Открытый показ НОД в средней группе "Живая и неживая природа". Рисование неживая природа средняя группа


Интегрированное занятие «Чудесные капельки»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Автор занятия: Давыдова светлана Алексеевна.

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека. Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов. Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику. Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде. Формировать сознательное отношение к своему здоровью. Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками. Глобус. Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Ведро. Кувшин. Ножницы. Термос с кипятком. Зеркальца. Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы. Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно». Водяная мельница. Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой. Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой. Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами. Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Чтение сказки «Два ручья». Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса». Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море). Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки поработают, Ножки потопают. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. 

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

- Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром. В морозный день она тверда —  Руби хоть топором! Нагрей ее — и к небесам Она взлетит тогда. Теперь любой ответит нам: Зовут ее — ... (вода).

- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин.

1. Капелька бережливая

- Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

- Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. 

- Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

- Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Круговорот воды в природе - фон

Солнце, капля и тучка - клипарт

- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. 

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. 

- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

Водопад

С высоты большой срываясь,  Грозно водопад ревёт  И, о камни разбиваясь,  Белой пеною встаёт.

Водопад

Море

Шириною широко,  Глубиною глубоко, День и ночь О берег бьётся.

Море   Ручей 

Ручей бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой,  И в густой траве зелёной  Прячет хвостик голубой.

Ручей

Дождь

Мочит рощу, лес и луг,  Город, дом и все вокруг! Облаков и туч — он вождь! Поливает землю дождь.

Дождь

4. Капелька труженица

- Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу. Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).

Корабль

Танкер Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Рыболовецкое судно

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

- Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы. (Показ картинки).

Гидроэлектростанция

5. Капелька любопытная

- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду. - Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная). - В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар). - Какой вкус у воды? У воды нет вкуса. - Какой у воды запах? У воды нет запаха. - Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная. - Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка, А вы мои – капельки-детки, Пусть облако вас подружит, А ветер веселый закружит. В хоровод скорей вставайте, И со мною повторяйте: Мы будем весело шагать и улыбаться! Руками солнышку махать и наклоняться, Чтоб растения полить и животных напоить! Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда всем везде нужна вода! Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

- А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

- К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра — сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.  Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная. Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

- Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

- А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

- Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются, Напоить всю Землю-Матушку стараются. Всем нужна водица – и птицам, и травинкам, Ходят к водопою звери по тропинкам. А детишкам малым водичка всех нужнее – С нею мы растем, с нею здоровеем. Знаем мы теперь, как воду поберечь – Просто так из крана она не будет течь! Есть у нас сантехник, он следит всегда, Чтоб нигде не капала чудесная вода. Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Скачать конспект интегрированного занятия в средней группе, тема: «Чудесные капельки»

vospitatel.com.ua

Конспект занятия на тему: «Природа» в средней группе

Цель : Дать детям представление о живой и неживой природе ;

Задачи: способствовать расширению и обобщению представления о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Материал: картинки с изображением живой и неживой природы ; предметные картинки ; карточки зеленые и черные.

        ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Игровой момент

Появляется Незнайка , приносит , конверт с картинками раскрывает его :

Незнайка – ребята , я принес картинки и хочу их вам показать (развешивает).

-Что нарисовано на картинках ?

-Вам понравились мои картинки?

-Мне тоже .Но в картинках есть загадка ,и я хочу ,чтобы вы , ребята помогли мне её разгадать .

Вот если яблоко ,груша ,сливы -это фрукты, это вам ясно!

То , что такое ручей ,человек ,деревья и камни я не знаю.

Подскажите мне дети !

Воспитатель : — Незнайка , дети приглашают тебя на наше занятие . Мы будем говорить о человеке , о камнях , о солнце . Слушай внимательно и ты всё узнаешь .

  1. Работа с картинками .

(Воспитатель открывает картинки- солнце , вода , облака,земля,камни , человек,растение, животное ).

Воспитатель : — Что нарисовано на картинках ?

