Урок изобразительного искусства в 6 классе «Натюрморт ". Рисование в 6 классе натюрморт


"НАТЮРМОРТ" план урока 6 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК

УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МБОУ ЛИЦЕЯ № 57

ГОРКОВЕЦ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Натюрморт

«Изображение предметного мира – натюрморт» (по программе Б.М.Неменского) 6 класс

hello_html_799491ab.jpg

Ростов-на-Дону

2014 год.

План-конспект урока Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт» (по программе Б.М.Неменского) 6 класс (первое занятие)

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, научить работать в технике быстрого письма.

Задачи: Образовательная – систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта; закрепить умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы; закрепить навыки смешения красок, применения контрастных цветов и светотеневого различия. Познавательная – развивать приемы работы в технике быстрой живописи без предварительного рисунка. Воспитательная – воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие предметного мира.

Виды деятельности: опрос, устный рассказ, практическая работа.

Оборудование урока: компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Средства наглядности: презентация Microsoft Office PowerPoint с изображениями натюрмортов; Paint- фрагмент осеннего ковра, палитра осенних красок.

Материал к уроку: учителю: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка; ученикам: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка. 

Оформление класса: рисунки учеников.

План урока: I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала прошлого урока. IV. Практическая работа. V. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!? Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Изображение предметного мира - натюрморт». (Слайд 1- «Краски осени»). На уроке мы закрепим знания правил рисования натюрморта, и нам предстоит создать натюрморт, используя ранее приобретённые навыки, собственные впечатления, память. Научимся выполнять натюрморт в технике «Быстрое письмо»,применяя цветовую палитру осенних листьев.

III. Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 2).  Начнём урок с красивых строк Бунина. Найдите в этом четверостишье осенние цвета:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Запишите эти слова на обратной стороне альбомного листа. И ещё стихотворение Пушкина (Слайд 3). :

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса

И ещё строки Алексея Толстого: (Слайд 4). 

Осень.Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтевшие по ветру летят;Лишь вдали красуются, там, на дне долин,Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Вот именно эти краски мы используем в сегодняшней работе. ». (Слайд-5). Но прежде чем перейти к практической работе давайте вспомним, что такое натюрморт. (Слайд 6- «Паскаль»). 

 О жанре натюрморта вы узнали ещё в начальной школе. Натюрморт – это… (Ответы детей).  (Слайд 7- «Группа предметов»). Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. (Слайд 8 ). А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. (Слайд 9- «Жанр»).  И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).

Учитель: Обобщим сказанное вами. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи  или, как в нашем случае, – осенние листья.(Слайд 10). Если составить натюрморт только из осенних листьев это будет очень скучно. А можно включить в такой натюрморт – фрукты?...(Ответы детей) .А можно включить – цветы?(Ответы детей). Ягоды?.............(Слайд -11 для сравнения Слайд-12). Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Подчеркнуть композиционный центр, его выразительность можно  с помощью включения в работу контрастный цветов. Например фоновых.(Слайд- 13). Предметы должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично. (Слайд -14 «Гуашь»). Натюрморт можно выполнять практически всеми возможными техниками и материалами . (Слайд- 15- «Батик»). 

(Слайд -16). Учитель: А теперь давайте с помощью компьютерной программы посмотрим насколько разнообразна и широка может быть цветовая палитра нашего будущего натюрморта из осенних листьев.(Дети поочерёдно выходят к компьютеру и создают цветовую растяжку основных цветов будущей работы). (Слайд -17- «Осенние листья»). 

Учитель: Для завершения рисунка(при детальной проработке) нам понадобиться вспомнить ещё и разнообразные формы листьев разных деревьев. Освежите в памяти на мгновенье и в дальнейшем используйте в рисунке.

Учитель: (Слайд -18- «Творческое задание»). 

Выполнить на Ф А3 гуашью натюрморт с осенними листьями

  • в технике быстрого письма

  • без предварительного рисунка

  • с применением заданной цветовой гаммы.

Учитель: Но прежде чем приступить к работе нужно организовать своё рабочее место.

Физкультминутка. (Упражнения для глаз).

IV. Практическая работа.

Учитель: Техника быстрого письма требует определённых навыков, именно поэтому данную работу(а она для детей первая в такой технике) мы с вами будем выполнять параллельно, вы на ваших альбомных листах, расположенных вертикально, а я на листе под документ-камерой. Трансляцию моего письма вы можете видеть на интерактивной доске и в такт мне работать над своим натюрмортом. Параллельно мы будем смешивать на палитре(я под документ-камерой)необходимые цвета , подбирать им названия и определять места нанесения на работе.

