Разработка урока с презентацией "Наброски фигуры человека с натуры". Рисование с натуры человека 7 класс


"Наброски с фигуры человека". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
  • Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.

Задачи:

  1. Обучающие – обучить приемам изображения.
  2. Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  3. Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Оборудование.

Для учителя:

  • методические таблицы:
    • Пропорции человека,
    • Наброски фигуры человека,
    • Динамическая модель фигуры человека,
    • «Живая модель» – ученики из класса,
  • бумага А3, уголь.

Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организация – 1 минута.
  2. Объяснение нового материала – 10 минут.
  3. Педагогический рисунок – 2 минуты.
  4. Практическая работа учащихся – 25 минут.
  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
  6. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока

Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.

Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».

Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)

Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:

Динамическая модель Каркас фигуры

1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.

При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.

2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.

Педагогический рисунок Ильин С. В.

Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.

3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.

Рисунок 5

Рисунок 6

4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.

Этапы урока Что делают
Учитель Ученики
1 Объясняет материал, задает вопросы. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
2 Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. Внимательно смотрят и слушают.
3 Осуществляет контроль, помогает учащимся. Изобразительная деятельность.
4 Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
5 Поясняет домашнее задание. Записывают в дневник.

При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект урока «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.

План-конспект урока  «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.

Цели урока: Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов. Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости. Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания. Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека с натуры, используя новые технические приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать верно пропорции и характер модели, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения. Тип урока: сообщение новых знаний с закреплением их практической работой. Оборудование урока: Для учителя: образцы работ учащихся по данной теме, учебные таблицы и планы-схемы с пропорциями фигуры человека, карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберт, натурщик(модель). Для учащихся: карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберты, натурщик (модель). 

