Конспект занятия "Перелётные птицы" в младшей группе. Рисование на тему перелетные птицы во второй младшей


Конспект занятия "Перелётные птицы" во второй младшей группе - 19 Мая 2015

Программное содержание:

1.Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию:

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика:

Пришла весна,

сосульки тают,

Запели первые ручьи,

Медведь берлогу

покидает,

А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово

Хлопки на каждое слово

Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

Ритмичные хлопки на каждое слово

Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда. Птиц нет, тишина.

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

- Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

- Чем он питается? (мелкими грызунами)

- Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

- Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? ( нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

- Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

- Кто Вы такой?

- Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

- Птенцами..

- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

- Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

- Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам .на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

- Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

- Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

(Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.)

- Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Давайте рассмотрим это дерево. Скажите:

- какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

- какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

- какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

- что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

- что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

- что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

- что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

- где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

- где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

голова. Рисуют в воздухе руками круг

Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

(Во время работы детей повторить гигиенические правила письма).

Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Слышится пение птиц.

Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц».

Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

udarenieru.my1.ru

Конспект занятия "Перелётные птицы" в младшей группе

Задачи: 

Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей). Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, гнездо). Закреплять грамматические категории: 

Родительный падеж множественного числа существительных (ласточек, грачей…). Практическое употребление простых предлогов (в, из, на, перед, за, около). Правильно употребление окончаний существительных в косвенном падеже при построении предложений. 

Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать связную речь (отвечать на вопросы простыми предложениями из трех – четырех слов). Развивать внимание, память, логическое мышление. Формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Закреплять графические навыки (рисование по точкам). Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам. 

Материал: 

Картинки с изображением перелетных птиц. Модель понятия «птица». Мешочек, перышко. Гнездо, птичка. Мячик. Карандаш, картинка. 

Организация детей: 

Часть I. Дети стоят вокруг стола. 

Часть II. Дети сидят полукругом перед фланелеграфом. 

Часть III. Дети стоят вокруг стола. 

Часть IV. Дети стоят перед фланелеграфом. 

Часть V. Дети сидят на полу. 

Часть VI. Физкультминутка «Птичка». 

Часть VII. Дети стоят перед воспитателем. 

Часть VIII. Дети сидят за столом. 

Ход занятия. 

I. – Дети, посмотрите, что я вам принесла (Достать из мешочка перо). 

– Что это? (Перо). 

– Кто его потерял? (Птица). 

– Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах. 

II. – Давайте назовем птиц. Кого узнал Эдик? (Дети отвечают по очереди). 

– Вот сидят все птицы в ряд, 

На ребят они глядят, 

С ними поиграть хотят. 

Сейчас поиграем в игру «Один и много». Послушайте, как будем играть. Например, я говорю: «Одна птица», а вы: «Много птиц». 

(Одна ласточка, один грач, один скворец, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло, одно гнездо). 

– Молодцы. А сейчас покормим птичек. 

Пальчиковая гимнастика 

«Птичка» 

Птичка перышки помыла, 

Птичка крылышки сложила, 

Птичка клювом поводила, 

Птичка зернышки нашла. 

Птичка зернышки поела, 

Птичка песенку запела, 

Птичка крылышки раскрыла 

И тихонько полетела. 

– Как называются эти птицы? (Перелетные птицы). 

– Почему этих птиц так называют? (Птицы улетают осенью, когда наступает холод, в теплые края. А весной возвращаются обратно). 

– Почему эти птицы улетают осенью? Что служит им кормом? (Эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края). 

III. – У меня есть что-то интересное. Подойдите сюда (к столу). 

– Что это? (Гнездо). 

– А это? (Птица). 

– Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде). 

– Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда). 

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда). 

IV. – Подойдем к фланелеграфу. Давайте вспомним, кто такие птицы. Что означают эти картинки? (Дети отвечают по очереди: «Тело птиц покрыто перьями», «У птиц два крыла и две ноги», «У птиц есть клюв», «Птенцы вылупляются из яиц»). 

V. – Садитесь на пол и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду каждому бросать мячик и называть слово, а вы будете говорить, как оно звучит ласково. 

– У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково? (Крылышки). 

(Ноги – ножки, клюв – клювик, глаз – глазик, голова – головка, птенец – птенчик, хвост – хвостик, гнездо – гнездышко, перо – перышко, кукушка – кукушечка, журавль - журавлик). 

VI. – А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг. 

Физкультминутка 

«Птичка» 

Птичка летает, 

Птичка порхает. 

Плавно кружится, 

На ветку садится. 

Ветку нагнули, 

Птичку спугнули. 

Быстро взлетает 

И улетает. 

VII. – А теперь поиграем в игру «Добавь слово». 

У человека квартира, а у птицы гнездо. 

У зверей шерсть, а у птицы перья. 

У человека нос, а у птицы клюв. 

У человека руки, а у птицы крылья. 

У человека ребенок, а у птицы птенец. 

VIII. – Правильно! Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии. 

– Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет. 

