Урок по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека", 6-й класс. Рисование в 6 классе графика


Урок по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека", 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Задачи:

Оборудование: презентация, таблица пропорций головы, выставка портретов (подготовленная учащимися), текст стихотворения Н.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, музыка (“Гитарные мотивы”).

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя (слайд1, см. Приложение 1)

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно

– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.

Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

II. Систематизация и закрепление знаний

Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (слайд 2).

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова (слайд 3)

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

III. Проверка домашнего задания

(Слайд 4 – пустой)

Посмотрите на галерею портретов, которую вы приготовили (на доске открывается выставка репродукций портретов разных видов, приготовленная детьми)

Обратимся к ней. Какие портреты вы выбрали? Охарактеризуйте их.

Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека

IV. Введение в тему

Вступительное слово учителя: “Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности”.

V. Беседа по картинам

(слайд 5)

Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла (“Демон” и “Царевна Лебедь”).

Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев? (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)

Я обратилась к этим картинам, чтобы показать вам как человеческая природа побеждает и колдовские чары, и демонические силы. Вера в человека, в господство разума, дали художнику возможность передать неповторимость и яркость образов. Рисуя портреты этих героев, рисуя красоту внешнего облика, он оставляет их лица спокойными.

Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.

VI. Объяснение нового материала

Учитель. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Графический портрет стал отдельным видом искусства.

VII. Работа с текстом учебника

(стр.112-115)

Найдите в тексте ответы на вопросы.

  1. Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
  2. Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)

Рассмотрите репродукции на страницах учебника. Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь) Прочитайте из учебника, что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №6)

Какое состояние души передают данные портреты?

Что помогает художнику передать настроение?

Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

VIII. Физкультминутка

(Слайд 7 – пустой)

  1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
  2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
  4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
  7. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы, садимся! Открывается слайд 8.

Посмотрите на следующий слайд. Он показывает нам лица детей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции.

Теперь найдите эти эмоции на схематической таблице (слайд№9)

А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

IX. Актуализация знаний

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

X. Практическая работа

(Звучит музыка.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

XI. Итог урока

Проводится выставка работ учащихся. Особое внимание обращается на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.

– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.

Любите живопись, поэты! ведь ей единственной дано Души изменчивой приметы переносить на полотно.

Потому что слово “живопись” – живо писать в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Графический портретный рисунок - ИЗО

Графический портретный рисунок (1 урок).

Цели:

- Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека;

- Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям.

Задачи:

  1. Изучить пропорции лица, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

  2. Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

  3. Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

- иллюстрации с изображением портретов людей; видеофильм; таблицы пропорций лица; слова А.Кушнера из «Песни о картинах».

Для учащихся:

- бумага формата А4; графические материалы;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется - портрет.

А.Кушнер

Сегодня мы продолжим наш разговор об одном из жанров искусства – портрете. Научимся рисовать человека графическими средствами. Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре.

2. Систематизация и закрепление знаний.

Давайте, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете. (Листы с кроссвордом розданы всем ученикам класса )

Вопросы к кроссворду.

1.Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

2.Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

3.То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

4.Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

5.Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

6.Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

7.Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

- Так, что же такое портрет? Вспомните значение этого слова.(Портрет - жанр ИЗО, изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры).

3. Объяснение нового материала.

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности.

Портретный графический рисунок дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека.

- Какими материалами работают в графике? (Карандаш, тушь, ручка).

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры.

- Что помогает художнику передать настроение? Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

Посмотрите на эти изображение людей. Они показывают нам лица людей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции. Найдите эти эмоции на схематической таблице. А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

4. Физкультминутка.

1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - поднять левую руку вверх, правую ногу отставить назад, прогнуться; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

3. Дадим отдохнуть глазам. Сидя, двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

- Молодцы!

Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о том, как необходимо выполнять графический портретный рисунок головы. Давайте с вами вспомним, с чего мы начинаем с вами свою работу над построением головы. Разметив на месте общую форму головы (голову нужно изображать меньше натуральной), намечаем вспомогательные линии. Линия глаз должна примерно делить голову пополам. Линия рта делит нижнюю четвертину головы. Приступаем намечать глаза. Парные формы головы рисуются одновременно. Не забываем, что расстояние между глазами равно длине глаза. Далее схематично намечаем нос, рот и уши. После чего детализируем их. Также не забудьте наметить брови, волосы. Когда рисунок ваш готов, вы убираете все вспомогательные линии ластиком. И приступаете к штриховке лица, а именно с помощью светотени прорисовываем более мелкие формы лица. При помощи той же светотени прорисовываем все лицо. ( По ходу объяснения демонстрируется видеофильм).

