Урок ИЗО "Сказочное дерево" 4 класс. Рисование в 4 классе дерево


Урок ИЗО в 4 классе по теме "Дерево"

Урок ИЗО по теме «Дерево»

Класс: 4

Учитель: Пилевина Ирина Эмильяновна

Цели: 1.     совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений;

закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (план, горизонт, колорит).;

          2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

          3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.

Оборудование:  листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»; раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, наборы кистей, баночки; образец педагогического рисунка «рисование деревьев».

Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.

Технология: развивающего обучения.

                                 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

а) психологический настрой;

б) сообщение темы и целей урока

2. Актуализация знаний.

  1. Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.    (Дерево)

     Лекция учителя «Польза леса»

Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим  зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна  очень мелкими отверстиями - устьицами,  увидеть  которые можно в лупу.  Через них деревья дышат. Устьица  то открываются,  то закрываются, вбирая в себя  углекислый газ  и выделяя кислород.  Не зря   деревья называют "зелеными  легкими"  планеты!

Кислород  выделяется  листьями растений  на свету, поэтому наши зеленые  друзья:  и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку.  В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами   образуются облака,  а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее.  Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет.  В лесных чащах журчат родники,  пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания,  но и сохраняет влагу.  Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают  леса, пересыхают реки. Леса   охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли.  Корни одних деревьев уходят глубоко под землю,  у других они широко  раскинуты под самой поверхностью земли .  Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

- А как вы думаете, что еще дают нам леса?

- Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу  люди собирают  лекарственные растения.  Лесных жителей лес  потчует шишками,  сладкими корешками и сочными травами.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

- А чем полезна людям красавица - сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

- Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу - березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали  на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток.  Его любят и люди, и звери, и птицы.

3.Загадки о деревьях:

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это - Мы от этого чихаем.(Тополя)

Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит. (Ива)

У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я расту В высоту.Если я не на опушке,Ветки – только на макушке.(Сосна)

Развешиваются фотографии деревьев.

  1. Практическая работа по таблице.

- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать березу и сосну. В этом нам поможет поэтапная таблица.

                                                1 этап.

   На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.

   Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.

                                               2 этап.

   На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.

                                                3 этап.

   На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.

  1. Самостоятельная работа с акварелью.

   При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка березы и соны.

   С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»

 - Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?

(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).

  1. Итог

Что общего во всех деревьях? Из каких частей состоит дерево? и урока.

Ребята, какую пользу  приносит  лес?

  1. Выставка рисунков.

  2. Анализ рисунков.

  3. Выставление оценок.

  4. Уборка рабочих мест.

  5. Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.

 - Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Чудо дерево»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

города Кашина, Тверской области

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Чудо дерево»

Выполнила :

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №5 г. Кашина

Тверской обл.

Селикаева

Татьяна Борисовна.

Кашин 2013г.

Цели и задачи:

-Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. -Воспитывать уважение к русской народной культуре, через знакомство с преданиями русского народа. Знакомство с образом мирового древа в искусстве.

-Совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное.

-Создать условие для развитие творческих способностей, фантазии через такие техники как: акварель, пластилиновая живопись, процарапывание и создание композиции «Чудо –дерево» .

-Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ.

-Воспитывать взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок творчества

Вид занятий:

Тематическое рисование. Рисунок-фантазия.

Оборудование:

(для учащихся)

1 группа:

Лист А-4, карандаш, акварель, крупные и мелкие кисти

2 группа:

Тонированный чёрным цветом лист А-4, карандаш, иголка

3 группа:

Лист картона, карандаш, пластилин

(для учителя)

Мультимедийная презентация  «Чудо дерево», компьютер, экран. Иллюстрации и репродукции, посвященные древу жизни. Иллюстрации на тему русских народных промыслов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

-Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы.

Одна из таких тайн - МИРОВОЕ ДРЕВО- это тема нашего урока. Мы узнаем , что это такое и на основе этих знаний

3.Беседа по теме с мультимедийной презентацией.

