Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик". Рисование по сказке цветик семицветик


"Цветик-семицветик" с иллюстрациями Э. Булатова и О. Васильева

Как и обещала :) "Диких лебедей" выложу чуть попозже. Книжка моего детства; увы, немного потрёпана жизнью, обложка подремонтирована цветной бумагой, но наслаждаться картинками это не помешает :)

kidpix.livejournal.com

Комплексное занятие по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Цветик-семицветик"

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
  2. Сформировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
  3. Развить умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
  4. Формировать элементарные плавила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать поступки.
  5. Развить конструктивные способности, умения составлять из частей целое.
  6. Доставить детям радость и удовольствие от игр, развивающих внимание, творческое воображение.
  7. Учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, учить следовать за лидером группы.
  8. Развивать связную выразительную речь, логику, мышление.
  9. Развивать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик-семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению.

Материалы и оборудование:

  • Цветик-семицветик,
  • баранки,
  • ваза,
  • волшебный клубочек,
  • поднос со снегом или кусочками льда (или искусственные комки снега из ваты),
  • игрушки,
  • иллюстрации по сказке, мольберт, магниты (10 штук),
  • карточки с буквами "ДОБРО" и "ДОБРОТА",
  • рисунки с хорошими и плохими поступками,
  • дорожка из следов,
  • карточка со словами "солнце – …, птица – …, дерево – …, сказка – ..., рука – …, ребенок – …, ручей – …, кольцо – …, сердце- …",
  • конверт с письмом.

Структура занятия:

  1. Приветствие;
  2. Упражнение "Прикосновение ладошками";
  3. Сюрпризный момент – почтальон приносит загадочный конверт с письмом;
  4. Чтение письма и беседа по произведению;
  5. Выполнение первого задания – расставить карточки с картинками в той же последовательности как в сказке;
  6. Вхождение в сказку «Волшебные ворота»;
  7. Выполнение второго задания – необходимо закончить предложение, правильно досказав словечко.
  8. Выполнение третьего задания – выбрать картинки с хорошими поступками;
  9. Физминутка "Следы";
  10. Игра "Ласковое слово";
  11. Игра « Это я, это я, это все мои друзья!»;
  12. Беседа на тему «Что такое добро? Какого человека можно назвать добрым? Какие поступки совершают добрые люди? Как можно определить, что человек добрый? Какое выражение глаз у добрых людей?»
  13. Сюрпризный момент – Король Королевства Сказок передает "Волшебный цветок» за правильно угаданное волшебное слово «Доброта».
  14. Прощание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с педагогом входят в группу. 

Педагог-психолог:

Придумано кем-то Просто и мудро При встречи здороваются: "Доброе утро"  – Доброе утро и солнцу и птицам – Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера!

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята. Какие вы сегодня красивые. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. И сначала, я предлагаю поздороваться друг с другом. Но сделаем это по особенному: прикосновением ладошками.

Упражнение "Прикосновение ладошками"

Педагог-психолог: Вот так: поздоровались со своим соседом прикоснувшись ладошками.

(Дети прикасаются ладошками друг с другом)

(Педагог-психолог после упражнения предлагает детям присесть.)

Педагог-психолог: Ребята, теплые у нас ладошки? (ответы детей: «Да»)  Да, потому что вы очень добрые ребята и готовы сегодня поделиться своим теплом друг с другом.

Педагог-психолог: Дорогие дети! сегодня утром почтальон принес мне один загадочный конверт. Он адресован вашей группе. Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри (распаковывают и вынимают письмо с картинками). Ребята, да здесь письмо и какие то картинки. Давайте прочитаем письмо и тогда поймем что это за картинки.

В письме написано:

"Дорогие, ребята! Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказка на карточках с картинками. Расставьте их в той последовательности как в сказке. Это и будет вашей картой. Если вы все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик-семицветик.С благодарностью Король Королевства Сказок"

Педагог-психолог:  Ребята, поможем Королевству Сказок?

Дети:  Да.

Педагог-психолог:  Тогда вспомним эту сказку и правильно расставим карточки с картинками. Это и будет первое задание, справившись с которым мы найдем первый лепесток с буквой. Как вы думаете, ребята, из какой сказки этот цветок?

Дети: Из сказки "Цветик-семицветик".

