Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» ». Рисование по сказке заяц хваста


Конспект НОД по развитию речи и рисованию "Заяц

Конспект НОД по развитию речи и рисованию "Заяц - Хваста" в старшей группе.

Цель: обучение пересказу литературного произведения по наводящим вопросам, знакомство с приёмом аллегории.Задачи:формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки;совершенствовать интонационную выразительность речи,развивать мышление, воображение, память; воспитывать положительные качества характера.

Ход занятия:1.Организационный моментЗагадка «Длинноухий, хвост короткий. У него характер кроткий, Очень шустрый, трусоватый, В шубке беленькой, как вата,Ну а летом - серый он,И по бегу – чемпион!»Появляется картинка – отгадка

hello_html_35d7ecd2.jpg

2. Повторение о повадках зайца.Воспитатель:-Какую окраску имеет заяц зимой? Почему?-Чем он питается зимой? -В чём особенность строения его тела?-Для чего нужны ему длинные лапы, уши, раскосые глаза?3.Дыхательная гимнастика «Морозный воздух».Шумный вдох через нос и длительный шумный выдох через рот. При этом дети энергично потирают себя руками по плечам (Как-будто озябли и согреваются). Повторить 3-4 раза.4.Повторение сказок о зайцах.Воспитатель:-Какие сказки про зайца вы знаете? Назовите.(«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок»)-Каким зайка бывает обычно в сказках? (Маленький, беззащитный, беспомощный, трусливый, жалкий)5.Знакомство с книгой «Заяц-хваста».Воспитатель:-Рассмотрите книгу «Заяц-хваста»-Сейчас я вам прочитаю сказку, в которой заяц - совершенно другой.

Русская народная сказка "Заяц - Хваста"

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: —У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь. 

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: —Тетка ворона, я больше не буду хвастать! —А как ты хвастал? —А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: —Более не хвастай! 

hello_html_75852752.jpg

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: —Вот ты молодец, не хваста, а храбрец! 

6. Вопросы по содержанию.Воспитатель:-Какое время года описывается в сказке?-Как вы считаете, что страшнее для зайца зимой - холод или голод? -Какое чувство вызывает зайчик в самом начале сказки? (Жалость.) -Какие человеческие качества характера проявил Заяц в начале сказки? (Хвастливость, лживость, заносчивость)-Зачем ему это понадобилось? (Возможно, таким образом зайчишка развлекался, хотел привлечь к себе внимание).-Что сделал заяц, когда увидел ворону? (Испугался, спрятался.)-Как заяц повёл себя, когда ворона попала в беду? (Он отвлёк на себя внимание, и собаки оставили ворону в покое)-Какие качества характера он проявил? (Смелость, отвагу, самоотверженность и благородство. Несмотря на то, что ворона его обидела, зайка благородно спас ей жизнь!)7.Физкультурная минутка:Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой)!8.Пересказ по наводящим вопросам (Если ребёнок затрудняется самостоятельно пересказать сказку, в процессе пересказа педагог задаёт ему вспомогательные вопросы по своему усмотрению.) 9.Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Ты не хваста, а храбрец!»(с разной интонацией голоса)10.Промежуточный итог.Воспитатель:-Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне — спас её от собак)-Чему учит эта сказка?11.Динамическая музыкальная пауза "Зайки на лужайке"12.Творческое задание. Воспитатель:

А теперь , ребята, давайте нарисуем зайчика.

13.Анализ детских работ - рисунков.Воспитатель:-Ребята, получились ли у нас зайчики?

-Какие работы Вам больше всего понравились? Почему?14.Оформление выставки детского творчества.

infourok.ru

Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» »

(с детьми 5 лет)

Цель: познакомить детей со сказкой; учить строить разверну­тые высказывания по содержанию сказки; продолжать знакомить с творчеством Е. М. Рачева; воспитывать эмоциональное восприя­тие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.

Материал: книги «Заяц-хваста», «Колобок», «Заюшкина из­бушка» с рисунками Рачева.

Предварительная работа. Чтение книг, иллюстрирован­ных Рачевым, и рассматривание рисунков художника.

