World of Art. Рисование на рисовом зернышке


"ТАЙНЫ МИКРОТЕХНИКИ", глава 7: АКВАРЕЛИ НА ЗЕРНАХ

Английской королеве Елизавете в день ее рождения был преподнесен подарок — обычное рисовое зерно, на котором красовались японские изящные пейзажи, выполненные акварелью.Искусство микроакварели в Японии и Китае известно очень давно. В свое время оно даже существовало как цеховое производство. Микроакварели выполнялись на зернах, тонких деревянных дощечках, шелке. Одна из акварелей, выполненная на рисовом зерне тринадцать веков назад, еще в эпоху китайской императорской династии Тан, хранится в Лувре. Особенно широко были распространены акварели на шелке, вытканном из паутины особого вида пауков. Самые крупные из таких акварелей по размерам не превышали современных монет. Шелк натягивался на серебряную или золотую проволочку, служившую рамкой. И потом на ткань наносилась акварель. Несколько таких картин сохранилось до наших дней. Они поражают филигранностью рисунка и свежестью невыцветающих красок. Акварель наносилась очень тонким слоем, поэтому рисунок насквозь просвечивается, как современная кинопленка. Секреты изготовления красок и технология нанесения тончайших мазков забыты или утеряны.Есть сведения, что микроакварели и надписи на зернах были известны и в Древней Греции.Японский художник Хокусаи Кацусика (1760—1849 гг.), автор всемирно известных «Сто видов Фудзи», тоже увлекался микроминиатюрами. Однажды, демонстрируя свое умение, он, бегая по площади с ведром туши и делая на ходу мазки метлою, за несколько минут нарисовал на городской площади образ божества величиной в 200 квадратных метров. Рисунок можно было рассмотреть лишь с крыши находящегося рядом храма. А потом за такое же время он нарисовал пару воробьев на зерне кукурузы. Рисунок был настолько мал, что рассмотреть его можно было лишь через увеличительное стекло.Прежде чем документальное описание этого случая попало мне в руки, я делал акварельные рисунки на зернах риса, яблони, груши. Но линии, которые удавалось нанести на зерно, все же были грубы, а каждый отдельный мазок получался однотонным по светотени. Толщина очень тонких линий практически не регулировалась нажимом на кисточку. Именно из-за этого все известные надписи на рисовых зернах выполнены методом гравировки с последующей грунтовкой какой-нибудь краской. Конечно, каждый мастер делает это по-своему, но принцип нанесения очень тонких линий пока что остается один и тот же.Надпись на зерне требует умения проводить очень тонкие линии, из которых складываются буквы (или рисунок). Как же древние мастера на одном квадратном миллиметре без применения резца могли наносить до 15 уверенных мазков? «Не является ли рассказ об очень быстром создании микрорисунка японским художником непосредственным описанием метода нанесения тончайших мазков?» — подумал я, прочитав о Хокусаи Кацусика. Ведь ни один мастер, пробуя нанести кисточкой тончайший рисунок, не станет делать это очень быстро. А может быть в этой простой и очевидной несовместимости скорости нанесения рисунка и огромной сосредоточенности и заключается вся трудность?Сел за микроскоп и, набрав кисточкой акварельный раствор, как только мог быстро и как никогда не делал, смелыми движениями начал писать на зернышке первую пришедшую на ум фразу. Буквы, словно выводимые не мною, а кем-то другим, легко ложились в строки. Удивление было настолько велико, что в первые секунды я даже не мог воспринять сделанное всерьез. Попробовал еще раз. Надпись получалась легко как никогда. Между тем буквы были настолько малы, что прочитать их невооруженным глазом было невозможно.Исписав рисовое зерно, взял другое, все еще не веря, что постиг такой несложный и древний прием нанесения тончайших штрихов. Писал весь вечер. Писал и рисовал на зернышках просто так, наслаждаясь необыкновенной простотой приема.