«В начале начал существовало в полной пустоте МИРОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал БОГ. (Слайд1) И по прошествии времени туман рассеялся – влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовался МИРОВОЙ ОКЕАН – МОРЕ и воздушное пространство. И СУЖДЕНО БЫЛО БОГУ ПРОСНУТЬСЯ. (Слайд2) И куда бы ни бросил свой взор БОГ, на небесном куполе загоралась неподвижная точка – ЗВЕЗДОЧКА.

… увидел БОГ в неподвижном зеркале вод свое отражение, (Слайд3) и решил его оживить , но из-за того что его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем противоположным. Сварог т.е БОГ , был белым и добрым – новое божество получилось темным и злым. он получил имя – БЕС ( «приносящий беду») (Слайд4)

И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ, державшиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных Дубов вылупились две птицы, это были УТКИ-ГОГОЛИ.

Утки стали нырять на дно Моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки  и листья, опавшие с Небесных Дубов – строили ГНЕЗДО-ЗЕМЛЮ.

БЕС тоже нырнул на дно МОРЯ-ОКЕАНА, набрал ила под ногти и  набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных Дубов и сделал из него ДУБИНУ (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. (Слайд5) С тех пор на небе осталось только одно МИРОВОЕ ДЕРЕВО.

Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба.

4.Актуализация знаний

- Почему именно с древом связывали наши предки Вселенную?

-Мы узнаем это послушав выступления ребят:

1.Образ дерева использовался в пословицах и поговорках

«Быть от счастья на седьмом небе».

«Дерево от плодов, а человек от дел познается».

2. В русских народных загадках, песнях

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

на каждом гнезде четыре синицы,

у каждой синицы по четырнадцать яиц:

семь беленьких да семь черненьких

3.В народных промыслах(вышивка, резьба по дереву, Городецкая, хохломская роспись) Короткий рассказ обучающихся об этих видах декоративного искусства

(Слайд6)

4. В преданиях, обрядах:

1.В древних славянских верованиях дуб как воплощение Мирового древа связан с богом Перуном. Дубы считались заповедными. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-либо ущерб. Такие деревья согласно поверьям оберегали людей от бед.

Русские называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. О крепких сильных мужчинах говорят: крепкий как дуб.

В Тверской губернии вплоть до начала XX века существовал такой обычай: как только на свет появлялся мальчик, его отец отправлялся в лес и рубил несколько дубов, бревна из которых затем относили к реке и погружали в воду. Там они оставались до тех пор, пока сын не вырастал. Когда он намеревался жениться, дубовые бревна, превратившиеся уже в мореное дерево, столь крепкое, что его невозможно было рубить топором, доставали из воды и использовали как основание дома для новой семьи.

2. Дерево - это место обитания различных мифологических персонажей: русалки живут на берёзе, чёрт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, часто демоны живут в осине. Под такими деревьями нельзя спать, ломать их ветки, иначе демоны накажут человека, нашлют на него болезни и несчастья. Наиболее же известен запрет стоять под деревом во время грозы, поскольку громовержец преследует прячущегося под деревом змея, чёрта и другую нечистую силу.

5. И, конечно, сказки (Слайд7) Особенно ярко мировое древо выражено у А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»

5. Практическая часть.

Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ «Сказочное дерево»

Релаксация.1. Сначала настроимся на работу. Выпрямим спину, проделаем самомассаж для пальцев и ладоней рук с помощью шестигранного карандаша.

Карандаш в руках катаю,

(Прокатываем карандаш между ладонями) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами).  Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) 

Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами,

а затем между большим пальцем и мизинцем) 

Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2.Закройте глаза и представьте своё фантастическое дерево. А теперь за работу.

6.Самостоятельная работа

За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

-Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Вам нравиться? Что именно?

