Вопрос. Методика организации уроков по рисованию на темы. Рисование на темы окружающей действительности


Рисование на темы

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображе­ние различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-' тературных произведений, творческие сочинения картин на разнооб­разные темы, придуманные самими детьми (см., например, рис. 43).

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобра­зительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графи­ческим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выра­зить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосред­ственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окру­жающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен прохо­дить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зави­сит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, ак­тивизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-

108

43. "Поезд идет ". Рисунок ученика 7лет.

но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из твор­чества выдающихся художников.

44. "Помощь колхозу ". Рисунок ученика 15 лет.

Здесь можно рекомендовать следующую литературу: Е. В.Шорохов. Тема­тическое рисование в школе. М., 1975; Е. В. Ш о р о х о в. Методика преподава­ния композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977; Б. М. Н и к и ф о р о в. Путь к карти­не. М., 1971; Художественное твор­чество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.,1972; Повышение эффективности уроков изобрази­тельного искусства. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1975; Изобразительное искусство в школе. Сб. мат. и докл. М., 1990.

Изображение сюжетов из ок­ружающей действительности желательно строить таким обра­зом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры (рис. 44).

109

45. Б. В. Иогансон. "Допрос коммунистов ".

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями че­ловеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагают­ся задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для препода­вателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным ми­ром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представле­ния и воображения.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Школьной программой по рисованию предусмотрены также спе­циальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчест-

110

вом выдающихся живопис­цев, скульпторов и архи­текторов. Дети узнают, как и какими средствами ху­дожники добивались идей­ной глубины, эмоциональ­ной выразительности своих произведений.

46. А. А. Пластов. "Ужин трактористов ".

Систематическое озна­комление учащихся с про­изведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведе-_ниях художников как в фо­кусе собраны типичные яв­ления жизни; эти произве­дения заставляют по-ново­му смотреть на мир, подме­чать его красоту. Умения и навыки в области восприя­тия и оценки художествен­ных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются - начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средст­вом не только эстетического, но и идейно-политического воспита­ния учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке учитель показывает репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т. д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечата­ется в его сознании (рис. 45, 46).

Для подготовки к беседам об искусстве можно рекомендовать: Беседы о живописи в школе. М., 1966; В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., 1968; Н. А. Д м и т р и е в а. Краткая история искусства. М., 1969;

111

П. К. Суздалев. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. М., 1963; В. К е м е н о в. Против абст­ракционизма в спорах о реализме. Л., 1969; Искусство и военно-патриотиче­ское воспитание школьников. / Под ред. В. В. Неверова и Б. М. Сапунова. М., 1975; Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся.

Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последо­вательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования опреде­ляется крутом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каж­дому учащемуся. Объем и содержание определяются учебным пла­ном и программой.

Учебная программа содержит в систематизированном виде пере­чень всех тем заданий и постановок, которые составляют содержание рисования в средней школе. Весь учебный материал распределяется по годам обучения на основе учета возрастных особенностей школь­ников. Определяя объем знаний, умений и навыков по рисованию, программа дает учителю указания о последовательности изучения и планирования материала. Новые задания вводятся по мере овладе­ния необходимыми для их сознательного выполнения знаниями и навыками.

В учебной программе имеется объяснительная записка, в которой сжато и ясно излагаются цели и задачи преподавания, указываются основания для предлагаемого содержания занятий и дается общее методическое направление работы.

Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные про­граммой цели и задачи, необходимо прежде всего хорошо усвоить методику работы с учениками, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Только при наличии правильного методического руководства учениками рисо­вание в школе приобретает нужное образовательное и воспитатель­ное значение.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

studfiles.net

Вопрос. Методика организации уроков по рисованию на темы.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос 7. Особенности решения художественного образа в рисунках школьников 5-7 классов.

В изобразительной деятельности детей можно отметить несколько характерных приемов выделения ведущего композиционного элемента: тоном; выделение цветом (контраст цветов); «пробелом»; размером; месторасположением; атрибутом»

«Примитивные» изображения, характеризующиеся перечислением отдельных деталей изображаемого, резко сокращаются в 5 классе и исчезают в 6-7 классах, уступая место «поисковым» изображениям, передающим форму изображаемого объекта сложной, нащупывающей линией.

В развитии композиции детского рисунка наблюдается переход от одной горизонтали к двум, а затем к многострочности композиции — от горизонталей к перспективе. С возрастом построение композиции становится все более устойчивым, что объясняется накопленным изобразительным опытом ребенка, его «насмотренностью» и принятым шаблоном изображения.

