Урок. 3 класс. Изобразительное искусство. "Натюрморт. Фрукты". Рисование в 3 классе натюрморт


Урок. 3 класс. Изобразительное искусство. "Натюрморт. Фрукты"

Технологическая карта урока.

Дата:

08.10.2014

Класс:

3 «А»

Предмет:

ИЗО

Учитель:

Баринова Елена Павловна

Студент:

Суханова Мария Евгеньевна

Тема:

«Рисование натюрморта»

Тип урока:

Комбинированный

Ведущий метод:

Деятельностный+проблемный

Цель:

Расширить знания учащихся о жанре натюрморта

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать эстетическую восприимчивость, чувство сотрудничества и сотворчества, самостоятельность в принятии правильного решения, формировать эстетическое восприятие окружающего мира и чувство прекрасного, воспитывать нравственные качества (вежливость, любовь к порядку)

Образовательные:

Расширить представления о жанре натюрморта, систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта, сформировать умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы

Развивающие:

Развивать способность обучающихся анализировать закономерности изображения в построении натюрморта (композиции, перспективы, формы предметов), развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов

УУД:

Личностные: знание моральных норм и правил; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; формулировать  и удерживать учебную задачу; уметь оценивать своё задание на уровень сложности; уметь планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Познавательные: грамотно и полно строить речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; уметь самим задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; определять круг своего незнания; наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; участвовать в диалоге, слушать и понимать других; уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

Планируемый результат:

уметь называть и различать основные виды изобразительного искусства; выбирать живописные приёмы (по-сырому, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым работе настроением. 

Межпредметные связи:

Литература, окружающий мир, музыка

Оборудование:

 Компьютер, проектор, экран

Отметка:________________________(______________________)

Подпись методиста_______________(______________________)

Подпись учителя: ________________(______________________)

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Примечание (УУД)

  1. Организационный момент. Мотивация

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, всё ли у вас есть на партах (кисти, краски, карандаш). Ваши рабочие места должны быть в полном порядке. Садитесь. Будьте, пожалуйста, сегодня внимательны и на уроке работайте аккуратно.

Регулятивные: уметь быстро «включаться» в работу.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

  • Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!? Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

  1. Актуализация знаний

  • На стене висит картинаНа картине видишь тыВазу, яблоки, цветыА не лес, не водоем.Как её мы назовем?

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Кто как думает? Ответы принимаю по поднятой руке. (натюрморт, рисование натюрморта)

  • Правильно! Сегодня мы будем рисовать натюрморт с фруктами. Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт состоящие из фруктов (яблок, груши и банана).

  • Наша задача закомпоновать рисунок – обозначить положение фруктов и их форму, выполнить рисунок в цвете.

  • А кто-нибудь знает, что такое натюрморт? (ответы детей)

  • Да, натюрморт - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

  • Наверняка вам знакома песня Гладкова “О картинах”, послушайте отрывок из нее:

Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу или торт,Или все предметы сразу, –Знай, что это натюрморт.

  • Ребята, а сейчас я вам немного расскажу историю о возникновении натюрморта.

  • Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали о нём.Одним из мастеров натюрморта был Илья Машков. С необычной выразительностью и живописностью изображал он на своих полотнах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, блюда. Умело передавал цвет и  форму всех своих аппетитных яблок, груш, абрикосов, винограда, бананов, ананасов…

Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус.

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко!

(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала….

(Груша)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

Высоко растет …

(Банан)

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран –

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся …

(Фрукты)

  • Каждый фрукт имеет свою основную форму. У разных фруктов она может совпадать. Отличают их характерный цвет и детали. Давайте с вами рассмотрим фрукты, которые лежат у меня на столе. (Яблоко, груша). Опишем их форму и цвет.

  • А сейчас вы попробуете сами нарисовать натюрморт с фруктами.

  • Берем лист бумаги. Сейчас мы наметим (закомпонуем) место положения наших предметов. Для начала мы наметим нашу середину листа, где будет лежать груша и яблоко.

  • В пределах этой линии (показ на презентации) располагаем грушу и яблоко. Яблоко будет чуть сзади, а груша - впереди. Намечайте.

  • Далее вы прорисовываете яблоко. Придадите ему круглую форму, и добавьте веточку и листик.

  • Дальше прорисовывайте грушу. Посмотрите внимательно на грушу, какая у нее форма. (показ слайда) По намеченной линии, которой мы обозначали положение груши, снизу, рисуем круг, не выходя за границы намеченного, далее, прям на этот круг, сверху, накладываем еще один круг, но уже поменьше.

  • Теперь стирайте ластиком все вспомогательные линии, и у вас должно остаться вот такая картинка. (показ)

  • Дальше, постарайтесь прорисовать грушу, добавьте ей веточку, и придайте форму.

