Урок изобразительного искусства на тему "Мамин платок". Рисование на тему мамин платок


Урок изобразительного искусства "мамин платок"

Методическая разработка урока

по изобразительному искусству

в 3 классе

тема: «Мамин платок»

(по программе Б. М. Неменского)

Педагог: Мифтяхитдинова Л.Н.

Класс: 3

Тема урока: «Мамин платок».

Цели урока:

образовательная – учащиеся должны знать историю русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка;

развивающая – учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы;

воспитательная – воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Материально-техническое оснащение урока:

- учителя: презентация «Мамин платок».

- ученика: лист бумаги (А3),карандаш, краски, кисти и т. д.

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть:

    1. приветствие;

    2. проверка по журналу явки учащихся;

    3. проверка готовности учащихся к уроку;

    4. сообщить тему урока: «Мамин платок»;

    5. поставить перед учащимися задачи.

  1. Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации):

- Сегодня у нас необычный урок, мы побываем на выставке, где познакомимся с русским платком.

Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания

Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на  волосах.

Спрос на платки был огромным. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым.

Его носят и сейчас.

 - Скажите, что такое платок?

(Это предмет одежды, квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане, в руках).

Слайд № 2

В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках. В XVII веке появляются первые дворцовые полотняные мануфактуры, которые производят полотенца-убрусы.

Слайд №3

В XIX веке на смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные. Производили их сначала в Москве, а потом в ее пригородах - Коломенском и Богородском уездах.

В Богородском уезде Московской губернии (село Вохна, деревни: Меленки, Захарово, Дуброво, Усово) делали парчевые и шелковые платки. К 1844 году эти деревни и села стали одним поселением и получили название Павловский Посад.

Слайд №4

Кашемировые шали раньше всех стали производить на мануфактурах в Нижегородской губернии (1806 г.), в Воронежской губернии (1813 г.), в Рязановской губернии (1830-е гг.), в Саратовской губернии.Для производства кашемировых шалей на этих мануфактурах использовали пух тибетских коз.

Слайд №5-6Однако самым массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей. Крупные центры этого производства - Павловский Посад Московской губернии и Москва.

Слайд № 7-9Самыми популярными и в городе, и в деревне в XIX веке были набивные ситцевые платки (особенно кумачевые).

Также пользовались спросом кубовые платки, в них по темно-синему фону цветочные узоры набивались красной краской (тюльпаны, гвоздики, розы).

В создании красивых платков принимали участие яркие самобытные художники. Однако их имена на текстильных изделиях встречаются редко. Данные о некоторых художниках сохранились в архивах и литературе.

 

  1. Практическая работа.

Слайд № 10

А теперь вы побываете в роли художников, и давайте подумаем, как лучше и правильнее расположить рисунок на платке.

(Ответы детей)

Слайд №11

А в какой последовательности мы будем расписывать платок?

(Ответы детей)

  1. Оценка работ учащихся.

Выставка готовых работ.

V. Физкультминутка. (проводится в течение урока).

VI. Подведение итогов урока:

  • Что нового узнали?

  • С чем познакомились.

  • Чему научились?

VII. Уборка рабочих мест.

При разработке урока использовались:

- поисковая система «Яндекс»;

- http://vintagetorg.com/raznoe/10-ystoryja-russkogo-platka.html.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства на тему "Мамин платок"

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Результат взаимодействия.

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент (этап мотивации).

1. Подготовка к усвоению

. Сообщение темы урока

1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

(Слайд 1)

Виртуальная экскурсия.

Самоорганизовываются, проверяют свою готовность к уроку.

Смотрят, участвуют в диалоге.

Фронтальная

Метапредметные УДД:

Регулятивные:

Комуникативные:

-умения общаться и выслушать точку зрения в диалоге со сверстниками и сохраняют учебную задачу

Познавательные: исследуют информацию

Устные ответы

1. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история». Рассматривание платков, шалей, слайдов с их изображением

Презентация. ( Слайд 2 - 3)

Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом.(Слайд4)

Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава Павлово-Посадских платков не меркнет до сих пор. В Павловском Посаде существует Музей истории русского платка и шали.