– О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Наше занятие закончено.

http://udarenieru.my1.ru/news/konspekt_zanjatija_pereljotnye_pticy_v_mladshej_gruppe/2015-05-19-410

kolokolchik-7dou-krasnoznamenskdou4.edumsko.ru

Интегрированная образовательная деятельность во 2-й младшей группе на тему «Птицы – наши друзья»

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

  • Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в природе.
  • Развивающие: Развивать интерес к жизни птиц. Умение знать и узнавать перелетных птиц: скворцы, грачи, соловьи, ласточки. Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Интеграция образовательных областей: “Познание (формирование целостной картины мира)”, “Музыка”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Художественное творчество (рисование)”.

Предварительная работа: чтение стихов, сказок о птицах, отгадывание загадок, рассматривание картинок и иллюстраций, беседа о птицах.

Материалы и оборудование: маски птиц на каждого ребенка, блюдце молока для кошки Мурки, конверт с контурами птиц на каждого ребенка, клеенки, губки на тарелочках с черной краской для раскрашивания хвостиков, влажные салфетки; аудиозапись “Голоса птиц”.

Действующие лица:

  • Взрослые: Ведущая, Кошка Мурка.
  • Дети: Ласточка (девочка подготовительной группы).

Ход непосредственной образовательной деятельности детей

Зал украшен по-весеннему, зелеными веточками. Под потолком висит солнышко. Дети заходят в зал под запись пения птиц. Ведущая читает стихотворение И. Токмаковой “Весна”.

К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами Черные проталины на полях видны Верно, очень быстрые ноги у весны.

Ведущая. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Весна!

Ведущая. Правильно, весна. А вы знаете, что весной прилетает много разных птиц? Дети отвечают. К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки. Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а еще они приносят большую пользу лесу. Хотите, мы с вами превратимся в птичек?

Дети соглашаются. Им надевают маски птиц.

Покружись, покружись, В птичек малых превратись!

Танец птиц (под музыку русской народной песни “Во саду ли, в огороде”)

1.

Птички малые весной прилетают все домой. (Дети-птички “летают” стайкой по залу) С юга возвратиться надобно всем птицам.

2.

Птички весело весь день танцевали: тень-тень-тень. (Дети выполняют “пружинку” с поворотами вправо-влево) Танцевали поутру, чтобы разбудить зарю.

3.

Здесь жучки и зерна есть, можно вкусно их поесть. (Дети садятся на корточки и ручками показывают, как они клюют зернышки) Поклевать, поклевать, а потом потанцевать

4.

Крыльями взмахнули, перышки встряхнули. (Дети выполняют “пружинку” и взмахивают ручками вверх-вниз) Взмах один, взмах другой, улетайте все домой.

Ведущая. Давайте споем про птичку песню.

Песня “Маленькая птичка”

В зал заходит Кошка Мурка, мяукает.

Кошка Мурка. Кто о птичке здесь поет? кто мне спать не дает?

Ведущая. Ах, вот кто спугнул наших птичек! Нельзя, киска, за птичками охотиться - они наши друзья!

Кошка Мурка. Мне так скучно, нечего делать, вот я и охочусь.

Ведущая. Так ты лучше поиграй с птичками.

Игра “Вот летели птички”:

Ведущая.

Где-то кошка здесь сидит, Баловаться не велит. Слышен шелест по углам, Птички-птички, по домам!

Игра проводится 2-3 раза.

Ведущая. Давайте опять превратимся в ребяток. Дети соглашаются.

Покружись, покружись и в ребяток превратись!

Кошка Мурка. Так это были не птички, а ребятки? Я так не играю...

Ведущая. Не обижайся, киска. Оставайся на нашем празднике, мы тебе молочка дадим и песенку про тебя споем. (Ставит перед киской блюдце с молоком.)

Песня “Киска к детям подошла”.

Киска попила молочка и теперь пойдет спать.

Кошка Мурка прощается с ребятками и уходит из зала.

Вед. Ребятки отгадайте загадку:

Угадайте, что за птичка- Темненькая невеличка? Белый у неё животик. И двойной как будто хвостик. Всех быстрей она летает, мошек на лету хватает, Если к нам летит она- значит , к нам идёт весна.

Дети: Ласточка!

Вед. Правильно, а вот и она к нам в гости прилетела ( под музыку залетает ласточка)

Ласточка. Ласточка примчалась из-за синя моря, села и запела:

“Как февраль ни злится, как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик - Все весною пахнет!”.

Вед. А что это ты нам принесла ласточка?

Ласточка. Здесь в моем конверте лежит задание для детей. Я хочу, что бы дети помогли мне нарисовать хвостики у моих друзей птичек-невеличек.

Вед. Наши детишки с удовольствием тебе помогут ласточка, они у нас очень любят рисовать. (Рисование пальчиками хвостиков на контуры птиц).

Ведущая. Ребятки, нам пора возвращаться в свою группу. Наши игрушки без нас скучают.

Под запись “Пение птиц” дети выходят из зала.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также