Текст книги "Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий". Рисование олешек


Мастер-класс для детей старшей и подготовительной групп “Олешек”

Мастер-класс для старших дошкольников “Игрушечных дел мастера”“Олешек”

 

Многие знают, как проблематично лепить с детьми из глины. Оказывается, глину, с успехом, можно заменить пластилином. Конечно, поделки из пластилина будут не такими прочными как из глины. Но гуашью отлично можно рисовать и по пластилину. И ваши дети получат массу удовольствия, раскрашивая собственную скульптуру.

1. Для работы берем уже использованный пластилин.

2. Сминаем его в однородную массу.

3.Лепим две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.

4. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).

5. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.

6. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.

7. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.

8. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.

9. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.

10. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске.

11. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.

12. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.

13. Заготовка олешка готова. Загрунтуем олешка белой гуашью. Начинать надо с брюшка и ножек. Поставить олешка на ножки и очень тщательно загрунтовать всю заготовку. Торопиться не стоит. Важно чтобы не осталось непрокрашенных мест. Дать высохнуть гуаши.

14. Теперь можно приступить к раскраске. Олешка можно раскрасить в стиле дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки. Или пофантазировать и нанести свой растительный или геометрический орнамент. Важно наносить мазки четко и аккуратно. На ножках нарисовать копытца. Нарисовать мордочку. Раскрашенных олешков можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы закрепить гуашь.

15. Так выглядят наши красавцы-олешки.

Название: Мастер-класс для детей старшей и подготовительной групп  “Олешек”Номинация: Методические разработки, Мастер-классы в ДОУ, Детский сад, подготовительная группа, старшая группаАвтор: Подкопаева Елена ВладимировнаДолжность: воспитательМесто работы: МДОУ детский сад № 1Месторасположение: г. Ярославль, Россия

portal2011.com

Читать книгу Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий Т. С. Комаровой : онлайн чтение

Занятие 32. Лепка «Вылепи свою любимую игрушку»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, кто из них какие игрушки любит. Наиболее интересные и доступные для изображения игрушки обсудить, решить, какие можно использовать способы лепки. Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений.

В конце занятия полюбоваться всеми работами, выбрать наиболее интересные, обратить внимание детей на их красоту и выразительность.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с игрушками.

Занятие 33. Рисование «Моя любимая сказка»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.

Методика проведения занятия. Накануне поговорить с детьми об их любимых сказках. Вспомнить, о чем в них говорится, как выглядят персонажи, что они делают. Предложить рассмотреть иллюстрации в книгах. На занятии напомнить детям, какие желания они высказывали, вместе подумать, как можно воплотить замысел: сначала основной персонаж нарисовать простым карандашом.

В процессе работы обращать внимание детей на выразительную передачу персонажей сказок, на их расположение на листе бумаги, на цвет в рисунках. Напоминать о правильных приемах рисования акварелью, о расположении изображений на листе.

По окончании работы все готовые рисунки выставить на доске или разложить на столе, рассмотреть их, предложить детям выбрать наиболее понравившиеся рисунки и объяснить свой выбор.

Материалы. Альбомные листы, простой графитный карандаш, краски акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильмов, телепередач. Организация игр-драматизаций.

«Колобок»

Рома А., старшая группа

Занятие 34. Рисование «Грузовая машина»

Программное содержание. Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор – прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

Методика проведения занятия. Показать детям игрушечную машину. Сказать, что сегодня они будут рисовать такую же. Предложить внимательно рассмотреть ее. Лучше начать рассматривать с самой крупной части – с кузова.

Спросить у детей, какой формы кузов, обвести его по контуру пальцем. Затем спросить, какой формы кабина. Если дети ответят «прямоугольной», сказать: «Да, почти прямоугольной»; если будут затрудняться с ответом, задать наводящий вопрос: «На какую форму больше похожа?» Спросить, чем форма кабины отличается от прямоугольной формы (один угол срезан и сторона идет косо). Спросить у детей, какая часть самая большая, как расположены все части машины.

Обратить внимание на колеса, их форму и расположение по отношению к другим частям машины (одно – почти посередине, под кузовом машины, другое – под мотором). Как правило, дети на это не обращают внимания и в рисунке смещают расположение колес (как получится).

Уточнить последовательность работы. (Удобнее начинать с самой большой части – с кузова и затем последовательно рисовать следующие, сравнивая их по величине.)

Напомнить ребятам, что рисовать кузов нужно не очень близко к нижнему краю листа, иначе не поместятся колеса, рисунок будет некрасивым.

Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования; правильно передавали форму частей, их величину, расположение, красиво закрашивали рисунки.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, выбрать лучшие.

Материалы. Альбомные листы, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривать с детьми разные грузовые машины (игрушки, иллюстрации) сравнивать, предлагать отмечать сходство и различия.