( Слайд 5-7)

(Учащиеся под руководством учителя рассматривают платки, делятся впечатлениями)

Слушают учителя, рассматривают ил-

люстрации или слайды, платки, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Личностные УУД:учащиеся сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Познавательные УУД: учащиеся умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о платке.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата

Устные ответы

2. Коллективный поиск ответа на вопрос

– Чем платок отличается от ткани? Рассмотрите узорную ткань и платок.

Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, слушают учителя

Фрон-тальная

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение.

Личностные:

проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии

Устные ответы

3. Беседа «Виды платков». Просмотр презентации

– Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

Какой платок из этой коллекции выбрали бы ваши бабушка, мама, вы сами и почему?

Вывод: платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать ей. Например, если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные.

(Красивый, яркий, броский и др.).

-(простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

(Темный, черный.)

Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст

Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы, анализируют ин-

формацию

Фронтальная

Личностные УУД: сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей

и дополняющей представление о видах платков.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

4. Сообщение теоретических сведений «Производство узорной ткани»

Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные шали: шелковые, шерстяные, ситцевые.

- Как же из однотонной ткани получали узорную?

(Слайд 8-15)

Ручная набойка – один из древнейших видов искусства художественных тканей. Узорную ткань способом набойки получают при помощи специальных печатных досок – деревянных форм с рельефным узором, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называются «манеры» или «цветки». Они могут быть

резными или составленными из вбитых в доску металлических пластин, гвоздиков, проволоки и т. п. Иногда деревянный рельеф дополняют металлическими элементами для получения в узоре тонких линий, точек и мелких мотивов орнамента

Слушают рассказ учителя и рассматривают слайды. Участвуют в обсуждении

.

Фронтальная

Предметные УУД:

получениеновых знаний

Метапредметные:

- познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций анализа, обобщения, сравнения

- коммуникативные: умение строить диалог с учителем и товарищами, умение рассуждать.

Личностные:

проявление бережногои уважительного отношения к культурно-историческому наследию предков.

Устные ответы

5. Словесно иллюстративный рассказ «Павловские платки и орнаментальные композиции на них».

(Слайд 16)

Павлово-Посадский платокОльга Моисеева«Я вчера разбиралась в шкафу, и нашлаМамин Павлово-Посадский платок,Что-то важное, вспомнила сразу душаКак свободы глотнула глоток.А в платке то самом: поле, поле цветет!И цветы в нем безумно красивы…В каждой нитке Россия родная живет:Реки… горы… дороги и нивы!Не смогла удержаться надела, кручусьВозле зеркала, как лепесток…Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь – В мамин Павлово-Посадский платок…»

(Слайд 17)

(Слайд 18)

- А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней

существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных).

Рассмотрим разные композиции узоров. У каждого платка свой ритм.

– Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами.

Показывает схему.)

Слушают рассказ учителя и рассматривают слайды. Участвуют в обсуждении

анализируют информацию,

.

Фронтальная

Предметные УУД:

использования изученной информации для подготовки к усвоению новых знаний.

МетапредметныеУУД:

- регулятивные: управление своей деятельностью, коррекция знаний;

- коммуникативные: формирование умения доносить свою мысль, четко ее формулировать.

Познавательные:операции обобщения и систематизации.

Личностные УУД:своего отношение к культуре предков.

6.Физкультминутка

(применение игровой технологии)

Представляют себя в роли подмастерья. Готовятся к работе.

III. Творческая практическая деятельность

7. Беседа «Что

мы будем рисовать?»

Актуализация опорных знаний и умений

Постановка учебной проблемы и задач. Планирование учебной деятельности

(Моделирует проблемную ситуацию, какой платок красивее, как можно декорировать его в русском народном стиле).

вычленяет слова, которые им помогут сформулировать тему)

– Где же он берет узоры?

