Специфика рисования с натуры, по памяти и воображению. Рисование по памяти и воображению


Специфика рисования с натуры, по памяти и воображению — КиберПедия

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть, на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Рисование с натуры, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запоминают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисование по воображению, как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений.

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.

Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаете «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Необходимый в рисунке анализ конструкции формы мы начинаем с изучения простых геометрических форм: куба, шара, цилиндра и конуса.Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмем обыкновенную бутылку. Она вмещает в себе цилиндр, может быть, конус (усеченный), также, может быть, усеченный шар. Или, например, шкаф, или стол, - состоит из четырехгранной призмы, или может быть из кубов.

Поэтому первый шаг, - учимся находить во всем, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объемное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода, и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба, так, чтобы они сходились в одной точке на линии горизонта. Второй момент, - это осевая линия. Она помогает создавать конструкцию правильно.

Основа рисования натюрморта, (а также человека и животных) - это конструктивный рисунок. Что это такое? Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, с учетом перспективы, пропорций, расположения на плоскости, иногда освещения.

Делая конструктивный рисунок, ребенок учится понимать, как устроена реальность. Чтобы сделать конструктивный рисунок нужно, прежде всего, провести конструктивный анализ реальности. Конструктивный рисунок учит логическому мышлению. Будущие художники начинают изучать, как устроенна реальность с рисования бытовый предметов.

 

Ребенок начинает понимать, что внешняя, видимая часть предмета - это еще не весь предмет. Он еще имеет заднюю, невидимую часть, которую, мы по жизни, исходя из одной задачи использования и выгоды от предмета, перестаем замечать, и даже осознавать. Действительно, зачем видеть, где и как распологается ручка у кружки в перспективе, если нам нужно за нее только уметь браться, при употреблении чая. Потребительский подход делает плохую услугу, человек перестает замечать невидимое. Но художнику нужно научится замечать невидимое, нужно представить, увидеть, понять, как устроенна задняя часть предмета, как предмет изменяется от смены положения. Ребенок начинает понимать, что предмет, расположенный выше уровня глаз, выглядит иначе, чем располоденный на уровне глаз, получает первые навыки линейной перспективе (линейная перспектива - раздел начертательной геометрии, отвечающей за то, как глазами мы воспринимаем окружающую реальность) и так далее.

 

Чтобы построить самый сложный предмет, нужно разбить его на более простые геометрические формы. Например, хотим нарисовать самовар, а столько у него разных сложных частей и деталей. С чего начать, за что зацепиться? Конструктивный рисунок предполагает четкие этапы рисования. Это - так называемая переодизация рисунка.

 

Все это позволяет ребенку легко научится рисовать. И полюбить конструктивный рисунок.

Если следовать логической последовательности в рисовании, конструктивный рисунок становится легкой, увлекательной задачей.

 

 

20.3 Основы формообразования в изобразительной деятельности

 

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (нем. Bildungstrieb; см. форма) — способ и процесс создания формы; в художественном творчестве — художественной формы.

Существуют два основных метода формообразования, в их взаимодействии рождается произведение искусства: конструктивный и композиционный.

Конструкция представляет собой функциональный тип структуры, в архитектуре и изделиях декоративно-прикладного искусства она обеспечивает физическую прочность и функциональность композиции, в других видах искусства — "зрительную прочность". Композиция — художественно-образный тип структуры, она включает в себя и конструктивную основу. Конструктивное и композиционное формообразование обычно сливаются в общем творческом процессе художника.

В таком творческом процессе выделяют стадии, или этапы: эскизный (подготовительный), проектный и непосредственное выполнение работы в материале. Помимо общих категорий формообразования существуют "внутренние", профессиональные понятия. В отличие от общепринятых терминов: творческий метод, образ, жанр, которыми пользуются искусствоведы, для художников, творцов произведений искусства, бо́льшее значение имеют специальные понятия: конструкция, композиция, а также различия способов формообразования, обусловливаемые особенностями мышления формой в том или ином виде искусства.

