Рисунок к проекту: пять мнений о ручной графике. Рисование проект


пять мнений о ручной графике :: Статьи

Обсуждение приурочено к выставке графики Сергея Кузнецова «Личный контакт», которая до 10 сентября проходит в Мультимедиа Арт Музее. Материал подготовила куратор проекта Екатерина Шалина.

 

Сергей Чобан

руководитель бюро SPEECH

Мои профессора в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Сергей Борисович Сперанский и его ученик Валериан Степанович Волонсевич, огромное значение придавали презентации проекта, делясь с нами разнообразными приемами, как можно углем, сангиной и акварелью наилучшим образом передать текстуру поверхности, деревья, водную гладь реки, падающую тень. Это была колоссальная школа, которая лично мне подарила невероятное разнообразие навыков. Спустя несколько лет, когда я оказался в Германии, эти знания помогли найти работу. Компьютерная графика тогда только начинала завоевывать рынок и стоила очень дорого (как сейчас помню: одна компьютерная перспектива оценивалась в 12 тысяч евро!), и я смог начать работать, еще не зная языка, именно благодаря тому, что хорошо рисовал. Конечно, пришлось определенным образом перестроиться, так как там ценились совершенно иные графические подачи. В отличие от Института им. И.Е. Репина, там, например, почти не использовалась акварель, зато структурные рисунки карандашом с подробным выявлением текстур материалов ценились очень высоко. Так что я на собственном опыте очень хорошо знаю, насколько важны были ручные подачи проектов. Именно от их качества часто зависело настроение заказчика и его финальное решение.

Представить себе презентацию проекта без ручных подач было невозможно года до 1997-98-го. А потом стала стремительно нарастать популярность (и доступность для архитекторов) работы в 3D-программах. Уже к 1998 году, я это точно помню, ручные подачи у немецких заказчиков перестали котироваться. То есть на конкурсах по-прежнему можно было делать эскизы от руки, и это создавало очень живое и интересное впечатление о проекте, но их одних уже было недостаточно. К началу 2000-х годов я практически перестал рисовать презентации проектов от руки. То есть я по-прежнему рисую очень много, в том числе подробных эскизов и рисунков к проектам, но теперь это скорее рабочие материалы, которые затем ложатся в основу, в том числе, и 3D-визуализаций.

К 2003 году и в России подачи уже полностью стали компьютерными. И как раз с этого момента я начал делать больше натурных рисунков и архитектурных фантазий. А все 1990-е я рисовал в свободное время гораздо меньше, так как делал это каждый день в офисе, причем часто с утра до вечера.

Конечно, ручная графика обладает феноменальным обаянием. Рисунок способен подчеркнуть рукотворную суть процесса архитектурного проектирования, наглядно проиллюстрировать мыслительный процесс его автора. Мне кажется, сегодня рисунок от руки переживает свое второе рождение. И даже в институтах рисованию от руки вновь уделяется очень большое внимание. Например, Университет искусств в Мюнхене совместно с Мюнхенской Пинакотекой проводит серию лекций «Путевой альбом», посвященных тому, как архитекторы рисуют. Все больше проводится и международных конкурсов архитектурной графики, в том числе и в России, где по инициативе Екатерины Шалиной уже четыре года подряд проходит замечательная «АрхиГрафика» с очень широким, теперь и международным участием.

К проектам сегодня я в большей степени делаю наброски, которые должны быть понятны прежде всего мне и моим соавторам по проекту. Эти эскизы затем переводятся в компьютерные перспективы, в чертежи, и, конечно, они не обладают специфическими качествами архитектурного рисунка. Впрочем, бывают и исключения, когда я делаю большую часть презентационных материалов от руки. Сейчас, например, я как художник-постановщик участвую в одной театральной постановке: к ней я сделал около 100 подробных рисунков форматов А4 и А2.

Чаще всего я пользуюсь карандашом, гелиевой ручкой, фломастером. У меня есть альбом, который я всегда ношу с собой. Он заполняется в течение нескольких месяцев: это и наброски, которые приходят в голову, и заметки, которые я делаю по ходу разговора, и рисунки к проектам. Кроме этого в процессе общения с коллегами я всегда стараюсь иллюстрировать наш разговор рисунками.

