовь, он рисует себя и родителей в центре листа бумаги, и чаще всего мама с папой по бокам, а он в середине. Если же ребенок постоянно забывает нарисовать одного из членов семьи, это тревожный сигнал, и очень важно разобраться в причине.

У вас уже столько рисунков принцесс, что ими можно оклеить всю квартиру вместо обоев, а ребенок отказывается рисовать что-то другое? Такое, говорит психолог, не редкость.

- Для начала просто расспросите ребенка о том, что это за принцесса, где она живет и есть ли у нее друзья, - объясняет Екатерина Кольдюшевская. - Вполне возможно, так ребенок выражает себя или просто воспроизводит на бумаге персонажа, который кажется родителю наиболее удачным, и ребенок это знает. Бывает, что мамы и папы, бабушки и дедушки постоянно твердят своей маленькой девочке, что она принцесса, и может наступить момент, когда девочка поверит в то, что она настоящая принцесса, а ведь на самом деле она реальный ребенок, которому хочется играть, рисовать и экспериментировать.

Если в творчестве ребенка часто появляются повторяющиеся мрачные рисунки и он не хочет их обсуждать или, наоборот, постоянно говорит о своем нарисованном страхе, родителям стоит обратиться за консультацией к психологу. Ведь нарисовать что-то страшное - самый доступный для ребенка способ разобраться с тем, что его пугает, и в этом ему должен помочь взрослый.

У ребенка появились картины в мрачных тонах. Мама, перепробовав все способы соблазнить чадо другими карандашами, ведет его к психологу. Стоит ли поднимать панику?

- У тяги к черным фломастерам и карандашам есть логичное объяснение. Это самый контрастный цвет, черный виднее всего на белой бумаге. Вот дети до 3-4 лет и выбирают черный, чтобы их рисунок просто было заметно на листе, - объясняет психолог. - Сейчас он еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него - это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным.

А уж когда перепуганные мамы говорят: «Не рисуй больше черным», у ребенка может возникнуть протест и в следующем рисунке обязательно будет выбран именно этот цвет.

- Но если вся коллекция состоит только из них, стоит поспрашивать своего юного художника о выбираемой им цветовой палитре. Возможно, ребенок чего-то боится и на бумаге вымещает свой страх, - считает Екатерина Кольдюшевская.

Хотя объяснение появлению мрачных детских картин, черных, коричневых, серых, может быть самым банальным - у него сломались карандаши ярких цветов. Родителям стоит следить, чтобы карандаши всегда были подточены. Отсутствие самого нужного в конкретный момент цвета может и вовсе отбить охоту рисовать или испортить настроение.

На этом рисунке только кажется, что изображены всего два человека. На самом деле их здесь трое.

- Себя ребенок изобразил сидящим в шкафу, прямо под облаком из слез. Этот рисунок очень говорящий. Девятилетний мальчик показал свою семью: мама и папа ругаются в спальне. Видно, как у обоих родителей в крике раскрыты рты. По тому, как нарисован отец, можно догадаться, что в этой семье бывают случаи рукоприкладства - рука родителя нарисована мощной, будто бита. И красный цвет его рук говорит в данном случае об опасности, которая от этих рук исходит.

Мама здесь намного слабее папы, ее слабость подчеркнута еле заметным желтым карандашом. Над ней и шкафом, где прячется мальчик, расположилось облако. Значит, оба плачут. К тому же на этом рисунке очень много штриховки. Это знак беспокойства, ребенок тревожится, он начертил штрихи даже не в одну, а в четыре стороны, все линии пересечены.

- Мальчик себя не нарисовал из чувства страха, ему хочется спрятаться. Хотя шкаф в этом рисунке и есть символ ребенка, он все-таки находится в помещении. Но бывают рисунки, где малыш себя вообще ни с чем не отождествляет, он себя не нарисовал. Это может говорить о неуверенности, о том, что ребенок не чувствует себя частью семьи, об обидах на родителей, их отдаленности. Но обязательно спросите: «Почему тебя нет на рисунке» или «А где же ты?». Иногда дети говорят: «Вот он я, я же по ту сторону картинки - рисую», - рассказывает психолог.

Кстати, если ребенок рисует себя более крупным по отношению к другим членам семьи, скорее всего, у него завышенная самооценка и, возможно, родители позволяют ему слишком многое.

Мама, глядя на этот рисунок, никогда бы не догадалась, что ее сына что-то тревожит. Вроде цвета яркие, дом нарисовал, сам улыбается, рядом любимый кот.

