Открытый урок ИЗО по теме "Красота русского народного костюма". 6-й класс. Рисование национального костюма 2 класс


Конспект урока по изобразительному искусству " Русский народный костюм"

ОГБОУ «Шацкая кадетская школа – интернат»

по изобразительному искусству в 5 классе

Подготовила и провела

Маркушова Т.Е.

Учитель ИЗО

I квалификационная категория

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.

Задачи:

Обучающая: Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Развивающая: Закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире. Развитие творческого мышления у детей.

Воспитательная : Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

Тип урока: комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.

Оборудование:

Для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

Для учителя: куклы в костюмах, презентация, карточки с названиями элементов костюма, русская народная музыка.

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Вводная беседа по теме.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов.

Ход уроков.

1 урок.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Сегодня мы отправимся на урок-экскурсию в музей.

А вот ответ на вопрос, чему была посвящена экспозиция нашего виртуального музея , вы скажите мне в конце урока, договорились?

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Прослушайте эти строчки:

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение?( народный костюм)

Куда и для чего люди одевали одежду?

3.Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме?

Итак, кто попробует сформулировать тему урока?

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать…

4.Постановка учебной проблемы.

-Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

 - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

  - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах  земли  Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

 - Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?

5.Изучение нового материала.

Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,По выставке пройдемся не спеша,Рассмотрим древнерусскую одежду:Не правда ли проста и хороша!

(Показывается 2 фото русского женского костюма)

« По одежке встречают…»

Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.

Основой женского народного костюма была рубаха. « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.

-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?

-Какую роль играла вышивка на рубахе?

-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?

- Каково их значение?

Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.

Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники»

-Как вы думаете, что там находилось?

На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом . Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой. Поверх рубахи, поневы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник или шушпан из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Завершал праздничный костюм головной убор.

-Какие русские головные уборы вы уже знаете?

-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы.

Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями

В южных районах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок. Форма кокошника также была разнообразная.

Мужской костюм был менее затейлив. Он представлял собой сочетание рубахи и портов.

Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой.

Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные).

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

6.Творческая практическая деятельность учащихся.

Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. Но для начала нам нужно нарисовать модель куклы: женскую или мужскую фигуру.

(Ученики работают индивидуально. Индивидуально выбирают материалы для работы.)

7.Итог урока, рефлексия.

Так в какой музей мы совершили путешествие?( в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме( народный праздничный костюм)

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

2 урок.

  1. Организационный момент.

А)Проверка готовности учащихся к уроку .

Б) Мобилизующее начало урока.

На доске: 1 2 3 4 5

На доске я написала цифры от 1 до 5. Разве у нас урок математики? Для чего же я их написала цифры?

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

2.Актуализация опорных знаний и умений.

-Вы любите отгадывать загадки?

-Тогда давайте поиграем и заодно вспомним, из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм.

1.Меня на тело одевают ,

На Руси меня все знают.

Я не топик не папаха

Догадались –

я ( рубаха)

2.Очень любят здесь и там

Яркий красный (сарафан)

3.Юбку в клетку я надену.

Очень я люблю (поневу)

4.На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю .

С тобой не начинаю спор..

Так думал (головной убор)

5.У ребят есть не одни свои удобные (любимые)(штаны)

Скажите, для чего мы изучаем народный костюм? (Для того , чтобы знать традиции своего народа) .

А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где? (На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду).

Национальный костюм-это визитная карточка любого народа, именно в народном костюме всегда и везде встречают дорогих гостей других стран и народов.

  1. Изучение нового материала.

Женщина в русском народном костюме - цветок. Русский женский костюм многослойный, с множеством деталей.

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. В Рязанской губернии так уж повелось издавна: что ни деревня - то новый костюм! Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность.

Он состоял из рубахи, понёвы, передника-запона и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой.

Поверх рубахи носили понёвы — самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок.

Важной частью женского костюма был головной убор — сорока, кичка, рога.

Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.

В Шацком уезде Рязанской области костюм состоял из рубахи, сарафана, поневы, навершника и шушпана.

До середины 19 века в Шацком уезде бытовал распашной косоклинный сарафан. В народе такой сарафан называли - « клиник», « сукман»,

« китайка». Шили сарафан из 3-х прямых полотнищ и косых клиньев между ними.

