Иллюстрирование фрагмента русской народной сказки "Колобок". Рисование сказок на уроке изо


Сказки на уроках изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Вступление

И снова предо мной тридцать пар таких разноцветных и таких еще незнакомых глаз. Какую мысль прячут они в себе, когда изучая разглядывают кабинет, когда открывают коробочки с акварелью или смотрят на меня. Темноволосый мальчик с большими грустными глазами задумчиво остановил свой взгляд на мазке серой краски. А его соседка, шустрая, конопатая девчонка, беззаботно улыбается, успев испачкать акварелью ладошки и нос.

Дети, как похожи они на журчащие ручейки, прокладывающие себе путь через неожиданные преграды, спеша к своей заветной цели – большой воде, к взрослой жизни. Но как же нелегко этим малышам! Сколько трудностей, скрывающихся за поворотами, возникают на их пути от самого источника. Каким будет ручеек, когда войдет в большую жизнь? Не растворит ли его в себе первая волна шторма? И не станет ли он самим штормом для других?

Конечно, я не могу предсказывать будущее, но знаю твердо, что человек, искренне восторгающийся звуками скрипки, солнечным зайчиком на стене, красивой картинкой в книге, грациозными линиями природы, никогда не станет плохим человеком и не упадет духом от невзгод бытия. Как важно помочь ребенку постичь такое восприятие мира и сохранить его навсегда.

А пока я смотрю на вас, вихрастые макушки и нарядные бантики. Это мне поручила жизнь направлять вас в художественном отражении действительности. Это она дала мне наказ научить вас любить искусство изображения мира. И я для этого сделаю все возможное.

Урок 1 (Приложение)

- Жила-была на свете Мама-Радуга. И было у нее семеро разноцветных малышей, которые очень-очень любили раскрашивать собой мир…

Так я начинаю один из первых своих уроков. Пусть это будет сказка, но именно через нее мои художники узнают много важного. А раз это сказка, значит слушать ее нужно очень внимательно. На моем столе стоит кукла, наряженная в костюм Радуги, и семь ярких гуашевых баночек с веселыми глазками – это ее детишки. Мы в гостях у госпожи Радуги. Так познакомимся же с ее семьей:

Жила-была Радуга. А вместе с ней Семеро чудных, но разных детей. И все же всех сразу любила она, Хотя и бранила детей иногда. Послушайте, Радуга-Мама сейчас О детях нескучных расскажет для вас.

- Ребятки мои – это краски, цвета. И есть у детишек забава одна: Любят малютки носиться по свету, Поэтому мир узнаешь ты по цвету. А это, ты знаешь, очень ведь важно. Ну а теперь расскажу я о каждом.

Самый старший мальчик – Красный. Очень яркий и прекрасный. С земляникой дружит он. И в закат давно влюблен. Красной шапочке в лесу Он поможет. Расскажу О втором своем сынишке. Ах, Оранжевый, плутишка! Он морковь собой раскрасил, И в нору к лисичке лазил. Стала рыжею лиса. Он с прической чудеса Гражданину учинил. И тот дядя поступил В цирк, чтоб вас, друзья, смешить. Желтый – третий. Он светить Любит солнцем на тропинки И на желтые песчинки. Этот милый, добрый мальчик Так похож на одуванчик! А Зеленый – средний сын. Он хозяин тех картин, Где весенняя листва, Луговая где трава. Он в глаза забрался кошке, Что сидела на окошке. Где шумел машин поток, Помнишь, он тебе помог. Пятый парень – Голубой. Небом лег над головой. И с космической ракеты Им раскрашена планета. Он без спроса, налету Сделал голубой мечту. Синий-то шестой ребенок. Он спокоен, но и звонок. В море плещет он волной. Кран с холодною водой В ванной комнате покажет. Север стрелкою укажет. Засияет на рассвете Васильком в твоем букете. А седьмой – он меньший самый В фиолетовой панаме. Непоседливый малыш, Что в тетрадках ты шалишь? Не тревожь чернил же плаксу - Фиолетовую кляксу. И рисует всем сирень Мой малыш в осенний день. Что ж, осталось мне сказать: - Дружат сыновья на “пять”. Нет, не ссорятся братишки, Хоть они и шалунишки. Вот такая вот семья С Мамой- Радугой жила. С той семьей дружил художник. Рисовал он подорожник, Море, землю и цветы… Подружись с семьей и ты. (Рогачева Н.М.)

