Конспект урока по ИЗО тему «Пусть всегда будет солнце». Рисование пусть всегда будет солнце


Конспект урока по ИЗО тему «Пусть всегда будет солнце»

Урок № 7

Дата: 19.12

Предмет: ИЗО

Класс: 2

Тема: Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце»

Цель: Формирование через творческую деятельность возможность выражать свои мысли, фантазии, особенности своего состояния, воспитывать аккуратность, любовь к окружающему миру.

Оборудование: музыкальное сопровождение для релаксации, листы бумаги формата А4, краски кисти, салфетки, цветные карандаши

Ход урока

1. Оргмомент

Игра "Знакомство" передаем по кругу друг другу колокольчик, называем свое имя и приветствуем друг друга.

2. Сообщение темы урока

а) Диагностическое задание "Два солнышка" проводится в начале и в конце занятия, выявляет уровень эмоционального состояния ребенка.

Хлопните в ладоши 2 раза, если у вас грустное настроение, 3 раза, если хорошее настроение.

-Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. Покажите мне свои ладошки, потрите их, погладьте себя по голове и скажите: "Какой я замечательный!"

б) Графическое задание "Лучи солнца" (рисование цветными карандашами).

hello_html_a44a8f1.gifhello_html_5287b56e.jpg

Каждый из вас –СОЛНЦЕ! Если у вас радостное настроение- от вас отходят радостные лучи, если грустно-грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся. (дети изображают солнышко с лучиками, по рисункам определяют, какие лучи злятся, какие удивляются, какие радуются.)

- Какие цвета краски вы больше используете?

-А какое настроение бывает у человека? (дети отвечают)

Предлагается набор из 7 цветов. Каждому цвету соответствует настроение. Все думают, какое настроение у человечка и раскрашивают его.

в) Правила работы с красками

Дети вспоминают правила работы с красками.

Цвет передает психологическое настроение, можно узнать, чем «дышит» ребенок.

Красный цвет – восторженное настроение;

Оранжевый цвет – радость;

Желтый цвет – светлое, приятное настроение;

Зеленый цвет – спокойное настроение;

Синий цвет – грусть;

Фиолетовый цвет – тревожное, напряженное настроение;

Черный цвет – упадок, уныние.

3. Физминутка - Релаксация

hello_html_m5d6cefba.jpg

- Сядьте по - удобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе поляну, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине. Над вами склоняют голову цветы необыкновенной красоты: синие, желтые, красные, разные-разные, слышится пение птиц, стрекотание кузнечика, ваши глаза закрыты. И вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до губ, рисуют улыбку… Вам хорошо, приятно… Цветы тянутся к солнышку, распускают свои лепестки. А теперь потянитесь и вы, и на счет «три» откройте глаза. Вы отдохнули. Один, два, три.

а) Способ рисования: (прижать части кисти руки с нанесенной краской к листу бумаги)

Согнутый кулачок – бутон цветка,

Ребро ладони – стебель цветка,

Ладонь – листики

4. Рисование солнышка

А) показ работ детей

б). Диагностическое задание "Два солнышка" (повторяется для выявления динамики в изменении настроения у детей)

5 . Итог урока .

- Что на сегодняшнем занятии вам больше всего удалось?

- Какие краски вы больше использовали?

- Над чем надо поработать?

infourok.ru

Урок 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» (карандаш) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс

Урок 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» (карандаш)

15.11.2013 6951 0

Цели: расширять представления о красоте родной земли, о ее людях; развивать фантазию, творческое воображение; формировать умение составлять композиции; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – А. А. Пластов «Сенокос», И. И. Шишкин «Рожь», «Лесные дали»; образец педагогического рисунка «Пусть всегда будет солнце» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворения – Платон Воронько «Лучше нет родного края», А. А. Прокофьев «Родина», Елена Благинина «Посидим в тишине», О. Фокина «Храни огонь родного очага».

Музыкальный ряд:  песня  «Пусть всегда будет Солнце»  (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина), «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня тема урока является завершающей темой четверти и всего учебного года.

 Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Послушайте стихотворение:

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родной стороной.

С каждым годом все краше

Дорогие края.

Лучше родины нашей

Нет на свете друзья.

                           А. Прокофьев

Верно, стихотворение А. А. Прокофьева посвящается нашей Родине, сегодня у нас урок на тему «Родина».