- Мне кажется, что у нас с вами пока получилась присказка :

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот: вправо идет — песню заводит, влево идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Литература:

1.Разработка урока по изобразительному искусству http://hudoelansksosh.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-30

2.Урок ИЗО «Мировое древо» http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/library/urok-izo-6klass-mirovoe-drevo

3. Первообразы в искусстве http://enjoymhk.narod.ru/pub_pub04.htm

doc4web.ru

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Чудо дерево»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

города Кашина, Тверской области

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Чудо дерево»

Выполнила :

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №5 г. Кашина

Тверской обл.

Селикаева

Татьяна Борисовна.

Кашин 2013г.

Цели и задачи:

-Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. -Воспитывать уважение к русской народной культуре, через знакомство с преданиями русского народа. Знакомство с образом мирового древа в искусстве.

-Совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное.

-Создать условие для развитие творческих способностей, фантазии через такие техники как: акварель, пластилиновая живопись, процарапывание и создание композиции «Чудо –дерево» .

-Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ.

-Воспитывать взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок творчества

Вид занятий:

Тематическое рисование. Рисунок-фантазия.

Оборудование:

(для учащихся)

1 группа:

Лист А-4, карандаш, акварель, крупные и мелкие кисти

2 группа:

Тонированный чёрным цветом лист А-4, карандаш, иголка

3 группа:

Лист картона, карандаш, пластилин

(для учителя)

Мультимедийная презентация  «Чудо дерево», компьютер, экран. Иллюстрации и репродукции, посвященные древу жизни. Иллюстрации на тему русских народных промыслов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

-Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы.

Одна из таких тайн - МИРОВОЕ ДРЕВО- это тема нашего урока. Мы узнаем , что это такое и на основе этих знаний

3.Беседа по теме с мультимедийной презентацией.

«В начале начал существовало в полной пустоте МИРОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал БОГ. (Слайд1) И по прошествии времени туман рассеялся – влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовался МИРОВОЙ ОКЕАН – МОРЕ и воздушное пространство. И СУЖДЕНО БЫЛО БОГУ ПРОСНУТЬСЯ. (Слайд2) И куда бы ни бросил свой взор БОГ, на небесном куполе загоралась неподвижная точка – ЗВЕЗДОЧКА.

… увидел БОГ в неподвижном зеркале вод свое отражение, (Слайд3) и решил его оживить , но из-за того что его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем противоположным. Сварог т.е БОГ , был белым и добрым – новое божество получилось темным и злым. он получил имя – БЕС ( «приносящий беду») (Слайд4)

И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ, державшиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных Дубов вылупились две птицы, это были УТКИ-ГОГОЛИ.

Утки стали нырять на дно Моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки  и листья, опавшие с Небесных Дубов – строили ГНЕЗДО-ЗЕМЛЮ.

БЕС тоже нырнул на дно МОРЯ-ОКЕАНА, набрал ила под ногти и  набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных Дубов и сделал из него ДУБИНУ (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. (Слайд5) С тех пор на небе осталось только одно МИРОВОЕ ДЕРЕВО.

Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба.

4.Актуализация знаний

- Почему именно с древом связывали наши предки Вселенную?

-Мы узнаем это послушав выступления ребят:

1.Образ дерева использовался в пословицах и поговорках

«Быть от счастья на седьмом небе».

«Дерево от плодов, а человек от дел познается».

2. В русских народных загадках, песнях

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

на каждом гнезде четыре синицы,

у каждой синицы по четырнадцать яиц:

семь беленьких да семь черненьких

3.В народных промыслах(вышивка, резьба по дереву, Городецкая, хохломская роспись) Короткий рассказ обучающихся об этих видах декоративного искусства

(Слайд6)

4. В преданиях, обрядах:

1.В древних славянских верованиях дуб как воплощение Мирового древа связан с богом Перуном. Дубы считались заповедными. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-либо ущерб. Такие деревья согласно поверьям оберегали людей от бед.

