Рисование цветов с натуры. Рисование с натуры цветов листьев плодов


Рисование с натуры листьев и цветов - 4 Января 2013 - Блог

 

Практическое значение рисования растений

 

Каждое художественное учебное заведение готовит специалистов определенной квалификации и ставит задачи обучения основам профессиональной грамотности и мастерства.

В решении этих ответственных задач особое место занимает рисунок как основа всех видов изобразительного искусства. Вы уже знаете, что рисунок есть не только род искусства, призванный играть вспомогательную роль в изучении основ изобразительной грамоты, но и целая наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу и в связи с этим изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Одновременно рисунок является средством выражения ваших мыслей и чувств, фантазии и воображения, представлений в любом изображении, начиная от наброска с натуры и кончая композиционной работой.

Ваша профессия начинается с постижения азов художественного ремесла, а путь к мастерству долог и тернист. И на всех этапах практического труда вам нужно много и упорно совершенствоваться во всем, в том числе и в усвоении навыков изобразительной грамоты. Особенно внимательно вы должны отнестись к изучению растительного мира, стилизованные формы которого составляют основу художественной отделки изделий декоративно-прикладного искусства.

Леонардо да Винчи. Лилия - Lily - эскизПочему человек так неравнодушен к флоре? Очевидно, потому, что эта совершеннейшая красота рождает в нем ответное чувство, вызывающее особое состояние души. Растительный мир настолько гармоничен, насколько человек умеет им восхищаться и отражать в произведениях литературы и искусства, обретая тем самым смысл самой жизни. Привлекает нас в растительном мире наполненность жизненных сил, его постоянное развитие и обновление.

Особенная красота растений заключается в невообразимо полном воплощении родовых свойств в отдельном виде, что в эстетике названо «мерой», и тем не менее нас потрясает разнообразие форм, размеров, окрасок. Неповторимые творческие комбинации, симметрии придают этим созданиям природы устойчивость и соразмерность. Уже перечисленных признаков хватило бы для того, чтобы человек черпал творческое вдохновение у природы.

ЦикорийНо что такое «мера» у каждого отдельного вида внутри растительного мира? Обратимся к какому-либо растению, например к цикорию, встречающемуся среди трав. Если изучать цикорий по строению каждого из его отростков от основного стебля, то обнаружится любопытная закономерность. Отросток «строит» свою длину в пропорциональности каждого нового выброса в пространство, что соответствует размерам «золотого сечения». Так, если первый выброс, заканчивающийся листочком, «разделить» на 100 частей, то уже второй составит точно 62 части и завершится листочком, в подобных же пропорциях уменьшившимся по сравнению с первым, и т.д. Вот так изумляя разум человека, строит природа свои оригинальные формы симметрии.

Всякий растительный объект является чем-то единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.

Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как цветы. Они с древних веков украшают быт людей, войдя в жизнь подобно музыке, живописи, поэзии. Знаменитый бельгийский писатель Морис Метерлинк устами героя одной из своих пьес сказал: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов...».

Качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением есть у естественной красоты. Человек воспроизводит красоту цветов, стремясь раскрыть в том или ином изображении их существенные особенности, создать их прекрасный образ. Происходит проникновение в суть растений, в законы строения органических явлений природы. Подлинный художник в своем творчестве уподобляется самой природе: он гармонизирует мир, теперь уже образный. Здесь мастер не описывает явление и не деформирует его, а выражает целое в богатстве его содержания, достигая художественности эстетической познанностью растений и выразительностью их изображения, вкладывая в рисунок или картину свои переживания.

Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».

Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.

В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.

 

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

 

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением.

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

 

Зарисовки цветов

 

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

 

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения:

 

  • сначала общее очертание,
  • затем наметка пропорций,
  • пространственное расположение элементов и
  • далее детальная проработка изображения.

 

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Практические задания

1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.

2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/442-risovanie-cvetov.html?start=2

lorrik.ucoz.com

Рисуем цветы с натуры на занятии в школе

Рисуем цветы с натурыДавайте рисовать цветы!  Зачем? - А  просто потому , что это здорово- рисовать цветы. Рисуешь, и душа радуется.

