Урок изобразительного искусства в 1 классе "Все имеет свое строение". Рисование предметов разной формы и величины 1 класс


Форма, величина, расположение предметов. Видеоурок. Математика 1 Класс

На данном уроке мы поговорим о форме, величине и расположении предметов.

Посмотрите на картинку (рис. 1) и дайте ответы на вопросы:

Рис. 1

1. Кто нарисован на картинке?

Правильный ответ: Моряк, повар, доктор, пожарный.

2. Как вы догадались?

Правильный ответ: Люди одеты в разную форму в зависимости от их профессии.

В математике у фигур тоже есть своя форма. Например, на картинке (рис. 2) нарисованы квадрат, треугольник и круг.

Рис. 2

Давайте потренируемся в определении форм.

Посмотрите на картинку (рис. 3) и дайте ответы на вопросы.

Рис. 3

1. Сколько квадратов изображено на картинке?

Правильный ответ: 4 квадрата (рис. 4).

Рис. 4

2. Сколько треугольников изображено на картинке?

Правильный ответ: 3 треугольника (рис. 5).

 

Рис. 5

3. Сколько кругов изображено на картинке?

Правильный ответ: 2 круга (рис. 6).

 

Рис. 6

Предметы, окружающие нас, имеют такую же форму.

Посмотрите на картинку (рис. 7) и дайте ответы на вопросы:

Рис. 7

1. Какие предметы на картинке имеют квадратную форму?

Правильный ответ: Шахматная доска, часы, стол.

2. Какие предметы на картинке имеют круглую форму?

Правильный ответ: Тарелка, солнце, монета.

3. Какие предметы на картинке имеют треугольную форму?

Правильный ответ: Дорожный знак, платок.

Рис. 8

Рис. 9 

Рис. 10

Рассмотрите фигуры на картинках (рис. 8-10). Чем они похожи? Чем они отличаются?

Правильный ответ:

1. Фигуры похожи формой, это круги. Отличаются фигуры цветом (желтый, красный, зеленый).

2. Фигуры похожи цветом, все они желтые. Отличаются фигуры формой (квадрат, треугольник, круг).

3. Фигуры похожи и формой (круги) и цветом (синий). Отличаются фигуры размером (большой и маленький).

Закрепим полученные знания:

Задание для любознательных: Посмотрите вокруг и назовите, какие предметы в вашей комнате имеют форму круга, квадрата, треугольника.

Посмотрите на картинку (рис. 11) и дайте ответы на вопросы:

 

Рис. 11

1. Сколько синих фигур на картинке?

Правильный ответ: 7 фигур (рис. 12).

Рис. 12

2. Сколько красных фигур на картинке?

Правильный ответ: 3 фигуры (рис. 13).

Рис. 13

3. Сколько кругов на картинке?

Правильный ответ: 3 круга (рис. 14).

Рис. 14

4. Сколько квадратов на картинке?

Правильный ответ: 3 квадрата (рис. 15).

Рис. 15

5. Сколько треугольников на картинке?

Правильный ответ: 4 треугольника (рис. 16).

Рис. 16

6. Сколько больших фигур на картинке?

Правильный ответ: 4 большие фигуры (рис. 17).

Рис. 17

7. Сколько маленьких фигур на картинке?

Правильный ответ: 6 маленьких фигур (рис. 18).

Рис. 18

Подведем итог:

Фигуры могут отличаться друг от друга формой, размером и цветом.

Теперь поговорим о величине.

Посмотрите на картинки (рис. 19, рис. 21, рис. 23) и сравните предметы:

1.

Рис. 19

Что можно сказать о длине карандашей?

Правильный ответ (рис. 20): Синий карандаш длиннее красного. Красный карандаш короче синего.

Рис. 20

2.

Рис. 21

Что можно сказать о слоне и мышке?

Правильный ответ (рис. 22): Слон больше мышки. Мышка меньше слона.

Рис. 22

3.

Рис. 23

Что можно сказать о толщине книги и блокнота?

Правильный ответ: Книга толще блокнота. Блокнот тоньше книги.

