Украшение платочка башкирским орнаментом. Рисование платье с башкирским узором в старшей группе


Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему «Башкирский орнамент» Программное

Подготовила: воспитатель Новикова Снежана Николаевна

Конспект занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе

на тему «Башкирский орнамент»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи. Закреплять знания об элементах башкирского орнамента, развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу. Развивать и обогащать речь детей.

Активизация словаря: башкиры, орнамент, роспись, геометрический орнамент, камзул, кашмау, елян.

Предварительная работа:

- Чтение стихов башкирских поэтов:

“Счастливого пути“ Рашид Нигмати

“Мой Урал” Салават Юлаев

“Осень” Ахмет Хужа

“Много у меня друзей” К.Бикбулатова

-Башкирские народные сказки:

“Медведь и пчелы”

“Леса - плотник”

“Как медвежонок поумнел”

“Али – Батыр”

- Рассматривание иллюстраций: быт башкир, национальная одежда, предметы утвари.

- Игры: “Составь башкирский узор”, “Одень башкирских кукол“, “Найди башкирский орнамент“.

Методические приемы:

1) Звучание башкирских мелодий

2) Художественное слово

3) Беседа

4) Вопросы к детям

5) Сюрпризный момент

6) Рассматривание костюма

7) Объяснение

8) Выполнение элементов росписи

Ход занятия:

Звучит башкирская мелодия. Дети входят, встают полукругом перед гостями.

Воспитатель: Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе.

Я день встречаю звонкими словами,

Цвети, Башкирия, цвети и зеленей!

Дети по очереди читают стихи:

1. Башкортостан, страна трудов

Страна цветов, страна плодов

И мы, которые росли,

Для торжества свой земли!

2. Башкортостан, страна услад.

Бесценный клад, нетленный сад,

Где лев по имени башкир

Родился и увидел мир! “

3. В родном краю слушаю шелест

весенней березы,

радостно в сердце!

рождаются слезы

в нашем краю, - замечает народ, -

даже полынь ароматна как мед.

4. У наших гор вершины до небес

И соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца добром.

Воспитатель: Ребята прочитали стихи башкирских поэтов.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Да, ребята, мы живем в замечательной республике, которая называется Башкортостан. Мы много беседовали о родном крае, о ее природе, рассматривали иллюстрации, читали башкирские народные сказки, заучивали стихи башкирских поэтов. Я вам рассказывала о жизни древних башкир, об их быте, о том, чем они занимались, как одевались.

Мы с вами сегодня в башкирских национальных костюмах. Посмотрите, какие мы красивые, нарядные. Ребята, вам нравятся башкирские костюмы?

Дети: Да!

Воспитатель: Чем же вам нравятся башкирские костюмы?

Дети: Они яркие, красочные, праздничные.

Воспитатель: Я вам предлагаю еще раз рассмотреть женский национальный костюм башкирки.

У меня в руках кукла Айгуль, давайте рассмотрим ее костюм?

Башкирский народный костюм состоит из женского головного убора “кашмау”, короткой безрукавки “камзул“, платья “кулдяк”.

Давайте еще раз повторим название женского головного убора, короткой безрукавки, платья.

Сегодня я хотела познакомить вас с новым словом – “ елян“, это женская верхняя одежда. Давайте повторим: “елян” . А чем украшались башкирские народные костюмы?

Дети: Башкирские народные костюмы украшали монетами, разноцветными лентами, орнаментом.

Воспитатель: Какие основные цвета башкирского орнамента?

Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?

Какому виду орнамента эти элементы узора относятся?

А сейчас у меня для вас сюрприз. Пожалуйста, закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.

Перед детьми воспитатель ставит две объемные куклы из ватмана.

Воспитатель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, какие куклы я сделала. Я их назвала башкирскими именами: Гузель и Алсу. Их платья я украсила башкирским орнаментом. Давайте сначала рассмотрим платье Алсу. Теперь рассмотрим платье Гузель.

В прошлый раз мы уже начали делать объемную куклу: вырезали выкройку платья, сделали фон, а сегодня будем украшать его башкирским орнаментом. Мы уже вспомнили элементы башкирского орнамента , его основные цвета. Напоминаю, начинаем украшать “кулдяк” сверху, затем украшается нижний край платья, в середине должно остаться место для узора. Приступаем к работе, обратите внимание на технику рисования: некоторые элементы башкирского орнамента рисуем концом кисти, другие полным ворсом кисти.

Дети украшают выкройки башкирским орнаментом. Звучит башкирская мелодия.

Воспитатель: Мы сегодня с вами украшали “кулдяк” башкирским орнаментом. Вы использовали разные элементы башкирского орнамента, выбирали яркие контрастные сочетания цветов. Платья, украшенные башкирским орнаментом, получились праздничные, нарядные. В следующий раз мы закончим работу, а сейчас давайте споем для наших гостей песню: “Подарю стране цветы“.

gigabaza.ru

Конспект интегрированнойНОД по художественному творчеству (рисование) в средней группе на тему: «Украсим платочек башкирским орнаментом». - Разработки мероприятий - Каталог файлов

Конспект интегрированнойНОД по художественному творчеству (рисование) в средней группе на тему: «Украсим платочек башкирским орнаментом».