Теперь разбудим краски в коробочках и нарисуем на листе веселую радугу.

Ну вот, теперь вы знакомы с семьей Мамы- Радуги. Но на этом наша сказка только начинается.

Урок 2 (Приложение)

Однажды в солнечный летний день пошел грибной дождик. Мама-Радуга и ее детишки вышли на полянку, чтобы порадоваться теплым каплям и порезвиться. Но они не знали, что на высокой сосне сидит сердитый господин по прозванию Ветер. Он живет высоко в горах, где холодно и очень одиноко. А теперь он смотрит на веселую семью и завидует им:

- Как хорошо, если бы у меня в горах появились такие вот яркие краски вместо серых!

И недолго думая, господин Ветер ураганом налетел на поляну и унес четверых братишек, которые больше всего ему понравились: Оранжевого, Зеленого, Голубого и Фиолетового.

Как же плакала Мама-Радуга и оставшиеся сынишки! Как умоляли они Ветра вернуть пленников! Ветер долго отказывался, но потом придумал вот что:

- Нарисуйте мне домик. Я буду в нем жить. Но нарисуйте так, что бы крыша у него была зеленая, труба голубая, стены оранжевые, дверь фиолетовая.

Ветер был хитрым. Ведь цвета, которыми он требовал раскрасить домик, он же и унес. Как же быть?

Получение цветов путем смешивания на палитре.

Рассказывая и показывая эту сказку, я с большим интересом наблюдаю за выражением лиц ребят. Как резко исчезают их веселые улыбки, как напрягается каждый мускул, когда налетает Ветер. Они чуть не плачут вместе с Мамой- Радугой. И когда я предлагаю стать друзьями- художниками для Радуги, они лихорадочно стараются придумать какой-нибудь выход. И как они вздыхают, когда мы вместе его находим.

Мы открываем волшебный секрет красок: получим нужные цвета из тех, которые оставил Ветер. Желтый смешаем с красным и получим оранжевый. Красный и синий – фиолетовый. Желтый и синий – зеленый. Добавим в синий немного воды – получим голубой. Нарисуем полученными на палитре красками домик для Ветра. Вот и все.

Детишки вернулись домой, а у Ветра теперь есть красивый домик. Злюка уже подобрел, и с тех пор прилетает во время грибного дождика на ту же полянку поиграть с новыми друзьями.

Вот подобревший Ветер сидит на дереве и смотрит на вас с детского рисунка.

Урок 3 (Приложение)

Граф Черно-белый познакомит ребят с другой группой цветов - графической (ахроматической).

И снова у меня в руках кукла. Черный фрак графа и белая рубашка помогает ребятам заметить, что строгий костюм нового героя резко отличается от пестрого платья госпожи Радуги. Когда школьники станут старше, я напомню об этих куклах. Через Маму- Радугу мы узнаем о живописи, об основных и составных цветах. Через графа откроем мир графики.

А пока для нашего графа пытаемся нарисовать машину, дом. Пусть только пытаемся. У нас все еще впереди.

Урок 4 (Приложение)

Однажды наш знакомый художник выглянул в окно и с удивлением заметил, что все в мире переменилось. Его взору предстала необыкновенно пестрая, но очень красивая картина,- наступила Осень.

Конечно же, художник решил изобразить это чудо. Но вот беда, он никак не мог решить, какая же краска у Осени самая главная. И тогда художник отправился в путешествие, чтобы спросить об этом у самой Осени. Шел он долго, но вдруг заметил, что

Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник. И зарделись клены. В пурпуре осеннем только дуб зеленый…

Так Осень и художник познакомились. Понял наш друг, что у госпожи Осени все краски очень важны, что ее красота и заключается в многообразии цветов. Я показываю ребятам репродукции известных художников с изображением осени. Предлагаю им рассмотреть осенние деревья по дороге домой, собрать самые красивые листочки. А нарисовать прошу образ самой Осени, представив такой, какой увидел ее художник на опушке леса.