1. Перед вами две ленты (рис. 24): синяя и зеленая. Сравните их по ширине.

Рис. 24

Какая лента шире, а какая уже?

Правильный ответ: Зеленая лента шире синей ленты. Синяя лента уже зеленой ленты.

2. Сравните дерево и кустарник (рис. 25) по высоте:

Рис. 25

Что ниже, а что выше?

Правильный ответ: Дерево выше кустарника. Кустарник ниже дерева.

Подведем итог:

Предметы можно сравнивать по размеру, длине, высоте, ширине.

К нам на урок пришел котенок. Он такой непоседливый. Посмотрите на картинки (рис. 26-31).

Где сидит котенок?

1.

Рис. 26

Правильный ответ: На стуле.

2.

Рис. 27

Правильный ответ: У стула.

3.

Рис. 28

Правильный ответ: Между стульями.

4.

Рис. 29

Правильный ответ: Перед стульями.

5.

Рис. 30

Правильный ответ: За корзиной.

6.

Рис. 31

Правильный ответ: В корзине.

Мы уже знаем, что у человека две руки: левая (рис. 32) и правая (рис. 33).

Рис. 32

 

Рис. 33

Проведем наблюдение. Определим у человека на картинке (рис. 34) левую и правую сторону.

Рис. 34

Покажем, где его правое ухо (рис. 35):

Рис. 35

Покажем, где его левое ухо (рис. 36):

Рис. 36

Покажем, где его правый глаз (рис. 37):

Рис. 37

А теперь покажем, где его левый глаз (рис. 38):

 

Рис. 38

Что вы заметили?

Правильный ответ: У человека, стоящего к вам лицом, левая и правая стороны противоположны по отношению к вам.

1. Определите, где правая и левая рука у мальчика на картинках (рис. 39-40).

Рис. 39

Рис. 40

Правильный ответ (рис. 41-42):

Рис. 41

Рис. 42

2. Определите, в какой руке шарик у Винни Пуха (рис. 43-44).

Рис. 43

Рис. 44

Правильный ответ: 1. В левой, 2. В правой.

3. Теперь определите, с какой стороны стоят Пятачок и Иа от Винни Пуха по отношению к вам (рис. 45).

Рис. 45

Правильный ответ: Пятачок стоит с правой стороны, Иа стоит с левой стороны.

Подведем итог:

Расположение предметов можно указать с помощью слов: «выше», «ниже», «за», «на», «под», «у», «слева», «справа» и т. д.

На данном уроке мы узнали о форме предметов, их величине и расположении.

 

Список литературы

1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.

3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. De.slideshare.net (Источник).

2. De.slideshare.net (Источник).

3. Сайт учителя начальных классов (Источник).

 

Домашнее задание

1. Встаньте перед зеркалом. Поднимите левую руку. Какую руку подняло ваше отражение в зеркале? Выполните аналогичную операцию с правой рукой.

2. Что больше: школьная парта или кухонный стол? Что больше: ваша квартира или школьный кабинет?

interneturok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс

Тихомирова Татьяна Геннадьевна

По учебнику Кузина В. С., Кубышкиной Э. И. “Изобразительное искусство в начальной школе. 1 класс

Тема: Форма и цвет предметов

Тип урока: комбинированный

Цели: Дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме. Научить работать с трафаретом и шаблоном.

Занятие начинается с упражнения на внимательность: учитель показывает в течение нескольких секунд карточку-задание на которой изображены в определенной последовательности простые геометрические фигуры разного цвета и размера. Учащимся за короткое время необходимо запомнить последовательность предметов и их цвет. После того как учитель уберет карточку необходимо быстро дать ответ о увиденном (последовательность и цвет). Лучшие получают жетон.

Задание на определение темы урока

Учащиеся работают в двух группах (красные и зеленые). Каждая группа должна задать поочередно друг другу загадки о овощах и фруктах ( загадки были заданы учителем в качестве домашнего задания)- 1 задание. 2 задание -команда зеленых должна назвать как можно больше овощей и фруктов зеленого цвета, а команда красных –красного цвета. Лучшие получают жетоны.

