Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему «Рисование с натуры осеннего листа березы». Рисование с натуры листьев березы


Конспект урока по ИЗО. Рисование с натуры условно плоского предмета (лист березы)

Конспект урока по ИЗО.

Рисование с натуры условно плоского предмета (лист березы)

Программа: «Изобразительное искусство»

Тема: Рисование с натуры условно плоского предмета (лист березы)

Цель: Формирование умения передать форму, размер и цвет листа березы на альбомном листе

Задачи:

Образовательные:

1.Научить различать оттенки красок.

2.Формирование умения подбирать оттенки цветов, соответствующих реальному изображению.

Развивающие:

1.Формирование самоконтроля.

2.Формирование внимательности.

3.Развитие продуктивного воображения, образного представления.

4.Развитие изобразительных способностей.

5.Развитие глазомера, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

6.Развитие самостоятельности.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к искусству.

2.Воспитание уважения и любви к растениям.

Тип урока:

По дидактической цели – изучение нового материала

По структурной единице – простой

По содержанию – рисование по представлению

По способу проведения – урок выполнения практической работы

По форме организации учебной деятельности учащихся – индивидуальный

По познавательной деятельности – репродуктивный

Методы:

По источнику информации:

- словесные: беседа, объяснение.

- практические: практическая работа.

Инструменты и оборудование: лист березы, кисти, акварель, непроливайка, карандаш, ластик, альбом, палитра, салфетки бумажные или тканевые.

.

Этапы урока

Ход урока

Примечания

1.Орг. момент

Добрый день, ребята, наш урок труда начался. Дежурные, проверьте, пожалуйста, порядок на партах и готовность к уроку.

2.Вступительная беседа.

Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса»…

Какое время года описано? (Осень.)

Как вы догадались? (природа увядает – опадает листва, природа готовится к зиме, багровые и золотые листья)

Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? (Золотая осень.)

Ребята, посмотрите на репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень»

Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев.)

Что вы видите на переднем плане? (Реку.)

Опишите правый берег (ответы детей)

Какие деревья растут на левом берегу?

Что вы видите вдали? (деревню среди деревьев)

Каков цвет речки вблизи? (темно-синяя)

Какова речка вдали? (голубая)

Почему? (Отражается небо: вблизи - отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.)

Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину? (ответы детей)

Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать? (лист березы)

Чем мы будем рисовать? (карандашом и акварелью)

А как мы будем рисовать? Мы будем представлять лист? (нет, смотреть на него)

Да, этот способ рисования называется рисование с натуры.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского

Открываем репродукцию «Золотая осень»

3.Анализ образца

Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (предмет должен быть перед глазами)

Как назовем тогда лист березы? (натура)

Назовите части листа.

-Что это? (листовая пластина)

- Что это? (черешок)

- Что видно на листовой пластинке? (прожилки)

- Итак, назовите части листа (ответы детей)

- Посмотрите, что больше – высота или ширина листа? (высота)

- Значит, как надо положить бумагу? Покажите (вертикально)

- На какую фигуру похож лист? (На треугольник)

Что вы можете сказать об окраске вашего листа? (присутствуют зеленые, желтые и оранжевые оттенки)

Учитель показывает листовую пластинку, если не отвечают, говорит сам.

4.Планирование работы

Ребята, каким должен быть рисунок? (крупным, выразительным, правильно переданы пропорции и цвета)

Как будем располагать осенний лист по отношению к высоте и ширине всего альбомного листа.? (в центре листа)

В основе построения листьев лежит приём симметрии. Ось симметрии – это прямая, которая проходит через центр предмета и делит его на две одинаковые половинки. Если мы проведём прямую через центр сверху вниз, то получим одинаковые половинки. Также и у наших листьев есть ось симметрии. Посмотрите на свои листья, которые у вас на парте лежат и найдите линию симметрии. Что совпадает у листика с осью симметрии? (Жилка листика, черенок листика.)

Какие линии мы должны сначала провести? (осевые линии)

Да, берем в руку карандаш и намечаем горизонтальную и вертикальную линии. Ребята, эти линии будут для нас вспомогательным, поэтому должны быть еле видны.

Мы начнем рисовать наш березовый лист простым карандашом. Что для этого необходимо вспомнить? (правила работы с простым карандашом)

Правильно, кто мне их напомнит? (Карандаш должен быть хорошо заточен, линия должна быть легкая, без сильного нажима)

Сначала тонкой линией проводим через центр листа центральную осевую жилку и черенок листика. Затем на этой линии отмечем длину листика без черенка, потом намечем ширину листика.

