Психологический тренинг "Уверенного повеения". Рисование по инструкции упражнение для тренинга


Игры и упражнения для тренингов (16)

Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме.

Правила проведения:

Вариант I. Ведущий обращается к участникам группы с вопросом:

— Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?

Желающие обычно находятся. Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул», ведущий продолжает:

— Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хотя бы в детстве – пробовал изображать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то – не очень.

В этот момент, как правило, кто-нибудь обязательно высказывается по поводу своего абсолютного неумения рисовать и нежелания обижать натурщика его уродливым портретом.

— Что же! Мы не станем даже пытаться создать портрет нашего натурщика в духе реалистической традиции. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и нюансы прически. Зачем? Ведь для выполнения этой задачи гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните лишь, что до конца упражнения разговаривать воспрещается.

Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает своп монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников. Можно в этот момент включить и медитативную музыку, но есть опасность, что она не будет вполне соответствовать внутреннему состоянию кого-либо из «художников» и восприятию им натурщика и собьет с верного звучания его «внутренний резонатор».

А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души… И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!

Рисование продолжается в течение десяти-пятнадцати минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до конца отведенного времени. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.

В принципе этим можно и завершить основную часть упражнения и перейти к групповой рефлексии и обсуждению чувств, вызванных процессом создания «портретов». Организовать обсуждение можно разными способами, например, так: натурщик берет в руки каждый из рисунков и говорит о чувствах, которые тот в нем вызывает, интерпретирует изображение и выражает свое согласие или несогласие с «портретом». «Художник» – автор поясняет, верно ли понято изображение и что именно он хотел передать в рисунке. Можно поступить и иначе: «художники», держа «портреты» в руках, по кругу рефлексуют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисункам только по желанию. Натурщик лишь слушает и изредка задает вопросы. После рефлексии каждый «художник» преподносит «портрет» в дар лицу, на нем изображенному. Возможна ситуация, когда обсуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается.

В длительных тренинговых группах можно периодически возвращаться к этому упражнению, заменяя натурщиков. Делать портреты больше двух-трех человек подряд не рекомендуется: наступает утомление «художников» и теряется глубина погружения во внутренний мир человека, чей портрет создается.

Вариант II. Упражнение можно усилить и добавить в него элементы, нацеленные на укрепление сплоченности группы и развитие навыков эффективной коммуникации участников, если не заканчивать его в момент создания «портретов», а продолжить дальше. Для этого ведущий предлагает натурщику, осмотрев все рисунки, сгруппировать их по каким-то признакам. Количество групп и суть критерия не имеют значения. Натурщик может прокомментировать способ классификации, а может воздержаться (второй случай интереснее). Важно лишь то, что он выделил в рисунках нечто общее. Возле каждой пачки рисунков собираются их авторы. Каждой сформированной таким образом группе ведущий вручает по большому листу бумаги и поясняет:

— Человек, которого вы изобразили на портретах, полагает, что в ваших рисунках есть нечто общее, может быть, то главное, что вы сумели выделить в его внутреннем мире. Вам дается следующее задание: обсудить, что же объединяет ваши рисунки, и совместными усилиями создать обобщенный портрет того же человека на большом листе бумаги, который вы получили. Может быть, имеет смысл более четко и ярко высветить на этом коллективном портрете объединяющую вас идею, может быть, в процессе совместного творчества вам удастся отыскать и еще яснее отобразить сущность внутреннего мира натурщика. Тогда его психологический портрет будет в еще большей мере сходен с реальной картиной его души.

На эту работу выделяется пятнадцать-двадцать минут. По ее завершении представители творческих групп представляют и комментируют плоды коллективного труда. Можно предложить натурщику высказать мнение: какой из портретов в большей степени совпадает с его самовосприятием.

Вариант III. Работа разворачивается аналогично тому, как описано во втором варианте, только группировку портретов осуществляет не натурщик, а сами «художники». Они получают задание выбрать те рисунки, которые. по их мнению, содержат нечто общее с их собственными. Таким образом, участники объединяются в творческие группы по собственному желанию на основе сходства восприятия внутреннего мира натурщика. Дальнейшие инструкции ведущего такие же, как во втором варианте.

www.your-mind.ru

Родительское собрание "Учимся общаться"

Разделы: Работа с родителями

Цель: выведение формулы общения с ребенком

Оборудование: доска, 2 “мостика” из пленки, образцы фигур для рисования, чистые альбомные листы, фломастеры, 1/4 чистого ватманского листа.

