Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»". Рисование по памяти и представлению


Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»"

УрокРисование по памяти и представлению.«Домашние животные»(карандаш)

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

 О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

 А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

 А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

 А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

                А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

doc4web.ru

Рисование с натуры, по представлению и воображению.

Поиск Лекций

 

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи определяются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования: действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях определенные образы. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием с натуры, рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Рисование с натуры, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

В старой русской школе на первых этапах обучения рисованию часто заменяли живую натуру рисунком-оригиналом, сделанным хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи были образцово решены. Учащиеся, копируя оригинал, подражали мастерам, учились правильно пользоваться материально-изобразительными средствами и усваивали «образцовые» приемы изображения. Такой способ рисования по оригиналам имеет место и в практике обучения воспитателей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Образы представлений менее конкретны и полны, чем образы восприятий, а потому и рисунки, сделанные по представлению, имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие зависят от условий формирования образа. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Рисование по представлению тоже развивает поразительные способности.

Рассказывают, что художник Рейнольдс подолгу беседовал с человеком, который заказывал ему портрет, пытливо наблюдал его не один час, а потом оставался один. Портрет мастер писал по представлению. Как-то один из посетителей его мастерской случайно оказался между художником, пишущим портрет, и пустым помостом. Тут же раздался возглас: «Не загораживайте мне модель». Оказывается, Рейнольдс так отчетливо представлял себе облик человека, что продолжал его «видеть», и писал портрет, постоянно переводя взгляд на то место, где уже никого не было.

Рисунок по памяти

Некоторые путают работу по памяти и рисунок по представлению. Оба способа рисования имеют общую основу: изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует.

Но в рисунке по памяти стараются его воспроизвести в том же положении и освещении, в котором он наблюдался. В рисунке по представлению художник свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что необходимо по замыслу.

В этом легко убедиться на собственном опыте: казалось бы, свою комнату вы знаете как собственные пять пальцев, но попробуйте нарисовать по представлению хотя бы один или два предмета из ее обстановки! Вы сразу же почувствуете необходимость взглянуть на натуру. В чем-то будете не уверены, возможно, и общую форму не сможете смело нарисовать, не говоря уж о деталях. Требуется опора в натуре. Становится понятным, почему мастера говорят: «нарисуй раз со сто и будет просто».

Даже в рисовании с натуры, если оно ведется творчески, присутствует момент рисования по памяти. Ведь в то время, пока взор художника с натуры переведен на рисунок, работа идет по памяти, отражая не только то, что подметил он в постановке, в природе, но и впечатления, переживания, преломление виденного в сознании и душе рисующего. Не случайно советуют ставить мольберт не прямо перед натурой, а боком к ней, с левой руки, чтобы и этим продлить время на переживание увиденного и не давать себе рисовать, как на стекле.

 

 



poisk-ru.ru

Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»" для предмета : Изо. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

УрокРисование по памяти и представлению.«Домашние животные»(карандаш)

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

 О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

 А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

 А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

 А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

                А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

docbase.org

Рисование кошки по памяти и представлению

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
  • Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, использование в работе литературного и народного творчества (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умения последовательно работать.
  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки.
  • Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать последовательно и поэтапно.
  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.

Оборудование учащихся: альбомный лист А4, цветные карандаши и фломастеры, карандаш графитный и стерка.

Оборудование для учителя: Методические таблицы, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек.

Подготовительная работа: Заранее дать домашнее задание учащимся – принести фотографии домашних кошек и подготовить о них загадки.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Вводная беседа (5–6 мин.)

Учитель: Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить чему будет посвящен наш урок:

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (КОТ)

– Правильно! Так можно сформулировать нашу тему урока “Рисование кошки по памяти, представлению”.

Ребята загадывают свои загадки (дети в основном подбирают загадки о кошке).

– Кошка – красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Долгим, а порой и драматичным был путь кошки к человеку — путь от безотчетного обожествления до слепой ненависти, и наоборот... Нередко кошке приписывали роль носителя темных, дьявольских сил, особенно если она была еще и черная. В иные времена кошка становилась олицетворением сил добра, ей открывали двери в храмы, в свое жилище, где кошка могла получить привилегии даже перед человеком.