Дети,солнце,небо,облака,дождь,земля,растения,животное,человек-это всё природа .Природой нельзя назвать то ,что сделано руками человека.

-Я знаю , знаю ! Например , природой нельзя назвать телевизор или куклу.

Воспитатель : — Правильно Незнайка ! Ребята я покажу картинки , а вы скажите , что еще нельзя назвать природой (показ картинки с изображением книги , стула , радуги , чашки )

        (ответы детей)

— Молодцы ! Дети , можно, ли радугу назвать природой ?

        (ответы детей)

        -Конечно можно . Радуга – это явление природы, как и дождь и снег.Все это мы называем природой.

3 . Физкультурная минутка « Улетают журавли»

4 .Знакомство с живой  и неживой природой .

Воспитатель – Дети , что мы называем природой ?

Посмотрите на картинки , они подскажут  

                  (ответы детей )              

-Растения , животные , человек – это живая природа .                                                                  

— Солнце , небо , облака ,земля ,вода , камни и все

Явления природы – дождь, снег, град, лед, радуга-это

Неживая природа .

Незнайка —  Я понял ! живая природа это все то ,что живет ,

Растет , дышит .

Воспитатель – Молодец Незнайка !

Воспитатель – Дети поиграем в игру « Живое- неживое» . Каждому я

Раздам по две карточки , зеленую и черную . Зеленая —

Будет обозначать живую природу ( человека , животных , растения ) , а черная – неживую ( камни , солнце ,вода ) .

Загадываю загадки ,если отгадка является живой

Природой –подымите зеленую карточку , если неживой – подымите черную .

-Правила игры вам понятны ?

(ответы детей, Незнайка играет вместе с детьми )

  1. Возле леса на опушки ,украшая темный бор ,

вырос пестрый как петрушка ядовитый…

( Мухомор )

        2 . Косолапы ноги , зиму спит в берлоге ,

        Догадайся и ответь , кто же это …

        ( Медведь )

3. Над рекой краса-дуга

Это в небе…

        (радуга)

4.катится на встречу шар

Из осенних листьев .

Ты его не узнаешь ?

Приглядись-ка это…

5.

        Я и туча и туман ,

И ручей и океан ,

И летаю и бегу

И льдом я стать смогу ,

Это правда ? Да ! Кто же я?

        (вода)

6. Очень легкий, как былинка ,

        Сам зеленый , как травинка,

        На лугах, в лесах ,у речки

        В травах прячется…

        (кузнечик)

Незнайка- Мне очень нравится игра в которую мы играли ! Теперь

Я знаю

– что такое природа !

— А вы сможете ответить на мой вопрос : Что мы

Называем природой ?

        ( ответы детей )

        -Молодцы !  Я хвалю!

        Воспитатель : — А на мой вопрос ответите ?

        — Что такое живая природа ?

        ( ответы детей )

        — Что такое неживая природа ?

        ( ответы детей )

        — Молодцы ! Позанимались , поиграли ,пообщались с

        Незнайкой . А теперь попрощайтесь с ним ,ему пора  домой .

         До свиданья  Незнайка ,мы всегда рады видеть тебя

        У нас в гостях.

        ( дети прощаются с Незнайкой ).

konspekt-v-gruppe.ru

Открытый показ НОД в средней группе "Живая и неживая природа"

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Живая и неживая природа»

 

Цель: обобщить знания детей о неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде, камнях, песке.

 

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- расширить знания неживой природе, показать их взаимозависимость;

- продолжать воспитывать любовь к природе;

- развивать навыки проведения опытов;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы: презентационный ролик, игровые, практические, словесные.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Оборудование:

- лотки с песком, по количеству детей.

- лотки с камнями.

- одноразовые тарелки;

- таз с водой;

- стакан;

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у Вас очень много гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель:

Мотивационно-побудительный:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)

 

Дети садятся на ковер по кругу.

