Как нарисовать пространство? Теория перспективы. Рисование пространства


Негативные пространства в рисовании / Мастерклассы Блоги

Термин «негативные пространства» используется в рисовании для обозначения пространств между предметами композиции или между разными частями объекта. Но как это помогает нам рисовать? Важно, чтобы вы реально смотрели на изображаемый предмет, а не полагались на свои представления о том, как он должен выглядеть.

Здесь нужно поговорить о том, как работают разные полушария человеческого мозга. Левое полушарие отвечает преимущественно за вербальные навыки. У многих взрослых это полушарие является доминирующим, поэтому-то мы предпочитаем выражать себя словами, а не картинками. Когда мы на что-то смотрим, то сосредоточиваемся на том, что можем назвать на позитивных пространствах.

Сосредоточенность на негативных пространствах заставляет нас переключиться с левого(вербальные навыки) на правое полушарие (визуальные навыки) мозга. Мы сосредоточиваемся не на том, что можем назвать, а на том, что названия не имеет. Вместо того чтобы сказать: «Я собираюсь нарисовать этот квадратный стол», - мы говорим: «Я собираюсь нарисовать эту прямостороннюю форму». Мы сможем более точно отразить форму и размер, если не станем отвлекаться на знание того факта, что все четыре ножки стола одинаковые, а вместо этого посмотрим на форму пространства между ними. Поскольку мы видим стол в пер-спективе, для нас его ножки имеют разные размеры и поразному расположены относительно друг друга. И вы должны это учитывать, чтобы ваш рисунок выглядел убедительно и реалистично.

В приведенном на этой странице упражнении вы будете обращать внимание только на негативные пространства. Для этого посмотрите на предмет подольше, и лишь потом беритесь за карандаш. Заставьте себя смотреть на пространство, а не на предметы. Это требует значительной концентрации, но если постараться, то негативные пространства буквально «бросятся» вам в глаза - так бывает, когда фокус камеры сосредоточивается не на предмете, а на фоне.

Практическое упражнение: Рисование прямостороннего предмета с помощью негативных пространств

В этом упражнении ваша задача - нарисовать только негативные пространства (пространства вокруг отдельных частей стула и между ними). Это искусственный метод (в обычной ситуации нужно переключаться с негативного пространства на позитивное и наоборот), но он поможет вам усвоить основной принцип. Неважно, что вы выберете сначала - негативные пространства вокруг стула или между его частями.

Материалы

• Гладкая бумага для рисования

• Графитовый стержень

Объект изображения

Рисовать негативные пространства прямостороннего предмета, такого как этот складной стул, довольно просто.

 

1. Посмотрите на пространство слева от стула и Сосредоточьтесь на нем, пока не почувствуете, что видите его форму, а не пустоту, у края которой стоит стул. Начинайте рисовать очертания негативного пространства, сосредоточиваясь на углах и размерах каждой стороны этой формы.

 

2. А теперь переходите к негативным пространствам внутри стула - пространствам между планками спинки, пространству между спинкой и сиденьем, пространствам под сиденьем и до поддерживающих боковых планок. Следите за точностью измерений. Если вы все измерили правильно, то негативные пространства точно определят форму изображаемого предмета - складного стула.

 

3. Разобравшись с основными негативными пространствами, приступайте к детализации. Теперь обращайте внимание на позитивные пространства, - например, на разные плоскости сиденья стула.

 

4. Прорисовывайте оставшиеся позитивные пространства: например, винты, соединяющие боковые опоры с сиденьем, легкую изогнутость самого сиденья. Обратите особое внимание на разные грани боковых планок и соединительных стоек. Ваш стул должен выглядеть объемным.

Законченная работа

Мы выбрали простой предмет, но для точного отображения углов и размеров всех его компонентов потребовалась немалая концентрация. Так как стул у нас прямосторонний, то и негативные пространства тоже прямосторонние, поэтому нам было несложно их воспринимать и измерять. Мы не использовали штриховку и тон, но благодаря тщательным измерениям отдельных элементов рисунок выглядит трехмерным.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

4.5. Пространство в рисунке. Психология детского творчества

4.5. Пространство в рисунке

Третьим этапом в развитии рисунка ребенка можно считать структурирование пространства. В первых рисунках, соответствующих этапу каракуль, предметы нарисованы в любой последовательности, без ориентации в пространстве. Структура изображения ограничена только пространственными рамками листа, который часто и определяет взаимосвязи объектов, их протяженность и форму. Но уже на ранних стадиях творчества в рисунке формируется определенный внутренний порядок и возникает зрительная согласованность в организации объектов, например, во всем человеке или в фигуре головастика. Хотя фигуры, с точки зрения взрослого, кажутся плывущими в пространстве, вне гравитации, связь разных частей рисунка хорошо согласуется: например, лицевые особенности помещены близко друг к другу, обычно внутри круга или следуют сверху вниз к пуговицам (см. рис. 4.11).

Чтобы структурировать пространство, ребенок должен знать о нем, а главное – знать слова, обозначающие те или иные аспекты структуры пространства, например, понимать, что такое «перед» или «после». Ему нужно задумываться над тем, как сделать, чтобы кошка оказалась под столом, а не на нем. В процессе рисования происходит взаимное развитие пространственного мышления и владения пространством на бумаге. Ребенок уже освоил пространство в движении, но оно не было им осмыслено. Рисование активно подталкивает к этому, особенно при наличии взрослого, готового поддержать ребенка [229].

В возрасте между тремя и четырьмя годами малыш начинает изображать не просто отдельные объекты, но объекты во взаимодействии с миром. Под ногами должна быть земля, а над головой – небо, поскольку именно так устроен мир в голове ребенка. И тут ребенок, который уже собирает реальные формы из кубиков, создает сложнейшие картины в мозаике, сталкивается с чем-то, что еще не осознал его мозг. На двухмерном листе нужно воссоздать трехмерное пространство. Эта сложнейшая и для взрослого задача для маленького художника долго остается нерешенной. Чтобы решить задачу, нужно сначала поставить вопрос. Но в данном случае вопрос ребенок поставить не может, так как не знает ни слова «пространство», ни, тем более, что оно может быть двумерным или трехмерным. Он только знает, что рука движется по бумаге иначе, чем в комнате, но этот факт знает его рука, и о нем не догадывается его сознание, оперирующее словами.