Предварительная работа: анкетирование среди учащихся 7–9-х классов.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово ведущего.

1. Определение темы,

2. Результаты анкетирования:

Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? (85% - да)

Чувствовал ли ты, что тебе легче обсуждать проблемы с друзьями, чем с родителями? (66% - да)

Чье внимание для тебя важнее всего? (50% на 50%)

С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации? (88% - со сверстниками)

Хотел бы ты быть таким, как твои родители? (50% на 50%)

3. Тест “Какой Вы родитель?” (см. Приложение 1)

4. Постановка цели, настрой на активное участие.

II. Родительский тренинг

1. Упражнение “Передай по кругу” (хлопки и ритмичные движения руками).

2. Мини-анкета:

Сколько времени Вы уделяете ребенку в течение дня?

  • 1-2 мин.
  • 5-20 мин.
  • Около часа.
  • Более часа.

О чем вы говорите с ним больше

  • О его проблемах.
  • О своих проблемах.
  • Требуете выполнения чего-либо.
  • Ругаете.

3. Упражнение “Рисунок по инструкции”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка (Приложение 2). Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводиться в двух вариантах:

  • С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
  • Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?

Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.

Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке

4. Упражнение “Слушание в разных позах”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:

  • Сидя друг напротив друга.
  • Говорящий стоит, слушающий – сидит.
  • Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.

Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.

Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.

5. Упражнение “Встреча на узком мостике”.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2–3 метра.

Инструкция: “Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик – это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами – тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов.”

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 “мостика”.

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие “в воду” пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.

Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).

III. Подведение итогов:

  • Общий вывод с опорой на получившийся рисунок.
  • Заповеди для родителей (Приложение 3).
  • Упражнение “Подари улыбку”.

Приложение 1

Тест “Какой Вы родитель?”

Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми 9честно, не для обсуждения):

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
  4. И в кого ты такой уродился?!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну, на кого ты похожа?!
  7. Я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощница (к)!
  9. Ну, что за друзья у тебя?!
  10. О чем ты только думаешь?!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:

1 - 2      8 – 1

2 – 1     9 -2

3 – 1     10 -2

4 - 1     11 – 1

5 – 1     12 – 1

6 - 2     13 – 2

7 – 2     14 - 1

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.

Сообщаются оценочные суждения:

5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.

Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.

11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.

Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути.

Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Приложение 2

Карточка – образец к упражнению “Рисунок по инструкции”

Приложение 3

Заповеди для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай, не обзывай!!!
  6. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  7. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.
  8. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
  9. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Психологический тренинг "Уверенного повеения"

Тренинг уверенного поведения. Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»  Н. Хилл. Закон успеха

Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.

Оборудование: 1. Магнитофон. 2. Записи спокойной музыки (звуки природы). 3. Дощечки формат А 4. 4. Цветные мелки, цветные карандаши. 5. Листы бумаги А 4. 6. Карточки с незаконченными фразами. Время проведения: 90 минут. Возраст: 13-15 лет (участники научно-практической конференции).

Ход занятия I. Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.

II. Мини – лекция. Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно: • целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными; • ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. • гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку; • социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. • сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль; • настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко. • созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным. Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения» (Старшенбаум, 2006, с.92). Уверенные в себе люди характеризуются: • независимостью; • самодостаточностью. Внешние признаки уверенного человека: • выглядит спокойным; • держится с достоинством; • открытый взгляд; • ровная осанка; • спокойный и уверенный голос. Уверенный в себе человек умеет: • отстаивать свою позицию мирно; • откровенно высказываться без враждебности и самозащиты; • отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

III. Практическая часть.

Упражнение "Повтори за мной" Психологический смысл упражнения. Знакомство, разминка. Упражнение позволяет запомнить имена участников. Инструкция: Участник, начинающий упражнение, говорит группе своё имя и сопровождает его каким – либо несложным движением. Все участники повторяют его имя и движения.

