Презентация к уроку ИЗО для начальных классов «Посуда в твоем доме». Рисование посуды в начальной школе


Презентация к уроку ИЗО для начальных классов «Посуда в твоем доме»

У каждого из нас дома есть посуда. Есть посуда на каждый день. Она прочная, устойчивая, спокойная. С ней удобно и привычно.
  • У каждого из нас дома есть посуда. Есть посуда на каждый день. Она прочная, устойчивая, спокойная. С ней удобно и привычно.
Нарядный сервиз помогает дома нам сделать праздник, отделить праздничный обед от ежедневного приёма пищи. Такая посуда более хрупкая, изящная по форме. Эту посуду берегут, она богато украшена. Из из каких материалов делают посуду?
  • Нарядный сервиз помогает дома нам сделать праздник, отделить праздничный обед от ежедневного приёма пищи. Такая посуда более хрупкая, изящная по форме. Эту посуду берегут, она богато украшена.
  • Из из каких материалов делают посуду?
Знакомая каждому посуда, сувениры, скульптура и предметы быта, отличающиеся особой росписью в бело-синей цветовой гамме.
  • Знакомая каждому посуда, сувениры, скульптура и предметы быта, отличающиеся особой росписью в бело-синей цветовой гамме.
Секрет её заключается в том, что изделие поверх грунта покрывали металлическим порошком. Сначала это было серебро, потом олово, а сейчас используют алюминий. На серебристую поверхность наносили роспись, которую покрывали лаком, просушивали и закаливали в печи. После обжига происходило настоящее чудо - серебристая поверхность под слоем желтоватого лака превращалась в золотистую .
  • Секрет её заключается в том, что изделие поверх грунта покрывали металлическим порошком. Сначала это было серебро, потом олово, а сейчас используют алюминий. На серебристую поверхность наносили роспись, которую покрывали лаком, просушивали и закаливали в печи.
  • После обжига происходило настоящее чудо - серебристая поверхность под слоем желтоватого лака превращалась в золотистую .
Каждый поднос – настоящее произведение искусства, с потрясающей цветовой гаммой и интересной росписью.
  • Каждый поднос – настоящее произведение искусства, с потрясающей цветовой гаммой и интересной росписью.
Большинство посуды в основе имеет форму цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания.
  • Большинство посуды в основе имеет форму цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания.
На что похож цилиндр?

На что похож цилиндр?

На что похож конус?

На что похож конус?

На что похож шар?

На что похож шар?

Творческое задание: Возьмите вырезанные из бумаги круги, прямоугольники и трапеции и попробуйте составить посуду необычной формы.

Творческое задание:

  • Возьмите вырезанные из бумаги круги, прямоугольники и трапеции и попробуйте составить посуду необычной формы.
Ф из ку ль т ми нут ка Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд , (Шагаем на месте.) Я всем напоказ выставляю живот , (Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.) Я чай кипячу, клокочу и кричу : (Хлопаем в ладоши.) - Эй, люди, я с вами попить чай хочу ! (Прыжки на месте.)

Ф из ку ль т ми нут ка

Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд ,

(Шагаем на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот ,

(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу :

(Хлопаем в ладоши.)

- Эй, люди, я с вами попить чай хочу !

(Прыжки на месте.)

Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

У кого дома есть самовар?

У кого дома есть самовар?

Что такое чаепитие?

Что такое чаепитие?

В каких сказках упоминается чаепитие?

В каких сказках упоминается чаепитие?

Что такое чайная пара?

Что такое чайная пара?

Практическая работа: Каждый из вас нарисует чайную пару и нарядно украсит ее , а потом мы вместе сервируем праздничный стол для чаепития. Какой узор вы выберите для украшения чайной пары? Помните, узор на чашке и на блюдце должен быть одинаковый, иначе это уже не чайная пара.

Практическая работа:

  • Каждый из вас нарисует чайную пару и нарядно украсит ее ,

а потом мы вместе сервируем праздничный стол для чаепития.

Какой узор вы выберите для украшения чайной пары?

Помните, узор на чашке и на блюдце должен быть одинаковый,

иначе это уже не чайная пара.