Именно с этим связано кажущееся различие во владении пространством в мозаиках (пазлах), в реальном пространстве и на бумаге. В реальном пространстве оно структурировано не ребенком, он просто живет в нем и действует, постепенно подчиняясь его закономерностям. В мозаиках он действует в рамках заданных форм, поскольку в частицах мозаики взрослый уже ввел объем. Но на листе бумаги ребенок впервые сам должен создавать пространство, о котором он знает слишком мало для этого [229].

Именно поэтому фигуры на рисунке плывут в пространстве, хотя внутренняя взаимосвязь внутри фигур ребенку уже знакома, поэтому внутри каждой фигуры наблюдается определенный внутренний порядок и зрительная согласованность в организации (рис. 4.13). Например, хотя паровоз и парит в пространстве, но все вагоны расположены в правильной последовательности.

Рис. 4.13. Паровоз, парящий в пространстве (Славик, 4,5 года)

Различные модели, развиваемые детьми, обычно просты, но визуально соответствуют задаче и уровню трудности решаемой проблемы. Развитие рисунка человека предполагает не простое движение от примитивного к большей точности, а эксперимент с пространством и его составляющими и создание мысленных моделей этого пространства.

Если провести эксперимент и попросить ребенка воссоздать фигуру человека разными способами: собрать из имеющихся частей, нарисовать под диктовку, завершить начатый взрослым рисунок и нарисовать самому, то станет ясно, что малыш вне рисования может много больше. Значит, не только особенности его мышления, например детский реализм [251], не позволяют ему нарисовать человека, а нечто большее – сложность создания трехмерного пространства на плоской бумаге. Возможно, именно это, а не неумение видеть объект, приводит к ошибочным размещениям объекта на бумаге, сгущению в одних местах и разрежению в других, замене одних частей другими.

В рисунке могут встречаться и сюжеты, не соответствующие реальности: всадник на коне с обеими ногами по одну сторону (чтобы он не получился одноногим) (рис. 4.14), люди, находящиеся в лодке, просвечивают через ее борта (чтобы не были обрубленными). Такой тип рисунка называется рентгеновским стилем. Этот стиль также не объясняется в рамках детского реализма и скорее соответствует попытке ребенка представить трехмерное пространство на двумерном листе бумаги [9]. Мы помним, что ребенок в рисунке выступает как творец. Поэтому он должен творить «правильно»: у всего им созданного должны быть все положенные элементы, иначе он сделает им больно. Лишь к 7–8 годам рентгеновский рисунок полностью исчезает. Ребенок к этому времени утрачивает свои амбиции создателя сущего. Он понимает, что рисунок – это не жизнь, а лишь ее знак.

Уже в возрасте четырех-пяти лет может возникать прием, характерный для древнеегипетских рисунков, – фризовая (ленточная) композиция. В рамках российских исследований первым описал ее А. В. Бакушинский [15]. В ней земля изображается в виде опорной линии, а фигуры людей и животных располагаются на ней (рис. 4.15).

Рис. 4.14. Тачанка (Станислав, 5 лет)

Рис. 4.15. Пример фризовой композиции в детском рисунке

Пространство для неба остается незаполненным. Иногда оно представлено линией или облаком. Если в одном фризе сюжет не укладывается, то возникает второй и даже третий ярус (рис. 4.16). Изображение на фризе выглядит таким образом, как будто ребенок видит происходящее в некоторой последовательности, с низкого горизонта, по мере того как движется вдоль листа [128].

Рис. 4.16. Многоярусная фризовая композиция «Мир». на первом ярусе ее представлен разрез квартиры. а на втором – окружающий мир с вулканом

Фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В нем главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину, низ. Это самая ранняя и в эволюции, и в онтогенезе пространственная схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира [131].

По мере взросления влияние культуры проявляется в том, что вертикальная координата в рисунке приобретает символическое значение оси ценностей. Небо соотносится с божественным, светлым, земля – с низким и темным, горизонталь связывается со временем.

Овладение пространством происходит через стадию рисования изображения в плане. Чаще подобные рисунки совмещают две точки зрения – вид сверху и вид сбоку. Чтобы показать протяженность, глубину пространства, ребенок создает план-карту местности или места, на котором во фронтальной плоскости показывается все, что там находится [128]. В силу особенностей конструкции, в таком рисунке для неба и горизонта места не остается (рис. 4.17).

Рис. 4.17. Совмещение в рисунке плана и вида сбоку и сверху

Рассматривая универсальность детского рисунка, мы говорили о том, что ни один предмет в нем не может заслонять другой. При организации пространства ребенок не нарушает этот принцип, даже если он противоречит видимому (рис. 4.18). Например, сидящий за столом человек будет изображен так, что скатерть не заслоняет его ноги. Руки будут такой длины, которая нужна, чтобы дотянуться до чашки.

Тот факт, что дошкольники и дети младшего школьного возраста отождествляют в рисунках плоскость изображения с реальной предметной плоскостью, делают изображения без фиксации верха и низа, соединяют в рисунке предметы, изображенные в плане, с предметами, увиденными в профиль и прямо, свидетельствует о том, что у ребенка не сформировалось представление о собственной точке зрения. Следовательно, это и есть отражение детского эгоцентризма [50].

Рис. 4.18. Отсутствие наложения объектов в рисунке дошкольника

Таким образом, примерно в 5 лет к ребенку приходит осознание сложных пространственных отношений в мире вещей. Сообразуясь со своей логикой мышления, знаниями и представлениями о реальном мире, он решает эти проблемы в изобразительной деятельности специфическими способами. Глубина как третье измерение и как перспективное сокращение размеров удаленных предметов вплоть до 9-11 лет не присутствует в рисунке. Отсутствие уменьшения размеров (прямой перспективы) может быть связано с тем, что ребенок не ориентирован на изображение отдаленных частей пространства. Напротив, он нацелен на рисование близкого пространства, низкого горизонта, близкую точку зрения [128].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Изображение пространства | Живопись и рисунок

Изображение пространства

Мир существует в трех измерениях. Но как передать ощущение пространства на плоской основе — бумаге, холсте, дереве?..

Издавна в живописи применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга.

В Древнем Египте, к примеру, художники старались передать максимальное количество информации. Поэтому лица людей они изображали в профиль, а глаза — в анфас. Туловище тоже рисовали в анфас, а ноги и руки — в профиль.

