Конспект урока для 3 класса "Русская матрешка в осеннем уборе". Рисование матрешки в 3 классе


Урок изобразительного искусства по теме "Русская матрешка". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • Познакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства.
  • С помощью дидактических средств, а также с помощью средств изобразительного искусства вызвать у учащихся эмоциональный отклик на тему урока.

Задачи:

  • Воспитательная: Углубление знаний о духовных особенностях народной культуры, воспитание интереса к искусству народов мира
  • Образовательная: Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, наиболее известные промыслы)
  • Развивающая: Развитие творческого воображения, художественного вкуса.

Оснащение:

Для учителя:

Для учащихся:

  • Тетрадь;
  • Бумага;
  • Гуашь, кисти;
  • Фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.

II. Сообщение темы, целей

/слайд 1/

На крыльцо резной избушки Вышли бойкие подружки: Семь красавиц расписных! Все в платочках кружевных! Все в передниках цветастых! Семь румяных! Семь глазастых! Мы успели сосчитать: Из семь осталось – пять! Из пяти вдруг стало – три?! А из трех? Одна, смотри! Где же спрятались подружки, Те, что вышли из избушки? (Г.Р. Лагздынь)

У каждого народа есть свои замечательные игрушки, куклы, некоторые из них сделаны из дерева и соломы, пластилина, и глины, резины и материи. Некоторые из них известны на весь мир. И одной из таких игрушек является ...

Ученики: Матрешка.

Матрешка. Деревянная кукла, игрушка, наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. /Слайд 2/

Матрешка среди прочих игрушек – самая юная народная игрушка. Так как старинным игрушкам уже более тысячи лет, самым древним – три тысячи. А матрешке чуть больше ста лет. Она родилась в конце XIX века.

Владелец подмосковного имения Абрамцево Александр Мамонтов привез из Японии Забавную игрушку в виде фигурки мудреца Фукуруму, у которого голова была вытянута вверх от постоянных раздумий. Фигурка была полой, а внутри, одна в другой, помещались еще другие куклы. /Слайд 3/

Многие источники говорят о том, что первая матрешка была выточена токарем Звездочкиным и расписана по эскизам художника Сергея Малютина. Первая матрешка представляла собой группу из 8 кукол, на каждой из которых были изображены дети разных возрастов. /Слайд 4/

Массовое производство матрешка получила в 1900 году с открытием в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде русского шлема и конусообразные не нашли спроса. И до наших дней выпускают матрешек традиционной формы.

С появлением первой матрешки в разных районах страны стали появляться свои матрешки. Все они, в общем, похожи друг на друга, но у каждой есть свои особенности, свой стиль росписи.

III. Основные центры росписи матрешек

/Слайд 5/

  • Сергиев Пасад (Загорск)
  • Семеново
  • Полховский Майдан
  • Вятка

Старейшая русская матрёшка – Сергиево-Посадская. В начале ХХ века учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. /Слайд 6, 7/

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёново Нижегородской губернии. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента. Мастера – Семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. /Слайд 8/

Вслед за ними появились матрёшки в Полховском Майдане. Своей формой Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Основной элемент росписи – многолепестковый цветок шиповник (Роза). Этот цветок всегда считался символом начала, любви, материнства. Его изображали обязательно в центре. Мастера Полховского Майдана, как и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. /Слайд 9/

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки / Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо. /Слайд 10/

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскино. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. /Слайд 11/

IV. Особенности изготовления и этапы росписи матрешки

Так как же появляется матрешка?

Мнения детей.

Действительно, вначале свою работу выполняет токарь. Начинает точить с самой маленькой неразъемной малютки. Затем следует чуть побольше и так до самой большой. Работа токаря должна быть очень искусная и аккуратная. /Слайд 12/

Существуют матрешки, которые состоят из 50-ти кукол. Так, например, самая большая матрешка, в таком наборе, достигает метра высотой, а самая маленькая – с горошину.

С токарного станка матрешка попадает в руки художника. /Слайд 13/

После чего мы можем увидеть такое разнообразие матрешек… ./Слайд 14/

V. Практическая работа

– Ну, а сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки, которую вы будете делать на следующих занятиях. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо традиционной техники росписи.

Учащиеся выполняют практическую работу

VI. Подведение итогов

Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!