  • А теперь обозначим карандашом блики на наших фруктах. Кто знает что такое блик? (Блик —световое пятно на ярко освещённой выпуклой глянцевой поверхности.)

  • Так, посмотрим, где у нас блики я яблоке и груше? Намечаем.

  • Далее, мы с вами определим поверхность, на которой стоят яблоко и груша. Намечаем линию.

  • Проверьте, так ли у вас? (показ на презентации)

  • Теперь нам нужно выполнить тень, которая отходит от яблока и груши. Посмотрите внимательно, как у нас падает тень от яблока и груши? Тень у нас падает сзади. Теперь намечайте тень, и сравнивайте. (Слайд)

  • Теперь мы с вами будем раскрашивать наши фрукты.

  • Отложите ластик и карандаш в сторону. Берем кисточки и краски.

  • Берем кисть средней толщины. Закрашиваем все наше яблоко светло желтой краской, только оставляем незакрашенным там, где у нас блик, берем совсем чуть-чуть желтой краски (на кончике), закрашиваем. Теперь более темной краской прокрашиваем левую часть яблока, так как свет туда почти не попадает. А теперь в самых темных местах мы прокрашиваем еще более темной краской. Для этого берете желтую краску, и смешайте её с красной, но красного совсем немного! (на кончике кисточки).

  • В самой нижней левой части яблока, мы прокрашиваем еще более темной краской. На кончике берем коричневую краску, и смешиваем с желтой.

  • Далее мы прорисовываем грушу. Она у нас будет светлой, так как на нее света падает больше.

  • Берем светло-желтую краску, и закрашиваем всю грушу, кроме бликов.

  • Далее в затемненные участи добавляем краски чуть темнее желтого. Смешиваем желтый с коричневым. Коричневый берем на кончике кисточки.

  • Теперь, чтобы наш натюрморт стал более красивым, мы добавим фон.

  • Берем зеленую краску, чуть-чуть разбавляем с водой. И закрашиваем верхнюю часть листа. Делайте осторожно! Не закрасьте фрукты.

  • Теперь закрашиваем фон нижней части листа. Берем более светлый оттенок зеленого, для этого нам надо добавить больше воды.

  • Далее прорисуем тень от наших фруктов. Для этого берем черный цвет и разбавим его водой.

  • Так, ваши работы почти готовы, осталось раскрасить веточки на фруктах. Для этого возьмите коричневую краску.

  • Работа выполнена.

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Регулятивные: формулировать  и удерживать учебную задачу; уметь оценивать своё задание на уровень сложности;

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, уметь самим задавать вопросы; определять круг своего незнания;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге, слушать и понимать других; уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  1. Итоги урока. Рефлексия.

  • Ну вот, ребята, мы видим, какие замечательные рисунки у нас получились!

  • Что мы учились сегодня рисовать? (Поднимайте руку)

  • С каким художником вы сегодня познакомились?

  • Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на уроке и усвоил тему.

  • А теперь те, кто, по каким-то причинам, не считает свою работу качественной.

640341_html_6c6ae81a.gif

Напишите ваше впечатление о сегодняшнем уроке. Понравился ли вам урок?

Листочки можно не подписывать.

  • Молодцы, мне было приятно с вами работать (отдельная оценка некоторых, особо отличившихся, детей), урок окончен.

Регулятивные: участвовать в оценке и обсуждении общего результата.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, четко формулировать ответы на вопросы, уметь адекватно оценивать деятельность партнера и свою собственную

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: "Весенний натюрморт"

Урок ИЗО в 3 классе

Тема: «ВЕСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

 Цель: Познакомить учащихся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

 Задачи:

   Образовательная – научить выполнять изображение по представлению, различать изображение красок.

  Развивающая – развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

 Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

 Форма проведения: Практическая работа.

 Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный (беседа, загадки, объяснение)

  • Наглядный (иллюстрации художников)

  • Практический (выполнение практического задания)

  Оборудование для педагога:

  • репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и  «Хризантемы»;

  • натурная постановка;

  • образец педагогического рисунка;

  • краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.

   Оборудование для учащихся: акварель, гуашь, альбом, кисти, простой                                      карандаш, ластик, вода. 

Дата проведения: 12.04.2013

I. Вводная часть

Педагог:   Здравствуйте, ребята! Послушайте  стихотворение об одном мальчике.

Художник.

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп - спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Получилась борода;

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома на утюги.

На кувшин без ручки – кошка,

Слон – на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

Кто и что тут разобрать.

Удивляется - откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва,

Где-то сбоку голова!

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

- Нет терпенья-

Нет уменья,

Нет уменья-

Толку нет!

        ( Н. Грибачев.)

Педагог: О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? (ответы детей.) Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.   

 Проверка готовности учащихся к занятию.

 Смачивание красок.

II Основная часть

Педагог: Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который  называется натюрмортом.