Занятие 35. Аппликация «Машины едут по улице» (Коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Методика проведения занятия. Это занятие является продолжением коллективной работы «Дома на нашей улице» (занятие 28). Повесить сделанную ребятами ранее коллективную работу, спросить, чего еще не хватает на улице. Предложить вырезать и наклеить машины, которые едут по улице. Уточнить, как можно вырезать машины. Каждый ребенок сам склеивает изображение, затем вместе с педагогом находит ему место в общей композиции.

Всем вместе рассмотреть картину, подумать, чем еще ее можно дополнить (трава, деревья, солнце и т.п.). Композицию повесить в группе.

Материалы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на улицах, рассматривание иллюстраций. Изготовление аппликации «Дома на нашей улице».

Занятие 36. Рисование «Роспись олешка»

Программное содержание. Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковские изделия. Спросить, какие элементы украшают фигурки, какого они цвета, как расположены. Предложить ребятам расписать вылепленные ими ранее (см. занятие 30) фигурки олешков. (Когда вылепленные ранее фигурки подсохнут, дети вместе с педагогом в свободное от занятий время покрывают их белилами (гуашью)).

В процессе работы обращать внимание детей на цветовые сочетания.

В конце занятия рассмотреть все фигурки.

Материалы. Образцы народных игрушек. Вылепленные ранее фигурки. Краски гуашь, палитры, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание дымковских глиняных фигурок, их росписи; выделение формы, цвета, элементов узора, их расположения по форме.

Занятие 37. Рисование по замыслу

Программное содержание. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать, что интересное они знают, видели, о чем им рассказывали. Выслушивая, подчеркивать, что хорошо было бы нарисовать. Предложить детям нарисовать картинку про что-то интересное. В процессе рисования помочь ребятам, которые будут испытывать затруднения при уточнении последовательности изображения, расположении предметов на листе бумаги и т.д. Следить за использованием правильных приемов рисования акварелью.

По окончании работы рассмотреть все рисунки, вместе с детьми выбрать самые интересные, предложить их авторам рассказать о том, что они нарисовали.

Материалы. Бумага белая разного формата на выбор, акварель, палитры, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыкальные занятия, чтение книг, вечера досуга, игры детей и др.

Декабрь

Занятие 38. Рисование «Зима»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, что они видели во время прогулки (дома, деревья, снег). Предложить прочитать стихотворение о зиме. Уточнить форму, расположение домов; их части. Вместе с детьми наметить последовательность выполнения рисунка. Напомнить способы рисования цветными восковыми мелками. Предложить ребятам подумать и нарисовать то, что расположено около домов (деревья, кусты, машины и др.). Когда работа цветными мелками будет закончена, предложить нарисовать гуашью снег.

В конце занятия при рассматривании готовых рисунков обратить внимание детей на то, как красиво сочетаются в рисунке цветные восковые мелки и белила; на удачное расположение изображений на листе.

Материалы. Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) формата А4, цветные восковые мелки, белила (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Разучивание стихотворений о зиме, чтение художественной литературы. Исполнение песен о зиме на музыкальных занятиях.

«Зима»

Оля Р., старшая группа

Занятие 39. Лепка «Котенок»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котенка.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушечного котенка. Уточнить форму, величину и расположение частей, приемы лепки. Учить детей добиваться выразительности фигурки, используя знакомые приемы оттягивания, сглаживания.

По окончании работы все вылепленные фигурки рассмотреть, отметить наиболее выразительные.

Материалы. Игрушечный котенок. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание керамических и мягких игрушечных кошек. Знакомство с домашними животными, их особенностями и повадками. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 40. Рисование «Большие и маленькие ели»

Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.

Методика проведения занятия. Прочитать детям стихотворение И. Токмаковой «Ели»:

Ели на опушке —До небес макушки.Слушают, молчат,Смотрят на внучат.А внучата-елочки,Тонкие иголочки,У лесных воротВодят хоровод.

Вспомнить, какие деревья дети рассматривали во время прогулки (высокие и низкие). Вызвать ребенка к доске для определения, где какие деревья надо рисовать. Обсудить с детьми возможные варианты композиции. В процессе рисования напоминать им текст стихотворения; направлять внимание на передачу цвета молодых и старых деревьев, их расположения, высоты. Напоминать о рисовании мелких веток и деталей концом кисти.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, выбрать те, где поэтический образ леса получился особенно выразительным.

Материалы. Бумага серая или голубая, краски гуашь и акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения природы. Разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Занятие 41. Рисование «Синие и красные птицы»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.

Методика проведения занятия. Прочитать детям стихотворение Китахара Хакусю «Птица, птица красная»:

– Птица,Птица красная,Отчего ты красная?– Поклевала красных ягод.

– Птица,Птица белая,Отчего ты белая?– Поклевала белых ягод.