Литература:

  1. Н. Алексахин. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Традиционные промыслы и ремесла №5, 97.
  3. Я познаю мир: детская энциклопедия. Игрушки. – ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.
  4. Народное творчество. №2, 2007.
  5. Л. Соловьева, М. Мардер. Русская матрешка. – INTERBOOK – М.:1993.
  6. И.Лыкова, Н.Гаранина, Л. Грушина. Румяные матрешки. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. – Издательство «Карапуз», 2008.
  7. Художественное дерево Сергиево-Посадского края. – Издательство «Мелихово», 2006.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока для 3 класса "Русская матрешка в осеннем уборе"

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

Конспект пробного урока изобразительно искусства

проведенного в 3 «б» классе

Дьяковой Татьяны Сергеевны Место проведения: МОУ Лицей № 11

Дата проведения: 30.10.2014

Руководитель-консультант:

Владимирова Ф.Ю.______________

Учитель-наставник:

___________

Заведующая практикой:

Бессалова Г.Н.____________

Оценка:_________________

Волгодонск, 2014г.

Класс:3Б

Тема урока: Русская матрешка в осеннем уборе.

Цель: формировать у учащихся умение изображать декоративный узор одежды у русского символа-матрешки, сохраняя осенний колорит.

Задачи:

-учить умению выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов.

-способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах.

-воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование для учащихся: шаблон изображения матрешки, краски, кисти, банка с водой.

Оборудование для учителя: образец готового изображения матрешки, наглядность: Загорская, Семеновская, Полхов-майданская матрешка (изображения), поэтапное рисование матрешки(IV-этапа), Фукурума (изображение).

Предварительная работа: изготовление шаблонов матрешки на альбомных листах.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Приветствие, проверка готовности к уроку (краски, кисти, банка с водой, шаблон матрёшки, карандаш, альбомный лист)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

II.Определение темы урока и цели

2

Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

Алый шёлковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может – шесть. Разрумянилась немножко. Наша русская …слайд 1

Верно, сегодня мы не только поговорим о русском символе матрешке, но и научимся его рисовать.

-матрешка

III.Актуализация знаний учащихся

5-7

-Ребята, кто-нибудь знает откуда появилась матрёшка?

-Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.слайд 2 Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.(показ настоящей матрешки или слайд3)

Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В. Малютин. Слайд 4

-Знаете ли вы, какие города были прославлены росписью матрёшек?

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов, а также Полхов-Майдан.

-Посмотрит на каждую из них Опишите Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую.слайд 5 Матрешки из Загорска и Семенова похожи между собой.

Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники «одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок.

Мастера точно соотносили размер элементов на узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем больше была матрешка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом для сарафана матрешки являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали черным цветом. Голову всегда украшали платком, в росписи каймы которого использовали прием «тычок».

Слайд 6.Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи полхов-майданской матрешки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

IV.Практическая работа

15

Вот как много мы узнали о матрешке, а сегодня мы с вами сами попытаемся разрисовать матрешку, опираясь на роспись Семеновской матрешки. Посмотрите на доску, это элементы семеновской росписи. Давайте рассмотрим каждый. –Обратите внимание на Семёновскую матрешку, какое её главное отличие образа? Слайд 7. Самое главное отличие образа  семеновской матрешки – декор : крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки . Алые розы , маки , ягоды и листья собраны в букеты ,которые держат матрешки в руках. В манере письма угадывается влияние росписи золотой хохломы . Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа.  

У каждого на столе лежит шаблон изображения матрешки, возьмите его и положите перед собой. Рисовать матрешку мы будем в четыре этапа.

Этап 1. Обведите матрёшку и прорисуйте лицо, платок. На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки. (карандаш).

Этап 2. Рисуем руки, в низу овал, и прорисовываем украшение- цветок. (карандаш).

Этап 3. Украшение в цвете.

Этап 4. Нанесение оживки.

V. Физминутка

2

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

Выполняют движения за учителем.

VI.Анализ творческой деятельности

Продолжение выполнения практической работы.

VII.Итог урока

Ребята, о чем мы говорили на уроке?

Какую роспись использовали при украшении нашем матрешки?

Что было интересным?

-Ответы детей

globuss24.ru

Урок 3 класс рисуем матрешку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 37 пос. Балакирево, Александровского района, Владимирской области. Урок изобразительного искусства 3 класс «Роспись русской матрёшки». Автор: учитель ИЗО Омельченко Надежда Юрьевна Тема: Роспись русской матрёшки.