Судьба кошки и сейчас полностью зависит от наших привязанностей и предпочтений, терпимости и великодушия. Любящего хозяина кошка с нетерпением ждет у двери. Оказавшись вдали от дома кошка обязательно найдет дорогу к родному порогу. Именно кошка первой почувствует приближение землетрясения или иного природного катаклизма и по-своему предупредит нас об этом. Постоянные контакты с кошками приводят к понижению частоты пульса и кровяного давления. Этот феномен еще не изучен до конца, однако, как полагает ученые, тут срабатывает определенная система сигналов, которыми обмениваются человек и его любимец.

Происхождение домашней кошки

Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда. Предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн. лет назад – это миациды.

Одомашнивание кошки и ее взаимоотношения с человеком

Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.

Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.

Греки, ранее безуспешно боролись с грызунами с помощью змей и хорьков, стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и Европу.

В Британии, куда кошек завезли римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.

В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.

К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками. Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.

С началом эпохи Возрождения гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам.

Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию из Средиземноморья. Скифы также знали домашних кошек. В X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".

В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 60 различных пород.

Кошки делятся на длинношерстных (персидские),полудлинношерстных (бирманские, турецкие, енотовые и др.), короткошерстных (британские, европейские, русские, абиссинские, сиамские,), бесшерстных (сфинксы)

3. Лексическая работа (2 мин.)

Анималистический жанр. Художник-анималист.

Учитель рассказывает об анималистическом искусстве:

Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Художники-анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Учитель: Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

Домашние животные привязываются к хозяину, любят его. У кого есть домашние животные? У кого есть дома кошка? А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Физкультминутка

4. Объяснение практической работы (7–9 мин.)

Учитель: Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Выполнить набросок кошки нам поможет сказка Б. Сутеева “Мышонок и карандаш”. Учитель рассказывает сказку от лица “карандаша” используя копии книжных иллюстраций на доске, от лица “мышонка” в сценке участвует один из учеников. (Приложение 1)

Вот ребята, как ловко карандаш нарисовал кошку, даже мышонок поверил, что она настоящая и убежал. Мы тоже попробуем повторить рисунок так, как нам сейчас показал карандаш. Давайте попробуем вместе вспомнить этапы рисования.

На доске учителем поэтапно проводится объяснение порядка выполнения наброска, можно использовать помощь учащихся в рисовании.

5. Этапы работы над наброском

1) Определяем композицию.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей.

Учитель: А сейчас, послушайте, как нужно работать над вашим рисунком, приступая к штриховке. Штрихи всегда должны ложиться по форме предмета. Вспомните в каком направлении растет шерстка кошки на мордочке, туловище или хвосте и лапках. В этом направлении и надо делать штрихи изображая шерсть животного. Рисуя, шерсть кошки вы должны отметить для себя, где более светлые места, где более темные. От того, как нарисована, шерсть у кошки зависит общий вид рисунка. Линиями слишком толстыми и чересчур прямыми изображать не надо. (Приложение 2)

Изображение длинной шерсти. Быстро наносите штрихи по направлению волос. Здесь штрихи будут длиннее и реже, большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в от дельные группы. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга. Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми.

Изображение короткой шерсти. Шерсть кошки необходимо показать частыми штрихами темного цвета. Можно закрасить все тело светлым тоном карандаша. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке. Растушуйте.

 

Учитель: Итак, задача нашего урока сегодня – выполнить набросок кошки цветными карандашами и показать фактуру шерсти кошки с помощью правильно выполненной штриховки. По желанию детали мордочки кошки (глаза, нос, усы) можно выполнить боле ярко, используя фломастеры. Рисунок можно дополнить небольшим рассказом:

  1. Как зовут Вашу кошку?
  2. Какая она?
  3. Расскажите о повадках?

6. Практическая работа (22–20 мин.)

Ведется индивидуальная и фронтальная работа с учащимися. Во время практической работы учитель проводит разминку для глаз, рук и пальцев. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.

7. Итог урока (2 мин.)

В конце урока организуется выставка работ, и учащиеся рассказывают о своих кошках. (Приложение 3)

– Вот и заканчивается наше занятие, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали: научились пользоваться штриховкой для изображении шерсти кошки, у вас получились прекрасные рисунки, индивидуальные, своеобразные. Это можно увидеть на выставке Ваших работ. А какие хорошие рассказы вы составили о своих кошках. Молодцы! Спасибо за урок!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства " Рисование по памяти и представлению.Лошадь."

16. 01.12 г.

Тема:  Рисование по памяти и представлению. Лошадь.