А ещё  можно выставку провести – пусть люди полюбуются.

И, кроме того, у нас имеются и далекоидущие планы - впереди нас ждёт тема «Аппликация Цветы»!  Так надо подготовиться.

Ведь если просто прийти в класс и предложить  обдумать и выполнить аппликацию  «цветок» или, вариант -«Сказочный цветок», то дети восхитятся -да, но нарисуют эскизы, ну правда-до удивления однотипные: прямой стебель, на нём пятилепестковый цветок и два овальных листика.   Знакомо?

До боли знакомо.

 Рисование цветка с натуры

Нарисуем осот

У  Терри  Пратчетта в книге   «Санта-Хрякус» есть такой поворот сюжета: героиня попадает в страну детства -  пространство, нарисованное детьми.  Синяя полоска неба, белый провал под ним, однородно-зелёная твердь травы и на ней  отдельные  одинаковые цветочки - пять лепестков и два листика. Писатель английский, а пейзаж описан самый что ни на есть наш  стандартный детский, состоящий из условных знаков травы, цветов и деревьев.

Так чтобы не получилось такого, чтобы весь класс коллективно-бессознательно в едином порыве не нарисовал один и тот же универсально-одинаковый цветок, нам надо…узнать как эти цветы могут выглядеть в жизни.

 Рисуем топинамбур

Топинамбур

 Как нарисовать ноготки

Ноготки

Конечно же следует иметь опыт рисования цветов с натуры. Прямо скажем: просто наблюдения цветов, рассматривания  альбомов фотографий - это мало. Я всегда за РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ.

 Нарисуем хатьму

Хатьма

Хатьма

Хатьма

 

 

 

 

 

 

 

 

На занятия приношу букет  ,  раздаю цветы по партам и – вперёд. Рисовать целый букет не стоит,тут надо быть опытным художником. Не всё сразу.

Обычно дело ограничивается  простым карандашным рисунком, но,  если   надо подготовиться к серьёзной  декоративной композиции, то тут уж надо позаботиться и о цветовом решении.  Например, сегодня рисуем гуашью на цветной бумаге.  Выбираем цвет фона.

И на такой же лист кладём нашу натуру. Тут-то вот и становятся очевидными  контрастные различия или наоборот тоновая и цветовая однородность. А то, знаете ли,  при рисовании (например букета) на белом листе, получаешь картинку яркую, но привязать к реальному фону детям такое очень трудно.

Рисуем цветы с натуры

Рисуем фиалку с натуры

 

 

 

 

 

Я не упомянула, что приношу детям обычно  самые простые  полевые цветы или те, что растут на пришкольном участке, но тоже стараюсь избегать махровых роскошных экземпляров: я не уверена, что роскошность – синоним красоты. Пышные многолепестковые, яркие цветы - продукт селекции и выглядят, честно говоря, довольно искусственно. Да и  трудно детям нарисовать  огромные георгины или распустившиеся розы. Ничуть не хуже смотрится «собачья роза» -она же  «девичья краса»-хатьма, красивый простой цветок, милые и  затейливые сорняки, вроде желтушников и жерушников, ноготки, фиалки и цветущий топинамбур. Два-три таких занятия рисовнием цветов с натуры, и дети будут  вполне готовы  изобрести свой ЦВЕТОК. Собственный уникальный и не повторяющий  стандартное обозначение понятия цветка.

Это статья Handykids.ru из серии  «Опыт работы».

Ещё советуем почитать про :

Занятия по теме "Модель утки из бумаги"

Лепка во втором классе

Модели из бумаги

Метки: как рисовать растения, практические советы, рисование с натуры

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе Тема урока" Рисование с натуры осенних листьев". Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Тема урока "Рисование с натуры осенних листьев".

Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Цели и задачи урока:

Вооружить учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка.

Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.

Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.

Оборудование: осенние листья, картинки осенних листьев, краски, кисточки, непроливайки, салфетки, картина И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

1.Вводная беседа

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

     «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса»…

Так писал великий русский поэт А.С. Пушкин о своем любимом времени года. Не только поэты и писатели называют осень любимым временем года. Художники славят ее в своих картинах. В этот период времени меняется все: природа прощается с жарким летом, осыпая все вокруг золотыми листьями.