5. Практическое выполнение задания (индивидуальная помощь учащимся, выявление типичных ошибок, фронтальная работа, черновая работа).

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: веселым, задумчивым, печальным и т.д.. Главное, делая зарисовку, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица. Сегодня на уроке вы выполняете только построение головы, а на следующем уроке выполните в карандаше все элементы лица.

6. Итог урока.

Сегодня вы на практике еще раз убедились, что изображая портрет человека необходимо соблюдать правила построения головы, знать пропорции лица. В своих работах вы применили эти правила. На следующем уроке мы продолжим эту работу в карандаше.

7. Домашнее задание.

Принести на урок графические материалы (карандаши разной твердости и мягкости, ластик).

Графический портретный рисунок (2 урок).

Цели:

- Создать условия для знакомства обучающихся с особенностями графического портрета.

Задачи:

  1. Обучить технике рисования графическими средствами.

  2. Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

  3. Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

- видеофильм; таблицы пропорций лица.

Для учащихся:

- бумага формата А4; графические материалы;

Ход урока:

1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку).

2. Актуализация знаний.

Беседа:

- Ребята, какие материалы использует в работе художник - график? (Графический карандаш и ластик).

- Вспомните, какие виды карандашей выпускают в России? (По степени твердости: твердые Т и мягкие М).

Для рисования сегодня на уроке нам наиболее подойдут мягкие карандаши от 1М до 5М и ТМ. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, также по тону могут быть от светлого до почти четного цвета, что достигается штриховкой.

Вспомните еще раз приемы рисования головы человека, пропорции лица, опорные точки лица. (Просмотр видеофильма).

3. Физкультминутка.

1.Исходное положение - сидя, не опираясь на спинку стула. Наклониться вперед и коснуться руками носков ног (повторить 7 раз).

2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

3.Тренировка наружных мышц глаз. Сидя, медленно переводим взгляд с пола на потолок и обратно (голова при этом неподвижна). Упражнение повторить 5 раз.

- Молодцы!

4. Практическое выполнение задания (индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения; контроль правильного выполнения приемов работы в графике, выявление типичных ошибок).

Сегодня на уроке вы продолжаете работать над портретом в карандаше. Вам необходимо сегодня выполнить штриховку лица.

5. Итог урока.

(Выставка работ и оценивание).

Ребята, сегодня вы были настоящими художниками-портретистами в графике. Подводя итог урока, предлагаю устроить выставку работ. Каждый из вас выразил в своих рисунках сегодня личное отношения к человеку портретируемому, показал его чувства. Конечно, не все работы совершенны, но ведь вы только учитесь правильно рисовать голову человека. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении графической техники изображения человека. Еще все у вас получится, все еще впереди!

6. Домашнее задание.

Подготовить сообщение на темы: Мирон «Дискобол», Леохар «Аполлон Бельведерский», Лисипп «Геракл, борющийся со львом», Тутмесон «Нефертити».

multiurok.ru

Конспект урока ИЗО в 6 классе на тему: "Графический портретный рисунок"

2. Сообщение темы, задач урока.

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

— Ребята, посмотрите на репродукции на слайде. К какому жанру относятся эти картины? Правильно, это портреты. Ранее на уроках ИЗО вы знакомились с жанром портрета, изучали его виды и особенности.

— Какие вы знаете виды портретов?

— Какими материалами художник может нарисовать портрет? (красками — акварелью, маслом; карандашами; пастелью и т.д.)

— Тема нашего урока — «Графический портретный рисунок». Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

— Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru)

Вопросы к кроссворду:

  1. Вид портрета, чаще всего используемый художниками, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

  5. Портрет, который показывает общественное положение человека, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

— Итак, ребята, что же такое портрет?

— Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека и передающее его неповторимые особенности — строение лица, черты характера, отношение к людям. Слово портрет переводится с французского, как «изображение всех черт».

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с графическим портретным рисунком.

— Искусство графики представляет собой изображение на плоскости чего-либо линиями и штрихами. Скажите, с помощью каких материалов художник выполняет графический рисунок?