Что делаем дальше? (Далее прорисовывается основная форма листика)

Мы рисуем лист берёзы, какой будет его основа? (треугольник)

Затем тонкой линией нанесем очертания левой и правой сторон листика. Посмотрите, какие края у березового листа? (острые, зубчатые)

Какой должна быть линия? (Линия должна быть тонкая и отрывистая, штрих – раздельный)

Когда наши рисунки в карандаше будут готовы, нам останется только раскрасить их. Вы уже сказали, что ваши листики желтые, зеленые, в них есть

вкрапления оранжевого, но у кого то цвет ярче, насыщенней, как это передать на рисунках? (Если взять больше краски, то получится насыщенный цвет, а если добавить воды, цвет станет бледнее)

Все верно, так можно получить самые разные оттенки.

А теперь посмотрите, все ли цвета есть в ваших наборах?

А как можно получить оранжевый цвет? (на палитре смешать желтый и красный)

Для того, чтобы приступить к цветовому покрытию нашей работы, что мы должны помнить? (Правила работы с кисточкой и красками)

Кто нам их напомнит? (Нужно аккуратно смачивать кисточку в воде, не затирать волос. Нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске). Нельзя кисточку тереть о бумагу, а также должны держать опущенной в воде)

Ребята, а теперь нам нужно ластиком убрать ненужные линии. Затем весь рисунок (в пределах указанного контура) заливается слабым цветовым тоном, слабее по цвету, чем в натуре. После, дадим первому слою немного подсохнуть, покрываем повторным слоем краски. Что происходит с цветом? (цвет усиливается, насыщается)

Да, то есть становится более выразительным.

Теперь нам нужно кончиком кисти прорисовывать края листа раздельным мазком, прожилки листа и черенки.

Каким можно сделать цвет (более насыщенным) Как этого добиться? (добавить в него немного коричневого)

Ребята, мы разобрали с вами все этапы работы, но перед тем как приступить, помните, что ваш листик должен быть правильно расположить на альбомном листе, так же он должно быть соответствие формы листика и его начертаний и соответствие цветового решения листика натуральному листу.

Опрос нескольких учеников

5.Практическая работа

Учитель ходит по классу, помогает.

6.Уборка рабочих мест

-Пока ваши работы сохнут, уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите.

7.Рефлексия

Чему учились вы сегодня на уроке? (Передавать форму и цвет листьев берёзы и осины.)

Как мы ее рисовали? (с натуры).

Какие умения закрепляли? (Правильное расположение рисунка на листе.)

Чему еще научились? (правильно подбирать цвета, смешивать цвета, чтобы получить другой, правильно и красиво располагать фигуры на листе, тщательно вырисовывать мелкие детали)

Что понравилось делать? Что показалось трудным?

Литература: 1)Изобразительное искусство 2 класс. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной.-Волгоград.-2005.

2) В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина Изобразительное искусство 1 класс

Приложение№1

Оформление доски:

Репродукция «Золотая осень» Левитана

План работы:

1.композиция рисунка.

2.выполнение карандашного наброска.

3.заливка контура цветом.

4.прорисовывание деталей.

doc4web.ru

Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему «Рисование с натуры осеннего листа березы».

Цель:

учить работать акварельными красками, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки

Задачи урока:

1. Вооружить учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка.

2. Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму,

общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.

3. Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.

4. Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.

Оборудование:

Для учителя: - компьютер учителя; персональные ноутбуки для каждого ученика или пары;

- мультимедийный проектор или интерактивная доска;

репродукция И. Левитана «Золотая осень», таблички с фамилией автора и

названием; лист березы на паспарту, линейный рисунок для показа цвета;

образцы работ прошлого года, образец готовой работы; мини-таблицы

Для учащегося: альбомный лист, карандаш, ластик, кисть, краски, палитра, баночка с водой,

салфетка, раздаточный материал (лист березы на паспарту).

Ресурсы:

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

- мультимедийные презентации к уроку:

Ход урока.

I. Организационный момент. ( Слежу, чтобы дети тихо входили в класс.)

- Встаньте прямо. Опустите руки. Послушайте тишину.

- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь (пауза).

II.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

- Послушайте стихи и подумайте, какое время года описывается?

Видеофрагмент. И. А. Бунин. Листопад («Лес, точно терем расписной…»)

- Какое время года описано? (Осень).

- Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? ( Золотая осень).

- Как называется эта картина? (открываем репродукцию « Золотая осень».)

