Как нарисовать объект с натуры. Рисование предметов


Как рисовать предметы

Рисуем красивую женскую брошь поэтапно

Метки: предмет, украшения

Урок рисования карандашом. Рисуем мужское кольцо

Метки: предмет, украшения

Поэтапный урок рисования карандашом сложенный зонт

Метки: предмет

Рисуем поэтапно школьный рюкзак, он подходит для девочек и мальчиков, только рисунок на нем можете нарисовать сами

Метки: вещи, шк

Рисуем поэтапно наушники

Метки: предмет

Рисуем кроссовки поэтапно карандашом

Метки: одежда

Рисуем туфельки на каблуках

Метки: одежда

2 видео рисования цилинда1 1 — стоящий, 2- лежащий

Метки: предмет

Поэтапная демонстрация рисования шара

Метки: 3d рисунок

Рисуем сани в двух вариантах

Метки: новый год

Видео-урок рисования бокала

Метки: 3d рисунок

Рисуем американский футбольный мяч

Метки: предмет

Рисуем поэтапно баскетбольный мяч

Метки: предмет

Рисуем простой карандаш поэтапно

Метки: предмет

Рисуем 2 тарелки, одну вид сверху с узорами, вторую — вид сбоку

Метки: предмет

www.lesyadraw.ru

Рисуем простые предметы. | Рисуем вместе

Опубликовано 13 мая 2011 в рубрике «Уроки рисования»

Я уже писала о том, что любой предмет можно визуально разбить на составляющие его простые геометрические формы (статья «Форма и объем»). Этот метод построения разрабатывался Полем Сезанном, интересовавшимся не столько индивидуальными особенностями того, что изображал, сколько общими закономерностями. В живописных работах он выявлял в предметах простейшие формы — шар, призму, плоскость. И сейчас его методика общепризнана и широко распространена.

Мы уже пробовали рисовать геометрические примитивы. Давайте попробуем перейти к более сложным формам.

Итак, для начала возьмем яблоко. Очевидно, что геометрически оно больше всего напоминает шар. Конечно, шар будет не идеальным, а несколько деформированным, но тем легче рисовать — какие-то ошибки построения будут не так бросаться в глаза… Однако, распределение светотени будет напоминать распределение светотени на шаре.

3 стадии рисунка

 

  • Первое, что мы делаем — намечаем положение предмета на бумаге. Напомню, компоновать нужно таким образом, чтобы наше яблоко зрительно не терялось на листе, но и не было чересчур большим и не укатывалось за пределы. Поскольку предмет 1, и он достаточно простой, можно вертикальную ось расположить посередине (про ошибки в композиции можно прочитать здесь).
  • Второе — наметить на предмете свет и тень, сначала большими плоскостями, потом — уточняя форму и добавляя полутона.
  • Третий этап — уточнение формы и проработка полутонов. Как видите, светотень создает не только объем, но и художественный образ.
  • В конце, как обычно усиливаете контрасты, можно немного наметить фон. И рисунок готов:

Предметы более сложной формы рисуем точно так же, как и простые, хотя есть некоторые особенности:

  • Геометрия кувшина более строгая, поэтому требует более внимательного построения. В частности, необходимо наметить ось симметрии (ведь он симметричен?) и придерживаться ее. Во-первых, ось будет поддерживать вертикаль, не давая кувшину на рисунке покоситься; во-вторых, при построении контура сверяйте, насколько контурные линии симметричны относительно оси.
  • Как видите, тут уже несколько геометрических составляющих: в кувшине можно увидеть полностью или частично шар, цилиндр, конус. При построении важно наметить перепады формы — это именно те места, где «встречаются» различные геометрические части. При этом эллипсы прорисовываются полностью, как будто вы видите предмет насквозь — как и в случае с осью, это необходимо для самоконтроля, чтобы избежать перспективных искажений.

 

Как видите, на 3 рисунке довольно четкие перепады светотени. Даже если оставить их такими, рисунок можно считать законченным. Хотя в конце можно их несколько сгладить (не растушевать, а сделать более мягкой штриховку):

Линии построения можно не стирать (и даже не желательно — можно случайно стереть что-нибудь лишнее). Ничего страшного, если они где-то будут просвечивать — это нисколько не повредит рисунку, а наоборот, сделает его более убедительным.