Визуальный язык, применяемый сегодня, был создан в эпоху итальянского Возрождения. Его суть заключается в изображении сцен или предметов так, будто на них смотрят из одной определенной точки. Это одноточечная перспектива. Не так давно многие художники намеренно отказались от нее. К примеру, Сезанн разделял пространство на основные плоскости и фигуры, не сохраняя фиксированной точки обзора. Кубисты пошли еще дальше, одновременно изображая несколько плоскостей предмета.

Размер предметов

Чем меньше предметы, тем они находятся дальше от нас. Чем больше — тем ближе. Поэтому, рисуя три одинаковых дерева, «уходящих вдаль», помните, что они должны быть разных размеров. Тогда зритель автоматически предположит, что самое маленькое дерево растет дальше, чем самое большое.

Ha этой удивительной картине пространственные характеристики уступают первенство абстрактным и декоративным элементам. Но есть здесь и ключ к разгадке. Белая лошадь, вырезанная на склоне меловой горы, больше, чем настоящая лошадь в поле. Однако мы понимаем, что она находится дальше просто потому, что ее нарисовали высоко и близко к горизонту.

Рут Стейдж. „Белая лошадь с белой лошадью", масло, гипс, 50×62,5 см.

 

Соотношение между изображением и рамой

Соотношение между изображением и рамой также наводит на мысль о расположении предмета в пространстве.Если предмет занимает практически всю поверхность картины, выходя даже за пределы рамы, создается впечатление, что он находится очень близко. (Вспомните о дереве, ветки которого стучат в окно.)И наоборот, если предмет занимает только центральную часть картины, зрителю кажется, что он находится далеко. Небольшой размер дерева тоже усиливает ощущение расстояния.

 

Соцветия подсолнуха занимают почти всю поверхность картины. Именно поэтому зрители твердо уверены, что цветы находятся очень близко. Очевидная разница в размере соцветии на первом и втором плане создает ощущение удаления. Годфри Тонкс. «Подсолнухи», уголь, цветная тушь и пастель, 55 X 75 см.

Наложение или вставка

Если предметы расположены почти друг за другом, рисуйте их так, чтобы они частично перекрывались. На рисунке внизу мы видим три целых дерева, которые стоят друг за другом. Но их можно изобразить и как три примыкающие друг к другу фигуры: одно целое дерево и две половинки. Это доказывает, что мы безоговорочно (пусть даже неосознанно) принимаем условности и попросту не замечаем трех примыкающих фигур.

Градация фактуры

Чем ближе к нам расположена фактурная поверхность, тем рельефнее она выглядит. Поэтому на дереве первого плана надо рисовать как можно больше отдельных рельефных листочков. Если же дерево расположено вдалеке, его крону можно изобразить как плоское зеленое пятно. Этот прием часто используют наряду с воздушной перспективой (см. ниже), с помощью которой создается иллюзия пространства на пейзажах.

 

Яркие мазки на первом плане этой картины больше, четче и рельефнее, чем фоновые. Прорисовка фактуры — хороший соособ отделить первый план от фона и передать удаленность предметов. Тревор Нил. „Без названия №124", масло, холст. 55 х 45 см.

 

 

Воздушная перспектива

Удаленные предметы кажутся не только меньше: по сравнению с приближенными они выглядят более тусклыми и расплывчатыми. Значит, если дерево на первом плане будет ярко-зеленым, то рощица на втором плане — чуть синеватой.

 

Воздушная перспектива помогает создать ощущение удаленности на пейзажах, где нет четких линейных злементов-подсказок. Сделав холмы на горизонте светлее и голубее холмов на среднем плане, художник передал их удаленность. Детализация деревьев на переднем плане зрительно приближает их. Грета Фентон. „Озеро Гарда", акварель, бумага. 55 х 30 см.

 

Многие сюрреалистические образы этого художника вызывают чувство беспокойства, бросая вызов нашему визуальному восприятию мира. На этой картине изображено два совершенно обычных предмета: комната и яблоко. Но они так изображены, что зритель не понимает, ти ли эти обычная комната с гигантским яблоком, то ли крошечное помещение с яблоком обычных размеров. Рене Магритт. „Слушающая комната", 1958, масло, холст. 30 X 45,8 см.

 

 

Градация тонов

Свет проявляет форму, поэтому распределение светлых и темных тонов на поверхности предмета играет важную роль. Благодаря продуманному использованию одного тона можно создавать объемные изображения, такие как дерево справа.

 

На этом портрете игра светотени передана в основном градацией тонов с небольшой помощью линий. Осторожное использование приглушенных светлых и темных оттенков позволило создать убедительное впечатление трехмерного образа. Жаклин Хайнс. «Салли», графит, бумага, 70 х 50 см.

 

 

Линейная перспектива

Параллельные линии, уходящие от зрителя к горизонту, кажутся сходящимися. Удаленные предметы немного искажаются. Возьмем, к примеру, куб. Согласно законам одноточечной перспективы, его стороны превращаются в трапеции. А круг (например, тарелка) становится эллипсом.

 

 

Эта картина известна вдохновенным исппльзованием одноточечной перспективы. Дело не только в том, что деревья на горизонте кажутся меньше деревьев, расположенных ближе к зрителю. Присмотритесь, и вы увидите, что если провести линии по верхушкам деревьев с обеих сторон дороги, то они опустятся к одной точке на горизонте, в то время как линии, проведенные у основании деревьев, поднимутся к этой же точке. Мейндерт Хоббема. «Аллея в Мидделхарнисе», Национальная галерея, Лондон. масло, холст.

Автор: Из журнала «Полный курс Рисунка и живописи», Украина

Posted on 3 апреля 2015 | By tonya | Комментариев нет | Posted in Урок рисования | Tags: изображение пространства, основы рисунка

painting.eds.co.ua

Создание пространственной глубины в рисовании / Мастерклассы Блоги

Одна из главных проблем начинающего художника - это создание пространственной глубины на плоском, двумерном листе бумаги. Например, если вы рисуете пейзаж, на переднем плане которого большой валун, а вдали высятся горы, то как показать, что валун - рядом, а горы - далеко?

На протяжении веков люди придумывали разные системы, которые помогали создавать иллюзию пространственной глубины. Один из приемов заключался в вертикальном построении картины - самые отдаленные элементы изображались в верхней части. В традиционных китайских пейзажах горы всегда находятся вверху, лесистые склоны под заснеженными вершинами, а озеро или река с лодкой внизу.

