Конспект урока по ИЗО «Рисование по представлению «Старинный терем»» 5 класс. Рисование по представлению старинный терем из геометрических фигур


Конспект урока "Эскиз старинного терема из геометрических форм"

Эскиз старинного терема из геометрических форм.

Цели и задачи уроков: знакомство учащихся с архитектурными памятниками Руси, расширение круга знаний об историческом прошлом своей страны; умение передавать в рисунке красоту русского терема.

Оборудование и материалы: методические таблицы с изображением теремов, книги с описанием старорусских теремов и других архитектурных сооружений, диапозитивы с изображениями русских архитектурных памятников («Кижи», «Абрамцево», «Монастыри-сторожи в обороне Москвы»), образцы детских работ.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.

3.Объяснение порядка выполнения работы.

4.Выполнение работы в цвете(2-й урок).

5.Подведение итогов.

Ход урока.

1.Беседа о русской архитектуре.

Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события художники изображают на фоне различных зданий. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах-пейзажах. Для иллюстрирования исторических литературных произведений умение изображать здания также необходимо.

Издавна люди на Руси селились по богатым лесом берегам озёр и рек. Лесные чащи давали им и кров, и пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, кремли. Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий и др. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких её особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Основным строительным материалом на Руси было дерево. Из длинных круглых брёвен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с башнями. Строительство крестьянской избы начиналось с возведения сруба – клети. Иногда изба ставилась на подклет – невысокое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть (клеть) вела лестница крыльца, украшенного фигурными столбиками и подзорами. Над лицевой и задней стенами сруба возводились фронтоны треугольной формы. Место соединения бревенчатой стены и фронтона закрывали фризом – орнаментальной полосой, которая опоясывала верх всех стен. Часто дом увеличивали за счёт прируба. Этот способ строения стал применяться и в строительстве храмов и дворцов.

Архитектурный ансамбль Кижей по праву считается вершиной русского деревянного зодчества. Это заповедник северного деревянного зодчества. В экспонаты своеобразного музея под открытым небом превратились дома, часовни, мельницы, амбары.

350 лет назад русский мастер возвёл на острове посреди Онежского озера собор. Говорят, закончив строить церковь Преображения, плотник бросил в озеро топор и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». И правда – не было ни до, ни после равной ей. На четыре стороны света смотрят четыре фасада. В небо восходят 22 главки – 22 луковицы. Из каждой луковки как бы прорастает тонкий шпиль с крестом. Крыты луковки лемехом – тонкой светлой осиновой щепой, вырезанной зубчиком.

Принято говорить, что Преображенская церковь поставлена без единого гвоздя, но лемех прибит коваными гвоздями, по одному на каждую чешуйку. Значит, весь храм возведён без гвоздей не потому, что мастер гвоздя не знал, а потому, что вязались брёвна между собой креплением более верным и вечным.

Рядом с Преображенской церковью находится шатровая колокольня. В её архитектуре те же элементы – восьмерик, четверик. Нижний сруб – простой прямоугольник, второй ярус – короткий восьмигранный венец. Шатровую остроконечную крышу приподнимают прямые колонки.

Каменная архитектура переняла многое от деревянной. Основные формы строений остались неизменными. Самым, пожалуй, известным и в то же время разнообразным памятником каменной архитектуры Руси является ансамбль Московского Кремля, который формировался в XV – XVII веках.

Само слово «кремль» вошло в обиход при князе Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опоясали мощные дубовые стены, над которыми возвышались такие же мощные стрельницы – предшественницы нынешних кремлёвских башен.

При внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. Это было мощное оборонительное сооружение, построенное по всем правилам военной и защитной архитектуры средних веков.

Новодевичий монастырь также был в своё время очень сильным укреплённым сооружением. Но с перемещением границы Русского государства далеко на юг и на запад от Москвы Новодевичий монастырь, также как и многие другие монастыри, теряет своё оборонное значение. В годы правления царевны Софьи его стены и башни были перестроены и украшены. Для русской каменной архитектуры самым распространённым было сочетание красного кирпича и белого резного камня. Белокаменная резьба, словно кружево, украшает части, венчающие башню.