Впоследствии, еще более усовершенствовав кисточку, научился на зернах яблони делать такие тонкие штрихи, которые уже не могли быть тоньше из-за самой структуры ткани зернышка.Но какова бы ни была кисточка — более или менее тонкая — неизменным остается одно правило: время между смачиванием кисточки акварелью и нанесением мазка не должно превышать 3 секунд, а пауза между нанесением мазков однажды смоченной кисточкой не должна быть более 1 секунды. Это объясняется тем, что кончик кисточки на воздухе почти сразу обволакивается пленкой высыхающего раствора, что препятствует стеканию краски. И для получения мазка уже нужен значительный нажим, при котором тонкая линия или штрих невозможны. При работе же над акварелями обыкновенных размеров все, даже самые тонкие, мазки проводятся со значительным нажимом. И художник, прежде чем сделать мазок, может медлить, держа в руке мокрую кисточку. При микроакварели это недопустимо, ибо, если каждый мазок будет наноситься наново смоченной кисточкой, рисунок выйдет грязным и «замученным», так как всякий новый после смачивания кисточки мазок имеет некоторую долю неточности по месту нанесения и по густоте цвета. Поэтому микроакварель должна выполняться при максимальном расходовании однажды взятого кисточкой раствора.Через несколько секунд раствор полностью перестает стекать с конца кисточки, хотя на вид она и влажна. Из этого следует второе правило микроакварельной техники: весь рисунок должен быть предварительно обдуман и отработан до автоматизма, тем более что задержка кисточки на одном месте очень быстро утемняет мазок, так как ткань зерна и груши, и яблони имеет способность очень быстро впитывать в себя воду, быстро накапливая краску на поверхности среза,— акварель внутрь зерна не проникает.Наложение одного мазка на другой не должно порождать непросвечивающихся мест. Все мазки должны быть свежими и прозрачными. Всякие поправки недопустимы, поэтому каждый мазок должен быть первым и последним. Правильно нанесенный мазок быстро, за доли секунды, подсыхает, образуя по краям едва заметную тонкую контурную линию, которая придает рисунку особенную красоту.Краски должны быть тонкотертыми, чистыми от примесей. Старые краски лучше по качеству, их цвет более стоек. Лучшими из отечественных красок являются краски в тюбиках «Нева» ленинградского производства.Лучшие кисточки для работы — китайские № 1 или № 2. Их ворсинки выровнены по толщине, гибкости, смачиваемости. Но для микроакварели эти кисточки требуют дополнительной подготовки или же полной переделки. Кончик кисточки должен состоять из ворсинок, выходящих из ее центра. Лишь в таком случае при наклоне в ту или иную сторону они остаются вместе. В зависимости от тонкости требуемого мазка кисточка должна оканчиваться тремя-восемью ворсинками. Ни одна из этих ворсинок не должна превышать по длине остальные. Если такая есть, ее вырезают у основания. Выдергивать или обрезать сверху нельзя — обрезанная ворсинка начнет «индивидуальничать», отделяясь от остальных, а при выдергивании сдвигаются с места рядом находящиеся ворсинки.Подготовка кисточки — очень сложное и кропотливое дело, требующее большого навыка, внимания и терпения. Но хорошо собранная кисточка легко дает линию тоньше человеческого волоса. Ею без затруднения на 1 квадратном миллиметре можно нанести больше 100 отдельных мазков.Перед нанесением рисунка зерна яблони и груши срезаю острым плоским резцом. Зерна диких пород для этой цели лучше: ткань у них более плотная. Акварель, выполненная на срезах зерен, выглядит намного свежее, чем на бумаге. Свет, рассеиваясь в клетках, из которых состоит зерно, высвечивает слои нанесенной краски не только сверху, но и снизу. На бумаге этот эффект намного слабее.