Педагог-психолог подводит детей к столу

– Правильно. Давайте расставим карточки в нужной последовательности, вспомнив сказку. Как звали девочку в этой сказке? (Женя) Мама послала Женю в магазин за баранками. А что случилось с Женей, когда она купила баранки и уже шла домой? (Собака сьела все баранки) Что было потом? (Она заблудилась и заплакала, ее увидела старушка и подарила цветик-семицветик) Что сказала старушка про этот цветок? (Что он волшебный, все может) Давайте найдем с вами первую картину. Это будет…(Дети находят). А что случилось с девочкой Женей дома? (Она хотела поставить цветок в вазу и нечаянно ее разбила) Девочка загадала второе желание и ваза сделалась целая. Где эта картинка? (Дети находят). Дальше что произошло с девочкой? (Она пошла во двор, где играли мальчишки в северный полюс и загадала желание очутиться на самом северном полюсе) Ребята, где эта картина? (Дети находят). Девочке понравилось там? (Нет) А почему? (Там было холодно, были злые медведи) Каким было следующее желание Жени, где эта картина? (Она увидела у девочек разные игрушки и захотела чтобы все игрушки мира были ее) Понравилось ей свое желание? (Нет, она испугалось столько количество игрушек). И как же девочка Женя поступила с последним лепестком? (Она отдала его мальчику, чтобы тот был здоровым). Ребята, вот эта картина.

(Дети вместе с психологом расставляют картинки)

Педагог-психолог:  Молодцы! Мы справились с заданием и где то здесь должен быть первый лепесток с буквой. Посмотрите.

(Под столом приклеен лепесток с буквой "Д". Дети находят лепесток, психолог по возможности подсказывает)

Педагог-психолог: Давайте прикрепим его к нашему будущему цветку. С этой буквы, ребята, и будет начинаться волшебное слово.

Педагог-психолог:Ну что, ребята, начнем наше путешествие? («Да») Для того чтобы попасть в сказку, мы пройдем с вами через вот эти волшебные ворота (Психолог проводит детей через обруч)

– Вот мы и в сказке. Ребята, а по сказке, куда мы отправимся сначала? 

Дети:  В Булочную!

Педагог-психолог:  Верно! А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Катя (имя), давай ты возьмешь в руки этот клубочек и держась за ниточку приведешь нас всех туда. (Дети вместе с психологом идут вслед за клубочком). Вот мы и пришли. Ребята, когда нам делают приятное мы благодарим, говорим вежливые слова. Здесь нам нужно закончить предложение, правильно досказав словечко.

(Психолог предлагает детям присесть на кубики.)

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …( спасибо)
  • И в России, Беларусии и Дании на прощание говорят… (до свидания)

Педагог-психолог:  Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Педагог-психолог:  Ребята, где то здесь должен быть второй лепесток с буквой. Посмотрите…Какая на лепестке буква.. «О». Вот у нас уже есть две буквы. Пойдем искать следующие буквы?  (Под столом приклеен лепесток с буквой "О", прикрепляем лепесток на мольберт)

Педагог-психолог:  Девочка Женя совершила плохой поступок: разбила мамину любимую вазу. Но сделала эту случайно, засмотревшись на воронов. Куда нас волшебный клубочек поведет?

Дети:  Домой к девочке Жене.

(Дети за клубочком идут к мольберту с картинками)

Педагог-психолог:

Здесь нам нужно выбрать картинки с хорошими поступками. Это какие будут картины? А почему это хороший поступок?

(Педагог с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)

 Педагог-психолог:  Ребята, посмотрите на другие картинки. Какие поступки на них изображены? (плохие). А почему плохие? Как дети должны были поступить?

(Педагог с детьми обсуждают картинки, почему так нельзя делать и как нужно поступить)

Педагог-психолог: Ребята, какие вы все молодцы. Посмотрите здесь должен быть третий лепесток с буквой. Какая это буква? …«Б»

(Под салфеткой накрыт лепесток с буквой "Б". Дети его находят и ставят на мольберт)

Педагог-психолог:  Ребята, а где девочка Женя встретила семь белых медведей?

Дети: На Северном полюсе.

Педагог-психолог: Правильно. Почему решила побывать на северном полюсе? (потому что мальчишки не взяли ее с собой играть) А как она туда попала? (с помощью цветика-семицветика) А мы ребята, попадем туда с помощью волшебного клубочка. Пойдем мы с вами вот по этим следочкам.

Физминутка "Следы"

Выкладывается дорожка из следов, дети идут по ней.

Можно идти, выполняя различные задания: идем высоко поднимая ноги, чтобы не сбить росу, крадемся, чтобы не спугнуть птиц и т.д.

