3 класс. Изобразительное искусство. Тема. Художник в цирке. Рисование на тему в цирке


3 класс. Изобразительное искусство. Тема. Художник в цирке.

3 класс. Изобразительное искусство.

Тема. Художник в цирке.

Учебник (с. 76–79)

I. Организационный момент

Подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока

– Вы уже знаете, что без художника нельзя сделать красивыми и уютными ни наши дома, ни город. А что еще может делать художник? Третья четверть будет посвящена изучению роли художника в создании зрелищных искусств. Отгадайте загадку – тему урока:… Есть страна на белом свете, где сильны все и отважны:

Звери взрослые и дети – ловок там и весел каждый.

Обезьяны, попугаи, тигры, львы, слоны, медведи

Здесь танцуют и играют, ездят на велосипеде.

Посмотрите-ка: гимнасты, силачи и акробаты

Ловко ходят по канату, – тут артист и клоун каждый. (Цирк.)

Слушают учителя,отгадывают загадку

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративныйрассказ с элементами беседы

Беседао цирковых

профессиях.

– Кто из вас хоть один раз был в цирке? Цирк любят взрослые и дети. Цирк в переводе с латинского означает «круг». Как вы думаете, почему это зрелище так назвали? Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы. Один из старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре – считается одним из лучших цирков мира. Самым большим цирком в мире является Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка. Какие цирковые профессии вы можете назвать?

– Профессии фокусника, гимнаста, клоуна, дрессировщика, я думаю, вам хорошо знакомы. А знаете ли вы, кто такой жонглер? (Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы. Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.)

– Как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной? (клоуна). А почему?(любимец детей, весельчак, смешной, яркий, пестрый, красочный вид)

Работа цирковых артистов часто очень опасна, поэтому в цирке работают только смелые люди. Ведь никогда не знаешь, например, что на уме у (с виду спокойного) льва или тигра. Каждый дрессировщик может показать на своем теле следы ран, оставшихся от нападения на них зверей. А гимнасты, легко перелетающие с одной трапеции на другую? Сколько у них травм от падений! Но все они очень любят цирк.

Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают

на вопросы

Участвуют

в коллективной беседе, отвечают

на вопросы

Беседа

«Художник

и цирк».

Просмотр мультимедийной презентации

– Кто делает костюмы цирковым артистам?( художник по костюмам.) Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой. Какие цвета в одежде артистов? (Светлые, солнечные)

– С помощью цвета можно передать настроение. Что еще использует художник для создания образа клоуна? Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает и грим, который делает его лицо очень забавным. Художник в цирке что еще может делать? (Оформление сцены, фойе, афиши.)

Слушают учителя, участвуют

в коллективной беседе

III. Творческая практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем делать?»

– Сегодня будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Жил на арене рыжий клоун, как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды дарил он радугу надежды

И детворе, и людям взрослым с ним было сказочно и просто.

Сияли искорки-веснушки на щечках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном, жилет в горошек, бант зеленый,

Штаны бордовые на лямке…портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем зажигая зал, наш клоун небо рисовал…

Мелками синим, желтым, белым изображал шутя, умело

И дождь грибной, и облака, что стали тучками, слегка. И – солнце – жарким желтым шаром – всем от души дарил – задаром… О. Уваркина

– Вы можете выбрать и нарисовать ту сценку, которая вам больше всего понравилась.

– Какое настроение вы должны передать в рисунке? Обратите внимание на костюмы цирковых артистов. Почти в каждом из них мы видим присутствие контрастных цветов. Где расположены контрастные цвета на цветовом круге?

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на воп-

росы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями

учителя,демонстрирующего некоторые приемыработы

Практическое задание

– Выполните рисунок на тему «Что мне понравилось в цирке»

Выполняют задание

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставкаи оценивание результатов работы

– Что нового вы узнали на уроке?

- Какие профессии цирка вы запомнили?

- Кто такие жонглеры?

- Чем занимается художник в цирке?

- Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

- Какое у вас настроение? Выберите подходящий смайлик

Рассматривают выполненные изделия

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему: «Художник в цирке»

Цель: развитие эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательная:

- расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка;

- раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая:

- развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета;

- развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

- развивать практические навыки работы с художественными материалами, в том числе в программе «Paint».

Воспитательная: воспитывать уважение к труду цирковых артистов;

Оборудование для учителя:

мультимедийное оборудование, ПК, экран, шаблоны клоунов, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны».

Оборудование для учащихся: ПК, карандаш, ластик, альбом, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. У каждого ученика набор смайликов (приложение).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя детей на тему урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

II. Актуализация знаний

- Что вы изучали на прошлом занятии?

III. Постановка темы и цели урока

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока

Есть страна на белом свете,

Где сильны все и отважны.

Звери взрослые и дети –

Ловок там и весел каждый.

Обезьяны, попугаи, тигры,

Львы, слоны, медведи

Здесь танцуют и играют,

Ездят на велосипеде.

Посмотрите-ка: гимнасты,

Силачи и акробаты

Ловко ходят по канату, -

Тут артист и клоун каждый

- Как называется эта страна? Дети: Цирк! (Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)

- А кто из вас хоть один раз был в цирке?

- Великолепно, хорошо! Цирк любят взрослые и дети.

Рассказ учителя

Цирк - в переводе с латинского означает  «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в 2010 году. А в этом году этот праздник будет отмечаться уже в третий раз.

Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Династия Дуровых. Он создал учреждение "Театр Крошка", где выступали дрессированные животные.

Кио – династия иллюзионистов.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Основоположник династии Иван Лазаревич Филатов – артист-дрессировщик хищных животных, а также основатель системы зооцирков в СССР.

Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк", созданный Валентином Филатовым в 1949 году.

Багдасаровы – династия укротителей тигров, которая берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.

Беседа о цирковых профессиях

- Какие цирковые профессии вы можете назвать?

(Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.) Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик, я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?

Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы». 

 Эквилибристика - упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

- А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной?

Правильно. А почему профессия клоуна считается самой сложной?

- А давайте опишем представителя этой профессии (любимец детей, весельчак, смешной, яркий…).

- А что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

- Как вы думаете, кто делает костюмы цирковым артистам?

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

- Какие цвета присутствуют в одежде клоуна? (светлые, солнечные и т. д.)

- Как одним словом можно сказать? (яркие)

- Какое настроение у вас становится, когда вы видите клоуна в такой одежде?

 Да, оказывается с помощью цвета можно передать настроение.

Что еще использует художник для создания образа клоуна?

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным

- Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун.

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

Дарил он радугу надежды:

И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

Сияли искорки – веснушки

На щёчках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном,

Жилет в горошек, бант зелёный,

Штаны бордовые на лямке…

Портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем, зажигая зал,

Наш клоун небо рисовал…

Мелками синим, жёлтым, белым

Изображал, шутя, умело

И дождь грибной, и облака,

Что стали тучками, слегка,

И – солнце - жарким жёлтым шаром -

Всем от души дарил - задаром…

1: Комплекс упражнений для глазИсходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

Упражнение.1.Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)Упражнение 2:Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз-прямо, вправо – вверх -прямо, вправо - вниз-прямо, влево - вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.Упражнение 3:Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее.Упражнение 4:Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

IV. Творческая практическая работа.

(Вспомним технику безопасности при работе с компьютером)

Объяснение последовательности рисования клоуна в графическом редакторе «“Paint”»

Объяснение последовательности рисования клоуна в альбоме

Посмотрите на схему. Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна? (Голова, туловище, руки, ноги)

- Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

- Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги? (Овал)

Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.

Руки не очень короткие и недлинные.

- Кто напомнит, с чего начинаем рисовать? (С расположения листа)

Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально.

Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

Последовательность выполнения работы:

 1. изобразить фигуру клоуна  в движении;                                                                                           2. одеть фигуру в яркий костюм;

3.  нарисовать на лице клоуна смешной грим.

V. Итог урока

Выставка рисунков. Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры? Чем занимается художник в цирке?