 Цели и задачи:  обобщение и дополнение знаний учащихся о животных, развитие речи и памяти, воспитание любви к животному миру, знакомство с анималистическим жанром в искусстве,; совершенствование своего умения рисовать птиц, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении.

Оборудование: для учеников - альбом, карандаш простой, учебник;

для учителя – диск к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство 3 класс», методические таблицы «Последовательность выполнения рисунка коня».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

Слова учителя:

- Сегодня на уроке мы подведем итог работе, начатой на предыдущих уроках и завершим знакомство с темой «Рисование животных по памяти и представлению»

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя.  Еще первобытные люди изображали на  скалах,   стенах  пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

- Откройте учебник на с. 26. Прочитайте статью учебника

-Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин (анализ зрительного ряда). Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к человеку - хозяину, другу, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на земле, об ответственности человека за экологическое благополучие планеты.

-Ну а кого сегодня мы будем рисовать, вы сами догадаетесь, отгадав загадку:

Не мой бы труд, не мой бы бег,Ты плохо жил бы, человек.Но в век машины и мотора,Боюсь, в отставке буду скоро.  Ответ: Лошадь 

( сюжет о лошадях с диска)

Лошадь. Красивое и благородное животное. Ещё в начале 20 века лошадь была основным средством передвижения людей. До нашего времени дошли изображения лошади на рисунках и картинах многих старых мастеров. Некоторые художники почти полностью посвящали своё творчество этой теме. Другие включали лошадь в исторические жанровые или батальные полотна.

Сегодня лошадей уже редко можно встретить на улице в быту. Но они еще остались на ипподромах, на казачьих праздниках, цокают копытами в городских парках, радуя своим присутствием взрослых и детей.

Мы встречаемся в основном с домашней лошадью. Вам будет интересно узнать, что род лошадей состоит из несколько видов:

Есть различные породы лошадей – верховые, лесные, степные, горские лошади и другие.

III. Деятельность учащихся под руководством учителя изобразительного искусства

  1. Основные этапы работы художника-анималиста над изображением лошади:

1)   Анализ основных форм, частей тела.

2)   Уточнение характерных движений.

3)  Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4)  Особенности внешнего вида

5)     Изучение среды обитания.

  1. Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа)

IV. Рефлексия.

1. Что вам понравилось сегодня на уроке?

2 .Что вы узнали нового?

3 .Какие чувства испытали при выполнении работы?

4 .С какими трудностями столкнулись?

Поделитесь своими успехами. Поднимите вверх свои работы. Молодцы.

Спасибо всем за урок!!!

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»"

УрокРисование по памяти и представлению.«Домашние животные»(карандаш)

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

 О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

 А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

 А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

 А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

                А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

globuss24.ru

Конспект урока по ИЗО "Рисование по памяти и представлению снегеря"

Тема: Рисование по памяти и представлению снегиря.

1 класс

Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря и оценивать свою работу.

Задачи:

Образовательные: учить изображать снегиря в определённой последовательности, знакомить с жанром анималистики.

Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе (НРК), эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).

Планируемый результат:

Метапредметные:

1. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

2. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

3. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные: -видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы; -обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; -участвовать в обсуждении выставки.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Снегирь»,акварель, альбом, палитра,

Материально - техническое обеспечение:

Оборудование: рабочий стол, классная доска, экран, видео- и аудиотехника, таблица «Этапы выполнения рисунка птицы»

Материалы и принадлежности: акварель, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, баночки для воды.

Зрительный ряд: картина Ермолина «Снегирь», М.Стежко «Полет» , слайды.

Литературный ряд: - стихи, загадки, (см. в конспекте «Ход урока»), пословицы .

Музыкальный ряд: Бетховин Скрипичный концерт «Зима»,

Чайкрвский. Времена года «Декабрь», Атор Пьяццалла «Зима в Буэнос Айросе»

Методы обучения:

* Словесные (объяснение, рассказ, беседа, сказки, стихи, загадки)

* Наглядные (картины, слайды, демонстрация предметов ДПИ)

* Практические (наброски, зарисовки, рисунки)

Ход урока

Этапы урока,

цели

Используемые

средства

( слайды,

презентации,

оформление доски)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный

этап.

Цель: подготовить

учащихся к работе.

- Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

2. Эмоциональный

настрой.

Цель: подготовить

учащихся к работе.

Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Всем здоровье пожелаем

Я и урок наш начинаем.

