Лекарственные растения, конспект занятия по родной природе для среднего-старшего дошкольного возраста. Рисование на тему лекарственные растения


Детям о лекарственных растениях | Дети и внуки

Detjam o lekarstvennix rasteniajh

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас  аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и  воспитывать  бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием  для детей

Детям о лекарственных растениях

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( Вс. Рождественский)

 

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого  детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Детям о лекарственных растениях. Крапива

 

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

Детям о лекарственных растениях. Ромашка

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Детям о лекарственных растениях. Одуванчик

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Стихи о солнышке для детей

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Детям об одуванчике. Стихи, игры

Подорожник

Детям о лекарственных растениях. Подорожник

 

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Детям о лекарственных растениях. Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

Детям о лекарственных растениях. Иван-чай

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Детям о лекарственных растениях. Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Детям о лекарственных растениях. Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Детям о лекарственных растениях. Календула

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой  полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Детям о лекарственных растениях. Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

 Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Детям о лекарственных растениях. Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Детям о лекарственных растениях. Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай  сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

 

на Ваш сайт.

deti-i-vnuki.ru

Лекарственные растения, конспект занятия по родной природе для среднего-старшего дошкольного возраста

Конспект занятия-наблюдения «Лекарственные растения»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.Развивать связную речь детей.Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ромашка фото

Ромашка

Ромашка

Ромашка

Подорожник фото

Подорожник

Шалфей фото

Шалфей

Зверобой фото

Зверобой

Лаванда фото

Лаванда

Лаванда

Лаванда

Душица фото

Душица

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,На конце его – сережки,На земле лежат листки –Маленькие лопушки.Нам он – как хороший другЛечит раны ног и рук.(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,Желтые глазки на солнце глядят,У каждой сестрички –Белые реснички.(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

Скачать конспект занятия «Лекарственные растения»

vospitatel.com.ua

Части растений для детей: схемы и картинки

Растения играют важную роль в нашей жизни. Мы знаем комнатные и дикие растение. Комнатные растут у нас на подоконниках в горшках, и многие дети хорошо с ними знакомы.

Если вы знакомите детей с растениями на уроке, можете попробовать задать вопрос: какие комнатные растения дети знают? Наверняка они назовут хотя бы несколько.

Также огромное значение имеют лекарственные растения: на основе них изготавливаются многие препараты в медицине. Рассказывая детям о лекарственных растениях, не забудьте упомянуть подорожник. Дети обязательно должны знать, как выглядит подорожник. Ребята много бегают на улице и часто падают, обдирая коленки. Лучшим лекарством от ран и царапин может стать подорожник, если вовремя приложить в ранке чистый листик. Подорожник – наш надежный друг в походах, когда под рукой может не оказаться лекарств. Сок этого растения часто настаивают на спирту и пьют от простудных заболеваний. Так что подорожник должен знать «в лицо» каждый ребенок.

подорожник картинкиподорожник картинкиподорожник картинкиподорожник картинки

Как лучше познакомить детей с растениями? В этом помогут изображения, раскраски, загадки и стихи на нашем сайте.

Материалы по теме

Знакомить детей нужно не только с внешним видов растений, в чем родителям или воспитателя поможет подробное описание. Им полезно будет получить информацию о том, какие части содержат растения. Строение растений представлено в картинках и схемах на нашем сайте.

растения картинки для малышейрастения картинки для малышей

В этой статье моего блога Вы можете бесплатно скачать картинки, раскраски, загадки и стихи, а также игру для самых любознательных малышей про части и строение отдельных растений. Игра называется «Детям о растениях». В ней Ваш ребенок познакомиться со всеми известными цветами, узнает, каковы их части и строение. Каждый цветок состоит из цветка, листьев, стебля и корней. Игра состоит из цветных картинок — цветов, которые Вы можете разрезать на карточки и соединять, как пазлы.

Строение растений

Скачать игру «Детям о растениях» можно здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже. Здесь можно узнать, каково строение цветка, и каковы его части.