_______________________________________________________________________

Вы любите старую архитектуру? В России сохранилось много старинных усадеб. И одна из наиболее интересных — построенная по проекту архитектора Н.А.Львова Знаменское-Раек в Тверской области, принадлежащая роду Глебовых.

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Рисование сложных предметов | АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

По мере приобретения знаний и опыта при приходя на курсы рисования и рисунка, приступают к рисованию предметов более сложной формы.

При этом необходимо задумываться над строением пред­мета, без чего рисование приобретает механический, неосмысленный характер, а значит, будет бесполезно. Рисуя, например, простой глиняный кувшин, неопыт­ный рисовальщик будет стараться „срисовать“ его наружные контуры, не думая о заключающемся между ними объеме

Кувшин

. Такое рисование бессмысленно, оно ничему не научит, ни к чему не приведет. Только поняв, что кувшин пред­ставляет сочетание форм шара и цилиндра, можно легко нарисовать его не только с натуры, но и по представлению. Понимая конструктивное строение предмета посредством вышеизложенной информации минуя курсы рисования, при всей сложности деталей его можно упростить и правильно изобразить на рисунке в любом положении.

Например на курсах рисования и живописи

обычно рисуя табурет, неопытный художник, не понимая формы, начнет рисовать то, что прежде всего останавливает внимание ножки, перекладины, сиденье. При таком подходе неизбежны путаница в деталях и ошибки в перспективном построении. Сказав об основных установках рисования с натуры, мы рассмотрим несколько натурных по­становок и порядок их выполнения. Конечно вопрос живописи с натуры довольно сложен в домашних условиях так как на курсах рисования Вам предоставляют помещение и саму натуру но тем не менее например перед нами постановка: ящик, на нем потем­невший от копоти глиняный молочный кувшин, ложка, кусок черного хлеба

Натюрморт

. Вполне есте­ственно задуматься над вопросом, в каком поряд­ке расположить предметы для их рисования. Надо, чтобы натюрморт был скомпонован в натуре, а затем найдена его композиция на листе бумаги. Предметы следует объединить в цельную группу. Надо учесть и фон для натюрморта, который должен способствовать выявлению общего интересного замысла. Соединение предметов не должно быть случайным. Натюрморт надо продумать по содержанию и заранее определить, какие учебные задачи можно решать при его рисовании. Для учебных целей полезно, если изображаемые предметы имеют различные формы и разную по тонам окраску. Интересно сопоставлять предметы, сделанные из различных материалов. Возьмем для примера несколько предметов: кувшин, ложку, хлеб и рыбу. Если поставить эти предметы как попало или все рядом, то они будут закрывать друг друга или оставлять на рисунке плохо закомпонованные куски бумаги. Поэтому в расположении предметов должны быть установлены некото­рое равновесие и объединяющая их в группу связь.

Как простроить равновесие на курсах рисования и живописи

Чем руководствоваться при установлении равновесия?

Натюрморт

Разберем это на приведенном примере. Без изображения в данном натюрморте ковриги хлеба композиционное решение было бы нарушено: ложка и кувшин зрительно переместили бы центр композиции вправо. Изображение подвешенной рыбы „оправдывает“ вертикальное расположение всего рисунка. Наше зрительное восприятие ограничено краями глазничных впадин; мы видим только то, что находится в поле нашего зрения. Направление взгляда определяет у натуры тот зрительный центр, вокруг которого надо группировать выбранные предметы. Установлению равновесия в композиции содействуют свето- * тень и изображаемый вместе с предметами пространственный фон. Когда одну натуру рисуют несколько человек, то наиболее удачной поста­новкой является та, которую можно интересно скомпоновать для нескольких точек зрения. Компонуя предметы для постановки, следует помнить о центре композиции, привлекающем наибольшее внимание зрителей к основной теме натюрморта. Например, у „музыкального“ натюрморта — это скрипка, у „школьного“ — глобус. Остальные предметы располагаются в зависимости от их назначения (смычок ближе к скрипке, ведро — к рыбе и тазу), а также в зависимости от того зна­чения, которое они имеют в композиции, направляя внимание на главный пред­мет, уравновешивая отдельные части натюрморта или подчеркивая пространст­венную глубину постановки.

Главный предмет не следует выдвигать на передний план, его необходимо немного отодвигать в глубину, стараясь не загораживать мелкими предметами.