– Птица,Птица синяя,Отчего ты синяя?– Поклевала синих ягод.

Довести до сознания детей заключенный в стихотворении образ. Поупражнять их в рисовании контуров птиц в разных позах красками на отдельном листе. Потом предложить придумать композицию и выполнить ее на большом листе. Напомнить о том, что в одном рисунке птицы должны быть одного цвета с ягодами, которые они клюют.

Материалы. Бумага серая или другого светлого тона, краски гуашь или акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Чтение книг, разучивание стихотворений. Создание коллективной аппликации «Птицы на ветках».

Занятие 42. Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

Программное содержание. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Методика проведения занятия. Показать детям городецкую роспись на изделиях из дерева. Рассмотреть их, закрепляя умение выделять особенности этой росписи. Отметить, какие элементы составляют узор, как они расположены, как использован цвет. Уточнить, спрашивая детей, последовательность выполнения работы.

В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать наиболее удачные работы.

Материалы. Вылепленные детьми изделия, украинская керамика. Гуашь.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание расписанной керамической посуды. Лепка блюда.

Занятие 43. Аппликация «Большой и маленький бокальчики»

Программное содержание. Учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми бокальчик, расширяющийся кверху. Показать, что с двух сторон он одинаковый (можно поставить посередине карандаш и показать каждому ряду отдельно) (если дети сидят за двухместными столами, стоящими в 2–3 ряда друг за другом). Объяснить, что предметы, одинаковые с двух сторон, можно вырезывать из бумаги, сложенной вдвое. Закрыв листком бумаги половину бокальчика (слева или справа), обвести по контуру вторую, видимую всем половину.

Показать детям прием вырезывания. Объяснить, что держать листок бумаги надо за сложенную середину и вырезывать лишь половину предмета. Дать детям возможность поупражняться сначала на простой тонкой бумаге, а затем предложить вырезывать бокальчик из цветной бумаги. Оказывать индивидуальную помощь: показ, напоминание, поощрение. Если дети успешно справятся с заданием, предложить им подумать, что может стоять в бокальчике.

Материалы. Бокальчик. Бумага для упражнения, бумажные прямоугольники разных цветов для вырезывания бокальчиков, ножницы.

«Как мы гуляем в детском саду»

Наташа В., старшая группа

Занятие 44. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что сегодня они будут рисовать кто что захочет. Предложить выбрать нужные материалы. Вопросами и советами помогать детям определить, что, как и где будет нарисовано. Ребятам, которые будут затрудняться в выборе темы, напомнить, что их окружает, что интересного они видели, о чем им читали, что рассказывали. В процессе рисования поощрять интересные замыслы, дополнение изображений характерными деталями.

Порадоваться разнообразию рисунков.

Материалы. Бумага разных размеров и цветов, акварель, цветные карандаши, цветные восковые мелки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Прогулки и экскурсии. Чтение книг, разучивание стихотворений, пение песен, игры детей.

Занятие 45. Лепка «Девочка в зимней шубке»

Программное содержание. Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми фигуру девочки (игрушка) в зимней одежде. Уточнить форму частей, последовательность и приемы лепки. В процессе работы напоминать о правильном соединении частей. Направлять внимание детей на более точную передачу формы частей, их расположения, пропорций.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание детей в зимней одежде, кукол.

Занятие 46. Рисование «Снежинка»

Программное содержание. Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.

Методика проведения занятия. Показать детям 2–3 образца снежинок, рассмотреть их, уточнить построение узора. Сказать, что основу (лучики) должен изобразить каждый ребенок, а затем украсить их по желанию. Уточнить прием рисования тонких линий концом кисти, спросив об этом детей. Образцы убрать, предложить ребятам приступить к рисованию.

В конце занятия все работы рассмотреть, вместе с детьми выбрать наиболее симметричные и тонкие узоры.

Материалы. Образцы снежинок (2–3 шт.). Гуашь белая, темная бумага в форме розеты, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание кружев, на прогулке – снежинок, узоров на окнах.

«Снежинка»

Катя Ш., старшая группа

Занятие 47. Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка»

Программное содержание. Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году. Похвалить за интересные ответы. Показать 3–4 новогодние открытки с простыми изображениями.

Предложить ребятам самим сделать поздравительную открытку. Подходя к детям в процессе рисования, спрашивать, что ребенок собирается нарисовать на открытке; в случае необходимости помочь советом, напоминанием.

В конце занятия все открытки рассмотреть, предложить каждому ребенку выбрать ту открытку, которую ему хотелось бы получить; объяснить свой выбор.

Материалы. 3–4 новогодние открытки. Половина альбомного листа, согнутая пополам, – открытка, белого или любого мягкого тона (на выбор), наборы цветной бумаги.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к новогоднему празднику. Украшение елки. Рассматривание елочных украшений. Организация выставки новогодних открыток с сюжетами, доступными детям для изображения (воспитатель не должен ориентировать детей на прямое копирование этих открыток).