Хотя я сахарной зовусь,Но от дождя я не размокла,Крупна, кругла, сладка на вкус,Узнали вы, кто я?…(Свекла)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,Вкусен и сырой. Кто же я такой?(Огурец)

Прежде чем его мы съели,Все наплакаться успели.(Лук)

Сто одежек — Все без застежек.(Капуста)

Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослые,И маленькие детки.(Яблоко)

Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это…

Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.(Морковь)

Что это за рысачокЗавалился на бочок?Сам упитанный, салатный.Верно, детки…(Кабачок)

Игра “Узнай на ощупь”Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Физминутка

Просмотр репродукций художников :

В.А.Серов «Девочка с персиками»

И.Е.Репин «Яблоки и листья»

Ф. П. Толстой « Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»

Б. М. Кустодиев «Купчиха за чаем»

Творческая работа с трафаретом и шаблоном (определение разницы)

hello_html_m30a0c398.gifhello_html_m30a0c398.gif

Учащимся необходимо разделив лист пополам, на одной части нарисовать фрукт в цвете при помощи губки и трафарета, а на другой части при помощи кисти и шаблона.

Итог урока:

Выставка работ учащихся и анализ разницы работ с трафаретом и шаблоном

Подсчет жетонов- награждение победителей + поощрение остальным.

Рефлексия :

Соедините стрелочками соответствия формы овощей или фруктов и геометрических фигур

hello_html_24db845d.jpg

hello_html_17b25fa6.jpg

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к одной из загадок о овощах и фруктах.

infourok.ru

Конспект урока «Различение предметов по форме, величине и размерам» 1 класс

1. ОРГ. MOMЕНТ

1. Проговаривание стихотворения:

Если прозвенел звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся

2. Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений

- «Улыбка»: Тянем губы прямо к ушкам,

Чтоб понравиться лягушкам

- «Трубочка»: Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну

- «Лопатка»: Язычок широкий, гладкий,

И похожий на лопатку.

- «Часики»:

Язычок старается, как маятник качается,

Вправо, влево, вот так, тик-так, тик-так.

3. Упражнение для пальцев рук: «Мячики», «Замочек», «Шарик», «Прогулка», «Пальчики здороваются», «Потирание ладоней»

II. Основная часть

  1. Постановка проблемной ситуации

Мальвина попросила Буратино прийти к ней в гости с треугольным синим флажком. Как вы думаете, выполнил ли он задание Мальвины? Почему? Давайте ему поможем.

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня будем учиться различать цвет, форму и размер предметов.

  1. Повторение и уточнение названий цветов

Чтение учителем стихотворения, отыскивание уч-ся на парте предметов такого же цвета.

Загорелся красный свет,

Значит всем проезда нет

-Нужно подождать немножко,

Говорит котенку кошка

Вот оранжевый, красивый

Цвет подарит апельсинам,

Мандаринам и хурме

Что еще?.. Расскажешь мне?

Отчего красиво тут?

Одуванчики цветут –

Как желтые цыплятки

У курочки хохлатки

Вот зеленая лягушка

На кувшинке греет брюшко,

Зеленеет в речке ряска,

Ну, не жизнь, а просто сказка!

Море синее без края,

В нём живёт дельфинов стая

Тёмно-синий небосвод -

Звёзды водят хоровод

Коричневая шуба, коричневые уши

Не боится мишка стужи

Любит кушать сладкий мед

Мишка мед у пчел берет

Под стройною березою

Спит поросенок розовый

Он отдохнет, проснется

И солнцу улыбнется.

Ходит бродит серый волк

И зубами щелк да щелк

Гнался волк за серым зайкой

Зуб поранил острой палкой

  1. Коррекционная игра «Четвёртый лишний»

Детям предлагается подумать и назвать предмет, который не подходит к другим по цвету

  1. Коррекционная игра «Воздушные шары»

К каждому шарику надо подобрать ниточку такого же цвета.