Необходимо отметить, что задуманная композиция натюрморта, распола­гаясь в длину или высоту, требует разных форматов бумаги. Расположение частей художественного целого связано с форматом листа, с его прямыми углами, диагоналями, центром и т. п. Быстро взглянув на натуру, мы видим сразу все одновременно: форму, про­порции, свет, цвет, материал; поэтому цельность зрительного восприятия является обязательным условием правдивого изображения. Но так как нарисо­вать все предметы сразу физически невозможно, а рисование по частям неиз­бежно приведет к раздробленности и пестроте, необходимо натуру прежде всего рассматривать обобщенно. Поэтому процесс рисования, как уже было отмечено, начинается с обобщения формы. Первая задача состоит в том, чтобы разместить рисунок на бумаге. Легким касанием карандаша определяем на листе пространство, занимаемое изображением. Для этого необходимо наметить высоту и ширину всей группы предметов, а также найти отношение размеров предметов друг к другу и ко всему рисунку. Иногда в качестве проверки правильности своих наблюдений рисующие используют так называемый метод визирования, то есть измерений соотношений величин предметов при помощи карандаша, на который смотрят одним глазом, держа его перед натурой на расстоянии вытянутой руки. Этим способом можно пользоваться лишь для проверки соотношений, найденных зри­тельно, для самоконтроля, и надо постепенно, с развитием глазомера, отказы­ваться от него. Рисуя постановку из нескольких предметов, не следует рисовать и заканчи­вать их по отдельности. Сравнивая предметы друг с другом, можно определить их величину и установить ту связь между ними, которая зависит от общего для них освещения и среды. Надо правильно определить светотеневые отноше­ния, контрастность и т. д.В процессе работы более определенно устанавливаем границы формы на основе ее внутреннего строения . Наметив легкими штрихами теневые поверхности, мы тем самым выявляем объемность предметов. После этого зна­чительно проще уточнять пропорции: но и для этого во время рисования сле­дует охватывать глазом всю постановку в целом, стараясь изображать предметы не по отдельности, а в связи друг с другом. Также и в проработке деталей не рекомендуется забегать вперед и сосредоточивать все внимание на отдель­ных частях.

Нужно стараться до конца работы сохранить свежесть поверхности листа бумаги, на котором рисуют. Для этого надо начинать рисунок легкими касаниями карандаша, усиливая нажим его постепенно в процессе работы. Преждевременные резкие линии своей чернотой и грубостью мешают видеть ошибки, затрудняют поправки, требуют вмешательства резинки. Резинка разрушает поверхность бумаги и, загрязняя ее, делает рисунок трудно поддающимся исправлениям.Далее приступают к более решительному выявлению крупных форм при помощи света и тени, доводя их до нужной силы. Передачу светотени лучше начинать с теневых частей, затем определять более светлые места. Свет и тень имеют оттенки в зависимости от условий освещения. После этого прокладываем полутона, соединяющие тень со светом, что имеет большое значение в передаче характера формы. На полированных округлых предметах отмечаем и передаем в рисунке блики и легкие рефлексы. Если вначале мы говорили о рисовании гипсовых моделей средствами свето­тени, то введение в постановку разнообразных предметов, имеющих различную фактуру и окраску, не позволяет работать одной светотенью, особенно при рас­сеянном освещении.

Каждый цвет обладает положенной ему светосилой, это должно учитываться рисующим. Например, при одинаковом освещении голубой будет казаться светлым, а синий — темным; синий темнее желтого и т. д. По­этому при помощи различных оттенков светлого и темного можно давать разную тональную характеристику изображаемых предметов. Естественно, что цвет вносит поправку в светотеневые отношения, то уси­ливая, то ослабляя их интенсивность. Тень на белом гипсовом орнаменте может казаться светлее освещенного куска черного бархата. На разбираемом рисунке натюрморта изображение покрытого копотью гли­няного коричневого кувшина требует более темного тона. Находящийся на пер­вом плане угол ящика резко подчеркнут; края расположенных дальше от зрителя хлеба и кувшина смягчены, так как на большем расстоянии все контрасты смяг­чаются. Совет про курсы рисования. Вам возможно будут задавать рисунок предметов на курсах рисования, впоследствии освоив первые задания по изображению отдельных предметов, в дальней­шем их не следует рисовать изолированными от окружающей среды. Фон, изображаемый одновременно с предметами, создает впечатление реального про­странства. Таким фоном может служить стена или натянутая без складок драпировка. Ее ровный тон должен быть немного темнее освещенных частей предмета и светлее его).