Если говорить о наиболее значимых для меня мастерах прошлого, то это, конечно, Хью Феррис — художник, фундаментально изменивший взгляд на то, как рисовать архитектуру. Безусловно, это и Юбер Робер, который создавал в своих работах совершенно особую атмосферу архитектуры. Из современных художников очень трудно выбрать кого-то одного... Меня, например, долгое время восхищал американский иллюстратор архитектуры Гилберт Горски.

 

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы

Когда я учился в МАРХИ, с интересом рисовал на занятиях и гипсовые головы, и фигуры, но архитектурного рисунка мне в программе не хватило. Да, были летние практики: мы куда-то ездили и что-то рисовали, часто не архитектуру — людей, машины, деревья. Складывалось впечатление, что нас учили рисовать стаффаж. Что архитектура будет как-то вычерчена или визуализирована на компьютере — хотя цифровая графика тогда только входила в практику — а свободной рукой достаточно уметь воспроизводить элементы окружения. И это было странно. Мне всегда казалось, что рисование в нашей профессии — этот тот код, тот язык, в котором архитектура рождается. Но ни скетчинга, ни обстоятельного рисования с натуры в городе, ни интересных фантазийных заданий не было. Из всех навыков материализации идей самое близкое отношение к профессии имело макетирование. А ведь это крайне важный момент, когда архитектор сам работает руками — не раздает указания как менеджер, а выступает в роли творца. То есть сам формулирует и переводит свои мысли в зримое пространство.

На пятом курсе меня захватила компьютерная графика. Я и диплом в ней делал, единственный в группе, на свой страх и риск. Деятельность первого бюро, которое я открыл с партнерами, тоже была связана с рендерингом. Однако и к заказным 3D, и затем к своим проектам я всегда делал эскизы от руки. Как правило, в них сразу считывается общий замысел — понятны объемы, их габариты и функции. Эстетика тоже важна, но эскизирование только ради поиска образа, с расчетом потом как-нибудь впихнуть в него функцию, на мой взгляд, не имеет смысла.

Проектные рисунки — то, что ты выдаешь из себя во внешний мир, и они должны быть точными и понятными, поэтому их удобно выполнять карандашами, фломастерами, инструментами ясных линий. Рисунок с натуры — наоборот. Он про то, как внешний мир входит в тебя и возвращается на бумагу в личной, эмоциональной интерпретации, поэтому здесь интереснее акварель. Порой она дает такие приятные, неожиданные эффекты, которые в рисунке к проекту могут отвлекать от сути.

Cегодня 3D, поражающие заказчиков гиперреалистичностью, практически вытеснили ручную подачу. Но умение убедительно рисовать может пригодиться архитектору в любое время. К примеру, когда я работал в бюро SPEECH, о запросе на Дворец водных видов спорта в Казани мы с коллегой Николаем Гордюшиным узнали, когда приехали в город по другим делам, и у нас был всего день, чтобы подготовить презентацию. Купили кальки, фломастеры, набросали генплан и объемно-пространственную концепцию, и нашу энергичную разноцветную подачу оценили — мы получили заказ. Самое интересное, что между нарисованным тогда зданием и тем, что было построено, четко видна преемственность.

 

Сергей Эстрин

основатель и руководитель «АМ Сергея Эстрина»

Я принадлежу к тому поколению архитекторов, которое еще полностью рисовало проекты руками — от эскиза до подачи. И высокий художественный уровень наших выпускников быстро подметили и оценили зарубежные коллеги. В 1991 году по конкурсному отбору я уехал работать в Ирландию на полгода, и через некоторое время мне доверили проектирование и визуализацию реконструкции здания Юридической академии в Дублине. Я выполнил тогда огромное количество рисунков в классической манере карандашом и акварелью с отмывкой — у заказчиков они шли «на ура».

Потом, когда работал в Моспроекте, у нас был специальный художник, который изготавливал подачи для всех мастерских — темперой, на огромных подрамниках. Это были очень техничные рисунки, с отработанными приемами мажорного настроения — сияющим, солнечным небом, счастливыми людьми. Наш визуализатор точно знал, как сделать так, чтобы проект без проблем был принят высшими инстанциями.