Упражнение «Рисунок по кругу». Психологический смысл упражнения. Снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину. Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый? Анализ: 1. Понравилось ли вам то, что получилось? 2. Поделитесь своими чувствами, на¬строением. 3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Упражнение «Откровенно говоря». Психологический смысл упражнения. Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности. Материал: карточки с незаконченными предложениями. Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной кар¬точке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неисренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз. • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке... • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам • Откровенно говоря, когда я прихожу домой... • Откровенно говоря, когда я волнуюсь... • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок... • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями... • Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу… • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению… • Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей… • Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось… • Откровенно говоря, мне не хватает…

Анализ: 1. Трудно ли было закончить предложенные фразы? 2. Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы? 3. Узнали ли вы что-то новое о себе? 4. Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?

Упражнение "Разборка имени" Психологический смысл упражнения. Предоставление возможности для самопрезентации. Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши. Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 мину. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать. Вот как, например, может выглядеть имя "Виктория": В - вежливая И - интересная К - красивая Т - таинственная О - обаятельная Р. - разная И - изобретательная Я - яркая Анализ: 1. Трудно ли было искать характеристики? 2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?

Упражнение «Молодец!» Психологический смысл упражнения. Формирование уверенного по¬ведения в момент стресса. Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внеш¬него круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает -загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Всякий раз, когда вам приходят в го¬лову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга де¬лают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается. Анализ: 1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя? 2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?» 3. Чему вы научились у своего партнера?

Упражнение "Рекомендации" Психологический смысл упражнения. Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации. Материал: листы бумаги А4, карандаши. Инструкция: Участникам нужно подготовить и предоставить рекомендацию, чтобы быть принятым в закрытый элитарный клуб. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в "элитарном клубе". На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах. Анализ: 1.Какие презентации лучше всего запомнились, чем именно? 2. Если у кого-то возникли затруднения, то с чем они связаны, как их можно преодолеть?

Упражнение "Абстрактная живопись" Психологический смысл упражнения. На этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда. Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши. Инструкция: Участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека). Анализ: 1. Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? 2. Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием? 3. Где в жизни пригодятся эти качества?

Упражнение «на дорожку» - «Круг уверенности» 1. Представьте невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя. 2. Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам. 3. Развивайте полную визуальную, аудиальную и кинистическую картину этого состояния. Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышите и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии. 4. Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы 5. Когда возникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг. Как вступив в картинку самого себя.

IY. Заключительное слово ведущего. Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим. Обсуждение. Выдача рекомендаций.

Рекомендации:

Посмотрите на свою аудиторию с другой точки зрения: • представьте, что это не требовательные слушатели, которые сейчас будут оценивать ваш доклад, а ваши одноклассники, которым тоже предстоит скоро выступить, что они нервничают не меньше вас и у вас нет повода бояться их. • представьте, что это ваши старые друзья, с которыми вы не виделись лет десять. При этом смотрите на слушателей с таким выражением лица, словно пытаетесь вспомнить, где вы могли их видеть раньше. Слушатели примут это как дружественное и немного личное выражение лица. • всё время обращайтесь к одному человеку. Выберете из всей аудитории одного человека и посвятите ему своё выступление. Когда кто-то другой задаёт вам вопрос, переключайтесь на него, но при этом представьте, что вы двое непринуждённо общаетесь на перемене. • и конечно очень важно быть подготовленным к выступлению (знать материал, использовать наглядность).

Список используемой литературы при составлении конспекта: 1. Алиева М. А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000 2. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998 3. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005 4. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008 5. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1997 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000 

infourok.ru

Практический семинар для педагогов с элементами тренинга "Мудрость в повседневных контактах"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе, развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

- Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

- устанавливать контакт с другими людьми;

- умению эффективно предавать информацию;

- рассмотрим значение понятия “общения” такого умения, как умение слушать;

- потренируемся давать и получать обратную связь.

Ход тренинга

1-я часть. Приветствие и разминка.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

Правило 1. Общение по принципу “здесь и теперь” - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

Правило 2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

Правило 3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.

