Конспект урока по ИЗО «Народные праздники на донской земле» 4 класс. Рисование народные праздники 4 класс


КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ"-4класс | Страна Мастеров

Я работаю по программе Б.М.Неменского.Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно!

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 1

На полоске обоев выполнили фон-пейзаж.Должны появиться земля, покрытая травой, лесополоса и небо.Ребята работали широкими кистями и кусочками поролоновой губки.

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 2

Листы ксероксной бумаги(альбомные очень плотные) разделили на 8 частей-прямоугольников.Затем накручивали на карандаш и капельками клея ПВА закрепляли край получившихся трубочек.Из трубочек-бревнышек моделировали домики, наклеивая на основу. Трубочки укорачивали по размеру треугольной крыши, в стене оставляли просвет-окошко.

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 3

Раскрашивали и украшали наличниками и причелинами(в архитектуре Руси IX—X вв. висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши)

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 4

Дети придумали открывающиеся ставни.Деревянные ставни на окнах сейчас вообще стали экзотикой.Хотя практически все старые деревянные дома имеют ставни до сих пор.

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 5

Из готовых изб-домиков сформировали деревенскую улицу, приклеив их на клей ПВА.

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 6

Парней и девушек в русских национальных костюмах, нарисованных и вырезанных, поместили на зеленой траве.Интересно, что дети проецировали себя, свою личность на этих бумажных куколок и выбирали пару, с кем рядом "быть приклеенным")))

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 7

Справа изба ребенка, не такого, как все. Но мы всё равно его работу поместили на общее панно и назвали этот домик банькой.

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 8

Авторы этой замечательной коллективной работы!)Всё 9 учеников 4 класса, школы посёлка Харьков Челябинской области!СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!!!

Я работаю по программе Б.М.Неменского. 
Объединив темы четверти "Пейзаж родной земли", "Деревня - деревянный мир", "Образ красоты человека" и "Народные праздники", получилось вот такое замечательное панно! фото 9

stranamasterov.ru

Конспект урока по ИЗО «Народные праздники на донской земле» 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

г. Зернограда.

Урок изобразительного искусства по теме:

«Народные праздники

на донской земле».

  1. Класс

Коллективная работа.

(Урок обобщения знаний, умений и навыков).

Учитель Пустоветова Г.Н.

2005-2006 учебный год.

Цель урока: обобщить знания, умения и навыки

учащихся по теме: «Искусство

родного края».

Задачи урока: развивать художественно-творческие

способности учащихся; образное

мышление; фантазию;

воспитывать: патриотизм; гордость

за культурные достижения предков;

эмоциональный отклик на красоту

родной природы, своеобразие и

красоту людей родного края; чувство

коллективизма;

учить: передавать плановость в

картине; работать в технике коллаж.

Зрительный ряд: Б. Кустодиев «Масленица».

Музыкальный ряд: народные песни, звучащие при проведении праздничных обрядов.

Предварительная работа.

Класс разделить на две поисковые группы. Каждую группу на три подгруппы: пейзажисты, строители, модельеры. Каждая группа получает задание: 1- изображение летнего и зимнего пейзажа на Дону; 2- изображение куреней, церкви; 3- праздничная одежда казаков, зимняя праздничная одежда казаков. Дети готовят сообщения об особенностях пейзажа родного края, жилья казаков, их одежды.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и задач урока.

  3. Обобщение, систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках; сообщение новых знаний по теме «Народные праздники».

Народные праздники — это духовное достояние любого народа. Особо любимыми на Дону, как и на всей Руси, были Рождественские праздники, Масленица, Пасха, Троица, Покров и, конечно же, Осенняя ярмарка. Сегодня на уроке мы узнаем об обычаях и традициях празднования Троицы и Масленицы на Дону.

Праздник Святой Троицы относится к православным праздникам. Иногда его называют «Пятидесятница» (50 дней после Пасхи). Это один из любимых и почитаемых праздников у Донских казаков.

Он праздновался красочно и светло. Это праздник только что распустившейся растительности, которую чествовали, чтобы обеспечить её рост и плодородие.

В какое время года праздновали? Давайте посмотрим, как выглядела донская земля летом.

Пейзажисты представьте свою работу и расскажите нам об особенностях природы Дона.

Широко, привольно раскинулась степь

Не видно начала и края!

Дрожащего марева дивная цепь

Бежит над землёй, замирая.

Раннее лето – пора буйного разгула степной природы. Воздух напоен ароматом степных трав. Высоко в небе плывут белоснежные облака. А у реки свежо и тихо, лишь камыш шумит.

