Музыкальные фантазии - рисование под музыку. Рисование музыки


Рисуем... музыку! | "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал

Рисуем…музыку!

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,

член Профессионального Союза Художников, член ТОРН,

преподаватель худ.графа МПГУ,

учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,

преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,

Москва.

Анна Камынина 3 класс

Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.

Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.

Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» – создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.

Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.

Тема Жуков 5 лет

Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.

Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».

Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.

В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем – воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.

Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.

То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».

Марсов Федор 1 класс

Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?

Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Мила Чебакова 1 класс

Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.

Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости – пластической!

Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства – для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».

Практический совет:

Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Для 30-40-ти минутного занятия необходимо «расширить репертуар». Вот моя любимая подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего портрета:

  • Бетховен. «Лунная соната».
  • Чайковский. «Вальс цветов».
  • Вивальди. «Летняя гроза».
  • Бах. Ария «Воздух».
  • Римский-Корсаков. «Полет шмеля».
  • Мендельсон. «Свадебный марш».

Ученику можно предложить четко разделить лист на части, соответствующие количеству музыкальных произведений, но предпочтительнее строить композицию на основе взаимодействия музыкальных произведений, т.е. рисовать так, чтоб музыка «переходила из одной в другую, общалась друг с другом».

Учитель может рисовать произведения одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы), наглядно поясняя, как именно можно применять для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма: пятна, линии, геометрические фигуры.

Учительские пояснения Луннас соната, Вальс Цветов, Летняя гроза,

Учительские пояснения к предыдущим произведениям добавился Воздух

Завершенный вариант учительских пояснений

Маруся Коваленко 5 лет начинает рисовать Лунную сонату

Маруся нарисовала Летнюю грозу

Марусина готовая работа

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети. Посмотрите также:

podelki-doma.ru

Музыка и рисование

Музыку можно не только петь и слушать, ее можно рисовать! Недавно я наткнулась на статью о юной художнице, которая рисует музыку. Девочку называют синестетиком — она умеет слышать формы и «переводить» на язык красок язык музыки, сопоставлять с виртуозной (по мнению критиков из мира музыки и мира изобразительного искусства) точностью оттенки цвета с оттенками звука.

На собственном сайте Мелисса МакКракен рассказывает о себе так: «Я рисую музыку. До 15 лет я думала, что все вокруг постоянно видят цвета. Цвета в книгах, в математических формулах, на концертах. Но когда я наконец спросила брата, какого цвета буква C (кстати, канареечно-желтого), то поняла, что мой мозг устроен иначе, чем у других, — не совсем «нормально». Собственно, настройки моего мозга — нелинейные. Я испытываю «неправильные» сенсорные ощущения под воздействием определенных внешних стимулов.  Каждая буква и цифра для меня окрашена в определенный цвет, дни недели и месяцы циркулируют вокруг моего тела так, словно у них есть выделенное место в пространстве. Но самое удивительное в этом «недуге» — это способность видеть музыку, которую я слышу. Она течет смесью оттенков, текстур и движения, перемещается, словно живая. Синестезия не отвлекает и не дезориентирует. Она добавляет уникальную красочность миру, в котором я живу».

Вот, например, как Мелисса видит песню Джона Леннона Imagine…

…или песню группы Radiohead Lucky…

…но больше всего меня поразило, как точно художница передала эмоцию, которая возникает, когда слушаешь одну из моих любимых песен — At Last Этты Джеймс. Убедитесь сами :).

Вот картина :).

Другие работы Мелиссы МакКракен мы можете посмотреть на ее сайте.

Ну, положим, не все мы синестетики (да и не все хотели бы ими быть). Не все одарены способностью красиво передавать на бумаге или холсте любые переживания, не только музыкальные. Но оказывается, психологи считают, что рисовать музыку полезно. Да-да, именно рисовать! В некоторых художественных и музыкальных школах даже проводят специальные занятия с детьми, на которых «рисуют» различные музыкальные произведения, а еще — звуки природы. Этот метод называется «музыкальная графика«, его начали практиковать в 20-х года прошлого века.