Учитель:

Во время практической работы учитель проводит инструктаж по работе с красками и ведется текущий контроль: 1. Организация рабочего места. 2. Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил работы. 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Выставление оценок. 2. Заключительное слово. Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали картину своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты или может стать бесценным подарком близкому человеку.

3. Домашнее задание.

Список литературы: 1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского. 2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека». Учебник для 6 класса под редакцией Б.М.Неменского. 3. Искусство натюрморта. Издательство Олма-Пресс, 2005. 4. Яшухин А.П. «Живопись» М.: Просвещение, 1985.

infourok.ru

Конспект урока изо 6 класс "Натюрморт"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока изобразительного искусства

Изображение предметного мира – натюрморт.

6 класс.

Разработала учитель

изобразительного искусства

Бухтоярова И.А.

2015год.

Тема урока: Изображение предметного мира – натюрморт. (6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

  • обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «колорит», «ньюанс».

  • развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка ,рисунки детей ,видеоролик натюрмортов Сергея Андрияки, видеоролик последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, ластик.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Колорит

  • Ньюанс

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Колорит», «Ньюанс». «Контраст».

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 15 мин.

  1. Практическая работа – 20 мин.

  1. Подведение итогов – 4 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Вы наверно уже обратили внимание на оформление доски .Мы видим здесь работы наших учеников ,очень сильно различающиеся по технике работы ,стилю, Но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик. Это натюрморты.

Слайд №1.

Слайд№2.Давайте познакомимся с целями и задачами нашего урока.(зачитать)

Слайд №3. Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их – предметами быта, т .к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Многие художники в своих произведениях стараются передать красоту различных предметов. Эти картины называются натюрмортами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает слово и как оно переводится?

Ученик. Слово «натюрморт» означает «мертвая натура» , «неживая природа».Оно пришло из французского языка.

Слайды №4,5

Учитель. Верно .А вот в переводе с голландского ,немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь» , «неподвижная жизнь».Звучит очень поэтично .Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.

Слайд№6

Учитель. Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру.Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.НО долгое время изображение предметов играет второстепенную вспомогательную роль.

Слайд №7

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Художников, работавших в этом жанре называли «малыми голландцами».Их исключительная особенность- удивительная материальность предметов в натюрмортах ,тщательность передачи деталей. Посмотрим ,как развивался ,как менялся натюрморт.

Слайд№8,9

Учитель. Особенно яркие и заметные изменения начинают проявляться в конце XIX в. Давайте рассмотрим эти произведения .Перед вами работы знаменитых художников Ван Гога и П .Гогена .

В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Ученик. Нет. Художник изображает предметы ,передает впечатление, свое восприятие красоты.

Слайд№10,11.

Учитель .А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ученик. Словно его рисовал ребенок.

Учитель .Ставил ли себе ,художник цель передать сходство с натурой ,точно изобразить предметы?

Ученик. Нет. Художник передал свое впечатление.

Слайд№12.

Учитель. А теперь перед вами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от материальности ,естественности. Перед нами не сами предметы ,а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.

Мы увидели как менялось отношение художника к изображаемому ,как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить ,о чем же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.

Слайд№13.

Учитель. Перед вами картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» ,и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра , кисти бумага и другие вещи принадлежат художнику.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ученик. О человеке .

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение .Так было еще в XVII веке , в работах «малых голландцев».

Слайд № 14. Например ,наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни ,ее скоротечность. А еще какие из предметов имеют сходное значение ,так же говорят о скоротечности жизни?

Ученик. Череп ,огарок свечи.

Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте .Например ,гвоздика символизировала доблесть и отвагу ,белая лилия –чистоту. А как вы думаете, что могло означать изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?

Ученик. С солнцем.

Учитель. Верно. Подсолнух символизировал верность ,так как все время поворачивается к солнцу.

А теперь давайте вместе сформулируем ,что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?

Ответы учащихся.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о натюрмортах Сергея Андрияки.

Андрияка Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели...

Просмотр видеоролика с натюрмортами из цикла «Краски и звуки».

Учитель. С чего начинается работы над натюрмортом ? Например ,мы решили создать натюрморт под названием «Музыка» .

Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. А что мы делаем дальше?

Ученик. Размещаем предметы на листе.

Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте ,его композиционный центр?