Список используемой литературы.1. Н. Ли Основы учебного академического рисунка. М., изд-во Эксмо. 2005 г. 2. П.Станьер, Т.Розенберг Практический курс рисования ООО «Попурри», 2004 г.План 1. Организационная часть. 2. Повторение пройденного материала. 3. Объяснение новой темы. Наброски. Упражнения (рисование жестом, координация руки и глаза, рисование непрерывной линией, силуэтный рисунок, вынутый тон). Учитель демонстрирует методику выполнения каждого технического приёма. 4. Самостоятельная работа учащихся после каждого технического приёма. 5. Обсуждение проделанной работы. 6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Ход урока 1.Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе. 2.Учитель объясняет тему урока. Повторяет с учащимися пройденный материал. На примере натурщика разбирает законы рисования фигуры с упором на одну ногу или на две ноги, передачи пропорций фигуры человека. ( Отметка линии центра тяжести, которая начинается от яремной впадины или седьмого шейного позвонка, отметка основания стопы и уровня лобкового сочленения, уровень и направление плеча и таза, размер головы, размер и ширина таза, отметка коленных суставов). Учитель демонстрирует планы-схемы, учебные таблицы, наброски и зарисовки фигуры человека, рассматривает их как необходимый подготовительный этап в рисовании фигуры человека. 3-4.Учитель объясняет значимость занятия набросками при обучении рисунку. Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений. Наброски бывают линейные и тональные. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. Рисование жестом. (2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, бумага).Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, - преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель. Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно. Выполнение. Рисовать следует в разумном масштабе по отношению к размеру листа, потому что страх перед неудачей выражается в уменьшении масштаба и робких прикосновениях инструмента к бумаге. Приступать к упражнению следует с уверенностью. В конце концов, вы рискуете только стоимостью листа бумаги. Представьте, что ваша рука связана с глазом; не фиксируйте взгляд или карандаш на деталях, а переходите от общего к частному. Позвольте вашему карандашу двигаться по бумаге молниеносно, сверху вниз и из стороны в сторону, пока не обозначиться вся фигура. Не отождествляйте рисунок с реальным миром. Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей. Вместе с учащимися учитель определяет позу модели и расстояние от неё до рисующего. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. За тем предлагает учащимся выполнить наброски натурщика, используя в работе новый технический приём. (Самостоятельная работа учащихся.) Координация руки и глаза. ( 1-2 наброска по 5-7 минут каждый. Материал: карандаш, бумага). Цель данного упражнения – разрушение всех стереотипных представлений о конечном виде рисунка. Выполнение. Выполняя это задание не сводите глаз с модели. Всё время, пока карандаш движется по бумаге, ваш взгляд должен быть устремлён на натуру. Хотя это и трудно, постарайтесь не подсматривать. Вы можете несколько раз взглянуть на рисунок, но только когда карандаш не касается бумаги. Цель этого упражнения – координация глаза и руки. ( сравнение с игрой в теннис. Играя, мы смотрим на мяч, а не на ракетку.) Учитель меняет позу модели, демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Рисование непрерывной линией.( 2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, гелевая ручка, бумага). Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки. Выполнение. Поставьте карандаш на бумагу и убедите себя, что точка соответствует конкретной точке тела модели. Перемещайте ваш взгляд и руку с постоянной скоростью по контуру модели, фиксируя детали и не глядя на бумагу. В ходе упражнения вам придётся избегать углов, сравнивая и сопоставляя взаимное расположение точек. В процессе поиска вы сможете определить грубые пропорции изображаемой фигуры. Учитель меняет позу модели. Учитель выполняет набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Силуэтный рисунок. ( один десятиминутный набросок. Материал: карандаш, резинка, бумага.) Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях. Выполнение. В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, - их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой. Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Вынутый тон. Зарисовка. ( один получасовой рисунок. Материал: карандаш, тонированная графическим материалом бумага, резинка.) Полностью зачерните бумагу графическим материалом, разотрите её слегка газетой, чтобы выровнять тон. В рисовании тон является индикатором света. Линии, штрихи и пятна наносятся с помощью графических материалов различной тональной насыщенности, что позволяет осуществить градацию светлых и тёмных элементов. Осветите модель сильным направленным светом, необычным образом. Выполнение. Работайте жёсткой резинкой, лёгкими линиями наметьте положение фигуры и окружающих предметов. На этом этапе не забывайте о композиции. Прищурьтесь, чтобы лучше различить светлые и тёмные тона. Пока вы будете наблюдать прищурившись, решите для себя, какие участки отнести к той или иной тональной категории, и постарайтесь не отступать от принятого решения. Продолжайте рисунок, вытирая самые светлые участки композиции. Подобная работа резинкой может оставить выразительные следы (которые иногда выглядят как резьба по дереву). Не забывайте уделять одинаковое внимание всем деталям картины – фигуру и фону. Затем переходите к участкам, попадающим в группу полутонов. Помните, что вы пытаетесь изобразить эффект света, падающего на формы в поле вашего зрения, и ваша задача – наполнить композицию смыслом и глубиной. Учитель меняет позу натурщика и демонстрирует технический приём. (Учащиеся выполняют задание.) 

5. Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися. Вопросы: • Что вы пытались выразить в рисунке? • Что вам удалось выразить? • Что от вас ускользнуло? • Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому? • Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге? • Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени, - скажем, шесть часов? • Что вы бы успели сделать за 10 минут? • Что вы бы проработали особенно тщательно за время шестичасового сеанса? Каким образом? Сумели бы вы сделать рисунок более правильным? Если да, то что это значит и почему это желательно? Как этого достичь? 

6. (Учитель вместе с учащимися выставляет оценки за занятие.) Учитель подводит итог урока. Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков – они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться всё лучше и лучше. Упражнения по наброскам следует выполнять целенаправленно. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они развивают глазомер, координацию руки, умение наиболее точно выявлять самое существенное. Набросок даёт возможность работать раскованно, сосредотачивать внимание на главном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремлённость. Учитель даёт домашнее задание. Выполнить серию набросков, используя в работе новую методику. 

infourok.ru

Разработка урока с презентацией "Наброски фигуры человека с натуры"

Уроки № 6-7   ИЗО в 7 классе _________________________

Тема Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.Цели урока: Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов. Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости. Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания. Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека с натуры, используя новые технические приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать верно пропорции и характер модели, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения. Тип урока: сообщение новых знаний с закреплением их практической работой. 