Если Вы таки пошли на курсы рисования и живописи, в процессе рисования можно наблюдать действие закона светового контраста, в силу которого у теневого края будет заметно высветление фона, а рядом со светлым краем он будет казаться значи­тельно темнее. Этот эффект Вы будете наблюдать сами на курсах живописи потому как Вам лично никто это не подскажет. Группы обычно большие и цель вышеизложенного в том что бы научить Вам азам рисования для того что бы Вы понимали сам процесс, а вопросы задать преподавателюкурсов рисования Вы всегда сможете.

www.artacademia.kiev.ua

Рисование бытовых предметов | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Рисование тел вращения | Главная | Искусство Древнего Рима »

Автор: admin | 31 Янв 2015

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики,  коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое.

Коробка

Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида – составляют основу строения любых сложных форм.

Портфель

К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, – кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы – из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями.

Стол

Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого – корпус и горловина состоят из цилиндров, а соединяющая их часть – из усеченного конуса.

Шкаф

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся к цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина – цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки.

Кувшин

На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором – из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.

Диван

Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам.

Табурет

К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению.

Стул (квадратный в основании)

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной – кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы – цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).

Стул (круглый в основании)

Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрических формы: кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.

Скрипка

Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорций и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения отдельных предметов, следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел.

Читать далее Рисование архитектурных деталей

 

Темы: Рисунок | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Рисование бытовых предметов

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами "от простого к сложному" и "от общего к частному" следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида - составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, - кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы - из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями. Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого - корпус и горловина состоят из цилиндров, а их соединяющая часть - из усеченного конуса.

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или конусом. Здесь нижний

Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам. К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть, а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению. корпус есть шар, а горловина - цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки. На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором - из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной - кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы - цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).

Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрические формы: кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.

Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорции и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения изображений отдельных предметов, студентам следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел. В предыдущем разделе, посвященном рисованию геометрических тел, мы детально ознакомились с принципами и методами изображения объемных форм и их конструкций. Поэтому не будем подробно останавливаться на простых и ясных по форме бытовых предметах, а сразу перейдем к рассмотрению сложных форм - бидона и гипсовой вазы, так как основные принципы и методы построения изображения всех форм одни и те же, к тому же на рисунке достаточно наглядно и убедительно показаны приемы построения различных по сложности бытовых предметов.

При сознательном построении конструкции объемных предметов требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Расчленение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка дает возможность проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному и единственно возможному способу рисования с натуры. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.

Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

I. Анализ формы предметов постановки. II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. III.Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости. IV. Выявление объемной формы предметов светотенью. V. Полная тональная проработка формы. VI.Подведение итогов работы над рисунком.

 

I. Анализ формы предметов постановки

Прежде чем начать работу над рисунком группы предметов (натюрморта), необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить предметы на листе. При выборе места не следует садиться против света.

II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.

На рисунке наглядно показаны способы размещения группы предметов на плоскости бумаги, где последняя представляется чаще всего как бы заключенной в треугольник или четырехугольник, в зависимости от характера группы. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали), а также в зависимости от освещенности и расположения теневых участков. Теневые участки также входят в общую компоновку на листе. Во избежание порчи листа при размещении изображения для начала следует поработать над эскизом. Эскиз может быть выполнен на клочке бумаги либо непосредственно на полях заданного формата листа бумаги. При этом очень важно, чтобы очерченная рамка в масштабе точно соответствовала размеру сторон основного листа бумаги. В противном случае компоновка может не состояться. Размеры рамок эскизов компоновки не следует делать большими, достаточно в пределах 5-7 см. Располагают их в соответствии с характером постановки по горизонтали или по вертикали.

Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате. Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.

III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным отношениям, как друг к другу, так и каждого предмета в отдельности. Тем самым значительно облегчится задача построения рисунка. Наряду с соблюдением пропорций и учетом характера формы предметов при объемно-конструктивном построении изображений следует соблюдать и закономерности перспективы.

Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие.

Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм. При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Так, например, строя отдельные предметы, проследите за тем, чтобы они лежали в одной плоскости (стола, подставки). Как показывает практика,  всецело сосредоточившись на чем-либо одном, часто забывают, что все предметы находятся на одной плоскости и в определенном ракурсе. В результате некоторые предметы изображаются так, будто находятся в другом ракурсе или врезаются в плоскость стола, а то и вовсе повисают в воздухе и т.п.

Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности.

Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции, перспективу, характер форм предметов и постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки), ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены.

IV. Выявление объемной формы предметов светотенью На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Для выявления объемных форм предметов тоном прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов, необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней на формах предмета, найдите положение падающих теней. Наметив границы собственных и падающих теней, приступайте к прокладке тона. Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест, одновременно по всему участку рисунка, при этом сопоставляя силу тонов по отношению друг к другу и в целом, в том числе, учитывая силу тона фона. Затем постепенно переходите к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Работая тоном, Вы должны знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен. Накладывая полутона, усиливайте тон в теневых участках: собственные и падающие тени, а также их границы с учетом окраски предметов (темный, коричневый, зеленый и т.п.). Таким образом, постепенно усиливая тона, переходите к детальной прорисовке форм.

 

V. Полная тональная проработка формы

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное - собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен.

Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов, правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша. Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью. При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7.

Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.

При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном - это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке - это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.

Таким образом, внимательно прорисовывал каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы, пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистота исполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.

Для чистоты исполнения рисунка работу следует начинать с подбора качества бумаги, карандашей и, разумеется, приобретения определенных знаний и умений в технике штриховок. Бумагу следует натягивать на планшет. Это дисциплинирует и способствует организованности, собранности и аккуратности в работе. Здесь не лишним будет вспомнить замечательного художника и педагога А.Дейнеку, который позволял ученикам работать только на хорошо натянутой на планшет бумаге. П.П.Чистяков по поводу аккуратности и чистоты исполнения рисунка писал: "Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив - она есть необходимость всякого осмысленного рисования".

 

VI. Подведение итогов работы над рисунком

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед Вами стоит основная задача - привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.

В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.

 

В статье использованы материалы с сайта Энциклопедия Искусства

shedevrs.ru

Как нарисовать объект с натуры

Для начинающего художника крайне важно рисовать с натуры. Это необходимо для того, чтобы тренировать не просто руку и глаз, но и собственное видение предметов. Хорошего художника от обычного человека отличает наблюдательность. А что, как не рисование с натуры может ее развить?

Цель данного урока – сформулировать этапы рисования с натуры, чтобы уменьшить страх и растерянность, которые часто испытывают начинающие художники перед натурой.

 

 

Я осознанно не размещаю отдельную фотографию моего объекта, чтобы у Вас не было соблазна сделать рисунок с фото. Выберите свой объект.

1) Выбор объекта

Главный критерий выбора объекта – объект должен Вам нравиться! Если объект будет слишком скучным и не будет вызывать у Вас никаких эмоций, то рисование превратится в муку.

Если Вы начинающий художник (а в противном случае Вас бы не заинтересовала эта статья), то не стоит выбирать объект с множеством мелких деталей. Однако и абсолютная строгость может спугнуть новичка требованием геометрической правильности линий.

На мой взгляд, идеальный вариант объекта для начала рисования с натуры – это мягкая игрушка. Мягкие игрушки, как правило, довольно милые, у них есть настроение. Форма их обычно простая, но в то же время не настолько строгая – даже не очень уверенная линия начинающего художника может показать эту форму достаточно убедительно.

Конечно, прочитав предыдущий абзац, Вы поняли, что я ЛЮБЛЮ МЯГКИЕ ИГРУШКИ. Если Вы их НЕ любите, то не стоит себя насиловать – рисуйте то, что Вам близко.

2)    Расположение в листе

На начальном этапе для вычленения из пространства той области, которую Вы будете рисовать, Вам может помочь рамочка из Ваших пальцев, а также измерения «на карандаш», описанные в базовом уроке по рисованию для новичков (http://www.drawschool.ru/poyetapnye-uroki-risovanija/bazovyi-urok-po-risovaniyu-dlja-novichkov.html). Измерения проводятся для определения габаритных пропорций.

Самый простой способ расположить объект в листе – это наметить его габариты овалом и начать прорисовку внутри этого овала.