- Дети часто рисуют свои самые заветные желания, о которых иногда не знают взрослые. Это если спросить напрямую. А вот если попросить рассказать, что делает ребенок на этом рисунке, все встанет на свои места. Этот мальчик признался, что у него есть мечта - пойти гулять со своим любимым котенком. Животное домашнее, взрослые его из квартиры не выпускают - боятся, что заразится или что-то случится на улице, - рассказала Екатерина Кольдюшевская.

Как выяснилось на консультации у психолога, родители даже не догадывались о желаниях сына, хотя все было на виду. И кота стали брать с собой на дачу, мальчику разрешили гулять с котенком во дворе. Мечта ребенка осуществилась.

Дети любят эксперименты, поэтому психологи, чтобы помочь им раскрыться, предлагают нарисовать семью, но не людей, а животных. Иногда дети изображают папу хищником, а маму слабым муравьем или зайцем, а бывает и наоборот.

Значение имеет только то, как ребенок понимает это животное. Если он видел передачу, где лев охотится за жертвой, волк в мультике - за зайцем, то этот образ означает опасность. Но того же волка из «Ну, погоди!» ребенок может воспринимать как героя-весельчака, которому не страшны трудности. Муравьишка-родитель может означать как малую значимость данного члена семьи, так и его трудолюбие.

В этом рисунке семья медведей.

- Мальчик не просто нарисовал, но и дал характеристику каждому, - рассказала психолог. - Себя и папу он обрисовал словом «веселый». А мама даже не злая, а «злое». Причем мальчик, заканчивая семейный портрет, спохватился и зачеркнул слово «мама», чтобы не быть рассекреченным. Рисунок говорит о страхе перед властной и строгой мамой, - рассуждает психолог. - Он не просто нарисовал ее крупнее остальных, могущественнее буквально. Стоит обратить внимание, как нарисованы рты персонажей. Мама вовсе не улыбается - у нее видны зубы, рот искривлен в крике. Вообще, зубы в детском рисунке означают, что от этого человека идет опасность.

В этой семье ребенок боится отказать матери, он не может перечить в ответ на ее претензии. Но в своем рисунке он хозяин. Потому, завершая портрет, подрисовал усы. Это знак протеста, вызов, который в жизни мальчик проявить боится.

У психологов есть интересное задание, в котором ребенку предлагается нарисовать себя в образе дерева или цветка. Яркие сочные цвета зелени, наличие самих цветков говорят о том, что эта личность гармонична.

- Важно обратить внимание и на основу, на чем стоит растение. Наличие крепких корней, как в этом рисунке, означает хорошую связь с родителями, устойчивость. Автор чувствует опору в семье, что она защищена. Также хорошо, когда растение изображено в горшке, это тоже признак опоры, - объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Пышная крона говорит о хорошем самочувствии, уверенности в себе. Обратное значение у полусухого дерева, с опавшей листвой. Если растение изображено на листе бумаге как будто повисшим в воздухе или кажется недорисованным, то ребенок, как правило, ощущает себя одиноким и нуждается в особой поддержке и заботе со стороны взрослого.

Даже по тому, как ребенок рисует карандашом, можно понять его внутреннее состояние. Если карандаш малыш схватил всей пятерней и рисует так, что бумага рвется, то это говорит об эмоциональной напряженности, тревоге. Пример тому правый рисунок, выполненный с сильным нажимом на карандаш.

- Сильный нажим, когда карандаш глубоко продавливает бумагу, говорит об эмоциональной напряженности, импульсивности. Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность, признаки гиперактивности, иногда агрессивность, перевозбуждение, - объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Слабый нажим на карандаш (рисунок слева) сигнализирует нередко о снижении настроения. Также это может быть показателем неуверенности в себе, часто встречается у пассивных, застенчивых людей.

- В некоторых рисунках детей слабый нажим сочетается с недоведенными линиями, отчего контур рисунка остается незамкнутым - так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии, - рассказывает психолог.

Один и тот же дом дети могут рисовать по-разному. В этом случае психолог попросила мальчика нарисовать сначала дом, в котором он живет, а затем дом его мечты. Сгустки красного на первом рисунке означают, что мальчик чувствует в семье напряжение (это выяснилось после общения с ребенком). Как оказалось позже, родители и другие дети постоянно попрекали мальчика за его медлительность. У них совершенно другой психотип - они быстрые, энергичные. Они уже поели, а мальчик только берется за ложку, они уже готовы сесть в машину, а он сел надевать колготки. На третьем рисунке все напряжение, что есть в его душе, мальчик вынес в отдельный красный дом.