Ход урока 1.Орг. момент (Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе. )2. Работа над темой.

Открытие темы. Определение целей. Планирование работы на 2 урока.

Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений. Наброски бывают линейные и тональные. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. Рисование жестом. (2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, бумага).Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, - преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель. Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно. Выполнение. Рисовать следует в разумном масштабе по отношению к размеру листа, потому что страх перед неудачей выражается в уменьшении масштаба и робких прикосновениях инструмента к бумаге. Приступать к упражнению следует с уверенностью. В конце концов, вы рискуете только стоимостью листа бумаги. Представьте, что ваша рука связана с глазом; не фиксируйте взгляд или карандаш на деталях, а переходите от общего к частному. Позвольте вашему карандашу двигаться по бумаге молниеносно, сверху вниз и из стороны в сторону, пока не обозначиться вся фигура. Не отождествляйте рисунок с реальным миром. Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей. Вместе с учащимися учитель определяет позу модели и расстояние от неё до рисующего. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. За тем предлагает учащимся выполнить наброски натурщика, используя в работе новый технический приём. (Самостоятельная работа учащихся.) Координация руки и глаза. ( 1-2 наброска по 5-7 минут каждый. Материал: карандаш, бумага). Цель данного упражнения – разрушение всех стереотипных представлений о конечном виде рисунка. Выполнение. Выполняя это задание не сводите глаз с модели. Всё время, пока карандаш движется по бумаге, ваш взгляд должен быть устремлён на натуру. Хотя это и трудно, постарайтесь не подсматривать. Вы можете несколько раз взглянуть на рисунок, но только когда карандаш не касается бумаги. Цель этого упражнения – координация глаза и руки. ( сравнение с игрой в теннис. Играя, мы смотрим на мяч, а не на ракетку.) Учитель меняет позу модели, демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Рисование непрерывной линией.( 2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, гелевая ручка, бумага). Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки. Выполнение. Поставьте карандаш на бумагу и убедите себя, что точка соответствует конкретной точке тела модели. Перемещайте ваш взгляд и руку с постоянной скоростью по контуру модели, фиксируя детали и не глядя на бумагу. В ходе упражнения вам придётся избегать углов, сравнивая и сопоставляя взаимное расположение точек. В процессе поиска вы сможете определить грубые пропорции изображаемой фигуры. Учитель меняет позу модели. Учитель выполняет набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Силуэтный рисунок. ( один десятиминутный набросок. Материал: карандаш, резинка, бумага.) Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях. Выполнение. В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, - их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой. Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. (Самостоятельная работа учащихся.) Вынутый тон. Зарисовка. ( один получасовой рисунок. Материал: карандаш, тонированная графическим материалом бумага, резинка.) Полностью зачерните бумагу графическим материалом, разотрите её слегка газетой, чтобы выровнять тон. В рисовании тон является индикатором света. Линии, штрихи и пятна наносятся с помощью графических материалов различной тональной насыщенности, что позволяет осуществить градацию светлых и тёмных элементов. Осветите модель сильным направленным светом, необычным образом. Выполнение. Работайте жёсткой резинкой, лёгкими линиями наметьте положение фигуры и окружающих предметов. На этом этапе не забывайте о композиции. Прищурьтесь, чтобы лучше различить светлые и тёмные тона. Пока вы будете наблюдать прищурившись, решите для себя, какие участки отнести к той или иной тональной категории, и постарайтесь не отступать от принятого решения. Продолжайте рисунок, вытирая самые светлые участки композиции. Подобная работа резинкой может оставить выразительные следы (которые иногда выглядят как резьба по дереву). Не забывайте уделять одинаковое внимание всем деталям картины – фигуру и фону. Затем переходите к участкам, попадающим в группу полутонов. Помните, что вы пытаетесь изобразить эффект света, падающего на формы в поле вашего зрения, и ваша задача – наполнить композицию смыслом и глубиной. Учитель меняет позу натурщика и демонстрирует технический приём. (Учащиеся выполняют задание.) 

5. Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися. Вопросы: • Что вы пытались выразить в рисунке? • Что вам удалось выразить? • Что от вас ускользнуло? • Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому? • Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге? • Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени, - скажем, шесть часов? • Что вы бы успели сделать за 10 минут? • Что вы бы проработали особенно тщательно за время шестичасового сеанса? Каким образом? Сумели бы вы сделать рисунок более правильным? Если да, то что это значит и почему это желательно? Как этого достичь? 

6. (Учитель вместе с учащимися выставляет оценки за занятие.) Учитель подводит итог урока. Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков – они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться всё лучше и лучше. Упражнения по наброскам следует выполнять целенаправленно. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они развивают глазомер, координацию руки, умение наиболее точно выявлять самое существенное. Набросок даёт возможность работать раскованно, сосредотачивать внимание на главном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремлённость. Учитель даёт домашнее задание. Выполнить серию набросков, используя в работе новую методику. 

multiurok.ru

Методологическая карта урока изобразительного искусства "Набросок фигуры человека с натуры " 7 класс

1.Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

- Прежде чем мы подумаем и назовем тему нашего урока, я хочу рассказать вам китайскую притчу.

- Однажды к знаменитому китайскому художнику пришли заказчики. Они хотели заказать картину с изображением птицы. Но птица должна быть как живая. Художник ответил, что берется выполнить заказ, но ему потребуется три года. Заказчики согласились с требованием мастера.

Прошло три года. Заказчики явились к художнику и стали просить показать им картину. Тогда мастер принес рисовую бумагу и цветную тушь и нарисовал за полчаса картину, на которой была изображена птица, как живая. Заказчики были в недоумении и спросили художника, зачем же они ждали три года, когда он нарисовал картину за полчаса?

Вопрос к ученикам, что ответил им китайский художник? (0тветы учеников: надо много тренироваться и другие…)

- Теперь скажите, что вам труднее всего рисовать. Многие ответят: Человека. Человека в движении.

3. Актуализация знаний

Что для этого нужно делать, чтобы научиться? ( Ответы учеников)

Учитель.

- Да. Надо много трудиться. Знать основные законы изображения. Знать пропорции человеческой фигуры. (Учитель просит назвать основные пропорции фигуры). Рисовать человека в разных позах, делать много быстрых зарисовок.

Быстрые зарисовки называются набросками

4. Коллективное обсуждение темы и цели урока

- Теперь называем тему урока: «Набросок фигуры человека с натуры»

- Какая цель нашего урока? (Ответы учеников)

- Да. Научиться делать наброски.

5.Развитие умений извлекать информацию из визуального ряда

Учитель вместе с учениками смотрит презентацию и обсуждает следующие вопросы:

- что такое набросок, его определение;

Учитель.

- Теперь нам надо дать определение, что такое набросок.

Мы уже выяснили, что набросок – это быстрый рисунок, но для полного определения надо ответить на следующие вопросы:

Вам представлены три наброска :

А. Матисс «Женщина с распущенными волосами»;

П.Сезанн «Игрок в карты»;

Ю.Челюкова «Девушка»

- Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски? (Ответы учеников)

- Какой вывод мы можем сделать? Набросок - это только графическое произведение, или он может быть живописным, или скульптурным? (Ответы учеников)

- Как вы думаете, набросок может быть выполнен только с натуры? А по памяти или воображению?

Вам представлены три наброска, подумаете, какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

И.Репин «Вера Алексеевна Репина»;

В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»

В.Суриков. «Пугачев»

(Ответы учеников)

- Как вы думаете, а для чего надо делать наброски? (Ответы учеников: тренироваться, чтобы быстро схватить движение фигуры и др.)

Учитель.