Мастера-зодчие создали множество великолепных, сказочно красивых сооружений и городов. И этот творческий материал используется художниками при работе над иллюстрированием литературных произведений.

Вот и вам предстоит сегодня по мотивам увиденных памятников архитектуры создать свой «старинный терем», в изображении которого вы можете использовать различные геометрические формы, которые уже учились рисовать на предыдущих уроках.

2.Объяснение порядка выполнения работы.

Сначала необходимо ясно представить себе весь терем. Набросать его общие очертания на альбомном листе. Затем прорисовать каждую часть. В заключение уточнить мелкие детали отделки.

3.Выполнение работы в цвете (2-й урок).

Перед началом работы вспомнить, из чего строили свои здания жители Древней Руси, какого цвета могли быть стены этих зданий. Обратить внимание на окружение терема – оно не должно быть более ярким, чем сам терем, должно служить лишь фоном для него.

4.Подведение итогов занятия.

Готовые работы выставить перед классом, отобрать самые лучшие, проанализировать.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО "Рисование по представлению «Старинный терем»" 5 класс - VEKOR.RU

Номинация: урок.

Вид работы: разработка урока «Рисование по представлению «Старинный терем» (из геометрических фигур).

Автор:

Горбач Галина Александровна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ «Гимназия №5»,

Дом.адрес: г.Майкоп,

ул. Димитрова 2 А, кв.19;

тел. 8-928-468-60-59

Тема урока: Рисование по представлению «Старинный терем». (из геометрических фигур).

Задачи:

  1. Образовательные

Изучить архитектурные постройки Руси, сравнивать рисунок с изображаемым объектом, использовать в работах основные правила построения композиции ( закон равновесия, композиционный центр ).

  1. Развивающие

Знакомить с историей архитектуры Руси, с именами художников, работавших в этом направлении, развивать творческое и пространственное воображение, зрительную память, неординарность мышления.

  1. Воспитательные

Воспитание любви к историческому прошлому нашей Родины, чувства патриотизма, самостоятельности, эстетического вкуса, формировать художественно – творческую активность учащихся.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: Урок творчества.

Место урока в учебном плане: Программа Кузина, 5 класс, 2 четверть.

Методы:

  1. Словесные (объяснение, рассказ).

  2. Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).

  3. Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).

Оборудование:

Стихотворение северного поэта Вадима Беднова:

Из века в век, с утра и до утра

Звучала без конца и без начала

Речитативом песня топора

На всей Руси великой – и крепчала…

Склонялся древний лес пред топором,

И подымался чудо – куполами!

И Русь была на тыщи вёрст кругом

По брёвнышку — одними топорами

Построена – и никаких гвоздей!

Топор не знал в работе подмастерьев,

Но каждая деревня – как музей,

А каждая изба глядит, как терем…

Итак, тема урока «Старинный терем».

III. Вступительная беседа и объяснение нового материала.

Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах – пейзажах. (Предлагаю посмотреть репродукции картин – В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В. Д. Поленова «Московский дворик», даю краткую характеристику).

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881

— Красная площадь, её древние памятники вдохновили Сурикова на создание своей первой исторической картины. Архитектурный пейзаж подчёркивает противостояние двух сил: старой Руси (стрельцы) и новой России (Петра Великого). Толпа стрельцов изображена на фоне Покровского собора, а фигура сидящего на лошади Петра возвышается на фоне Кремлёвской стены. Кремль на картине Сурикова – суровая, неприступная твердыня.