Интегрированные области: «Познавательное развитие»,

« Художественно -эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Программное содержание:

Цель: познакомить воспитанников с элементами башкирского орнамента.

Задачи:

Образовательные: научить изображать элементы орнамента, используя ранее полученные навыки в рисовании.

Развивающие: развивать мышление, воображение, художественный вкус, творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные:воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, своему краю, а также самостоятельность в выполнении задания.

Раздаточный материал: клеёнка, гуашь ( зеленая, красная, желтая), ватные палочки, поролоновые штампы, салфетки бумажные, листы альбомной бумаги, иллюстрации.

Демонстрационный материал: готовый образец.

Оборудование: музыкальное сопровождение, стулья, платочки разноцветные, проектор.

Сюрпризный момент: гостья - «Башкирская красавица» Айhылу.

Ход занятия:

Восп. – Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- А теперь подойдите все ко мне.

(Дети собрались возле воспитателя). Чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).

Все друг к другу подошли

Ножками потопали: топ, топ, топ

Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп

А теперь мы повернемся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент. (Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица» Айhылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец.)

Айhылу - Һayмыhыгыҙмалайҙарhәм кыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айhылу.

Восп.- Здравствуй, Айhылу. Ребята, поздоровайтесь с Айhылу.

Дети – Здравствуй, Айhылу.

Восп. –Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи - с оборками внизу – на башкирском языке платье называется – күлмәк, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове платок. Айhылук нам пришла в башкирском женском национальном костюме. (Дети рассматривают её).

Айhылу – Вам понравилась моя одежда?

Дети – Да, нам очень понравился твой башкирский костюм.

Восп. –Айhылу мы приглашаем тебя поиграть вместе с нами.  Помоги, пожалуйста, раздать платочки. На спинках стульев висят платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Когда музыка начнется,мы подняв платочки над головой будем танцевать. А как музыка остановится, мы с вами разбегаемся к стульчикам, где висит платочек такого же цвета, как и у вас. И найдем платочку пару.

(Дети играют в игру 2 раза) . По ходу, игры воспитатель может поменять платочки на стульчиках местами.)

- Молодцы. Айhылу, понравилось ли тебе с нами играть?

Восп.- Дети, давайте приготовим для наших гостей и Айhылу подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мальберт. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его.

Восп.-Ребята, а для начала скажите мне, что такое орнамент?

- В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.

- Какие же виды башкирского орнамента существуют?

- Их несколько видов.Сегодня мыс вами рассмотрим два из них: растительный – из растительных элементов(листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.)

геометрический – из геометрических форм ( квадратики, кружочки, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги). Воспитатель показывает элементы на мониторе.

Восп. – Каким видом башкирского орнамента украшен  наш платочек?

Дети. – Геометрическим.

Восп. – А какими цветами украшен наш платочек?

Дети – Красный, желтый, зеленый.

Восп.- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени.

Восп. –  Дети, давайте, начнем работу.

- С чего начнем работу?

- Украсим центр

- Что нарисовано в центре?

Дети – Крестик

Восп.- Большой крестик можно нарисовать с помощью «волшебной ватной палочки». Крестик должен быть точно посередине.

Восп.-  Ребята, посмотрите на красный крестик и на зеленый. Они одинаковые?

Дети – Нет, красный  крестик, больше.

Восп.- Обратите внимание, что маленькие, зеленые крестики расположены по уголкам нашего листочка.

Восп. - Какие ещё элементы вы видите?

Дети -  Ромбики.

Восп-А как они расположены от большого красного крестика?

Дети – С правой и с левой стороны.

Восп. – Ребята, ромбики мы будем рисовать, нашими « волшебными поролоновыми штампами».

Восп.-  Назовите мне элементы орнамента, которые мы будем использовать при росписи нашего платочка?

Дети – Ромбик, крестики.

Восп-  К какому виду орнамента они относятся?

Дети – К геометрическому виду

(Провести технику безопасности при работе с красками).

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.Гостья – Айhылу помогает детям).

Восп.– Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы.

– Айhылу, посмотри и выберите работы, которые тебе нравятся (гостья вместе с одним ребенком выбирают удачные работы, отмечают правильность и сходство с образцом, аккуратность. Хорошо выполненные работы подарить гостьям). Их мы подарим гостям, а остальными украсим выставку.

Рефлексия:

Восп– Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем мы сегодня занимались?

- Чем мы украшали наш платок?

- Каким орнаментом украшали наш платок?

- Что было самым сложным в работе?

- А что вам больше всего понравилось?

Восп. - Ребята, вы большие молодцы, хорошо потрудились.

-Айhылу, тебе понравилось у нас в гостях?