Композиция рисунка на блюдце

Композиция рисунка на блюдце

Нарисуйте и нарядно украсьте чайную пару.
  • Нарисуйте и нарядно украсьте чайную пару.
Домашнее задание: Подготовьте сообщение о самоваре

Домашнее задание:

  • Подготовьте сообщение о самоваре
Используемая литература: Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение», 2000. Колякина В. И. «Методика организации уроков коллективного творчества» Москва «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2004. Островская О. В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва «ВЛАДОС», 2003.

Используемая литература:

  • Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение», 2000.
  • Колякина В. И. «Методика организации уроков коллективного творчества» Москва «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2004.
  • Островская О. В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва «ВЛАДОС», 2003.

videouroki.net

Конспект урока изобразительного искусства "Посуда у тебя дома"

«Изобразительное искусство»

Класс: 3 класс

Тема урока: «Посуда у тебя дома»

Цели урока:

  1. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по определению связи между формой, декором посуды (ее художественным образом), ее назначением и материалом.

  2. Развивающая: создать условия для развития духовной и эмоциональной сферы, фантазии и воображения, способности к созданию художественного образа.

  3. Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к народным промыслам, эстетического отношения к окружающему миру, понимания ценности труда в жизни человека, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.

Задачи:

  1. Организация ориентировачно-мотивационного этапа урока (организация целеполагания).

  2. Подведение под понятие «посуда».

  3. Организация представления о разнообразии посуды по форме, материалу, декору, назначению и роли художника в создании образа посуды.

  4. Анализ способов выразительности формы и декора посуды.

  5. Создание эскиза сервиза из нескольких предметов.

  6. Организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Оборудование:

ТСО: компьютер, экран, проектор,

Материалы и инструменты: А-4, акварель, гуашь, фломастеры, ластик, простой карандаш, жетоны красного и желтого цветов на каждого обучающегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа. Задание. «Отгадай загадки».

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот-нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз. (Чайник)

Чайника подружкаИмеет два ушка,Варит кашу, суп для Юли.И зовут её…Кастрюлей

Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … (Тарелке) А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, … (Чашку) 

Вопрос. Как можно назвать эти предметы, одним словом? Сформулируйте тему урока. «Посуда у тебя дома». (Слайд 1)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Очень часто, например, в Домострое, слово "сосуд" употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово "посуда" встречается в России в XVII веке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием посуды, какой она бывает по форме, назначению, декору и материалу из которого изготовлена.

  1. Изложение нового материала.

Посуда появилась очень давно, еще в древние века. Изначально посуда была деревянной: поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этого отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.

Вопрос. Какая посуда была Коми крае? Из какого материала ее изготавливали? (Слайд 2)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В южных районах Коми (Прилузье) мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для ква­са и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойни­ки, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной поро­ды. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материа­лов была береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее де­лали разнообразную утварь, посуду и обувь. Форма и декор посуды были просты, имела натуральный цвет материала.

В VIII-X веках деревянную посуду на Руси вырезали, выдалбливали, вытачивали, бондарили и клепали вручную. В XII веке появились первые станки по изготовлению кухонной утвари.

Вопрос. Какой материал еще используют для изготовления посуды? (Из глины, стекла, металла, дерева, пластика). Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

1.Керамические изделия. (Слайд 3)

На прилавках небольших ярмарок и многих рынках городов до сих пор можно найти традиционные глиняные глечики, горшочки, казанчики. Изначально, посуда из глины была неотъемлемым атрибутом любой славянской хаты. Не случайно традиционная форма горшочка, - отношение поверхности дна к объему у него много меньше, чем у цилиндрических кастрюль. Глиняная посуда проста в декоре ( незатейливый орнамент, упрощенная цветовая гамма) и домашнем пользовании.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Одним из древнейших занятий у коми , как и у других народов, было гончарство. Самодельная глиняная по­суда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

Вопрос. Какие виды керамической посуды вы можете назвать, которая имеется у нас дома? (Если дети не ответят можно загадать загадку).

Задание. «Отгадай загадку».

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор).

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Существует два основных вида декора фарфоровой посуды: красочный декор- роспись эмалевыми красками и рельефный декор- рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений. Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное.