В период обучения в 5-7 классах ученик на рисунке поворачивает человеческое лицо в профиль, поскольку такой ракурс легче передает движение и позволяет почувствовать пространство между изображенными объектами.

Подросток, сталкиваясь с необходимостью практического перехода от детского рисования к «взрослому» творчеству с присущими ему проблемами движения, пространства и освещения, стремится исключить из своей работы трудности. Школьники иногда полностью отказываются от изображения людей, пытаясь под тем или иным предлогом объяснить их отсутствие в изображенном пространстве. Пристрастие к рисованию в дошкольный период и в период начальной школы у подростков впоследствии нередко переходит в равнодушие. Эту трансформацию можно рассматривать как показатель подросткового «кризиса рисования» и начала самостоятельного художественного развития.

У школьников 5-6 классов наблюдаются более тонкие отношения в передачи контраста цветов, выстроенные на понимании таких качеств цвета как светлота и насыщенность, но количество таких работ очень незначительное. Накопленный социальный опыт, умение ориентироваться в окружающей действительности положительно сказывается на выявлении смысловых связей в рисунках. Сдерживающим моментом здесь является затруднения в изображении (правильности изображения) отдельных объектов, связанные с перестройкой изобразительной деятельности детей в 11-12 лет. Композиция может выстраиваться с второстепенных объектов, предполагая последующее изображение главного объекта. Нормальное развитие ребенка почти всегда сопровождается ясно выраженным расположением ведущего объекта в рисунке. В подростковый период, в условиях профессионального руководства детьми осуществляемого художником-педагогом, встает задача привития учащимся способности обобщения в изображении объектов действительности, придачи им художественной выразительности за счет выделения тех или иных признаков предметов.

Эффективность художественного развития учеников 5-7 классов повышается при выполнении следующих условий: учет специфики возраста; предложение выполнения композиционных работ в различных техниках; использование методов развивающего обучения.

 

Вопрос. Методика организации уроков по рисованию на темы.

Наиболее правильный и эффективный вариант проведения урока тематического рисования учителем, по-нашему мнению, может быть следующим. Сначала педагог подробно объясняет тему урока (двух уроков), раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета, композиции, построения линейного рисунка и цветового решения. Если сюжетный рисунок выполняется в течение двух-трех уроков, то после первого учитель разбирает наблюдаемые учениками в жизни сюжеты, предлагает им выполнить зарисовки с натуры и по памяти. Второй, длительный этап урока - самостоятельная работа учащихся. Педагог ведет фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, используя различные методические приемы.

Заключительный этап работы над композицией - просмотр и анализ выполненных рисунков.

Порядок подготовки к выполнению рисунка учащимися I-IV классов и процесс работы над композицией на заданную тему может быть следующим:

1) выбор темы;

2) компоновка сюжета;

3) наблюдение окружающей жизни в связи с темой (в том числе и при иллюстрировании литературных произведений) - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движений и фигур людей, интерьеров;

4) наброски с натуры (в карандаше или цвете), выполняемые в классе, на улице, дома;

5) выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) с использованием натурного материала в композиции; работа над сюжетным рисунком может включать и выполнение второго, более полного эскиза, обогащенного наблюдениями окружающей жизни, а также набросками с натуры отдельных объектов. Второй эскиз возможен в случаях, когда рисунок выполняется в течение трех уроков;

6) выполнение окончательного рисунка (в карандаше и в цвете) с использованием натурного материала;

7) обсуждение выполненных работ.

Для учащихся I - III классов реализация таких этапов плана, как выполнение набросков с натуры и эскиза композиции, имеющих нередко самостоятельное значение во всей подготовке к выполнению законченного рисунка, бывает затруднена. Чаще они ограничиваются проведением целенаправленных наблюдений.