Ход занятия

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к книгам «Коло­бок», «Заюшкина избушка» и «Заяц-хваста», на которых изобра­жен заяц (рис. 59, 60). Обращается к детям: «Посмотрите, сколь­ко зайцев к нам пожаловало! С некоторыми из них вы уже знако­мы». Предлагает назвать сказки, к которым сделаны иллюстрации. Дети называют «Колобок», «Заюшкину избушку». «Давайте позна­комимся еще с одним зайцем, которого звали «хвастой»,— говорит педагог.— А почему именно так звали зайца, вы узнаете, когда послушаете сказку про него».

Воспитатель читает сказку, затем беседует с детьми по ее содер­жанию (беседа строится по традиционной методике развития речи).

Далее педагог предлагает детям еще раз рассмотреть иллю­страции и высказать свои впечатления.

Воспитатель обращает внимание детей на обложку книги: «Можно ли назвать этого зайца «хвастой»? А может быть, его луч­ше назвать «озорник», «непослушный», «забияка»? Посмотрите на

Рис. 59. Е. Рачев. Русская народная сказка «Колобок»

иллюстрацию». Дети отмечают, что заяц стоит в горделивой по­зе — подбоченился, одну лапу вверх поднял, как будто говорит: «Вот я какой!»; усы вверх торчат, даже шерстка поднялась от удовольствия; уши длинные подняты,— и приходят к выводу, что он хвастун.

Рис. 60. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Педагог продолжает: «Чтобы нарисовать вот такого зайца, художник очень много наблюдал за животными, изучал их повад­ки». Подчеркивает, что в рисунках Рачева заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик на него «надел».

Затем воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изобра­жена ворона, укоряющая зайца за хвастовство (рис. 61). Пред­лагает сравнить зайца, нарисованного на обложке книги, с зайцем, слушающим нарекания вороны. Дети говорят о том, что они за­метили:

— На первой картинке у зайца усы вверх торчали и уши тоже,а здесь усы повисли, как у моржа.

— Заяц со страху голову наклонил.

— Да нет, не со страху, он же под кривое дерево спрятал­ся, а оно низкое, как же заяц выпрямится!

— Когда заяц хвастался, глаза у него были веселые, а здесьони напуганные, лапы повисли. Ну и хваста!

— Посмотрите, он же боится свое ухо вороне подставить, зна­ет, что больно будет!

Воспитатель хвалит детей за наблюдательность. Предлагает рассмотреть иллюстрации к другим сказкам («Колобок», «Заюшки-на избушка»), где тоже изображен заяц. Дети обмениваются впе­чатлениями: «В сказке «Колобок» заяц рассеянный. Присел от удивления на задние лапы. Он, наверное, никогда не слышал, что колобок поет, а может быть, и не видел никогда колобков. Даже

Рис. 61. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»

уши опустил. А зайчика из сказки «Заюшкина избушка» жалко. Его и не видно из-за плетня, только голова торчит, а глаза груст­ные, испуганные. Рядом с ним стоит петух с косой, а заяц все равно лису боится».

В заключение педагог просит детей представить, что все они то­же зайчики, подумать и сказать, с которым из нарисованных зайцев они хотели бы дружить и почему.

Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!»

(с детьми 6 лет)

Цель: уточнить знания детей об изобразительных особенностях иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам; учить детей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией) пере­давать в рисунке образы птиц.

Рис. 62. Е. Рачев. Ненецкая народная сказка «Лисица,птичка и ворон»

Материал: гуашь, тонированная бумага.

Предварительная работа. Чтение сказки «Заяц-хваста», рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева, а также его рисунков к северным сказкам.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что художник Рачев очень много в своей жизни наблюдал за животными и птицами. И когда смот­рел, например, на ворону, то не просто видел ее внешний облик, а представлял, какой у нее характер. Затем педагог предлагает де­тям поиграть в игру «Сказка-то с хитринкой — на людей намека­ет». По условиям игры дети должны определить, чем животные или птицы, изображенные на иллюстрациях Рачева, напоминают ко­го-то из людей. Дети с интересом включаются в игру, рассказы­вают: «На рисунках к сказке «Заяц-хваста» ворона, сидящая на заборе, похожа на старушку: согнулась, о чем-то думает, не торо­пится улетать, как будто опасности не чувствует, а ведь собаки сзади. А на рисунке, где ворона зайца хвалит, говорит, что он «молодец, не хваста, а храбрец», ворона похожа на добрую бабуш­ку, которая довольна своим внуком, улыбается, гладит его по плечу».