  1. Коррекционная игра «Подарки для куклы»

Один уч-ся подбирает подарки зелёного цвета, а второй – розового. Какие предметы остались? Почему?

  1. Работа над понятиями «большой», «маленький» с использованием иллюстративного материала.

  2. Коррекционная игра «Пирамидка»

Задание: собери пирамидку

Цель: Закрепление умения определять и сравнивать величину и цвет предметов.

  1. Физминутка для глаз

Задание: следить глазами за фигурами на экране

  1. Отгадывание загадок по цветовому признаку

Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор -

Красный спелый ... (помидор)

В Новый год красавица

Всем ребятам нравится.

Шарики, звезда, иголки

У зеленой стройной …(ёлки)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я - старательная ... (белка)

  1. Уточнение названий основных фигур

Чтение учителем стихотворения, называние фигур хором

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде

Треугольное седло.

Есть такой предмет, угольник,

И всё это – треугольник.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил –квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат.

И на стене плакат – квадрат.

Квадрат – четыре стороны,

Все стороны его равны.

Это круг, и это круг,

Много есть кругов вокруг.

Солнце круглое и мяч,

Круглый обруч и калач.

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат пришёл и мне сказал:

Ты столько раз его видал!

В ванной зеркало – овал,

Овал и блюдо, и яйцо.

У меня овальное лицо!

Что сейчас увидим мы?Все углы мои прямы,Есть четыре стороны,Но не все они равны.Я четырехугольникКакой? ...(прямоугольник).

  1. Коррекционная игра «Подбери по форме»

Уч-ся надо закрыть фигуры картинками такой же формы.

  1. Коррекционная игра «Назови только те геометрические фигуры, которые есть в путанице»

  1. Коррекционная игра «Назови всё, что не круглое»

  1. Коррекционная игра «Расставь фигуры по местам»

Цель: закрепление умения подбирать фигуры по цвету и форме.

  1. Упражнения в раскрашивании предметов на интерактивной доске

Уч-ся надо:

- выбрать цвет, подходящий для раскрашивания предмета

- определить, на какую фигуру похож предмет

- определить 1 звук в названии предмета и написать соответствующую букву

III. ИТОГ

Правильно ли теперь выполнил задание наш друг Буратино? Он говорит вам спасибо за то, что вы научили его различать цвета и фигуры. Понравился ли вам урок? Какая игра была самая интересная? Устная комментированная оценка работы детей.

Эмоциональный настрой уч-ся на успешное занятие

Спец. кор. упр-я, направленные на развитие и коррек­цию работы органов артикуляции

Спец. кор. упр-я для развития мелкой моторики пальцев рук, элементы суджоктерапии.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнава­нии, введение слов, обозначающих цвет предмета в активный словарь.

Спец. кор. прием для коррекции зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, обобщения)

Спец. кор. прием для коррекции восприятия цвета

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Спец. кор. упражнение с опорой на слуховой анализатор, коррекция памяти, мышления.

Спец. кор. упр-е с опорой на слуховой и зрительный анализатор. Обогащение словаря.

Спец. кор. приём для коррекции восприятия формы

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Спец. кор. прием для коррекции восприятия формы, мышления (на основе операций исключения, обобщения).

Упр-е с опорой на 2 анализатора (зри-тельный, тактильный). Коррекция воспри-ятия, внимания, мышления. Дифферен-цированный подход

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Межпредметная связь.

Работа уч-ся поощряет­ся, стимулируется активная работа на уроке.

doc4web.ru

Урок изобразительного искусства в 1 классе "Все имеет свое строение"

Урок изобразительного искусства

в 1 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Все имеет свое строение

Цель:

формировать первичные умения видеть конструкцию предмета;

объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию

нескольких простых геометрических форм.

Задачи художественного развития учащихся:

- формирование первичных умений видеть конструкцию в

построении предметов;

- формирование навыков работы с бумагой;

- развитие способности к творческому самовыражению.

Форма урока: урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, технология, окружающий

мир.

Тип урока: введение и сообщение новых знаний, с использованием

ИКТ.