В западном искусстве для создания иллюзии расстояния использовались изменения тона и масштаба. О пер¬спективе написаны большие тома, но ее основные принципы довольно просты для понимания. Ключ к успеху кроется в наблюдательности.

Воздушная перспектива

Воздушная, или атмосферная, перспектива использует явные тональные различия между близкими и отдаленными предметами. Эти различия помогают создать ощущение глубины и отдаленности. При близком рассмотрении предметы темных цветов и затененные участки кажутся очень темными. На среднем расстоянии они выглядят светлее.

Еще дальше даже самые темные тона становятся приглушенными. На большом расстоянии они приобретают бледный голубоватый оттенок. Та-кой эффект связан с присутствием в воздухе пыли, частиц влаги и других веществ. Воздух «загрязнен» мелкими частицами, которые заслоняют предметы на большом расстоянии. Такой прием передачи перспективы широко использовался в западном искусстве.

Тональные различия на расстоянии

Обратите внимание на то, как эффективно использованы тональные различия в этом рисунке. Они создают ощущение расстояния. Посмотрите на лодки, лежащие на берегу: те, что находятся ближе всего к нам, самые темные. Далее расстояние увеличивается, и тона смягчаются, а на горизон-те берег и океан становятся совсем светлыми.

Мягкая дымка

Во влажную, туманную погоду или в сильную жару, когда влага активно испаряется, возникает дымка. Эта дымка смягчает пейзаж, и тона отда¬ленных предметов приобретают голу¬боватый оттенок. В нашем примере тенистые деревья обрамляют старин¬ный дом, который показался бы мрач¬ным, будь эти деревья ближе к нам. Но на среднем расстоянии тона смягча¬ются, а в отдалении становятся совсем бледными. Тональные переходы не резкие, но для ощущения расстояния они очень важны.

 

Вертикальная перспектива

В этом эскизе художник скопировал картину японского мастера Хиросиге «Зима на реке Сумида». Иллюзия глу¬бины создается посредством верти¬кальной перспективы. Самые далекие предметы находятся в верхней части картины. Паромщик на плоту изобра¬жен в нижней части, благодаря чему создается впечатление, что он нахо¬дится на переднем плане. Ближние де¬ревья нарисованы выше паромщика, а горы - еще выше. Так художник пе¬редал ощущение расстояния.

Прямая перспектива

Чем дальше предметы от вас, тем меньше они кажутся. Этот эффект можно использовать для создания иллюзии расстояния.

Прямая, или одноточечная, перспектива используется там, где все плоскости параллельны. Например, посмотрите на улицу. Мы видим у всех домов, расположенных по обе ее стороны, одни только фасады. Горизонтальные плоскости верхних этажей расположены выше уровня глаз. Создается впечатление их наклонности, хотя вы точно знаете, что они горизонтальны и наклона не имеют. Горизонтальные линии, расположенные ниже уровня глаз, кажутся восходящими, хотя в действительности остаются на одном и том же уровне. Эти иллюзии можно использовать для того, чтобы убедить зрителя в том, что дорога уходит вдаль.

Чтобы определить правильный наклон горизонтальных линий, нам необходима воображаемая точка - точка схода. Человек среднего роста, который смотрит прямо перед собой, видит горизонт примерно в 5 км от себя. Чтобы нарисовать перспективу, поместите воображаемый горизонт на уровне глаз и отметьте на нем точку схода - место, в котором пересекутся все горизонтальные линии, если продлить их до горизонта. Если все сделать правильно, то возникнет ощущение расстояния. Помните, что это правило относится только к горизонтальным элементам. Все вертикали должны остаться строго вертикальными.

Улица, пример одноточечной перспективы

В этом примере все горизонтальные элементы, которые находятся выше уровня глаз (например, линии крыш, верхние и нижние стороны наличников окон), опускаются вниз, к точке схода. Линии, которые расположены ниже уровня глаз, поднимаются к той же точке. Не забывайте, что в действительности все эти линии являются строго горизонтальными. Если изобразить дома с горизонтальными плоскостями, то есть не устремлять горизонтали к точке схода, у зрителя не возникнет ощущения того, что они параллельны.

Одноточечная перспектива с прямыми углами

Здесь художник также использовал одноточечную перспективу, чтобы правильно изобразить здания и показать расстояние. Люди, которые находятся на заднем плане, меньше тех, что изображены на переднем. В конце дороги мы видим другую улицу, которая пересекает ее под прямым углом. Поскольку вторая улица параллельна плоскости картины, точки схода она не имеет. Если бы мы могли видеть боковые стены здания в неоклассическом стиле, которое находится на второй улице, то продолжения горизонтальных линий сошлись бы в той же точке схода, что и линии дороги, где стоит сам художник. Если бы мы видели более далекие улицы, пересекающие основную дорогу под прямым углом, то для передачи ощущения расстояния пришлось бы делать предметы меньше и смягчать тона.

 

Придание драматичности

Придать драматичность композиции можно путем сочетания одноточечной перспективы с крупными объектами, параллельными плоскости картины. В нашем примере (слева) внимание сосредоточено на пересечении кирпично-деревянного крыла дома в левой части картины и деревянного строения на заднем плане.

Внутренний двор кажется зрителю четырехугольным. Наклонные линии крыла (это строение воспринимается в одноточечной перспективе) направляют взгляд зрителя по картине.

Точно так же и линии камней, которыми вымощен двор и которые изображены в одноточечной перспективе, направляют взгляд зрителя к человеку, идущему от здания на заднем плане.

Угловая перспектива

Намного более интересные композиции получаются при использовании большего количества точек схода. Когда работа с прямой одноточечной перспективой станет для вас простой и понятной, вы обнаружите, что рисование сложных, многосторонних построек открывает огромное количество увлекательных возможностей. В прямой перспективе размеры объектов сокращаются равномерно, равно как и расстояния между ними. Этот принцип справедлив и для двухточечной и многоточечной перспектив. Но следует учитывать, что в последнем случае направлений взгляда больше одного, и каждое уводит на свою собственную глубину и под своим углом, которые дают нам разные степени уменьшения объектов.

Помните, что при использовании точек схода в двух или многоточечной перспективе не все точки схода помещаются в пространстве картины. Очевидно, что квадратные формы на картине становятся прямоугольными, но точки схода могут уходить далеко за пределы холста или листа бумаги. Чтобы все нарисовать точно, сделайте небольшой эскиз в масштабе и руководствуйтесь им, когда будете определять угол, под которым линии устремляются к точкам схода. Правильные углы можно перенести с небольшого эскиза на основу, на которой вы собираетесь выполнить работу.