VI. Рефлексия

- Какое у вас настроение? Выберите подходящий смайлик.

infourok.ru

План-конспект урока по теме "Художник в цирке". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:  

Обучающие:

  • раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомить с цирковыми персонажами, назначением реквизитов;
  • укреплять межпредметные связи.                                                                                                                                                                  

Развивающие:

  • развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
  • совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;                      

Воспитательные:

  • привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству;
  • воспитывать уважение к труду цирковых артистов;

Оборудование урока:

  • Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре»; работы учителя, цирковые афиши, мультимедиа установка, компьютер, презентация «Художник в цирке».
  • Литературный ряд: стихи В. Приходько о цирке.
  • Музыкальный ряд: весёлый марш.

Материалы: альбомные листы, восковые мелки, пастель, ножницы.

Задание: выполнить восковыми мелками рисунок фигурки артиста цирка, вырезать, прикрепить магнитиком на плоскость коллективного панно «Парад Алле».

Ход урока

I. Организационный момент.   

Создание эмоционального настроя детей на тему урока. (Звучит музыка.)                                                                                                                             

II. Актуализация знаний.

– На прошлых уроках мы познакомились с работой художника в театре. Чем занимается художник в театре кукол? (Оформляет сцену, готовит декорации, рисует занавес, афиши, эскиз кукол, одевает их.)

III. Постановка темы и цели урока.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке» (К презентации прилагается видео – мультфильмы (Приложение 1)).)

– Есть ещё одно зрелище, которое дети любят больше всего – это цирк. (Слайд 1)

– Цель нашего урока раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомиться с цирковыми персонажами, назначением реквизитов. (Слайд 2)

– Как вы думаете, найдётся ли работа для художника в цирке? (Слайд 3)

1) Рассказ о роли художника в цирке.

Знакомство со словом «Реквизит» – совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для цирковой или театральной постановки (театр.). (Слайд 4) 

2) Рассказ из истории цирка.                                                                                                                  

Цирк – в переводе с латинского означает  «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появи– лось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.

Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. (Слайд 5) Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников.  

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. (Слайды 6, 7) В 1873 году братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России.

3) Чтение стихов В. Приходько подготовленными учениками.

Спешит друзьям на смену Мартышка на арену, Велит коню: «Поехали!» Жонглирует орехами. (Слайд 8)

Очень вежливо и ловко Всем поклон отвесил слон. Просто чудо дрессировки, (Слайд 9) Что такой способный он.

До чего смешные шутки! Кот – клоун, и атлет. (Слайд 10) Только скуке, только скуке На арене места нет!

– Какие цирковые персонажи встретились вам в рассказе и стихотворении? (Слайд 11)

– Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате и т. п. (Слайд 12)

4) Знакомство с французским живописцем и его картиной «Девочка на шаре» (Слайды 13, 14)

Физкультминутка.                                                                                                                       

IV. Задачи урока

– На этом месте через несколько минут должна засиять огнями, всеми красками циркового представления арена. (На доске вывешено изображение арены.)

– Начнётся представление с необычного парада, его называют «Парад Алле». (Слайд 15) К нему нужно серьёзно подготовиться не только артисту, но и художнику, т.к. от него зависит красочность начала представления. Что для этого нужно сделать?                                                                                                                                                             

V. Творческая  работа.                                                                                                          

1) Составление плана работы: (Слайд 16)

а) Выбрать артиста определённого жанра.

б) Изобразить фигуру артиста в движении.

в) Одеть фигуру в яркий костюм.

г) Прикрепить к доске «освободив её от плена белого листа».

2) Повторение правил работы с ножницами.

3) Выполнение учебной задачи. (Звучит музыка.)

За 2-3 минуты до окончания самостоятельной работы организовать панно, разместить работы.

VI. Итог урока.

Рефлексия. (Слайд 17)

– Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

Анализ работ:

– Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием, хорошее представление подготовили артисты цирка для детей.

– Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. Молодцы! Всем спасибо!

VII. Домашнее задание.

Вспомнить все практические задания, которые выполнялись в этой четверти, еще раз подумать о деятельности художника, участвующего в создании спектакля, зрелища.    

Список используемой литературы:

  1. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Толковый словарь русского языка Ушакова

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также