Каждый рисует этот образ по-своему. У Батановой Ралины Осень состоит из ярких листочков. А авторы другой Осени – Чурзина Таня и Джуманьязова Альфия, совместили аппликацию и акварель – получилось очень своеобразно.

Урок 5 (Приложение)

Все знают, что Осень не приходит с пустыми руками. Ее подарки- овощи, фрукты, арбузы. А если собрать все это вместе на одном рисунке – получится натюрморт.

Внимательно рассмотрим, как природа сотворила яблоко. Одна щечка красная, другая желтая, где красный незаметно переходит в желтый. Нет никаких границ. Все очень плавно, нежно.

А получится ли у нас так изобразить акварелью? Возьмем густую краску, добавим немного воды и разотрем. Осторожно добавим другую и легкими движениями сольем ее с предыдущей. Какой же цвет появляется там, где красный соединяется с желтым?

Урок 6 (Приложение)

Когда на следующий урок ребята вошли в кабинет, они увидели большую, сиротливо лежащую на подоконнике ветку тополя. И я говорю:

- Ветер сорвал ее с дерева, сдернул листочки, а дождь жестоко намочил. Мне стало ветку жалко, вот так она и попала в класс. Давайте ее оживим!

И тут же детские глаза загораются. Они изумленно смотрят на меня. Но ведь сделать это просто. Нужно нарисовать на бумаге красивые листочки и вырезать их. Ветку посадить в горшок с землей и наклеить наши листочки.

Немного терпения и старания. Какое нарядное получилось дерево! И каждый может отыскать на нем свой листочек. С выздоровлением, дерево!

Минутка отдыха

Сидеть за партой 40 минут очень сложно. Поэтому на каждом уроке у нас проходят физкультминутки. Хорошо немного попрыгать и взяться снова за работу.

Взял я в руки карандашик (сидя за столом, положить руки перед собой). Раз и два – стоит барашек (встали из-за стола). А потом я взял резинку (руки вверх, держим большую стерку). Три, четыре – стер картинку (руки плавно опускаем вниз как бы стирая). Взял тогда я кисть и краски (руки перед собой ладонями вверх). Рисовал цветы из сказки (руки вверх изображая раскрытые бутоны).

Им не хочется стоять (покачивание руками и корпусом). Им бы прыгать, танцевать (прыжки на одном месте, кружение). Вдруг пошел проказник- дождь (руки резко опускаются). Ничего не разберешь (садимся на места).

А теперь работаем дальше.

Заключение

Заканчивается первая четверть. Что-то мы уже умеем, что-то еще не очень. Но у нас все еще впереди. В следующей четверти нас ждет плащ для Снежной королевы. Мы будем вырезать снежинки, потом их склеим все вместе. Вот и плащ из снежинок.

Попытаемся и изобразить человека. А поможет в этом следующая история:

- Когда-то давным-давно на берегу огромного озера жил древний человек. Занимался он добычей пищи и огня, потому было у этого человека много забот. А на другой стороне озера жил хороший друг, которого наш знакомый древний человек давно не видел. Лодку он уже сделал, выдолбив ее из ствола целого дерева, но плыть в гости ему совершенно было некогда.

И тогда герой этой истории придумал написать другу письмо, взяв кусочек коры дерева и уголек из очага. Букв, конечно, еще не было, но на то он и человек. Мужчина стал рисовать палочки-человечки. Много человечков, каждый из которых – отдельное сообщение. Так и рассказал человек своему другу об удачной рыбалке, отправив с первым на свете письмом своего сынишку.

Задача ребят – написать ответ способом древнего человека, уловив самое основное в том или ином движении, жесте.