— Графический рисунок наносится на лист бумаги с помощью карандаша, туши, пастели, угля, восковых мелков. Графический портрет дает нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворенность, движения его души. Условность и лаконичность языка — вот главные черты графического портрета. Начиная с эпохи Возрождения (Ренессанса) рисунок рассматривался как основа изобразительного искусства. Считалось, что любой художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, должен уметь рисовать, поскольку чувство формы, формируемое рисунком, универсально.

— Рассмотрим подробнее графические портреты известных художников.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Итальянский художник и ученый, один из величайших деятелей эпохи Возрождения. Графические работы Леонардо — это подготовительные картоны и рисунки. Они выполнены серебряным штифтом или сепией, отражающие работу мастера с натуры и по воображению. Иногда эти два метода пересекаются, так как художник часто стремится изобретать собственные образы, составленные из отдельных характерных деталей, подсмотренных в натуре.  На слайде — эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов — слева направо. Это характерный стиль Леонардо. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Крупнейший фламандский живописец эпохи барокко. Рисунки художник выполнял в основном сангиной или углем (учитель показывает материал - сангину и уголь), чтобы показать заказчику, как будет выглядеть тот или иной фрагмент картины. На слайде — эскиз к портрету инфанты Изабеллы. Инфанта — титул принцессы королевского дома (в Испании и Португалии). Портрет выполнен углем. Тонкими штрихами художник подчеркивает нежность и юность изображаемой девушки. Портрет Сусанны Фурман выполнен черным мелом, сангиной. Художник использовал белый мел, чтобы передать освещенные места, а мелкие детали подчеркнул тушь. 

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Русский художник-живописец. Портреты Репина, исполненные карандашом или пером, как правило, обладают и крепкой формой, и верной, точной характеристикой модели. На слайде — портрет Татьяны Мамонтовой. Лицо написано мягко, подчеркивает черты девушки. Чтобы выделить лицо, художник использует темный фон, что создает контрастность. Портрет Александра Жиркевича. Художник использует широкие, чуть небрежные штрихи для изображения фигуры мужчины и детально прорабатывает лишь глаза.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Русский живописец и график. Известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова — рассказ о личности человека. На слайде — портрет Ильи Репина. Выполнен в технике гризайль черной акварелью и белилами на тонированном листе. Портрет А.П. Чехова. Выполнен акварелью в технике гризайль.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Известный русский художник. Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховку. На слайде — автопортрет. Выполнен простым карандашом. Особенностью являются направленные в одну сторону штрихи. Портрет А.В. Усольцевой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)

Русская художница. На слайде — автопортрет. Художница уделила много внимания лицу, едва наметив простой штриховкой волосы. Большую роль в графическом портрете, как мы видим на этом примере, играет светотень. Это создает необходимый объем и выразительность рисунка.

Учащиеся рассматривают репродукции и отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда.

Учащийся формулирует определение, учитель поправляет.

3. Практическая работа

— Приступим к практической работе. Сегодня вам предстоит нарисовать портрет черной акварелью в технике гризайль. Кто из вас знает, что представляет собой эта техника?

— Гризайль (фр. grisaille от gris — серый) – это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Чаще всего гризайль можно встретить в чёрно-белом исполнении. Первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно это была интерьерная роспись.

— Ребята, сейчас вам предстоит нарисовать портрет этой девушки (учитель приглашает студентку).

Учитель показывает поэтапное выполнение портрета в технике гризайль с помощью поэтапных методических разработок на доске.

 Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой.

 Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.

 Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.

Учащиеся выполняют портрет в своих альбомах.

multiurok.ru

Конспект урока по ИЗО на тему "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека ."(6 класс)

Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа человека .( ИЗО , 6 класс)

Цели: Закрепить знания учащихся по приемам рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета .   Формировать умение работать простым карандашом, изображать портрет человека, соблюдая правила построения; Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека   Воспитывать  художественный вкус, познавательный интерес к изобразительному искусству.

Задачи: Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, обучить технике рисования графическими средствами.Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Формирование УУД:

            предметные:   научиться изображать  графический портретный рисунок  

            метапредметные:  регулятивные – понимать и уметь объяснить, что  особенности графического рисунка дают  возможность выявить самое главное, характерное в портрете

познавательные – раскрывать  в себе способность видеть по новому, в обычном необычное, неожиданное.  Осваивать навыки работы графическими материалами.

коммуникативные – проявлять активность в решении творческих задач.