Педагог-психолог:

«По следочкам мы пойдем, все пойдем, И что-нибудь мы там найдем, да найдем».

(Следы приводят детей к следующему лепестку с буквой)

Педагог-психолог:  Ребята посмотрите, следы привели нас не только на северный полюс, но и к следующей букве «Р».

Дети прикрепляют букву на мольберт)

Педагог-психолог: Здесь на северном полюсе чтобы не замерзнуть, нам предлагают сыграть в игру "Ласковое слово". Так как ласковое, доброе слово душу согревает.

(Педагог называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко") (Психолог предлагает детям присесть на кубики.)

Карточка со словами:

Птица – …, дерево – …, сказка – …, рука – …, ребенок – …, ручей – …, кольцо – …, сердце – …

Педагог-психолог: –  Молодцы, вам понравились ласковые слова. А где же спрятан лепесток? (Дети ищут лепесток и находят под сугробом).

Педагог-психолог: Какая была спрятана буква? Буква «О». Давайте поставим ее рядышком с буквой «Р» на мольберте.

Педагог-психолог:  Скажите ребята, по сказке куда мы отправимся теперь?

Дети: К игрушкам!

(Дети идут за клубочком).

Педагог-психолог: Здесь нам предлагают поиграть в интересную игру. Я буду задавать вопросы, и если они будут учить вас вежливости и добру хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если слова не по душе, вам не присущи, то: «Это не я, это не я, это не мои друзья!»

  1. Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
  2. Кто из вас скажите братцы, забывает умываться?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба в место доброго спасибо?
  6. Кто быть, вежливым желает, малышей не обижает?

Педагог-психолог:  Молодцы! Где же может быть спрятан лепесток? Может в игрушках?

(Дети находят лепесток с буквой"Т" и крепят на мольберт)

Педагог-психолог подводит детей к картинкам по сказке и предлагает посмотреть на последнею: Ребята, посмотрите на последнею картинку. Что на ней изображено? Как поступила девочка Женя? Какая она? (хорошая, добрая)

Педагог-психолог:  А как вы думаете, что такое добро? Скажите, кого мы можем назвать добрым человеком? Какие поступки совершают добрые люди? Как мы можем определить, что человек добрый?Какое выражение глаз у добрых людей?

(Дети отвечают)

Педагог-психолог:  Есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

– Молодцы, ребята! Где же может быть спрятан последний лепесток? Может у гостей?

(Гости заглядывают под стульчики и находят лепесток с буквой "А". Дети прикрепляют букву на мольберт. Составляют слово "Доброта")

– Очень хорошо! Прикрепим последний лепесток к нашему цветку. Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта".

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему вы справились с заданием? 

Дети: Потому что все мы были вместе.

Педагог-психолог: Правильно.

Доброта – вещь удивительная. Быть легче добрым или злым? (Дети отвечают добрым) Наверно, легче злым. Быть добрым – значит отдавать  Тепло свое другим. Быть добрым – значит понимать И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней,  И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда – один…

Педагог-психолог: Ребята, какие вы молодцы. Мы проделали большой путь. Правильно выполнили все задания, тем самым собрали все лепестки цветика – семицветика и отгадали волшебное слово.Давайте дружно похлопаем себе. Вы настоящие молодцы! А для настоящих молодцов Король Королевства Сказок передал мне "Волшебный цветок».На каждом его лепесточке живут волшебные, добрые слова. Их так много, что не сосчитать. Но они все нас радуют и от их тепла мы становились еще добрее и внимательнее друг к другу. Этот цветок мы возьмем с собой в группу, чтобы никогда не забывали о волшебных словах.

Психолог передает цветок детям.

Педагог-психолог: А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад. Попадем мы туда, так же как пришли, через волшебные ворота (дети проходят через обруч). Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что мы с вами поняли из этого путешествия? (доброта – спасет мир)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик"

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные задачи:

  • закрепить знание детей о сказке «Цветик-семицветик», о её жанровых особенностях;
  • эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом.

Развивающие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
  • обогащать словарный запас детей, активизация словаря: цветик-семицветик, сандалеты.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Предварительная работа

  • чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
  • словесная игра «Волшебные слова»
  • драматизации отрывков из сказки «Цветик-семицветик»
  • просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»

Оборудование: волшебный сундучок, цветок, мяч, иллюстрации к сказке, предметные картинки, предметы (горошина, ключик, скорлупка, яйцо, колобок), грамм. запись.

