Русская матрешка. Занятие по рисованию в старшей группе. Рисование матрешки в подготовительной группе


Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группа

Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группаКонспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группа

Воспитатель речевой группы Нехорошева Н. А.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом

расскажет.

Словно репка, она крутобока,А под алым платочком на насСмотрит весело, бойко, широкоПарой чёрных смородинок — глаз,

Алый шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бокаА внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.Разрумянилась немножкоНаша русская (МАТРЁШКА)

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная

игрушка?

Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку — куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково — Матрёшками.

Игра «Назови меня ласково»

Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.

Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.

Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые — всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода — в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома — в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек», с чтением стихотворения.

Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяныхВ разноцветных сарафанах на столе у нас живут,Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.Разнимается она на две половинки,В ней живёт ещё одна кукла в серединке.Эту куколку открой — будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую —И сумеешь ты найти куколку четвёртуюВынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.Прячется в ней пятая, куколка пузатая

А внутри пустая, в ней куколка шестаяА в шестой — седьмая, а седьмой восьмаяЭта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.Вот наставленные в ряд сёстры — куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим

М ответят куклы — Восемь!

Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек

(бумажные силуэты матрёшек) как мастера — художники. Сначала обведите

силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем

акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я

предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей

матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.

Физ. минутка.

Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они живут в друг дружке,А всего одна игрушка.

Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.

Наше занятие закончено.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Русская матрешка. Занятие по рисованию в старшей группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Добринский лицей

дошкольное отделение

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Русская матрешка

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Составила:

Воспитатель I квалификационной категории

Тесловская Вера Александровна

ст. Добринка

2013

Образовательная область: Художественное творчество

Интеграция образовательных областей: Познание, здоровье, музыка, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5 – 7 лет

Формы организованной образовательной деятельности: игровые упражнения, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, беседа, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, слушание музыки

Формы организации: группа

Задачи:

- познакомить детей с историей создания русской матрешки;

- вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;

- научить детей украшать силуэт матрёшки новыми способами нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;

- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;

- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;

- воспитывать любовь к народному искусству.

Словарь новых слов: умельцы, расписать, монотипия, тычки

Предварительная работа: беседа об истории русской народной игрушки «матрёшка», рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек, игры с матрёшками.

Оборудование и материалы: белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, стаканы с водой, восковые мелки, влажные салфетки, ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, деревянные матрешки, большая деревянная матрешка, презентация «Русские матрешки», диск с записью песен «Я русская матрешка, собою хороша», «На полках, на прилавке матрешечки стоят», ноутбук, проектор, сундучок

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети сидят на стульчиках на ковре.

 В группу входит воспитатель с сундучком.

Воспитатель: Я на ярмарке была,Сундучок вам принесла.Сундучок тот не простой,И товар в нем расписной.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Спрятана в сундучке игрушка. А какая игрушка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока.А внутри секреты есть:Может три, а может шесть.Кукла первая толста,А внутри она пуста,Разнимается она на две половинки,В ней живет еще однаКукла в серединке.Разрумянилась немножкоНаша русская…

Дети: Матрешка.

Воспитатель: (открываю сундучок) Правильно, это матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная. Но случилась у нашей матрешки беда: осенний дождик смыл с ее подружек всю краску (показываю силуэты матрешек). Стали матрешки совсем белые, некрасивые.

Загрустила матрешка, запечалилась, решила просить у вас помощи. Надо вернуть матрешкам их красочность, сделать их опять яркими и веселыми. Поможете матрешкам?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Матрешка – игрушка необычная. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам?

Дети: Да, нравится.

Воспитатель: А вы знаете, сколько лет матрешке и откуда она пришла в Россию?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: (показываю слайды) В далекой стране Японии был очень добрый старичок Фукурума (слайд № 1). И был он такой умный – преумный, что даже голова его вытянулась вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри него сидела вся его семья. Сделана была эта игрушка из дерева. Значит, какая она была?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: Правильно, деревянная. Русский художник Сергей Васильевич Малютин приехал в Японию, увидел Фукуруму и решил привезти его в Россию, показать русским умельцам. Им старичок тоже понравился. Сделали мастера свою деревянную куклу. Только переодели они куклу в русский сарафан (слайд № 2). Нарисовали губки бантиком, румянец на щечках. И захотелось им дать этой деревянной куколке русское имя. Назвали куклу Матреной – Матрешкой. Вот так 120 лет назад и появилась русская матрешка. И так же, как в японском старичке Фукуруме, прячутся в русской матрешке игрушки поменьше (разъединяет матрешек, показывает). Вместе с березкой и самоваром, она стала символом нашей страны, России.

Разные мастера по-разному расписывали своих матрешек (слайды № 3, № 4, №5, № 6). Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Посмотрите на них внимательно. (Раздаю детям маленьких деревянных матрешек). Какое лицо у матрешки?

Дети: Веселое, грустное, красивое

Воспитатель: А щечки какие?

Дети: Круглые румяные.

Воспитатель: А глазки?

Дети: Маленькие, круглые.

Воспитатель: А что на голове у матрешки?

Дети: Платочек.

Воспитатель: Какого цвета платочек?

Дети: Желтый платочек.

Воспитатель: Какого цвета сарафан?

Дети: Красный сарафан

Воспитатель: А фартук какого цвета?