Ученик. Размером, положением на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ученик. Цвет.

Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение

цветов ,цветовой строй. Колорит может быть теплым и холодным. Приведите пример «теплых» цветов, «холодных».(дети приводят примеры).Цвета могут резко различаться и тогда мы называем их контрастными, противоположными. Приведите примеры контрастных цветов. Так же цвета могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «ньюанс».Приведите примеры «ньюанса».Рассмотрим такую ситуацию. Мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать : теплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на ньюансе цветов?

Ученик .Будут преобладать теплые, яркие цвета ,контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ученик. Мы выберем холодное сочетание, ньюансное сочетание цветов.

Учитель. Передать ощущение энергии или ,наоборот спокойствия мы можем не только с помощью цвета ,но и располагая предметы на листе . Мы можем создать ощущение движения -такая композиция будет динамичной (понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».)А можем создать ощущение устойчивости ,спокойствия- такая композиция называется статичной.(от понятия «статика»).

Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности :отбор элементов изображения ,композиционное решение (определение композиционного центра ,динамичная или статичная композиция ), колорит (теплый или холодный, построенный на контрасте или ньюансе).

III. Практическая работа.

Учитель. А теперь –задание: сегодня мы создадим натюрморт из разнородных предметов и выполним первые два этапа работы –это набросок и детальная прорисовка .С чего начинаем работу? Правильно ,с отбора элементов изображения. Начинаем .

Учащимся предлагается для составления натюрморта: драпировка, различные по цвету, размеру, форме фрукты ,геометрические тела(призма, куб, цилиндр).Дети сами составляют композицию ,высказывая свое мнение о целесообразности и месте того или иного предмета.(необязательно использовать все предметы ,должен быть выбор ).

Учитель. Ребята, вам нравится созданная вами композиция? Прежде чем приступить к наброску я предлагаю вам проследить последовательность работы.

Просмотр ролика «Последовательность рисования натюрморта».(комментарии учителя об этапах работы)

Учитель. Ребята, как будем располагать лист, горизонтально или вертикально? Давайте разберем пропорции предметов (дети сравнивают и отвечают). Не забывайте о том что вы видите по- разному композицию ,находясь на различном от нее расстоянии и месте. Как можно чаще сравнивайте свой рисунок с натурной установкой . Вспомним памятку работы карандашом.

ПАМЯТКА 1

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Обобщение материала

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

Учитель. Покажите свои наброски, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Экспресс -выствка. Анализ работ. Оцениваются работы учащимися ,отмечаются удачные, а так же ошибки.

Учитель. Спасибо. Урок окончен.

infourok.ru

Азы рисования к уроку "Рисуем натюрморт" ИЗО 6 класс

Прежде чем начать рисовать предметы окружающего вас мира, попрактикуйтесь на очень простых упражнениях.

1.Для начала порисуйте волнистую линию, волны которой идут внахлест друг к другу. Когда будете рисовать, обратите внимание на то, какой эффект волны создают на бумаге. Цель этого упражнения – заставить вас почувствовать материал и средства, которые вы используете. Без этого понимания вашему рисунку будет не хватать реалистичности.

hello_html_5d1ff056.jpg

2.Прочувствовав каракули из первого упражнения, можно приступать ко второму: порисуйте последовательно ровные вертикальные линии, расположенные так близко друг к другу, что выглядят единой штриховкой.

hello_html_552241a4.jpg

3.Теперь попробуйте изобразить насколько возможно прямые, горизонтальные линии одинаковой длины, между которыми оставляйте промежутки. Это упражнение поможет вам научиться контролировать ваш карандаш.

hello_html_ccee8b.jpg

4.Следующим упражнением станет спираль, начинающаяся с внешнего конца и закручивающаяся вовнутрь. Затем попробуйте наоборот – начните изнутри и выводите спираль наружу.

hello_html_53c030f0.jpg

5.Изобразите прямоугольник и покройте его штриховкой. Двигайте карандаш по диагонали и в одном и том же направлении. Старайтесь везде сохранить тон.

hello_html_m505a6463.jpg

6.Следующее упражнение – нанесите слой вертикальных линий, расположенных близко друг к другу. Поверх вертикальных тем же способом нанесите горизонтальные линии. Вы поймёте, что это хороший способ сделать густую штриховку и достичь тёмного фона.