Картинки растений для детейКартинки растений для детей

В эту игру можно играть как индивидуально, так и можно применить в школах раннего развития и детских садах. Она хорошо дополнит любые занятия о растениях и подойдет даже в качестве первого знакомства детей с растениями. С помощью игры «Детям о растениях» Ваш ребенок расширит кругозор, узнает, какие части и строение, а кроме того, такие игры развивают мелкую моторику пальцев рук, тем самым стимулируют развитие речи и, конечно же, память, внимательность, логику и усидчивость.

Другие схемы

троение растения схема для детейтроение растения схема для детейСтроение цветка.

троение растения схема для детейтроение растения схема для детей

троение растения схема для детейтроение растения схема для детейСтроение веточки дерева.

троение растения схема для детейтроение растения схема для детейтроение растения схема для детейтроение растения схема для детейтроение растения схема для детейтроение растения схема для детей

части растения схемачасти растения схемаСтроение цветка.

части растения схемачасти растения схема

части дерева схемачасти дерева схемаЧасти дерева.

Раскраски

Огромную роль в развитии малыша могут играть раскраски. В них можно встретить как комнатные, так и лекарственные растения, например, подорожник, ландыш, герань и т.д.

Раскраски не только дадут понятие о частях растений, но и позволят детям узнать, какого они цвета. Раскраски развивают усидчивость, чувства цвета и тени, внимательность.

раскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраска цветокраскраска цветокраскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраски ландышраскраски ландыш

раскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраски нарциссраскраски нарциссраскраска каалыраскраска каалыраскраски комнатные растения для детейраскраски комнатные растения для детейраскраска фиалкираскраска фиалки

 

Комнатные растения

комнатные растения картинки для детейкомнатные растения картинки для детейкомнатные растения картинки для детейкомнатные растения картинки для детейкомнатные растения картинки для детейкомнатные растения картинки для детей

Как понять, что комнатному растению не хватает света?Как понять, что комнатному растению не хватает света?Как понять, что комнатному растению не хватает света?

ядовитые комнатные растенияядовитые комнатные растения

картинки растения комнатныекартинки растения комнатныекартинки растениякартинки растения

 

Как правильно ухаживать?

как ухаживать за растениямикак ухаживать за растениями

Лекарственные растения

лекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточкилекарственные растения картинки карточки

Стихи и загадки

Украсить интересные задания и игры о растениях могут стихи и загадки. Одним из главных героев поэтических произведений является ландыш. Цветет ландыш весной: его соцветия очень похожи на колокольчики, а удивительно белый цвет символизирует чистоту. Именно поэтому ландыш у многих поэтов присутствует в посвящениях весне и любви. Стихи и загадки где присутствует ландыш, являются одними из самых распространенных. Загадки развивают сообразительность, смекалку, а стихи полезны для памяти.

загадки про растениязагадки про растения

стихи про лекартственные растениястихи про лекартственные растениястихи и загадки про лукстихи и загадки про лук

В загадках и стихах обычно присутствуют дикие растения, но можно встретить и комнатные.

Карточки

карточки цветыкарточки цветыКакие бывают типы цветов?

картинки растениякартинки растениякартинки растениякартинки растениякартинки растениякартинки растениярастения картинки для детейрастения картинки для детейКлипарт картинки растенияКлипарт картинки растения

 

Несколько слов о ландышах

ландыш описание растенияландыш описание растенияландыш описание растенияландыш описание растенияландыш описание растенияландыш описание растенияландыш картинкиландыш картинки

Развивающие задания по теме

рассказ про растениярассказ про растенияИспользуя картинки, составь рассказ.растения картинкирастения картинкиПодбери по размеру к каждой лейке соответсвующий цветок.цветок картинкицветок картинкиПострой логическую цепочку.картинки растенийкартинки растенийЗадание на английском про растения.растения задания картинкирастения задания картинкиРазвиваем логику.картинки растений для детейкартинки растений для детейЧем дышит цветок?растения задания картинкирастения задания картинкиПомоги цыпленку посчитать всех червячков, спрятавшихся среди растений.растения задания картинкирастения задания картинкиПомоги девочке посчитать все цветы.растения картинкирастения картинкиНайди в лесу.задания растениязадания растенияСколько здесь спряталось цветов?обведи пунктирную линиюобведи пунктирную линиюРазвиваем мелкую моторику пальцев рук.рассказ про растениярассказ про растенияРастения леса.