Формы и методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- фронтальная и индивидуальная.

УУД:

Регулятивные:

создает изображения животных в технике аппликации из простых

геометрических форм, используя вырезанные из бумаги

прямоугольники, круги, овалы, полуовалы, треугольники; оценивает

результат своего труда.

Познавательные:

понимает значение и роль геометрических фигур и геометрических

тел в построении конструкции различных предметов в

изобразительном искусстве; приобретает умение конструировать из

бумаги.

Личностные:

формирование навыков работы с бумагой, умения

использовать геометрическую форму для достижения своего

замысла; повышение культуры речевого общения; развитие

способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные:

умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя;

обсуждает индивидуальные результаты творческой деятельности.

Художественные материалы:

цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Оборудование:

карточки для работы в группе, детские работы, шаблоны

геометрических фигур, презентация по теме урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова известного педагога и писателя Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование носом.

Ваш носик – кисточка. Рисуем в воздухе круг, рыбку, солнышко.

2) Геометрическое рисование.

Учитель: - Тела людей, животных, предметы можно разложить на простые геометрические формы и при их помощи легко изобразить желаемое. Давайте попробуем? Берем в руки простой карандаш, слушаем внимательно, рисуем старательно. (Учитель рисует на доске, обучающиеся - в альбоме.) Рисование сопровождается рифмованным текстом:

На нас обиделась вдруг кошка,

Вот повернулась и пошла…

Изобразить чтоб эту кошку,

Мы нарисуем три кружка.

На дальнем малом – ушки и усы

Необычайной красоты.

На ближнем круге – хвост из середины,

Две лапки – это кошки половина.

Четыре лапки есть у кошки,

У нашей видно только три.

И третью лапку в середине

Мы нарисуем. Посмотри!

Получилась кошка? Молодцы!

3. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Учитель: - Откройте учебник на странице 84. Какая работа предстоит на уроке?

Ответы обучающихся.

Учитель: - Сегодня на уроке мы узнаем, что все предметы имеют свое строение, форму.

Мастера Изображения, Украшения и Постройки научат вас создавать из цветной бумаги животных с помощью простых геометрических фигур.

Будем строить изображения зверей, соединяя разные формы.

4. Введение в тему урока

Учитель: - Обычно все предметы, которые нас окружают, можно представить как набор простых геометрических фигур. Это мы с вами наблюдали в разминке для художников. Давайте рассмотрим забавных зверушек в учебнике. Они сделаны из цветной бумаги в технике аппликации.

Из каких геометрических фигур состоит слон?

Сколько деталей потребовалось для жирафа?

Как получилась мышка?

Как была сконструирована собачка?

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с изображением животного, подчеркивают в правом поле карточки геометрические фигуры, которые использованы в рисунке.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг, полуовал.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг, полуовал.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг, полуовал.

Итог работы в группах: обучающиеся рассказывают классу о своей работе. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны протянули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Творческая практическая деятельность учащихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с клеем.

Задание на урок: конструирование из простых геометрических форм изображений разных зверей в технике аппликации. Аппликацию выполните на цветном картоне. В работе используйте шаблоны геометрических фигур. Некоторые детали можно дорисовать фломастерами или цветными карандашами.

Желаю успехов!

8. Электронная физминутка «Зрительная гимнастика с Лосяшем»

(http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

9. Выставка и анализ работ

10. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке? (Технику аппликации из геометрических фигур.)

Вывод: Чтобы выполнить построение любого изображения, необходимо заготовить несколько простых геометрических форм разной величины.

11. Домашнее задание (творческое)

Придумать и создать животное из бытового мусора (коробки, пластиковые бутылки, банки и т. д.), дать ему устную зарисовку-характеристику.

12. Эмоционально – художественная рефлексия

Что такое портрет?

Детям предлагается два портрета: веселый гном и грустный гном. Обучающиеся выбирают тот портрет, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.

13. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Гусакова М. А. Аппликация. М.: Просвещение, 1987.

2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /

Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство 1 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику Л. А. Неменской. - Волгоград: «Учитель», 2012.