Несколько точек схода на одной картине

Когда мы смотрим на здание под углом, возникает многоточечная перспектива. Горизонтальные плоскости разных стен здания устремлены к разным точкам схода. В нашем примере обе точки схода находятся за пределами картины. Фасад, выходящий на ров, уменьшается резко, и точка схода его расположена близко. На башню же с мостом мы смотрим под другим углом. Точка схода этой части здания сильно смещена влево.

 

Эскиз точек схода

На этом эскизе (вверху) показаны горизонтальные плоскости, продленные до точек схода. Сами точки схода находятся за пределами картины. Чем больше угол между плоскостью и вертикалью, тем дальше находится точка схода. В пространстве картины оказываются точки схода только тех горизонтальных плоскостей, линии схода которых максимально приближены к вертикали.

Разные точки схода на каждой стороне предмета

Чтобы сделать рисунок, который мы видим внизу, художник выбрал точку, которая позволила ему видеть две стороны здания. Благодаря этому композиция получилась более динамичной и интересной, чем, например, фронтальный вид на плоский фасад. Обратите внимание на то, как наклонно уходит вниз линия крыши, расположенная выше уровня глаз. Плоскость же стены, которая находится ниже уровня глаз, идет вверх, как в примерах простой одноточечной перспективы, описанных на предыдущих страницах. Разница лишь в том, что плоскости каждой стороны здания устремлены к разным точкам схода.

Множественные точки схода

Многоточечная перспектива используется в тех случаях, когда не все горизонтальные элементы картины устремлены к одной и той же точке схода. В архитектурных рисунках такое случается, когда художник изображает несколько зданий, расположенных под разными углами к плоскости картины. Если у одного здания (например загородной усадьбы) есть крылья или пристройки, расположенные под разными углами к основному зданию, то плоскости их будут устремлены к разным точкам схода.

Однако не следует чрезмерно увлекаться технической стороной перспективы, чтобы не утратить ощущения цельности картины. Вы можете старательно устремлять все горизонтальные линии к соответствующим точкам схода, но в результате у вас получится абсолютно механический, вымученный рисунок - это будет скорее техническое упражнение, чем художественное впечатление от изображаемого предмета. Овладев основными принципами перспективы, научитесь доверять собственной наблюдательности.

Держите карандаш в вытянутой руке, чтобы оценить углы расположения горизонтальных линий, устремленных к точкам схода. Затем тщательно измерьте расстояния между элементами изображаемого объекта. Не полагайтесь на собственные представления о том, какими должны быть относительные размеры предметов: вам помогут только точные измерения.

Проверяйте и еще раз проверяйте

Тщательные наблюдения и измерения это единственный способ точно изобразить сложный объект с многоточечной перспективой (например, как тот, что показан на рисунке). Мы смотрим на этот городской пейзаж сверху вниз: горизонтальные линии крыш зданий на переднем плане устремляются внутрь картины к своей точке схода.

Линии же зданий на дальней стороне улицы стремятся вверх. Обратите внимание и на то, что композиция получилась более интересной, благодаря зданиям, расположенным под разными углами к центральному. Они создают ощущение глубины и ведут взгляд зрителя к центральному элементу рисунка.

Ракурс

При рисовании в перспективе также нужно учитывать такое явление, как ракурс. Когда мы смотрим на предмет под углом, длина его визуально сокращается, а ширина остается практически неизменной. Длинные детали при определенном ракурсе могут казаться гораздо короче. Например, если посмотреть на лежащего высокого человека чуть сзади и сверху, то длинные ноги и торс покажутся довольно короткими, тогда как ширина корпуса и конечностей останется прежней. Различные ракурсы очевидны в пейзажах с многоточечной перспективой, особенно если отдельные элементы располагаются на разных уровнях.

Фигура в ракурсе

Рисуя людей, часто приходится думать о ракурсе, поскольку исключает его только простая поза стоя. Не забывайте, что при взгляде на человека под углом отдельные части тела укорачиваются, а ширина их остается почти неизменной. В экстремальных ракурсах происходят наложения: например, если смотреть на голову сверху, нос накладывается на подбородок. Возможно, вам будет полезно нарисовать схематичный куб вокруг изображаемого объекта и отметить точки схода, как это делается при рисовании архитектурных построек.

Округлые формы в перспективе

Уровень глаз наблюдателя определяет расстояние до горизонта, на котором располагается точка (или точки) схода. Это граница видимой земли (или моря) и неба. Линия горизонта располагается там, где из-за сферической формы земного шара мы больше не можем видеть его поверхность. Впрочем, на равнине линия горизонта расположена довольно далеко. При взгляде с возвышения холма или горы она отдаляется еще больше. С самолета площадь обзора увеличивается в разы.

Уровень глаз определяет и вид округлых предметов. Когда на них смотрят сверху, они кажутся круглыми. По мере снижения точки взгляда круглая форма превращается в эллипс, поскольку круг воспринимается в ракурсе: длина сокращается, а ширина остается неизменной. Чем ниже уровень глаз наблюдателя, тем уже становится эллипс, но граница его попрежнему останется округлой. Это объясняется тем, что у округлых форм нет острых углов. Изгиб всегда определяет ширину предмета. Только когда точка взгляда совпадает с профильным видом круглых предметов, их форма становится плоской, а на ее краях появляются углы. Чтобы убедиться в этом, поставьте на стол стакан и посмотрите на него под разными углами: сначала сверху и вы увидите полный круг; затем немного присядьте и этот круг превратится в эллипс; а потом сядьте так, чтобы уровень глаз совпадал с верхней плоскостью стакана.

Округлые формы на уровне глаз кажутся практически плоскими. Когда же они располагаются выше или ниже уровня глаз, то становятся более округлыми. Это особенно заметно на изображениях замков, маяков и зданий с круглыми башнями. При взгляде с уровня земли основания кажутся плоскими, а верхние этажи более объемными. Знания часто влияют на восприятие, поэтому, глядя на небольшие округлые предметы сверху, не пытайтесь изобразить их основания плоскими: в данном случае основания будут казаться более округлыми, чем верхние части.