- Скажем хором название (открываем табличку).

- Кто написал эту картину? (Левитан)

- Скажем хором фамилию автора картины (открываем табличку).

- Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев).

- Что вы видите на переднем плане? (Реку)

- Опишите красивыми словами правый берег.

- Какие деревья растут на левом берегу? Отвечайте красивыми словами.

- Что вы видите вдали?

- Каков цвет речки вблизи?

- Какова речка вдали?

- Почему? (Отражается небо: вблизи - отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.)

- Опишите красивыми словами краски на картине.

- Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину?

- А теперь послушайте и хорошо запомните, как опишу картину я.

«Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она ударяется в глубину луга и у одинокой березки резко поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. Чем дальше убегает речка, тем она становится светлее. И голубовато-синяя вода с золотом берез и травы вызывает у нас праздничное настроение. По берегам реки узкой каймой растет бурая и красноватая трава.

Красновато-розовый куст рядом с темной рекой особенно яркий, будто нарядный венок. Молодые березы с тонкими стройными стволами на левом берегу сплошь покрыты золоти- стой листвой. Отдельных листьев не видно, их много. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между их верхушками проглядывают ветки сосны. Солнце почти над головой, тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка, молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой задний план, сливаясь с голубизной неба. Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как часовой, высокая золотая береза с острой макушкой. Вдали по берегу выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью. Дальше домики, леса, всё сливается с небом. Небо светлое, с легкой дымкой. А розоватые легкие облака на светло-голубом небе кажутся особенно нежными.

Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом, очень прозрачным. Все очертания очень четкие, ясные. При взгляде на картину нас охватывает праздничное настроение».

- Как вы думаете, Левитан любил свою Родину?

- Почему вы так считаете?

- Да, наша Родина удивительно прекрасна. У нас много замечательных художников. Мы ими

гордимся. И мы должны любить и беречь нашу Отчизну, нашу природу.

-

III. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.

- Чем мы будем рисовать?

- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист березы с натуры. Работать будем 1 урок:

сначала нарисуем лист березы карандашом, а потом раскрасим акварельными красками.

IV. Анализ натурной постановки.

анализируем форму и цвет листьев

- Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры?

( предмет должен быть перед глазами.)

- Как назовем тогда лист березы? (натура)

- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист березы).

- Листва - дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.

-Что это? (показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)

- Что это? (черешок; он, как ствол).

- Что видно на листовой пластинке? (прожилки; они как ветки.)

- Итак, назовите части листа.

- Посмотрите, что больше - высота или ширина листа?

- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.

- На какую фигуру похож лист? (на треугольник)

- Считаем вместе, сколько раз черешок укладывается в высоте листа?

- Значит, на сколько частей делить весь лист?

- Сравните высоту и ширину листа. Какие они?

- Какого цвета больше на листе?

- Какие цвета еще есть на листе?

V. Объяснение с показом на доске последовательности работы над линейным рисунком и цветом.

Работа с мультимедийной презентацией.

Форма работы: фронтальная. Учитель выводит на экран с помощью проектора презентацию на экран

- Лист бумаги кладу вертикально. Отмечаю засечками высоту листа (рисую на доске мелом).

- Провожу посередине «секретную» линию и делю ее на четыре части (пополам, потом каждую часть еще пополам), одну часть оставляю на черешок.

товой пластинки. Отм

- Смотрю, какова высота листовой пластинки. Отмечаю столько же в ширину.

- Прорисовываю листовую пластинку, черешок, прожилки, стираю лишние линии.

- Сначала смачиваю бумагу (показываю на альбомном листе).

- Потом на кончик кисти набираю желтой краски и раскрашиваю лист сверху вниз.

- Вымыла кисть. Набираю зеленой краски и впускаю ее там, где она есть на натуре. Если течет не

туда, собираю сухой кистью.

- Теперь впускаю коричневую краску.

- Рисуем краем кисти черешок. (Сушу работу)

- Краем кисти рисую тоненькие коричневые прожилочки.

- Посмотрите, какие могут получиться работы (демонстрирую работы прошлых лет).

VI. Закрепление последовательности над линейным рисунком и цветом.

- Как надо положить лист?

- С чего начинаем работу?

- Что делаем на «секретной» линии?

- Какую фигуру рисуем?

- Что прорисовываем на ней?

- У нас цвета здесь светлые и темные? С какого цвета начинаем раскрашивать? (от светлого к

темному.)

- В каком направлении раскрашиваем?