(Ему подсказывает их мать-природа.) Изображение алых роз и других растений на черной, васильковой, белой и красной «земле» создает музыкальное звучание цвета, вызывает образные ассоциации. Не случайно мастера дают такие названия своим композициям на шалях: «Солнечный круг», «Адажио», «Концертная» и др.

- Как мы будем работать над созданием платка? (Помогает обучающимся определить план деятельности).Предлагает проанализировать композицию платка (Слайд 19)

Учитель организует повторениеосновных принциповручной набойки, выбор печатных форм и печать образцов на бумаге. Предлагает выполнить набойкуна бумаге (пробное упражнение).

( Учитель помогает составить последовательность работы с опорой на педагогический рисунок).

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя,

отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы,

предлагают варианты украшения платка, опираясь на уже изученный материал.

Фронтальная

Личностные УУД: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные УУД: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД: умеют удерживать цель деятельности

до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные УУД: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка

Устные ответы

8. Применение новых знаний. Практическое задание

Предлагает приступить к декорированию платка. основных принциповручной набойки, выбор печатных форм и печать образцов на бумаге. Для мотивирования работы и создания необходимой атмосферы включает мелодию «Как под яблонькой», ограничивая время на работу длительностью звучания мелодии. Поддерживает атмосферу сотрудничества, показывает заинтересованность в успехе каждого. Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает ученикам, затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуаль

ная

Личностные УУД:ощущение причастности к традициям русской народной культуры;

Метапредметные:

-регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция, самостоятельность;

- коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

-познавательные: использование полученных знаний, их систематизация, обобщение.

Предметные:

действия с учебным материалом.

Выполнение эскиза росписи

платка

IV. Итоги урока. Рефлексия

9. Выставка и презентация работ. Обобщение

сведений, оценивание результатов работы

Учитель предлагает закончить работу, организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание, проанализировав ошибки и затруднения, назвать что понравилось, что удивило, какие чувства испытали, выполняя работу, кто и как будет использовать технику «ручная набойка» в своей самостоятельной творческой деятельности.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные УУД: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные УУД: ученики оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Оценивание учащихся.

Устные ответы

10. Домашнее задание

Рассмотреть мамины платки, подготовить рассказ о платке

Слушают учителя

Индивидуаль

ная

Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Наблюдение

infourok.ru

Урок по изобразительному искусству в 3-м класе "Мамин платок"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: создание узора для платка.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний.
  2. Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника.
  3. Дать сведения о ритме, композиции в квадрате, равновесии главного и деталей. Прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре.

 

Задание:

создание эскиза узора в квадрате с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: платки с растительным орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, изображение бабочки,  портрет мастера Украшения, иллюстрации с изображением павлопосадских платков, несколько платков с узорами, и павлопосадская шаль.

Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина «Узоры всей земли».

Музыкальный ряд: русская народная музыка (в качестве фона), «Сибирский пляс».

Оборудование для учащихся:

Тонированная бумага 30*30 см., клеенка, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, деревянные ложки для мальчиков, платки с узорами для девочек.

Предварительная работа.

Просмотр видеофильма «Плат узорный» (о павлопосадских платках).

Содержание урока.

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Содержание урока.
  3. Организационный момент (2 минуты).
  4. Вводная беседа (20 минут).
–  Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов. – Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок? –  Какой бы платок из этой коллекции выбрали бы ваша бабушка, мама, вы сами и почему? В итоге приходим к заключению, что платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте. Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные… – Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.). – Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). – Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный). – Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.   – Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике). Сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки (историческая справка о возникновении промысла).

Возникновение промысла.