Занятие 48. Рисование «Наша нарядная елка»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Методика проведения занятия. Уточнить с детьми строение елки, способы передачи пушистых веток, возможные украшения.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, предложить выбрать самые нарядные елки; отметить разнообразное расположение игрушек и красивое сочетание цветов.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток.

«Что мне понравилось на елке»

Наташа В., старшая группа

iknigi.net

Тамара Комарова - Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Предложить каждому ребенку составить свою декоративную композицию. Напомнить способы рисования керамических фигур (слитно, плавно, не проводя линий дважды). Сказать, что сначала надо легко простым карандашом (чтобы можно было исправить) нарисовать фигурки животных, проверить, все ли удачно получились, а затем закрашивать.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Бумага светлого тона, простые карандаши, краски акварельные, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Вариант занятия. Рисование с натуры керамической фигурки животного (лань, конь, олешек и др.)

Программное содержание. Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми керамическую фигурку животного (лань, конь, олешек и др.) с включением движения руки по контуру. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения при рисовании контура фигуры, необходимость зрительного контроля за движением руки ("Смотри внимательно, как рисуешь").

Уточнить, задавая детям вопросы, правила закрашивания рисунка.

В процессе работы подходить к каждому ребенку, вместе с ним анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Керамическая фигурка животного (лань, конь, олешек и др.). Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски, половинки альбомных листов.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание изделий из керамики.

Занятие 47. Декоративное рисование "Букет в холодных тонах" [16]

Программное содержание. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

Методика проведения занятия. Напомнить ребятам, что недавно они создавали декоративную композицию в теплых тонах (см. занятие 44), и предложить сегодня нарисовать букеты в холодных тонах.

Уточнить знание детьми холодных тонов. Предложить приступить к рисоваию.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить разнообразие цветовых решений.

Материалы. Бумага белая или тонированная (светло-голубого и светло-сиреневого цвета) формата А4, акварель, палитры, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание альбома "Украинские росписи".

Занятие 48. Лепка "Как мы играем зимой"

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Методика проведения занятия. Поговорить с ребятами о том, как они играют зимой на прогулке. Предложить вспомнить (вызывая для этого детей) позы и движения, а затем приступить к лепке. Поощрять интересно задуманные изображения.

По окончании работы предложить детям выбрать наиболее выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

Материалы. Подставка для общей композиции, глина, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей, рассматривание иллюстраций.

Занятие 49. Рисование "Иней покрыл деревья"

Программное содержание. Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным карандашом, гуашью-белилами (изображая иней, снег на ветвях). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми деревья в инее. Показать репродукции картин, иллюстрации в книгах, изображающие это явление. Предложить нарисовать их. Посоветовать начать картину с изображения снежного покрова, затем нарисовать деревья угольным карандашом, а потом иней на ветках. Сказать, что деревья надо рисовать разные: молодые, стройные и старые, развесистые.

"Кораблик"

Дима Ч., подготовительная группа

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Угольный карандаш, гуашь белая, кисти, бумага бледно-серого тона.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Чтение стихотворения С. Есенина "Белая береза".

Занятие 50. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе.

Методика проведения занятия. Предложить детям вырезать и наклеить кто что захочет.

Поощрять разнообразие замыслов. Напоминать о подборе цветов в соответствии с замыслом, красивом расположении изображений на листе.

Все готовые работы рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее выразительные аппликации и рассказать о них.

Материалы. Бумага разных цветов для фона и для вырезывания, ножницы, клей.

Занятие 51. Аппликация "Корабли на рейде"

Программное содержание. Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали.

Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества изображения.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о том, что они рассматривали картинки, на которых нарисованы разные корабли. (Иллюстрации можно выставить на доске или мольберте, чтобы дети могли еще раз рассмотреть их перед началом работы.) Сообщить, что сегодня они будут вырезывать и наклеивать общую картину "Корабли на рейде". Каждый ребенок должен вырезать и склеить корабль, а затем поместить его на общий лист.

В процессе работы направлять внимание детей на правильную передачу основной формы. Оказать помощь в составлении общей композиции, не лишая детей самостоятельности.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей, большой лист голубой или серой бумаги для коллективной композиции. Иллюстрации, изображающие разные корабли.

Связь с другими образовательными областями. Рассказы о том, что в нашей стране много портовых городов, большой флот. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Объяснение слова "рейд".

Занятие 52. Рисование "Сказочный дворец" [17]

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшающие детали. Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачами изображения. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные дворцы, как они украшены разными решетками, балконами, колоннами. Подчеркнуть необычную форму окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш.