Фаянсовая посуда тоже относится к разряду керамической посуды.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами.

Существует авторская выставочная работа, она бывает в одном экземпляре. Чтобы узнать о какой посуде пойдет речь, отгадайте загадки:

Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?Видно с севера пришла и цветами расцвела:Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель) (Слайд 4)

Гжельская керамика.

Лучше, чем в песне не расскажешь о Гжели. (Звучит отрывок из песни «Незабудковая Гжель»).

Синие птицы по белому небу,Море цветов голубых,Кувшины и кружки – быль или небыль?Изделия рук золотых…И светлее вода родниковаяИ дыхание ветра свежей -Расцветает гжель васильковая,Незабудковая гжель.Рядом с осинками в синих рябинках,Синие гроздья на синих рябинках,Синие зори и синие птицыС этой красой нечто не сравнится.Звонкими волнами кружатся краски,Чтобы блистали анютины глазки.Льется узор под рукой мастерицы,Чтобы нигде он не смог повториться.

Традиционным мотивом гжельской росписи являются птицы и петухи. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей . стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Все работы уникальны и являются произведением искусства отдельного мастера.

Задание. «Отгадай загадку».

Резные ложки и ковшиТы разгляди-ка, не спеши.Там травка вьется и цветы,Растут нездешней красоты.Блестят они, как золотые,А может солнцем залитые? (Хохлома)

2.Деревянная посуда. (Слайд 6)

Хохломская посуда.

Хохломская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны формы заимствованные из повседневной жизни: лебеди, уточки, рыба и т.д. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарелки - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, половники. Хохломская посуда отличается художественными достоинствами украшающей ее растительной росписи. Декором посуды является ручная роспись. Но её не рекомендуется использовать для хранения, приготовления и подачи пищи - функции такой утвари чисто эстетические.

Деревянная посуда украшается также с помощью художественной резьбы, выжигания, полировки, инкрустации.

Физкультминутка.

Вопрос. Чем отличается детская посуда от взрослой посуды? ( Детская посуда должна привлекать цветными рисунками, быть устойчивой и удобной.) (Слайд 6)

Это и посуда для девочек — с любимыми феями или бабочками, и типично мальчишеская детская фарфоровая посуда, где «приходят в гости» сказочные герои и любимые домашние животные.

3.Стелянная посуда. (Слайд 7)

1.Посуда из простого стекла. 2.Хрусталь. 3.Стеклокерамика.

Впервые стеклянную посуду стали изготавливать в Древнем Египте. Египетские мастера ставили на огонь большие котлы, в которых кипело тесто, по консистенции и прозрачности похожее на карамель. Из этой массы они вручную лепили тарелки, чаши, кубки. Стеклоделие в России возникло в 9-10 в. Декор стеклянной посуды выполняется ручным способом, печатным - на станках, резьбой и может быть однотонной по цвету.

4.Металлическая посуда.

Эмалевая посуда

Скифская посуда княжьего обихода

Когда в 3-4 тысячелетии до н.э. люди научились добывать медь (а позднее, добавляя в медный расплав олово, делать бронзу), то, кроме оружия и доспехов, пустили её, прежде всего, на изготовление посуды. Лили и ковали из неё блюда, чаши, ножи. Но, главное, из меди начали делать котлы. Медь прекрасно проводит тепло – поэтому вода в ней закипает очень быстро. Медными котлами пользовались тысячи лет. В древнем мире олово было достаточно дефицитным и дорогим материалом. Но со временем добыча его увеличивалась и уже в средние века столовая, сервировочная посуда из олова получила широкое распространение. ( Олово инертный металл – оно не вступает в реакцию с пищей и не передаёт ей никакого привкуса.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В деревнях Коми обрабатывали и металл. В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, очень почитаемый на селе, ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты, замки, ключи, оковывал телеги и сани. Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы дере­венской улицы и располагались ближе к воде.

В 19 веке разработали дешёвые массовые технологии нанесения эмалей на железо, защищая, таким образом, от ржавчины. Из него стали делать кастрюли, ковши, кружки, миски – в нашей стране эмалированная посуда до сих пор занимает значительное место.

Вопрос. Кто занимается оформлением посуды или иначе декором?