Художественная роспись тканей — это нанесение на ткань или изделие рисунка с помощью специаль­ных красок.Художественная роспись тканей занимает большое место в декоративно-прикладном искусстве. История ее возникновения свя­зана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (поло­тенцами). Сведения об этом сохранились в письменных памят­никах начиная с XIIв. В некоторых местах России обычай покрывать голову убрусами сохранился и в XIXв. Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани — платами (платками). И убрусы, и платы обычно повязывали поверх голов­ного убора. В XIXв. платками начинают покрывать головы прямо на волосы.Ткали платки на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами. Один из древнейших видов художественной росписи тканей — набойка (набивка). Набойка известна во многих странах мира. Наиболее старинные образцы изделий с набойкой найдены в Египте в IV—VIвв., на территории нашей Родины в X в. Широкое распространение набойка получила в странах Востока, Индии, Персии, Средней Азии. Русские набивные платки XVI— XVIIIвв. печатались по грубому крестьянскому холсту черной или красной масляной краской и имели монохромные, плоскостнорешенные узоры. Эти узоры часто копировались с дорогих тканей, ввозившихся в Россию с Востоку и Запада. В XVI—XIXвв. набойка была распространена в Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане и России. Ею украшали одежду, оформляли интерьер. Постепенно ручная набойка была вытеснена машин­ной.С XVIIIв. в Москве, а затем и в ее пригородах — Богородском и Коломенском — начинают вырабатывать шелковые платки. Во второй половине XVIII в. началось производство хлопчатобумажных платков, которое в XIXв. бурно развивается, особенно в Петер­бурге, Москве, Владимире. В XIXи начале XXв. в Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Саратовской и Московской губерниях развивается также производство шерстяных шалей и платков, ко­торые набивались вручную. Возникшие производства ориентируются на выпуск изделий по типу кашмирских (восточных) шалей. Для их изготовления используется тончайшая пряжа из пуха тибетских коз, сайгаков и вигоней. Мастерицы Москвы и Московской губернии вырабатывали легкие кашмирские шали пробежными способом.Наиболее массовым в XIXв. было производство набивных платков и шалей. В колористическом оформлении их применялись контрастирующие тона. Широкое распространение получили так называемые турецкие шали или ковровые платки и шали квад­ратной формы, изготовляемые на жаккардовых станках. Большой популярностью в городе и деревне в этот период пользовались набивные ситцевые платки, особенно яркие, кумачовые.Наиболее крупными и известными центрами производства на­бивных платков и шалей в течение XIXв. были Москва и Павловский Посад. Павловопосадские платки занимают особое место в истории русской набойки со второй воловины XIXв.В середине 30-х годов XXв. художники начинают изучать старинные образцы народного текстиля (набойку, ткачество, вышивку). Проводится большая работа над орнаментами и изучение лучших образцов декоративно-прикладного искусства, композиционных принципов решения декоративного искусства, а также других принципов решения декоративных произведений: ритмического строя, силуэтности, основ колористического оформления.Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке. Сначала он применялся в нашей стране для украшения головных платков из штапельной ткани. Первыми поставщиками головных платков, декорированных фотопечатью, были рижские артели. Затем фотопечать получает распространение в Ленинграде, Москве, Киеве, Львове, Иркутске и многих других городах СССР. Первоначально рисунки головных платков создавались по мотивам русских набивных платков второй половины XIXв. Много платков выпущено в подражание павловским с пышными букетами цветов.

