Статья на тему «Арт-терапия на уроках изобразительного искусства». Рисование на стекле арт терапия


Статья на тему «Арт-терапия на уроках изобразительного искусства»

«Арт-терапия на уроках изобразительного искусства»

Учитель: Березкина Л. В.

В настоящий момент наряду с обучением большое внимание уделяется здоровью детей. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей. Урок изобразительного искусства позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. 

Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

 Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Такое направление получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапивтического метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психо-эмоциональной сфере, а таких в школах не мало. Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребёнка, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтический метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе.

И отечественные и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии, такие как: 

*создает положительный эмоциональный настрой в группе *способствует развитию коммуникативных навыков ребенка *укрепляет культурную идентичность, помогает преодолению языкового барьера *дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме*развивает чувство внутреннего контроля *способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности *снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления. 

Известно, что

детский рисунок- это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Арт-терапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания . На занятии дети учатся свободным движениям , освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. Иногда использую прием, где приходится жертвовать листом бумаги. Приходит к тебе на урок ребенок озлобленный, отказывается работать на уроке, намеренно провоцирует всех на конфликт, рисуя каракули, злыдней и пр. Оставляю его на перемене (на уроке этого делать не желательно) и прошу дорисовать все плохое, а затем рвем лист или сжигаем, что бы все плохое осталось только на бумаге. Так можно снять некоторое психоэмоциональное напряжение. 

Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя , что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги.

 

Используется

жестовое рисование. На уроке можно поиграть с детьми, чтобы снять страх перед изобразительной деятельностью и создать зону комфорта и безопасности изобразительной деятельности. Например можно дать задание, что бы ребенок показал руками свой будущий рисунок, а одноклассники пытались угадать , либо всем даётся задание с закрытыми глазами жестами изобразить главного героя картины . Используя методику рисования по схеме, каждый ребенок может нарисовать понравившегося героя, так как схема дает ребенку опору, и он пробует нарисовать дальше. По этому слова «не могу» и «не хочу» на таких занятиях вы не услышите. Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к ученику помогают скорректировать , его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. 

Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «я» ребенка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, лепит, конструирует. Продукты художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Дети с удовольствием «говорят» невербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка.

Арт-терапия обладает диагностическими возможностями, но не является методом диагностики. Следует осознавать, что постоянно использовать в полном объеме данную технологию на уроках изобразительного искусства не получится это все же деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. Но если каждый педагог ответственно отнесется к вопросу психоэмоционального состояния каждого ученика, мы сможем уберечь детей от необдуманных поступков.

Работа с бумагой и красками. Области применения.

- Снижение эмоциональной напряженности. – Осознание своих чувств, переживаний. –Управление своими чувствами.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызгивание. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.

infourok.ru

"Кабинет детского психолога" - Детский психолог Екатерина Белова: Прозрачный мольберт или Интересный инструмент арт

     Когда речь идёт о воображении, то постепенно, углубляясь в тему, мы находим всё больше и больше ресурсов для его развития.  Однако наша психика устроена так сложно, что многие процессы и состояния находятся в тесной взаимосвязи. Более того, Вы, вероятно, знаете или уж точно слышали о таком понятии, как "компенсаторные функции".

      В медицине это понятие имеет большое  значение, так как позволяет при повреждении организма одним органам брать на себя функции других. Именно благодаря этим возможностям организма для врачей стали реальны операции по удалению некоторых органов при острой необходимости без тяжёлых (летальных) последствий для пациентов.

     В психологии  компенсаторные функции также очень важны. Как Вы это понимаете? :)

    В данном случае очень важно осознание того, что все мы - индивидуальности. :) Очень сложные по своей организации существа. И вот информация для тех, кто считает, нет... кого мы, психологи, награждаем психологическим диагнозом "заниженная самооценка". :) У каждого из нас есть СИЛЬНЫЕ и слабые стороны. И я сейчас не о чертах характера, а о развитии психических процессов. Кто - то имеет особенно хорошие показатели памяти, кто - то умеет здорово сосредоточиться на задаче, кому - то легко даются языки... И так далее...

      Работая с детьми, психолог обследует, чтобы выявить не только слабые, проблемные точки, но и обязательно обнаружить сильные. Это важно по той причине, что дальше можно будет опираться на этот психический процесс при подборке упражнений, составлении индивидуального пути сопровождения. Он, этот процесс (состояние, явление), будет как трос, вытягивающий застрявшую в кювете машину. И это касается как когнитивной сферы (ум), так и эмоциональной (а сейчас я и о чертах характера :) ).