122.70 КБ

Качество зернышек, пригодных для рисунка, определяется их возрастом, вернее, выдержкой. Все рисунки в последних вариантах я выполняю на зернышках из коллекции 24-летней давности. Молодые зерна после нанесения рисунка могут покоробиться или изменить свой цвет. Рисунки, выполненные на зернах яблони и груши, выглядят намного лучше, чем на рисовом зерне. Рисовое зерно почти не впитывает воду, поэтому краска в пределах каждого мазка ложится однотонным слоем. А на зернах яблони и груши, даже в пределах одного мазка, видны тонкие тональные и цветовые переходы. Кроме того, рисунки на рисовом зерне менее красочны из-за недостаточной белизны ткани зерна.Но рисовое зерно, почти лишенное растительных масел и воды, более долговечно. В свое время академик Н. Н. Кулешов, читавший нам лекции по растениеводству, показывал рисовые зерна, пролежавшие в египетских захоронениях десятки веков: они были «одногодками» с пирамидой Хеопса, но сохранили свежий вид.На зернах яблони и груши я выполнил несколько работ. Среди них портреты И. Франко, В. Маяковского, В. Симоненко, Э. Хемингуэя, Микеланджело Буонарроти, Эффенди Капиева.

133.21 КБ134.04 КБ

Как уже говорилось, свежесть рисунка при технике микроакварели возможна лишь при достаточно быстром нанесении краски и при максимальном использовании каждого смачивания кисточки, вследствие чего почти но остается времени для обдумывания каждого мазка. Это в свою очередь обусловливает особый подход к написанию портретов. Все начинается со сбора фотографий и портретов, по которым детально изучается лицо модели. Потом портрет рисуется и повторяется на зернах иногда 30—40 раз. Время выполнения каждого последующего портрета постепенно уменьшается. При этом вместе с психологическим решением портрета, что является главным в работе, порядок нанесения всех штрихов — от первого до последнего — доводится почти до автоматизма. Цель этого — добиться легкости в быстром выполнении портрета. Этот «штурм» требует работы при полной выкладке сил в течение нескольких недель.Потом на несколько дней прекращаю работу над портретом. После этого выбираю лучшие зернышки и с мыслью, что делаю портрет в последний раз, снова повторяю его. Если по какой-либо причине портрет не нравится, повторяю снова. Обычно таких «последних» портретов приходится рисовать несколько. Но иногда «последний» портрет удается выполнить с первого раза. Все остальные портреты, наброски, уточнения уничтожаю. И с этого момента портрет или рисунок делается неповторимым. Чтобы сделать хотя бы подобный, надо начинать все с самого начала. Но копию сделать невозможно. Техническая трудность здесь не играет роли. Очевидно, в восприятии стирается чувство первого отношения к изображению.Столь тяжелый труд, требующий упорства и сил, может приносить наслаждение только тогда, когда человек, которого рисуешь, нравится тебе. Это условие для меня является единственным, которое может сделать задуманную работу выполнимой. Следующая глава:САМЫЙ МИНИАТЮРНЫЙ ПОРТРЕТ ИЛЬИЧА

pelipejchenko.livejournal.com

Рисунки-миниатюры на зернах риса, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Казалось бы, что общего между обычными рисовыми зернышками и высоким искусством? На первый взгляд, абсолютно ничего, однако тайваньский художник Chen Forng-Shean знает, как превратить крупинки в «холст» для живописных картин. Художник-самоучка создает удивительные миниатюры, по нескольку месяцев кропотливо работая с лупой над каждым изображением. Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Несмотря на то, что 58-летний тайваньский художник Chen Forng-Shean сегодня приобрел всемирную славу благодаря миниатюрам, специального художественного образования, чтобы создавать крохотные рисунки, он не получал. Chen Forng-Shean увлекался творчеством с детства, занимался рисованием и каллиграфией, но никогда всерьез не уделял время этому. После армии Chen Forng-Shean долгое время работал в отделе гравировки центрального банка Китая. Конечно, эта не работа была отнюдь не тем, о чем он мечтал, но зато ему удалось освоить различные инструменты для гравировки. Это-то и помогло ему в дальнейшем создавать настоящие мини-шедевры.

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

В течение 10 лет Chen Forng-Shean после работы приходил в свою крохотную мастерскую, расположенную на чердаке его дома, и там кропотливо работал над созданием рисунков на рисовых зернах. Обратиться за консультацией было не к кому, поэтому у художника выработался свой уникальный стиль, а также техника нанесения рисунка. Постепенно о работах Chen Forng-Shean заговорили во всем мире.

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Chen Forng-Shean признается, что каждая миниатюра для него сродни безграничной Вселенной, а свою работу сравнивает с приключением, во время которого становится мудрее. И. конечно, никакие деньги не в силах сравниться с тем наслаждением, которое испытывает мастер, когда ему удается закончить очередной портрет или незатейливый пейзаж. Процесс создания миниатюры требует не только высокого уровня концентрации, но и хорошей физической подготовки, поскольку выносливость здесь очень важна. Тайваньский мастер овладел практикой цигун, поэтому нередко задерживает дыхание, а также контролирует мускулы рук, чтобы они не дрожали и не загубили картину.