Предложить каждому ребенку продумать, какой дворец он хочет нарисовать. Сказать, что сначала надо сделать набросок простым карандашом. После того как наброски будут готовы (если второе занятие проводится в тот же день), нужно сделать перерыв, а на втором занятии предложить детям раскрасить дворец. Детям, быстро справившимся с заданием, разрешить нарисовать около дворца все, что они захотят: деревья, цветы, птиц или другие сказочные образы.

Материалы. Бумага белая чуть больше формата А4, краски гуашь, акварель (можно вместо красок дать цветные карандаши; в ходе занятия следует обращать внимание на технику рисования карандашами).

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, красивых зданий вблизи детского сада.

Занятие 53. Лепка "Петух" ("Индюк") [18]

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха (индюка): овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми игрушку – дымковского петуха. Уточнить характер формы и особенности деталей, привлекая детей к образному описанию деталей: "волнистые края хвоста", "веерообразный гребешок".

Уточнить пропорции фигурки, приемы лепки. Предложить вылепить только петуха.

profilib.net

картинки, раскраска и фото для детей

Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими.  Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.

К оглавлению ↑

История

Несколько слов из истории дымковских игрушек…

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.

Они делались в виде различных животных. Здесь были:

  • и петушок,
  • и уточка,
  • и олень,
  • и индюк,
  • и лошадь,
  • а также фигурки барышни.

Однако со временем назначение праздника было забыто, а  вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края.  Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

К оглавлению ↑

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

К оглавлению ↑

Презентация

Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?

К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:

  1. веселый петушок,
  2. важная утка,
  3. кичливый индюк,
  4. грациозная лошадь
  5. и одетая в нарядные одежды барыня.
  6. Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.

Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность.  Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.

К оглавлению ↑

Подборка материалов по теме

нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек:     А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк   Утка

К оглавлению ↑

Узоры

К оглавлению ↑

Альбом

К оглавлению ↑

Раскраска

Барыня   Лошадь   Козёл   Коза   Олень

К оглавлению ↑

Видео

 

steshka.ru

Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка. Рисование узора из полос и кругов»

Конспект

в старшей группе по рисованию

«Дымковская игрушка. Рисование узора из полос и кругов»

Воспитатель

БДОУ «Детский сад № 3 г. Тары»

Ермолович Е. Г.

2012 год

Задачи:

Продолжить знакомить с дымковской игрушкой, со средствами выразительности: элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;

Составлять узор на листе бумаги прямоугольной формы, чередуя вертикальные полосы и круги, украшенные точками; выбирать сочетания двух цветов и черного – для точек.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Предварительная работа: 

1. Организация выставки в группе на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».

2. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.

3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

4. Раскрашивание книжек-раскрасок.

Материал: предметы декоративно-прикладного искусства,  рисунки  дымковских игрушек,  картинки с элементами  дымковского узора; белая бумага для упражнений, краски гуашь, кисти, подставки для кисточек, губки, непроливайки,    салфетки, силуэты дымковской барышни.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

- Я – барыня сударыня!Я в гости к вам пришла.Загадаю вам загадку,И отгадайте её, друзья!Веселая белая глина,Кружочки, полоски на нейКозлы и барашки смешные,Табун разноцветных коней,Кормилицы и водоноски,И всадники и ребятня,Собачки, гусары и рыбки.А ну назовите меня.(дымковская игрушка)

-Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?  (Дымковская игрушка) Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).

- А почему они так называются?

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

- Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).

Няня В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню, Когда подрастешь.

Всадник на коне Бока крутые, рога золотые, Копытца с оборкой, А на спине - Егорка.

- Какого цвета дымковские игрушки? (Всегда только белые)

Воспитатель, проводя пальцем по полосе, спрашивает: «А  какой  узор на юбке дымковской барышни? Какого цвета?»

- Посмотрите расстояние между полосами одинаковое.

- Какие еще узоры на юбке барышни? Какого цвета? (Круги и точки).

- Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи? ( У  всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены).

- Правильно!  А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят в стороне. Как мы можем с вами им помочь? Давайте поможем барышням, разрисуем их платья.  Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми  красками. Но сначала потренируемся.

- Возьмите в руки кисточки и на листочках для тренировки попробуем сухой кисточкой рисовать полосы на одинаковом расстоянии. Кисть ведем сверху вниз не останавливаясь.

- Теперь пробуем рисовать круги всей кистью, не останавливаясь, одним круговым движением, кисть смотрит вверх, тогда круги получатся широкими. А точки рисуем кончиком кисти.

- Сейчас потренируйтесь красками рисовать полосы и круги. (Дети выбирают цвет для полосы и круга, на листе для упражнений проводят одну-две линии, изображают круг).