Русские называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. О крепких сильных мужчинах говорят: крепкий как дуб.

В Тверской губернии вплоть до начала XX века существовал такой обычай: как только на свет появлялся мальчик, его отец отправлялся в лес и рубил несколько дубов, бревна из которых затем относили к реке и погружали в воду. Там они оставались до тех пор, пока сын не вырастал. Когда он намеревался жениться, дубовые бревна, превратившиеся уже в мореное дерево, столь крепкое, что его невозможно было рубить топором, доставали из воды и использовали как основание дома для новой семьи.

2. Дерево - это место обитания различных мифологических персонажей: русалки живут на берёзе, чёрт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, часто демоны живут в осине. Под такими деревьями нельзя спать, ломать их ветки, иначе демоны накажут человека, нашлют на него болезни и несчастья. Наиболее же известен запрет стоять под деревом во время грозы, поскольку громовержец преследует прячущегося под деревом змея, чёрта и другую нечистую силу.

5. И, конечно, сказки (Слайд7) Особенно ярко мировое древо выражено у А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»

5. Практическая часть.

Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ «Сказочное дерево»

Релаксация.1. Сначала настроимся на работу. Выпрямим спину, проделаем самомассаж для пальцев и ладоней рук с помощью шестигранного карандаша.

Карандаш в руках катаю,

(Прокатываем карандаш между ладонями) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами).  Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) 

Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами,

а затем между большим пальцем и мизинцем) 

Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2.Закройте глаза и представьте своё фантастическое дерево. А теперь за работу.

6.Самостоятельная работа

За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

-Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Вам нравиться? Что именно?

- Мне кажется, что у нас с вами пока получилась присказка :

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот: вправо идет — песню заводит, влево идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Литература:

1.Разработка урока по изобразительному искусству http://hudoelansksosh.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-30

2.Урок ИЗО «Мировое древо» http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/library/urok-izo-6klass-mirovoe-drevo

3. Первообразы в искусстве http://enjoymhk.narod.ru/pub_pub04.htm

globuss24.ru

Урок ИЗО "Сказочное дерево" 4 класс.

ГУ «Денисовская средняя школа»

Открытый урок по ИЗО.

Тема: Кляксография «Фантастические деревья».

Класс: 4»Б»

Учитель: Заречнева О. Г.

24.12.11

Тема: Кляксография «Фантастические деревья».

Цель: Учить в рисунке передавать свое отношение к изображаемому через форму, линию, цвет, используя их как средство выразительности; продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать образное мышление, фантазию; воспитывать стремление быть оригинальным в создании фантастического образа.

Оборудование: альбом, коктельные трубочки, тушь, салфетки, кисти, акварельные краски, баночки для воды, презентация.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Беседа.

Звучит необычная, таинственная музыка.

Педагог. Смотрите: к нам что-то прилетело! Интересно, что это? (Обращает внимание детей на НЛО.) Да, это неопознанный летающий объект, и прилетел он, наверно, к нам неспроста. Интересно, с какой целью его направили к нам?

Дети рассматривают летающую тарелку.

Педагог. Посмотрите, здесь для нас какое-то послание (достает из прорези письмо в виде звездочки). Прочитаем?

«Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что вы построили для нас новые домики. Они такие необычные! Но нам очень грустно, так как у нас мало растений. Помогите нам, посадите для нас деревья и цветы. Ваши друзья.»

Педагог. Пора продолжить наше путешествие, а ваши замечательные существа нас догонят. Отправляемся в полёт. Мы на другой планете.

3.Объяснение нового материала.

Сегодня мы вырастим сад для наших друзей. А для этого познакомимся с новой техникой рисования.

Учитель знакомит детей с новой техникой.