Воспитатель: А давайте вместе с вами разберёмся, что такое природа?

Солнце, земля, воздух, вода, человек, растения и животные – всё это природа.

     -  А как вы думаете, что такое живая природа?

     -  А что относиться к не живой?

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы 

 

А сейчас я вам расскажу сказку:

В одном далёком краю жила Река. Начиналась она с небольшого прозрачного родника, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берёз. Из родниковой воды рождался маленький ручей, храбро прокладывающий себе путь среди мшистых кочек и густых трав. Он был весёлым и дружелюбным. Перепрыгивая с кочки на кочку, он журчал, словно говоря всему миру: «Посмотрите, какой я быстрый и смелый». Неугомонному ручейку очень хотелось посмотреть мир, и он убегал все дальше и дальше от леса. На своём пути ручеёк встречал множество других ручейков. Они становились друзьями, соединялись друг с другом и в конце концов превратились в большую речку. Вода в ней текла уже не так быстро и она рассматривала что находится вокруг. Неудивительно, что наша река, как и ручейки, тоже любила путешествовать. Первым кого встретила река – это был золотистый песок. И она с большим интересом начала рассматривать его.

 

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с ручкой повнимательней рассмотрим песком. Возьмите в ручку песок и зажмите в кулак.

-  Что вы чувствуете? Какой песок?

Дети: твердый, колючий.

Воспитатель: А теперь разожмите кулачки и расправьте пальчики.

- Что происходит с песком?

Дети: он посыпался вниз.

Воспитатель: рассмотрите, на сколько мелкие песчинки.

Какие песчинки?

Дети: твёрдые.

Воспитатель: А когда их много?

Дети: рассыпчатый.

Воспитатель: А в какие игры можно играть с песком?

Дети: лепить куличики, строить гараж…

Воспитатель: А ещё можно рисовать на песке. Давайте мы с Вами попробуем что-нибудь нарисовать на песке. Какие красивые рисунки у нас получились!

 

Воспитатель: Песок настолько ей понравился, что она волной взяла немного с собой в путешествие? Наша речка поплыла дальше и оказалась на краю леса, где она увидела  незнакомое интересное дерево, это был дом.  Она очень удивилась,  когда вокруг дома и себя увидела каменистые берега. Речка осторожно взяла один камушек и начала рассматривать его со всех сторон. Давайте и мы посмотрим. Что же интересного увидела Река?

 

Воспитатель: Возьмите в ручки и потрогайте, какие они?

Дети: холодные, твёрдые, гладкие, ребристые.

 

Воспитатель: Когда наша речка внимательно рассмотрела камушек, ей захотелось оставить его себе, на память об этом удивительном месте. И она положила его себе на дно. Река текла, наш камушек катился по песочному дну и через некоторое время превратился в красивый гладкий камень.

 

 

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

 

 

Воспитатель: давайте проведём эксперимент.

В таз с водой и песком кладём два камня, рифлёный и гладкий. Создаём волны. Песок двигается по направлению волны, обтекая камни.

 

Ребята посмотрите с помощью песка какие гладкие камни становятся. Есть такая пословица «Вода, камень точит», означает если постоянно рисовать и стараться, то можно стать великим художником.

 

Воспитатель: А вы знаете, что в древние времена – это очень давно. На камнях рисовали и делали надписи. В дальнейшем начали писать письма на бумаги, а в наше время через телефон пишут смс-ки.

 

Давайте мы с вами отправим каменные смс-ки ребятам в другой садик.

(Дети берут кисточки и краски, рисуют солнышко, улыбочку и тд….)

 

Воспитатель: Много речка путешествовала, с ней происходили интересные и удивительные истории, когда она дошла до океана, то решила вернутся в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, чистый воздух и пение птиц.