hello_html_m69a4650c.jpg

7.Теперь попробуйте как можно ровнее нарисовать окружность. Представьте себе идеально ровную окружность и пробуйте нарисовать её ещё и ещё. Это упражнение сложнее, чем предыдущие, но очень полезное.

hello_html_60cd435f.jpg

8.Нарисуйте несколько маленьких окружностей, по четыре или пять в ряд. Смысл упражнения в том, чтобы окружности были как можно более похожими по форме и по размеру. С помощью этой практики вы учитесь управлять пространством и упорядочивать формы.

hello_html_79bea9cb.jpg

9.Следующие упражнения будут содержать различные формы, и начнём с равнобедренного треугольника.

hello_html_m7926b235.jpg

10.Попробуйте нарисовать квадрат. Помните, его стороны должны быть одинаковой длины, а все углы прямые.

hello_html_7710e1e9.jpg

11.Теперь нарисуйте квадрат, но поставьте его на один из углов, по-прежнему соблюдая равенство углов и сторон.

hello_html_3f915781.jpg

12.Не отнимая карандаша от бумаги, нарисуйте пятиконечную звезду.

hello_html_71616f72.jpg

13.Нарисуйте два налегающих друг на друга равнобедренных треугольника так, чтобы получилась шестиконечная звезда.

hello_html_m6a2d3d47.jpg

14.Следующее упражнение – нарисовать два налегающих друг на друга квадрата и получить восьмиконечную звезду.

hello_html_4bc87e6a.jpg

15.Теперь нарисуйте полумесяц; если приглядеться, то легко можно понять, что он состоит из частей двух пересекающихся окружностей.

hello_html_m30f5a413.jpg

Следующей задачей для вас станет концентрирование на тенях – это умение сформировать очень важно, если вы хотите видеть настоящие трехмерные изображения на вашем рисунке.

1.Для начала потренируйтесь в нанесении штрихов без каких-либо форм. Используйте вертикальные штрихи, которые становятся всё светлее и в результате исчезают.

hello_html_m24cd8a3f.jpg

2.Нарисуйте окружность и заштрихуйте её по внешнему ободку, делая тон всё светлее к середине. Такая техника помогает создать сферическое изображение (изображение шара).

hello_html_m2db4309b.jpg

3.Нарисуйте квадрат и добавьте к нему три параллельные линии по углам, как это показано на рисунке. Добавьте две линии, параллельные краям квадрата. То, что у вас получилось, это традиционное изображение куба – трехмерного предмета.

hello_html_793e6dee.jpg

4.Есть другой способ изображения куба – нарисуйте плоскую фигуру в форме бриллианта, добавьте три вертикальные линии от углов и соедините их концы.

hello_html_m415804c5.jpg

5.Придайте трёхмерность вашему кубу, однотонно затенив две нижние поверхности, не делайте их слишком тёмными. Затем на ту плоскость, которая находится левее, нанесите более тёмную штриховку. Отметьте тень от предмета, исходящую от самой темной стороны куба. Эти приёмы сделают ваш куб правдоподобным.

hello_html_50bd586.jpg

6.Следующее упражнение научит вас рисовать овалы. Нарисуйте овал несколько раз, при этом не забудьте, что он должен быть цельным, без точек, прерываний и пятен. Попробуйте нарисовать овалы так, чтобы они напоминали колесо, расположенное слегка под углом.

hello_html_15d05d54.jpg

7.Разобрались с овалами, приступаем к следующему шагу – рисуем овалы в изображении цилиндров. Рисуйте овал, затем проведите две вертикальные линии, начиная от самых узких частей овала. Внизу нарисуйте ещё один овал. Для того чтобы цилиндр выглядел цельным и полным, сотрите верхнюю дугу нижнего овала. Затем едва заметно затените левую сторону цилиндра, к середине предмета штриховка должна практически сойти на нет. Выделите узкую полосу по левому «ребру» овала и нанесите тень от предмета.

hello_html_4669285c.jpg

8.Последнее упражнение: поставьте рядом несколько геометрических тел, в том числе то, которое сделали своими руками, и нарисуйте составленный из геометрических тел натюрморт. Удачи!

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Натюрморт "

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Натюрморт».

Учитель: Стрельникова Н.Н.

Цель и задачи:

1.Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

2.Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

3.Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

4.Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

5.Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

Ход урока:

1.Организация класса.

Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие.Захотели вновь прийти!

-Ребята посмотрите всё ли у вас готово к уроку(альбом,краски,вода,кисточки,карандаши)

2.Вводная часть

Посмотрите на доску здесь у нас показаны несколько картин,назовите к какому жанру они относятся?(пейзаж,портрет,натюрморт).