Много еще интересных историй услышат ребята, решат в своей жизни много сложных задач, но я надеюсь, что останутся в памяти повзрослевших людей познавательные сказки уроков изобразительного искусства, и что вспоминать о них будут вчерашние школьники с доброй улыбкой и с легким сердцем.

К миру доброго, к миру прекрасного Начинаются в детстве пути. Шалунишке с макушкой вихрастою Нашу Землю согреть и спасти.

Позабыла душа о полетах И теряет остатки любви. Так в делах и ненужных заботах Наши серые тянутся дни.

Отчего человечество слепо? Отчего только сон и тоска? Это небо, бескрайнее небо, Сколько мучить мы будем тебя!

Но шалун нас разбудит однажды. Улыбнется и скажет: - Пора. И поймет, и поймет тогда каждый Как мы жили. И жили ль вчера?

На Земле, озаренной искусством, Расцветут вдохновенья сады. И когда-то оставленным чувством Защемит в утомленной груди.

К миру доброго, к миру прекрасного Начинаются в детстве пути. Шалунишке с макушкой вихрастою Нашу Землю согреть и спасти.

 (Приложение)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по ИЗО на тему: "Иллюстрация к сказке"

Конспект занятия в ТО «Веселая палитра»

Тема

«Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»

Цели и задачи:

- познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве;

- формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

- развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настрое­ниям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Вас­нецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюст­рациями Ю. А. Васнецова.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Смачивание красок.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастие –

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

II. Сообщение темы занятия.

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

(«Лиса и журавль»)

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)

4) - Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

(«Маша и медведь»)

5) А лиса сидит и приговаривает:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт… («Волк и лиса»)

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка»)

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят»).

8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду. («Колобок»)

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюст­ратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюст­рируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)

- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).

III. Работа по теме занятия.

1. Особенности сказочного жанра.

( Рассказ педагога о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И. Билибина, Е. Рачева, анализ их.)

Краткий рассказ об известных советских ху­дожниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.

В гостях у сказки

Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.

Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольк­лором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского на­ционального орнамента.

2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Юрий Алексеевич Васнецов.

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказ­ки — это мир счастья, где нет ни жестоко­сти, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной коз­лёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутова­тая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в ска­зочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным де­коративным даром художника.

Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецо­ва к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных ска­зок, образы сказочных героев и персонажей.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни­ков нельзя не отметить замечательного рус­ского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко извест­ны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтич­ность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её на­строению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты по­эзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё во­круг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

IV. Актуализация знаний обучающихся.

1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

2. Беседа о героях сказки «Колобок».

(Дети вместе с педагогом вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

(На доске прикрепляются иллюстрации животных).

- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

V. Этапы выполнения рисунка .

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы обучающихся.)

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

- Продумайте изображение своего сюжета.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

VI. Практическая работа.

1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

2. Работа с цветом.

3. Прорисовывание деталей рисунка.

Рекомендации по ведению работы

Выбрать сюжет.

Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

VII. Итог занятия. Рефлексия.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово педагога.

Настоящая сказочная страна появилась у нас. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон без дверей ...

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!

3. Рефлексия.

- Если вам занятие понравилось, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

infourok.ru

разработка урока ИЗО "Иллюстрации к русским народным сказкам"

hello_html_m7b829a37.gifМКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».

E:\Рачёв\Фотография (60).jpg

Открытый урок ИЗО в 6 классе

Учитель: Овчинникова Елена Викторовна

Ижморка, 2013

Тема: Иллюстрация по русским народным сказкам.

Цель:

  • Выполнение иллюстрации к сказке, развитие интереса обучающихся к творчеству ведущих художников- иллюстраторов детской книги.

Задачи:

  • Обучать учеников умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;

  • Развивать воображение и мышление, творческие способности обучающихся, их эстетический вкус;

  • Прививать любовь к чтению книг, любовь к сказкам, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

Оборудование

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, губка, баночка с водой, палитра, салфетки.

Для учителя: иллюстрации к русским народным сказкам, книжки - малышки.

Зрительный ряд: копии иллюстраций художника Е. М. Рачёва.