Для лучшего расположения в листе полезно сделать 9 разных компоновок, расположив их в небольших прямоугольниках, пропорциональных Вашему формату бумаги. Очень важно, чтобы прямоугольники были небольшие и располагались на одном листе. Как писал С. Есенин «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Мелкий масштаб компоновок создает ощущение, что мы смотрим на них издалека, а расположенные на одном листе они становятся крайне удобными для сравнения.

Вот 9 компоновок готовы. (Иногда для поиска лучшего варианта перебирают и больше вариантов.) Выбираем лучший вариант и переносим его на лист, где будет располагаться непосредственно наш рисунок.

3)Выявление в объекте основных цветовых/тоновых пятен

Осознаете Вы это или пока еще нет, но человек все видит пятнами. Все якобы линии – это или частные случаи пятен или границы между разными пятнами.

Для наблюдения за объектом рисования часто советуют закрыть один глаз – это делает изображение перед нами плоским. Для лучшего выявления пятен стоит прищурить глаз, оставшийся открытым. Изображение получится размытым, лишние детали «потеряются», а именно этого нам на данном этапе и надо.

4)Отображение пятен на бумаге

Если все предыдущие пункты были одинаковы для рисования любым материалом. То теперь порядок отображения на листе пятен, линий и деталей зависит от техники. Не буду лезть в дебри академического рисунка. Возьму для примера мягкую пастель, которую я люблю за возможность  растушевки.

Итак, обозначаем основные цветовые пятна пастельными мелками и растушевываем.

5)      Добавление теней, полутонов, деталей и акцентов

Важно в любом объекте расставить акценты. У игрушек это, как правило, мордочка. У каких-либо вазочек акцентом может быть область с наиболее глубокой тенью. Если нет акцентов, то взгляду зрителя не за что зацепиться на Вашей картинке, и она становится для него скучной.

Если Вы рисовали мягкой пастелью, не забудьте закрепить рисунок. Для этого подойдет обычный лак для волос.

 

Главный совет, который хотелось бы дать начинающим художникам: дерзайте и все у Вас получится!!!

Данная статья написана мной на основе знаний, полученных на занятиях Классов рисунка и живописи Ольги Рубцовой

http://art-e-mida.livejournal.com/

http://hudojka.com/

Похожие записи:

www.drawschool.ru

Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА

Предмет: «Рисунок»

ОП: Изобразительное искусство

Тема: «Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропор­ции», «силуэт». Способы визирования»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Объяснение нового материала.

  • Объяснение понятий «пропорции», «силуэт».

  • Знакомство с способом визирования карандашом.

  • Просмотр мультимедийных материалов.

IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов урока.

VI. Уборка рабочих мест.

Тема урока: Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: дать понятие пропорции и силуэт предметов, научить ви­зировать при помощи карандаша.

Задачи обучения:

1). Познакомить учащихся с понятием «пропорция» «силуэт», «визиро­вание».

2). Закрепить знания о композиции в рисунке.

3). Познакомить учащихся со способами визирования.

4). Научить выполнять силуэтные зарисовки предметов простой формы.

5). Научить применять имеющиеся знания на практике.

Задачи воспитания:

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям.

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных предметов.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, практическая работа учащихся.

Материалы: схемы и плакаты по теме, бумага Ф А4, карандаш, ластик.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проведена подготовитель­ная ра­бота:

Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Подготовка рабочего места.

  • Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

  • Сообщение темы урока и его цели.

II. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам и обобщение ответов.

  • Правила поведения на занятиях.

  • Дать ответы на вопросы «Что такое композиция в рисунке», «ка­кие геометрические тела вы знаете?».

  • На какие моменты следует обратить внимание для удачного раз­мещения рисунка на листе? (необходимо мысленно уравновесить массу изображаемой натуры с форматом листа; определить геометрический центр формата листа – для этого соединить по диагонали противопо­ложные углы листа или разделить его пополам по горизонтали и верти­кали. Геометрический центр является ориентиром для размещения ри­сунка на листе; рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу остава­лось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить не­много вниз; при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр – тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные – второстепенными; не обязательно добиваться совпадения геометри­ческого и композиционного центров.

III. Объяснение нового материала.

Пропорциями (от лат. proportio – соотношение, соразмерность) называ­ются соотношения величин частей художественного произведения между со­бой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.