Клиенты и сегодня с интересом реагируют на ручную графику. Но только на ранних стадиях выбора вариантов. Экспрессивными эскизами можно увлечь, раскрепостить мышление заказчика. Но потом он будет ждать картинок, где уже не будет никакой художественной недосказанности и обобщений. Для финального утверждения все должно быть разжевано до мелочей, изображено во всех возможных ракурсах, погодных условиях и эффектнее, чем бывает в реальности. И чем быстрее вы представите такие идеальные имиджи, тем лучше. Неважно, что за ними еще не всегда стоит реальное проектное решение. У заказчиков есть ошибочное порой убеждение, что раз смогли такую красоту быстро нарисовать, сможете так же быстро и спроектировать. В этом ручная подача уже никогда не сравнится с мощью 3D.

Я не знаю, как устроены мозги у молодого поколения, но не представляю, как можно не рисовать и не моделировать руками, когда что-то придумываешь. Архитектуру предпочитаю сразу конструировать в макетах. А интерьеры всегда сперва рисую — для них так интереснее и эффективнее искать последовательность пространств, соотношение планов, пропорции и различные элементы. Рисую на кальке, потом путем наложения вариантов что-то добавляю или убираю. Особенно нравится рисовать перьевой ручкой — она сама летит по гладкой поверхности, обгоняя мысли.

 

Рубен Аракелян

руководитель и партнер бюро WALL

В нашей практике ручная графика существует в основном на стадии придумывания проекта. Но это очень важная стадия. Разница между проектом, пропущенным через руку, и сразу нарисованным на компьютере огромна. Рисунок рукой — непосредственное продолжение тебя, твоих мыслей и чувств. В компьютере потом все неизбежно упростится, скорректируется, приведется к каким-то стандартам. Но если проект изначально не «зажечь», заложив в рисунок сильный эмоциональный заряд, в виртуальном пространстве он может потом совсем засохнуть.

Думать и выражать эмоции сразу в компьютерных программах сложно. Пока ты вспомнишь кнопки, идея и ощущения ускользнут. А быстро зафиксировав их на бумаге, лучше всего потом изготовить макет, чтобы прочувствовать объем. Мы всегда выполняем много эскизов и макеты. Роль эскизов — поиск образа, форм, фактур, да и функциональная логистика быстрее выстраивается рукой. На бумаге схема потоков в здании — входы, выходы, подъезды, лестницы — набрасывается минут за 15, на компьютере без подготовительного наброска этой займет час.

В презентацию проектов мы всегда включаем ручные эскизы, чтобы показать линию мысли и индивидуальный подход к каждой работе. Это всегда хорошо воспринимается заказчиками.

Если идея пришла в голову спонтанно и под рукой у меня нет блокнота, подойдут и салфетки. Мне очень нравятся их зернистые поверхности. Мы сейчас работаем над проектом винодельни в Карабахе, и один из вариантов материала — камень с похожей шероховатой фактурой.

Я считаю, что студентов-архитекторов обязательно нужно учить рисовать, а фактически — думать, руками. В МАРШ я вел у бакалавров курс Professional Skills. И учил чувственному и аналитическому. Рисунку. Просил наблюдать и зарисовывать в городской среде различные сюжеты. Например, они выходили на территорию Артплея и рисовали тушью только тени. А это дает много информации о месте, его глубине, ориентации по сторонам света. Еще давал им сангину, и они должны были перенести на бумагу только материал фасадов. Будущим архитекторам очень полезно видеть и понимать то, как история зданий отражается на их материальности.

В штудировании гипсов, на котором делается упор в МАРХИ, есть смысл. Оно дает навык усердия, ставит руку, развивает внутренний тайм-менеджмент, но это слишком оторвано от профессиональной реальности. Если говорить о развитии объемного мышления, то пусть студенты-архитекторы сразу и дома тоже рисуют, быстрее разберутся с планами, пропорциями, массами, фасадами. Отличное упражнение — находясь в каком-то месте, представить и нарисовать его генплан. Вот это ставит мозги на нужное место.

На третьем курсе МАРХИ я на шесть месяцев уехал учиться в Высшую школу архитектуры Страсбурга. У них академическое рисование занимает всего месяц, и с натуры там рисуют ужасно. Зато как красиво французские студенты ведут проектные скетч-буки! К каждому проекту они берут рулон кальки и на ней поэтапно зарисовывают все свои размышления над проектом. Это потрясающие по визуальной эстетике материалы. Вот такое рисование во время учебы очень полезно.