Материалами:

1. Воздушные фломастеры Blopens (Centropen) – настоящие волшебные палочки для юных художников, рисуют с помощью воздуха. Ребенок дует в трубочку, заполненную краской, - и лист бумаги или кусок ткани покрывается мелкими точечками. Поменял блопен - и к красным точкам прибавляются другие! Необычный эффект получается, если распылять друг на друга различные цвета, или провести по рисунку влажной кисточкой. Если снять оба колпачка, получается обычный фломастер для рисунка тонкими линиями. Воздушными фломастерами можно украсить не только бумагу, картон, но и текстиль. Краски с текстиля можно смыть при температуре выше 60 градусов.

2. Акварельные краски + вода. Воды побольше, чтобы было что раздувать. Рисуем полоску и из коктельной трубочки дуем на нее, в результате получаем дерево. Дуть можно и сверху (на каплю), тогда получается цветочек, солнышко, паучок, салют, ну и т.д

Кляксография! Я бы назвала эту необычную технику рисования ни иначе как "Творческое дыхание" На первый взгляд ничего необычного нет. Простая трубочка для коктейля, лист бумаги, немного красок.  Прием рисование несложный - нанести немного краски на бумагу, взять трубочку и подуть. Раздувать краску можно в нескольких направлениях, даже по кругу! А результат получается непредсказуемый! 

3.Первый этап работы – небо и земля. Учитель показывает на листе – размывание. Ученики самостоятельно выполняют работу.

4.Физминутка – танцуем вместе с инопланетянами.

5.Пока высыхает работа, ученики выполняют задание. - Вы увидели кляксы, пофантазируйте и дорисуйте, чтобы клякса стала похожа на какой-нибудь предмет. Покажите и расскажите, что у вас получилось.

6.Кляксография. Работа в группах. Учителю помогают, заранее подготовленные ученики. Они показывают, как необходимо выполнять работу – учат выдувать.

Педагог помогает детям в случае затруднений. В течение всего занятия обращает внимание на правильную осанку. Дети выполняют задание в течение 7-10 минут.

- У вас получился замечательный сад. А чтобы в нём не скучно было, посмотрите, может быть, где-то спряталось какое-нибудь животное.

Дети рассказывают, что изображали фантастические деревья способом кляксографии.

7.Возвращение на Землю.

4.Итог.

-С какой техникой познакомились?

- Подумайте, какие художественные материалы вам понадобятся для изображения фантастического мира? (Ответы.)

multiurok.ru

Урок ИЗО в 4 классе "Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки" - РИСОВАНИЕ - ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА - Каталог файлов

Творческая работа: Выполни зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти или представлению.

Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры, по памяти или представлению (графические материалы).      Основные цели и задачи урока1. Создавать условия для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.2. Способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства.3. Развивать у школьников наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».    

 Примерный ход урока

1. Продолжение знакомства детей с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.2. Работа с текстом учебника (с. 11—15) и диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Лесные исполины» (У., с. 12—13), анализ набросков, созданных художниками.3. Выполнение четвероклассниками набросков и зарисовок деревьев с натуры или по памяти, по представлению (Т., с. 7—9).4. Подведение итогов: просматриваем работы учащихся, выявляем наиболее характерные и выразительные изображения деревьев.