Слово «пропорция» ввел в употребление еще в I в. до н.э. древнерим­ский оратор Цицерон, который перевел на латинский язык платоновский термин «аналогия», означающий буквально «соотношение».

Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, не­обходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: вы­соте, ширине, объему, массе.

Установив пропорциональные соотношения между предметами, необхо­димо перейти к выявлению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Таким образом, устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выявляем их пропорцио­нальные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что в основе созда­ния пропорций лежит метод сравнения.

Грамотный рисунок — это, прежде всего изображение пропорций пред­мета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натураль­ную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до на­туры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.

Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться со­отношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и вы­бранного масштаба изображения.

Силуэт (фр. Silhouette, по имени фр. Министра де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля):

1) очертание, абрис предмета;

2) одноцветное плоскостное изображение любого объекта (темного на светлом фоне, светлого на темном).

Силуэт - плоскостное однотонное изображение

При изображении в ваших силуэтных или линейных рисунках особое внимание следует уделить пропорциям. В силуэтном рисунке не может быть случайностей, он лаконичный, выразительный. С его помощью можно делать реалистические и декоративные изображения.

В практике рисования точность определения пропорций способствует вы­разительности рисунка.    

В изобразительной деятельности существует из­вестный метод опреде­ления пропорции, называемый методом визирования., на­пример, карандаша. В этом случае каран­даш держат в пальцах Метод визирова­ния основан на пропорциональном делении отрезков прямых, нахо­дящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизон­тально вытянутой руке между глазом и на­турой. Карандаш может накло­няться вправо или влево, в зависимости от по­ложения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго пер­пендикулярен главному лучу зре­ния. Перемещая карандаш вдоль осей и ли­ний формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ног­тем большого пальца.

Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм ос­нована система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.

Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел. Гипсовые геометрические тела обладают ясной конст­рукцией, и на их примере легче усваивать законы перспективного построе­ния.

Рисование куба. Поставим куб ниже линии горизонта и в угловом поло­жении относительно картинной плоскости. Причем одна боковая грань будет нам видна больше, а другая — меньше.

Рассмотрим куб и определим его размеры и основные пропорции. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисо­вать с ближайшего плана, т.е. с ближайшего вертикального ребра. Высота ребра будет являться масштабом для нахождения всех других размеров.

От верхнего и нижнего концов вертикального ребра проводим направле­ние верхних и нижних ребер боковых граней, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.

Учитывая, что куб расположен ниже линии горизонта, угол наклона нижних горизонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей видимой вертикальной грани угол наклона уходящих вглубь ребер будет меньше, а у меньшей грани — больше.

Затем намечаем видимую величину вертикальных граней. Для этого проводим два крайних вертикальных ребра в соответствии с пропорциональ­ными отношениями размеров граней. Следующим этапом будет построение верхнего и нижнего оснований куба, причем ширина верхнего основания бу­дет уже, а нижнего – шире. Линии видимого и невидимого контура отлича­ются по толщине. Ближайший план следует акцентировать нажимом на ка­рандаш.

Рисование шара. Проводим две взаимно перпендикулярные осевые ли­нии. На них намечаем величину диаметра окружности шара. Строим окруж­ность.

Рисование цилиндра. Расположим цилиндр вертикально и также ниже линии горизонта. Определим размеры и основные пропорции цилиндра (вы­соту и ширину).

Проводим вертикальную осевую линию и на ней намечаем высоту ци­линдра, диаметры верхнего и нижнего оснований. Прорисовываем овалы верхнего и нижнего оснований с учетом перспективного сокращения. Соеди­няем овалы вертикальными линиями.

IV. Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к силуэт­ному рисованию предметов простой формы. У нас это ваза, кружка, каст­рюля, ведро.

Что нужно сделать в начале? (определить пропорции).

Какой метод нам в этом поможет? (способ визирования карандашом).

Задание: на листе выполнить силуэтные зарисовки предложенных пред­метов простой формы. Выполнить заливку силуэтов предметов черной аква­релью или тушью.

V. Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты). Похожи наши силуэтные изображения на натуру?

Оценивание работ учащихся.

VI. Уборка рабочих мест.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010.

2. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. ис­кусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секре­тов/ авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010

4. Шембель А. Ф. Основы рисунка. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1994.

multiurok.ru


Смотрите также