E:\Рачёв\Фотография (51).jpg

Евгений Михайлович Рачёв

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.

(обратите внимание на доску: сегодня мы познакомились с новым словарным словом)

Иллюстрация – это произведение искусства.

Иллюстрация – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание.

Звучит тихо музыка «В гостях у сказки»

Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к русским народным сказкам, выполненными художником иллюстратором

Е. М. Рачёвым, и нарисуем иллюстрацию. Перед вами копии иллюстраций художника Е. М. Рачёва.

Евгений Рачёв – замечательный художник, который иллюстрировал басни и русские народные сказки. Рисовал он в основном животных. Художника, который специализируется на изображении зверей и птиц, называют анималист (- животное) (Обратите внимание на доску). Рачев – чудесный анималист. В сказках звери говорят и действуют, как люди, и Рачев одевает их в русские народные костюмы, делая похожими на людей. Оттого сразу можно увидеть, какой характер у пушистых или пернатых сказочных героев. Вот медведь из сказки «Вершки и корешки»- он наивный и доверчивый, и лукавый мужичок, с которым медведь беседует, ничуть его не боится.

E:\Рачёв\Фотография (52).jpg

А вот лиса и кот, наряженные в старинные костюмы: лиса - боярыней, кот воеводой. Они гордо вышагивают – ведь они обманули всех лесных жителей, рассказав им, что кот прислан в лес в качестве начальника над всеми зверями.

E:\Рачёв\Фотография (54).jpg

Ребята, а как эта сказка называется?

Что произошло с главным героем этой сказки?

(Рассказ детей)

E:\Рачёв\Фотография (61).jpg

Молодцы, правильно.

III. Прежде чем приступить к самостоятельной работе над иллюстрацией, давайте проведем викторину.

Называется она «Портреты героев сказок»:

  1. - Ребята, посмотрите фрагмент мультфильма, назовите сказку.

E:\Рачёв\Фотография (60).jpg

(Звучат ответы детей)

- Посмотрите, пожалуйста, иллюстрацию к этой сказке. Нравится?

E:\Рачёв\Фотография (62).jpg

  1. – Смотрим следующий фрагмент мультфильма.

Какая это сказка?

(звучат ответы детей)

- А теперь рассмотрите внимательно иллюстрацию к этой сказке.

- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите русские народные сказки.

IV. Ребята, сейчас вы услышите голос самого Е.М. Рачёва, он расскажет вам о своей работе (звучит запись голоса Рачёва).

«Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хитрый. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек - на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно: «Здравствуй, дедушка Медведь!» И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке – значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка- то с хитринкой, на людей намекает,- значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Физминутка. А теперь, ребята, подготовим к работе наши руки, пальцы.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше,

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Пальчики за шевелились.

Быстро, быстро, быстро.

И остановились.

V. Постановка художественной задачи

Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой народной сказке. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку, которую вы будите рисовать. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

VI. Самостоятельная творческая работа учащихся

«Иллюстрация к русским народным сказкам».

Звучит музыка (народные мелодии).

Подумайте, как нужно расположить лист вертикально или горизонтально?

Простым карандашом обучающие намечают композицию рисунка иллюстрации.

VII. Индивидуальная работа учителя с классом

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.

VIII. Подведение итога урока

Выставка работ обучающихся

С какими новыми словами сегодня познакомились.

Оценка за урок.

infourok.ru

Урок ИЗО "Рисуем сказку о животных"

Тема: Рисуем сказку о животных

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Цели и задачи:

  • дать представление о роли фантазии в искусстве;формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

  • развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

  • воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настрое­ниям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;

Оборудование: альбом, цветные карандаши, простые карандаши, ластик, иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

1.Организация учащихся.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

2.Сообщение темы урока.

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

(«Лиса и журавль»)

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

(«Репка»)

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

-Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

(«Теремок»)

4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

(«Маша и медведь»)

5) А лиса сидит и приговаривает:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт…

(«Волк и лиса»)

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.

(«Царевна-лягушка»)

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.