- В реальном доме мальчик нарисовал три окна - по числу детей в доме. А в идеальном появилось четвертое окно. Мальчик пояснил, что мечтает о собаке. Только чтобы это был лично его друг. Собака в этом случае - выход, который мальчик видит в избавлении от одиночества. Отличаются и цвета идеального дома от реального, - объясняет Екатерина.

Что касается изображения домов, то хороший знак, когда ребенок рисует себя возле дома или в окошке. Отсутствие дверей может говорить о том, что в дом нечасто приходят гости.

К старшим классам подростки начинают рисовать более схематично, при этом часто выбирая в качестве инструмента ручку. Карандаш можно стереть, фломастеры выглядят по-детски, а ручка - самый «взрослый» вариант. Чем материал тверже, тем лучше его можно контролировать.

- Рисунки подростков больше не про чувства, а про статус. Часто в рисунках мальчиков появляются их более обеспеченные товарищи, с которыми им хочется общаться, получать какую-то выгоду. В данном случае подросток протягивает руки к ноутбуку и сигаретам приятеля. Отчетливо подчеркнута статусность приятеля - фирменная одежда, - рассказывает психолог.

В этом случае на переднем плане ребенок нарисовал не самого себя, а обеспеченного друга. Это может говорить о снижении самооценки, так же как и то, что друг оказался гораздо более прорисованным по деталям.

Когда ребенок рисует не просто человечка, а тщательно прорисовывает его наряд, прическу, украшения, все это называется у психологов «демонстративность». Ребенок в таких случаях готов пояснять родителям, что же изображено на бумаге - не какой-то абстрактный человек, а богатый вельможа, король какого-то государства с кучей золота. Все это зачастую свидетельствует о повышенной потребности внимания к себе.

- Демонстративность в рисунках - стремление быть в центре внимания. А когда это не выходит, ребенок становится капризным. Таким детям рекомендуют посещать театральные кружки. Иногда дети, нуждающиеся в большем внимании, сопровождают процесс рисования комментариями, зачастую автобиографическими. Все это рассчитано также на привлечение внимания слушателя к себе.

Мальчик или девочка изображен, по этому рисунку 14-летней школьницы не поймешь. Когда в изображении человека отсутствуют признаки пола, психологи могут предположить у автора рисунка инфантильность. К тому же руки этого человечка спрятаны за спиной. Это обычно интерпретируют как отказ от общения. То же самое можно сказать о руках, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.

- В этом случае причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и признаками психологической нагрузки при изображении ушей (усиленный нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей, опасающихся, что их низко оценивают, и вообще придающих особо большое значение тому, что о них говорят, - рассказала Екатерина Кольдюшевская.

НА ЗАМЕТКУ

Детские рисунки бывает сложно понять, а в процессе рисования ребенок может несколько раз менять замысел сюжета, зачеркивать и начинать снова. Будьте внимательны к творческим экспериментам вашего чада, ведь для него в момент рисования происходит важный процесс познания себя и выражения своих эмоций, мыслей. И помните, что рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное ребенком в образах. По завершении рисунка важно спросить у ребенка: «Кто это? А это?» или «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?».

Конечно, единственного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. А один и то же признак в рисунке может иметь разное значение. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются настораживающие образы и детали, не поленитесь сходить к психологу и захватите с собой рисунки малыша.

А что обычно рисует ваш малыш?

Использованы фотографии: Роман ЗЛОБИН, GLOBAL LOOK PRESS

www.saratov.kp.ru

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему: "Моя семья"

Планирование воспитательно-образовательной работы (ПОНЕДЕЛЬНИК)

Тема: «Моя семья»

Индивидуальная

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Моя семья».

Задачи: помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. Рассматривание иллюстрацией на тему «Моя семья».

Задачи: учить делать умозаключения.

П/И «Замри».

Д/и с Дашей Ф., Димой, Тимофеем «Придумай предложение».

Задачи: учить составлять предложение с вводным словом.

Труд в уголке природы «Растения нам скажут «спасибо».

Задачи: закрепить условия, необходимые для ухода за цветами.

Самостоятельная деятельность в центрах занятости.

Консультация для родителей «Животные у вас дома».

Оформление альбома «Я и моя семья».

Инд. беседы с родителями о профилактике гриппа и ОРВИ.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Измерение».