Загадки.

-Отгадайте загадки. Скажите, какая иллюстрация соответствует отгадке

. Если видишь: на картиненарисована река.Или домик в дымке синей, или луг и облака,Или тонкая рябина,или поле иль шалаш -Это значит, что картинаназывается: (пейзаж )

Если видишь, ты с картинысмотрит кто-нибудь на нас:Или принц в плаще старинном,или в робе верхолаз,Летчик или балерина,или Колька, твой сосед,Обязательно картина называется:(портрет)

Если видишь на картине самоварына столе,Или виноград в корзине, или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,или грушу, или торт,Или все предметы сразу - знайЧто это:(натюрморт)

3.Объявление темы урока

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о жанре изобразительного искусства- Натюрморт.

Стихотворение

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Сегодня мы узнаем:

-- что представляет собой жанр живописи – натюрморт

-- научимся составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему

-- каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов.

4.Объяснение новой темы:

Что такое натюрморт?(это изображение предметов,овощей,фруктов)

Презентация слайды натюрмортов.

Сообщение

НАТЮРМОРТ –один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.

Слайд презентации

В переводе НАТЮРМОРТ обозначает:

с французского – “мертвая натура”,с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,с английского – “безмолвная натура”.

Итак, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве - натюрморт

-А сейчас немного истории…

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу - т.е. еду

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

5. Практическая работа.

Работаем над проектом «Натюрморт с натуры» .

- У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Сегодня будем работать группами и индивидуально:

1 Группа работает с аппликацией. (Нужно из цветной бумаги вырезать фрукты и прикрепить их на листе.)

2.Группа работает с натуральными продуктами.(составляют натюрморт самостоятельно и рисуют).У каждого лежит памятка для рисования натюрморта.

3.Группа работает по шаговой технологии (памятка прилагается)

А затем каждая группа будет защищать свой проект

Работа выполняется 15 минут.

Некоторые методы работы:

Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать( или составлять), начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы.

Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить цветочный горшок (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Проверяют соотношение размеров предметов. Намечаем штрихами. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. Какой он формы? Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.

Вырезанные предметы можно передвигать, выбирая лучшее положение (для тех, кто выполняет аппликацию) (Учитель напоминает о безопасной работе с ножницами)

Что помогает художнику передать настроение? Верно! Наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья.

6. Релаксация во время практической работы.

Зарядка для глаз".

  • сесть удобно;

  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево - 5 кругов;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против - 5 кругов;

  • посмотрите на кончик носа;

  • опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите - 2 раза, а теперь быстро;

  • отдохнули и за дело!

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.

  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

7. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Выставка работ учащихся на доске.

Выставка работ уч-ся.

8. Домашнее задание.

Составить презентацию на тему «Художники в жанре натюрморта»,выполнить рисунок в цвете кто не до делал на уроке.

infourok.ru

Урок по изо в 6 классе «Изображение предметного мира

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

города Ртищево Саратовской области

Конспект урока по изобразительному искусствув 6 классе«Изображение предметного мира - натюрморт»

подготовила

учитель изобразительного искусства

Мункина Надежда Геннадьевна

г. Ртищево

2014

Тема: «Изображение предметного мира - натюрморт».

Цели: - познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в истории искусства;

- расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения;

- учить составлять натюрморты;

- воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, рисунки натюрмортов, карточки с изображением предметов. Цветная бумага, клей, ножницы

Словарь: натюрморт, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, И. Э. Грабарь, И. А. Коровин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Актуализация и активизация  знаний учащихся.

- Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, попробуем ответить на вопрос.

- Затем потренируем мозги - изучая новые понятия.

- И наконец,  вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.

II. Повторение изученного.

- Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

  1. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают

Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы лежат фрукты, щипцы, расколотый орех, как будто кто-то только что его расколол.

Все вдруг замерло.

Французы сказали бы- nature morte (мертвая натура),.

англичане – still life (тихая жизнь).

Как назовем мы эту композицию?

- Послушайте стихотворение – загадку

Нейлоновые розы в хрустале,

А рядом пышно белая сирень.

Тончайший флер, божественная тень,

Ютится скромно в баночном стекле,

Роняя цвет в июньский теплый день.

Малиновая скатерть, чай, лимон,

Открыта книга, а читать мне лень,

Роскошный запах-мил для всех времен.

Твои мгновенья вечности , Сирень!