3. Актуализация

знаний

- Ребята сегодня на занятие я приглашаю вас отправиться в гости. А чтобы узнать к кому пойдём нужно отгадать 2 загадке. Внимательно послушайте первую загадку.

Наступили холода.Обернулась в лед вода.Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.Перестал медведь реветь:В спячку впал в бору медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает. (Слайд № 2, С лайд 3 пустой слайд)

Правильно зимой. Зимой в природе происходит разные изменения. Какие изменения происходит в неживой природе? В живой природе? А зимой к нам заглядывают гости.… Знаете кто? А хотите узнать? Тогда внимательно прослушайте вторую стихотворение - загадку.

Чтение стихотворения

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели…

Только я сорвать одно хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело.

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Выслушиваются варианты ответов.

Выслушиваются варианты ответов.

Слушание стихотворения.

4. Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: выяснить

степень усвоения

простейших

знаний

о птицах,

определить

типичные недостатки

в знаниях

Слайд 4

Слайд 5

Проблемная ситуация:

- О каких яблоках идёт речь в стихотворении.

-Как вы догадались?

По щелчку слайд 4.

-Кто такой снегирь?

-Докажите, что эта птица?

По щелчку слайд 5.

-Найдите снегиря среди птиц на слайде?

Выслушиваются варианты ответов.

(Птица. Тело покрыто перьями.)

-Почему эту птицу так назвали?

Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом.

-Как вы думаете, откуда пошло название СНЕГИРЬ?

-Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.

Выслушиваются варианты ответов.(Название связано со словом снег.)

5. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Слайд 6

- А хотите пополнить свои знания?

По щелчку слайд 6.

Выслушиваются варианты ответов

Слайд 6

За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Давайте послушаем её.

По щелчку звук

Выслушиваются варианты ответов.

Проблемная ситуация:

-Как вы думаете, где они живут?

Выслушиваются варианты ответов.

Проблемная ситуация:

Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих.

-Почему?

Выслушиваются варианты ответов.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Сообщение учеников:

Снегирь крупнее воробья. Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета.

  • Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.

  • С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.

Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке–самочке

Снегири очень доверчивы. Их легко поймать. К человеку они привыкают быстро и могут жить в клетке. Но в неволи они теряют свой красивый алый цвет и становятся чёрными.

Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня, липы.

Очень любят эти птицы ягоды бузины, рябины и черёмухи.

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей.

Ученики рассматривают слушают информацию.

Воспитательный момент.

Проблемная ситуация:

-Снегирь, хоть и птица, а нам людям есть чему у них поучиться.

-Чему?

варианты ответов.

6. Этап усвоения новых знаний.

Цель: Определение

темы и цели

урока; дать

учащимся

конкретное

представление об

изучаемых фактах.

Добиться от

учащихся

восприятия,

осознания,

первичного

обобщения и систематизации

новых знаний.

-Можете назвать тему урока?

Тема урока: Рисование снегирей.

-Чему должны научиться?

Цель урока: Научиться рисовать птиц.

-А зачем нам это нужно?

- Хорошо.

Выслушиваются варианты по формулированию темы урока.

-Да, снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом. Поэтому мы должны знать о них и уметь их рисовать.

- А кто их видел в нашем городе?

- А тот кто не видел снегиря, может уже представить себе эту птицу. Благодаря увиденным слайдам и сообщениям.

-Сегодня мы будем художниками и научимся рисовать снегирей.

Выслушиваются варианты ответов.

Слайд 13

Слайд 14

Проблемная ситуация:

Художники очень любят изображать снегиря . Посмотрите на картины где изображена эта птица.

Вот работа Марии Стежко «Танцы снегирей» посмотрите, как изящно написан акварелью полёт птиц.

Вот ещё одна картина Ермолина акварель, «Снегирь» обратите внимание, как лёгкими мазками передан объем и форма, мы видим какой он пушистый, перышки будто взъерошены.

А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных? Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. ) Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Трудно рисовать на камне. Поэтому фигурки, скорее схематичны. Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных.

Выдвижение гипотез и их обоснование учащимися.

Ученики рассматривают слайды и слушают информацию.

Слайд 15

Физминутка для глаз «Снежинка»

7. Этап планирования работы.

Цель: формировать умение планирования работы.

Слайд 16

Планирование дальнейшей работы:

-Как расположим альбомный лист?

Выбор удобного расположения.