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org

kopilkaurokov.ru

Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы – это значит найти в них сходства и различия.

I. Отгадайте загадки:

1.      В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый – значит, спелый.

За деньгами  лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2.      Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался – молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

Рис. 1

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан – желтый, огурец – зеленый), вкусом и запахом; банан – фрукт, а огурец – овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению – это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

1.      Рассмотрите картинки (рис. 2–4) и назовите общий признак группы.

 

Рис. 2

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

 

Рис. 3

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

 

Рис. 4

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2.      Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Рис. 5

Правильный ответ: стекло.

3.      Какой общий признак группы (рис. 6)?

Рис. 6

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4.      Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Рис. 7

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5.      Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Рис. 8

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин – это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье – это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля – это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике – предметы красного цвета, во втором – желтого, в третьем – зеленого, в четвертом – оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

- Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9–10).

Рис. 9

Правильный ответ:

1.      Размер;

2.      Цвет;

3.      Форма.

Усложним задание.

Рис. 10

Правильный ответ:

4.      Форма и размер;

5.      Форма, цвет и размер.

1.      Рассмотрите группу предметов (рис. 11), дайте общее название группы.

Рис. 11

Правильный ответ: игрушки.

2.      Сколько полок вы видите?

Правильный ответ: 3 полки.

3.      Сколько игрушек на первой полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на первой полке?

Правильный ответ: Это динозавры зеленого цвета, одинакового размера, сделанные из пластмассы. Отличаются они формой.

4.      Сколько игрушек на второй полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на второй полке?

Правильный ответ: Это мячи красного цвета с желтыми полосками, сделаны они из резины. Отличаются размером.

5.      Сколько игрушек на третьей полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на третьей полке?

Правильный ответ: Это плюшевые медведи одинакового размера. Отличаются они цветом бантика.

6.      Что общего у всех игрушек на трех полках?

Правильный ответ: назначение и количество (всех игрушек по 4).

Сравните две пирамидки (рис. 12) по количеству деталей. У какой пирамидки деталей больше?

Рис. 12

Правильный ответ: У первой пирамидки – 6 деталей, у второй – 7 деталей. Значит, у второй пирамидки деталей больше.

Рассмотрите третью пирамидку (рис. 13). Все ли с ней в порядке?

Рис. 13

Правильный ответ: Нет, нарушен порядок положения колец.

Как нужно расположить кольца пирамидки?

Правильный ответ: по размеру, от большего к меньшему. Тогда первое – красное кольцо, второе – оранжевое, третье – желтое, четвертое – зеленое, пятое – голубое, шестое – синее, седьмое – фиолетовое (рис. 14).

Рис. 14

В каком порядке мы расположили детали пирамидки?

Правильный ответ: в порядке уменьшения.

1.      Рассмотрите картинки (рис. 15) и определите, на какой картинке матрешки стоят в порядке увеличения их размера (от меньшего к большему).

Рис. 15

Правильный ответ: на третьей.

2.      Перед нами животные из зоопарка (рис. 16). Назовите животных в порядке увеличения их размера.

Рис. 16

Правильный ответ: белка, обезьяна, тигр, слон.

Подберите для каждого животного подходящую по размеру клетку (рис. 17).

Рис. 17

Правильный ответ: Для слона – клетка 4, для тигра – клетка 1, для обезьяны – клетка 3, для белки – клетка 2.

На данном уроке мы научились сравнивать предметы по форме, цвету, размеру, назначению и материалу изготовления, а также распределяли предметы по размеру в порядке увеличения и уменьшения.

 

Список литературы

1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.

3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Адалин (Источник).

2. «Открытый урок» (Источник).

 

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.

interneturok.ru

Конспект урока математики "Сравнение предметов по величине (одинаковые, равные по величине)" (1 класс коррекционной школы VIII вида)

Тема: «Сравнение предметов по величине (одинаковые, равные по величине).

Цель: Формирование умения выделять из группы предметов один, определённого свойства.