Ход занятия

Орг. момент (Дети заходят, садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите,  что это за сундучок? Он, наверное, волшебный!

– А давайте откроем его и посмотрим (открываем сундучок, там предметы из сказок – горошина, золотой ключ, ореховая скорлупа, яйцо. Дети отвечают из какой сказки эти предметы)

фото1

– Молодцы! Я вижу, что вы знаете сказки. А какие еще вы знаете сказки.

– А одну такую сказку, а может и не сказку, а может не простую, хочу вам рассказать. Её я помню с детства, а может и не с детства, а может и не помню, но будем вспоминать…все вместе.

(Заходит девочка и плачет)

Воспитатель: Девочка, почему ты плачешь?

Женя: Мама послала меня в магазин за баранками, я купила семь баранок: 2 баранки с тмином для папы, две баранки с тмином для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась.

Воспитатель: Ой, ребята, как же помочь девочке?

фото2

(Заходит старушка с цветком)

Старушка: Здравствуйте! Слышала я твою историю, Женя. Не плачь, я тебе помогу. Я подарю тебе этот волшебный цветок. Он все устроит, только нужно сказать волшебные слова (шепчет на ухо и уходит).

Воспитатель: Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? (ответы детей)  А почему он называется «семицветик»? (ответы – потому, что у него семь цветов). Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

– Женя, тебе нужно попасть домой, вспомни волшебные слова,  которые тебе сказала старушка!

Женя:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы были дома!

(комната Жени)

Воспитатель: Ребята, мы теперь дома! Что же она дома натворила?

(дети отвечают)

– А давайте поможем Жене собрать вазу!

Дидактическая игра «Собери вазу»

фото3

Женя говорит волшебные слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы ваза была целой!

фото4

Воспитатель: Ребята, а куда дальше Женя пошла? (ответы детей)

– Ей захотелось побывать на северном полюсе. Давайте поможем Жене. (Ребята хором говорят волшебные слова)

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!

Воспитатель: Ой, смотрите как здесь холодно! Давайте поиграем и согреемся!

Словесная игра «Наоборот» (с мячом)

  • Холодный – теплый
  • Солнечный – пасмурный
  • Быстрый – медленный
  • Сладкий – горький
  • Твердый – мягкий
  • Трусливый – смелый
фото5

Воспитатель: А кого встретила Женя на северном полюсе? (ответы детей)

– Давайте возвращаться скорее, здесь  холодно. Отрывает Женя лепесток и говорит волшебные слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы были дома во дворе!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они! (ответы детей)

– Теперь посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее, чего нет в сказке?

(Дети убирают ненужные иллюстрации)

Игра «Что лишнее?»

фото6

Воспитатель: Давайте вернем все игрушки в магазин.

Женя говорит слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы игрушки оказались в магазине!

Женя: Вот так штука, шесть лепестков потратили, а никакого удовольствия! А что это за мальчик на лавочке. Давайте с ним поиграем!

фото7

Женя: Мальчик, как тебя зовут?

Мальчик: Витя! А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки!

Мальчик: И я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров!

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.

фото8

 Воспитатель: Вот и закончились наши удивительные приключения!

(Подходят к столу, на котором лежат иллюстрации к сказке)

Попробуйте расположить эти картинки в нужном порядке, по сюжету сказки.

фото9

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

– Кто является главным героем этой сказки?

– Какие желания вам показались пустяковые и ненужные?

– Какие желания самые важные и почему?

– Что волшебного в этой сказке?

– Подумайте, а какие бы вы желания загадали, если бы у вас бы л такой волшебный цветок? (ответы детей)

Старушка: Молодцы ребята, сказку вы знаете. За это я хочу подарить вам всем цветики-семицветики! (Старушка  дарит всем цветки)

фото10

Воспитатель: А этот цветок останется в нашей группе, я первая загадаю желание, а вы вместе со мной произнесете волшебные слова:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы дети в группе «Радуга» были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!

1 ребенок: Добрым быть совсем не просто!2 ребенок: Не зависит доброта от роста!3 ребенок: Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды.4 ребенок: Доброта с годами не стареет.5 ребенок: Доброта от холода согреет.6 ребенок: Если доброта как солнце светит,7 ребенок: Радуются взрослые и дети.

Звучит музыка, раздают цветы гостям и уходят.

Иллюстрации к занятию см. в Приложении 1.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также