Рассмотрев иллюстрации к сказке «Лисица, птичка и ворон» из выставки рисунков к северным сказкам, дети говорили: «Ворон здесь похож на человека, у которого что-то случилось: крылья в стороны отвел, хвост распушил, клюв раскрыл. «Беда! — кричит.— Беда!» (Рис. 62.)

Воспитатель цитирует: «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» Говорит, что теперь, после того как дети рассмотрели, как рисовал ворон художник Рачев, они будут сами рисовать этих птиц. Напо­минает, что изображение должно быть крупным.

Педагог прикалывает к доске большой лист бумаги, на котором нарисована ель, покрытая снегом. Дети рисуют.

В конце занятия воспитатель предлагает всем выбрать из гото­вых рисунков такие, где птицы больше всего похожи на тех, о кото­рых говорится в стихотворении. Располагает эти рисунки на боль­шом листе бумаги под изображением ели.

Литература

Панкина Э. 3. Русские художники детской книги.— М., 1963. Заяц-хваста.— М., 1987. Колобок,—М., 1987.

Рачев Е. М. Здравствуй, дедушка Медведь!: Подборка-выставка настенных картин «Северные сказки».— М., 1985.

ДЕТЯМ О ДЕТЯХ

Алексей Федорович Пахомов вошел в книжную графику с ил­люстрациями к произведениям В. Маяковского, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеевой и других писателей. Знакомые детям и любимые ими герои этих книжек по-новому раскрылись в рисунках А. Ф. Пахомова. Художник умело подчеркнул характеры персо­нажей, нашел новые черты в их облике.

Рисункам А. Ф. Пахомова не свойственны сказочность и деко­ративность. Все они выполнены в реалистической манере. Глав­ная их тема — жизнь детей. Герои иллюстраций А. Ф. Пахомова просты и естественны. Ребенок сочувствует им и старается подра­жать. Тонкое мастерство художника делает рисунки выразительны­ми, интересными ребенку.

Наши наблюдения за восприятием дошкольников показали, что иллюстрации Пахомова находят отклик в душе каждого ребенка, заставляют его радоваться, печалиться. Например, те рисунки в книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», на которых показаны положительные поступки героев, вызывали у детей чувство удовлетворения, они радостно и доверчиво улыба­лись, кивали головами: «Правильно, и мы поступали бы так же... аккуратно относились бы к своим вещам... были бы вежливы...» И т. д. Когда им не нравились поступки героев, на их лицах мож­но было отметить выражение грусти, разочарования.

Ознакомление дошкольников с творчеством Пахомова начинает­ся со старшей группы. Однако уже в средней группе, читая детям «Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, мы показывали им иллюстрации Пахомова (не на­зывая художника) (рис. 63, 64, 65).

Несмотря на то что большинство иллюстраций Пахомова дано в черно-белом исполнении, они интересны ребенку благодаря их особой выразительности, близости героев по возрасту, поведению зрителю-малышу.

В старшей группе,прежде чем приступить к работе с детьми по рисункам Пахомова, мы задумались над тем, как заинтересовать их, вызвать желание ближе познакомиться с работами художника. Вначале мы поместили в книжный уголок две книги, знакомые де­тям по предыдущему году: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и «Мяч» С. Маршака. Прежде всего мы хотели выяснить, смогут ли дети по иллюстрациям восстановить в памяти содержание стихотворений или хотя бы охарактеризовать поведение героев. Дети заметили появление книг, начали их рассматривать. Сначала книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?» взял один ребенок, но сейчас же к нему подошли и другие дети и начали бойко давать характеристики героям стихотворения. Чувствовалось, что не все хорошо помнят содержание, но тем не менее говорят уверенно. Тогда мы предложили всем вместе рассмотреть иллюстра­ции и обменяться впечатлениями. Вот примеры детских высказыва-

Рис. 63. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

ний: «Да, они загорают на речке. Погода солнечная, безоблачная. Настроение у них веселое, они улыбаются. Играют с детьми и мамы. Им хорошо отдыхать вместе»; «Сразу видно, что этот мальчик грязнуля. Лицо грязное. Вообще, он как неумытый поросенок. Я бы никогда не стала играть с таким мальчиком. В группе у нас таких нерях нет»; «Сразу видно, что мальчик трус, если он птицы испугался. Бедненький, он даже присел от страха и руками закры­вается. Даже слышно, как он кричит и охает. Вон рот широко от­крыл».