 

Джон Соулс (Jon Soules)

архитектор, член Американской ассоциации архитектурных иллюстраторов (ASAI)

В Канаде отрисованные вручную презентации проектов используются все реже, но полностью эта практика еще не исчезла. Такие подачи ценятся как художественные, мастерские композиции и производят большое впечатление на определенную аудиторию. Ручная графика еще широко применяется в архитектурных бюро на стадиях концептуальных размышлений, когда подразумевается, что дизайн еще претерпит существенные изменения. В рисунок от руки быстрее внести доработки, он пластичнее для процесса развития замысла, чем компьютерная графика. Я обнаружил, что осмыслить и изобразить объект как целое в ручном эскизе мне проще, чем в виртуальном пространстве. И так я лучше чувствую масштаб.

В архитектурных школах Канады рисунок от руки больше не является основным способом проектирования. По моим наблюдениям, студенты и недавние выпускники — приверженцы компьютерного моделирования, и очень редко можно встретить молодого архитектора, способного построить перспективу вручную. В Канаде диплом архитектора выдают 11 учебных заведений. Канадский экспертный совет сертификации архитекторов (Canadian Architectural Certification Board (CACB)) недавно отправил в них комиссии, которые проверяли программы этих вузов на соответствие стандартам архитектурного образования. Отчет CACB — открытая информация. Рисование от руки упоминается в нем как существенная часть программы лишь трех вузов, а в остальных не упоминается вовсе.

Я сперва делаю эскизы на кальке и иногда на компьютере проверяю масштаб, если это необходимо. Затем создаю перспективы. Практикую рисование с натуры. Все это помогает мне держать в голове четкий образ того, что я делаю. Я часто рисую на переговорах с клиентами и подрядчиками. Обычно это их располагает. Рисунок — самый прямой способ коммуникации и вовлечения людей в обсуждение дизайн-процесса. А еще тем, кто сам не рисует, это всегда кажется немного магией.

Заглавное изображение © Эскиз Нормана Фостера к проекту небоскреба Gherkin в Лондоне

archspeech.com

Проект на тему: "Нетрадиционные техники рисования"

Проект

по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Волшебные краски»

Выполнила: Захарова Анна Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .

  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;

  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Волшебные краски»

Составитель проекта: воспитатель МАДОУ « Родниковский детский сад» Захарова Анна Александровна.

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2015 – Май 2016 гг.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: Стенгазета, презентация.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.) .

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

ПЛАН РАБОТЫ

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия

Воздушные шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Заключение

Проект «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Приложение 1.

Конспект занятий.

Тема: «Воздушные шарики».

Программное содержание: дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

Оборудование: гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости приходит кукла Катя. У нее День рождения. «Давайте, ребята, подарим ей воздушные шарики».

2. Рассматривание и обследование воздушного шарика (круглый, цветной).

3. «А вот какие разноцветные красивые шарики мы сейчас с вами нарисуем для куклы Кати» - показ готового образца.

4. «Вот как будем рисовать» - показ способа действий.

5. Самостоятельная творческая деятельность.

6. Физминутка «Поиграем с воздушным шариком».

7. Чтение стихотворения «Шарики» В.Антонова:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой,

Заплясали шарики!

Красный, голубой.

8. Обыгрывание, анализ.

Тема: «Петушок, петушок…».

Программное содержание: познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху.

Оборудование: краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости к детям пришли петушки. Педагог вместе с детьми рассматривает их: «Чего же не хватает петушку?»

2. «Не расстраивайтесь, сейчас мы вам нарисуем вот такие красивые нарядные хвосты» - показ готового образца.

3. «Посмотрите, ребята, как мы будем их рисовать» - показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Физминутка «Петушок, петушок…» с чтением потешки.

6. Обыгрывание, анализ

Тема: «Подводное царство».

Программное содержание: закрепление умения рисования пальцем, дать общее представление о водорослях, развивать речь, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к рыбам.

Оборудование: зеленая гуашь, влажные тканевые салфетки, альбомные листы изображением рыбок и камешков на дне, игрушка-рыбка.

Ход занятия.

1. Игровой прием: появляется красивая золотая рыбка. Воспитатель рассказывает, где она живет, что такое водоросли (травка, которая растет в воде), для чего они нужны (чтобы дышать). «Ребята, а я знаю водоем, где у рыбок травки-водоросли еще не выросли и рыбкам там живется не очень хорошо. Давайте, им поможем: нарисуем водоросли».