-Рисовать будем поэтапно.

- Но прежде чем рисовать, нужно рассмотреть снегиря.

Рассматривание строения птицы.

- Какой формы его тело?

Овальной.

- Что вы можете сказать о голову снегиря?

Круглая, черная, черноголовая

- А что есть на голове?

Глаза, клюв – короткий и толстый, верх головы черный.

- А что помогает птице лететь?

Хвост и крылья.

- Крыло, какого цвета?

Черного.

- Значит, птица – чернокрылая.

- Какой длины хвост?

Хвост немного короче туловища.

-А что можете сказать про спину снегиря?

- А какого цвета нижняя часть тела?

Светло – серая.

Красная.

Работа со слайдом 16.

Тело у снегиря округлое, недлинное. Крылья овальной формы, прижаты к телу. Посмотрите у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в туловище. Клюв толстый, короткий, а хвост короче туловища. Лапки маленькие, коротенькие.

Рассматривание строения птицы с целью закрепления новых знаний.

8. Этап объяснения и показа последовательности.

Цель: научить поэтапно изображать форму птицы (снегиря)

hello_html_m57a673ea.png

Методические рекомендации:

Рисуем простым карандашом, тогда вы сможете легко поправлять свои рисунки ластиком.

Прослушивание информации и её практическое применение.

По щелчку слайд 17.

Для этого в центре листа нарисуй круг.

Прослушивание информации и её практическое применение

hello_html_m34ba7a50.png

Щелчок на слайде 18.

Нарисованный круг подели наискосок линией. Это будет линия спинки нашей птички.

Прослушивание информации и её практическое применение

hello_html_m4929ba58.png

Щелчок на слайде 19.

В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке.

Прослушивание информации и её практическое применение

hello_html_m4ce1232c.png

Щелчок на слайде 20.

Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки.

Прослушивание информации и её практическое применение

hello_html_13dff4f3.png

Щелчок на слайде 21.

Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках – ножках пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком.

Прослушивание информации и её практическое применение

hello_html_2db00079.jpg

Щелчок на слайде 22.

Проведи линии, разделяющие светлые и черные места.

Прослушивание информации и её практическое применение

Слайд 23, 24, 25

hello_html_m15399afa.png

Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)

- А для спинки снегтря.

-А для головы, и хвостика?

-Какой цвет возьмём для грудки?

Анализ цветовой гаммы с целью выделения особенностей. Выслушиваются варианты ответов.

Физминутка «Снегири»

Сел на ветку снегирёк

все присели

Брызнул дождик – он промок-

выпрямится, поднять руки в стороны

Ветерок, подул слегка

легкие наклоны в стороны

Обсушил нам снегирька.

бег на месте

Распушили пёрышки

Греются на солнышке.

Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

Головой вертят

Улететь хотят. —

2 поворота головы на каждую строку.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

А теперь все тихо сели.

Разбегаются по комнате,

Взмахивая руками, как крыльями.

9. Этап выполнения практической части.

Цель: самостоятельная работа уч-ся.

Звучит музыка

Бетховин Скрипичный концерт «Зима»,

Чайкрвский. Времена года «Декабрь»,

Атор Пьяццалла «Зима в Буэнос Айросе»

Техноло

гическая карта рисова

ние снегиря.

- Давайте вспомним последовательность работы.

- С чего начнёте изображать снегиря?

-Работать будете под музыку, которая поднимет настроение и поможет создать образ снегиря, быть более аккуратными.

Индивидуальная помощь некоторым уч-ся ( уточнить форму, цвет).

Самостоятельная работа.

Практическое применение теоретических знаний.

10. Этап подведения итогов по самостоятельной работе.

Цель: уметь обсуждать и анализировать выполненную работу.

Оформлена выставка работ на доске.

- Продолжите фразы:

- Я узнал…

- Мне запомнилось…

- У меня получилось…

-Достигли ли мы поставленных целей?

- Снегири любят лакомиться семенами различных деревьев и кустарников, ягодами.

Дорисуйте ягодки на веточке:

2 ягодки – очень доволен своей работой

1 ягодка – доволен работой, но мог или могла выполнить лучше.

-Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Есть ли среди наших снегирей такие, которые похожи на яблочки.

- Все ребята молодцы!

- Спасибо за урок!

Анализ работ детьми.

Обсуждение деятельности с позиций творческих задач данной темы.

infourok.ru


Смотрите также