И нам, ребята, пора сказать нашим гостям до свидания.

bobrysheva-nfdou42.edumsko.ru

Конспект занятия по экологии в средней группе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

  1. Развивающие
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
  • Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
  • Способствовать развитию познавательных интересов;
  • Приобщать к действенному отношению к природе.
  1. Образовательные
  • Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • Учить решать проблемные задачи;
  • Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;
  • Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
  • Воспитательные
    • Учить способам самостоятельного познания;
    • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
    • Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
    • Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

    Методы и материалы: игровые, практические, словесные.

    Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

    Ход занятия:

     

    В зале развешаны плакаты с изображением героев сказки «Гуси-лебеди, сидит кукла (братец)

    Звучит музыка «В гостях у сказки»

    Дети заходят в зал.

     

    - Ребята, вы не знаете, где мы с вами оказались? (в сказке)

    - А как вы догадались? (герои сказок повсюду)

    - Верно, а из какой они сказки? (Гуси-лебеди).

    - Смотрите, а кто это сидит здесь? (Иванушка)

    -А где же его сестрица? (убежала играть с подружками)

    -Ребята, кто помнит, как начиналась сказка (Жили-были (…) утащили братца гуси-лебеди)

     

    Влетают в зал гуси-лебеди (два переодетых взрослых), хватают куклу (братика), кружатся и улетают с ним. Из крыльев падает письмо.

     

    - Ах, гуси-лебеди забрали Иванушку, посмотрите, они что-то обронили (поднимаем письмо).

     

    Текст письма:

     

    Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку.

    Баба-Яга.

     

    -Дети, мы будем спасать Иванушку? (да)

    - А если этот путь окажется трудным или опасным? (мы справимся, не испугаемся)

    - Тогда вперед.

    - Ребята, а где живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)

    - Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)

    - Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна

    - Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.

     

    1. На полу лежат два обруча и мяч, записка.

     

    Вот и первое испытание. Читаю: Перед вами лежат два кольца. Пусть в левое кольцо встанут дети, у которых темные волосы, а в правое – дети со светлыми волосами (встают). Испытание называется «Три слова».

    - Ребята, здесь написано, что я должна буду кидать вам мяч, называя обобщенное понятие, а вы должны ответить, что входит в это понятие, чья команда победит, для того Баба-яга приготовила свои сюрпризики.

    - Начнем:

    1. (рыбы, кит, дельфин)

     

    Команда, которая ответила на все вопросы получает по жетону.

     

    Идем дальше.

    Беседа в пути:

    - Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

    Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается  (показ схемы).

     

    Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

     

    1. На полу лежит «волшебный» мешок.

     

    - Ух, ты. Что это? (мешок)

    - Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Сейчас вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т.д, среди картинок записка), читаю:

     

    - Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся).

    Проверяем вместе правильность выполнения задания.

     

    - И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги (за правильный ответ – жетон) после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка:

     

    1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
    2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)
    3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)
    4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)
    5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)
    6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)
    7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)
    8. Чего не унесешь в решете? (воду)
    9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

     

    - Молодцы, правильно ответили.

     

    1. На полу хаотично расположены бумажные цветы. Рядом записка.

     

    - Ребята, смотрите, цветочная поляна (поднимаю записку), читаю:

     

    Эти цветы заколдованы. Они будут спать вечным сном, пока вы не ответите, что нужно для роста и развития растений, а также, всего живого на земле.

     

    - Вот так Баба-Яга. Задала нам задачку. Придется решать, чтобы цветочки проснулись от вечного сна и жили дальше.

    - Посмотрите, здесь лежат какие-то картинки. Нам нужно будет разобраться, что там Баба-яга загадала. Сколько раз я хлопну в ладоши, по столько человек вы встанете в круг (проигрываем раза 3-4, в конце делимся на тройки).

    - А теперь давайте скорее разгадывать задачки Бабы-Яги (раздаю каждой тройке набор карточек)

     

    Карточки:

     

    1. растение, вода, солнце, воздух, земля, звезды
    2. цыпленок, курица, зерно, солнце, воздух, вода, снег
    3. ребенок, мама, пища, вода, воздух, солнце, камни

     

    Дети должны найти лишнюю карточку, и рассказать, что у них было загадано. Остальные команды проверяют.