(«Волк и семеро козлят»).

8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.

(«Колобок»)

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюст­ратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюст­рируете сказку «Колобок».

3.Работа по теме урока.

2. Беседа о героях сказки «Колобок».

(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкамскребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

(появляются слайды).

- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

Загадки.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? … (Зайка)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? … (Лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)

Учитель дает образную характеристику героям сказки.

Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро при­щурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки не­большие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше мед­ведя.Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

4.Физкультминутка.

5. Практическая работа.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

- Что можно нарисовать еще, кроме колобка и животного?

Следите за тем, чтобы нигде не оставалось пустот (белых пятен)

Рекомендации по ведению работы

  • Выбрать сюжет

  • Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

  • Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

  • Проверить равновесие композиции и начать работу цветом.

6. Итог уроков.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

- Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к ге­роям сказок, их настроение. Молодцы!

- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо

kopilkaurokov.ru

Конспект урока - викторины по ИЗО "Я рисую сказку"

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Цель:

  • продолжать работу по вовлечению детей в чтение книг;

  • расширить их кругозор и словарный запас;

  • воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое

  • научиться рисовать сказку

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети любого школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет –

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).

  2. По щучьему велению…(по моему хотению).

  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

  5. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

1. 

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла – обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок – золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси – лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль.)

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)

Третий конкурс «Бой скороговорок».

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Сразу вслух произнесёт,

Два очка своей команде

Непременно принесёт.

Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.

(Соревнуются капитаны команд).

Король – орёл, орёл – король.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Четвёртый конкурс «Невидимка».

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)

Он пиявок добыл,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Буратино – Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали пёсика…(Тотошка – Шарик).

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…(Чебурашка – Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит – Карабас).

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…(Снегурочка – Дюймовочка).

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный…(Пятачок – ослик Иа).

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут её… (Алиса – Мальвина).

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

Музыкальная пауза под песню «Буратино».

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс – лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

Практическая-творческая работа.

Задание : нарисуй иллюстрацию к сказке.

Далее подводятся итоги викторины сказок, проводится выставка рисунков и победителям вручаются поощрительные призы.

- Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

videouroki.net

Урок по изо "Создаём свою сказку"

План – конспект урока по ИЗО

«Создаём свою сказку».

Интегрированный урок в 4 классе «ТРИЗ + ИЗО».

Учитель ИЗО Чернояров А.А.

МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги.

Тема: Придумай сказку. Интегрированный урок «ТРИЗ + ИЗО».

Цель: Формировать у учащихся умение придумывать необычные истории. Выделять интересное в сюжете, подчеркивать это в рисунке. Совершенствовать навыки рисования по представлению, развивать композиционное мышление. Научить мыслить системно, использовать приёмы оживление, дробление, объединение.

Задачи: Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, любознательности и творческого самовыражения.

Развитие самостоятельного создания способов решения проблем, творческого характера.

Формировать умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Умение планировать свою деятельность, проявлять творческие способности.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: плакаты, иллюстрации, карточки, художественные материалы для выполнения рисунка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Беседа.

Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

СКАЗКА

УХОД ИЗ ДОМА

ЗАПРЕТ ГЕРОЮ СКАЗКИ

НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ГЕРОЯ

ПОЛУЧЕНИЕ ИЛИ НАХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО СРЕДСТВА

ГЕРОЙ ПЕРЕНОСИТСЯ К СВОЕЙ ЦЕЛИ

ГЕРОЙ РЕШАЕТ ЗАДАЧУ ИЛИ ВОЗНИКШУЮ ПРОБЛЕМУ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ

ГЕРОЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ЗАДАЧИ

ПОБЕДА, СЧАСТЛИВОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Посмотрите на эту таблицу. В каждой её клеточке написана сказочная ситуация. Скажите, какая ситуация подходит к отрывку сказки. Дети зачитывают отрывки из сказок.

1 Уход из дома

Жила-была старая коза . Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести…

(«Волк и семеро козлят»)

. 2.Запрет герою сказки

- Доченька, - говорит мама, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек…

(«Гуси-лебеди». Русская народная сказка.)