Используйте все формы заданий для развития детей: они обязательно принесут пользу. Развивайтесь с удовольствием!

Видео презентации по теме

Аудио сказка про лекарственные растениях

 

 

steshka.ru

Открытый урок для 5-6 лет на тему "Лекарственные растения"

Красноармейское территориальное управление

департамента по образованию администрации Волгограда

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Станция юных натуралистов

Красноармейского района г. Волгограда (МОУ СЮН)

ОКПО 22419194 ИНН 3448015887 КПП 344801001 ОГРН1023404368998

400051, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 15, телефон 62-67-23

e-mail: [email protected], сайт: okeanjizni.ru

Лекарственные растения

открытый урок для детей 5-6 лет

Подготовила:

Кужба Оксана Валентиновна,

педагог дополнительного образования

Волгоград 2015

Цель: Расширить знания детей о лекарственных растениях.

Образовательные цели:

Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях.

Развивающие цели: 

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах.

Воспитательные цели: 

Прививать интерес к предмету.

Прививать навыки самостоятельной работы.

Формировать навыки работы в группе.

Здоровьесберегающие цели:

Воспитывать экологическую культуру у обучающихся: закрепить знания о влиянии ЗОЖ на здоровье человека.

Задачи:

  1. Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.

  2. Закрепить понятие «лекарственные растения», рассказать о их роли для человека.

  3. Развивать умение высказывать свои мысли.

Форма – проведения: беседа, игра, групповое обсуждение.

Участники: обучающиеся МОУ СЮН

Используемый материал: иллюстрации лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка, альбомный лист, карандаши.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными травами.

Человек и зелёный росток – визитная карточка Земли. Будучи вместе, они отражают царство жизни на нашей планете – это уникальное, может быть, даже единственное для всего мира явление.

Подчёркиваю: будучи вместе!

Отгадав загадки, что бы узнать о каких растениях пойдет речь:

Ах, не трогай меня, обожгу и без огня. (крапива)

Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая сильней кусается.

Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. (одуванчик)

Одуванчик золотой

Был красивый молодой,

Не боялся никого, Даже ветра самого

Одуванчик золотой

Постарел и тал седой

И как только поседел

Вместе с ветром улетел.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар –

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

-И что же это за чудесный цветок? (ромашка)

-Ребята, а как называются все эти растения?

-Почему они так называются?

-Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

Травы! Травы! Дети солнца, украсившие своими цветами зелёный наряд планеты и, более того, давшие человеку жизнь.

Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках. Называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья, теперь понятно почему оно так называется?

Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков с ажурными краями. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений и для улучшения аппетита.

-Ребята, чем хорошо лечить разбитые колени?

Правильно, это подорожник.

Почему это растение так называется?

Да, ребята, мы иногда топчем его, но оно плотнее прижимается к земле, листья его упругие, с прочными жилками. Вот и не боится подорожник вытаптывания.

Вы знаете, как пользоваться подорожником?

Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется?

Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Растолченные листья крапивы очищают раны, останавливают кровь. Крапива хорошо укрепляет волосы.

А вот и еще одно лекарственное растение.

Как оно называется? (ромашка)

Если заболит горло, то лучший доктор – отвар ромашки.

А теперь посмотрите на это растение. Кто знает как оно называется?

Это бессмертник. С давних пор растение это используют в лекарственных целях.

Из него изготавливали «грудной чай», лечили больную печень. Порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны.

Ребята, все эти растения можно встретить в нашем краю.

- А теперь давайте поиграем в игру «Какого растения не стало?»

- Я вам предлагаю на своих местах нарисовать лекарственные растения. Кто-то нарисует ромашку лекарственную, а кто-то одуванчик, не забывайте и о бессмертнике с крапивой и подорожником. В конце занятия мы рассмотрим с вами нашу лекарственную аптеку.

- Вот и закончилось наше путешествие в царство лекарственных растений.

С какими же растениями мы сегодня познакомились? (ответы детей)

infourok.ru

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению на тему: «Лекарственные растения»

Конспект познавательно - исследовательской НОД по экологическому направлению на тему: «Лекарственные растения»

Старший воспитатель СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Соколова О.В.