Зачем это? Затем, чтобы

— научиться определять характер музыки, ее настроение,

— улучшать музыкальную память и распознавать в дальнейшем мелодии и музыкальные отрывки,

— знакомиться с творчеством композиторов,

— учиться формулировать и воплощать свои эмоциональные переживания,

— развивать воображение, стимулировать творческую активность,

— наконец, чтобы научиться слушать, слышать и понимать музыку.

Методом заинтересовались психологи и сделали следующий вывод: это отличный метод психодиагностики! Рисунок любого музыкального произведения отражает его форму, содержание и звучание, но преломлен через собственное «я» нарисовавшего его человека. Если беседа или анкетирование могут дать искаженную картинку о человеке (ведь он осознанно вносит корректировки в собственную «подачу»), то на «музыкальном» рисунке «себя» не спрячешь.

В общем, если хотите глубже и эмоциональнее ощущать музыку, а заодно узнать о себе что-то новое, попробуйте рисовать! С чего советуют начать? С Чайковского, Вивальди, Моцарта, но если классика вас не увлекает — рисуйте популярные песни или джаз. Интересный опыт вы получите, если будете рисовать музыку наугад: наберите в поисковике «музыка для рисования» и получите много музыкальных (в основном, инструментальных) подборок, которые не оставляют равнодушными. Удачи!

Автор: Алена Войс

alenavoice.ru

Музыкальные фантазии - рисование под музыку

Во время прослушивания какого-нибудь музыкального произведения сосредоточьтесь и попробуйте «увидеть», что изображается музыкой. Если это, например, «Времена года» П. И. Чайковского, то вы, может быть, увидите осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая песню, всегда можно «дорисовать» в воображении то, что больше подходит для неё: широкое раздолье пейзажа, народное гулянье...

Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает (в песне, танце, опере, симфонии). Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете любимую музыку. Смелее фантазируйте. Выберите музыкальный отрывок и представьте, что это какое-либо состояние природы. Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой.

Можно усложнить задачу: прослушав музыку, придумайте, подберите, составьте из красок цвета (цветовую гамму — колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте что-то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Или, слушая музыку, представьте, что она изображает человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом или мелком одного цвета, то есть, используя для передачи образа только один тон. Для выполнения таких работ песни лучше не брать, потому что слова будут «отвлекать» от музыки и вы изобразите то, о чем сказано словами.

Но если прослушаете оперу-сказку, например, «Сказку о царе Салтане» Н. А, Римского-Корсакова, где даны музыкальные характеристики героев, изображение трёх чудес, то их можно вылепить из глины или пластилина. А ещё попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на которых исполняют одну и ту же музыку, и с помощью красок придумать узор, украшение, похожие на звучание каждого инструмента.

Вы можете сами придумать такие задания, где характер музыки перескажете изображением на бумаге или в лепке. Итак, действуйте, но не забывайте, что самое главное — фантазия! Постарайтесь искреннее выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получится не то, чего бы хотелось: пусть «первый блин комом». Нужно только начать, и вы наверняка станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.

Музыкальная графика как проявление синестезии

Синестезия (одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему "музыкальной графики", то есть, зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а ещё точнее - с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается перспективный с теоретической точки зрения взгляд на проблему, ещё не получивший развития в трудах учёных; появляется необходимость комплексных исследований, в которых психологический подход будет поддержан, с одной стороны, физиологическим, с другой - социальным.

Анализ процесса "визуализации музыки" обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о слухозрительных синестезиях, за которыми закрепился специальный термин "цветной слух" и которые лежат в основе "музыкальной графики".