Покровский собор был построен в

— Тишина, безмятежность в работе Поленова «Московский дворик». Мы видим заросший травой и залитый солнцем дворик, с его многочисленными разнокалиберными постройками, вдали виднеются купола и колокольни церквей. Это было очень типично для московского городского пейзажа того времени. Сегодня мы говорим об архитектуре, а что это такое? (беседа с учащимися по вопросам) — Это вид или жанр изобразительного искусства? (Вид) — Дайте определение термину «архитектура». (Это система зданий и сооружений, которая формирует среду для жизни и деятельности людей. Зодчество, искусство проектировать и строить). — Назовите элементы архитектуры? ( Фундамент (его видимая часть – цоколь), стены, крыша, окна (круглые, прямоугольные, заострённые, слуховые), двери, ворота, архитектурные детали (труба, колонна, лестница, перила, крыльцо, козырёк над входом)). Сегодня я хочу вас познакомить с Архангельским музеем деревянного зодчества. Архангельский Север справедливо считают «заповедником русского деревянного зодчества». Здесь сохранилось немало шедевров народной архитектуры. Этот край лесной, и потому традиционным строительным материалом здесь всегда было дерево. Начиная от величественных храмов, стройных мельниц, крестьянских жилищ и кончая ложкой, детской игрушкой, — всё делалось из дерева. Для строительства использовались хвойные породы — сосна, ель, лиственница. Изобилие древесины, её прекрасные теплоизоляционные свойства, относительная лёгкость обработки и быстрота укладки брёвен в строительные конструкции позволяли людям в кратчайшие сроки создать удобные жилища. Чтобы сделать избы красивыми, мастера украшали их резными наличниками, «причелинами», «подзорами», «конями», «курицами», «полотенцами». ( зрительный ряд ). (

Для покрытия куполов брали осину, изготавливали « лемех» (тонкие дощечки с резными концами разной формы и величины). Такие купола серебрятся в лучах неяркого северного солнца.

Обрабатывали брёвна не пилой, а топором. Благодаря такой грубой обработке, дерево долго не гнило от влаги, так как поры закрывались и дождевая вода не попадала внутрь. Музей расположен в 25 км. от Архангельска – на правом берегу северной Двины в районе деревень Большие и Малые Корелы. Его площадь – 140 га. – один из крупнейших в России. Его считают «энциклопедией русского деревянного зодчества». Здесь древнейшие «круглые» церкви и колокольни (около 300-400 лет), жилые и хозяйственные постройки, ветряные мельницы – столбовки. Перевезена в музей и водяная мельница. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли. Летописи рассказывают, что уже в 9 веке, на заре русской государственности, были построены города – крепости: Новгород, Ростов Великий. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах. ( Сообщения учеников о Московском Кремле при Иване Калите и его внуке Дмитрии Донском) Красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль… Князь Иван Калита опоясал мощными дубовыми стенами крепость на Боровицком холме, воздвиг мощные стрельницы. При его внуке – князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен. В эти годы и была построена над главными въездными воротами самая красивая проездная стрельница Кремля – каменная Спасская башня. Она представляла собой самостоятельную крепость с тройным рядом дубовых , окованных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решёткой – герсой. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом – искусно высеченные из камня фигурки птиц, фантастических медведей и львов. Изображения этих зверей ассоциировались некогда с идеей охраны дома, защиты отечества от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Твери, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира – строили главную башню Кремля. Столетиями складывался её нынешний облик. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля – символ возросшего могущества русского государства. Предлагаю детям составить старинный терем из приготовленных геометрических фигур. ( куб, конус пирамида, призма, цилиндр, шар ). (см. приложение), рядом можно расположить церквушку, колокольню, сторожевые башни и т.д. Остальные дети работают в альбомах. Этапы работы: — создать художественный образ, соответствующий замыслу;— грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;— наметить основные формы и пропорции старинного терема;— выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы; — изображения симметричных элементов; — продолжить работу чёрной тушью, фломастером, маркером, сочетая для выразительности композиции линию и пятно;— уточнить детали, завершить работу. Демонстрирую образцы примерных работ, выполненных тушью. (см. приложение). IV . Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается почувствовать себя в роли архитектора и выполнить рисунок старинного терема, используя симметрию и асимметрию. Провожу индивидуальную и фронтальные работы. В одних отмечаю достоинства, в других указываю на недостатки. V . Подведение итогов и анализ работ. Экспресс-выставка, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка работы класса, выставление оценок. Уборка рабочих мест. Мы гордимся народными умельцами, которые могли из дерева, без единого гвоздя выполнить такие замечательные сооружения. Сегодня и вы побывали в роли архитекторов, работы получились удачные. (см. приложение). Кто знает, может в будущем ваша мечта постройки дома воплотится в жизнь. И брожу я , путник осторожный , Не в чужой – в старинной стороне , Встану у часовни придорожной : Теремок , открой – ка двери мне ! Русский дух . Лесная благодать ! Бродят сказки по тропинкам тутошним . До минувшего – рукой подать В царстве теремов с богатым будущим … VI . Домашнее задание. Альбом, карандаши (ТМ, 3М).

vekor.ru

«Рисование по представлению. Старинный терем» Вид занятия: Рисование по представлению, графика

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Рисование по представлению. Старинный терем»

Вид занятия: Рисование по представлению, графика.