Задачи: учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел (В.П. Новикова, стр.53).

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Наблюдение за рябиной. Задачи: расширять знания о деревья, учить отличать его от других по листьям и плодам, познакомить с приметой «Много ягод рябины – зима будет морозная».

П/И «Один –двое», «Пройди бесшумно».

Инд. работа с Егором, Семеном, Сережей п/и «Смелые ребята».

Задачи: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

Труд на участке – расчистка дорожек от снега.

С/Р игра «Разведчики».

Задачи: воспитывать дружеские качества, упражнять в ориентации в пространстве. Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение и обсуждение рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Задачи: учить детей слушать читающего, понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Дежурство по столовой

(Миша, Даша Ф.).

Задачи: воспитывать ответственность, добросовестность, формировать навыки труда в коллективе.

Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».

Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.

Вторая половина дня/вечер

Чтение Л. Толстой «Косточка».

Задачи: воспитывать честность, умение оценивать поступки.

С/Р игра «Дочки-матери». Задачи: обратить внимание на взаимоотношения детей.

Инд работа в центре ИЗО «Дорисуй» (Соня, Даша Н., Юля).

Задачи: учить видеть и исправлять неточности в рисунках, упражнять в ориентации на листе бумаги.

Самостоятельные игры детей со строительным материалом.

Задачи: учить детей делать постройки, подбирать соответствующий строительный материал, обыгрывать постройки.

Прогулка

Наблюдения за небом, составление описательного рассказа «Как начинается дождь?»

П/И «Мы веселые ребята».

Задачи: упражнять детей в беге.

Самостоятельная игровая деятельность.

Возвращение с прогулки. Ужин

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображением различных семей.

Задачи: учить детей видеть, как художник передает в рисунках характеры персонажей.

Игры по инициативе детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ВТОРНИК)

Тема: «Моя семья»

Утренняя гимнастика.

Беседа «Как вы понимаете: что такое семья?».

Задачи: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослого и ребёнка в семье; вызывать у ребёнка гордость за свою семью.

Дидактические игры: «Собери цепочку», «Правильно - неправильно».

П/И «Карусель».

Индивидуальная работа по развитию речи. Дидактическая игра «Подбери слова» (Тимофей, Саша, Егор).

Задачи: учить детей согласовывать слова в предложениях, упражнять в подборе существительных к прилагательному. Например, белый – снег, сахар, мел; зеленый – арбуз, лист, огурец.

Самостоятельная деятельность в центре творчества: «Обведи по точкам и раскрась».

Задачи: вызывать интерес к выполнению задания, обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, аккуратно раскрашивать.

Игры по инициативе детей.

Родителям рекомендуется:

составить с ребёнком рассказ на тему «Моя семья».

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи «Составление текста-поздравления».

Цель: учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию (О.С. Ушакова, стр.150).

Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)».

Цель: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами (Т.С. Комарова, стр.45).

Физкультура (на воздухе)

Цель: упражнять детей в беге с ускорением, в передаче мяча друг другу, стоя боком в шеренге, в прыжках из обруча в обруч. Игровые упражнения «Догони пару», «Быстро передай», «Дорожка препятствий».

Прогулка

Наблюдение за дворником.

Задачи: обратить внимание детей на то, как дворник убирает снег. Учить детей правильно и рационально выполнять такую же работу. Предложить детям поблагодарить дворника за его труд.

Подвижные игры «Встречные перебежки», «Затейники».

Индивидуальная работа по

развитию движений (Оля, Миша, Даня Х.).

Задачи: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Дидактическая игра «А если бы…»

Задачи: активизировать речь детей, развивать фантазию.

Труд на участке – подметание веранды.

Задачи: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

С/р игра «День рождения». Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение сказки С. Михалкова «Праздник непослушания».

Дежурство по столовой

(Даша Н, Никита В.).

Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана.

Самообслуживание: упражнение «Раздевалочка».

Задачи: предложить детям провести очередной этап конкурса на самый аккуратный шкафчик.

Вторая половина дня/вечер

Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».

С/Р игра «Дочки-матери». Задачи: воспитывать уважение ко взрослым. Конструирование «Дом для друзей».

Инд. работа с Даней Х., Юлей, Полиной д/и «Скажи ласково». Задачи: учить преобразовывать слова, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.

Игры по желанию. Предложить небольшим группам детей поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Автобус».

Прогулка

Наблюдение за объектами окружающей действительности: транспорт.