Понятие "синестезия" переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепциях объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различные явления. Так, предметом исследования медиков является патологическая синестезия. Однако подобного рода концепции, объясняющие это явление случайной путаницей, перекрещиванием слуховых, зрительных и нервных волокон, не выдерживают критики, так как не способны объяснить возможность общезначимости синестезий, позволяющей использовать их в искусстве как форме художественной коммуникации, основанная нa физиологии высшей нервной деятельности. В самой чёткой форме она представлена в работах М.П. Блиновой. Она, опираясь на процессы иррадиации и концентрации, отмечает, что "межведомственная корковая генерализация и лежит, видимо, в основе так называемого "цветного слуха". При значительной иррадиации раздражительного процесса или очень близкой расположенности слуховых и зрительных клеток, разливающееся слуховое возбуждение переходит за границы своего анализатора и, воздействуя на клетки зрительной зоны, как бы связывает те и другие раздражения. Возникающие при этом "сдвоенные" реакции и являются материальной основой звукоцветоощущений".

Сторонником рассмотрения синестезии и, в частности, "цветного слуха", как психологического феномена, является Б.М. Галеев. Он определяет синестезию как многослойную межчувственную ассоциацию, обладающую относительной общезначимостью, причем общезначимость их уменьшается с ростом порядка этих слоев. Основной тип используемых в искусстве ассоциаций, лежащий в основе синестезии, есть ассоциация по сходству, которая может возникать как по внешним формальным признакам звука и цвета, так и по содержательности; среди последних основное - это сходство по эмоциональному воздействию. Очевидно, способностью синестетического восприятия объясняются в музыке факты симультанных представлений целых музыкальных произведений. Внутренний слух, - писал К.-М. Вебер, - обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения. Этот слух позволяет одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы".

Предположение о возможности такого одновременного мысленного схватывания музыкального образа были бы бессмысленным, если бы музыкальный образ был только слуховым образом, развёртывающимся во времени. "Симультанные музыкальные представления не могут быть чисто звуковыми или только слуховыми представлениями. Важнейшее значение в них имеют моменты зрительные и интеллектуальные. Нет сомнения также, что отражение музыкального движения в симультанном образе связано со своеобразным переходом временных отношений в пространственные".

Следует отметить, что восприятие музыки приведет к созданию симультанного восприятия в сознании человека в том случае, если оно будет соприкасаться с познавательной, предметной, практической деятельностью человека, пользуясь ей как питательной средой. Включение в сферу межчувственных ассоциаций явлений "цветного слуха" есть выражение более полноценного восприятия музыки.

Рассмотрение процесса визуализации музыки с позиций социального уровня определяет ценность результатов педагогического содержания. "Музыкальная графика" за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевала достойное место среди методов специального музыкального и общеэстетического воспитания. В её основе лежит один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках, как конкретное ее проявление, уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков.

Причём такой визуализации подвластны не только статические явления, но и динамические процессы. Графическое же представление является своеобразной фиксацией их симультанного восприятия, обеспечивающего оценку процесса в целом и соответственно позволяющего сохранить "визуальный портрет" для последующего анализа. Столь же успешно может пользоваться приёмами визуализации и музыка. Графическое представление ее эстетически художественно организованного материала закрепило за собой название "музыкальной графики".

"Музыкальная графика" была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом проф. Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Уже первоначальные исследования О. Райнера с последующими систематическими публикациями убедили профессора в том, что он натолкнулся на что-то необыкновенное, имеющее огромное значение в обучении. Интересен пример описания Райнером одного из его первых экспериментов.

Так как в классной комнате не было музыкального инструмента, профессор выбрал мальчика, обладающего музыкальными способностями и образованием, и попросил его вспомнить любой музыкальный отрывок так, чтобы мальчик смог воплотить этот отрывок в графике и цвете. Ребёнок, вспоминая музыку, представил такую зарисовку, по которой О. Райнер понял, что она навеяна музыкой Бетховена.