III. Актуализация знаний учащихся.

 Ребята, а с чего у каждого человека начинается Родина?

Верно, Родина начинается и с березки возле вашего окна, и с теплых и нежных рук матери.

 А что мы еще называем родиной?

Правильно, родина – место, где мы родились и выросли.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте, как поэты воспевают нашу Родину.

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

                                       П. Воронько

 Ребята, а что еще входит в представления о красоте родной земли, о ее людях?

Наша Родина! Она одна, другой не бывает. Это место, где живешь ты, твои родители, возможно, жили и твои предки. Родина – это и окружающая среда: природа, постройки, предметы оформления дворов и парков, ограды, детские площадки… Каждому народу дорога та земля, где он родился и вырос, где жили его предки, живут родные.

ХРАНИ ОГОНЬ РОДНОГО ОЧАГА

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

                                                          О. Фокина

Послушайте  песню  «Пусть  всегда  будет  Солнце».  Музыку  написал А. Островский, слова придумал Л. Ошанин.

Звучит песня.

Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Но человек не один – на земле много людей. Они занимают всю землю.

В  небе  журавли  летают  стаями,  в  лесу  под  елями  стоит  мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так легче и веселей.

Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. Народов много на Земле, и все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется родиной.

Идет человек по Земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там  человек  поживет  в  гостях,  тут  поживет.  Хорошо  в  гостях!  В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, и напоят вдоволь, и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. «Все не так. И человек идет домой. «В гостях хорошо, да дома лучше», – говорят люди.

Так и с Родиной. Ездит человек по разным странам, смотрит, как люди живут. В одной стране живут побогаче, посытнее. В другой – победнее, похуже. Всякие страны есть. А своя Родина – лучше. Каждый человек стремится, чтобы его Родина стала еще краше, еще богаче, потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И Родина тоже одна. Без Родины человек точно дерево без корня.

Наша страна – это все, чем мы живем. Это наши люди, наши дела, наши песни, заводы, космические корабли. И наша природа – тоже Родина. Наша Земля – это частица нас. Будь эта Земля иной, и мы были бы другие, говорили бы иначе.

Человек любит свою Землю. Потому что не может он без запаха прелых листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. У каждого человека есть чувство, будто его связывает незримая связь с лесной чащей или морским ветром. Без рек и гор человек как без друзей.

Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – все это проникло в их искусство. Художник видит природу как живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. В нашей стране много удивительных волшебников слова, звука, краски, способных передать красоту нашей родной Земли. Их искусство рождается из чувства любви к Родине.

V. Анализ репродукций.

Красоту родной природы воспевали не только поэты, но и известные художники, такие как Аркадий Алексеевич Пластов (1893–1972). Этот художник был подлинным знатоком и поэтом русской природы. Сын крестьянина-иконописца, А. А. Пластов получил образование в Москве. Дальнейшие  годы  были  периодом  упорного  самообразования  в  области живописи.

Пластов черпал темы и сюжеты для своих картин в близкой ему жизни деревни, в хорошо знакомом быте и труде селян. А. А. Пластов подолгу жил и работал в родном селе, собирая этюдный материал для задуманных картин. Работы Пластова отличаются живым, непосредственным видением мира, его живопись широкая, темпераментная. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. Особенно интересны работы Пластова, исполненные во время войны и в послевоенные годы.

Перед вами репродукция картины «Сенокос». Эта картина прославляет радость мирного труда. О картине «Сенокос» сам художник писал: «Кончена война, кончена победой великого русского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа?

Мне кажется, – искусство радости… все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было изобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить, и вал скошенных цветов не просушить. А ко всему тому косец пошел иной: наряду с двужильными мужиками-стариками вставали в ряд подростки, девчата, бабы. Ничего не поделаешь – война. Кто покрепче – был в армии. Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов – всего этого было в преизбытке».

Сказано так ярко, что и добавить к словам художника нечего. Действительно, с замечательным реалистическим мастерством создал художник картину, прозвучавшую как подлинный гимн мощи, красоте и силам нашей Родины. Не случайно такую важную роль в этом произведении играет пейзаж, ставший воплощением бурной радости жизни.

Определите фамилию художника, который явился создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника вам уже хорошо известны со второго класса. Его наследие огромно: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр – офортов. Титанический труд художника вызвал к себе глубокое уважение со стороны современников. Большой любовью зрителей пользуется искусство этого мастера и в наши дни.