Во второй половине 19 века на смену косоклинному сарафану пришел «прямой сарафан» (прямой, московский)- сшитый из 4-6 полотнищ, собранный в верхней части на обшивку, с лямками. Одевался сарафан поверх рубахи. Рубаха была с поликами – с прямоугольными или трапецевидными вставками.

Понева состояла из четырех полотнищ: три из шерстяной или полушерстяной ткани) сшивались вместе, верхний край собирался на гашнике, а четвертое полотнище (легкая нешерстяная ткань) - «прошва» - соединяла три основных. Такая понева называлась «глухая».

Навершник- глухая наплечная одежда был сшит из белого холста, либо из домотканого сукна. В Шацком районе он назывался – «насовчик», «нагрудник».

Еще раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? (Одежда украшена вышивкой)

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение.

Какой орнамент и какие цвета применялись в вышивке? Какую функцию несла вышивка?(Ответы учащихся)

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

4. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. Вам предстоит выполнить эскизы костюмов на ваш выбор. Это могут быть и современные стилизованные ансамбли с элементами народного костюма, и русский народный праздничный костюм со своим авторским орнаментом-оберегом. Работать мы сегодня будем по группам.. Каждая группа будет выполнять свое задание: первая группа - южный комплект одежды, вторая –северный, третья группа выполняет декор мужского костюма.

При выполнении работы используйте шаблоны фигуры человека, выполненные вами на прошлом уроке.

В какой последовательности будем работать?

Этапы работы:

  • нарисовать модель куклы (на 1 уроке)

  • выбрать вариант костюма

  • построить общую форму костюма;

  • наметить места украшений и орнамента;

  • определить колорит (цвет) костюма;

  • выполнить в цвете работу.

Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и мы попробуем работать под музыку. (Работа выполняется под народную музыку с элементами современной обработки .Группа «Иван Купала» композиция «Кострома», «Коляда», «Пчелы»)

5.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята , а вы знаете что творение всех людей на свете гениально. Никто и ни когда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же, как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Посмотрите сколько будущих конкурентов Юдашкина и Зайцева находятся в нашем коллективе.

-Предлагает оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома.

kopilkaurokov.ru

Урок изо "Русский костюм"

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

на тему: «Русский народный праздничный костюм»

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе

Тема урока: «Русский народный праздничный костюм»

Общая информация

Цель: ознакомление учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать знания и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.

Развивающие:

-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты русского народного творчества, его самобытности.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к русской культуре, формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.

Планируемые результаты

-уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-уметь адекватно воспринимать требования учителя.

Предметные

-уметь выполнять декорирование костюма;

Метапредметные

Познавательные: уметь делать вывод на основе полученной информации; Коммуникативные: уметь работать в коллективе.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (1 мин)

  3. Объяснение материала (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Практическая работа (25 мин)

  6. Анализ и оценка работ (4 мин)

  7. Итог урока (3 мин)

План проведения урока:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организационный момент

Актуализация знаний

Объяснение материала

Физкультминутка

Практическая работа

Анализ и оценка работ

Итог урока

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы.

Организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания.

Восстановление духовных и физических сил.

Организация обсуждения результатов состоявшегося урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели (жду, когда дети сели),

На меня все посмотрели.

Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Проверьте свои рабочие места, всё ли у вас готово к уроку. На ваших партах должны быть: лист белой бумаги, простой карандаш, кисти и краски.

«Встречают по одежке, а провожают по уму»

Как вы понимаете эту поговорку?

Ребята, как вы думаете о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Слайд 1

Тема нашего урока: «Русский народный праздничный костюм».

На Руси очень любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Праздник – это не только песни и пляски.

- А чем еще отличается праздничный день от простых будней?

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде.

Слайд 2

- Какое разнообразие праздничных нарядов!

- А что у них общего?

- Как можно назвать узоры по-другому? (показываю на слайде орнамент)

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте познакомимся с нарядами.

Слайд 3

Основу любого русского костюма составляла рубаха. (показываю на слайде) Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. (показываю) Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи, а сверху онучей одевали лапти. (показываю)

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.(показываю)

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например: (показываю)

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

Слайд 4

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин.

Слайд 5

Кокошники, ленты, венки – это девичьи головные уборы.

Слайд 6

Коруна, сорока, кичка –это головные уборы замужних дам.

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.Слайд 7

Для декорирования русских народных костюмов можно использовать различные орнаменты (вывешиваю орнаменты на доску). Они бывают в виде различных геометрических фигур, знаков.