В создании посуды большую роль играет художник. Эмоционально-содержательный образ посуды ассоциируется сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образ посуды. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Декор своими ритмом и пропорциями, зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием и является активным средством эстетического воздействия на человека.

Задание. В предложении « Среди изображений много наборов посуды предназначенных для праздников, повседневного применения, детского питания, выставочных экземпляров» замените словосочетание «набор посуды» словом с таким значением. (Сервиз) (Слайд 9)

Задание. Сколько сервизов входит в состав этой посуды? (2: чайный и столовый)

4. Объяснение задания. Придумать и изобразить эскиз сервиза из нескольких предметов, в качестве декора при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая. (Работа в парах).

5.Практическая работа. В течение урока показывать работы детей, указывая на правильность и неправильность выполнения эскиза.

6.Домашнее задание. Найти информацию о пластиковой и одноразовой посуде.

7. Итог урока. С помощью жетонов красного и желтого цветов, обучающиеся отвечают на вопрос «Понравился или не понравился урок?», прикрепляя их на доску.

Выставка лучших работ обучающихся с сопровождением комментариев.

Источники.

1. http://www.posud.ru/porcelain_dishes.html

2. http://www.cookware.ru/look.php?act=read&group_id=16&id=8&pre=istori

3. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_posudu.html

4. http://www.ostrovskazok.ru/zagadki/zagadki-o-dome/stranitsa-4

5. http://www.playroom.ru/content/view/2465/18/

6. http://www.cook-ware.ru/look.php?act=look&group_id=16

7.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/917/%D0%94%D

8. http://www.fotoprizer.ru/foto-alboms/alboms/predmeti-bita-na-rusi/?q=488&albm=1188

9. http://posudamart.ru/catalog/farfor/detskie-nabory/

10.http://www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/priluz/kultura/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo/narodnye_remesla_i_promysly/

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО для начальных классов «Посуда у тебя дома. Гжель»

Конспекта урока

изобразительного искусства

в 3-м классе, 1четверть.

Тема урока: «Посуда у тебя дома. Гжель».

Анозина Любовь Валерьевна,

МБОУ «СОШ № 89

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Барнаул

2014 год

Анозина Любовь Валерьевна, МБОУ «СОШ № 89» г. Барнаула

Конспекта урока изобразительного искусства

в 3-м классе, 1четверть.

Тема урока: «Посуда у тебя дома. Гжель».

Характеристика класса:

  1. Общие сведения о классе.

В 3 «Б» классе обучается 24 учащихся, из них 15 девочек и 9 мальчиков.

Все учащиеся обучаются в данной школе с 1 класса.

2.Социальная характеристика семей учащихся.

1.Семьи, состоящие на учёте в соцзащите: 7 семей

2. Малообеспеченные семьи: 4семьи

3. Многодетные семьи: 1 семья.

3.Дети, требующие особого внимания:

- по дисциплине 3 человека

- по учёбе 6 человек

4.Уровень воспитанности учащихся класса.

Уровень воспитанности учащихся класса хороший. Ребята добры и вежливы по отношению к людям, правильно оценивают свою честность, умеют отвечать за свои поступки, щедры. Родители хотят, чтобы ребята больше обращали внимание на своё здоровье, соблюдали режим дня.

5.Коммуникативная культура учащихся

Дети знакомы с основными правилами поведения в школе, правилами хорошего тона, научены отличать плохое от хорошего. Сейчас они стараются выполнять эти правила, хотя ещё не всегда у всех это получается. Учатся правильно реагировать на происходящее, видеть красоту и осуждать плохое. У ребят складываются хорошие отношения в классном коллективе. Многие ребята имеют друзей из других классов.

6.Способы решения конфликтов в классе

Обычно конфликты у ребят могут возникнуть на перемене. Такие конфликты они научились решать сами между собой или приходят за помощью к учителю.

7.Мнение о классе в целом и об отдельных учащихся.

Класс дружный, ребята работоспособные, могут все хорошо учиться, стараются. Есть ребята, которые могут выступать на стене – петь и танцевать. 6 ребят ходят на занятия ТМ «Волшебная кисточка». Дети довольно серьёзно относятся к урокам, выполняют требования учителя. Есть 3 учащихся требующих особого внимания (отсутствие саморегуляции, самоконтроля).