Затем мы прочитали книгу, и дети с удовольствием отметили, что дали героям правильные характеристики. Картинки дошколь­никам очень понравились, и на вопрос воспитателя, хотели ли бы они узнать, как жил и работал художник, они ответили утверди­тельно. Тогда мы показали портрет А. Ф. Пахомова и рассказали о его творчестве. В этой же группе было проведено еще одно заня­тие по ознакомлению дошкольников с творчеством Пахомова и не­сколько небольших бесед вне занятий.

В дальнейшем, помогая детям знакомиться с новыми иллюст­рациями, мы обращали их внимание на средства выразительности, использованные художником для более глубокой передачи образа. Мы увидели, что детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие таких художественных средств, как плавность и красо­та линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жесты. Дети отмечали в рисунках сочетание разнообразных материалов: карандаша и акварели, сангины, цветных карандашей и просто­го карандаша.

Мы старались дать детям представление о том, какую роль играет в рисунке свет. Мы объясняли, что белые и темные пятна в рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать покой, то или иное настроение. Например, когда у героя настрое­ние веселое, радостное, то лицо у него светлое, яркое, как будто освещенное солнцем, а когда настроение плохое, то лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое, невеселое, на нем больше темных пятен. Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, впечатление объемности фигуры, лица и т. д.

Художник очень точно передает в рисунках характер и поведе­ние героев. Вот внучка из книги «Бабушка, внучка да курочка»: бежит, коса по ветру развевается, ведра из стороны в сторону качаются. Кажется, шагнет за страницу, очутится рядом с нами и спросит: «Ну, а вы бы не испугались?» А вот и бабушка: на голове платочек повязан, волосы белые, как снег, лицо все в мор­щинах, и в каждой морщинке улыбка. Кажется, что она говорит детям: «Посмотрите на мою внучку, хоть и маленькая, а помощни­ца!» (рис. 66). Дети видят, как тяжело бабушке нести полные ведра. Даже приседает при ходьбе от тяжести. Так и хочется по­мочь ей. А про курочку один из детей сказал: «Курочка как живая. Так и хочется ее погладить» (рис. 67).

В иллюстрациях к рассказам В. Осеевой внимание детей при-

Рис. 64. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Рис. 65. А. Пахоллов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

влекло то, что в этих героях они узнали себя и своих сверстников. Узнали свои занятия, настроение, отношения друг с другом и с окружающим миром, взглянули на все это как бы со стороны. Из высказываний детей было видно, кому бы они хотели подражать, а кому нет.

Всем очень понравился образ главного героя, созданный ху­дожником в рисунках к «Рассказу о неизвестном герое» С. Марша­ка. Благодаря рисункам дети наглядно убедились, что герой книги при всей его смелости и отваге прост, скромен ничем не выделяется из толпы. Таких, как он, можно встретить на улицах любого горо­да, поселка. Он внушает к себе симпатию и уважение.

В подготовительной к школе группемы познакомили детей с

ИЗ

 

Рис. 66. А. Пахомов. Русская народная Рис. 67. А. Пахомов. Русская народная сказка «Бабушка, внучка, да курочка» сказка «Бабушка, внучка, да курочка»

иллюстрациями Пахомова к рассказам «Шли по лесу», «Таня знала буквы» Л. Толстого, главе «Желтухин» из повести «Детство Ники­ты» А. Толстого. Творческая манера художника уже была знакома дошкольникам, поэтому они безошибочно называли автора рисун­ков. Многие уже могли охарактеризовать рисунки и сравнить их с работами других художников. Например, мы предложили детям сравнить иллюстрации А. Ф. Пахомова к произведениям С. Маршака «Мяч» и В. Маяковского «Кем быть?» с ил­люстрациями Ю. Д. Коровина и сказать, чьи рисунки им нравятся больше.

Иллюстрации Пахомова к книге «Мяч» цветные, выполнены спо­собом литографии (способ печати, при котором оттиски с плоской, нерельефной печатной основы переносятся под давлением на бумагу; рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литограф­ским карандашом и перед печатью подвергается химической обра­ботке, покрывается водой и краской), а рисунки Коровина черно-бе­лые. И наоборот, рисунки Пахомова к книге «Кем быть?» черно-белые, а рисунки Коровина выполнены акварелью.