Цель: ознакомить учащихся с рисованием русской матрёшки, ознакомить с народными промыслами, развивать эстетическое воспитание, художественный вкус, воспитывать интерес к народному искусству, чувство прекрасного. Тип урока: комбинированный урок-праздник. Учебное оборудование: матрёшки-сувениры, компьютер, рисунки, карта России. Ход урока: 1. Оргмомент. (1 мин) 2. Вступительное слово учителя (8мин): Ребята, сегодняшний урок изобразительного искусства я хочу начать словами: «Кисть народная! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!» (слайд 1). Какие вы знаете центры народных промыслов? Сегодняшний урок-праздник мы посвящаем... Вспомните, о ком так говорят: Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... (матрешка). Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали: это русская матрёшка. Мы будем рисовать и расписывать её, узнаем о ней много интересного.

Чтение учащимися стихотворения «Матрёшка»: Подарили мне матрешку. Допустила я оплошку: Разломила пополам – Интересно, а что там? Там еще одна матрешка, Улыбается, дурешка; Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать. Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки, В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Это куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притёртую, И сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её да посмотри: кто в неё прячется внутри? Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая – в ней живёт шестая. А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот, поставленные в ряд, Сёстры-куколки стоят. Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! Чтение учащимися стихотворения «Кто матрёшку создал?»: Кто матрёшку создал? Я не знаю, Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуёмной страсти, Истинную, русскую красу. На щеках навёл зари румянец, Неба синь плеснул в её глаза И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: «Ну и пой, гуляй себе по свету, Весели себе честной народ!» И матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт. Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице, И летит о ней пол миру слава О безвестном мастере-творце! 3. Работа над новым материалом (10 мин): «Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). (слайд 2).

Вот так и родилась первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш. (слайд 4).

Полхов-Майданская матрёшка появилась на свет в Нижегородской области сравнительно недавно – в 20-х годах прошлого века. Село Полхов-Майдан большое, и чуть ли не в каждом доме изготовляют «тарарушки» – так называют мастера свои поделки. Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. И спасал мужика только лес да умелые руки. Вот и стали изготовлять такие игрушки .В селе Полохово- Майдане Горьковской области сегодня рождаются самые знаменитые матрешки. Они самые яркие, веселые. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Вся фигура игрушки расписана листьями, буйно цветущими ветками цветов колокольчиков, ромашек; ягодами шиповника, клубники. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново- красный, ярко-желтый, сочно – фиолетовый.  (слайд 5)

Семёновскую матрёшку можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук, у них разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов. А однажды семёновский мастер Евгений Безруков вырезал матрёшку высотой в один метр, а потом принёс её на фабрику сувениров. Открыли матрёшку, а в ней целых 70! И каждая в неповторимом наряде. (слайд 6)

Знаете, ребята, время накладывает отпечаток на сюжеты семёновской матрёшки. Оказалось, что ей к лицу убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале, на Всемирной выставке, была совсем необычная «матрёшка». Художник Роман Пчёлкин украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказывался космонавт, а в нём – ещё два! Целый экипаж! Сергиев Посад (Загорск) находится недалеко от Москвы. Здесь была изготовлена Сергиево-Посадская матрёшка, самая первая русская матрёшка. Она одета в сарафан, рубаху с вышивкой, в яркий платок и передник с узором. (слайд 7)

Вятская матрёшка  - самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Современная авторская матрёшка. (слайд 8).

4. Физкультминутка (1 мин): Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).На ногах сапожки топают матрёшки (топают).Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)Всем знакомым поклонись (дети кланяются).Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).Вы похожи словно сёстры (качают головой).Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают). 5. Этапы выполнения работ учащихся (15 мин): 1. Обведение контура матрёшки (слайд 9) 3631565158115002. Прорисовка лица (слайд 10) 3. Рисование платка (слайд 11) 293624037465004. Прорисовка лица (слайд 12–13) 5. Рисование сарафана (слайд 14) 6. Роспись матрёшки в цвете (слайд 15) 6. Выставка работ учащихся. (слайд 16) (1 мин) 7. Итог урока. (2 мин) Русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. В чём секрет такого успеха? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом? Потому что она во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она живёт и в наших домах, и во многих странах. 8. Исполнение учащимися частушек (2 мин): 1. Велика Россия наша, 2. Наша русская матрёшка, И талантлив наш народ. Ей не налюбуются. О Руси родной умельцах И в Париже, и в Нью-Йорке На весь мир молва идёт! Матрёшка красуется! 3. Мы матрёшку разрисуем, 4. Наша русская матрёшка Сколько радости для глаз! Не стареет сотни лет: Подрастают мастерицы, В красоте, таланте русском Может быть, и среди нас. Весь находится секрет. 5. Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай. Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй!

Молодцы! Спасибо!

educontest.net


Смотрите также