8. Направленность деятельности класса.

Воспитательная работа в классе направлена на создание и укрепление детского коллектива.

В классе складываются традиции: поздравление именинников, празднование 8 марта, 23 февраля, День памяти, познавательные поездки.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

1.Литература:

Учебник.Н.А.горяева, Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», 3 класс- М: Просвещение, 2013

Симкина, П.Л., Титаровский, Л.В., Азбука здоровья: физкультминутки здоровьесберегающей направленности. - М.: Амрита-Русь, 2006.-240 с.: ил.-(серия «Образование и творчество») ISBN 5-94355-383-5

2. Зрительный ряд:

Мультимедийный проектор: презентация «Посуда у тебя дома. Гжель»

Пособие «Цветовой круг»

3.Музыкальный ряд:

http://vkluchi-zvuk.ru/zvuk-kitajskih-kolokolchikov-mp3/

УМК : Школа России

Программа: Б.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 класс», издательство «Просвещение», 2013г.

Раздел: «Искусство в твоем доме».

Тема урока: «Посуда у тебя дома. Гжель».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о роли художника в жизни человека через приобщение к гжельской росписи.

Задачи урока:

Предметные:

1.Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

2.Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).

Метапредметные:

1.Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике гжельского орнамента.

Личностные:

1.Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

2.Воспитывать духовно-нравственные качества через приобщение к культуре русского народа.

3.Развивать доброжелательность, доверие и внимательность, готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи одноклассникам.

Парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест). Каждый «вагончик» имеет номер. На столах – баночки с водой, гуашь, клей, альбомные листы.

Раздаточный дидактический материал:

  • Билеты (Конверт №2; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово «Гжель».

  • Памятки «Правила сотрудничества в группе».

  • Памятки «Правила композиции»

  • Конверты №1 с фотографиями изделий различных видов посуды – стеклянная, деревянная, фарфоровая, металлическая.

  • Конверты №3 с деталями для конструирования узора и орнамента.

  • Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.

  • Альбомные листы с контуром кумгана, кувшина,

Планируемый результат: осознанная творческая деятельность учащихся.

«Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что высаживать яблоки в отравленную почву».

Ш.А. Амонашвили.

Ход урока.

Этап урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент,

1 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Слово учителя:

- Прозвенел долгожданный звонок - начинается урок

-Сегодня на уроке вам понадобятся следующие материалы, инструменты и приспособления: гуашь, кисти, баночка для воды, клей.

(организация внимания)

(проверяют порядок и материалы на столе под контролем учителя )

эмоциональный настрой на работу

2.Сообщение темы урока, постановка учебной задачи (целеполагание)

3 мин.

- Скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Откройте конверт №1

-Что вы там видите?

-Какие? Назовите.

- Оставьте на столе только фарфоровую посуду. Какая из них самая нарядная? Покажите.

-Согласна с вами. У кого есть дома такая посуда?

-Может, кто-нибудь знает, как называется эта фарфоровая посуда?

- А для того, чтобы точно знать ее название, нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?

- Тогда собираемся в путь! У каждого из вас лежит билетик синего цвета на наш поезд. Расположите их в порядке усиления цвета. Это как?

- Какое слово получилось?

(ставлю проблемный вопрос)

- Кто уже знает, о чем пойдет речь на нашем уроке?

-Что бы вы хотели узнать о ней?

- Все эти элементы художники составляют в одно единое целое. Какое?

- Чему бы вы хотели научиться?

- мы говорили о том, что делает художник у нас дома на кухне, о видах посуды

- говорили о том, что художник украшает нашу посуду

-разные виды посуды

- деревянная, стеклянная, металлическая, фарфоровая

(дети показывают)

(дети отвечают)

(дети называют свои варианты ответов)

-да!

- от светлого к более темным оттенкам

(дети выполняют)

-получилось слово «Гжель»

(дети сами говорят тему и план урока)

-сегодня на уроке мы узнаем о гжельской посуде

-особенность гжельской посуды, ее узоры, орнаменты

-композицию

-научиться выполнять такую роспись

РУУД Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач

КУУД

слайд 1

работа в группе

слайд 2

слайд 3(задачи урока)

3.Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний, 10 мин

- Молодцы! Поехали!