Цели и задачи:

  1. Познакомиться с достопримечательностями города Москвы, Московского Кремля, с архитектурой Кремля и русской деревни.
  2. Развитие зрительной памяти и воображения; умения рисовать по представлению, умения анализировать форму, конструировать.
  3. Воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине. Развитие творческого воображения.
Межпредметные связи: литература, история, география.

Оборудование:

для учащихся – альбом, карандаш, тушь,

Для учителя – фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами Кижи, крепостная Москва

Зрительный ряд: В.Суриков «Утро стрелецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентация (POWER POINT): «Деревня – деревянный мир, достопримечательности и архитектура Москвы».

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

Ход урока:

 I. Организационный момент:

  1. Проверка готовности класса к уроку;
  2. Объявление темы, целей и задач урока.
II. Вводная беседа

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Издавна человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали приют, кров, пищу и материал для построек. Дерево служило основным строительным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные в быту.

Показ презентации «Архитектура деревни и архитектура Москвы».

Слайд 1-11.

Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города. Летописи рассказывают. что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий, Киев. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей.

Слайды 12-16

Сруб

- конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен.

1. «конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил. конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы. коньки смотрят в небо и защищают дом не только от непогоды. конь в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылаты невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко 2. из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «полотенце», названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца, и символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, и справа символизировала закат.

Ставни

- деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома. Наличник

- декоративное обрамление оконного или дверного проема. Основное назначение - защита от осадков и ветра щели между коробкой окна и стеной. Очень часто деревянные наличники украшаются резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это вид Преображенского собора с острова Кижи в Карелии.

Слайд 17.

Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно-известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных церквей, строений и домов. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие (небольшая часть) привезены сюда из других мест. По одной из легенд, здания сделаны одним топором (без других инструментов), который потом мастер выбросил в озеро.

Сейчас в Кижах размещается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Кижи с 1990 года включены в перечень Всемирного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Очень красива русская каменная архитектура – это сочетание красного цвета с белым. Оно характерно и для Московского Кремля (Беседа о Московском Кремле).

Слайды 18-31.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва!

(“Москва” Ф. Глинка)

Пословицы о Москве:

«Москвой – столицей весь народ гордится»,

«Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал»,

«Москва не сразу строилась»,

«Кремль – сердце Москвы»

«Москва-столица Родины».

М. Ю. Лермонтов посвятил такие строки:

«Москва, Москва! Люблю тебя как сын,Как русский – сильно, пламенно и нежно!Люблю священный блеск твоих седин,И это Кремль, зубчатый, безмятежный!»

Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки (1147 г). Основателем города Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

Перед вами герб Москвы. Герб – это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. Что вы увидели?

На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

Давным-давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное, водное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

Еще одна достопримечательность Москвы – Красная площадь. Может кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

Москва – огромный и очень красивый город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. Я приглашаю вас полюбоваться достопримечательностями нашей столицы.

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы-реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

III. Деятельность учащихся.

Практическая работа. Постановка проблемы. Вводный инструктаж.

Учащиеся создают эскизы «старинного терема» ( графика), используя геометрические фигуры. Текущий инструктаж.

Физминутка.

После линейного изображения ученики анализируют распределение светотени и штриховкой выявляется объем.

IV. Заключительный инструктаж. Итоги урока:

Слайд 32.

Какие достопримечательности не были нами рассмотрены? Что вам о них известно?

Откуда произошло название «ДЕРЕВНЯ»?

Как раньше звучало слово «ИЗБА»?

Что такое «Красный угол в избе»?