Последующие работы музыковеда с детьми продолжили основную мысль - выявление сущности связи между звуком и цветом, раскрывая ценность "музыкальной графики" как художественно-педагогического приёма. Результативность её развития и npaктического применения обратила на себя внимание видных учёных мира. Рядом с О. Райнером развернули активную деятельность доктор музыковедения Г. Зюндерман и академическая художница проф.Б. Эрнст. Их исследования, а также опыты музыковеда из Паберборна Э. Майер-Роза, педагога из ФРГ И.А. Сойки и других явились ценным вкладом в развитие "музыкальной графики". Официальным признанием пользовалась "музыкальная графика" на многочисленных европейских, международных конгрессах, прошедших в Москве (IX Всемирный конгресс ИСМЕ, 1973), Зальцбурге (Международная Неделя учебной музыки). Устраиваются специальные выставки "музыкальной графики". Она предусматривается учебным курсом в музыкальных учебных заведениях; например, в Пезарской консерватории (Италия) проводится изучение связи музыки и графики. У нас в стране планомерного исследования в этой области особенно с параллельным изучением природы "музыкальной графики" не проводилось.

Руководствуясь вышеизложенными теоретическими положениями, в ряде школ г.Казани по комплексной программе СКБ "Прометей" КАИ были проведены эксперименты по рисованию музыки с предварительным выявлением закономерностей "цветного слуха" и "цветного мышления" у школьников. Результаты наших исследований убедили в наличии предполагавшихся "цветного слуха" и "цветного мышления", а также способности у детей к музыкальной графике.

С целью выявления наиболее точных характеристик "цветного слуха" школьниками заполнялись шесть таблиц: ассоциации "гласная буква - цвет", "месяц - цвет", "чувства - цвет", "цифры - цвет", "тембр - цвет". Анализ анкеты показал, что причины возникновения цветовых ассоциаций различны и сложны по своей природe и в каждом отдельном случае необходимо искать пути возникновения возможных ассоциаций и, исходя из этого, вскрывать, какого содержания факторы лежат в их основании - социальные, психологические.

Основным связующим звеном в каждом случае выступала эмоция, с которой цвет связан по своему воздействию на человека. Поэтому анализ "эмоция-цвет", как основополагающий, был взят в качестве инструмента анализа. Для эксперимента по "музыкальной графике" особенно пригодными оказались данные таблицы "гласная буква - цвет", "эмоция - цвет", "тембры - цвет". Фактически и при анкетировании, и непосредственно на уроках с использованием приёмов визуализации в окраске, например, тембров резче проявилось непосредственное соответствие между ними и цветами, сочетаемое с явным фактом наличия светлотных соотношений между цветами разной насыщенности и звучаниями разных регистров. Низкозвучащие тембры связывались учащимися с чёрным, серым, синим, красным цветами; высокозвучащие - со светлой частью спектра (голубым, жёлтым).

В процессе рисования того или иного музыкального произведения отмечалось стремление школьников к графическому отображению структуры произведения, характер музыки, её движение, особенность ритмa, а также колорит находили себе цветографические аналоги. В итоге такое визуальное представление способствовало симультанному восприятию музыкального образа, столь необходимому для возможно более полноценного восприятия музыкального произведения. Результаты исследования экспериментов с "музыкальной графикой" показали, что рисование музыки есть проявление ассоциативной природы музыкального восприятия, реализация возможностей "цветного слуха", как одного из проявлений синестезии.

Исследования показали, что при сравнении с обычными занятиями музыкой, при постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания школьников со стремлением глубже понять структуру и содержание произведения. Немаловажен и тот факт, что рисунки учеников представляют собой собственноручно ими составленный "документ", позволящий преподавателю по нему судить о степени усвоения учеником данного музыкального произведения. Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут cлужить для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки. "Музыкальная графика" позволяет выявить и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению обучаемого, определять типологические свойства личности в целях ее совершенствования.

Использование "музыкальной графики" дает и косвенный результат - выявление художественных способностей обучаемого, умение рисовать как сотворец, что также важно в педагогическом плане.

Таким образом, применение "музыкальной графики" в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.

 

gorodnaneve.com

«РИСУЕМ МУЗЫКУ»рисование в процессе слушания музыки.