3.Нарушение запрета.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушачью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне…

(«Царевна-лягушка». Русская народная сказка.)

4.Препятствие на пути.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

(«Айболит» К. Чуковский.)

5.Получение или нахождение волшебного средства.

- Тащи меня, старая карга!

- Огниво взял? – спросила ведьма.

- Верно, совсем забыл – ответил солдат и взял огниво.

Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его и сапоги и ранец полны денег.

- Зачем тебе огниво? – спросил солдат.

- Не твоё дело! – отвечала ведьма. – Получил своё – отдавай моё!

- Как бы не так! - сказал солдат. – Говори, на что тебе оно, не то саблю из ножен – и голова с плеч!

- Не скажу! – упорствовала ведьма.

Тут солдат взял и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, огниво – в карман и прямиком в город…

(«Огниво». Ганс -Христиан Андерсен.)

6.Герой переносится к своей цели.

Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит:

- По щучьему велению, по моему хотению – ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю…

(«По щучьему веленью». Русская народная сказка.)

7.Герой решает задачу или возникшие проблемы.

Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошёл сильный золотой дождь, и всё золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.

- Это тебе за то, что ты так хорошо работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.

(«Госпожа Метелица» Братья Гримм.)

8. Возвращение героя.

Ни много, ни мало прошло времени – стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на Святую Русь.

- Что не весел, муж дорогой? – спрашивает Василиса Премудрая.

- Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сёстры милые, а я их наяву и не видывал.

Опустила голову Василиса Премудрая:

- Вот когда беда пришла! Если уйдём мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего, надо ухитряться.

(«Сказка про Василису Премудрую» русская народная сказка.)

9. Герою предлагается трудная задача.

Стало на сердце попа веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой смерти;

Лучше б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный».

(«Сказка о попе и работнике его Балде». А.С. Пушкин.)

10. Победа, подарок, радость, счастливое завершение.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.

(«Сивка-бурка.» Русская народная сказка.

Сегодня мы попробуем составить свою сказку. Для этого нам нужно выбрать героя. Героем может быть что угодно и кто угодно.

Сказочные ситуации дают нам возможность придумать интересные сюжетные ходы.

III. Самостоятельная работа.

Детям даются сказочные ситуации, для каждого ряда свои.

1.Нарушение запрета.

2.Герою предлагается трудная задача.

3.Герой решает задачу или возникшую проблему.

1.Уход из дома.

2. Получение или нахождение волшебного средства.

3.Возвращение героя

1.Герой переносится к своей цели.

2. Препятствия на пути.

3.Победа, подарок, радость, счастливое завершение.

IV. Итог урока. Выставка, обсуждение.

kopilkaurokov.ru

Иллюстрирование фрагмента русской народной сказки "Колобок"

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Смачивание красок.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастие –

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка, а ты кто4)

- Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

5) А лиса сидит и приговаривает:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт…

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.

8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюст­ратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюст­рируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?

- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).

( Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И. Билибина, Е. Рачева, анализ их.)

Краткий рассказ об известных советских ху­дожниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.

В гостях у сказки

Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.

Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольк­лором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского на­ционального орнамента.

- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Юрий Алексеевич Васнецов.

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказ­ки — это мир счастья, где нет ни жестоко­сти, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной коз­лёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутова­тая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в ска­зочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным де­коративным даром художника.

Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецо­ва к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных ска­зок, образы сказочных героев и персонажей.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни­ков нельзя не отметить замечательного рус­ского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко извест­ны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтич­ность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её на­строению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты по­эзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё во­круг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

(На доске прикрепляются иллюстрации животных).

- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

V. Этапы выполнения рисунка.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

- Продумайте изображение своего сюжета.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

VI. Практическая работа.

1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

2. Работа с цветом.

3. Прорисовывание деталей рисунка.

Рекомендации по ведению работы

Выбрать сюжет.

Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон без дверей ...

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!

3. Рефлексия.

- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также