     

    - Ребята, а что на карточках было из мира живой природы? (растение, цыпленок, человек)

    - То, что человек и цыпленок живые, я согласна, они произносят звуки, бегают, едят, спят и т.д. а почему вы решили, что растение тоже живое? Объясните мне, пожалуйста. У него ведь нет рук и ног, оно не разговаривает (растения растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

    - Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их) Рассказ сопровождаю показом слайдов.

     

    Звучит волшебная музыка.

    - Ура, мы расколдовали цветочки. Давайте превратимся в капельки воды и польем их.

    - Кружись, кружись и в капельку превратись. Теперь капельки, полейте каждый цветочек на полянке (дети бегают, «поливают» цветочки).

    - Какие мы с вами умные и заботливые, все цветы полили, и знаем, что вода, как и солнце, и тепло, и воздух – вся эта неживая природа необходима всему живому на земле.

    - Кружись, кружись, в детей обратно превратись.

     

    - Ребята, а давайте посадим вокруг этой волшебной полянки деревья.

    - Сначала возьмем… (семечко) и посадим его в … (землю).

    - Чтобы семя взошло, надо его … (полить).

    - Еще растению нужно… (солнце).

    - Пройдет время и появится… (росток)

    -Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например в тропиках. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют. Сопровождение слайдами.

    - Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце - взрослое дерево).

    -Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

    -Правильно, деревья называют легкими планеты.

    -Давайте вместе нарисуем дерево. На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная  краска. Смятые в комок листы бумаги.

    - Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

    - Вот какая красивая картина у нас получилась.

    Послушайте народные изречения о растениях:

    - Растение – земли украшение.

    - Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

    - Одно дерево погубил – посади сорок.

    - Старые деревья молодые охраняют.

    - Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

    - Мы с вами научились сажать лес, я очень надеюсь, что вы когда-нибудь это сделаете на самом деле. А теперь идем дальше.

     

    1. Два столика, на одном стоят стаканчики с землей, на каждом стаканчике цифра и лейки с водой, на другом столе столько же пакетиков с фасолинкой внутри, каждый пакетик также пронумерован. Рядом записка. Читаю:

     

    Угадайте как подобрать для каждого горшочка свое семечко.

     

    -Ребята, предлагаю разделиться на две команды, к столику со стаканчиками подойдут мальчики, а к столику с пакетиками – девочки. Мальчики, возьмите аккуратно в руки по одному стаканчику, а девочки по пакетику. Найдите себе пару (ищут пару по номерам на стаканчике и пакетике, проверяют друг друга).

    - Посадим фасолинку, теперь мы умеем это делать. Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по номеру на горшочке (садят, поливают).

     

    1. Стоит избушка Бабы-Яги. Выходит Баба-Яга (переодетый взрослый).

     

    - Ну что, добрались таки до моей избушки. Все испытания прошли. А вот Ванюшку-то я вам не отдам.

    - Баба-Яга, ты же обещала. Мы такой длинный и сложный путь прошли.

    - И чему же вы научились, что узнали? (ответы детей)

    - Вы меня растрогали до слез, какие вы умницы. Я даже доброй сразу стала. Отдам я вам Ивашку. Выносит куклу, отдает мне. А еще я вам подарю глобус (дарит). Это планета Земля, наш общий дом. Она вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Юпитер, Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают дети.

    - Баба-Яга, спасибо тебе, а мы на прощание расскажем тебе стихотворение:

     

    Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой,

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели.

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом. (стихи Л.Дайнеко)

     

    -Ну что ж ребята, пора возвращаться из сказки в нашу группу. Вам понравилось быть в этой сказке? А что вам понравилось? (ответы детей) Скажем сказке до свиданья, до новых встреч.

    a2b2.ru


    Смотрите также