Задачи: 1. Развивать умение сравнивать предметы по размерам: большой –

маленький.

2. Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания.

3. Воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: индивидуальные предметные множества, игрушки, портфель, школьные принадлежности, счётный материал, шаблоны кругов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.

Беседа о сегодняшнем дне.

- Какое время года?

- Какой месяц?

- Какая сегодня погода?

- Назовите цвета?

II. Устный счёт.

Дидактическая игра: « Волшебные яблочки ».

Цель: счёт предметов, сравнение по цвету и по множеству.

III. Повторение пройденного материала.

Сегодня к нам на урок пришел гость, вы его хорошо знаете. Чтобы его узнать, кто пришёл к нам в гости, отгадайте загадку.

Загадка:

Деревянный человечек

С очень длинным носом.

Он принёс нам свой портфельчик

И задаст вопросы.

Вопросы и задания от Буратино:

1. Как вы думаете, что лежит в портфеле?

2. Как, одним словом назвать все предметы? (школьные принадлежности).

3. Выбери предметы похожие на круг.

4. Разложи все круги по образцу, показанному на доске (работа с индивидуальными предметными множествами).

VI. Изучение нового материала:

1.Работа с индивидуальными предметными множествами.

- Выберите самое большое яблоко.

- Выберите самый большой огурец.

- Выберите самый большой помидор.

- Выберите самый маленький грибок.

- Выберите самую маленькую шишку.

- Сколько всего огурцов?

- Сколько всего помидоров?

- Чего больше?

- Чего меньше?

- Как сделать, чтобы стало поровну?

2.Работа по учебнику: страница 8, задание № 1. №3

- Назовите предметы, изображённые на картинке.

- Назовите одним словом предметы, изображённые на рисунке

Страница9, задание №4.

- Назови животных, сравни их по величине.

- Покажите самого большого и самого маленького слона. Какие слоны одинаковые по размеру?

Страница 10, задание № 7

- Сравните рисунки по цвету и величине.

3. Работа со счетным материалом.

На доске яблоки и груши. – Чего больше, яблок или груш? Что нужно сделать, чтобы их стало одинаковое количество? Что нужно сделать, чтобы груш стало меньше чем яблок?

Динамическая пауза.

« Раз» - подняться, подтянуться!

« Два» - согнуться, разогнуться!

« Три» - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

« Четыре»- руки шире!

« Пять»- руками помахать.

« Шесть» за парту тихо сесть.

V. Закрепление пройденного материала.

1. Работа в тетрадях.

- Что нарисовано в тетради?

- Какие яблоки нарисованы на первой строчке? (большие)

- Какие яблоки нарисованы на второй строчке? (маленькие).

Задание:

- Раскрасьте большие яблоки зелёным карандашом.

- Раскрасьте маленькие яблоки красным карандашом.

Продолжи узор:

2. Работа по учебнику: страница 10, задание №8.

-Нарисуй в тетради круги разной величины.

3. Работа со счётным материалом:

На наборном полотне грибы и шишки.

- Сколько грибов? 4

- Сколько шишек? 3

- Чего больше шишек или грибов?

- Чего меньше грибов или шишек?

- Как сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну?

- По величине, что больше шишка или гриб?

VI.Релаксация.

- Кто приходил к нам на урок? ( Буратино)

- Что было у него в портфеле?

- Что нарисовано было в тетради?

- Каким цветом раскрасили большие яблоки?

- Каким цветом раскрасили маленькие яблоки?

hello_html_m1527d6ba.png

hello_html_m45f0a1e0.png

hello_html_2b02b4ff.png

hello_html_m1ed2934c.png

hello_html_28f1232d.pnghello_html_dc15520.png

hello_html_m7b40623e.png

hello_html_m7b40623e.png

hello_html_m7b40623e.pnghello_html_m7b40623e.pnghello_html_m7b40623e.png

hello_html_dc15520.png

hello_html_6bbbb0d2.png

hello_html_dc15520.png

hello_html_2dcdda80.jpghello_html_2dcdda80.jpg

infourok.ru


Смотрите также