Москва и Московская область занимают наиболее значительное место и в изготовлении изделий с художественнойросписью тканей. В Москве выпуском этих изделий зани­маются фабрики: Московская художественной росписи, Бабушкин­ская трикотажно-галантерейная, Люблинская имени Советской Армии, Мытищинская художественной росписи.Московская фабрика художественной росписи — одно из ведущих предприятий по художественной росписи тканей в Москве. Здесь сохранилось замечательное искусство ручной росписи платков. И с каждым годом на фабрике увеличивают производство нарядных шелковых платков, украшающих женщин не только нашей страны, но и многих стран мира. Так, если в 1965 г. выпускали всего 80 платков за смену, то сейчас их выпускают в 5 раз больше.Изготовливают платки из крепдешина, креп-шифона, капрона и других шелковых тканей способом фотопечати, с росписью батик. Большинство платков имеют цветочный орнамент (изображение роз, маков, незабудок и других цветов). Есть и сюжетно-тематические и сувенирные рисунки (изображающие, например, хохломские изделия, памятники истории и архитектуры Москвы), и геометрические.Цветовая гамма фона платков многообразна: красный, черный, синий, белый, горчично-красный, желтоватый, оливковый, ярко-бирюзовый, зеленый разных тонов. Цветы выполняют в мали­новых розовых, синих, фиолетовых, красных, желтых, оранжевых тонах, листья — в светло- и темно-зеленых, оранжевых, коричневых, золотистых, зеленых с голубым оттенком и пр. Цветы располагают и по середине платка, и по углам, они могут обрамлять гирляндами весь платок или его угол, могут быть разбросаны по всему полю платка (крупные или мелкие, либо сочетание их, например, крупные розы в окружении мелких цветков, а иногда к ним добавляют рисунки турецких огурцов).Бабушкинская трикотажно-галантерейная и Люблинская фаб­рики вырабатывают головные платки, выполненные способом ручной росписи и фотопечати. Фабрика имени Советской Армии, кроме головных платков, выпускает косынки, фартуки, чайные наборы в комплектах, занавеси из хлопчатобумажных тканей, исполненные в технике фотопечати.В Московской области, изделия с художественной росписью тканей изготовляют Балашихинская швейно-галантерейная, Звенигородская картонажная фабрики, Всесоюзная фабрика художественных строчевышитых изделий, Домодедовская швейно-трикотажная фабрика, Красногорская фабрика художественной галантереи, Мытищинская фабрика художественной росписи и Московское производственное платочное объединение в г. Павловский Посад.Ассортимент изделий с художественной росписью тканей этих предприятий: головные платки и косынки. Техника роспиcи — главным образом фотопечать, иногда — роспись батик и свободная роспись, в Павловском Посаде — ручная набойка.

Павлопосадские платки.Московское производственное платочное объединение — ведущее предприятие художественной росписи тканей. Оно создано в 1963 г. в г. Павловский Посад Московской области на базе фабрики имени X годовщины Красной Армии, Городковской фабрики и Мининского цеха (Ногинский район Московской обл.).Первая фабрика по художественной росписи тканей была основана- в 1812 г. крестьянином С. Лабзиным в селе Павлово (Вохма), в дальнейшем Павловский Пасад. В 1880 г. здесь начинается массовое производство чистошерстяных и полушерстяных платков и шалей, а к концу XIX в. фабрика становится одним из основных поставщиков шерстяных набивных платков на внутренний рынок страны. После Великой Октябрьской социалистической революции Лабзинская фабрика национализируется (она называется Старопавловской фабрикой) и переходит на выпуск хлопчатобумажных тканей.В 1922 г. при ней открылась школа фабрично-заводского ученичества, в которой 50 учеников обучались ткацкому ремеслу. Однако из-за недостатка шерстяного сырья в 1924—1925 гг. фабрика стала вырабатывать хлопчатобумажные платки — гладкоокрашенные, печатные, вышитые, набивные. Из шерстяных тканей изготовляли бежевые платки. Чистошерстяные набивные делали эпизодически по специальным заказам на экспорт, для выставок. В конце 20-х годов обновилась энергетическая и технологическая база, и фабрика вместе с Ленской фабрикой была переименована в Павловский платочный комбинат, а затем — в фабрику имени X годовщины Красной Армии.В 20—30-е годы в декоре набивных платков преобладал традиционный цветочный орнамент, состоящий из цветов с листьями, чаще из васильков, маков, ромашек и других полевых цветов. Иногда цветы и листья сочетались с .фруктами и ягодами. В сере­дине 20-х годов возникает геометрический орнамент. С 1928 г. вводятся рисунки, пропагандирующие достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Постепенно появляются изящные рисунки, полные гармонии, движения. Мастера великолепно знали форму цветка, владели традиционной павлавской компоновкой.Великая Отечественная война прервала работу фабрики. .Массовое производство набивных хлопчатобумажных платков на этом предприятии возобновилось в 1945 г. Еще через пять лет начался выпуск набивных чистошерстяных платков. Постепенно все разнообразнее становились рисунки, ярче и сочнее цветовая гамма.В 50-е годы с возобнавлением набойки чистошерстяных тканей на фабрике сложился творческий коллектив художников.В 1956 г. фабрика приступила к выпуску платков из уплотненной ткани с шелковой бахромой. Платки — вышитые, тамбурные, пестротканые и бежевые — изготовляли на печатных машинах и способом ручной набойки. К концу 50-х годов началось техническое обновление фабрики. Техническая модернизация предприятия продолжалась и в 60-е годы. Созданное Московское производственное платочное объединение (МППО) открыло новую главу в истории старейшего платочного предприятия. Оно специализировалось на выпуске разнообразных платков.Современный ассортимент изделий Московского производственного платочного объединения представлен в основном набив­ными печатными, вышитыми платками и в небольшом количестве набивными шерстяными тканями, покрывалами, скатертями. Но славу павловопосадской набойке принесли платки ручной работы, которые привлекают яркостью красок, изяществом и красотой узоров. Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья. Наиболее типичный рисунок — красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны. Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Часто исполняется рисунок и другого рода — концентрические круги, составленные из цветочных пирамид. Довольно широко распространены рисунки восточного типа, так называемые турецкие огурцы. Выпускают платки и с тематическим орнаментом.Многие платки имеют названия: «Русская красавица», «Золушка», «Ярославна», «Лебедушка», «Концертный», «Летний вечер», «Майские сумерки».Выпускаемые павловопосадскими художниками выставочные и уникальные шали также носят названия: «Боярышня», «Золотые россыпи», «Времена года», «Голубые лилии», «Аккорд», «Изумрудная», «Мелодия», «Русь».