Задачи: предложить детям рассмотреть проезжающие мимо участка машины, назвать знакомые детям категории и виды транспорта, марки автомобилей. Составить коллективный рассказ о том, как машины служат человеку.

П/и «Гуси-лебеди».

Самостоятельная двигательная деятельность.

Возвращение с прогулки. Ужин

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

Планирование воспитательно-образовательной работы (СРЕДА)

Тема: «Моя семья»

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Мои добрые дела».

Задачи: учить составлять рассказы из личного опыта, давать оценку своим поступкам.

Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Задачи: закрепить правила игры в лото.

П/и «Мы веселые ребята».

Дидактическая игра «Что дальше?» (Семен, Миша, Даша Ф.)

Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Дежурство по занятиям. Задачи: учить готовить материал для рисования.

Самостоятельная деятельность детей в зоне коррекционно-развивающих игр.

Задачи: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу.

Подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Мой дом, моя семья».

Цель: дать знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким

(«Комплексные занятия», стр.32).

Аппликация «Моя семья».

Цель: систематизировать и расширить знания о семье, воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым. Учить создавать поделки на основе конуса, развивать фантазию, творческие способности, учить комбинировать бумагу, разных цветов, создавать картину.

Воспитывать интерес к работе, умение доводить начатое до конца.

Физкультура (по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдение за березой.

Задачи: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Предложить собрать букет из осенних листьев.

П/И «Затейники», «Волк во рву»

С/Р игра «Кукольный театр»

Задачи: закрепить правила поведения в общественных местах, учить договариваться между собой.

Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками (Егор, Миша, Юля).

Задачи: развивать координацию движений.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание.

Труд: подметание дорожек, уборка мусора.

Задачи: воспитывать умение трудиться сообща.

Ручной труд «Куколки для подруг».

Задачи: учить детей изготавливать куколок из листьев, развивать мелкую моторику рук. Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задачи: предложить детям рассказать запомнившееся им фрагменты сказки с опорой на иллюстрации

Дежурство по столовой

(Даня Х., Саша).

Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи: развивать самоконтроль при выполнении правил личной гигиены, учить детей самостоятельно устранять непорядок в прическе и одежде, оказывать друг другу помощь.

Вторая половина дня/вечер

Чтение худ. литературы «Тайное всегда становится явным» В. Драгунский.

Задачи: воспитывать честность. С/Р игра «Семейный пикник». Задачи: развивать умение согласовывать свои действия с действиями партеров.

Инд работа с Даней П., Юлей в центре ИЗО «Поздравительная открытка для друга».

Задачи: совершенствовать умение рисовать кистью тонкие линии.

Игры с конструкторами «Юные умельцы».

Задачи: учить придумывать поделки, изготавливая их сообща, обыгрывать их

Самостоятельная деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдения за птицами, описание их поведения.

П/И «Птички на дереве». Самостоятельная игровая деятельность.

Подвижно-дидактическая игра «Назови родственников».

Задачи: развивать речь, как средство общения, углублять представления о семье и ее истории.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ЧЕТВЕРГ)

Тема: «Моя семья»

Утренняя гимнастика.

Беседа «Мы - одна большая семья».

Задачи: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения.

Рассматривание иллюстраций «Рассказы в картинках».

Задачи: учить составлять рассказы по сериям картин.

Д/И «Я начну, а ты продолжи». Задачи: учить составлять рассказа по цепочке, учить внимательно слушать друг друга. П/И «Найди пару».

Дидактическая игра «Кто я?» (Даша Н., Соня, Никита В.).

Задачи: учить детей составлять рассказы-описания о себе в настоящем, прошедшем и будущем временах. Развивать творческие способности детей

Дежурство в уголке природы «Все ли растения нужно поливать одинаково».

Задачи: учить правильно ухаживать за растениями.

Самостоятельная деятельность детей в игровой зоне.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей: информировать родителей о ходе образовательного процесса, ориентировать их на совместное с ребенком чтение художественных произведений.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи (обучение грамоте).

Цель: учить детей составлять предложение из двух слов, называть первое слово, второе; учить называть слова с заданным звуком (Н.В. Дурова, стр.50).

Рисование «Мой любимый сказочный герой».

Цель: продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца, формировать умение рассматривать свой рисунок и оценивать его.

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдения за работой дворника.

Задачи: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду.

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».

Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Индивидуальная работа по развитию движений (Семен, Миша, Даня Х.).

П/и «С кочки на кочку».

Задачи: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Труд: подметание веранды.

Спортивная ходьба.