Бокалы в перспективе

Понять перспективу округлых форм проще, если взять прозрачные предметы, на которых будут хорошо видны эллипсы. Бокалы, блюда или вазы из прозрачного стекла подходят для этой цели как нельзя лучше. Если налить в эти сосуды воду, то изменения длины и ширины эллипсов станут еще более очевидными. Помните, что изогнутое стекло и жидкость искажают форму содержимого, например, стеблей поставленных в вазу цветов. Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть в соответствии с вашими представлениями.

Крупные округлые формы в перспективе

Те же принципы используются при рисовании крупных округлых или цилиндрических форм. В перспективе круги превращаются в эллипсы. Насколько сплющенными или округлыми будут эти эллипсы, зависит от уровня глаз смотрящего. На изображениях крупных объектов (как замок на рисунке внизу) эллипсы в разных частях картины будут разными, потому что одни находятся выше уровня глаз художника, а другие ниже. На уровне воды круглые башни замка кажутся почти плоскими. Основания выглядят сплющенными эллипсами. При взгляде с уровня рва круглые крепостные башни становятся максимально округлыми и эта округлость возрастает с высотой. Все прямолинейные горизонтальные плоскости стен и башен имеют точки схода слева, за пределами рисунка.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

Пространство в учебном рисунке

Гомзякова ЕлизаветаЛеонидовна,студент факультета технологии и дизайна, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Пространство в учебном рисунке

Аннотация. В статье рассматривается необходимость передачи пространства в рисунке для получения качественного результата, приводятся краткие исторические сведения о том, как передавалось пространство в изображениях мастеров прошлого, предлагаются пути решения проблемы передачи пространства в учебных рисунках студентов.Ключевые слова: рисунок, пространство в рисунке, линейная и воздушная перспектива.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Рассматривая рисунок как основу художественной подготовки, можно выделить одиниз главных элементов освоения рисунка –передачу пространства. Этому вопросупридавалось большое значение во всех периодах развития изобразительного искусства. Но на протяжении истории применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга. Истоки зарождения уже можно увидеть в глубокой древности в период палеолита (2520 тыс. лет до н.э.). Это удалось установить, когда при раскопках были обнаружены наскальные рисунки в каменных пещерах, на стенах жилищ и на предметах утвари, а позднее –изображения на папирусах. В наскальных рисунках проявилась первая попытка человека своеобразными средствами и способами отобразить в плоскостном изображении объёмность предметов и глубину пространства. Например, передача удаленности людей с уменьшением величины их фигур и толщины линии [1]. Шло время, происходил постепенный переход от родовых общин первобытного общества к рабовладельческому государству, от примитивных бытовых жилищ –к небольшим поселениям, затем к городским постройкам. В связи с развитием строительства возникла необходимость изображения на плоскости трёхмерных объёмов пространства, передача их масштабности и размеров. К примеру, в Древнем Египте, художники старались передать максимальное количество информации, поэтому у них передача пространства сводилась к условному изображению –лица людей они изображали в профиль, а глаза, да и все тело рисовали в анфас, ноги и руки изображались в профиль. Большой вклад в развитие теории перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Считается, что перспектива как наука возникла в Италии на основе практики художников XIVXVвв. Эпоха Возрождения была периодом бурного развития техники и строительства. Поэтому теория пространства развивалась на геометрической основе и во взаимосвязи изобразительного искусства с математикой.В результате научных поисков передачи пространства на протяжении всей истории было сформулировано четыре основных метода:1.Чертежный метод, основанный на принципе построения чертежа в системе проекций (его использование при изображении пространства особенно характерно для искусства Древнего Египта).2.Метод локальных аксонометрий и их трансформаций, которому соответствует античное и средневековое искусство –Византии,Древней Руси, Индии, Персии.Центральная линейная перспектива эпохи Возрождения. 4.Центральная криволинейная перспектива, появившаяся на рубеже XIXи XXстолетий, например работы Сезанна.Понимание передачи пространства в рисунках, которое применяется в настоящее время для обучения студентов изобразительному искусству пришло к нам из эпохи итальянского Возрождения.Чтобы передать пространство,старые мастера Возрождения сформулировали и стали применять законы линейной и воздушной перспективы, которая является академической, классической перспективой.И хотя законы перспективы известны и имеется обширная методическая литература по этому вопросу, тем не менее, передача пространства в рисунках является актуальной темой. И это не случайно, еще П.Я.Павлинов подчеркивал, что сюжеты или учебные задания могут быть разными, но тема работы всегда одна –это пространство [2]. Для того, чтобы решить задачу передачи пространства, рисующему следует рисовать различные плоскости так, чтобы зрителю было видно, что они удаляются. Особенности этого процесса заключаются в том, что от рисующего требуется строгое логическое суждение и умение представлять в пространстве взаимосвязанность и соотношения частей предметов. Для этого, если, например, выполняется рисунок натюрморта,«очень важно при построении обеспечить правильное размещение опорных площадок предметов, что дает возможность проследить расположение каждого предмета. Это также важно и для правильного изображения глубины пространства и взаимного расположения предметов в натюрморте» [3,с.91].Кроме этого следует отметить, что на пространство влияет и выбор выразительных графических средств и приемов, таких как: линии и штриховки предметов; световой моделировки формы; техническое владение инструментами и материалами; гармоничный выбор изобразительных средств. Результатом работы должно стать изображение, отличающееся достаточной завершенностью и демонстрирующее сходство с натурой в соответствии с ее характерными особенностями.Сложность организации пространства рисунка состоит в том, что ее необходимо осмыслить как проблему переложения пространства реального на условный язык пространства изобразительного. Задача рисующего в этом плане –реорганизовать пространство, как бы перевести его на специфический язык рисунка и подчинить художественному замыслу.Как нельзя разделить пространство и действительность, так как действительность и есть особым образом организованное пространство, так нельзя отделить изобразительное пространство от художественного произведения и от его основной идеи [4].Для того чтобы понять какие трудности возникают у студентов и основные ошибки, которые они допускают, было решено выполнить анализ работстудентовВятского государственного гуманитарного университета, которые обучаются по направлению подготовки «Изобразительное искусство». Были рассмотрены работы студентовпервого курса по рисунку натюрморта, так как в каждой работе студенту приходится сталкиваться с пространственными явлениями, изображать глубину, пространство, занимаемое предметами. В процессе анализа работ были выявлены следующие недостатки:в работах наблюдается тональное однообразие линий, изза чего предметы натюрморта кажутся расположенными на одном уровне;большинство линий одинаковой толщины, поэтому визуально работа кажется без пространства, все предметы как бы висят в воздухе;недостаточно точно переданы тональные отношения предметов, что сказывается на их пространственном расположении;неточно выбрана общая масса натюрморта по отношению формату, поэтому композиция предметов являетсясжатой, не согласуется с пространством листа и пространством между предметами.После того как были выяснены основные недостатки в работах студентов,было проведено анкетирование студентов для того, чтобы выявить уровень теоретических знаний по теме «Пространство в рисунке». Для этого сначала была составлена анкета из пяти вопросов, в которых нашла отражение тема технических приемов и способов передачи пространства в рисунках. При ответе на вопрос студентам было необходимо обвести вариант правильного ответа(по мнению отвечающего). В анкетировании приняли участие студенты первого и четвертого курсов по направлению подготовки «Изобразительное искусство». Результаты анкетирования показали, чтостуденты недостаточно четко знают, как надо передавать пространствов рисунках, не достаточно точно представляют себе, как можно использовать уже полученные навыки для передачи пространства в рисунках. Сравнение ответов на вопросы анкеты разных курсов показало, что теоретическое знание у студентов старших курсов не является более высоким –процент правильно ответивших на все вопросы студентов первого и четвертого курсов оказался одинаковым.В результате проведенных исследовательских мероприятий стало ясно, что одной из причин возникающих проблем в передаче пространства в рисунках является недостаточная самостоятельность студентов в изучении теоретических основ рисунка. Не зная как надо работать над пространством,не задумываясь над этим вопросом, невозможно выполнить это напрактике, в результате страдает качество рисунков и качество подготовки студентов. Из этого следует, что необходимо точно знать,какими средствами можно передать пространство в рисунке и каким образом студенты должны это освоить на практике, то есть учебный рисунок должен сочетать в себе, как практическую, так и теоретическую подготовку, в том числе и по передаче пространства в рисунке.Проведенное исследование позволило сформулироватьследующие тезисы. Для того чтобы передать пространство, необходимо:проследить, как меняется взаиморасположение предметов в зависимости от точки зрения на них;пронаблюдать, как более близкие предметы загораживают дальние, обратить внимание на то, что предметы, значительно удаленные от нас, кажутся намного меньше ближних;выполнять рисунок с учетом линейной и воздушной перспективы;соблюдать тональные отношения, относительно их пространственного расположения;применять различные выразительные графические средства для передачи пространства, исходя из особенностей натурной постановки.На основе анализа методической литературы, рисунков студентов, результатов анкетирования предполагаемые пути решения проблемы передачи пространства в студенческих работах видятся в следующем:необходимо провести работу по систематизации теоретических сведений по передаче пространства, используя все то, что накоплено предшествующими поколениями исследователей;следует доносить до студентов необходимую информацию, чтобы они знали в теории и умели применять на практике все многообразие технических приемов и средств передачи пространства в рисунках;проводить регулярную демонстрацию образцов работ, в которых наилучшим образом передано пространство;использовать в процессе проведения занятий различные техники и материалы рисунка, так как различные материалы обладают различными возможностями для передачи пространства;проводить краткосрочные упражнения, задания, рассчитанные на развитие пространственных представлений.