Этот художник родился на Каме, и благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. После художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств.

 Кто этот художник?

Верно, это – Иван Иванович Шишкин.

 Какую  картину  художника  мы  с  вами  рассматривали  во  втором классе?

Верно, картину «Рожь» – одно из высших его достижений. Посмотрите на нее снова и вспомните, как мастер в ней сумел создать величавый образ русской земли.

Позже И. И. Шишкин исполнил другое не менее известное произведение – картину «Лесные дали».

 Какое впечатление производит на вас эта картина?

Эта картина написана свободно и широко.

 Что в этой картине особенно красиво и вам больше всего нравится?

Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, где-то вдалеке среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. Общий холодный голубовато-зеленый тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Картина выглядит строгой и величавой одновременно.

VI. Работа над новым материалом.

 Кто из вас уже представил свою композицию?

Сюжетами ваших рисунков могут быть: ослепительный круг солнца, под живительными лучами которого красуются яркие головки тюльпанов, роз и других цветов; портрет любимого друга, мамы, бабушки; поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль; праздничная, украшенная цветами, флагами и фонариками родная улица. А может быть, вы нарисуете березку с изумрудно-зелеными листьями, спускающимися гирляндами под окном.

Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа.

Я надеюсь, что под воздействием произведений литературы, музыки и изобразительного искусства у вас возникнут зрительные образы по теме «Пусть всегда будет солнце».

Звучат «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Учитель. Я свой рисунок посвящаю маме и ее дочке. Послушайте стихотворение.

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!»

                           Е. Благинина

Выполним рисунок мамы и дочки. Героини сидят у окна и о чем-то доверительно беседуют.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Выполним сегодня линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке выполним работу красками (см. Приложение).

1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию подоконника. Определяю место, занимаемое на плоскости бумаги мамой с ребенком. При этом я выполняю их обобщенно, как неразрывную группу. Помните: самое главное в композиции надо выделять размером и цветом.

2. Намечаю размеры и пропорции отдельно мамы и девочки. Определяю их фигуры схематично. Голову рисую в форме сложного прямоугольника. Приблизительно отмечаю в центре композиции фигуры мамы и девочки по пояс. Тогда изображение их будет более крупного размера.

3. Уточняю размер и пропорции каждой героини композиции. Весь смысл работы состоит в том, чтобы показать неразрывную связь между матерью и ее ребенком. При этом фигуры надо нарисовать таким образом, чтобы эту связь подчеркнуть. Для этого я маму с дочерью рисую сидящими у окна обнявшись. Далее рисую фигуры и головы героинь. У девочки в руках кукла. У обеих героинь руки лежат на груди женщины соприкасаясь, как символ их единения.

4. Детально прорисовываю фон – солнце, оконную раму, штору в комнате и стул, на котором сидят мои героини. Тщательно прорабатываю одежду, черты лица каждой из участниц композиции. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Сначала определите всю композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как делала я. Надеюсь, что у вас получатся интересные композиции.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Впечатления о счастливом детстве, о Родине удалось передать нескольким ученикам (фамилии, имена) в своих композициях.

 Что не получилось у авторов этой работы?

Учитель. Посмотрите, как верно переданы у … (фамилия, имя ученика) в рисунке пропорции фигур людей.

А вот у … (фамилия, имя ученика) творческое воображение очень развито, посмотрите на его интересный рисунок.

Удачно  передано  ощущение  счастья  в  работе …  (фамилия, имя ученика).

2. Обобщение изученного материала.

Учитель. В следующую встречу выполним работу в цвете.

 Кто запомнил имена художников и названия их работ, с которыми вы сегодня познакомились? 

tak-to-ent.net

Урок 35 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» (акварель) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс

Урок 35 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» (акварель)

15.11.2013 7221 0

Цели: продолжить знакомство с понятием «родина»; развивать творческое воображение, формировать чувство цвета, интерес к предмету; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

Изобразительный ряд:  репродукция  А. и С. Ткачевых  «Детвора»;  образец  педагогического  рисунка  «Пусть  всегда  будет  солнце»(акварель).

Литературный ряд: стихотворения – Антон Пришелец «Наш край», М. В. Исаковский «Родина».

Музыкальный ряд: «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня продолжаем работу на тему «Пусть всегда будет солнце» в цвете.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Послушайте еще стихотворение, продолжающее ваше знакомство с понятием «родина».