Особенности образного мышления художника зависят от конкретного исторического типа искусства, он мыслит в категориях художественного направления, исторического художественного стиля и профессиональной школы. Закономерности формообразования носят имманентный, т. е. внутренне присущий данному явлению, характер. В художественном творчестве принято различать два противоположных, но взаимосвязанных способа формообразования: формосложение и формовычитание. Теоретически различия этих способов впервые сформулировал в эпоху Итальянского Возрождения великий Микеланжело. он писал: "Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления; искусство же, которое осуществляется путем прибавления,— подобно живописи. Однако эти различия идут дальше размежевания скульптурного и живописного способа формообразования. Общеизвестно высказывание Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее. На этом способе действительно основывается искусство скульптуры, в отличие от лепки, когда художник, наращивая объем вокруг каркаса, налепляет, прибавляет массу, пользуясь для этого, естественно, наиболее подходящими, мягкими материалами: глиной, гипсом, пластилином, воском. Названные способы относятся ко всем видам искусства. Так, в архитектуре Древней Греции использовали формосложение, поскольку здания возводили из отдельных тщательно отесанных крупных камней — квадров. Противоположный метод, исторически связанный со скульптурным формообразованием (формовычитанием), со временем создал метод стереотомии (от греч. stereos — "объемный, плотный" и tome — "рассечение, разрезание"). Тектонические композиции "складываются" (подобно тому, как ребенок из кубиков складывает здание), стереотомические "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Стереотомический метод характеризует творчество художников стиля Барокко — он пластичен, динамичен, пространствен

Сочетание методов формосложения и формовычитания исторически многообразно. Так, в Древней Месопотамии, крито-микенском искусстве доминировал пластический метод формосложения, в египетской скульптуре — его разновидности: комбинаторный способ ("замена голов" мифологических персонажей) и симультанный (последовательным сложением отдельных зрительных проекций: фронтальной и профильной при высекании объемов из блоков камня). Искусство романской эпохи в целом тектонично, готической — пластично. Не случайно для готической архитектуры и скульптуры характерны яркая раскраска, дематериализация формы, уподобление тяжелого камня легчайшему кружеву резьбы, стен — мерцанию витражей, а собора — летящему в небо кораблю (см. также "мягкий стиль").

В живописи импрессионистов, скульптурах О. Родена (см. "Мыслитель") в бо́льшей степени проявлено формовычитание объема из окружающего пространства. В живописи старых мастеров можно наблюдать различные приемы, способствующие многообразию пластических взаимодействий изображаемых форм, силуэтов с изобразительным пространством.

Свет в изобразительном искусстве, является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

· света́ — поверхности, ярко освещённые источником света;

· блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

· те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

· полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

· рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

(сюда можно приплести все что хотите, про образование формы, и линию, и принцип от пятна и т.д.)

 

cyberpedia.su

2 Развитие зрительной памяти и творческого воображения младших школьников через уроки изобразительного искусства

Наиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность. Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях по изобразительному искусству заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в работе с натуры, по памяти и представлению.

Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях - широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (Л.С. Выготский).

Психологами предлагаются разнообразные способы развития воображения: олицетворение, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типизация, рисование эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты), основанные на преобразовании элементов действительности, частично применяемые в учебной деятельности.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя при этом, как привычные методы обучения , так и развивающие . Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – викторина, урок – импровизация, урок –спектакль, урок – прогулка, урок – путешествие, урок – репортаж с выставки и т.д. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, т.е. проводить интегрированные уроки искусства.

Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости. К таким заданиям относятся разнообразные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями, включаются и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. Иногда необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставятся конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ученика, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях.

Важным условием развития творческого воображения школьников является применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности. Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир школьника, проявлять творческое воображение – способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание.

Необходимо пробудить у учащегося личностную заинтересованность в искусстве. В этом ему помогают творческие задания, они носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и ребят. Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Необходимо отметить - на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, учитель должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения учеником разносторонних знаний и их использования на практике .

Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения.

Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения.

В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства.

Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников.

В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании[1]

Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти. Эти качества развиваются в процессе самого композиционного рисования.

На уроках ИЗО прививается умение заранее зримо представлять результат. Рисование на темы в начальных классах ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, то есть рисование по воображению

Рисование на темы является одним из главных видов учебно-творческой деятельности школьников по изобразительному искусству, начиная с 1 класса. Поэтому обучение детей основам ИЗО, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти.

Индивидуальные особенности развития зрительной память у учащихся проявляются в самостоятельности, оригинальности, обоснованности суждений, активности привлечения имеющегося знания, старого опыта и конкретной установки в восприятии, от интересов, эстетического вкуса учащихся. [11, с.309]

studfiles.net

Почему важно рисовать наброски?

12 февраля, 2018

Почему важно рисовать наброски?

Спрашиваем педагога, художника и скульптора - Александру Сухорукову. Небольшая статья о том, почему рисовать быстро и много полезно и даже необходимо!

Наброски Александры Сухоруковой

Зачем рисовать наброски?

На курсе портрета для начинающих одним из первых заданий стоит рисование набросков. И тут же возникают сложности - ученики спрашивают - зачем, мы же ничего не умеем, не знанием построения черт лица. И в то же время всем интересно как научиться видеть пропорции, не выстраивая схему каждый раз. А научиться можно вот таким способом, постоянно много и быстро рисуя.

 

В классическом обучении рисунку есть три крупных составляющих:

1. Наброски и зарисовки.  