МКОУ ДОД Дом Детского творчества

Интегрированное занятие с дошкольниками (музыка + ИЗО)

Тема:

«РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Составила педагог дополнительного образования

Шевчук Вера Алексеевна

Место работы: МКОУ ДОД Дом Детского

Творчества села Тегульдет

Тегульдет 2014

Тема:«Рисуем музыку» (произведение Игоря Шевчука «Ладошка») рисование в процессе слушания музыки. Программное содержание:

1. Способствовать формированию основ музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического отношения детей к музыке.2. Развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыки, предлагая им передавать свои впечатления о музыке в рисунках, в образных движениях под музыку.

3. Накапливать музыкально-слушательский опыт, обогащая его восприятием доступных произведений русской и зарубежной классической, народной и современной музыки.

4. Обогащать представления детей о способах "изображения" музыки.

5. Формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения, видов, жанров.

6. Формировать способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета.

Методы и приемы:

  • беседа о музыке

  • анализ ее особенностей

  • обсуждение с детьми способов ее цветового изображения

  • невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.

Материалы и оборудование:

  • аппаратура (в моем случае компьютер и аудиозапись)

  • средства для рисования (карандаши,фломастеры и т.п.)

  • альбом

Ход занятия:

- Здравствуйте, мои дорогие!

- Ребята, а знаете, что мы будем сегодня делать? (ответ детей: Рисовать! )

- Правильно, рисовать! Но не просто рисовать, а изображать музыку. Для этого нам потребуется альбом, карандаши и конечно же сама музыка. Ну что, начнем? (ответ детей: Да! )

- Но для начала мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, немного распоемся и разомнем наши пальчики специальной гимнастикой!

Дыхательная гимнастика:

«Ладошки»

И.п. (исходное положение) – стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

«Повороты головой»

И.п. – стоя,ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается,шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

Пальчиковая гимнастика:

(разгибаем пальчики)Раз,два,три,четыре,пятьвышли пальчики гулять.(загибаем пальчики)Этот пальчик в лес пошел,этот пальчик гриб нашелЭтот пальчик чистил стол.Этот добр, а этот зол.

Пальчик пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)Хлопай,хлопай,хлопай ( хлопают в ладошки)Ножками топай,топай (повторяется 2 раза)Спрятались,спрятались (закрыть лицо руками).

- Молодцы, ребята! Итак, а сейчас мы будем сидеть и внимательно слушать музыку, хорошо? (ДА!)

- Давайте послушаем музыкальное произведение современного композитора Игоря Шевчука «Ладошка» (название не говорю) и попробуем догадаться, что же нарисовал композитор своей музыкой? Закройте глазки. Можно рисовать руками в воздухе. Расскажите пожалуйста, какие картины вы увидели. (дети постарше могут приводить различные прилагательные к музыке)

- А теперь давайте нарисуем увиденное. Рисование выполняется цветными карандашами, восковыми мелками. (В самом начале рисования я прошу ребят закрыть глаза и просто послушать первые такты музыки, а также попытаться представить (увидеть), какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, каким цветом они будут рисовать эту музыку. Музыку повторяется до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу.

- Вот какие вы молодцы, а теперь давайте каждый из вас скажет о своем рисунке несколько предложений (Выставка рисунков)

infourok.ru

рисование музыки, рисовать под музыку, рисовать музыку

Политика конфиденциальности

Политика конфиденциальности персональной информации (далее — Политика) действует в отношении всей информации, которую infodengy.ru, может получить о Пользователе во время использования им любого из сервисов, служб, форумов, продуктов или услуг infodengy.ru (далее Сервисов) и в ходе исполнения infodengy.ru любых соглашений и договоров с Пользователем.

Использование сервисов infodengy.ru означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящей Политикой и указанными в ней условиями обработки его персональной информации; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1. Персональная информация Пользователей, которую обрабатывает infodengy.ru

В рамках настоящей Политики под «персональной информацией Пользователя» понимаются:

1.1 Персональная информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при регистрации (создании учётной записи) или в процессе использования Сервисов, включая персональные данные Пользователя. Обязательная для предоставления Сервисов информация помечена специальным образом. Иная информация предоставляется Пользователем на его усмотрение.