            личностные:     доброжелательность и  эмоционально-нравственная отзывчивость на прекрасное.

Оборудование: репродукции графических портретных рисунков,   графические  материалы.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

- личностно - ориентированные технологии;

- компьютерные (информационно – коммуникативные) технологии;

- игровые технологии.

Ход   урока.

1.   Орг. момент.

2.   Актуализация знаний .

1.Вспомним, что мы с вами знаем о жанре портрета.

Вопросы:

1.Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

2.Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

3.То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

4.Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

5.Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

6.Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

7.Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

2.Игра «Угадай настроение».

Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.

hello_html_3833d0c3.png

  3.  Вспомним пропорции головы и лица человека. (На доске 2 команды учеников по очереди рисуют свою схему головы человека  с учётом изученных пропорций,  располагая  глаза, нос, губы, уши, шею, причёску . Условие : правильность , скорость .Подводится итог капитанами команд на основе взаимопроверки рисунков ).

3.   Изучение нового материала .

Рассмотрим репродукции:

- Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)

- Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь)

- Что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Все у нас пойдёт на лад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

 4. Постановка творческой задачи.

Цель: Развивать понимание того, что в портрете должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задача:Выполнить рисунок в технике графика.

Практическая работа

   1.  Выполнить графический рисунок своего одноклассника, показать характерные черты лица, постараться передать в рисунке самое главное -  выражение лица своего товарища.

     2. Самостоятельное выполнение задания: расположение листа (вертикально или горизонтально), расположение на бумаге изображения головы ( по середине листа), выполнение рисунка линией,  штрихом, пятном.

5 .Рефлексия: анализ работ учащихся .

Просмотр рисунков – уч-ся анализируют  свои работы: что получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при выполнении следующей работы; анализируют рисунки товарищей, подсказывая  друг другу, помогают советами, как лучше выполнить  не получившийся фрагмент рисунка. Учащиеся высказывают своё мнение со знанием  правил построения головы, лица человека.

6.   Итог урока.

      Выставление оценок.

7.  Домашнее задание.

     Найти и рассмотреть портреты (репродукции) художников, выполненные в цвете, принести на урок.

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 6 классе на тему: "Графический портретный рисунок"

2. Сообщение темы, задач урока.

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

— Ребята, посмотрите на репродукции на слайде. К какому жанру относятся эти картины? Правильно, это портреты. Ранее на уроках ИЗО вы знакомились с жанром портрета, изучали его виды и особенности.

— Какие вы знаете виды портретов?

— Какими материалами художник может нарисовать портрет? (красками — акварелью, маслом; карандашами; пастелью и т.д.)

— Тема нашего урока — «Графический портретный рисунок». Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

— Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru)

Вопросы к кроссворду:

  1. Вид портрета, чаще всего используемый художниками, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

  5. Портрет, который показывает общественное положение человека, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

— Итак, ребята, что же такое портрет?

— Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека и передающее его неповторимые особенности — строение лица, черты характера, отношение к людям. Слово портрет переводится с французского, как «изображение всех черт».

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с графическим портретным рисунком.

— Искусство графики представляет собой изображение на плоскости чего-либо линиями и штрихами. Скажите, с помощью каких материалов художник выполняет графический рисунок?

— Графический рисунок наносится на лист бумаги с помощью карандаша, туши, пастели, угля, восковых мелков. Графический портрет дает нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворенность, движения его души. Условность и лаконичность языка — вот главные черты графического портрета. Начиная с эпохи Возрождения (Ренессанса) рисунок рассматривался как основа изобразительного искусства. Считалось, что любой художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, должен уметь рисовать, поскольку чувство формы, формируемое рисунком, универсально.

— Рассмотрим подробнее графические портреты известных художников.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Итальянский художник и ученый, один из величайших деятелей эпохи Возрождения. Графические работы Леонардо — это подготовительные картоны и рисунки. Они выполнены серебряным штифтом или сепией, отражающие работу мастера с натуры и по воображению. Иногда эти два метода пересекаются, так как художник часто стремится изобретать собственные образы, составленные из отдельных характерных деталей, подсмотренных в натуре.  На слайде — эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов — слева направо. Это характерный стиль Леонардо. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Крупнейший фламандский живописец эпохи барокко. Рисунки художник выполнял в основном сангиной или углем (учитель показывает материал - сангину и уголь), чтобы показать заказчику, как будет выглядеть тот или иной фрагмент картины. На слайде — эскиз к портрету инфанты Изабеллы. Инфанта — титул принцессы королевского дома (в Испании и Португалии). Портрет выполнен углем. Тонкими штрихами художник подчеркивает нежность и юность изображаемой девушки. Портрет Сусанны Фурман выполнен черным мелом, сангиной. Художник использовал белый мел, чтобы передать освещенные места, а мелкие детали подчеркнул тушь. 