«КУРНАЯ» изба – откуда такое название?

Когда появились окна, чем украшались?

Экспресс-выставка. Анализ допущенных ошибок. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: Доработать рисунок графически.

Слайд 33.

publekc.ru

Конспект урока старинный терем | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Изобразительное искусство, 5 класс Тема урока « Рисование по представлению. Старинный терем» Вид занятия: Рисование по представлению, графика. Цели и задачи: Познакомиться с достопримечательностями города Москвы, Московского Кремля, с архитектурой Кремля и русской деревни. Развитие зрительной памяти и воображения; умения рисовать по представлению, умения анализировать форму, конструировать. Воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине. Развитие творческого воображения. Межпредметные связи: литература, история, география. Оборудование: для учащихся – альбом, карандаш, тушь, Для учителя – фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами Кижи, крепостная Москва Зрительный ряд: В.Суриков «Утро стрелецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве». . Вид используемого на уроке программного обеспечения: Презентация (POWER POINT): «Деревня – деревянный мир, достопримечательности и архитектура Москвы». Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран. Ход урока:  I. Организационный момент: Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целей и задач урока. II. Вводная беседа Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Издавна человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали приют, кров, пищу и материал для построек. Дерево служило основным строительным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные в быту. Показ презентации «Архитектура деревни и архитектура Москвы». Слайд 1-11. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города. Летописи рассказывают. что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий, Киев. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей. Слайды 12-16 Сруб - конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен.

Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома. Наличник - декоративное обрамление оконного или дверного проема. Основное назначение - защита от осадков и ветра щели между коробкой окна и стеной. Очень часто деревянные наличники украшаются резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это вид Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Слайд 17. Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно-известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных церквей, строений и домов. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие (небольшая часть) привезены сюда из других мест. По одной из легенд, здания сделаны одним топором (без других инструментов), который потом мастер выбросил в озеро. Сейчас в Кижах размещается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Кижи с 1990 года включены в перечень Всемирного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО. Очень красива русская каменная архитектура – это сочетание красного цвета с белым. Оно характерно и для Московского Кремля (Беседа о Московском Кремле). Слайды 18-31. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных... Это матушка Москва! (“Москва” Ф. Глинка) Пословицы о Москве: «Москвой – столицей весь народ гордится», «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал», «Москва не сразу строилась», «Кремль – сердце Москвы» «Москва-столица Родины». М. Ю. Лермонтов посвятил такие строки: «Москва, Москва! Люблю тебя как сын,Как русский – сильно, пламенно и нежно!Люблю священный блеск твоих седин,И это Кремль, зубчатый, безмятежный!» Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки (1147 г). Основателем города Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. Перед вами герб Москвы. Герб – это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. Что вы увидели? На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец. Давным-давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное, водное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной. Еще одна достопримечательность Москвы – Красная площадь. Может кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется? Москва – огромный и очень красивый город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. Я приглашаю вас полюбоваться достопримечательностями нашей столицы. Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы-реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага. III. Деятельность учащихся. Практическая работа. Постановка проблемы. Вводный инструктаж. Учащиеся создают эскизы «старинного терема» ( графика), используя геометрические фигуры. Текущий инструктаж. Физминутка. После линейного изображения ученики анализируют распределение светотени и штриховкой выявляется объем. IV. Заключительный инструктаж. Итоги урока: Слайд 32. Какие достопримечательности не были нами рассмотрены? Что вам о них известно? Откуда произошло название «ДЕРЕВНЯ»? Как раньше звучало слово «ИЗБА»? Что такое «Красный угол в избе»? «КУРНАЯ» изба – откуда такое название? Когда появились окна, чем украшались? Экспресс-выставка. Анализ допущенных ошибок. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: Доработать рисунок графически. Слайд 33.

educontest.net

Конспект урока по ИЗО «Рисование по представлению «Старинный терем»» 5 класс | DOBROSLET.RU

Номинация: урок.

$Вид работы: разработка урока «Рисование по представлению «Старинный терем» (из геометрических фигур).