 

А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных). – Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема). – Понятна ли вам закономерность?  Задание для 2-4 учеников (выполняется у доски): – Сделайте, пожалуйста, схемы к платкам. Учащиеся класса проверяют правильность выполненного задания, анализируют. – Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами. – Где же он берет узоры? (ему показывает мать-природа).   

Рассмотреть слайд красивой бабочки (затейливый узор, симметричность расположения одних и тех же элементов на крыльях, каемки  по краю крыльев) и цветка (от центра отходящие в стороны лепестки).

На шелка легли узоры всей земли: Небеса, поля и горы зацвели. Яркой выдумкой и цветом, и каймойТкань соперничает с летом и зимой. И равнины из сатина напоказ,Пламя клена и рябины манит глаз. Если мы платок расстелем на поля,То еще красивей станет вся земля.

Звучит мелодия «сибирский пляс», девочки выходят в хоровод с платками, а мальчики играют на ложках.

Практическая работа выполняется под русскую народную музыку (15 минут).

 – А теперь мы приступим к росписи платка. Кто сегодня из братьев-мастеров ведущий и будет нам помогать? (мастер Украшения). Возьмите бумагу нужного вам цвета. Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. Рисунок схемы платка советую сделать вам светлой краской, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, продолжать роспись платка. – Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры. Желаю вам творческой удачи!

Итог урока (5 минут).

Устроить выставку платков. Отметить их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость. Восхититься любовью ребят к бабушкам, мамам, сестренкам. Поблагодарить ребят за работу. Дети благодарят мать-природу за ее подсказку, богатство природных форм, цветовых сочетаний. Урок закончить словами «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля».

Домашнее задание (3 минуты).

Подумать, над чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства в доме, что еще в доме они расписывали.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока "Мамин платок"

Открытый урок в 3 В классе по ИЗО

«Мамин платок»

Цели: познакомить учащихся с народным промыслом «Павлопосадские платки»; нарисовать и расписать платок маме на День матери; развивать эстетическое восприятие, творческую фантазию в украшениях платка; формировать знания и умения по росписи платка; воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: выставка платков, презентация, бархатная бумага, восковые мелки, эскизы платков, надпись «Ярмарка платков»

Вид деятельности: рисование восковыми мелками на бархатной бумаге.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. - Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать урок?

Д. - Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний.

У. – Ребята, мы с вами сегодня побываем на выставке. А на какой – вы узнаете, отгадав загадку.

Разноцветные цветы

Расцвели на ткани

Напечатаны они

Умелыми руками.