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Русский художник-живописец. Портреты Репина, исполненные карандашом или пером, как правило, обладают и крепкой формой, и верной, точной характеристикой модели. На слайде — портрет Татьяны Мамонтовой. Лицо написано мягко, подчеркивает черты девушки. Чтобы выделить лицо, художник использует темный фон, что создает контрастность. Портрет Александра Жиркевича. Художник использует широкие, чуть небрежные штрихи для изображения фигуры мужчины и детально прорабатывает лишь глаза.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Русский живописец и график. Известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова — рассказ о личности человека. На слайде — портрет Ильи Репина. Выполнен в технике гризайль черной акварелью и белилами на тонированном листе. Портрет А.П. Чехова. Выполнен акварелью в технике гризайль.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Известный русский художник. Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховку. На слайде — автопортрет. Выполнен простым карандашом. Особенностью являются направленные в одну сторону штрихи. Портрет А.В. Усольцевой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)

Русская художница. На слайде — автопортрет. Художница уделила много внимания лицу, едва наметив простой штриховкой волосы. Большую роль в графическом портрете, как мы видим на этом примере, играет светотень. Это создает необходимый объем и выразительность рисунка.

Учащиеся рассматривают репродукции и отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда.

Учащийся формулирует определение, учитель поправляет.

3. Практическая работа

— Приступим к практической работе. Сегодня вам предстоит нарисовать портрет черной акварелью в технике гризайль. Кто из вас знает, что представляет собой эта техника?

— Гризайль (фр. grisaille от gris — серый) – это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Чаще всего гризайль можно встретить в чёрно-белом исполнении. Первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно это была интерьерная роспись.

— Ребята, сейчас вам предстоит нарисовать портрет этой девушки (учитель приглашает студентку).

Учитель показывает поэтапное выполнение портрета в технике гризайль с помощью поэтапных методических разработок на доске.

 Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой.

 Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.

 Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.

Учащиеся выполняют портрет в своих альбомах.

multiurok.ru

Конспект урока на тему 'Графический портретный рисунок' (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Чехова Московской области

План - конспект урока

в 6 классе

по теме

«Графический портретный рисунок

и выразительность

образа человека»

Составитель учитель искусства

Чаврина Мария Алиевна

г. Чехов. 2014г.

Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»

Тип урока: комбинированный

Цели:

Задачи:

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

- личностно - ориентированные технологии;

- компьютерные (информационно - коммуникативные) технологии;

- игровые технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд №1.

Девизом многих русских художников могли бы стать слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасёт мир. Многие из них сознательно ставили себе целью преобразовать с помощью искусства внутренний мир человека, сделать его гуманнее, значительнее, масштабней. Давайте окунёмся в мир портретной живописи великих мастеров.

  1. Поисковый этап урока

Слайд №2.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.

Я не случайно закончила этот видеоряд отрывком из художественного фильма «Портрет Дориана Грея», вы его сейчас изучаете по литературе. В этом романе главный герой меняется после того как написали его портрет. Мы сейчас не будем вдаваться в литературный анализ произведения. А вот проанализировать увиденные картины вам необходимо, что бы ответить на вопрос -

Слайд №3.

Слайд №4.

Н. Гоголь был дружен с художником А. Ивановым, создателем великого полотна «Явление Христа народу» и есть мнение, что в повести «Портрет» строки, описывающие молодого художника, приехавшего из Италии, посвящены одному из просмотров его картин:

«…..Всё тут казалось соединилось вместе: … дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника создателя и которая выходит углами у кописта. Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник

заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы».

В этих словах, как раз и кроется смысл назначения творческого поиска художника. Не просто копировать природу, то есть передавать сходство с натурой, а выражать своё отношение к тому, что изображает.

III. Систематизация и закрепление знаний

  1. Вспомним, что мы с вами знаем о жанре портрета. С этой целью решим кроссворд, что поможет нам обобщить знания о портрете.