- Мы с вами будем расписывать дымковскую барышню. Давайте вспомним как будем расписывать её, с чего мы начинаем рисовать узор на юбке барышни? (проведение прямых линий-полос сверху вниз на одинаковом расстоянии, затем рисование кругов другого цвета и украшаем круги точками).

Физкультминутка: 1, 2, 3, 4, 5, Мы пошли в лесок гулять,Этот пальчик – по дорожке,Этот пальчик – по тропинке,Этот пальчик – за грибами, Этот пальчик – за малиной, Этот пальчик – заблудилсяОчень поздно возвратился.

- Сядьте поудобнее, вы теперь мастера, начинаем работу.Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

- А теперь  заканчивайте свои работы, барышни очень довольны, им ваши юбочки нравятся.

Итог занятия.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и  ответить на вопросы:1.         Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?2.         Что тебе больше всего здесь понравилось?3.         Что особенного в этой работе?4.         Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель отмечает работу, на которой ровные линии, одинаковые круги, красивые украшения.

Воспитатель читает стих:   Все игрушки не простые,                                                  А волшебно расписные,                                                Белоснежны, как березки,                                                 Кружочки, клеточки, полоски –                                                 Простой, казалось бы узор,                                                   Но отвести не в силах взор. 

 Молодцы, все старались создать новые  красивые дымковские узоры. Спасибо вам за работу.

infourok.ru

Читать книгу Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий Т. С. Комаровой : онлайн чтение

Занятие 41. Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»

Программное содержание. Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз), оформления изображений в цвете красками, способы получения новых цветов и оттенков. Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении.

«Павлин»

Аня Б., подготовительная группа

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми (кратко) содержание сказки «Царевна-лягушка».

Рассмотреть иллюстрации художников к сказке «Царевна-лягушка», обращая внимание на особенности изображения того или иного сказочного героя.

Предложить нарисовать героев этой сказки.

В конце занятия рассмотреть с детьми все рисунки, отметить их разнообразие.

Материал. Книги со сказкой «Царевна-лягушка», иллюстрированные разными художниками. Краски гуашь, простые карандаши, кисти, палитры, альбомные листы.

Январь

Занятие 42. Рисование «Новогодний праздник в детском саду»[14]

Программное содержание. Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Методика проведения занятия. Вспомнить с ребятами новогодний праздник: нарядную елку, выступления детей. Вызвать положительный эмоциональный отклик на прошедший праздник. Предложить создать рисунки на эту тему. Стимулировать положительное отношение к возможности передать свои впечатления, напомнив веселые моменты праздника, которые можно отразить в рисунках.

Предложить детям обдумать композицию: где будет расположена елка (в центре, сбоку), где – дети. Сказать, что на первом занятии надо нарисовать елку и, пока она подсыхает, простым карандашом изобразить танцующих детей. На втором занятии – украсить елку и раскрасить костюмы детей. Напомнить о смешении красок с белилами для получения оттенков.

Все рисунки вывесить на доске, вместе с детьми отобрать наиболее интересные работы и украсить ими групповую комнату.

Материалы. Бумага цветная мягкого тона, размером больше формата А4, краски акварель, гуашь белила, простой графитный карандаш, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов, танцев.

Занятие 43. Коллективная лепка «Звери в зоопарке» (по рассказам Е. Чарушина)

Программное содержание. Закреплять умение лепить из целого куска глины, правильно передавая пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение оценивать свои работы и работы товарищей.

Методика проведения занятия. До занятия знакомить детей с творчеством Е. Чарушина в процессе ежедневного чтения, включенного в режим дня.

Обследовать с детьми керамические фигурки животных, выбранные в качестве натуры. Уточнить приемы лепки, задавая детям вопросы. В процессе работы направлять внимание на передачу характера животного.

Материалы. Книги Е. Чарушина «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология» и его книжная графика. Керамические фигурки животных. Глина, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с искусством керамики.

Занятие 44. Декоративное рисование «Букет цветов»[15]

Программное содержание. Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.). Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям – цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о том, что они уже рассматривали разные нарисованные красивые букеты. Показать несколько иллюстраций с изображением букетов, выполненных в теплых тонах. Уточнить знание теплых тонов.

Предложить детям создать букет в такой гамме, напомнить, что в середине букета помещают крупные цветы.

Готовые рисунки рассмотреть с детьми и составить из них фризы для украшения детского сада.

Материалы. Бумага белая или светло-желтого, бледно-оранжевого оттенка формата А4, акварельные краски, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание альбомов с народными росписями, художественных открыток с изображением букетов (желательно использовать региональное декоративно-прикладное искусство).

Занятие 45. Лепка «Лыжник»

Программное содержание. Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми фигурку лыжника (скульптура) или ребенка в лыжном костюме. Обратить внимание на положение тела и его частей при ходьбе на лыжах.

В процессе работы напоминать о точности передачи движения.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций, скульптур.