      Вот сегодня я и хочу немного зацепить тему компенсаторных функций воображения. :) А возможности его в качестве троса велики. Только - только начиная разговор о нём, я отметила, что для одних воображение  - это необходимое условие решения творческих задач, но оно также помогает нам и стресс снять, и значительно расширить границы самосознания, именно оно помогает нам найти ресурсные состояния - состояния "зоны комфорта".  И этими возможностями воображения пользуется арт - терапия - одно из центральных психотерапевтических направлений.

     Самовыражение необходимо всем - в этом кроется ключ наших и хороших, и плохих поступков. :) Однако вокруг нас немало людей, которым это самовыражение даётся с трудом, для них это проблема (кстати, и в этом кроется ключ плохих поступков). Арт - терапия (в совокупности всех своих методов и подходов), творчество, искусство  часто выступают спасением. И особенно это важно в работе с детьми. Они ещё очень ранимы, словами многое не могут выразить в силу отсутствия опыта. Творчество им очень помогает (а уж как оно помогает нам, взрослым, в их понимании)!

     Едва получается уклониться от искушения покопаться в некоторых азах арт - терапии, но.... всё же сделаю  это несколько позже, как - нибудь потом. Сейчас мы просто сосредоточимся на понимании, что воображение - это лекарь и целитель. Его, конечно, и в этой роли стоит одёргивать порой, однако, и я пока веду речь о здоровых границах здорового процесса. :)

       Арт - терапия подразумевает наиболее комфортную для человека форму самовыражения, другими словами, вы можете поэкспериментировать, но никто Вам ничего навязывать не будет - только то творчество, что позволяет нам раскрепоститься и раскрыться, максимально для нас будет полезно. Подступ к проблеме в данном случае, словно поступь кошки, плавный и направлен на безболезненное погружение. Вот так и предлагаем детям - только на волне интереса и желания.       Одними из самых "комфортных" для детей арт - терапевтических методов являются  песок (песочная терапия) и коллаж. И связано это с большой свободой как в выборе цвета, так и в применении разнообразного материала. Границы условны и минимальны, есть большой простор для трансформации.      Возможность изменить хотя бы в заданном пространстве реальность, разрешив тем самым внутреннее напряжение, - это одна из основных целей арт - терапевтического процесса.     И я предлагаю Вам поразмыслить, какое пространство для трансформации и  изменения будет дарить нам наибольшую свободу?...      Напомню, что понимание границ - понятие условное.    Когда я попыталась сама ответить на этот вопрос, то мне вместо помещения всё равно представился уютный газон - лужайка. :)  Видимо, это я уже размечталась о лете. :)))) Но вот по осени как - то я обнаружила в интернет - магазине "ИМАТОН" необычный мольберт - рисовать надо на прозрачной поверхности (оргстекло). Конечно, удовольствие не из дешёвых, так что отправилась со своим запросом к домашним. Думаю, пусть не такой, но близкий по идее у нас по крайней мере дома скоро появится (а там, может, и для работы сделают :) ).     Можно к нарисованному с другой стороны мольберта (ведь оргстекло) накладывать какие - нибудь природные фоны настроения, применяя фототерапию. Можно рисовать вместе с обеих сторон - две реальности  - фантазии накладываются одна на другую, получается новый, особенный мир. А я ещё представила, как можно рисовать именно на зелёной лужайке. Мольберт в этом случае будет в качестве фокуса - рамки, где изображённый кусочек внутреннего мира будет накладываться на внешнюю реальность... (впрочем, если Вы достаточно свободны в наведении именно своих порядков дома, то окна - это уже прозрачный мольберт)... Можно направить в затемнённой комнате луч света на изображение и поиграть - поразмышлять над тенями на стене... 

      Кстати, тени именно в такой подаче будут носить иной характер, точнее, наполняться более глубоким смыслом. Нашла я всё - таки "Философскую рассказку: Тень" Ольги Астраханцевой. :)  А вот к месту подмеченное Ольгой наблюдение из мира литературы: "Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует" (это её комментарий к прошлому посту). Оля, спасибо тебе за ценные и всегда цепляющие наблюдения и размышления. :) Если тема тени и её глубинного смысла интересна, то можно обратиться к юнгианскому мировоззрению...       И в заключении надо отметить, что есть и варианты замены. В продаже есть специальные плёнки для творчества - а я благодарю Алёну (блог "Ромашки для Ромашки") за этот подарок. :) А поиграть можно примерно так:  
Источник изображения: "Indietutes"
       Кстати, эта игра в блоге "Indietutes"  представлена весьма оригинально - лица родных, если я правильно поняла, нарисованы фломастером (поможет игра в обводилки по фото большого формата (распечатать на принтере), если уж так основательно подготовиться) на прозрачной упаковке - коробке. Ребёнок крутит коробку, примеривая на себя новый образ (что -то из области масок...). У нас такой коробки не оказалось, зато есть в наличии плёнки для творчества, чем мы и воспользовались.          Другой вариант - это воспользоваться зеркалом: украшать своё отражение очень весело. :))  Такие игры помогают снять внутренние зажимы, расслабиться, а целительная сила воображения поможет познанию себя, расширит границы самосознания. 