Слайд №5

Вопросы кроссворда:

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост - (поясной)

  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц - (групповой)

  3. То, что лежит в основе любого портрета - (пропорции лица)

  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре - (бюст)

  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ - (парадный)

  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир - (камерный)

  7. Картина человека, написавшего свой портрет - (автопортрет)

  1. Игра «Угадай настроение».

Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.

  1. Слайд №6 - 8

Рассмотрим репродукции на этих слайдах:

- Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)

- Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь)

- Что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Все у нас пойдёт на лад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Постановка, художественной задачи.

Слайд №9

Цель:

Развивать понимание того, что в портрете должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задача:

Выполнить рисунок в технике графика.

Написать вывод о проделанной работе по плану.

(план синквейна лежит у вас на столе)

Один из вопросов кроссворда определил конкретную тему нашего урока, вам осталось определить её.

Слайд №10

На прошлом уроке вы принесли мне свои фотографии, я выбрала некоторые из них, давайте мы на них посмотрим.

- что вы можете о них сказать? Вы узнали родителей своих одноклассников? По каким признакам вы это определили?

- так вот сегодня на уроке вы должны будете в технике графика создать портреты своих близких. Это может быть семейный портрет, лирический или камерный портрет мамы или папы. Главное, он должен отражать настроение. Представьте, каким он будет лирическим, героическим, задумчивым и т.д. Делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

С ….. числа открывается Всероссийский конкурс «Моя семья», я предлагаю вам принять в нём участие, а сегодняшняя работа станет подготовительным этапов вашей композиции на эту тему.

  1. Практическая работа

(Звучит музыка.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

  1. Контроль организации рабочего места.

  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

VI. Итог урока

Проводится выставка работ учащихся. В написанных синквейнах, дети выражают своё позитивное отношение к родителям.

- Сегодня мы с вами на практике убедились, и этому пример, замечательная выставка из ваших работ, что жанр портрет по праву может считаться "зеркалом" человеческой души. А созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

VII. Домашнее задание.

botana.cc

Урок графики. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

За многие года своей жизни, я наблюдала за людьми, сидящими на лекциях, на каких-то занятиях, где надо много слушать, на совещаниях, -все, если есть в руках карандаши, ручка, бумага, рисуют какие-то элементарные знаки, изображения. Делают это с удовольствием, непроизвольно и естественно.

Преподавая рисование учащимся 5\7 классов (я двадцать лет работаю в ГОУ Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга) я знаю, что у детей разные способности к рисованию. И хотя я «шаг за шагом» спокойно и терпеливо учу правильно смешивать краски, соблюдать пропорции, перспективу, далеко не у всех получается работать с красками.

И тогда я обратилась к графике – ведь это доступно. Пришла мысль – собрать самые простые изображения и сделать работу «Упражнения по графике». И действительно, настроение у ребят изменилось. Такой вид деятельности оказался им всем по силам, вызывая удовлетворение своей работой. Все работали с большим удовольствием, потому что получалось у каждого.

Начинаю обучать графике с упражнений. У каждого ученика на парте черная гелиевая ручка и лист 210*294 мм из папки для черчения. Лист делим на 12 клеток. Это 12 упражнений. Они получаются хорошо у всех. Пока это не творческая работа, но дети осознают, что это по их силам: каждый сможет это нарисовать. Так мы переступаем психологический порог, что они «не художники».

Упражнения по графике.

1 работа рассчитана на 2 урока. На первом уроке ученики свой альбомный лист в вертикальном положении, под руководством учителя, расчерчивают на 12 равных частей. Далее учитель объясняет и показывает на доске, поочередно, каждое из 12 упражнений. Чтобы работа получилась аккуратная, красивая, на одном уроке можно выполнить только 6 упражнений. За каждое занятие школьники получают свою оценку.

Советы:

  1. Упражнение №1 – точечная графика. Учитель объясняет, что руку надо держать вертикально и ставить (.) очень быстро. В классе, в это время, от стуканья стоит большой шум. Тогда я предлагаю подложить под рабочий лист другой лист. Дети отмечают, что стук резко уменьшился.
  2. Если ручку держать не вертикально, то получится точка с «хвостиком», что недопустимо.
  3. Упражнение №1 достаточно трудоемкое. Поэтому я предлагаю, чтобы ученики точками изобразили элементарный рисунок. Например – тучка, ромашка. Выполнение остальных упражнений не так длительно.