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Рисунки-миниатюры на рисовых зернах, выполненные тайваньским художником Chen Forng-Shean

Помимо рисовых зернышек мастер использует также семена кунжута. Chen Forng-Sheanработал также с пеком и даже тонкой лапшой, но убедился, что резьба на зернах риса выглядит наиболее впечатляюще. Детализация на рисунках художника просто поразительная, ведь средняя длина зернышка 0,5 см, а ширина – 0,3 см. Кстати, ювелирно точная работа тайваньского мастера может сравниться с микроживописью нашего соотечественника, Андрея Рыкованова, который тоже "преображает" рисовые зерна.

worldartdalia.blogspot.ru

Цветной рис и поделки из него

Цветной рис — это красиво, приятно, безопасно и экологично. С ним можно придумать много развлечений. Например:

«Песочница» из цветного риса   

 

Рисунки в стиле «песочная анимация» 

Для мальчиков — настоящая строительная площадка

 Изучение цветов, развитие мелкой моторики для малышей

 

Игра «Найди меня»

Сухая живопись. Детское ранголи

 

 Украшения для дома

Приятный подарок друзьям

 

 Ранголи

Ранголи или Колам- традиционное искусство Индии. Каждое утро индийская семья встречает радостным ритуалом ранголи. Мама аккуратно убирает перед порогом и цветным порошком или разноцветными зернами рисует замысловатую картину. В Индии, в основном, это делают женщины. Особенно старательно украшают свой дом в праздники или когда должны прийти гости. Как правило, используются крашеный рис или рисовая мука.

Ранголи – это больше, чем искусство. Это молитва, трепетный процесс создания красочных орнаментальных рисунков из цветов, риса и рисовой муки, это настоящее таинство. Эти картины недолговечны, поэтому надо успеть ими насладиться сразу.

Как покрасить рис

Я нашла несколько рецептов окраски риса в домашних условиях. После того, как опробую их сама, смогу порекомендовать, какой удобнее и качественнее (речь, конечно, не идет о раскраске кисточкой с гуашью) .

1. Для окраски риса необходимо:

- сырой белый рис (чаще используют длинный рис, он тверже и прочнее)

- пищевые красители или любая водяная краска

- уксус

Положить 1\2 стакана риса в чистую закрывающуюся посудину или пластиковый контейнер. Добавить несколько капель пищевого красителя и 1\2 ст.л. уксуса, чтобы закрепить краску. Потрусить все, чтобы хорошо перемешалось и окрасилось. Положить рис на пергаментную бумагу и запекать примерно при 200 градусах 45 минут.

2. Смешать в марле или тряпочке рис с сухим красителем, и опустить в кипящую воду марлю с рисом на несколько секунд. После того, как вынули рис, немного перетрите их пальцами.

3. Для следующего способа нужно: рис, пищевые красители, уксус, пластиковые мешочки с замком «зип лок», хотя можно и любой другой пакет, но герметичность будет не та.

Смешать пару капель уксуса с небольшим количеством пищевого красителя. От его количества будет зависеть насыщенность цвета риса. Высыпать в пакет рис и краситель. Максимально выпустить воздух из пакета и в закрытом состоянии тщательно перемещать рис с краской. Высыпать на бумагу и дать высохнуть.

6.  Смешать 1 ч.л. этилового спирта и довольно большое количество пищевого красителя. Насыпать в эту смесь примерно ¾ стакана риса и хорошо размешать (можно все протрясти в хорошо закрытом целлофановом кульке).Высыпать рис на фольгу, чтобы высох.

6.  Вода «портит» рис, поэтому чем меньше будет использовано воды, точнее контакта с водой, тем лучше. Для красителей можно использовать другие растворители  (спирт, глицерин, различные масла и т.п.). Если необходимо сделать так, чтобы окрашенный рис оставался твердым и прочным, то, кроме красителя, в воду необходимо добавить относительно большое количество соли (сделать насыщенный солевой раствор). Таким образом, рис пропитается солью и не будет больше ломким и хрупким.

8. За компанию можно поэкспериментировать с солью и манкой.

Как покрасить соль:

Смешайте в миске ¼ стакана соли с пищевым красителем и дайте высохнуть. Можно сушить в микроволновке 1 минуту, распределив соль тонким слоем по тарелке (поставьте в микроволновку стакан воды вместе с тарелкой).

Как покрасить манку. Для этого манная крупа перетирается с цветным мелом. В итоге должно получиться нечто похожее на цветной песок.

Есть еще вариант, но сложнее и грязноватый. Им можно красить манку или песок. В небольших посудинах (например, баночках из-под йогурта) налить немного воды, гуашь и клей ПВА так , чтобы было не жидко, а цвет получался яркий и клея достаточно было. Перемешать и всыпать песок. В каждой баночке получится песочная смесь разного цвета. Ее нужно наносить лопаточкой на подготовленный рисунок, после чего высушить. В итоге песок будет крепко держаться и блестеть.

Источник

sam.mirtesen.ru


Смотрите также