Вначале иллюстрации обоих художников воспринимались деть­ми одинаково, потому что ребенок видел один и тот же сюжет и одного и того же героя. В процессе дальнейшего рассматривания выяснилось, что большее предпочтение дети отдают ярким, цветным' иллюстрациям. Детьми было подмечено, что у Пахомова иллюстра­ции выполнены в сложной технике, а у Коровина проще. Неко­торые даже говорили: «Подумаешь, черточки и штрихи! Я тоже так сумею!» Мы объяснили, что за простотой изображения кроется сложная, кропотливая работа. И мастерство художника состоит в том, чтобы с помощью пятна, штриха добиться выразительности. В очередном разговоре с детьми мы рассказали им о том, что

художник Пахомов был еще и скульптором (конспект этого занятия прилагается).

После знакомства с иллюстрациями Пахомова к книге «Кем быть?» (рис. 68) дети начали играть по стихотворению. Они быстро сориентировались в подборе атрибутов, и игра прошла в интересной форме. Благодаря иллюстрациям для детей более четко обозначи­лись особенности той или иной профессии. Сравнение иллюстра­ций помогло им увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные эпизоды из жизни героев.

Вышеназванные и другие работы этого художника к детским книгам способствовали развитию детского воображения, игры, творческих способностей. Дошкольники самостоятельно стали играть в такие игры, как «Кто нарисовал этот портрет?», «Найди такую же картинку», «Кто художник этой книги?». В уголке само­стоятельной художественной деятельности дети с удовольствием ри­совали, лепили полюбившихся им персонажей.

Рис. 68. А. Пахомов. Книга В. Маяков­ского «Кем быть?»

Результаты нашей работы показали, что рисунки А. Ф. Пахомо­ва увлекают детей жизненностью и выразительностью. Работы ху­дожника без всяких поучений, живо и наглядно доносят до ребенка образы героев, учат его добру.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ

cyberpedia.su

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКЕ: «ЗАЯЦ – ХВАСТА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКЕ:

«ЗАЯЦ – ХВАСТА»

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.

2) Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

3) Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.

4) Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).

5) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, усские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).

Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?

2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьянехранили зерно).

Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).

3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).

4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.

Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольнык – ворона, прямоугольники – собаки).

Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).

5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.

6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).

doc4web.ru

пересказ сказки "Заяц Хваста"(старшая группа)

Тема: Пересказ сказки «Заяц Хваста».

(старшая группа)

Цель: развитие всех компонентов устной речи.

Воспитательные задачи: воспитывать языковое чутьё, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, формировать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развивающие задачи: развивать умение образовывать существительные с ласкательными, уменьшительными суффиксами, расширять запасы антонимов, формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Образовательные задачи: формировать умение связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

Основная образовательная область «Коммуникация»

Интегрированные образовательные области: познание, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Методы и приёмы: Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Приёмы: художественное слово, дидактические игры, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картины, поощрение.

Наглядные средства обучения: картина «Зайцы на поляне»

Словарная работа:

Обогащение словаря: заинька, хвоста.

Активизация словаря: зайчата, слабые.

Предварительная работа: изучение методической литературы: О.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Москва 2012; И.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2013; подбор картины, сказки для пересказа.

Структура:

I. Вводная часть.

1. Загадка.

2. Постановка детской цели – помочь Заиньке найти друзей.

II. Основная часть.

1. Рассматривание картины «Зайцы на поляне».

2. Физминутка.

3. Рассказывание сказки «Заяц Хваста», вопросы по сказке

4. Игра-драматизация, пересказ сказки.

5.П/и

6.Рисование зайца нетрадиционным методом

III. Итог.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель загадывает загадку):

Кто любит морковку и прыгает ловко

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки? (Заяц)

- Почему вы думаете, что это заяц? (Ответы детей).

В.-Зайчик прибежал из леса сегодня к нам в гости. Как тебя зовут?

З.-Заинька.

В.- Посмотрите, какой Заинька грустный. Как вы думаете почему? Может быть у него мало друзей? Давайте поможем ему их найти.

(Воспитатель показывает картину «Зайцы на поляне»).

- Посмотрите, как можно назвать картину?