После упражнений идет работа «Волшебное дерево». Пошел полёт творческой мысли. Мы обсуждаем, что у дерева есть корни, ствол, ветки, листья, плоды. Рисунок выполняется на листе квадратной формы. Вокруг рамка шириной 4,0 см. рамка делится на определенное количество частей. Это паспорт выполненной темы. Каждый ученик выбирает свое «Волшебное дерево». Каких только деревьев мы не видели! Дерево «Бабочка», «Денежное дерево», «Компьютерное дерево», «Конфетное дерево». В рамке – паспорте дети рассказывают, с помощью элементарных рисунков, развитие этого дерева. Начинается творческая мастерская. В кабинете – тишина. Если есть вопрос – поднимается рука. Глядя на них, я получаю огромное удовольствие. Они творят. Потом все рисунки вывешиваем на классные доски. Подпись автора сзади работы. Получается анонимная выставка. Дети подходят, тихо обсуждают работы, выбирают лучшие, не зная автора. Далее, выбранные лучшие работы оформляю в рамки (их в кабинете 12 штук). Работы вывешиваются до окончания следующей темы. Я объясняю ученикам, как нужно красиво оформить их работы. Графика оформлена на черных паспорту, вставлена в белые деревянные рамки под стекло. Так можно сделать подарок своим друзьям и близким. Это начало. Они поняли, что это дано всем. Пришел интерес.

Так как у нас в Лицее есть химико-биологическое направление, то следующие темы мы выполняем по биологии. Мы рисовали динозавров, змей, насекомых, лягушек, птиц, животных. На рисунке обязательно рамка – биологический паспорт, где изображено (в 12 частях) развитие, питание, размножение, места жительствам того биологического объекта, который они выбрали. Все эти птицы, динозавры, змеи, черепахи нарисованы графическими знаками, которые выбрали сами дети. Окончательные выставки приводят в восторг самих авторов. «- И это нарисовали мы? Мы это сделали!»

Начинается большая тема «Птицы». Она состоит из двух разделов: «Птица» и «Гнездо птицы». Работа рассчитана на 4 занятия. Каждая подтема – 2 занятия. Первое занятие – рисование рамки. Дети создают краткий биологический паспорт открыток с птицами. Ученики выбирают ту птицу, которая им нравится. Работа посвящена «Дню птиц», 1 апреля. Мы выполняем ее в третьей четверти. Интерес к этой работе в графике вырастает в связи с тем, что осенью ученики уже рисовали тех же птиц акварельными красками. Что нравится больше? Какая работа получается лучше?

Тема №1 – «Птицы».

Работа рассчитана на 2 урока.

Урок №1. Выполнение рамки.

Оборудование:

Цели урока:

  1. Воспитательная. Воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру, к природе.
  2. Развивающая. Цель развития ребенка-ученика на моих уроках – дать знание не только по рисованию. Ребенок – это часть мира, часть вселенной, часть всех процессов, происходящих вокруг. Надо, чтобы ребенок подходил ко всему с творческой искоркой, с интересом и активно включался в образовательный процесс. Часто бывает, что надо совсем немного, чтобы ученик раскрылся в своем творчестве, поверил в свои силы.
  3. Образовательная. Дать знания по предмету, искусству, по становлению культуры ребенка.

Ход урока

1. Организация творческого процесса.

На доске написана тема урока. На левой доске прикреплены все рисунки птиц, выполненных в акварели, учеников данного класса. Плакаты с изображениями птиц. Учителем заготовлен плакат с чертежом будущей рамки.

В начале урока проходит проверка домашнего задания: что это за существо, для чего создано, сколько живет, какое гнездо у каждой из них.

2. Выполнение разметки рамки.

Учитель показывает на доске, как выполнять чертеж. После выполнения чертежа, дети проверяют, что должно получиться 12 прямоугольников.

3. Работа. На данные раздел отводится 10 минут.

4. Физкультурная минутка.

5. Ученики выясняют.

а) чем питается птица; б) как размножаются; в) где живут; г) как перемещаются; д) можно ли содержать в неволе и т.д.

Например:

Определились, какой корм нужен их конкретной птице и в полученной прямоугольной рамке рисуют корм их конкретной птицы.

Далее обсуждение размножения. Рисуют, в соответствующей рамке, яйца.

Где живут? В поле, на реке, в горах, на скалах. Опять заполняется соответствующая часть рамки.

Если проживание птиц связано с перелётом в зимнее время, то рисуют карту той части земного шара, куда птица улетает на зимовку.