      В беседе с учащимися продолжается развитие темы предыдущего урока. В ходе беседы, во-первых, важно обратить внимание детей на ярко выраженную символичность народного искусства, которая свойственна и классической живописи, хотя не всегда достаточно в ней очевидна. Во-вторых, стоит отметить, что символика, рожденная в глубокой древности, своими истоками связана с мифологией, при этом магический, мифологический смысл древних представлений не исчезает бесследно, а лишь ослабевает, зато ярче проявляется эстетический и нравственный их смысл. Современный народный мастер или художник-живописец не вкладывает в свои произведения той мифологической идеи, которая была главной в мифопоэтическом мышлении древних людей. Однако найденный когда-то прием художественного выражения своего отношения к окружающему миру хранится и передается от поколения к поколению. Не случайно поэтому, что через образ-символ, например древо жизни, современные художники решают проблемы целостности окружающего мира, его красоты, его безграничного многообразия.      Для создания эмоционально насыщенной атмосферы, помогающей детям ощутить значимость земного образа-символа, стоит использовать справочные материалы. Включение в урок произведений народного и профессионального искусства раскрывает интегративные связи между разными видами искусства, имеющими общие истоки в природе и мифопоэтическом отношении человека к ней.      Приступая к практической работе, проанализируйте наброски деревьев, выполненные И. Шишкиным (У., с. 12). Четвероклассники уже не раз рисовали различные деревья, поэтому следует их настроить на новое видение этих уникальных творений природы. Включите в разговор с детьми поэтические строки. Предложите учащимся рассмотреть образцы выполнения набросков (Т., с. 7), подкрепите свое объяснение выполнения задания советами художника (см. справочный материал). Работу следует выполнять на затонированной бумаге, поэтому посоветуйте четвероклассникам наряду с такими графическими материалами, как уголь, фломастеры, использовать белый мел.      Подводя итоги урока, рассмотрите с детьми выполненные ими наброски; отберите наиболее выразительные из них и попросите ребят обосновать свой выбор; поясните, в чем состоит привлекательность этих рисунков.

      Краткий справочный материал

      Дерево в жизни славянина. К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.      Образ мирового древа — одно из уникальных созданий человечества, которое обозначило структуру всех мифологических систем. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания модели космоса. Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. Так в воображении древних сформировались основные зоны космоса, а с ними и сдвоенные противоположности: земля — небо, небо — преисподняя, огонь — вода, день — ночь, свет — тьма, тепло — холод, прошлое — настоящее — будущее, предки — современники — потомки, голова — туловище — ноги. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.      Древо дало понятие триединого мира: Прави, Яви и Нави. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.      В одной из русских сказок Иван-дурак забрался на небо по дубу и был удивлен чудесам: то, что на земле ценно, на небе нисколько не стоит. Поверья о русалках (умерших девушках или детях), спускающихся с деревьев на землю на Троицкой неделе и тем же способом возвращающихся на «тот свет», еще раз доказывают, что дерево — это путь.      Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить старца, молодое, стоеросовое, буйное, аномальное и скрипучее дерево. Нельзя топором и рябину сечь — пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать.      Дерево соотносили с человеком по внешним признакам: ствол — туловище, ветки — руки или дети, сок — кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево.      В декоративно-прикладном искусстве дерево — один из любимейших образов. Дерево, символизирующее плодородие, изображали на одеждах и полотенцах.      Чаще (в вышивке) дерево изображали с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Имело оно и четыре главных цвета: красный, черный, белый, синий.      Мировое древо — основа для упорядочения мышления, памяти, восприятия. Образы внешнего и внутреннего мира нанизываются на ствол, после чего появляются и знаковые системы, слова, числа, абстракции и символы.      Древо вошло в нашу генетическую память, в сферу бессознательного. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни — древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого. (Васильченко Л. П. Природа славян / Л. П. Васильченко. — Томск, 2002. — С. 30.)      Рисуем природу. Теперь поговорим о деревьях. Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.      Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.      Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.      Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.      Изображая дерево, внимательно следите за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. (Юный художник. — 1990. — № 7. — С. 44—45.)      «Царь лесов». Современники каждый раз восхищались тем, что русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин (1832—1898) «лесище уволок целиком из натуры» да и вставил его в картину.      «„Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, — вспоминала племянница художника, — чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, из леса делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома". Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды — „чуть не в два аршина длиной и шириной". А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучьев и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно „портреты" корней и хрупкой травинки. Шишкин — это „человек-школа", писал о нем И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным». (Жукова А. Рассказы о художниках / А. Жукова. — М., 1968. Далее цитируется это издание.)

tetradkin-grad.3dn.ru


Смотрите также