Дети: Фартук белый.

Воспитатель: Что нарисовано на сарафане?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Правильно. Наша матрешка очень яркая, у нее красный сарафан, беленький фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки желтый платочек. Глазки черные. Круглые, как бусинки. На щечках – яркие румяна.

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки,

Сами ткут и прядут,

Сами в гости к вам идут.

А теперь вы, как настоящие художники, распишите своих матрешек, поможете стать им снова яркими, нарядными. Но сначала давайте перед работой сделаем разминку. Встали все возле стульчиков.

(Музыка песни «Я русская матрешка, собою хороша»)

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,

(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки.

(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,

(Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.

(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладошки,

Веселые матрешки.

(Хлопают в ладоши)

А теперь приглашаю вас в мастерскую.

(Дети проходят к заранее подготовленным столам. На столах: силуэты матрешек, стаканы с водой, гуашь, восковые мелки, ватные палочки, влажные салфетки, тарелки для использованных ватных палочек).

Расписывать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) – восковыми мелками, гуашью, и ватными палочками. А теперь посмотрите разные способы рисования.

Восковыми мелками рисуем матрешке лицо: круглые глазки – бусинки, брови, носик, ротик. Румяные щечки, темные волосы. Вот и готово лицо матрешки.

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем расписывать своим способом, называется способ рисования «монотипия». Листочек бумаги сгибаем пополам, и на одну половину матрешки ватными палочками, тычком, наносим разноцветную краску. Потом другую половинку припечатываем на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок, похожий на узор (показ воспитателя – работа с «монотипией»). Получилась вот такая нарядная матрешка.

Давайте повторим, как мы будем рисовать.

Дети: Сначала лицо матрешки.

Воспитатель: Правильно. Чем рисуем лицо?

Дети: Восковыми мелками

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети: Потом сгибаем матрешку пополам. И на одну половинку наносим краску.

Воспитатель: Верно. Краску чем наносим?

Дети: Ватными палочками. Потом прикладываем другую половинку.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно!

Ну, мастера, скорей за дело – Украшай матрешек смело.Выбирай любой узор,Чтобы радовал он взор.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует, помогает в случае затруднения. Готовые работы прикрепляются на доску для анализа. Проводится пальчиковая гимнастика.

Вы устали рисовать?

Нужно пальчики размять.Указательный и средний,Безымянный и последнийПоздоровались с большим.А теперь потрем ладошкиДруг о друга мы немножко.Кулачки разжали – сжали,Кулачки разжали – сжали.Вот и пальчики размяли.А сейчас, мастера,Отдохнуть вам всем пора.Поработали на славу! Потрудились от души!

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!

В мире нет товара краше,

Чем наш символ красоты.

Полюбуйся на матрешек,

Оцени скорей их ты!

Я приглашаю вас всех на выставку матрешек.

Звучит музыка «На полках, на прилавке матрешечки стоят».

Посмотрите, какие они все яркие, нарядные.

Какая матрешка вам нравится больше всего? Почему? (Спрашиваю 3- 4 детей)

Дети: Матрешка яркая, красивая.

Воспитатель: Нашей матрешке тоже очень понравились ее новые подружки. Они стали нарядные, яркие, веселые. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! (Даю краткую оценку детских работ) Все вы очень старались, матрешка благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо за своих новых подружек. А сейчас она прощается с вами и возвращается к себе домой.

Велика Россия наша,И талантлив наш народ.О Руси родной умельцахНа весь мир молва идет.Прекрасный мир вещейНакоплен был веками.Хранит их каждый дом, а может быть – музей.Умейте рисовать и сотворять рукамиВсе то, что может радовать друзей.

Литература:

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. М. : Мозаика – Синтез, 2009 г.

Гаврилова В.Г., Артемьева Л.А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий». - Волгоград: Учитель, 2010г

infourok.ru

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему : «Распишем платье матрешки». »

Подготовила и провелаОлейник А.Н

Цели :

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Продолжить знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; учить анализировать художественные особенности произведений народных промыслов. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек .

Задачи:.

Оборудование:

лист бумаги, силуэт матрёшки, кисти, краски.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Ты проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Всё проверили? Садитесь.

И с усердием трудитесь!

Посмотрите ребята, какая замечательная игрушка у меня в руках.

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрёшка).

  1. Изучение теоретического материала

У матрёшки дед – японец. Первая русская матрёшка

Первая матрешка была сделана в далекой стране Японии. И она не была похожа на эту матрешку.

А была похожа на старичка. А внутри были маленькие фигурки, вложенные одна в другую. Фигурки эти очень понравились нашим русским мастерам. И они придумали матрешек, похожих на русских красавиц. Эти матрешки были очень красивыми и расписными. Русскую деревянную куклу назвали Матрена, а после – ласково- Матрешка.

Матрёна – на окошке

Под ярким сарафаном,

А вся семья – в Матрёне,

Как в доме деревянном.

Матрёшка – символ материнства

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей.

Теперь матрёшка готова к росписи.  А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель. После раскраски матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

Можно сказать, что матрёшка – самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всем мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет.

Подарили мне матрёшку.

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, дурёшка.

Хоть и жаль её ломать,

Буду дальше разбирать.

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравятся матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.

 

4.kropds.ru


Смотрите также