РОДИНА

На ветвях танцуют белки,

Лес, обветренный, молчит.

Солнце в облачные щели

Шлет раскосые лучи.

У опушки дремлют кони,

Подпирая боком ель.

Снится ли, что в поле стонет

Безголосая метель.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном,

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

                                М. Исаковский

 А кто из вас знает, что обозначает слово «агроном»?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Гордостью за нашу страну и ее людей проникнуто стихотворение:

НАШ КРАЙ

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной,

Навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт –

Все бегут,

Бегут дороги,

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд, –

Край родной,

Навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад!

                                А. Пришелец

На это стихотворение Д. Кабалевский написал музыку. Можно вместо чтения стихотворения включить музыкальную запись.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Перед вами репродукция, посвященная детству. Эта работа выполнена  братьями  А.  и  С.  Ткачевыми.  Она  так  и  называется – «Детвора».

Целесообразно беседу вести под музыкальное сопровождение «Песни о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песни о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Помните, как важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом не забывайте, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.

В соответствии с задуманным сюжетом подбираются краски, составляется цветовая гамма.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Я решила выполнить работу в нежной цветовой гамме. Для этого буду  брать  оттенки  желтого,  розового.  Счастье  мне  всегда  представляется  чем-то  теплым  и  уютным,  а значит, и гамма цветов должна быть «теплой».

Подберу цвета на палитре для своей композиции. Так как работа будет нежная, то лучше каждый цвет разбавлять большим количеством воды. Композицию  выполню  в  мягком,  пастельном  колорите.  Поэтому  в моей  работе  будет  много  желтого,  красного, коричневого светлых оттенков (см. Приложение).

1. Выполню фон – солнце, используя несколько оттенков желтого цвета. Чтобы получить оттенки желтого цвета, добавляю в основной цвет желтый цвет, чуть оранжевого цвета или цвета охры.

2. Теперь закончу оформление фона – выполню штору розовым цветом. А ленту, которая держит штору, закрашу в коричневый цвет, стенку около героинь выполню светло-коричневым цветом. Раму окрашу в светло-коричневый цвет, с добавлением желтого цвета.

3. Окрашу стул, на котором сидят мама с дочкой в тот же цвет, которым выполняла ленту для шторы. Теперь начинаю работу над участниками композиции. Выполню коричнево-желтым оттенком волосы у мамы.

4. Окрашу платья героинь в спокойные нежные цвета – голубой и бежевый (цвет охры) цвета. Теперь проработаю тонкой кистью волосы у девочки – прядки на голове и косички. Работаю над детальной пропиской каждой из героинь. Для придачи объема по контуру каждого костюма прохожу коричневой краской, смешанной на палитре с основным цветом. Прорисовываю черты лица мамы и дочки. Ввожу дополнительные оттенки для выполнения их одежды – розовый цвет, зеленовато-голубой и светло-коричневый. Темно-синий цвет смешаю с коричневым и этим цветом проработаю самые темные места в композиции.

Работа в итоге выполнена в едином колорите, все объекты связаны между собой по цвету, так как в окраске каждой детали композиции введены цвета, которые являлись основным для выполнения других предметов. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. У всех получились интересные работы.

 В чем достоинство этих композиций?

Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель. Ребята, поделитесь своими впечатлениями об этих уроках.

 Что вам запомнилось?

 

tak-to-ent.net

Конкурс рисунков на асфальте "Пусть всегда будет солнце!"

Конкурс рисунков на асфальте

«Пусть всегда будет солнце!»

 

В первый день лета, в нашей школе прошёл конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!», посвящённый Дню Защиты детей.

В конкурсе приняло участие 3 команды: «Солнышко», «Лучик» и «Юность».

Как только были вручены участникам разноцветные мелки, так сразу же стали появляться самые разнообразные рисунки, и буквально через полчаса серое полотно асфальта наполнилось палитрой ярких красок и превратилось в огромный солнечный ковер! Каждая из команд получила свое достойное место!

Рисование на асфальте – замечательный способ занять детей, вызвать у них неподдельный интерес, дать шанс раскрыть свои таланты. В качестве развлечения в День Защиты детей конкурс рисунков на асфальте особенно хорошо подходит. По окончании конкурса все участники рассматривали рисунки, высказывали свои мнения.