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.

Образовательные задачи.

- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;

- закрепить знания детей о диких и домашних животных, о среде их обитания;

- вспомнить названия различных деревьев;

- учить находить обобщающие и отличающие признаки;

- формировать умение действовать согласно инструкции взрослого;

Воспитательные задачи.

- формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе;

- учит проявлять заботу и внимание ко всему живому;

- воспитывать отзывчивость и доброту;

- поддерживать положительную самооценку детей.

Речевые задачи.

- развивать речь детей через загадки и стихи;

- продолжать учить отвечать полным предложением, активизируя в речи имена существительные, прилагательные и глаголы.

Оборудование.

Макеты деревьев, сетка с листьями, фонограммы ( звуки леса, шуршание листвы), нестандартное спортивное оборудование, костюмы растений, дидактическая игра «дикие и домашние животные», сбор лекарственных растений.

Предварительная работа.

1. Совместная родителей и детей прогулка в парк, где мы рассматриваем и изучаем лекарственные растения, растущие в нашей полосе.

2. Сбор лекарственных трав и их заготовка.

3. Организация фотовыставки и презентация «Зеленая аптека»

Ход занятия.

1. Оргмомент

Воспитатель. Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Ребята, а сейчас все вместе повторим наше главное правило:

«Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, четко говорим и тихонечко сидим!

Дети садятся на стульчики. Звучит фонограмма «Звуки леса». Входит Фея Леса и плачет.

Воспитатель. Здравствуй, Фея! Почему ты так горько плачешь? Что случилось?

Фея. Здравствуйте. В моем лесу случилось несчастье. Заболели все животные. И белочки, и зайчики, и волки, и медведи. Все, все, все! А я не знаю, как им помочь! Таблетки и микстуры они не пьют. Что делать?

Воспитатель. Ребята, поможем Фее и лесным зверям? (Да) А как вы думаете, чем можно вылечить зверей, если нет таблеток? (Ответы детей)

- Правильно, ребята! Человек уже давно заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им вылечиться. И человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Поможем Фее собрать лекарственные растения, чтобы вылечить зверей? (Да) А чтобы не забыть нужные нам растения и не перепутать их с другими, посмотрим и вспомним, как они выглядят.

Просматриваем презентацию «Зеленая аптечка» - Приложение № 2.

Ребенок.

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Ребенок.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ребенок.

Ну, а чем и как лечить,

Мы беремся научиmь!

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Воспитатель. Ребята, мы с вами отправляемся в трудное путешествие в сказочный лес. Там нам предстоит набрать лекарственные растения, чтобы вылечить всех заболевших зверей. Но по дороге нас будут подстерегать разные опасности. Вы не боитесь? Ну, тогда отправляемся!

А чтобы оказаться в волшебном лесу, встанем около своих стульчиков, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились».

Во время произношения слов дети кружатся. В это время ставят несколько макетов различных деревьев, натягивают сетку с прикрепленными к ней листочками различных деревьев. Звучит фонограмма «Звуки леса». Затем дети открывают глаза.

Ребята, чтобы найти лекарственное растение нужно будет отгадать про него загадку и тогда оно появится. Слушайте внимательно.

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая.

Кто она такая? (Ромашка)

Под музыку появляется Ромашка с корзиночкой, в которой лежат засушенные цветки ромашки лекарственной.

Ромашка. Да, ребятки. Это я, Ромашка. Это название переводится как «милая простота». Давным - давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Фея. Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка.

Если случится тебе простудиться.

Появиться кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Вот, возьмите мои цветочки. Они вам обязательно помогут в лечении. Удачи вам! До свидания!

- Спасибо тебе, Ромашка! До встречи!

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите у нас на пути встали деревья. Они заколдованы и не помнят свои названия. Давайте им поможем?

Разворачивает по одному макеты к детям. На обратной стороне прикреплены рисунки с изображениями различных деревьев. (Клен, рябина, береза, ель, сосна, дуб).