Ссылки на источники1.МакароваМ.Н. Перспектива:учебник для вузов / М.Н.Макарова.–М. : Академический проект, 2009. –477 с.2.ПавлиновП.Я. Для тех кто рисует: советы художника / П.Я.Павлинов. –М.: Советский художник, 1965. –71с.3.СавиновА.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку/ А.М.Савинов // Вестник университета Российской академии образования. –2010. –№ 5(53). –С.90–94.4.РостовцевН.Н. Академический рисунок: учебник для худ.граф. фак. пед. интов. / Н.Н.Ростовцев. –М. : Просвещение, 1984. –239 с.

Elizabeth Gomzyakova,

Student ofthe Technology and DesignDepartment, Vyatka State University of Humanities, [email protected] in theacademicfigureAbstract. The authordiscusses the need forspacetransmissionin drawingin order to get a goodresult, describes masters’ workswith space, and offers solution to spacetransmission on students drawings.Keywords: drawing,drawinginspace, linear and aerial perspective.References:1.Makarova, M. N. (2009) Perspektiva: uchebnik dlja vuzov. Moscow, ”Akademicheskij proekt” Publ., 477 p.2.Pavlinov,P. Ja.(1965)Dlja teh kto risuet: sovety hudozhnika. Moscow, “Sovetskij hudozhnik” Publ., 71 p.3.Savinov,A. M. (2010) “Metodicheskie principy uchebnogo risovanija kak osnova teorii i praktiki obuchenija akademicheskomu risunku” / Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. № 5 (53), pp. 90–94.4.Rostovcev,N. N. (1984) Akademicheskij risunok: uchebnik dlja hud.graf. fak. ped. intov. Moscow, “Prosveshhenie” Publ., 239 p.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

e-koncept.ru

2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Обучение младших школьников передаче в рисунке объема и пространства довольно сложная пед.задача.

В реальном мире мы имеем дело с объемными предметами и пространственными отношениями между ними. Рисование же отображает объемные предметы в виде 2-мерных изображений, взаимосвязанных пропорциональными и пространственными соотношениями. В процессе рисования приходится переводить информацию с языка объемно воспринимаемых образов на язык изображений. Сами особенности детского рисунка, например, такие как фризовое построение композиции, отсутствие деления на планы, разрыв неба и земли, плоскостное изображение и т.п., являются следствиями ошибочного восприятия действительности и неумения передать ее адекватно. Передача объема и пространства – сложная задача для учеников начальной школы.

Например, первые детские пейзажи весьма своеобразны: сверху – полоса неба, снизу – полоса земли и травы, а между ними – белое поле бумаги. Ребенок словно не замечает, что небо и земля сходятся на линии горизонта. Поэтому необходимо как можно чаще обращать внимание ребенка на уходящую вдаль перспективу. Пусть он увидит, что в природе есть линия горизонта. Это явление можно наблюдать во время экскурсий к морю, в поле. В процессе экскурсий в природу очень эффективным будет фотографирование. В дальнейшем полученные фотографии рассматриваются и анализируются. Фотографировать можно и с помощью самодельных игрушечных фотоаппаратов, сделанных учениками на уроках труда. На экскурсии или прогулке дети «фотографируют» разные пейзажи с помощью самодельных фотоаппаратов, а затем в классе «проявляют снимки» - рисуют увиденное.