$

$

Автор:

Горбач Галина Александровна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ «Гимназия №5»,

Дом.адрес: г.Майкоп,

ул. Димитрова 2 А, кв.19;

$тел. 8-928-468-60-59

Тема урока: Рисование по представлению «Старин$ный терем». (из геометрических фигур).

Задачи:

  1. Образовательные

Изучить архитектурные постройки Руси, сравнивать рисунок с изображаемым объектом, использовать в работах основные правила построения композиции ( закон равновесия, композиционный центр ).

  1. Развивающие

Знакомить с историей архитектуры Руси, с именами художников, работавших в этом направлении, развивать творческое и пространственное воображение, зрительную память, неординарность мышления.

  1. $ Воспитательные

Воспитание любви к историческому прошлому нашей Родины, чувства патриотизма, самостоятельности, эстетического вкуса, формировать художественно – творческую активность учащихся.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: Урок творчества.

Место урока в учебном плане: Программа Кузина, 5 класс, 2 четверть.

Методы:

$

  1. Словесные (объяснение, рассказ).

  2. $ Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).

  3. Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).

Оборудование:

Содержание:

  • 1 Для учителя: плакаты, рисунки из методического фонда, примеры работ, выполненных чёрной тушью.
  • 2 Для учащихся:
  • 3 Бумага (формат – А-4), простой карандаш, гуашь, акварель, кисть, маркер, фломастер, тушь.
  • 4 ХОД УРОКА
  • 5 $Организационная часть.
  • 6 $Отмечаю отсутствующих на уроке, проверяю готовность.
  • 7 2. Введение в тему урока.
  • 8 $$- Назовите элементы архитектуры? ( Фундамент (его видимая часть – цоколь), стены, крыша, окна (круглые, прямоугольные, заострённые, слуховые), двери, ворота, архитектурные детали (труба, колонна, лестница, перила, крыльцо, козырёк над входом)).
  • 9 — создать художественный образ, соответствующий замыслу;— грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;— наметить основные формы и пропорции старинного терема;— выполнить карандашом линейный рисунок, используя $вспомогательные линии и способы;
  • 10 $- изображения симметричных элементов;
  • 11 — продолжить работу чёрной тушью, фломастером, маркером, сочетая для выразительности композиции линию и пятно;— уточнить детали, завершить работу.
  • 12 Демонстрирую образцы примерных работ, выполненных тушью. (см. приложение).
  • 13 Учащимся предлагается почувствовать себя в роли архитектора и выполнить рисунок старинного терема, используя симметрию и асимметрию.
  • 14 Провожу индивидуальную и фронтальные работы. В одних отмечаю достоинства, в других указываю на недостатки.
  • 15 $V$. Подведение итогов и анализ работ.
  • 16 Экспресс-выставка, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка работы класса, выставление оценок. Уборка рабочих мест.
  • 17 Мы гордимся народными умельцами, которые могли из дерева, без единого гвоздя выполнить такие замечательные сооружения. Сегодня и вы побывали в роли архитекторов, работы получились удачные. (см. приложение). Кто знает, может в будущем ваша мечта постройки дома воплотится в жизнь.
  • 18 $

Стихотворение северного поэта Вадима Беднова:

Из века в век, с утра и до утра

Звучала без конца и без начала

Речитативом песня топора

На всей Руси великой – и крепчала…

Склонялся древний лес пред топором,

$ И подымался чудо – куполами!

И Русь была на тыщи вёрст кругом

По брёвнышку — одними топорами

Построена – и никаких гвоздей!

Топор не знал в работе подмастерьев,

$

Но каждая деревня – как музей,

А каждая изба глядит, как терем…

Итак, тема урока «Старинный терем».

III. Вступительная беседа и объяснение нового материала.

Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картин$ах – пейзажах. (Предлагаю посмотреть репродукции картин – В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В. Д. Поленова «Московский дворик», даю краткую характеристику).

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881

— Красная площадь, её древние памятники вдохновили Сурикова на создание своей первой исторической картины. Архитектурный пейзаж подчёркивает противостояние двух сил: старой Руси (стрельцы) и новой России (Петра Великого). Толпа стрельцов изображен$а на фоне Покровского собора, а фигура сидящего на лошади Петра возвышается на фоне Кремлёвской стены. Кремль на картине Сурикова – суровая, неприступная твердыня.