Подготовка к созданию композиции будущих рисунков у детей начинается при выборе темы. Учитель определяет характер сюжетного рисунка: рисунок на темы окружающей жизни, на основе воображения или иллюстрирование литературных произведений. Объяснение задания должно быть доходчивым и возбуждать у школьников интерес к теме. Во время беседы об изобразительном искусстве, помимо анализа идеи, сюжета и образов произведений, преподаватель обращает внимание школьников на композиционное решение картины. После урока-беседы об искусстве, проводя рисование на тему из окружающей жизни (по выбору учащихся), учитель подробно разъясняет варианты сюжетов и композиционные решения рисунков. Сначала он называет несколько интересных тем. В каждой из них выделяется несколько сюжетов. При этом разъясняется термин «тема». Раскрывая тему, связанную с содержанием литературного произведения, преподаватель должен обязательно обратить внимание учащихся на идейный смысл басни, рассказа и т. д. Объяснение темы заканчивается рассказом о возможных сюжетах рисунка. Здесь следует объяснить термин «сюжет». Это нужно сделать подробно в I классе, так как этот термин для первоклассников новый. В последующих классах это понятие раскрывается глубже, полнее. Называя в каждой теме несколько сюжетов, преподаватель тем самым уточняет для учеников те эпизоды, которые они думают изобразить на рисунке, конкретизирует круг изображаемых задач. В процессе компоновки учитель напоминает ученикам, что выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков. В процессе объяснения учитель должен обязательно обратить внимание учащихся на то, что при продумывании композиции они должны представить себе перспективное, пропорционально-конструктивное построение изображаемого, цветовое решение и вспомнить, какие правила композиции помогут сделать работу выразительной и интересной. На стадии компоновки работы учитель должен проследить выбор учениками формата, который наиболее удачно подходит для выявления замысла. Цветовое решение композиции должно быть продумано учениками еще до начала работы. Важным методическим моментом на заключительном этапе выполнения рисунков и подведения итогов является оценка педагогом работ и обсуждения их вместе с учащимися.

 

megapredmet.ru

Сюжетное рисование на темы окружающей действительности и иллюстративное рисование на уроках тематического рисования.

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображе-ние различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-' тературных произведений, творческие сочинения картин на разнооб-разные темы, придуманные самими детьми

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобра-зительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графи-еским языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окру-жающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен прохо-дить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зави-сит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, ак-тивизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.

Изображение сюжетов из ок-ружающей действительности желательно строить таким обра-зом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями че-ловеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для препода-вателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным ми-ром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представле-ния и воображения.

Тематическое рисование в школе является одним из основных видов работы. Тематическое рисование – играет большую роль в развитии творческой фантазии, наблюдательности и мыслительной активности школьников, в их художественно- эстетическом воспитании. Уроки тематического рисования можно разделить на несколько групп, в частности: рисование на темы, предложенные учителем из окружающей действительности, по наблюдению, по представлению и воображению, иллюстративное рисование на темы литературных произведений. Темами для рисования в школе могут быть: времена года, жизнь детей в школе и вне ее, то что наблюдают учащиеся: сельскохозяйственные работы, строительство, транспорт.

Рисунки на темы из окружающей жизни выполняют в начальной школе большей частью по памяти, по представлению. Активизация творческого воображения учащихся достигается разбором темы, показом репродукций, картин, привлечением к беседе литературных произведений. Средством обогащения детей нужными наблюдениями является экскурсия, выход учащихся к месту, заранее избранному учителем, сопровождающаяся специальной беседой. В 1 классе дети выполняют рисунки на темы пейзажного характера: «Времена года»; во 2-м классе в пейзаж вводится изображение человека, что, конечно, обогащает возможности выражение темы, делает более интересным сюжет. Однако, поскольку рисовать человека детям еще трудно, изображение делаются небольшими - человек лишь как бы дополняет пейзаж. В средней и старшей школе занятия тематическим рисованием уже прочно опираются на умения перспективного изображения, которые дети получают на уроках рисования с натуры. Выполнение задания учащимися этих классов все более связывается с проведением предварительных зарисовок предметов, хотя наблюдения по-прежнему являются основным методом рисования на темы. Значительно увеличивается значение в этих классах изображения человека в тематическом рисунке – оно делается крупнее, на передачу его пропорций, строения обращается уже достаточно внимания.

Иллюстративное рисование. В начальной школе учащиеся иллюстрируют сказки, басни, стихотворения, рассказы. Наиболее часто иллюстрируются сказки, выбираемые учителем в соответствии с задачей как обучения рисованию, так занятий чтением. Рисование иллюстраций усугубляет понимание детьми содержания литературного произведения, делает более ясными образы и дает возможность учащимся выразить свое отношение к прочитанному. Проводя урок иллюстрированного рисования, учитель кратко напоминает детям содержание произведения и эпизоды приготовленные для иллюстрирования. В ходе беседы он может показать иллюстрации к произведению, выполненные художниками и имеющиеся в книжках для детей, сборниках сказок, которые затем убираются, чтобы не связывать творческое воображение.

 

2.cyberpedia.su


Смотрите также