- Маша, как называется это дерево? (Береза)

- А почему ты решила, что это береза? (У нее белый ствол и маленькие листочки)

- Саша, а это что за дерево? (Ель)

- А скажи, чем оно отличается от предыдущего? (Ствол у него черный, а вместо листочков иголки)

Так определить названия всех деревьев, повторяя хором их названия.

Включить фонограмму с записью «Шуршание листвы».

Фея. Молодцы, ребята! Правильно все деревья назвали. Слышите, как листики шуршат? Это они вас благодарят. А теперь слушайте следующую загадку.

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Под музыку появляется Подорожник.

Подорожник. Здравствуйте! Ребята, есть легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Послушайте. Лежали на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок - подорожник

Растет у российских дорог

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утали

Невзрачный цветок - подорожник

Да как же растешь ты в пыли?

Фея. Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу. Вот вам корзиночка с подорожником. Вам пригодится! До свидания!

- Спасибо, Подорожник! До свидания!

Фея. Посмотрите! Перед нами ручей. Нужно на другой берег перебраться.

Физкультминутка.

Игра «Перейди ручеек». Дети должны перебраться с одного берега на другой, прыгая по «камушкам», затем пройти по узенькой дощечке и перепрыгнуть «лужу». Использовать нестандартное оборудование.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все справились. Ни кто в ручей не упал. А теперь послушайте еще загадки.

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это? (крапива)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки - не выше кочки. ( брусника)

Хоть куст у него зеленый

Вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке,

И всем готов помочь он от разных бед. ( шиповник)

Выходят Крапива, Брусника, Шиповник и приносят корзиночки с лекарственными сборами.

- И мы вам пригодимся для исцеления.

Крапива, Брусника и Шиповник убегают. А все подходят к маленькой «полянке». Стоят 2 домика. Один домик сложен из бревен, а другой сплетен из деревьев. На стенах домиков нашиты пуговицы. Перед ними на столе лежат, сшитые животные, с прорезью в центре.

Фея. Ребята, посмотрите, что случилось. Дикие и домашние животные смешались. Вы поможете мне их расселить по своим домам: диких - в лесную избушку, а домашних - в хлев. Подходите по одному, берите одно животное и пристегивайте его к нужному домику.

-Агата, а почему ты решила, что корова домашнее животное? Объясни.(Потому что она живет в хлеву и за ней ухаживает и кормит ее человек)

- Федя, почему волка ты поместил в лесную избушку? (Волк живет в лесу и еду он добывает себе сам. Жилье ему тоже не человек строит. Волк заботится о себе сам)

Воспитатель. Вот, Фея! И с этим заданием справились наши ребята. Посмотри, все ли животные находятся в своем домике?

Фея. Молодцы, ребята! Все правильно и быстро сделали! А как много лекарственных растений собрали! Теперь всех зверей вылечим! Я бы одна не справилась. Спасибо, вам. Теперь я и сама справлюсь, вам же еще домой возвращаться. А в благодарность за помощь, примите от меня и от всех зверят, которым вы помогли корзиночку с угощениями. А на прощание послушайте наказ.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

- До свидания. Друзья!

- До свидания. Фея!

Воспитатель. А теперь, чтобы оказаться опять дома, закрыть глазки, поднять ручки вверх и произнести волшебные слова:

Лес зеленый, до свидания!

Выполни ты обещание!

Зашурши своей листвой,

И отправь нас всех домой!

Дети кружатся, под фонограмму «Шуршание листвы». В это время снимают сетку с листиками, уносят макеты деревьев. Дети открывают глаза.

Воспитатель. Ребята, вот мы и оказались дома. Сколько вы сегодня нужного и полезного сделали! Помогли Фее вылечить зверей, вспомнить деревьям как они называются. Лес за это вам благодарен. Вспомните, какие лекарственные растения мы нашли сегодня в лесу?

- Ромашка, подорожник, крапива, брусника, шиповник.

- А какие еще лекарственные растения вы знаете?

- Малина, липа, тысячелистник, алоэ. (Другие ответы детей)

Воспитатель. Вы, ребята, сегодня были активными и дружными, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. Спасибо. А сейчас мы все идем пить лекарственный чай с липовым цветом, малиной и угощением, которое нам подарила Лесная Фея.

botana.cc


Смотрите также