По$кровский собор был построен в

— Тишина, безмятежность в работе Поленова «Московский дворик». Мы видим заросший травой и залитый солнцем дворик, с его многочисленными разнокалиберными постройками, вдали виднеются купола и колокольни церквей. Это было очень типично для московского городского пейзажа того времени.

Сегодня мы говорим об архитектуре, а что это такое? (беседа с учащимися по вопросам)

— Это вид или жанр изобразительного искусства? (Вид)

— Дайте определение термину «архитектура». (Это система зданий и сооружений, которая формирует среду для жизни и деятельности людей. Зодчество, искусство проектировать и строить).

Сегодня я хочу вас познакомить с Архангельским музеем деревянного зодчества. Архангельский Север справедливо считают «заповедником русского деревянного зодчества». Здесь сохранилось немало шедевров народной архитектуры. Этот край лесной, и потому традиционным строительным материалом здесь всегда было дерево. Начиная от величественных храмов, стройных мельниц, крестьянских жилищ и кончая ложкой, детской игрушкой, — всё делалось из дерева. Для строительства использовались хвойные породы — сосна, ель, лиственница. Изобилие древесины, её прекрасные теплоизоляционные свойства, относительная лёгкость обработки и быстрота укладки брёвен в строительные конструкции позволяли людям в кратчайшие сроки создать удобные жилища.

Что$бы сделать избы красивыми, мастера украшали их резными наличниками, «причелинами», «подзорами», «конями», «курицами», «полотенцами». ( зрительный ряд ).

(

$Для покрытия куполов брали осину, изготавливали « лемех» (тонкие дощечки с резными концами разной формы и величины).

Такие купола серебрятся в лучах неяркого северного солнца.

$ Обрабатывали брёвна не пилой, а топором. Благодаря такой грубой обработке, дерево долго не гнило от влаги, так как поры закрывались и дождевая вода не попадала внутрь.

Музей расположен в 25 км. от Архангельска – на правом берегу северной Двины в районе деревень Большие и Малые Корелы. Его площадь $– 140 га. – один из крупнейших в России.

Его считают «энциклопедией русского деревянного зодчества». Здесь древнейшие «круглые» церкви и колокольни (около 300-400 лет), жилые и хозяйственные постройки, ветряные мельницы – столбовки. Перевезена в музей и водяная мельница.

Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли. Летописи рассказывают, что уже в 9 веке, на заре русской государственности, были построены города – крепости: Новгород, Ростов Великий. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких о$собенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

( Сообщения учеников о Московском Кремле при Иване Калите и его внуке Дмитрии Донском)

Красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль… Князь Иван Калита опоясал мощными дубовыми стенами крепость на Боровицком холме, воздвиг мощные стрельницы. При его внуке – князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен$. В эти годы и была построена над главными въездными воротами самая красивая проездная стрельница Кремля – каменная Спасская башня. Она представляла собой самостоятельную крепость с тройным рядом дубовых , окованных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решёткой – герсой. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом – искусно высеченные из камня фигурки птиц, фантастических медведей и львов. Изображения этих зверей ассоциировались некогда с идеей охраны дома, защиты отечества от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Твери, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира – строили главную башню Кремля. Столетиями складывался её нынешний облик. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля – символ возросшего могущества русского государства.

Предлагаю детям составить старинный терем из пр$иготовленных геометрических фигур. ( куб, конус пирамида, призма, цилиндр, шар ).

(см. приложение), рядом можно расположить церквушку, колокольню, сторожевые башни и т.д. Остальные дети работают в альбомах.

Этапы работы:

IV. Самостоятельная работа учащихся.

И брожу я , путник осторожный ,

Не в чужой – в старинной стороне ,

Встану у часовни придорожной :

$ Теремок , открой – ка двери мне !

Русский дух . Лесная благодать !

Бродят сказки по тропинкам тутошним .

До минувшего – рукой подать

$ В царстве теремов с богатым будущим …

VI. Домашнее задание.

Альбом, карандаши (ТМ, 3М).

dobroslet.ru


Смотрите также