Екатерина Белова 

Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru     

psychologistsgarden.blogspot.ru

«Использование приемов арттерапевтических методик в процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рисование на стекле»

«Использование приемов арттерапевтических методик в процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рисование на стекле»

Арт-терапевтические методики одни из самых популярных и востребованных во всем мире. Творческие занятия являются ресурсными, так как прикосновение с творчеством дает нам внутренние силы. Занятия доступны для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе – интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, так как ориентированы не на создание произведений искусства, а прежде всего, на процесс. Методы арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Опыт психокоррекционного взаимодействия с ребенком, с использованием средств арттерапии, показывает видимый коррекционный эффект в работе с детьми, с проблемами в развитии. Что объясняется тем, что применение элементов арттерапии дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств арттерапии.

При определении методов и средств арт-терапии нужно внимательно понаблюдать за ребенком, выявить его интересы и возможности. Так как неадекватное использование психологом арттерапевтического направления может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воздействие на ребенка. Применение конкретного средства арттерапии, определяется степенью имеющегося у ребенка нарушения.

Достаточно доступным и простым в применении, при психокоррекционном взаимодействии с детьми, является такое направление арт-терапии, как рисование красками, гуашью, мелками и т.д. на различных по структуре поверхностях. Элементы арт-терапии можно применять и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений, таких как эмоциональные нарушения, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений. Эти проблемы наиболее актуальны в среде детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе – интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Проведение рисуночной терапии с детьми осуществляется психологом в форме специальных занятий, где детям предлагается выполнить рисунок с использование акварели или гуаши. Но особенностью является то, что дети рисуют не на бумаге, а на стекле, зеркалах.

Сопровождающим и усиливающим коррекционный эффект является другой вид арттерапии, дающим положительные результаты в деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используемым в специальном образовательном учреждении, является музыкотерапия.

Восприятие музыки во время или до рисования, способствует снятию напряжения, отвлечение от психотравмирующей ребенка ситуации. Наибольший эффект вызывают классические музыкальные произведения, достаточно известные слушателям.

Цель: содействие личностному росту ребенка

Задачи:

  • гармонизация личностного развития.ребенка

  • формирование позитивной «Я-концепции»;

  • самопознание через арт-терапевтическую деятельность;

Принципы занятий:

  • Свободный стиль выполнения.

  • Психологическая поддержка со стороны педагога-психолога

  • Эмоциональное благополучие ребенка

Ожидаемые результаты:

  • Освобождение от внутренних зажимов.

  • Внутренняя гармонизация.

  • Эмоциональное благополучие ребенка

Используемые материалы, наполнение:

  • Безопасное текло с обработанным краем.

  • Гуашь, краски, кисти

  • Влажные салфетки, ватные диски, ватные палочк

Фотоматериалы:

Для удобства пр

Для удобства при рисовании на прозрачном стекле, под стекло под стекло подкладывается чистый лист бумаги соответствующий размеру используемого стекла.

Рисунки на стекле доступны детям любого возраста

Выполнение рисунка на закрепленном на стене зеркале, дает возможность детям нарисовать большую панорамную композицию, а если работа выполняется в паре, то это еще и хорошая практика развития коммуникативных умений, ведь в процессе нужно договариваться о сюжете и распределении пространства.

Ст

на стекле атные диски, ватные палочкихностях

При рисовании на стекле или зеркале есть возможность исправить не получившийся момент, стерев его салфеткой или ватным диском, что невозможно при рисовании на листе бумаги.Это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Рисование на стекле или зеркале доступно даже детям –инвалидам.

Наблюдение за процессом рисования, дает хорошую возможность психологу отследить эмоциональное состояние ребенка, уровень развития его творческих способностей, моторики и т.д.

Работы детей на стекле

И

о

kopilkaurokov.ru

Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: повысить  профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии  (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,  поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться  участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная  арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как  музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Упражнение «Волшебный рисунок»

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Сегодня мы уделим большее внимание изотерапии. В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии.

 Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

<Приложение 1. Рисунок 1>

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

<Приложение 1. Рисунок 2>

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

<Приложение 1. Рисунок 3>

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.  В качестве терапии используется  при  повышенной возбудимости.

Монотипия   (Практическая работа)

<Приложение 1. Рисунок 4>

 Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении.  На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

<Приложение 1. Рисунок 5>

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок  (Практическая работа)

<Приложение 1. Рисунок 5>

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также