Физминутка.

Мы еще не рисовали, а уже чуть-чуть устали.

Вот сейчас мы отдохнем, рисовать листок начнем.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

- Покажите, как вы положите листы.

- В желтую, зеленую и коричневую краску вот так добавьте по 3 капельки воды. Пусть краски

размокают, а вы рисуйте.

VIII. Анализ работ учащихся.

- композиционное расположение;

- размер листа;

- форма и пропорции;

- цветовое решение;

- аккуратность работы.

IX. Рефлексивная деятельность.

назови автора картины

- Сегодня класс работал хорошо.

- С работой справились….

- Хочу проверить, как вы запомнили главное. Как нарисовать лист?

- В каком направлении его раскрашивать?

- С каких красок начинать?

- Кто написал эту картину?

- Дисциплина у вас была…

- Урок окончен. Всем спасибо.

Литература:

1. Программы начальных классов. Изобразительное искусство (1-2 ч) М; «Просвещение», 1985.

2. Крутецкий В. Н. Психология. Изд.2-е. М; «Просвещение» , 1986.

3.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М; «Просвещение», 1974.

4. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3класс. Издательство 2-е. М; «Просвещение», 1983.

5.Туберовская О. В гостях у картин. Л; « Детская литература» , 1964.

6. Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; « Искусство» , 1965, стр.15.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

botana.cc

Урок изобразительного искусства в 1-м классе на тему "Рисование с натуры осеннего листа берёзы" : Начальная школа

  1. Начальная школа

Цели:

  1. Вооружить учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка.
  2. Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.
  3. Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.
  4. Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.

Оборудование.

Для учителя:

  • репродукция И. Левитана «Золотая осень»;
  • таблички с фамилией автора и названием;
  • лист березы на паспарту;
  • линейный рисунок для показа цвета;
  • образцы работ прошлого года;
  • образец готовой работы;
  • мини-таблицы;
  • проигрыватель;
  • диски П.Чайковского «Осень», «Осенняя песня»;
  • удлинитель, указка, кнопки.

Для учащегося:

  • альбомный лист;
  • карандаш, ластик;
  • кисть, краски, палитра;
  • баночка с водой, салфетка;
  • раздаточный материал (лист березы на паспарту).

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слежу, чтобы дети тихо входили в класс.)

- Встаньте прямо. Опустите руки. Послушайте тишину.

- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь (пауза).

II. Вводная беседа.

- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?

(Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, потом звук тише, читаю стихи под музыку):

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса»…

(Музыка выключается.)

- Какое время года описано? (Осень.)

- Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? (Золотая осень.)

- Как называется эта картина? (Открываем репродукцию «Золотая осень».)

- Скажем хором название (открываем табличку).

- Кто написал эту картину? (Левитан.)

- Скажем хором фамилию автора картины (открываем табличку).

- Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев.)

- Что вы видите на переднем плане? (Реку.)

- Опишите красивыми словами правый берег.

- Какие деревья растут на левом берегу? Отвечайте красивыми словами.

- Что вы видите вдали?

- Каков цвет речки вблизи?

- Какова речка вдали?

- Почему? (Отражается небо: вблизи - отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.)

- Опишите красивыми словами краски на картине.

- Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину?

- А теперь послушайте и хорошо запомните, как опишу картину я.

«Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она ударяется в глубину луга и у одинокой березки резко поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. Чем дальше убегает речка, тем она становится светлее. И голубовато-синяя вода с золотом берез и травы вызывает у нас праздничное настроение. По берегам реки узкой каймой растет бурая и красноватая трава.

Красновато-розовый куст рядом с темной рекой особенно яркий, будто нарядный венок. Молодые березы с тонкими стройными стволами на левом берегу сплошь покрыты золоти- стой листвой. Отдельных листьев не видно, их много. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между их верхушками проглядывают ветки сосны. Солнце почти над головой, тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка, молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой задний план, сливаясь с голубизной неба. Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как часовой, высокая золотая береза с острой макушкой. Вдали по берегу выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью. Дальше домики, леса, всё сливается с небом. Небо светлое, с легкой дымкой. А розоватые легкие облака на светло-голубом небе кажутся особенно нежными.

Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом, очень прозрачным. Все очертания очень четкие, ясные. При взгляде на картину нас охватывает праздничное настроение».

- Как вы думаете, Левитан любил свою Родину?

- Почему вы так считаете?

- Да, наша Родина удивительно прекрасна. У нас много замечательных художников. Мы ими гордимся. И мы должны любить и беречь нашу Отчизну, нашу природу.

III. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.

- Чем мы будем рисовать?

- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист березы с натуры. Работать будем 1 урок: сначала нарисуем лист березы карандашом, а потом раскрасим акварельными красками.

IV. Анализ натурной постановки.

- Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (Предмет должен быть перед глазами.)

- Как назовем тогда лист березы? (Натура.)

- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист березы).

- Листва – дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.

-Что это? (Показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)

- Что это? (Черешок; он, как ствол.)

- Что видно на листовой пластинке? (Прожилки; они как ветки.)

- Итак, назовите части листа.

- Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?

- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.

- На какую фигуру похож лист? (На треугольник.)

- Считаем вместе, сколько раз черешок укладывается в высоте листа?

- Значит, на сколько частей делить весь лист?

- Сравните высоту и ширину листа. Какие они?

- Какого цвета больше на листе?

- Какие цвета еще есть на листе?

V. Объяснение с показом на доске последовательности работы над линейным рисунком и цветом.

- Лист бумаги кладу вертикально. Отмечаю засечками высоту листа (рисую на доске мелом).

- Провожу посередине «секретную» линию и делю ее на четыре части (пополам, потом каждую часть еще пополам), одну часть оставляю на черешок.

- Смотрю, какова высота листовой пластинки. Отмечаю столько же в ширину.

- Прорисовываю листовую пластинку, черешок, прожилки, стираю лишние линии.

- Сначала смачиваю бумагу (показываю на альбомном листе).

- Потом на кончик кисти набираю желтой краски и раскрашиваю лист сверху вниз.

- Вымыла кисть. Набираю зеленой краски и впускаю ее там, где она есть на натуре. Если течет не туда, собираю сухой кистью.

- Теперь впускаю коричневую краску.

- Рисуем краем кисти черешок. (Сушу работу)

- Краем кисти рисую тоненькие коричневые прожилочки.

- Посмотрите, какие могут получиться работы (демонстрирую работы прошлых лет).

VI. Закрепление последовательности над линейным рисунком и цветом.

- Как надо положить лист?

- С чего начинаем работу?

- Что делаем на «секретной» линии?

- Какую фигуру рисуем?

- Что прорисовываем на ней?

- У нас цвета здесь светлые и темные? С какого цвета начинаем раскрашивать? (От светлого к темному.)

- В каком направлении раскрашиваем?

Физкультурная минутка.

Мы еще не рисовали, а уже чуть-чуть устали. Вот сейчас мы отдохнем, рисовать листок начнем.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

- Покажите, как вы положите листы.

- В желтую, зеленую и коричневую краску вот так добавьте по 3 капельки воды. Пусть краски размокают, а вы рисуйте.

VIII. Анализ работ учащихся.

  • композиционное расположение;

  • размер листа;

  • форма и пропорции;

  • цветовое решение;

  • аккуратность работы.

IX. Итог урока.

- Сегодня класс работал хорошо.

- С работой справились….

- Хочу проверить, как вы запомнили главное. Как нарисовать лист?

- В каком направлении его раскрашивать?

- С каких красок начинать?

- Кто написал эту картину?

- Дисциплина у вас была…

- Урок окончен. Всем спасибо.

Литература:

  1. Программы начальных классов. Изобразительное искусство (1-2 ч) М; «Просвещение», 1985.
  2. Крутецкий В. Н. Психология. Изд.2-е. М; «Просвещение», 1986.
  3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М; «Просвещение», 1974.
  4. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3класс. Издательство 2-е. М; «Просвещение», 1983.
  5. Туберовская О. В гостях у картин. Л; « Детская литература», 1964.
  6. Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; « Искусство», 1965, стр.15.

www.poznanie21.ru

Рисование с натуры осенних листьев

Тема: «Рисование с натуры осенних листьев»

Цели. Учить, правильно, выбрать пропорции предметов; развивать глазомер; учить работать кистью, акварельными красками; развивать творческое воображение и фантазию; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа. Сообщение темы урока

До урока проводится экскурсия, на которой отмечаются осенние перемены в природе.

Учитель. Мы с вами ходили на экскурсию. Мы шли по дорожке тихо, но постоянно слышали странный шорох под ногами. Что это за звуки.

Дети. Это шуршали опавшие листья.

У. Как называется явление природы, когда листья падают?

Д. Листопад.

У. Какого цвета мы видели и собирали листочки?

Д. Желтого, красного, оранжевого.

У. Посмотрите на доску.