1.2 Информация, которая автоматически передается infodengy.ru в процессе его эксплуатации с помощью установленной на устройстве Пользователя программы, в том числе IP-адрес, данные файлов cookie, информация о браузере Пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к сервисам).

Настоящая Политика применима только к информации, обрабатываемой в ходе работы с порталом infodengy.ru.

infodengy.ru не проверяет достоверность персональной информации, предоставляемой Пользователем, и не может оценивать его дееспособность. Однако infodengy.ru исходит из того, что пользователь предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

2. Цели обработки персональной информации Пользователей

infodengy.ru собирает и хранит только ту персональную информацию, которая необходима для предоставления Сервисов или исполнения соглашений и договоров с Пользователем, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено обязательное хранение персональной информации в течение определенного законом срока.

Персональную информацию Пользователя infodengy.ru обрабатывает в следующих целях:

2.1 Идентификация стороны в рамках работы с infodengy.ru;

2.2 Предоставление Пользователю индивидуальных услуг;

2.3 Связь с Пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования infodengy.ru, а также обработка запросов и заявок от Пользователя;

2.4 Улучшение качества Сервисов, удобства их использования, разработка новых Сервисов;

2.5 Проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.

3. Условия обработки персональной информации Пользователей и её передачи третьим лицам.

В отношении персональной информации Пользователя сохраняется ее конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления Пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц.

infodengy.ru имеет право передать персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:

3.1. Пользователь согласился на такие действия;

3.2. Передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры;

3.3. Такая передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики применительно к полученной им персональной информации;

При обработке персональных данных Пользователей infodengy.ru руководствуется Федеральным законом РФ «О персональных данных».

4. Изменение и удаление персональной информации. Обязательное хранение данных4.1 Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную им персональную информацию или её часть, воспользовавшись функцией редактирования персональных данных в соответствующем разделе Сервиса либо, написав запрос в службу поддержки: [email protected]

4.2 Пользователь также может удалить предоставленную им в рамках определенной учетной записи персональную информацию, написав запрос в службу поддержки: [email protected]

4.3 Права, предусмотренные пп. 4.1. и 4.2. настоящей Политики могут быть ограничены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, такие ограничения могут предусматривать обязанность infodengy.ru сохранить измененную или удаленную Пользователем информацию на срок, установленный законодательством, и передать такую информацию в соответствии с законодательно установленной процедурой государственному органу.

5. Меры, применяемые для защиты персональной информации Пользователя

5.1 infodengy.ru принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

6. Обратная связь. Вопросы и предложения

Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики Пользователь вправе направлять в службу поддержки: [email protected]

infodengy.ru

«Я рисую музыку» | В мире интересного

Художница Мелисса Мак-Кракен — синестет. Это означает, что она может видеть цвет музыки, которую слышит. Невероятно, но факт! Все дело в том, что при использовании одного органа чувств (например, слуха) активизируется в определенной степени и другой орган чувств. Каждая тональность ассоциируется цветом.

Так вот, Мелисса Мак-Кракен решила нарисовать известные музыкальные композиции, используя масло и акрил. И вот что из этого получилось:

Radiohead — Lucky

Дэвид Боуи — Life On Mars?

Джон Леннон — Imagine

Принс — Joy In Repetition

Джими Хендрикс — Little Wing

Soulive — Interlude II

Джон Мэйер — Gravity

Led Zeppelin – Since I’ve Been Loving You

Smashing Pumpkins – Tonight, Tonight

Radiohead — Karma Police

Glass Animals – Flip

Airhead – Callow

Синестезия — достаточно распространенное явление, известное науке уже на протяжении трех столетий. Возможно, вы тоже слышите музыку?

Сайт: www.melissasmccracken.com

Как выглядят алкогольные напитки под микроскопом

Поделитесь постом с друзьями!

Этим детям нужно поверить в чудо! Делаем доброе дело для онкобольных детей. Смотрите видео и подписывайтесь на наш YouTube-канал!

flytothesky.ru


Смотрите также