А сейчас я предлагаю вам на основе увиденного материала о костюме выполнить эскиз костюма по выбору (мужской или женский).

Итак, давайте приступим к работе.

Сначала лёгким движением карандаша обводим шаблоны костюма (каждый свой, по выбору). После того, как обвели шаблон, приступаем к декорированию костюма. Напоминаю, что у женского сарафана и мужской рубашки орнамент может присутствовать на груди, на плечах и на подоле.

Цвет и вид декора выбираем самостоятельно, включая фантазию.

А сейчас мы с вами сделаем выставку наших праздничных костюмов. (вывешиваю лучшие работы на доску)

- Чему мы учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какие существуют основные элементы в русском народном праздничном костюме?

Садятся за парты

При встрече с прежде всего обращают внимание на внешний вид, а после отдают должное его уму, знаниям.

Об одежде.

Нарядами

Узоры.

Орнамент.

Декорируют костюм

Декорировать русский народный праздничный костюм

Рубаха или сарафан с орнаментом

Беседа

Беседа, презентация

Упражнение

Объяснение, показ, упражнение, шаблоны

Беседа

Личностные УУД: повышение интереса, чувства необходимости учения.

Коммуникативные УУД: уметь последовательно излагать свои мысли.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отстаивать свою точку зрения

Регулятивные УУД: адекватная самооценка своей работы.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение и обосновывать его.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО "Русский народный костюм"

Русский народный костюм

Цель:

Становление и развитие личности на национальной основе.

Задачи

  1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме. Учить рисовать фигуры людей в русских национальных костюмах и монтировать их на панно «В русской избе»

  2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.

  3. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

Иллюстративный ряд

1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.

2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.

3. Таблицы с изображением людей в разных положениях ( сидя, с наклоном, с поворотом, стоя в анфас, стоя в профиль, с поднятыми руками, с предметами в руках).

4. Работы детей.

5. Репродукции картин Б. Кустодиева «Праздники в деревне», М. В. Венецианова «На пашне. Весна», М. В. Васнецова «Аленушка».

6. Кроссворд «Интерьер русской избы».

Литературный ряд

  1. Стихотворение-приветствие.

  2. Отрывок из народной песни.

Музыкальный ряд: Записи русских народных песен.

Материалы и оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах, карточки с заданиями в качестве блиц опроса.

Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.

План урока

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Повторение ранее изученного материала. 7 мин.

  3. Сообщение нового материала. 9 мин.

  4. Объяснение способов работы. 3 мин.

  5. Практическая творческая деятельность учащихся. 23 мин.

  6. Анализ работ. Подведение итогов урока. 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья!

Вас снова рада видеть я.

Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать

И полученные знания в своей работе применять.

А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу.

Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

2. Повторение ранее изученного материала. Сообщение темы и задач урока.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили работать над интерьером русской избы. Надеюсь, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. Так ли это, мы сейчас проверим. Предлагаю вашему вниманию кроссворд, который вы должны разгадать:

1. п о л а в о ш н и к и

2. к о н и к

3. п о л а т и

4. г о л б е ц

5. д е р е в о

6. п е ч ь

7.ш е с т о к

8.к р а с н ы й

  1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.

  2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.

  3. Деревянный настил около печи, на котором спали.

  4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.

  5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.

  6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.

  7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.

  8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.

Вы справились с заданием, значит были внимательны при изучении интерьера русской избы. А сегодня мы продолжим осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России и работу над коллективным панно. Еще в начале года мы с вами говорили о том, что наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире он выражал условными знаками. Прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вам вспомнить, что же это за условные знаки, то есть принять участие в блиц опросе. У меня на столе карточки с несложными заданиями. Желающие заработать быстро хорошую оценку, могут выбрать себе карточку и ответить на поставленный в ней вопрос.

Карточки.

  1. перечислите древние символы;

  2. изобразите на доске знаки солнца, земли, воды;

  3. перечислите древние образы;

  4. кто такая Макошь?

  5. что представляет из себя древо жизни?

  6. что символизировал конь?

  7. чей образ являлся символом света, тепла, свободы, счастья?

Молодцы. Такие образы и символы использовались в украшении предметов быта, одежды. Эти знания помогут вам сегодня на уроке. Вам предстоит нарисовать фигуры крестьян и вмонтировать их в интерьер русской избы. Но прежде мы познакомим вас с тем, что представлял из себя русский национальный костюм, как он выглядел. А вы затем попытаетесь применить эти полученные знания при изображении крестьян.