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.

IV. Изучение нового материала.

  1. Из истории натюрморта. (Выступление ученицы)

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.

Учитель:

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда», «Завтрак с ветчиной»).

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др.

Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

- А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).

Составление синквейна. первое слово- натюрморт, яблоко…..(на столах правила составления синквейна, вспомнить вслух с ребятами)

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом.

- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть.

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.

V. Актуализация знаний.

- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

VI. Практическая работа.

Составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов.

1Выбрать правильно фон,

2.Правильно расположить предметы, методом поиска,

3. Обвести предметы на цветную бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами….

4. Доработать предметы и приклеить,

5. Придумать название натюрморту.

(контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

VII. Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Ученики оценивают свои работы.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Окончание урока

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, а музыка, стихи и картинынеизменно волнуют сердца, потому что у искусстванет возраста... а есть Душа.

www.metod-kopilka.ru

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Натюрморт

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Натюрморт».

Учитель: Стрельникова Н.Н.

Цель и задачи:

1.Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

2.Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

3.Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

4.Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

5.Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

Оборудование:

Для учителя - натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся - акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

Ход урока:

1.Организация класса.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

-Ребята посмотрите всё ли у вас готово к уроку(альбом,краски,вода,кисточки,карандаши)

2.Вводная часть

Посмотрите на доску здесь у нас показаны несколько картин,назовите к какому жанру они относятся?(пейзаж,портрет,натюрморт).

Загадки.

-Отгадайте загадки. Скажите, какая иллюстрация соответствует отгадке

. Если видишь: на картине

нарисована река.

Или домик в дымке синей,

или луг и облака,

Или тонкая рябина,

или поле иль шалаш -

Это значит, что картина

называется: (пейзаж )

Если видишь, ты с картины

смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется:(портрет)

Если видишь на картине самовары

на столе,

Или виноград в корзине,

или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

или грушу, или торт,

Или все предметы сразу - знай

Что это:(натюрморт)

3.Объявление темы урока

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о жанре изобразительного искусства- Натюрморт.

Стихотворение

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Сегодня мы узнаем:

-- что представляет собой жанр живописи - натюрморт

-- научимся составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему

-- каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов.

4.Объяснение новой темы:

Что такое натюрморт?(это изображение предметов,овощей,фруктов)

Презентация слайды натюрмортов.

Сообщение

НАТЮРМОРТ -один из жанров изобразительного искусства</</u>, главным образом - живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» - букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы - убиты, рыбы, морские животные - выловлены, цветы - срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.

Слайд презентации

В переводе НАТЮРМОРТ обозначает:

с французского - "мертвая натура",

с голландского - "тихая, недвижная жизнь",

с английского - "безмолвная натура".

Итак, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве - натюрморт

-А сейчас немного истории…

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу - т.е. еду

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном - вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта - вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

5. Практическая работа.

Работаем над проектом «Натюрморт с натуры» .

- У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Сегодня будем работать группами и индивидуально:

1 Группа работает с аппликацией. (Нужно из цветной бумаги вырезать фрукты и прикрепить их на листе.)

2.Группа работает с натуральными продуктами.(составляют натюрморт самостоятельно и рисуют).У каждого лежит памятка для рисования натюрморта.

3.Группа работает по шаговой технологии (памятка прилагается)

А затем каждая группа будет защищать свой проект

Работа выполняется 15 минут.

Некоторые методы работы:

Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать( или составлять), начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы - ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы.

Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить цветочный горшок (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Проверяют соотношение размеров предметов. Намечаем штрихами. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. Какой он формы? Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.

Вырезанные предметы можно передвигать, выбирая лучшее положение (для тех, кто выполняет аппликацию) (Учитель напоминает о безопасной работе с ножницами)

Что помогает художнику передать настроение? Верно! Наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый- грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,- создадут настроение горя, несчастья.

6. Релаксация во время практической работы.

Зарядка для глаз".

  • сесть удобно;

  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево - 5 кругов;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против - 5 кругов;

  • посмотрите на кончик носа;

  • опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите - 2 раза, а теперь быстро;

  • отдохнули и за дело!

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь - колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.

  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

7. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Выставка работ учащихся на доске.

Выставка работ уч-ся.

8. Домашнее задание.

Составить презентацию на тему «Художники в жанре натюрморта»,выполнить рисунок в цвете кто не до делал на уроке.

botana.cc


Смотрите также