Айhылу – Да, мне у вас очень понравилось, что я еще раз к вам приду в гости, hаубулыгыз!

pin-gvin.my1.ru

Украшение платочка башкирским орнаментом | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Конспект интегрированнойНОД по художественному творчеству (рисование) в средней группе №4 на тему: «Украсим платочек башкирским орнаментом». Интегрированные области: «Познавательное развитие», « Художественно -эстетическое развитие», «Речевое развитие». Программное содержание: Цель: познакомить воспитанников с элементами башкирского орнамента. Задачи: Образовательные: научить изображать элементы орнамента, используя ранее полученные навыки в рисовании. Развивающие: развивать мышление, воображение, художественный вкус, творческие способности детей, мелкую моторику рук. Воспитательные:воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, своему краю, а также самостоятельность в выполнении задания. Раздаточный материал: клеёнка, гуашь ( зеленая, красная, желтая), ватные палочки, поролоновые штампы, салфетки бумажные, листы альбомной бумаги, иллюстрации. Демонстрационный материал: готовый образец. Оборудование: музыкальное сопровождение, стулья, платочки разноцветные, проектор. Сюрпризный момент: гостья - «Башкирская красавица» Айhылу.   Ход занятия: Восп. – Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. - А теперь подойдите все ко мне. (Дети собрались возле воспитателя). Чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка). Все друг к другу подошли Ножками потопали: топ, топ, топ Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп А теперь мы повернемся И друг другу улыбнёмся. Сюрпризный момент. (Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица» Айhылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец.) Айhылу - Һayмыhыгыҙмалайҙарhәм кыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айhылу. Восп.- Здравствуй, Айhылу. Ребята, поздоровайтесь с Айhылу. Дети – Здравствуй, Айhылу. Восп. –Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи - с оборками внизу – на башкирском языке платье называется – күлмәк, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове платок. Айhылук нам пришла в башкирском женском национальном костюме. (Дети рассматривают её). Айhылу – Вам понравилась моя одежда? Дети – Да, нам очень понравился твой башкирский костюм. Восп. –Айhылу мы приглашаем тебя поиграть вместе с нами. Помоги, пожалуйста, раздать платочки. На спинках стульев висят платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Когда музыка начнется,мы подняв платочки над головой будем танцевать. А как музыка остановится, мы с вами разбегаемся к стульчикам, где висит платочек такого же цвета, как и у вас. И найдем платочку пару. (Дети играют в игру 2 раза) . По ходу, игры воспитатель может поменять платочки на стульчиках местами.) - Молодцы. Айhылу, понравилось ли тебе с нами играть? Восп.- Дети, давайте приготовим для наших гостей и Айhылу подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мальберт. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его. Восп.-Ребята, а для начала скажите мне, что такое орнамент? - В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.- Какие же виды башкирского орнамента существуют? - Их несколько видов.Сегодня мыс вами рассмотрим два из них: растительный – из растительных элементов(листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.) геометрический – из геометрических форм ( квадратики, кружочки, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги). Воспитатель показывает элементы на мониторе. Восп. – Каким видом башкирского орнамента украшен наш платочек? Дети. – Геометрическим. Восп. – А какими цветами украшен наш платочек? Дети – Красный, желтый, зеленый. Восп.- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени. Восп. –  Дети, давайте, начнем работу. - С чего начнем работу? - Украсим центр - Что нарисовано в центре? Дети – Крестик Восп.- Большой крестик можно нарисовать с помощью «волшебной ватной палочки». Крестик должен быть точно посередине. Восп.- Ребята, посмотрите на красный крестик и на зеленый. Они одинаковые? Дети – Нет, красный крестик, больше. Восп.- Обратите внимание, что маленькие, зеленые крестики расположены по уголкам нашего листочка. Восп. - Какие ещё элементы вы видите? Дети - Ромбики. Восп-А как они расположены от большого красного крестика? Дети – С правой и с левой стороны. Восп. – Ребята, ромбики мы будем рисовать, нашими « волшебными поролоновыми штампами». Восп.- Назовите мне элементы орнамента, которые мы будем использовать при росписи нашего платочка? Дети – Ромбик, крестики. Восп- К какому виду орнамента они относятся? Дети – К геометрическому виду (Провести технику безопасности при работе с красками). (Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.Гостья – Айhылу помогает детям). Восп.– Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. – Айhылу, посмотри и выберите работы, которые тебе нравятся (гостья вместе с одним ребенком выбирают удачные работы, отмечают правильность и сходство с образцом, аккуратность. Хорошо выполненные работы подарить гостьям). Их мы подарим гостям, а остальными украсим выставку. Рефлексия: Восп– Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем мы сегодня занимались? - Чем мы украшали наш платок? - Каким орнаментом украшали наш платок? - Что было самым сложным в работе? - А что вам больше всего понравилось? Восп. - Ребята, вы большие молодцы, хорошо потрудились. -Айhылу, тебе понравилось у нас в гостях? Айhылу – Да, мне у вас очень понравилось, что я еще раз к вам приду в гости, hаубулыгыз!

educontest.net


Смотрите также