Задачи: учить детей соблюдать технику выполнения спортивной ходьбы. Развивать выносливость, способствовать оздоровлению детей.

Самостоятельные игры по выбору детей.

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение рассказа А.Куприна «Слон».

Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой

(Даня П., Саша).

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Умывалочка».

Задачи: учить детей мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам

Театр на фланелеграфе: театрализация сказки «Лиса и журавль».

Задачи: учить детей выразительно читать по ролям. С/Р игра «Семья. К нам пришли гости».

Задачи: воспитывать у детей гостеприимность, умение вести себя в гостях.

Упражнять Юлю, Даню Х., Егора в умении лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Конструктивная деятельность: «Детская площадка».

Задачи: развивать умение объединять свои поделки в соответствие с общим замыслом.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдения за наступлением сумерек «Куда прячется солнце?».

Самостоятельная игровая деятельность.

П/И «Горелки»

Возвращение с прогулки. Ужин

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.

Задачи: развитие мелкой моторики.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ПЯТНИЦА)

Тема: «Моя семья»

Утренняя гимнастика.

Беседа «Животные – наши друзья, наша семья».

Задачи: воспитывать бережное отношение к животным. Рассматривание альбома «В мире животных».

Задачи: закрепить знания о диких и домашних животных. Д/И «Узнай по описанию».

Задачи: закрепить знания о внешнем виде животных.

П/И «Хитрая лиса».

Упражнять Даню Х., Юлю, Тимофея в составлении описательных рассказов, используя мнемотаблицы.

Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки».

Задачи: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Самостоятельные игры по выбору детей.

Беседа с родителями

Дани Х. о взаимоотношениях мальчика с ребятами, о трудностях общения. Узнать, как ребенок общается со сверстниками вне

детского сада.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Многоугольники».

Цель: учить составлять число шесть из двух меньших чисел; учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; закрепить знания о геометрических фигурах

(В.П. Новикова, стр.57).

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Как хорошо у нас в саду».

Цель: расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.

Физкультура (по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдения за кошкой.

Задачи: закрепить знания о домашних животных, воспитывать гуманнее отношение к ним.

С/Р игра «Семья. У нас есть кошка и собака».

Задачи: учить развивать сюжет, обратить внимание на взаимоотношения детей в игре. П/И «Жмурки», «Кто дольше простоит на одной ножке».

Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мяча вдаль (Егор, Даня П., Полина).

Задачи: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Дидактическая игра «День, ночь – сутки прочь».

Задачи: закреплять у детей умение ориентироваться во времени, правильно использовать названия частей суток.

Труд: уборка территории группового участка.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».

Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма. Самостоятельная двигательная деятельность

Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну

Чтение рассказа А.Куприна «Слон» (продолжение).

Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой (Даша Ф., Даня Х).

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».

Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.

Вечер

Чтение худ. литературы:

В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», «Стыдно перед соловушкой».

Задачи: формировать навыки культуры поведения на природе.

Театральная студия «Три поросенка».

Индивидуальная работа в прописях (Соня, Даша Н., Саша).

Задачи: развитие графо-моторных навыков детей.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты.

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Труд – уборка в игровом уголке «Каждой вещи – свое место».

Задачи: воспитывать желание поддерживать порядок в группе.

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение за погодой.

Задачи: предложить детям охарактеризовать погоду, составить коллективный сравнительный рассказ «Погода утром и вечером» с опорой на сигнальные символы, обозначающие основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).

Подвижная игра «Водяной».

Возвращение с прогулки. Ужин

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

infourok.ru

Читать онлайн "Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий" автора Комарова Тамара Семеновна - RuLit

Занятие 8. Аппликация «Осенний ковер»

Программное содержание. Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Занятие 9. Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании. Формировать эстетический вкус.

Занятие 10. Рисование по замыслу «На чем люди ездят». («На чем бы ты хотел поехать»)

Программное содержание. Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу.

Занятие 11. Рисование по желанию. «Нарисуй свою любимую игрушку»

Программное содержание. Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение, творчество.

Занятие 12. Рисование с натуры «Ветка рябины»

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Вариант занятия. Рисование с натуры «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе; удачно располагать изображение на листе.

Занятие 13. Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Занятие 14. Лепка «Девочка играет в мяч»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Вариант занятия. Лепка фигуры человека в движении

Программное содержание. Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.). Учить лепить фигуру из целого куска глины. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Занятие 15. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Занятие 16. Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

www.rulit.me


Смотрите также