Что за дождик необычный

Льет у нас над головой?

Золотые капли брызжат,

А нам не хочется домой.

Видеть это каждый рад.

Значит это листопад.

2. "Рисование с натуры осенних листьев".

Рисование кленового листа акварелью.

ФИЗМИНУТКА

Мы еще не рисовали,

а уже чуть-чуть устали.

Вот сейчас мы отдохнем,

рисовать листок начнем.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

-Чтобы начать рисовать наш осенний лист, необходимо продумать, как он будет размещаться на вашем альбомном листе.

- Для этого посередине листа мы ставим ладонь руки и  по кончикам пальцев делаем разметку.

-Лёгкими линиями карандаша намечаем контур листочка, а также его центральную жилку и черенок.

ПОМНИМ, что акварель любит воду, поэтому рисунок покрываем жёлтой краской и, не дожидаясь, когда она высохнет, добавляем другие цвета (красный, зелёный).

- Далее тонким кончиком кисти прорисовываем прожилки, подчёркиваем край листа.

-Прорисовываю листовую пластинку, черешок, прожилки, стираю лишние линии.

- Сначала смачиваю бумагу (показываю на альбомном листе).

- Потом на кончик кисти набираю желтой краски и раскрашиваю лист сверху вниз.

- Вымыла кисть. Набираю зеленой краски и впускаю ее там, где она есть на натуре.

Если течет не туда, собираю сухой кистью.

- Теперь впускаю коричневую краску.

- Рисуем краем кисти черешок. (Сушу работу)

- Краем кисти рисую тоненькие коричневые прожилочки.

ФИЗМИНУТКА

3. Самостоятельная работа учащихся

Выполнение уч-ся рисунка по поэтапному контролю учителя.

Помощь слабым чу-ся: _____________________________________________________________________________

А знаете ли вы, отчего листья теряют свою окраску? Листья теряют свою окраску из-за нехватки хлорофилла. Который вырабатывается под действием солнечного тепла и света.

-Знаете ли вы, что опавшие листья за зиму перегнивают и образуется прекрасное удобрение для растений-компост.

-Знаете ли вы, что в древности осенние листья использовали вместо краски для изображения рисунков на скалах.

-Знаете ли вы . что осенние листья малины, смородины и клубники заваривают в чай для укрепления иммунитета.

4. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Рассказ учителя.

-рассматривание картины,

-беседа по вопросам учителя.

И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

     Хруцкий Иван Трофимович – известный белорусский художник-живописец. Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов. Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно «Цветы и плоды». Сама по себе картина очень сложная. В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой.

     В самом центре картины мы видим красивую вазу с огромным букетом цветов. Среди них присутствуют красные и белые пионы, голубоватые ириски, нежные ромашки и еще множество больших и маленьких цветков. Глиняная ваза зеленого цвета украшена рельефным рисунком. Она очень гармонично вписывается во всю композицию картины. Рядом с вазой, на столе, лежат различные фрукты. По правую сторону от нее – ящик с персиками, а вглубь грона винограда. Перед самым ящиком лежит один персик разломанный пополам. С другой стороны вазы лежат груши, несколько плодов винограда, разрезанный лимон и большой арбуз. За арбузом спрятанный изящный графин с водой. Возле самой вазы стоит стакан, наполовину наполненный водою. Один цветок пиона наклонился над самым стаканом, как бут-то хочет пить.

     Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная. Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди. Все фрукты и цветы исполнены с такой жизненной силой и любовью, что можно подумать бут-то автор масс их выращивал, срывал и складывал для своего произведения. Очень точно прорисованы все тени и мелкие детали. Самая большая часть света припадает именно на букет и, кажется, бут-то от него исходит неимоверное благоухание.

     Своей картиной-натюрмортом «Цветы и плоды» И.Т. Хруцкий показывает нам, как надо любить и относится к природе. За свои старания мы всегда будем отблагодарены изяществами, которые изображены на картине.

5. Анализ работ учащихся. (2-3 уч-ся).

III.Итог урока.

-по вопросам учителя;

-выставление оценок;

- уборка рабочих мест.

multiurok.ru


Смотрите также