Правило 4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: “Большинство моих друзей считают, что...”, “некоторые думают...”, на суждения: “я считаю, что...”, “я думаю...” и т.п.

Правило 5. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

Знакомство.

Ведущий: “А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует”, говоря так “Меня зовут .... И я похожа ...”

Упражнение 1 “Самое существенное в моем характере, жизни”

Ведущий: Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива...”.

Ведущий: “ Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали”.

Упражнение 2 “Комплимент”

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом".

Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Ведущий: А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

2-я часть. Основная.

Упражнение “Ассоциации”.

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово “общение”. Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

Работа с образами. “Общение – это...”. Выяснение смыслового понимание слова участниками группы.

Какова функция общения -.....

Факторы – определяющие успешность общения....

Варианты фиксируются ведущим на доске.

А теперь посмотрим, как

Ведущий: Понятие “Общение и его направленность” описываются в психологии:

Общение – единство процессов обмена информацией, взаимодействие и восприятие друг друга.

Функции общения:

- обмен информацией, необходимой для совместных действий.

- объединение людей,

- передача эмоций, переживаний.

- инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

Факторы, определяющие успешность общения:

- Искренний интерес к партнеру,

- Умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы

- Умение понимать значение не только слов, но и жестов мимики.

- Восприятие не только того, что партнер говорит, но и чувствует.

- Учет ситуаций, в которой происходит общение.

- Разборчивая и грамотная речь.

- Обратные связи в общении.

Упражнение “Дистанция общения”

Ведущий: Одним не маловажным фактором в общении является дистанция. Дистанция общения способна как сближать, так и разъединять собеседников: Существует:

  • интимная зона (15 – 45 см) – главная из всех зон, близкие люди (родственники), близкие друзья,
  • личная дистанция (45 – 75 см) – в гостях, на вечеринках, преобладает вербальное общение; обмен информацией, опытом...
  • социальная зона (75 – 200 см) – посторонние люди; официальный характер общения.

Давайте попробуем узнать, для кого какая дистанция, будет наиболее комфортной для общения.

2 шеренги.

1 - Стоит неподвижно, 2 начинает приближаться. Как только участники приблизятся к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти, то участник жестом останавливает напарника. Потом меняются местами и повторяют заново.

Обсуждение: Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Какие эмоции возникают, если дистанция общения становится не комфортной?

Упражнение “Рисование по инструкции”

Ведущий: В общении важно иметь обратную связь с собеседником, для того, чтоб понять, насколько информация правильно воспринята. Сейчас мы в этом и потренируемся.

Участники разбиваются на пары, садятся напротив друг друга. Один участник пары получает карточку с изображением.1 вариант:

С обратной связью - рисующий может задавать вопросы уточняющие.

Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Обсуждение: Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково воспринимался и говорящим и слушающим?

Упражнение “Переводчик”

Ведущий: Мы говорили о том, что одним из факторов успешной коммуникации является грамотная и правильная речь. Ведь порой неправильно сформулированное предложение, может совсем по иному трактоваться. Сейчас потренируемся понимать и интерпретировать мысли собеседника.

Участник и помощник стоят перед аудиторией. Помощник зачитывает по предложениям выданный ему текст. Особенность текста – нарушенный порядок слов в предложениях. Задача участника “переводить” текст, используя правильный порядок слов.

Обсуждение: В каких случаях приходится вслух интерпретировать слова собеседника? Какие цели при этом достигаются?

Пример текста:

1). Ребенок, переносит который меньше оскорблений, человеком вырастает, более свое сознающим достоинство.

(Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.)

2). Воспитание есть воздействие другого одного человека на с целью воспитываемого усвоить заставить нравственные известные привычки.

(Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.)

3). В нерешительности минуту действуй быстро и сделать старайся шаг первый, хотя и лишний бы.

(В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.)

4). В должно человеке быть прекрасно и одежда все : и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

5). Кто желает властвовать собой над, тот чувства порой сдерживать должен .

(Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой.).

Рефлексия чувств.

Ведущий предлагает поделиться опытом, рассказать о своих ощущениях, что вызвало затруднения.

3-я часть. Заключительная.

Упражнение “Подарок”

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: “Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча”.

Когда все получат подарки (круг замкнется), ведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также