2. «Вот какие водоросли у нас будут» - показ готового образца.

3. Показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Подвижная игра «Рыбки».

6. Обыгрывание, анализ.

infourok.ru

Мини проект на тему "Мои рисунки"

Министерство образования Республики Башкортостан государственного бюджетного профессиональное образовательное учреждение Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж

Мини- проект

«Живопись и мои рисунки»

Выполнила студентка группы ПНК -2

Шамина Виктория Владимировна

Проверил преподаватель по предмету

Методическое обеспечение профессиональной деятельности:

Шарифуллина Мавлида Фаритовна

Благовещенск-2016

…Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи и корней всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он овладел ценным сокровищем."

Микеланджело Буонаротти

Введение:

У каждого человека есть свои увлечения. Ещё с самого раннего детства, родители нас отдают в различные интересные кружки. Уже в скором времени у нас может открыться талант, который поможет нам в будущем. Темой своего творческого проекта я выбрала "Рисование – моё хобби". С раннего детства я люблю рисовать, всё своё свободное время я провожу за рисованием, могу рисовать даже в машине.

Мама с папой часто дарят мне мелки, фломастеры, краски, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. Люблю разукрашивать раскраски, рисовать на компьютере. У меня не всегда получатся нарисовать то что я хочу.

Цель моей творческой работы заключается в том, чтобы узнать историю появления рисунка, узнать новый материал о художниках – современниках, изучить разные техники рисования, научиться их использовать и извлекать из этого пользу.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Дать определение значения слова рисунок, узнать историю появления рисунка.

  • Охарактеризовать выразительные особенности некоторых художественных материалов.

  • Рассказать о художниках-современниках их роботах.

  • Познакомиться и использовать в дальнейшем разные техники рисования.

При написании проекта мною были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- изучение публикаций в книгах и интернете;

- аналитический метод;

Актуальностью темы творческого проекта является то, что изобразительная деятельность детей всегда связана с их

умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своем воображении то, о чем рассказывает взрослый человек, заранее представлять результат своих действий и своей работы.

Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них воплощать свои впечатления,

переживания, свое видение и восприятие мира в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, тем богаче становится мир их изображения и творчества, тем выше возможность воспитывать умных людей, умеющих ценить красивое и прекрасное.

Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», — писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.

Рису́нок, или академи́ческий рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

История

История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных - быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе - во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами. Вероятно, история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.

Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.

Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475-1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.

Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8-1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.

Художники-современники.

Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577-1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуще рисунку.

Портретный рисунок.

Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684-1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.

Карандашные рисунки.

Девятнадцатый век был свидетелем больших перемен в развитии техники живописи. В Англии он начался с работ Тернера (1775-1851) и Констебла (1776-1837), во Франции – с Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867).

Техники рисования:

I. Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов:

1. Чтобы получить размытые контуры, капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается 2. Эффект "хлопьев", снежинок, "ледяной корки" можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение;

3. Хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге;

4. Рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии;

5. Интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги;

Заключение:

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

- формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

- формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

- вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

- развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

- развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Литература: Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 2010

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 2013

Солнцев Н.В. Наследие и время. М.,2012.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.

Ермолев В. Рисунок пером // Художник. 1961, № 4. С.54-59.

Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие. — М.: Просвещение,

под редакцией В.В.Журавлева "Юному художнику"

Поспелов Г. Г. Русский рисунок XVIII — начала XX века / Составители Юлия Забродина, Евгения Плотникова. — Л.: Аврора, 2011. — 201 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7300-0262-9.

infourok.ru

Проект "Увлекательное рисование" - изо, прочее

МКОУ «Нижнеграйворонская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

«Увлекательное рисование»

Работу выполнили: Стародубцева Евгения, 2 класс

Руководитель: Воробьева О.А.,

учитель начальных классов

2016 год

Оглавление

Введение 3

Гипотеза 3

Метод исследования 3

Этапы работы 3

Результаты исследования 5

Выводы 5

Рекомендации, значение и новизна 5

Приложение ( Творческие работы: «Цветочная поляна», «Петушок»)

Введение

На внеклассном занятии по рисованию ребята выполняли работу в точечной технике ватными палочками… Мы решили выяснить, чем же ещё можно рисовать?