- Да, надо иметь твердую руку и верный глаз.

- Теперь мы можем дать определение, что такое набросок.

Набросок - это небольшое  графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное.

- какими графическими материалами можно делать наброски;

Учитель.

- Перед вами наброски современных художников. Попробуйте определить, какими материалами сделаны эти наброски. (Ответы учеников).

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь , сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел(на тонированной бумаге, картоне).

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

На слайде вы видите наброски французских художников. Линейный набросок художника А.Манне и изящные наброски с малым количеством тона О.Ренуара

- как делали и использовали наброски великие художники;

Учитель.

- Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Вот, что пишет великий художник итальянского Возрождения Леонардо да Винчи в своем трактате: «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы»

Перед вами картина знаменитого русского художника Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти. На картине фанатичная ревнительница «старой веры» изображена в момент увоза ее в ссылку.

Художник сделал огромное количество набросков и этюдов к этой картине.

На следующем слайде размещены наброски к этой картине.

- Найдите на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова» персонажей, к которым были сделаны эти наброски? (Ответы учеников)

- Вы правы. Это наброски  к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и девушкам с правой стороны картины. Мы видим, что они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.

Особый интерес представляет изучение набросков  русского художника В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:

«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».

Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Он первым из русских художников возвел рисунок карандашом из статуса "простого наброска" в ранг самостоятельного произведения искусства.

На этом слайде «Портрет княгини О. Орловой»

В. Серова и набросок к нему.

- Как вы думаете, с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой? (Ответы учеников)

- Вы правы. Серов искал композицию портрета, выразительную позу, интересный поворот головы. Все это должно было помочь художнику раскрыть внутренний мир гордой аристократки княгини О.Орловой.

На следующем слайде вы видите наброски нашего великого поэта А.С. Пушкина

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях своих произведений? (Ответы учеников)

- Да, вы правы. На полях рукописей Пушкин делал наброски персонажей своих произведений, образы которых подсказывало ему его воображение. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность поэта, рождают замысел будущего произведения.

Учитель.

- Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.

На этом слайде вам представлены наброски. Скажите, что главное в этих набросках? (Ответы учеников)

- Правильно. Это движение.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагается самостоятельная работа: сделать набросок фигуры с натуры

Игра – конкурс: «Выразительный набросок»

На конкурс отводится время 10 минут.

Класс делится на две большие группы. Группа мальчиков - «Товарищество мальчиков» и группа девочек - «Товарищество девочек». Мальчики из своей группы выбирают модель для рисования. Девочки из своей группы.

Учитель предварительно дает рекомендации работать по плану:

( во взрослом человеке отношение головы к фигуре 1/8; 1/7,5 )

  • Определите общие рамки, изображаемой фигуры.

  • Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).

  • Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.

  • Затем оденьте фигуру.

Критерии оценки конкурса:

- выразительность движения;

- правильные пропорции фигуры;

- эмоциональная выразительность

7.Развитие умений аргументированного высказывания

После выполнения набросков из команды девочек выбирается судья, которая отбирает 5 лучших набросков мальчиков. А из команды мальчиков выбирается судья, который отбирает 5 лучших работ девочек. Отобранные наброски вывешиваются на доску.

Каждый судья должен дать оценку работам. Почему та или иная работа претендует на самый выразительный набросок. Члены команд могут высказывать свое мнение. По итогам конкурса выбираются самые выразительные наброски, и делается вывод, какая из команд победила.

8.Рефлексия.

После окончания конкурса, ученикам предлагается оценить собственную учебную деятельность на уроке.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?

  • Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?

  • Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?

  • Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?

  • Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?

9. Домашнее задание

В заключение урока я хочу закончить притчу. Что же ответил китайский художник заказчикам. Он сказал:

- Для того, чтобы нарисовать птицу за полчаса, как живую, мне понадобилось три года упорного труда.

Желаю вам много и упорно трудиться, чтобы научиться хорошо делать наброски фигуры человека!

multiurok.ru


Смотрите также