- Гжель - это и есть место, куда мы направляемся. Гжель-это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само название села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?

-Верно. Звуки слова звенят так же, как и знаменитый гжельский фарфор. Название села Гжель происходит от русского слова «жгель», «жечь», обжигать.

- Посмотрите на фотографии гжельской посуды и назовите одну самую главную отличительную особенность гжельского фарфора от другой посуды.

-Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

-Итак, назовите самую важную отличительную особенность.

-На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?

- Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих, голубых цветов. Небо над головой- синее-синее!

Синий цвет – символ мечты и счастья (птица-счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фольклора с упоминанием синего цвета.

- Вспомним цветоведение. Дайте характеристику синему цвету

-слово состоит из звонких согласных звуков

(дети рассматривают слайды с фото)

-все узоры выполнены, синим цветом

(ответы детей)

- «собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен», «синий платок»

-основной, холодный, сближен с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому.

слайды 4-7

Используемый метод – беседа, позволяет формировать КУУД

умение выражать свои мысли, при этом слышать других.

Метапредметные результаты:

восстановление и систематизация полученных ранее знаний и контроль выполнения домашнего задания

ПОУУД

слайды 8-11

(звуки колокольчиков)

слайды 12-14

пособие «Спектр»

4.Первичное закрепление полученных знаний

3мин

- Вы уже достаточно много узнали о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее изделия от других. Ваше следующее задание – выбрать только гжельский фарфор из предложенного ряда посуды. По результатам работы вы должны обосновать свой выбор. На это задание вам 1 мин.

(дети выбирают, и от каждой группы выступает один защитник)

слайд 15

Метапредметные: сравнительный анализ.

Предметные: систематизация и первичное закрепление полученных знаний

5.Практическая работа, показ педагогического рисунка на доске, художественно-творческая работа учеников,

15 мин.

- Пришло время потренироваться в росписи. Как вы думаете, мастера сразу рисовали узор на посуде или сначала карандашом?

-Этот прием называется-кистевым.

- Проведем подготовку кисти к работе, пальчиковую гимнастику.

- Начнем с рисования кантов. Для чего используют эти украшения?

(демонстрация учителем различных вариантов)

- Какой основной элемент росписи?

-Сказочный цветок украшает центр изделия. Для завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками.

(демонстрация учителем приемов росписи с называнием их )

- Листья, ягоды- дополнение основного элемента. Сами придумайте и дорисуйте.

- Расскажите о своем рисунке: какие приемы росписи вы использовали, какой базовый цвет узора и орнамента?

-художники рисуют роспись сразу кисточкой

(дети, стоя и шагая на месте, выполняют пальчиковую гимнастику)

-для краев изделий

(самостоятельное выполнение кантов)

- цветы

(самостоятельное выполнение выбранного цветка )

(дети самостоятельно выполняют)

Предметные: применение полученных знаний на практике

физминутка

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

слайд 16

Личностные: возможность выбора задания из нескольких вариантов учитывает индивидуальные особенности детей

слайд 17

ЛУУД. Метапредметные: создание своего образа

слайд 18

индивидуальная работа учащихся

КУУД

ЛУУД

6.Закрепление полученных знаний.

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.

Само и взаимооценка.

5мин

-Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма. Но для того, чтобы такая волшебная посуда пришла к нам в дом, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что такое композиция ?

- Задание для групп: украсьте кувшин элементами росписи ( элементы в конверте №3). В качестве подсказки используйте карточку «Правила композиции». Время выполнения - 2мин. Подготовьте защиту своей работы.

- Хотите ли вы иметь у себя дома гжельскую посуду?

- Кто же создает такую красоту для нас?

- грамотное расположение отдельных элементов на предмете и их сочетание между собой.