Другим любимым, веселым и ярким праздником была Масленица. Начиналась она за неделю перед Великим постом, в конце февраля начале марта. Масленица, бывшая некогда Языческим праздником в честь бога солнца -Ярило, это проводы зимы, встреча весны. Посмотрим, как выглядела донская земля в конце зимы.

Едешь, едешь, степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

В это время наступает полная ожиданий пора года – предвесенье. С каждым днем солнце поднимается всё выше и выше…

Еще повсюду лежит снег, но он потерял сверкающий вид, посерел.

Вот так выглядела донская земля в разное время года.

На Троицу храмы украшали цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви наполнялись запахом цветов и трав. Украшали травой не только храмы, но и казачьи дома – как они назывались?( Курень.)

На Дон стекались крестьяне со всех уголков России, Украины и других мест. Жилище они строили так, как строили на их родине. Одни рубили избы, лепили хаты с соломенными крышами.

Позже выработался новый тип жилища – казачий курень. Курени строились по берегам рек, которые весной разливались. Поэтому он имел высокий фундамент. Это «низы». Курень лепили из самана, обмазывали глиной, и белили. Окна были маленькие со ставнями. Крышу крыли камышом или соломой.

Донские курени отличались чистотой и нарядностью, утопали в цветах и зелени.

Давайте оживим пейзаж изображениями куреней. (Чем ближе к зрителю курень, тем ниже на месте, чем дальше, тем ближе к линии горизонта).

Обычай приносить в Троицын день в дома зелень символизирует всеоживающую силу пресвятого и животворящего духа. В этот день казачки надевали свои самые нарядные одежды.

Одежда казачки состояла из рубахи, юбки (понёвы), кофты. Для пошива праздничных юбок использовали бархат, кашемир, сатин. Украшали большим количеством оборок по подолу, лентами, кружевами. Если юбка и кофта из одного материала назывался костюм «парочкой». Молодые казачки любили носить кофточки до бёдер, плотно облегающие фигуру и с небольшой базкой. Такие кофточки назывались кирасой. На голове обязательно головной убор. С праздничным нарядом одевали файшонка (черная кружевная косынка, связанная по форме узла волос и бантом сзади).

Брали еду (символически яичницу – яйцо, как символ новой, зарождающейся жизни) и выходили в степь, к реке, где традиционно украшали берёзку лентами и цветами, водили хороводы, пели:

Ты не радуйся дубник, клённик,

Ни к тебе идём, ни тебе несём,

По яичку, да по кругленькому.

Плели венки из цветов:

Сплету венки да на святки,

На все святки,

Да на празднички.

Бросали их в воду и смотрели, куда поплывёт венок, в ту сторону девушка выйдет замуж. Если венок утонет, то это плохая примета, девушку ждёт болезнь и скорая смерть. Не тонувшие венки предвещали долгую и счастливую жизнь.

И если празднование Троицы только возрождается, то Масленица уже давно стала любимым праздником в нашей школе. Расскажите, что вы знаете о традициях её празднования.

На дону празднование Масленицы носило военизированный характер. Главным событием было джигитовка скачки.

В 19 веке военная форма стала обязательной для всего войска Донского. Она состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей. На шароварах красные лампасы.. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать все, кроме креста, шапки и шашки. Фуражку убитого казака везли домой, и клали на полочку перед иконой. Это означало, что защитника в доме нет, и семья поручается Богу.

Легенда о красных лампасах гласит:

Казаки получали жалованье от царя за свою службу. Они собирались на круг и делили всё поровну – не взирая на возраст и ранг. Однажды вместе с продовольствием царь прислал сукно. Когда стали делить сукно, оказалось, что синего достаточно, а красного очень мало. Тогда атаман приказал разделить и его на всех, как это было принято всегда. Красного сукна досталось всем по тонкой полоске, которой хватило только на лампасы.

Из теплой женской одежды: традиционно донские шубы, покрытые парчой или бархатом. Вместе с шубой носили шали.