  1. Сообщение нового материала

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца 19 века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале 20 века крестьянский костюм оставался истинно народным. Послушайте, пожалуйста, сообщения учащихся.

1 ученик

Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на репродукцию картины Б. Кустодиева «Праздники в деревне». Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Учитель

Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

2 ученик

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (обратить внимание на таблицы). Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Понева – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Поневу обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.

3 ученик

Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в 16 веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу 19 века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

4 ученик

Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ). Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, короны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).

  1. Объяснение способов работы

Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Работать мы будем сегодня по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе. Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?

А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента. После того, как фигуры людей будут готовы, аккуратно вырежьте их и красиво расположите на панно. Клеем мажьте края фигур. Помните о перспективе: крупные фигуры располагайте на ближнем плане, а более мелкие – на дальнем.

5. Практическая творческая деятельность учащихся

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

6.Анализ работ, подведение итогов урока

Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную ….(имя). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет …(имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

videouroki.net

Открытый урок ИЗО по теме "Красота русского народного костюма". 6-й класс

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

  • Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
  • - Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

    Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

    - “Встречают по одежке - провожают по уму”?

    - Да!

    - А как Вы ее понимаете?

    - Ответ.

  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  • - А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

    - Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

    - Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

    - Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

    /800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img1_14.jpg (64762 bytes)

    Рис. 1 и 14

    /800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img2_16.jpg (46701 bytes)

    Рис.2 и 16

    Рис. 3

    /800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img4_13.jpg (36902 bytes)

    Рис. 4 и 13

    Рис. 5

    Рис. 6

    Рис. 7

    Рис. 8

    Рис. 9

    Рис. 10 и 24

    - А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

    - Ответ: Рубаха.

    - А как она оформлялась?

    - Ответ: С использованием орнамента.

    - Какой орнамент использовался?

    - Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

    Рис. 11

    Рис. 12

  • Постановка учебной задачи.
  • - Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

    Работа с заготовками.

    - Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое .

    - Ответ: Так как не знаем, не проходили.

    - Какова наша цель?

    - Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

    - Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

    - Ответ: Чтобы костюм был красивым.

    - Какова же тема нашего урока?

    - Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

    - Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • - Какое было задание?

    - Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

    - Почему не справились?

    - Ответ: Не знаем, не умеем.

    - Где вы можете найти этот материал?

    - Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

    - Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

    Показ репродукций (Рис.13-20).

    Рис.15

    Рис.17

    Рис. 18

    Рис.19

    Рис. 20

    А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

    Читаем статью (Приложение 1).

    - А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно (Приложение 2).

    - Заполняем таблицу.

    А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

    Моё сообщение о костюме:

    “ Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

    Рис. 21

    Рис. 22

    Рис. 23

    Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

    Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

    - Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, Приложение 3).

  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

    Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

  • Самостоятельная работа с самопроверкой.
  • - А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

    Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

    Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

    Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

    Рис. 26

    Рис. 27

    Рис.28

  • Рефлексия.
  • - Ответ.

    - Ответ.

    - Ответ.

    - Оцените деятельность класса, оцените свою деятельность на уроке:

    1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

    2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

    3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

    Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

    для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Тема урока: "Русский народный женский костюм"

    Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (1,1 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тема «Русский народный женский костюм» – интерпретация темы «Народная праздничная одежда», взятой из программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для пятиклассников.

    По программе на изучение данной темы отводится два урока. Первый урок можно посвятить изучению русского народного женского костюма, второй урок – изучению русского народного мужского костюма.

    Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.

    Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

    Опираясь на многолетний опыт работы в средней школе и имея представление о творческих возможностях пятиклассников, делаю определенный вывод, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме.

    В этой теме хотелось бы акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.

    Кроме шаблонов по данной теме была разработана презентация. Презентация, посвященная русскому народному женскому костюму, имеет длительный срок создания. Первоначально, как табличные приложения к уроку, были разработаны такие наглядные пособия: технологическая карта, цветовая гамма орнамента, геометрия орнамента, состоящая из четырех вариантов (орнамента центральной полосы и подузора верха сарафана, орнамента рукава и подузора ворота рубашки). И созданы образцы рисунков кокошника и сарафана.

    С приходом информационных технологий в среднюю школу возникла потребность объединения всех приложений к уроку в единый комплект. Таким образом, возникла идея создания презентации.