2. Длительный рисунок

3. Рисунок по памяти и воображению.

 

И каждый из пунктов очень важен. Многим кажется, что необходим только длительный рисунок. Модель сидит долго, можно внимательно рассмотреть все детали, много раз перерисовать, добиваясь идеального сходства. Все это - правильно, но, сосредотачиваясь только на длительном рисунке вы как бы "застреваете", возникает вымученность работ, излишняя осторожность и старательность. Уловить сходство сразу, без безконечных правок крайне сложно: пропорции "плавают".

Воспитывает глаз, все же, набросок. Не зря скетчи рисуют абсолютно все профессиональные художники - от скульпторов и иллюстраторов до аниматоров Диснея. Набросок помогает научиться верно видеть пропорции, чувствовать композицию листа.

Это как упражнения за станком, чтобы станцевать на сцене, нужно много тренироваться, так и здесь. Для легкого, мастерского рисунка, необходимо выполнять упражнения. Когда рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, включаются чувства и ощущения, глаза учаться быть наблюдательнее, острее. Вы быстрее выделяете главное в натуре.

 

Наброски Александры Сухоруковой

Когда рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, включаются чувства и ощущения, глаза учатся быть наблюдательнее, острее.

Еще есть важный психологический момент - такое несколько стрессовое быстрое начало дает возможность не бояться листа, материала, стирать некогда, нужно действовать, рисовать. Внутренние зажимы уходят и с каждым разом наброски все лучше. Да, сначала не получится, это нормально.

Опять приведу пример с танцем, вы вдруг пришли заниматься балетом. Было бы странно, если бы через пол часа занятия вы бы побежали на сцену, обгоняя солистов Мариинского театра. Рисунок - это прикладное искусство и в первую очередь оно требует практики. Не ставьте завышенных целей, просто получайте удовольствие от самого процесса и все получится, скорее всего не с первого наброска и, возможно, не с десятого, но при должном старании - обязательно.

Здесь я хочу отметить необходимость и длительного рисунка, набросок и рисунок как бы помогают друг другу. После длительных рисунков в скетчах появляется большая проработанность, подробность, мастерство и знания. В наброске вы доводите до автоматизма свои умения рисовать, привнося в них больше спонтанности и постепенно уходя от схемы. Длительный рисунок становится более живым, местами интуитивным. Со временем схема, построение полностью уходит, вы знаете и понимаете этот этап настолько, что уже не нужно отображать его на листе. В Академии Художеств длительный рисунок всегда начинается с наброска, и если постоянно не тренироваться, то результат будет далек от совершенства.

Наброски Александры Сухоруковой

В наброске вы доводите до автоматизма свои умения рисовать, привнося в них больше спонтанности и постепенно уходя от схемы. 

Со временем и опытом в наброске можно ставить все более сложные и интересные задачи:

1. Пропорции. Здесь могут быть абсолютно разные объекты - портрет, фигура, предметы, архитектуры и даже пейзаж.

 

2. Композиция. Создание гармоничного изображения в листе. Здесь я рекомендую не застревать в одном классическом формате, а готовить для себя абсолютно разные - квадратные, вытянутые, верикальные и горизонтальные. Это обогатит ваши работы и поможет нестандартно мыслить. А вообще тема композиции на листе - очень глубокая, ее необходимо рассматривать в отдельном ключе!

 

3. Эксперименты с материалом, а так же выразительными возможностями конкретного материала. Рисунок только линией, или линией и пятном, может, растереть или размыть. На рынке сейчас предоставлено огромное количество художественных материалов, важно выбрать свой. В котором вам особенно комфортно как художнику и который помогает полнее раскрыть ваши задачи.

 

4.Обучающий набросок. Здесь вы исследуете конкретно какой - либо момент - анатомию, перспективу и тд. Художник думает с карандашом в руке, рисунки - это отражение познания мира. Несколько философски, но это так!

 

5. Пожалуй самый сложный пункт, который вбирает в себя опыт всех предыдущих - создание образа. Здесь вы проявляете себе уже не как исследователь, а как создатель! Что я хочу передать в своем наброске, какие материалы, бумагу, формат выбрать. Такого типа наброски и зарисовки - это уже цельное произведение.

 

Пунктов и задач в скетчах может быть еще много - все зависит от целей конкретного художника. Постоянная работа с натуры, как длительный рисунок, так и наброски приводят к тому, что вы с легкостью можете рисовать по воображению и представлению, создавая что–то совсем свое.

Спасибо, что зашли ;)

Больше о работе с набросками, построении и том, как рисовать, а не срисовывать на новом потоке курса Александры! 

Перейти на страницу курса

 

lectoroom.ru


Смотрите также