- Кто здесь изображен?

- Какие зайчата?

- Какие зайцы?

- Заяц сильный , а зайчонок…(слабый) .

- Заяц бегает быстро, а зайчата… (медленно).

- Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик, заинька).

- А как ласково называть зайчат? (зайчишки).

В.- Ребята, я знаю сказку «» и хочу рассказать её вам и нашему Заиньке («Заяц -Хваста» в обработке А. Толстого).

В.- Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно приходить, овес воровать. Приходит к одному крестьянину на гумно, а тут уже стадо зайцев. Вот и начал он им хвастать:

-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи-я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали про этого хвастуна тетке вороне. Тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой. Заяц испугался:

-Тетка ворона, я больше не буду хвастать.

-А как ты хвастал?

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи-я никого не боюсь.

Вот она его маленько и потрепала.-Боле не хвастай.

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили, и давай мять, а заяц это увидел: "Как бы вороне помочь?" выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.

(Воспитатель еще раз рассказывает сказку, затем предлагает детям разыграть ее по ролям: один ребенок за ворону, другой за зайца, третий за автора. Обыгрывается 2-3раза).

В.-Ребята, давайте поможем нашему Заиньке найти друзей. Мы уже знаем, как рисовать образ животного на основе геометрических фигур: тело, голову, уши – рисуем овальной формы, а затем раскрашиваем.

- Посмотри, Заинька, сколько у тебя теперь друзей!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Заиньки найти столько друзей и рассказали ему очень поучительную сказку.

Тема: «Знакомство с воздухом».

(средняя группа)

Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность.

Развивающие: стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность через подвижную игру.

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье, социализация.

Методы и приёмы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.

Наглядные средства обучения: шарики, иллюстрация к сказке, оборудование для опытов, музыкальные инструменты или их изображения, карточки с изображением свойств воздуха.

Словарная работа:

Обогащение словаря: воздушный, воздушное.

Активизация словаря: невидимый, прозрачный.

Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, программы Н.Рыжовой "Наш дом-природа", подбор опытов, игр, физминуток, изготовление демонстрационного материала.

Структура:

Вводная часть.

1. Игра с шариками

2. Беседа. Проблемные вопросы о воздухе.

Основная часть.

1. Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

2. П/и «Пузырь».

3. Опыты.

Итог .

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла – шарики. Давайте с ними поиграем. (Дети подбрасывают шарики и ловят)

- Что мы делаем с шариками, чтоб они стали овальными?

- Верно, мы их надуваем.

- А что можно еще надуть? (Ответы детей)

- Чем же мы надуваем шарики, мячики, мыльные пузыри?

А сейчас послушайте сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

- Как вы думаете, был ли Пузырь похож на мыльные пузыри или на воздушные шарики.

- Что у него было внутри?

- Почему Пузырь лопнул?

Верно, Пузырь так хохотал, что лопнул и из него вышел весь воздух.

(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и разбегаются)

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой и не лопайся ,

Он летел, летел, летел,

И на ветку налетел,

Лопнул!

- Ребята, а что такое воздух?

- Посмотрите по сторонам, можно ли увидеть воздух?

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, везде. Но он невидим. Для этого мы проведем с вами опыты.

1.Опыт. Воздух невидим.

Детям раздаются целлофановые пакеты. Попробуйте поймать воздух. Поднимите мешочки вверх и резко опустите, закрутите мешочки.

-Что внутри мешочков? (воздух)

- Какой вывод мы сделаем? Можно ли увидеть воздух?

Правильно, воздух невидим. Он прозрачный.

2.Опыт. Воздух не пахнет.

Давайте понюхаем воздух. Сделайте носом вдох, потом выдох. А теперь глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха)

3.Опыт. Воздух звучит.

- Как вы думаете, воздух можно услышать? (Детям раздаются бутылочки) Давайте подуем в горлышко – возникает свист.

- А ещё как можно посвистеть? (губами, свистками, дудочкой)

- Какой вывод делаем?

Воздух может звучать. Многие музыкальные инструменты звучат за счет воздуха. Например: труба, флейта, орган. Посмотрите на орган, как много у него разных труб: толстые и тонкие. По ним проходит воздух и звучит. Ребята что нового мы узнали о воздухе? (ответы детей)

infourok.ru


Смотрите также