Цель исследования:

Поиск способов рисования без кисточки.

Задачи:

-Подобрать предметы и материалы, которые могут пригодится

-Провести эксперимент: попробовать различные способы рисования и выбрать наиболее подходящие

-Выполнить творческую работу

Гипотеза:

Мы предположили, что красками можно рисовать не только кисточкой.

Метод исследования:

Для того, чтобы выяснить, чем ещё можно рисовать, мы провели эксперимент

Этапы работы:

Подобрав различные материалы и предметы, которые могли нам пригодиться, попробовали рисовать различными способами:

Рисование губкой.

Губкой можно затонировать бумагу, рисовать линии разной ширины, выполнять примакивания. Для этого опускали кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую краску и наносилии оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.

Рисование ватными палочками.

Сначала училаись рисовала линии, точки. Раскрашивая целую композицию, начали наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет наносили чуть темнее предыдущего. Между точками оставляли просветы для нанесения следующего цвета.

Рисование скомканной бумагой.

Рисуя скомканной бумагой, у нас получился интересный фактурный рисунок. Подготовили краску: в блюдца налили немного воды и кистью добавляли и разводили краску. Чем больше краски - тем насыщеннее получался цвет.  Комочки из бумаги (которыми мы рисовали) "накомкали" заранее, да побольше. Ведь для каждого цвета нужен свой "штампик". Можно рисовать! Обмакивали комочки из бумаги в блюдца с краской, и творили, 

Отпечатки природных материалов (использование листьев, семян, веточек).

Получили очень красивые и разнообразные отпечатки. Обмакивали одну сторону листочка в разведенную краску. Аккуратно прикладывали его окрашенной стороной к альбомному листу, слегка прижимая к бумаге салфеткой, разглаживали рукой.Убирали листики и рассмотривали отпечатки.

Отпечатки различных предметов.

Здесь всё зависит от формы предмета (круг, звезда, прямоугольник и др.) В качестве основы для печаток хороши крышки от пластиковых бутылок, пробки, ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и детали конструкторов типа «Лего».

  Очень хорошие получились штампы из овощей.

Для этого разрезали картофелину пополам, нанесли на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору убрали лишнее.

Вырезать можно что угодно, вернее то, что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка.

Рисование зубной щёткой.

Выполняли разбрызгивание краски. На зубную щётку набирали краску (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивали краску на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

«Кляксописание» трубочкой.

Выдували трубочкой рисунки из кляксы. При помощи трубочки капнули краску на лист и дали ей растечься. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали.

Еще мы пробовали рисовать ватным диском. Проводили широкие мазки, тонировали бумагу.

Рисовали стержнем высохшего фломастера.

Тонкие линии и мелкие детали, рисовали зубочисткой.

При рисовании пальцами, опускали в гуашь пальчик и наносили точки, пятнышки, толстые линии на бумагу. На каждый пальчик набирали краску разного цвета. После работы пальчики вытирали салфеткой, затем гуашь легко смывали.

Тканью мы тонировали бумагу, а также примакивали полученный фактурный рисунок.

Мы убелились, что можно рисовать ниткой (верёвочкой), получив узорное пятно и линию.

Пером мы рисовали различные линии как одной, так и другой стороной пера.

Результаты исследования.

При проведении опыта мы нашли новые способы рисования без использования кисти. Также мы выяснили, что не все способы нанесения красок одинаково хороши. Некоторыми работать не очень удобно (верёвочка, зубочистка, трубочка) и результат не всегда нравился (отпечатки предметов, развёрнутой верёвочкой). Но всё же многие из них нам показались очень интересными (губка, ватная палочка, перо, зубная щётка, бумага). Ещё оказалось, что одними и теми же предметами можно рисовать по-разному (тонировать, примакивать – губка; точечные рисунки, линии – ватные палочки; разбрызгивать, рисовать – зубная щётка).

Выводы:

В результате наших поисков, мы подобрали наиболее подходящие способы рисования и применили их при выполнении творческих работ.

Рекомендации, значение и новизна.

В нашей школе такую работу ещё никто не выполнял. Это оказалось очень интересно. И мы бы хотели предложить учителю рисования использовать эту технику на уроках ИЗО, чтобы её могли попробовать и другие ребята.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также