(учащиеся выполняют аппликацию,

отвечают и оценивают свои работы и работы других групп)

-конечно, она красивая, нарядная

-художник

ЛУУД

Предметные, метапредметные: использование приёмов само- и взаимооценки важно для формирования адекватного отношения к себе и своему творчеству

групповая работа

КУУД

проектная деятельность

ПУУД

(выставка групповых работ)

7.Творческое домашнее задание

2мин

- Мы с вами достаточно погостили в селе Гжель. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь посуду для своей гостиной – белоснежные кумганы, кувшины. Но это лишь заготовки.1. Вы дома их украсите узорами и орнаментами гжельской росписи. 2.Или можете нарисовать чайную пару.3.Или целый сервиз на листе А3.

(стр. 23-25, задание 3,4)

( учащиеся записывают, выбранное ими задание)

ЛУУД

ПУУД

дифференцированный подход

возможность выбора задания из нескольких вариантов – разноуровневое домашнее задание

КУУД

8.Подведение итогов. Рефлексия.

1мин

- Посмотрите на экран (задачи урока). Все ли, что мы с вами хотели, узнали и сделали?

- Если вам было интересно, если вам понравился результат вашей работы, то верните мне билетик, чтобы мы могли еще попутешествовать.

- Урок окончен. Спасибо вам за работу!

- (дети подводят итог урока)

слайд 19

ПУУД

подведение итогов выполнения учебно-практических задач

рефлексия

РУУД

КУУД

слайд 20

videouroki.net

Урок ИЗО на тему «Художественная роспись посуды»

Терещенко Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

г. Донецк Ростовская обл.

Урок ИЗО на тему «Художественная роспись посуды»

Цель: Познакомить детей с профессиями людей разных направлений;

учить изготавливать эскизы посуды;

познакомить детей с гжельской росписью, учить ее исполнению;

прививать бережное отношение детей к предметам быта.

Конспект урока.

  1. Вводная часть. Определение темы.

1 слайд.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок.

О чем сегодня пойдет речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки.

2 слайд.

Она бывает глубока,

Она бывает и мелка

Однако это не река. (Тарелка)

Сама не ем,

А всех кормлю. (Ложка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)

Она всем очень нравится

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Красивенькая … (Чашка)

Люблю я подбочинясь,

Забраться на поднос;

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (Заварник)

Ребята, вы правильно отгадали загадки.

Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда)

3 слайд. «Художественная роспись»

Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто ее делает, из какого материала и как посуду украшают, чтобы она радовала нас.

  1. Основная часть. Новый материал.

Посмотрите, какая коллекция посуды представлена перед вами.

Замечательные чашечки, блюдца, заварники.

У каждого из вас дома есть наборы посуды.

Вам, конечно, приходилось рассматривать дома эти предметы, например, чайный сервиз.

Перечислите, что может входить в этот набор (чашечки, блюдца, конфетница, сахарница)

Ребята, но не только существуют чайные сервизы, а бывают наборы для молока, для обедов и даже для блинов.

4 слайд «Какая бывает посуда?»

Скажите, а из чего делают посуду?

Посуда бывает стеклянная, деревянная, железная, фарфоровая

5 слайд «Сервизы»

Посуда бывает тонкая, изящная имея замысловатые формы и рисунки.

Кто знает, как называется набор посуды выдержанный в одном стиле, примерно одинаковой формы, в одинаковом цвете, одинаковым рисунком расписаны? (Сервиз)

6 слайд. «Как посуда попадает к нам в дом?»

Итак, у всех вас дома есть посуда, возникает вопрос. А как она попадает к нам в дом?

(Мы покупаем ее в магазине)

Как называется профессия людей, построили магазин? (Строители)

Как называется профессия людей , у которых мы купили посуду? (Продавец)

Как посуда попала в магазин? (Доставили водители)

Ребята, а машину тоже кто-то сделал. Кто знает, где делают машины? (На заводах)

На заводах, трудятся очень много людей , разных профессий давайте попробуем перечислить некоторые из них. (инженеры, слесари, фрезеровщики, сталелитейщики, сварщики, токари)

На заводе сделали машину, а откуда привозят посуду на машинах? (С керамических фабрик)

Действительно с фабрик, где трудятся гончары, художники над созданием посуды.

Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома.

Сколько людей разных профессий должны приложить сил, умений и знаний, чтобы мы могли ею пользоваться.