    Всем школьникам с раннего детства необходимо прививать эстетическое восприятие произведений искусства и художественный вкус. Мне, как профессиональному художнику, несложно было придумать художественное оформление слайдов. Но из-за нехватки времени я использовала  готовые иллюстрации костюмов, созданные известным художником – графиком Маланичевым Робертом Ивановичем для оформления историко-этнографического справочника «Народы мира», выпущенного издательством «Советская энциклопедия» в Москве в 1988 году. На мой взгляд – это одни из лучших  иллюстраций, посвященные русскому народному женскому костюму.

    Надеюсь, что разработанную статью и презентацию к уроку изобразительного искусства в пятом классе по теме «Русский народный женский костюм» будут использовать учителя-предметники, также они смогут сэкономить время при подготовке к уроку по данной теме.

    Вид урока: комбинированный.

    Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

    Задачи:

    • Обучающие:
      • Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.
      • Научить пользоваться шаблонами.
      • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
      • Выделить цветовую гамму.
      • Объединить элементы костюма в целостный образ.
    • Развивающие:
      • Художественный вкус.
      • Логическое мышление.
      • Цветовое и формальное восприятие.
    • Воспитательные:
      • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
      • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

    Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

    Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный каран­даш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

    Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

    Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

    План урока:

    1. Организационная работа (2 минуты). 2. Работа с презентацией (15 минуты). 3. Практическая работа (25 минуты). 4. Подведение итогов (3 минуты).

    ХОД УРОКА

    I. Историческая справка

    Введение

    В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крес­тьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь. Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

    СЛАЙД 2

    Традиционный летний женский костюм. XIX век.

    Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики). Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура. Женщины одевали на голову повойник.Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы. Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

    СЛАЙД 3

    Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

    Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею. Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой. На голову одевали ко­кошник. Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники. Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги. Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

    СЛАЙД 4

    Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

    В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести. Самым популярным головным убором была кичка.Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль. Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом. На ноги одевали валенки.Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

    СЛАЙД 5

    Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

    Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

    II. Технологическая карта изделия

    СЛАЙД 6

    Технологическая карта:

    1 этап (работа с шаблоном).

    На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок 1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника <Рисунок 2>.

    Рис. 1

    Рис. 2

    2 этап (прорисовывание деталей).

    В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

    3 этап (украшение орнаментом).

    Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

    СЛАЙД 7 

    Цветовая гамма орнамента.

    Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

    СЛАЙДЫ 8-11

    Геометрия орнамента.

    На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

    СЛАЙД 12

    Украшение кокошника.

    Образец  кокошника.

    СЛАЙД 13

    Украшение сарафана.

    Образец готового изделия.

    III. Практическая работа обучающихся.

    IV. Подведение итогов.

    Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

    Интернет ресурсы:

    http://biblioteka.teatr-obraz.ru http://creatioart.ru/dictionary http://dic.academic.ru http://fasmer-dictionary.info http://ozhegjv.infohttp://ru.wikipedia.org http://russia.yaxy.ru

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект занятия "Праздничный народный костюм. Орнамент". 2 класс

    Класс: 2 класс

    Дата проведения :20.04.2012

    Тема занятия: Праздничный народный костюм. Орнамент.

    Цель: Становление и развитие личности на национальной основе.

    Задачи

    1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме. Учить рисовать фигуры людей в русских национальных костюмах и монтировать их на в панно «В русской избе»2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.3. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

    Тип занятия комбинированный.

    Оборудоваение и материалы:

    ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

    1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.3. Таблицы с изображением людей в разных положениях(сидя, с наклоном, с поворотом, стоя в анфас, стоя в профиль, с поднятыми руками, с предметами в руках).4. Работы детей.5. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне», М.В. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка».6. Кроссворд «Интерьер русской избы».

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД

    1. Стихотворение-приветствие собственного сочинения.2. Отрывок из народной песни.

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.

    МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

    Магнитофон, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах, карточки с заданиями в качестве блиц опроса.

    Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.

    План занятия

    1.

    Организационный момент.

     

    2.

     Сообщение нового материала

     

    3.

     Объяснение способов работы.

     

    4.

    Практическая творческая деятельность учащихся.

     

    5.

     Анализ работ. Подведение итогов урока

     

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Добрый день, дорогие друзья!Вас снова рада видеть я.Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминатьИ полученные знания в своей работе применять.

    II. Сообщение нового материала

    Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на репродукцию картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне». Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

    Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

    Особенности русского женского костюма заключались в простоте силуэта.. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

    Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

    Она шила, красна девица,Все по плису и по бархату, По узорной красной ленточке,Она шила, красна девица,Все приданое немалое.

    Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

    Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).

    III. Объяснение способов работы

    Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе.

    Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?

    А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.

    После того, как фигуры людей будут готовы, аккуратно вырежьте их и красиво расположите на панно. Клеем мажьте края фигур. Помните о перспективе: крупные фигуры располагайте на ближнем плане, а более мелкие – на дальнем.

    Физкультминутка

    Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.

    V. Практическая творческая деятельность учащихся

    Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

    VI. Анализ работ, подведение итогов урока

    Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

    Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

    nsportal.ru

    план урока на тему«Русский народный костюм» 6класс

    План-конспект урока рисования в 6 классе по теме:

    «Русский народный костюм»

    Цель урока:

    • познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;

    - ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч. брянского) костюма;

    его конструктивными элементами, декоративным оформлением;

    Задачи урока:

    • воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;

    • развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).

    • закрепить навыки создания художественного образа декоративной композиции, владение графическими материалами, техникой аппликации;

    • укреплять межпредметные связи (литература, история, география, технология).

    Оборудование:

    - для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла;

    для учеников: графические материалы, цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма и т.п., бумажные куклы для обводки силуэта.

    Презентация: «Изображения народных костюмов разных районов России».

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    II. Объяснение нового материала.

    Сегодня мы начинаем изучение нового для вас вида деятельности – рисования одежды. На уроках технологии с 5-го по 8-й класс вы научитесь конструировать и шить одежду. Это пригодится вам в будущем. А мы с вами будем рисовать русский – народный костюм.

    Теперь давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Ученики дают возможные варианты ответов).

    Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.

    Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сейчас вы узнаете, каким был русский народный костюм.

    В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях.

    Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта:

    hello_html_781ac304.png

    hello_html_3e26c499.jpg

    северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва.

    Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

    hello_html_m21192ab5.png

    Первым собирателем народного костюма Брянщины стала известная просветительница и меценат княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1929гг.), которая основала Музей русской старины в Смоленске.

    На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

    Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.

    Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.

    Простой крой, и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.

    Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

    Оhello_html_7e7e6a57.pngсновой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю чhello_html_m7de8ce45.pngасть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).

    Понёва бытовала во всех районах Брянщины. Её шили из клетчатой тёмно-синей шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.

    Вhello_html_m27b8c60b.jpg нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

    hello_html_mfdc4aee.png

    hello_html_m2fe0f8a8.png

    Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».

    hello_html_m6b904ca.pnghello_html_5e44573.pnghello_html_m14ccc161.png

    кокошник повязка с платком «сорока»

    hello_html_m688da4fb.pnghello_html_m324040c2.pnghello_html_m2f972d8e.png

    кича кокошник кокошник

    Иhello_html_21aefba1.jpgз бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста,

    ожерелhello_html_5c379e89.jpgья, гердан.

    Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.

    Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.

    III. Закрепление нового материала.

    А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей брянского костюма. Давайте проведем небольшую викторину и посмотрим, как вы запомнили названия деталей Брянского костюма.

    1-я загадка: Раньше в поле я росла

    И травинкою была

    Меня создали ткач и пряха

    Называюсь я... (рубаха)

    2-я загадка: Я одежду охраняю,

    Чистоту я соблюдаю,

    Я хозяйку украшаю,

    Красотой всех привлекаю:

    Вышивка отделке в тон.

    Называюсь я... (запон)

    3-я загадка: Шерстенное полотно

    Вкруг талии обведено.

    Узор вьется по подолу

    Называется... (понева)

    4-я загадка:

    Я из бисера плетен,

    Я красив со всех сторон.

    Людям я на радость дан,

    Называюсь я ... (гердан)

    Учащимся предлагается посмотреть компьютерную презентацию «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось.

    IV. Практическая часть урока.

    Упражнение: раскрасить по образцу 2 вида русского народного костюма.

    Образец вывешивается на доске. Учащимся сообщаются требования к выполнению работы: фигуры должны быть крупными почти на весь лист, располагаться по центру листа, вертикально положенного.

    Работу можно доделать дома.

    V. Подведение итогов урока.

    1. Экспресс-просмотр завершенных работ

    Что нового для себя вы сегодня узнали? Из каких частей состоит народный костюм? Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?

    2. Уборка кабинета.

    infourok.ru


    Смотрите также