***

Если видишь на картине

Чудо – вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется натюрморт.

Педагог: Вначале вспомните, что такое «картина»? (ответы детей.)

Картина – произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».

Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.

Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.

Натюрморт – это картина, на  которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура».

Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)

Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.

 Творческие рассказы детей по картинам.

1 учащийся:

На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.

2 учащийся:

На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.

3 учащийся:

На картине Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне голубого, чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых, розовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски.

4 учащийся:

На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум» изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – голубыми и синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы.

5 учащийся:

Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Хризантемы» в сине – фиолетовой вазе на белой скатерти, в холодной гамме тонов изобразил яркие, лимонно – желтые, главные цветы осени. Около них графин, тарелка и стаканы. Стол стоит на среди деревьев. От картины веет прохладой и спокойствием. 

Педагог: Молодцы! Вы красочно и интересно описали натюрморты художников.

 Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности в кабинете.

 

Составление букетов –это особое искусство, которому учат. Цветы для букета подбирают таким образом,чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.

ВОПРОС: Какое сейчас время года?

-Что сейчас происходит на улице?

Скоро наступит май- последний месяц весны. Народная пословица метко говорит о мае: «Май леса наряжает, лето ожидает».

-Что растёт в мае в садах, на лугах?

-Знаете ли вы стихи о мае?

(дети читают стихи)

ЗАГАДКИ:

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка..

(одуванчик)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(ландыш)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

и сверкает солнце

(ромашка)

Дети рассказывают стихи о ландыше, тюльпане.

.Рисование цветка

-Сегодня на уроке мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так нас радуют.

- С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно,с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П.Кончаловский  писал:

«Цветок нельзя писать, так по себе, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое»

-Рассмотрите цветок.

-Как он называется? (Тюльпан)

- Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда- то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаньями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком на руках, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него ближе.

 Мальчик же, увидев цветок, с громким смехом бросился к нему. И - о чудо! В тот же миг бутон раскрылся сам собой! Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный и чистый смех ребенка.

Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая легенда о прекрасном цветке.

- Посмотрите на тюльпаны. Опишите цветы.

-У цветов широкие листья, состоящие из 4-6 лепестков. Тюльпанов более 100 видов. Их издавна выращивают в садах персидских шахов и турецких султанов. Название получили от турецкого слова «тюрбан»- головной убор.

Постановка художественной задачи.

-Как рисовать цветы?

Этому мы научимся на сегодняшнем уроке. Каждый из вас выберет весенний цветок и нарисует его.

Вы наверно знаете, что каждый цветок состоит из стебля,листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался о том, какие они все разные.

Стебли тонкие и толстые, длинные и короткие.

Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завёрнутые.

Головки цветков бывают тоже разные, основные формы: чашечка (тюльпан), бутон (роза), тарелка (подсолнух), зонтик (гвоздика), шар (астра), цепочка (ландыш).

Часто сама головка состоит из множества мелких цветочков.

III. Практическая часть

Педагогический рисунок (на доске)

Этапы выполнения рисунка цветков:

  1. Тонкими линиями наметить оси стебля, листьев, форму и размер головки цветка.

  2. Прорисовать точную форму стебля, головки и листьев.

  3. Добавить детали: прожилки, тычинки, пушок.

  4. Раскрасить придавая оттенки тёплых и холодных тонов.

При выполнении работы обратить внимание на бережное отношение к природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.

«Раз, два, три, выросли цветы!

К солнцу потянулись –

Высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо нагнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Всем нам радость несут.»

Составление коллективной композиции

На доске лист с изображением вазы каждый ученик по очереди подходит и приклеивает свой цветок в букет.

Анализ выполненной работы..

IV. Подведение итога занятия

 Выставка работ учащихся.

Заключительное слово педагога.

Педагог:  Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать  мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.

kopilkaurokov.ru

"Натюрморт. В музеях хранятся картины – натюрморты"

Урок изобразительного искусства в 3 классе:

Натюрморт.

В музеях хранятся картины – натюрморты.

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

«МОУ СОШ №2

городского округа

ЗАТО Светлый

Саратовской области"

Нефёдова Анна Павловна

Цель и задачи:

  1. Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

  2. Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

  3. Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

  4. Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

  5. Развивать умение рисовать с натуры или по представлению.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы).

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы.

Зрительный ряд:

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

- декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

- символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

- Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

- Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

- Что такое натюрморт?

- Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

- Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)

- Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

- Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

III. Работа учащихся над заданием

1. Игра-упражнение «Живая картинка»

Класс делится на три группы, каждая из которых изображает следующее:

1-я группа – радостный, торжественный натюрморт;

2-я группа – нежный, певучий натюрморт;

3-я группа – мрачный, печальный, грустный натюрморт.

2. Натюрморт с натуры.

- У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.

  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

  1. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

globuss24.ru


Смотрите также