Возникает вопрос, всегда ли у людей была посуда? А чтобы узнать, давайте мысленно отправимся в прошлое.

7 слайд. «Первобытный человек»

Прошло много времени с тех пор, как человек выделился из животного мира. Постепенно овладел огнем, научился делать одежду из звериных шкур .

Наши предки придумывали и учились делать новые и новые предметы и вещи для ведения своего домашнего быта.

Какое же хозяйство без посуды?

Древние люди делали ее из коры деревьев, плели кувшины из тонких прутиков деревьев.

Скажите, можно было в такой сплетенной посуде принести воды?

Да, действительно, невозможно. И тогда люди стали обмазывать плетеную посуду сырой глиной.

Однажды такой плетеный кувшин, обмазанный глиной, случайно попал в костер.

На утро люди обнаружили, что прутья внутри кувшина сгорели, а глина, которая была мягкая стала твердой, как камень.

А дальше все просто, люди стали лепить посуду из глины и специально класть ее в костер, чтобы придать твердость.

8 слайд. «Гончар»

Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар.

9 слайд. «Технология производства»

Сейчас мы с вами рассмотрим, где и как делают посуду.

10 слайд. «Производственный материал»

Производственным материалом служит глина. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящей для обработки.

11 слайд. «Гончарный круг»

Для производства глиняной посуды главным орудием служит гончарный круг, на котором легко и удобно можно сделать всякую посуду имеющую круглую форму.

12 слайд. «Фото»

Гончар кладет кусок глины, необходимый для выделки, смачивает его водой, образуя из куска тупой конус и одновременно надавливая большими пальцами обеих рук, придает нужную форму. Гончар усаживается около круга и придает ему движение от руки, а затем вращает его ногой.

13 слайд. «Фото»

Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины.

14 слайд. «Просушка»

Затем изделию дают просушиться на воздухе.

15 слайд. «Обжиг»

После просушки посуду необходимо (как усвоили еще древние люди) обжечь. Для этого она переносится в печь, которая называется горн .

16 слайд.

Процесс обжига длится с раннего утра до позднего вечера 14-15часов.

17 слайд. «Цвета глины»

Глина бывает разных цветов: синяя, зеленая, коричневая, белая, красная.

18 слайд «Покрытие белой краской»

Для того чтобы обожженная посуда имела одинаковый цвет ее покрывают белой краской.

19 слайд. «Художники. Роспись посуды»

Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т.е. расписывают ее.

20 слайд. «Гжель»

Например, сейчас мы с вами видим роспись, которая называется гжель. Гжельскую посуде отличает единство росписи. Используется белая и синяя краска разных тонов от светло-голубого, до темно-синего. А узорами служат цветы, декоративные веточки, завитушки. Образцы узоров вы видите на доске.

21 слайд. «Физминутка»

22 слайд. «Мастерские»

А сейчас мы с вами попробуем сами изготовить посуду, раскрасим ее и доставим к нам на выставку. Для этого мне нужны будут помощники, которые будут работать в мастерских.

Сейчас каждый из вас выберет дело по душе и отправится в мастерскую и закипит наша работа.

«Гончарная» мастерская.

Здесь мы будем работать с пластилином и попробуем изготовить чайный сервиз.

«Художественная» мастерская.

В этой мастерской будем расписывать сервиз в гжельском стиле.

«Конструкторское бюро»

Будет изготавливать машины, для того, чтобы доставить сервизы к нам в класс.

23 слайд. «Удачи в работе»

(Дети рассаживаются, включается народная музыка )

«Выставка работ»

3 Заключительная часть. Подведение итогов

24 слайд «Федорино горе»

Ребята , мы с вами на уроке литературного слушания знакомились с произведением К.И. Чуковского «Федорино горе»

Что произошло у Федоры?

Почему? Ребята, чтобы с вами не приключилась подобная история, вы должны быть бережливыми, аккуратно обращаться с посудой, будь она стеклянная или железная, или глиняная. Ведь она помогает нам в быту, и мы должны заботиться о ней, чистить, мыть, чтобы она всегда была чистой. Чтобы люди, изготовившие ее, не зря потрудились для нас.

25 слайд. «Молодцы»

globuss24.ru


Смотрите также