На доске прикреплены живые листья разных деревьев, цветные иллюстрации с изображением осенних деревьев, осеннего леса.

- Листья каких деревьев вы видите? Какого они цвета?

Д. Желтые – листья березы, оранжевые и красные – листья клена, бордовые – рябины.

У. Кажется что сама осень к нам пришла на урок. Давайте покажем осени, как мы умеем рисовать и фантазировать. Рисовать мы будем простые по форме листья березы.

Учитель убирает с доски лишние листья, и оставляет только листочки березы. Учитель раздает каждому ученику на парту лист березы.

Анализ этапов работы

На доску учитель по ходу объясняет показывает этапы построения листа.

У. Рассмотрите внимательно листики березы. Какую форму они имеют? На что похожи?

Д. Листики похожи на перевернутое сердечко.

У. Вы должны наметить контур листика. Проводим тонкую линию по длине – ось симметрия. Сначала отмечаем верхнюю и нижнюю точки предмета, его длину затем ширину. Чуть ниже середины проводим линию пересекающую, вертикальную линию. Две части мы берем для листовой пластинки, а третья – для черешка. Плавными легкими линиями наносим контур листочка, черешок. Получился у меня листок.

Д. Да.

У. Похож он на лист березы?

Д. Похож, но не совсем.

У. Что надо сделать, чтобы лист стал таким, как у березы?

Д. Не хватает зубчиков и прожилок.

У. Молодцы! Вы правильно подметили, что по краю листовой пластины – мелкие зубчики, а на самом листе есть прожилки. Рассмотрите как они располагаются, одинаковой ли они толщины.

Д. Посредине листа идет самая толстая прожилка, от нее отходят потоньше, от них – еще тоньше.

У. Правильно. Как с помощью карандаша можно изобразить разную толщину линий?

Д. Сильнее нажимать, чтобы получились такие линии.

У. Хорошо. А теперь посмотрите, как наносятся зубчики.

Учитель на доске показывает ход работы. Приложение(1,2,3,4).

- Какого цвета листья березы.

Д. Зеленые, зелено-желтые, желтые.

У. Именно эти краски понадобятся вам для работы.

4. Физкультминутка

Дети встают из-за парт.

У. Представьте стройную высокую березку. Поднимаем руки вверх, тянемся. Подул ветер, зашумел. Покажите как.

Дети показывают.

- Березка закачалась влево, вправо. Покажите как.

Дети качаются влево и вправо.

- Что произойдет дальше?

Д. Листья опадут с березки.

У. Покажите как кружатся листочки, как они опускаются на землю?

Дети кружатся на месте и плавно приседают.

5. Правила работы.

У. А сейчас листочки должны опуститься на ваш лист бумаги. Но сначала повторим правила работы.

- Должен быть порядок на рабочем месте: все лишнее из-под рук убрать, приготовить лист бумаги, карандаш, ластик, банку с водой, кисть, краски. Вспомните правила работы.

Д. Не нажимать сильно на карандаш, а слегка. Стараться не пользоваться ластиком.

- «Бурю» в стакане не поднимать!

У. Что это значит?

Д. Не брызгать водой из банки, сильно не разбалтывать воду кисточкой.

У. Вспомните правила работы с акварелью.

Д. (хором) В воду, в краску, на бумагу.

У. Помним, что акварельные краски легкие, воздушные, прозрачные.

6. Самостоятельная работа учеников. Приложение2

7. Анализ работы

Учитель показывает готовые работы учащихся, обращает внимание на то, что получилось удачно, что следовало сделать немного по-другому.

8. Рефлексия

У. давайте ты сейчас ненадолго побудем добрыми Волшебниками. Чтобы вокруг стало весело, красиво, ярко, вы волшебники сотворите сказочное дерево с живыми листиками.

На доске нарисовано огромное дерево (ствол, сучья, ветки без листьев).

- У вас на парте лежит по одному листочку. Нарисуйте мордочки, которые передают ваше настроение от урока.

Дети рисуют мордочки, подходят к сказочному дереву и прикрепляют свой листок.

У. Посмотрите на дерево, которое у нас получилось. Нравиться оно вам?

Д. Да.

У. Какие чувства вы испытываете, глядя на него?

Д. Радости, веселья.

У. Давайте будем стараться вести себя так, чтобы не портить окружающею нас природу, чтобы все вокруг было живым и красивым, продолжало нас радовать.

9. Уборка рабочих мест.

Приложение 2

[pic]

Приложение 1

[pic]

docbaza.ru


Смотрите также