Занятие 46. Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» («Лани гуляют»)

Программное содержание. Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми не очень сложные изделия народного творчества, изображающие лошадей. Обратить внимание на композицию.

Предложить каждому ребенку составить свою декоративную композицию. Напомнить способы рисования керамических фигур (слитно, плавно, не проводя линий дважды). Сказать, что сначала надо легко простым карандашом (чтобы можно было исправить) нарисовать фигурки животных, проверить, все ли удачно получились, а затем закрашивать.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Бумага светлого тона, простые карандаши, краски акварельные, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Вариант занятия. Рисование с натуры керамической фигурки животного (лань, конь, олешек и др.)

Программное содержание. Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми керамическую фигурку животного (лань, конь, олешек и др.) с включением движения руки по контуру. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения при рисовании контура фигуры, необходимость зрительного контроля за движением руки («Смотри внимательно, как рисуешь»).

Уточнить, задавая детям вопросы, правила закрашивания рисунка.

В процессе работы подходить к каждому ребенку, вместе с ним анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Керамическая фигурка животного (лань, конь, олешек и др.). Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски, половинки альбомных листов.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание изделий из керамики.

Занятие 47. Декоративное рисование «Букет в холодных тонах»[16]

Программное содержание. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

Методика проведения занятия. Напомнить ребятам, что недавно они создавали декоративную композицию в теплых тонах (см. занятие 44), и предложить сегодня нарисовать букеты в холодных тонах.

Уточнить знание детьми холодных тонов. Предложить приступить к рисоваию.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить разнообразие цветовых решений.

Материалы. Бумага белая или тонированная (светло-голубого и светло-сиреневого цвета) формата А4, акварель, палитры, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание альбома «Украинские росписи».

Занятие 48. Лепка «Как мы играем зимой»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Методика проведения занятия. Поговорить с ребятами о том, как они играют зимой на прогулке. Предложить вспомнить (вызывая для этого детей) позы и движения, а затем приступить к лепке. Поощрять интересно задуманные изображения.

По окончании работы предложить детям выбрать наиболее выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

Материалы. Подставка для общей композиции, глина, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей, рассматривание иллюстраций.

Занятие 49. Рисование «Иней покрыл деревья»

Программное содержание. Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным карандашом, гуашью-белилами (изображая иней, снег на ветвях). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми деревья в инее. Показать репродукции картин, иллюстрации в книгах, изображающие это явление. Предложить нарисовать их. Посоветовать начать картину с изображения снежного покрова, затем нарисовать деревья угольным карандашом, а потом иней на ветках. Сказать, что деревья надо рисовать разные: молодые, стройные и старые, развесистые.

«Кораблик»

Дима Ч., подготовительная группа

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми.

Материалы. Угольный карандаш, гуашь белая, кисти, бумага бледно-серого тона.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза».

Занятие 50. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе.

Методика проведения занятия. Предложить детям вырезать и наклеить кто что захочет.

Поощрять разнообразие замыслов. Напоминать о подборе цветов в соответствии с замыслом, красивом расположении изображений на листе.

Все готовые работы рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее выразительные аппликации и рассказать о них.

Материалы. Бумага разных цветов для фона и для вырезывания, ножницы, клей.

Занятие 51. Аппликация «Корабли на рейде»

Программное содержание. Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали.

Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества изображения.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о том, что они рассматривали картинки, на которых нарисованы разные корабли. (Иллюстрации можно выставить на доске или мольберте, чтобы дети могли еще раз рассмотреть их перед началом работы.) Сообщить, что сегодня они будут вырезывать и наклеивать общую картину «Корабли на рейде». Каждый ребенок должен вырезать и склеить корабль, а затем поместить его на общий лист.

В процессе работы направлять внимание детей на правильную передачу основной формы. Оказать помощь в составлении общей композиции, не лишая детей самостоятельности.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей, большой лист голубой или серой бумаги для коллективной композиции. Иллюстрации, изображающие разные корабли.

Связь с другими образовательными областями. Рассказы о том, что в нашей стране много портовых городов, большой флот. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Объяснение слова «рейд».

Занятие 52. Рисование «Сказочный дворец»[17]

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшающие детали. Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачами изображения. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные дворцы, как они украшены разными решетками, балконами, колоннами. Подчеркнуть необычную форму окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш.

Предложить каждому ребенку продумать, какой дворец он хочет нарисовать. Сказать, что сначала надо сделать набросок простым карандашом. После того как наброски будут готовы (если второе занятие проводится в тот же день), нужно сделать перерыв, а на втором занятии предложить детям раскрасить дворец. Детям, быстро справившимся с заданием, разрешить нарисовать около дворца все, что они захотят: деревья, цветы, птиц или другие сказочные образы.