Птица может содержаться в неволе. Дети рисуют клетку, загон, домик для кур.

Таким образом заполняется вся рамка.

Ученики заполняют рамку рисунками либо сразу гелиевыми ручками, либо сначала карандашом, дома обводят гелием.

Подведение итогов: дети показывают выполненные ими рамки. Кто не успел, тот доделывает дома. На следующий урок рамка должна быть готова. Каждый ребенок очень активно творит свою работу. Все уже полюбили свою птичку и получили информацию и о других птицах Северо-Западного региона. Они получили задание – очень аккуратно выполнить заполнение 12 прямоугольников, и конечно выполнили правильно.

Урок №2. Рисование птицы в графике.

Оборудование:

Ход урока

1. На доске написана тема урока.

2. На левой доске выставка акварельных работ птиц учеников данного класса.

3. На партах рисунки с готовыми заполненными рамками по жизни птиц.

4. Учитель вместе с учениками обсуждают литературные произведения о жизни птиц. Дети принесли книги о птицах, желающие ученики прочитали стихи Маршака, Заболоцкого и т.д. о птицах. Обсуждение длится 10 минут.

5. Ученики рисуют карандашом контур птицы, крылья. Рисунок должен заполнить почти весь объем внутреннего квадрата. 10 минут.

6. Физкультурная минутка – 5 минут.

7. Дети заполняют рисунок птиц графическими знаками по своему желанию. В это время в ласе звучат песни о птицах.

8. В конце урока ученики показывают получившиеся рисунки птиц. Кто не успел закончить, тот получает разрешение закончить дома.

Тема №2 – «Рисование гнезда птицы».

Рисование гнезда так же проводится на 2-х уроках:

  1. Рисование рамки – паспорта гнезда.
  2. Рисование самого гнезда.

Урок №3. Рисование рамки данной работы.

На левой стороне доски вывешены все рисунки птиц, выполненных в графике данным классом. На правой доске написана тема урока. Написан весь процесс появления птенцов.

Оборудование:

Ход урока

1. Учитель с детьми обсуждают: что же такое гнездо?

Делают вывод – это дом для птиц.

Всегда ли дом строят сами птицы?

Ответ – бывают скворечники. Материал – дерево.

2. Объявление темы урока.

3. Вычерчивание рамки – паспорта по данной теме.

4. Физкультурная минутка. Обсуждение с учениками процесса появления, высиживания и кормления птенцов.

5. Обсуждение материалов, из которых птицы строят гнезда.

6. Обсуждение, где расположены гнезда.

7. Дети самостоятельно вычерчивают рамку – 10 минут.

8. Проведение физкультурной минутки – 5 минут.

9. Обсуждение с учениками процесса появления птенцов.

Дети рассказывают, чем внешне самец отличается от самки (по величине, по окраске, по пению). Они об этом читали, ходили в зоологический музей, слышали на уроках. Дальше идет обсуждение вопроса: «Что такое гнездо?»

Делают вывод: «это дом для птиц».

- «Дом надо из чего-то построить? Какие бывают гнезда? Из какого материала?»

- «Из травы, перышек, глины, веточек»

- «Как скрепляется этот строительный материал?»

7-10 минут.

10. Ученики заполняют рамку – паспорт – 13 минут. Можно пользоваться учебной литературой.

Урок №4. Рисование гнезда.

На доске написана тема урока. В кабинете учитель выставляет макеты и рисунки гнезд.

На партах у учеников листы с готовыми рамками, в которых можно увидеть в рисунках информацию о строительстве гнезда, высиживании и кормлении птенцов.

Задача: на данном уроке необходимо нарисовать внутри рамки гнездо птицы, которую ученики уже нарисовали на предыдущих уроках. Ученики в течении урока должны нарисовать гнезда выбранных и нарисованных ими птиц.

В конце урока на классных досках проводится выставка рисунков и обсуждение работ.

В середине урока дети выполняют упражнения «физкультминутки». Упражнения имитирую движения птиц.

Проведенные уроки по графике показывают, что в целом у учащихся Лицея сформировано правильное представление о графике. В конце каждой темы мы с учениками вывешиваем на классных досках все рисунки класса. Все ребята были очень довольны за себя и за своих товарищей. Они гордились проделанной работой и им хотелось рисовать более сложные темы. Больше всех радовалась я, глядя на своих учеников.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также