С целью обучения учеников начальных классов передаче объема и пространства их знакомят с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, натюрморт. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, местности, ланшафта. Натюрморт – жанр, изображающий предметный мир человека. С учениками обязательно нужно рассмотреть произведения выдающихся художников, обращать внимание на то, как в различных картинах передано пространство, изображена перспектива, объем. Можно предложить ученикам для рассматривания и анализа репродукции, альбомы, открытки, слайды картин Левитана, Куинджи, Рылова, Айвазовского, Шишкина, Кончаловского, Герасимова и др.

Эффективным будет использование технических средств обучения – кинопроекторов, видеомагнитофонов. На уроках рисования можно показывать следующие фильмы «Линейная перспектива», «Пейзаж в изобразительном искусстве», «Что такое линия горизонта?». Просмотри кинофильмов повышает интерес к урокам, делает рисование более осознанным.

Важным средством обучения передачи пространства является пед.рисунок. Педагог начальных классов должен хорошо знать законы перспективы, правило светотени и владеть техникой рисунка. Показ педагогом примеров правильного выполнения изображений помогает учащимся выполнить реалистически достоверные изображения.

Можно предлагать ученикам различные изобразительные упражнения. Например, закрасить лист бумаги сверху оттенками синего, голубого, серого, а снизу- оттенками коричневого, зеленого. И эти 2 цветных поля должны сомкнуться на линии горизонта, при этом белой бумаги остаться не должно. Ощущения можно усилить, привлекая игровые приемы. Например, можно внести в рисунок нелепые детали и предложить найти ошибки. Дети с удовольствием дают советы и включаются в обсуждение.

К концу начальной школы уже требуется осмысленное рисование предметов в пространстве, поэтому есть необходимость обратится к таким понятиям как точка зрения, линии горизонта, точка схода.

Для обучения передаче объема следует как можно чаще обращаться к рисованию с натуры. Задача, учителя – направить внимание ребенка, на осмысливание конструкции формы всего предмета в целом, добиться того, чтобы ученик ясно представил себе функциональное назначение этого предмета, целесообразность строения его формы, пропорций, цвета и т.д. В начальных классах целесообразно уроки изобразительным искусством строить по 2-м направлениям – изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Эффективным при обучении также будет метод линейно-конструктивного построения рисунка.

Таким образом, для развития изобразительных умений в области перспективных построений целесообразно использовать разнообразные методы и приемы:

  1. экскурсии и наблюдения в природе, окружающей жизни

  2. посещение выставок, музеев

  3. беседы об изобразительном искусстве с демонстрацией иллюстраций

  4. использование технических средств обучения (фотоаппаратов, кино- и видеофильмов)

  5. пед.рисунок

  6. чтение худ.произведений о природе

  7. упражнения

  8. анализ детских работ

Использование разнообразных методов и приемов обучения способствует повышению интереса младших школьников к рисованию, делает этот процесс осознанным, а рисунки более реалистичными и грамотными.

studfiles.net

Как нарисовать пространство? Теория перспективыПОЧЕМУХА.РУ ответы на вопросы.

О средневековой живописи Леонардо да Винчи отзывался так: «Величайший порок обнаруживается у многих живописцев: они пишут жилища людей и иные околичности таким образом, что городские ворота доходят только до колена обитателей, даже если они ближе к глазу зрителя, чем человек, который обнаруживает желание в них войти».

Живописцы эпохи Возрождения желали изображать тот мир, в котором жили, — настоящий. В конце концов им это удалось, но сперва пришлось решить серьёзную проблему. Мир объёмен, он простирается ввысь, вширь и вдаль, а лист бумаги, холст или стена — плоские. Как написать трехмерный мир на двухмерном листе? Художники обратили внимание на то, что предметы, удаляясь, зрительно уменьшаются в размерах. Проще всего наблюдать это явление, глядя на убегающую вдаль дорогу. Чем дальше от нас, тем больше она сужается, а деревья на обочинах становятся все меньше, пока не сойдутся где-то на горизонте в одну точку — ее назвали точкой схода. Причина этого уменьшения кроется в свойствах человеческого зрения. Но точку схода можно рассчитать, призвав на помощь геометрию.

Линии горизонта тоже не удалось ускользнуть от внимания художников. Оказалось, что она у каждого своя, всегда — на уровне глаз. На все, что ниже ее, человек смотрит сверху вниз, на все, что выше, — снизу вверх. Так что если на картине есть горизонт (пусть и невидимый, в жизни его тоже не всегда видно), а фигуры и предметы, которым полагается быть дальше от зрителя, правильно уменьшены, получается благородный, высокохудожественный обман зрения — иллюзия трехмерного пространства.Художники Проторенессанса тоже начинали писать пространство — как умели. Мастера эпохи Возрождения предпочитали опираться на науку. И в XV веке появилась теория перспективы — правила изображения на плоскости видимого мира. Перспектива — изобретение флорентийских архитекторов Филиппо Брунеллески и Леона Баттисты Альберти. Но самыми горячими её поклонниками стали живописцы.Один из них, Паоло Уччелло, превратился в настоящего раба перспективы. Будучи одаренным от природы художником, он почти забросил живопись, растерял друзей и заказчиков, совершенствуя способы перспективного сокращения зданий и разных предметов. Он все время усложнял себе задачи и мог месяцами не выходить из дому, занятый поисками решения. А когда жена уговаривала его лечь спать, восклицал: «О, какая приятная вещь эта перспектива!»Освоив изображение трехмерного пространства, живописцы, однако, не сразу научились вписывать в него героев своих картин. На большинстве работ XV века действие разворачивается на фоне пространства, а не внутри него. Объединить персонажей со вредой, в которой они находятся, удалось только мастерам Высокого Возрождения. Первым из них был Леонардо да Винчи.Доменико Гирландайо. «Встреча Марии с Елизаветой». Поместив библейскую сцену в итальянский город, художник показал не только глубину пространства, но и его «многоэтажность».Уччелло. «Потоп». Однажды, расписывая потолок, Уччелло задумал нарисовать хамелеона — камалеонте. Считалось, что он соответствует воздушной стихии, ибо, впитывая воздух, меняет цвет. Уччелло никогда не видео хамелеона, зато видел камелло — верблюда и решил, что это одно и то же. Поэтому он написал верблюда, разевающего пасть и глотающего воздух.

pochemuha.ru


Смотрите также