В первый день Масленицы со всех станиц собирались к назначенному месту наездники на выхоленных лошадях, украшенных дорогой сбруёй. Зрители приходили пешком, приезжали на санях. В поле устанавливали мишень, в виде большого пучка камыша. Первый всадник должен был выстрелом из ружья зажечь его. Другие прыгали через пылающий костер. Во время Масленицы сооружали снежные городки – царство зимы – с высокими башнями и стенами. В середине ставили столб гладкий с подвешенным призом. Такие городки брались «штурмом» в последний день праздника. Участники делились на 2 группы, одни защищали, другие штурмовали. В основном девушки защищали, а юноши нападали. Заключительным действием были проводы масленицы. Устраивали огромный костёр и приносили чучело масленицы. Под пение песен, громкие крики, чучело зимы – символ холода, тьмы и смерти сжигали. Это так же означало сожжение всех удовольствий и на весь пост развлечений. Большое значение придавалось такому обычаю, имевшему нравственно – очистительный смысл: люди просили прощение друг у друга, при этом кланяясь в ноги, говоря: « Прости Христа ради».

Во время рассказа об обычаях, традициях празднования на Дону Троицы и Масленицы дети собирают коллективные работы.

4. Итог урока.

Приходилось ли вам участвовать в народных праздниках? Было ли вам весело и интересно?

Вы выполняли коллективную работу. Каждый внёс свой небольшой вклад в создание этой красоты. Это получилось благодаря тому, что вы работали слаженно и сообща, так же как умели работать наши предки. А те, кто умел работать, умел и отдыхать, веселиться. Сегодня не Масленица, но блины будут.

Сюрприз для детей и гостей: девочки, одетые в костюмы казачек, угощают блинами.

www.alllessons.ru

Обобщающий урок "Народные праздники" в 4-м классе

Разделы: МХК и ИЗО

1. Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа;
  • Творчеством Б. Кустодиева;
  • Русскими народными праздниками;
  • Отработка графических навыков в работе пастелью, восковыми карандашами.

2. Зрительный ряд:

  • Наглядно иллюстрированный материал “Русские народные праздники”;
  • Репродукции картин Б. Кустодиев “Автопортрет” “Праздник в деревне” “Ярмарка” Ф. Малявин “Вихрь” А. Пластов “Сенокос” А. Венецианов “Жатва”

3. Музыкальный ряд:

Танец розовых девушек (оркестр)

Со вьюном я хожу (хор)

4. Литературный ряд:

И. Токматова “Ярмарка” Н. Языков “Край родной”

Ход урока

I. Организационный момент урока

II. Беседа о культуре, быте русских людей.

Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены:

“Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее”. Н. Языков

III. Работа с классом. Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос):

1. В чем вы видите красоту русской природы? 2. Считаете ли вы ее красивой, почему? 3. Что такое пейзаж? 4. Каких художников пейзажистов вы знаете? (И.И. Шишкин) 5. Какие картины И.И. Шишкина вы знаете? (“Утро в сосновом бору”, “Рожь”, “Корабельная роща”) Учитель демонстрирует макет русской избы. 6. Давайте вспомним элементы русской избы? (сруб, крыша, причелина, лобовая доска, наличники, ставни) 7. Какие праздники отмечались на Руси? (Проводы осени – Ярмарка, встреча весны – Масленица, Пасха)

IV. Творчество Б.М. Кустодиева

Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.

Работа у доски по репродукциям картин Б. Кустодиева “Автопортрет”

“Праздник в деревне”

“Ярмарка”

V. Русский народ всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.

Веселье – лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как не отметить конец страды, осень, когда закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Работа по репродукциям картин:

Ф. Малявина “Вихрь” А. Пластов “Сенокос” А. Венецианов “Жатва”

И наглядно иллюстрированному материалу “Народные праздники”

Ученик:

Ярмарка, ярмарка Огневая, яркая Плясовая, жаркая Глянешь – налево Лавки с товаром. Глянешь – направо Веселье – даром. И. Токмачева

Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”. Что такое ярмарка?

Ученик: Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.

Учитель: Какие еще народные праздники отмечались на Руси?

Ученик: праздник Масленица, посвященный проводам зимы и встрече весны. Масленица самый нарядный праздник, продолжавшийся целую неделю. На Масленицу пекут Блины, чем обильнее будет угощенье, тем богаче будет год. Люди катаются с гор на санях, играют в снежки, проходят кулачные бои, ездят на лошадях. В последний день праздника жгут соломенное чучело Масленицы (провожают зиму) и приветствуют наступление весны:

Играет музыка: “Со вьюном я хожу (хор)”

VI. Задание:

Выполнить в цвете фрагмент народного праздника

VII. Практическая работа.

Звучит музыка “Танец розовых девушек” (оркестр)

Учащиеся на листах А-3 выполняют в цвете фрагмент праздника

  • главное и основное крупно на ближнем плане – выделить цветом ярко, красочно, празднечно
  • равновесие на листе
  • выполнить цветом, в дымке дальний план

Завершение работы.

Фото

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также