В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный

Значит … (павловский платок)

У. – Правильно, это платок А что такое платок?

Д. – Это предмет одежды, квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане.

У. – Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Д. – Будем рисовать и расписывать платок.

III. Знакомство с новым материалом.

У. – Да, мы будем сегодня расписывать платок. А как вы думаете, почему платок? Для кого мы будем это делать?

Д. – Для наших мам. Скоро праздник – День матери.

У. – Правильно, ребята! Каждый год в последнюю субботу ноября отмечается Всемирный День матери. В этом году он будет 26 ноября. Мы с вами можем и купить подарок маме, но считается что лучший подарок – это то, что сделано своими руками. Ещё с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарили в знак добрых чувств, любви и внимания. Его сначала носили поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок сохраняет связь с далёким прошлым. Его носят и сейчас.

IV. Работа с выставкой.

У. – Ребята, посмотрите сюда, у нас сегодня выставка платков. Давайте их внимательно рассмотрим. Какие они?

Д. – Яркие, красивые…

У. - Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

У. – А какие цветы преобладают на узорах платков? (Розы)

У. – А вы знаете где выпускаются такие платки?

У. – Эти знаменитые во всём мире платки выпускает фабрика, которая находится в городе Павловский Посад в московской области. Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза.

Давайте познакомимся с технологией изготовления этих платков.

1. Работа над каждым изделием начинается с рисунка - «крока» .

2. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: " манеры" и "цветки". "Цветки" резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски.

3. С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов. 

4. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную.

5. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы — выполняются без участия человека.

6. В современном производстве выпускаются шали с количеством красок до 23.

7. Изделия предприятия неоднократно участвовали на отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Толковый словарь

НАБО́ЙКА.

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком. 

НАБИВНО́Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ́РА.

устар. Фабрика, преимущественно текстильная. 

V. Игра- физминутка.

У. - Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами).

У. - Чтобы проверить, не путаете ли вы, к какой группе относится тот или иной цвет, предлагаю выполнить игровое задание. У меня есть две вазочки и цветы разных оттенков. Необходимо разложить эти цветы в вазочки. В одну вазу надо положить цветы теплых оттенков, в другую - холодных. Класс будет анализировать, правильно ли выполнено задание. Прошу тех, кто будет раскладывать цветы, вслух называть название тона и комментировать, какой он — теплый или холодный.

У. – А теперь подумайте, какие тона – холодные или тёплые – понядобятся для следующих знакомых вам образов.

- Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Снегурочки?

- Почему? (зимний персонаж, снег, холод)

- Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Матрёшки?

- Почему? (яркая, весёлая, забавная игрушка, символизирует русский народ, сувенир)

У. – сегодня мы будем расписывать платок на бархатной бумаге. Как вы думаете, почему именно бархатная бумага?

Д. – Она мягкая, бархатистая, тёплая на ощупь, как мама.

У. – Сейчас вы выберете цвет – фон для вашего платка. При этом вы должны учитывать, что цвет передаёт облик хозяйки платка, её характер и даже внешность. Выберите цвет, который соответствовал бы именно для образа вашей мамы.

У. – Цвет мы выбрали, теперь нам нужно сделать эскиз. Посмотрите на бумагу, можно ли карандашный рисунок стереть ластиком с бархатной бумаги?

У. – Поэтому мы будем рисовать эскиз на обратной стороне (изнанка), а расписывать будем восковыми мелками с лицевой стороны по отпечатанному рисунку. Эскиз платка вы можете выбрать из предложенных, или придумать своё, включив свою фантазию.

VI. Самостоятельная работа

Готовые платки вывешиваются на доске.

У. – Посмотрите ребята, какие красочные, яркие платки у нас получились. Мы отлично все поработали. Уверена, что мамам очень понравятся ваши платки, ведь вы вложили в них любовь и тепло ваших сердец.

VII. Итог урока.

У. – С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

У. – На этом наш урок окончен. Принимайтесь за уборку ваших рабочих мест.

multiurok.ru


Смотрите также