Материалы. Бумага белая чуть больше формата А4, краски гуашь, акварель (можно вместо красок дать цветные карандаши; в ходе занятия следует обращать внимание на технику рисования карандашами).

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, красивых зданий вблизи детского сада.

Занятие 53. Лепка «Петух» («Индюк»)[18]

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха (индюка): овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми игрушку – дымковского петуха. Уточнить характер формы и особенности деталей, привлекая детей к образному описанию деталей: «волнистые края хвоста», «веерообразный гребешок».

Уточнить пропорции фигурки, приемы лепки. Предложить вылепить только петуха.

В конце занятия рассмотреть все готовые работы, предложить детям выбрать наиболее похожие на игрушку-образец.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковский петух (индюк или другая красивая птица).

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Февраль

Занятие 54. Лепка «Пограничник с собакой»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми о службе пограничников, об использовании в ней собак. Предложить вылепить пограничника с собакой. Напомнить приемы лепки, задавая вопросы.

В процессе работы следить за правильным изображением фигур человека и животного, за соблюдением пропорций.

Материалы. Глина, стеки, доски-подставки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение рассказов, стихотворений о пограничниках. Рассматривание иллюстраций, скульптур.

Вариант занятия. Лепка «Я с моим любимым животным»

Программное содержание. Учить задумывать содержание лепки в определенном воспитателем направлении. Развивать самостоятельность, творчество. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска, по частям и др.).

Методика проведения занятия. Предложить детям слепить сценку – человек и животное.

Каждый ребенок должен придумать свою сценку: это может быть охотник с собакой, дети со зверями или птицами, дрессировщик со своими питомцами и т. п.

Все готовые работы рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение рассказов и сказок о людях и животных, их дружбе; о том, как животные помогают людям.

Занятие 55. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми узоры – бордюры на изделиях с хохломской росписью. Проанализировать строение бордюров – ритмичное расположение одинаковых элементов. Показать прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти.

Предложить детям сначала поупражняться в рисовании волнистых линий на отдельном листе, а затем выполнить бордюр на бумажной полосе. Сказать, что цвета красок надо подбирать в соответствии с хохломской росписью. Уточнить последовательность работы.

Все готовые работы вывесить на доску, рассмотреть с детьми, обратить внимание на их яркость, красоту.

Материалы. Полоса желтой бумаги, лист белой бумаги для упражнений, краски гуашь (зеленая, желтая, красная и черная), кисти. Изделия с хохломскими узорами.

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с народным прикладным искусством. Беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью.

Занятие 56. Рисование «Сказочное царство»

Программное содержание. Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы. Закреплять умение выполнять рисунок в определенной цветовой гамме (в теплой – дворец Солнца, в холодной – дворцы Луны, Снежной королевы). Развивать эстетические чувства, творчество, воображение.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми дворцы, описанные в сказках А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», Г.-X. Андерсена «Снежная королева». Уточнить, чем отличались эти сказочные царства.

Предложить каждому ребенку подумать, какое царство он хочет нарисовать, и взять бумагу подходящего цвета. В процессе работы помогать детям советами в выборе композиционного решения, подборе и подготовке нужных цветов.

«Дворец Снежной королевы»

Маша С., подготовительная группа

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие.

Материалы. Бумага бледно-желтого, бледно-оранжевого или бледно-голубого цвета (на выбор), чуть больше формата А4, краски гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказок, беседы. Рассматривание иллюстраций, открыток. Конструирование разнообразных дворцов.

Занятие 57. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные навыки и умения. Закреплять разнообразные приемы вырезывания. Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. Предложить каждому ребенку подумать, какую картинку он хочет вырезать и наклеить (тему ребенок выбирает самостоятельно).

Напомнить, что нужно подбирать бумагу, цвет которой хорошо сочетается с фоном.

Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить разнообразие решений.

«Крыса»

Антон С., подготовительная группа

Материалы. Тонированная бумага для фона (на выбор), цветная бумага, конверты с обрезками бумаги, ножницы, клей.

Занятие 58. Рисование «Наша армия родная»

Программное содержание. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами. Развивать воображение, творчество.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми стихотворение С. Михалкова «Наша армия родная», вызвать кого-либо из ребят для чтения стихотворения. Уточнить, о чем говорится в каждом четверостишии.

Предложить каждому ребенку подумать, что он хочет нарисовать. В процессе работы помогать детям (советом, напоминанием и т. п.) наиболее полно выразить задуманное.

По окончании работы рассмотреть с детьми все рисунки, обратить их внимание на то, как по-разному изображен один и тот же эпизод.

Материалы. Бумага формата А4, цветные карандаши или краски (на выбор).

Связь с другими образовательными областями. Беседа о Российской армии, чтение стихотворений, рассказов, пение песен, рассматривание иллюстраций.

iknigi.net


Смотрите также