Урок изобразительного искусства в 6-м классе по теме "Правила линейной и воздушной перспективы". Рисование в 6 классе перспектива


Урок изобразительного искусства в 6-м классе по теме "Правила линейной и воздушной перспективы"

Разделы: МХК и ИЗО

Форма проведения – путешествие.

Цели и задачи:
  • формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.
  • развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.
  • воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.

Оборудование для учителя:

  • репродукции картин с пейзажами ( И.Шишкина, И.Левитана, Ф. Щедрина В. Поленова, К. Крыжицкого и.др.)

  • компьютер,

  • презентация «Правила линейной и воздушной перспективы»

Оборудование для учащихся: альбом, учебные принадлежности.

I. Организационный момент.

Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины, И дремучие леса, Белокурые березки, Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может, Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем!

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: А что такое пейзаж?

Ответы детей: Это жанр изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.

Учитель: Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Какие пейзажи бывают?

Ответы детей: В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.

Учитель: Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер. А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?

Ответы детей: Пейзаж может быть в графике и живописи.

Учитель: назовите основные элементы пейзажа.

Дети: В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  • земная поверхность
  • растительность
  • постройки

Учитель: Картина пейзаж также может включать:

  • водоёмы (озера, моря, реки)
  • фауну
  • людей
  • свет
  • облака, дождь.

Учитель: А каких художников-пейзажистов вы знаете?

Дети: Известные российские пейзажисты: Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Поленов, Саврасов, Шишкин.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в природу, отраженную художником на холсте. В 19 веке многие русские пейзажисты обращались к жанру пейзаж. Среди этих пейзажистов можно выделить несколько художников такие, как И. Шишкин, И. Айвазовский, А. Саврасов, Ф. Васильев много, много других. Именно в 19 веке было написано много пейзажных шедевров. Для создания полноценной картины, художнику было необходимо написать множество пейзажных этюдов, рисунков простым карандашом изучая натуру. И. Шишкин много рисовал карандашом свои лесные пейзажи, и в этом ему нет равных. А. Саврасов одним из первых показал в пейзаже грязные русские размытые дождем проселочные дороги, отразил романтизм мокрых полей, даже серый весенний день в его пейзаже смотрится прекрасным. Ф. Васильев проживший очень короткую жизнь, но создавший немало красивых пейзажей, заставивший сопереживать зрителя с увидевшим им красотами родной природы. Создавая реалистические пейзажи, современные художники вдохновляют нас любить и беречь родную природу. Написание картины в русской пейзажной живописи, всегда выделялось на фоне изобразительного искусства, изображая природу человека к природе, художник выражает подлинную любовь к красоте окружающего нас мира.

Учитель: Тема нашего урока: «Правила линейной и воздушной перспективы». Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы

А что такое перспектива?

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.

(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

  • Линейная перспектива
  • - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
  • Воздушная перспектива
  • - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
  • Видимый горизонт
  • - это линия, на которой сходятся земля и неба.
  • Линия горизонта
  • (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
  • Линии схода
  • - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
  • Точка схода
  • - точка, в которой соединяются линии схода.

При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить в натуре границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать "видоискатель" - картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.

Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение несколько пренебрегать законами линейной перспективы.

Слайд 2-4 «Неаполь», "Веранда, обвитая виноградом". "Грот Матроманио на острове Капри» С. Ф. Щедрин

Давайте познакомимся с художниками, воспевающих красоту родной природы в различное время года и суток. В 1825 г. Сильвестр Щедрин оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся пейзажам и открывая в них что-то незнакомое. Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармоничной жизни людей в единении с благодатной природой.

Слайд 5 «Лесные дали». И.Шишкина. Эта картина призывает зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке. Но посмотрите внимательно на композицию холста. Справа, слегка наклоняясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна. Рядом две каменные глыбы. Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного леса. В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали. Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края. „Лесные дали" характеризуют и воспевают русское богатство, величие родной земли нашей. Трудно представить себе отечественную живопись без картин Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.

Слайд 6 «Рожь» И.Шишкина. Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова…

Слайд 7. Картина «Осенний день. Сокольники». И. Левитан.

Учитель читает стихи.

И.А. Бунин. «Листья падают в саду…»

Листья падают в саду, Пара кружится за парой- Одиноко я бреду По листве в аллее старой, В сердце - новая любовь, И мне хочется ответить Сердцу песнями - и вновь Беззаботно счастье встретить. Отчего ж душа болит? Кто грустит, меня жалея? Ветер стонет и пылит По березовой аллее, Сердце слезы мне теснят, И, кружат в саду угрюмом, Листья желтые летят С грустным шумом!

Картина «Осенний день. Сокольники» - это самый первый шедевр Левитана. Создавшему его художнику не было еще и двадцати лет. Сразу несколько, важнейших мотивов соединились в нем – дорога, осень, вечер. Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. (фигуру женщины написал здесь Николай Чехов, брат писателя). Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в нечётком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.

Слайд 8-10 И. Левитан. «Осенний пейзаж с церковью», В. Поленов "Березовая аллея», К. Крыжицкий. «Дорога»

  1. Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа .

  2. Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба.

  3. Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место основных элементов композиции. Никаких мелких деталей не должно быть на данном этапе. Думайте о выразительности композиции. Не перегружайте формами какую-либо часть изображения. Это может привести к нарушению композиционного равновесия.

  4. Помните об основных положениях линейной перспективы:

    • чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

    • все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;

    • линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;

    • линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;

    • мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,

    • если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.

Слайд 11-13. А. Герасимов. «Большак», А. Куинджи. «Снежные вершины», Клод Моне. «Вестминстерский мост»

Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:

Учитель: Как воспринимаются ближние и дальние предметы?

Дети: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.

Учитель: Как изображать контуры ближних и дальних предметов?

Дети: Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

Учитель: А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии ?

Дети: На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные - светлее ближних.

Учитель: А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами?

Дети: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить.

Учитель: Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

Для того чтобы достоверно изобразить пейзаж, большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.

IV. Первичное закрепление. Слайд 14-15.

Переходя к практической работе, давайте вспомним, что передача пространства в пейзаже не может быть выполнена только при помощи, удачно найденной линейной композиции, нужно помнить и о «воздушной перспективе.

Учитель: Как организовать изображаемое пространство, зная основные элементы пейзажа, законы перспективы?

Учитель: Назовите известные вам законы линейной перспективы.

V. Практическая работа. Дети сразу гуашевой краской приступают к выполнению пейзажа. Учитель ведет наблюдение, оказывает индивидуальную помощь.

VI. Физкультминутка

VII. Анализ работ.

Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля, леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.

VIII. Выставка лучших пейзажей.

IX. Рефлексия. Выразить своё эмоциональное настроение.

Список литературы:

  1. Давыденко Т.М., Тонков Е.В./Проектирование учебного задания. Учебное пособие. - Белгород: Издательство Бел ГУ 2002 г.
  2. Неменская Л.А.Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учебник общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
  3. Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».
  4. Энциклопедия современного учителя – М.; Издательство Астрель 2000 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Воздушная перспектива" - презентация к уроку в 6 классе

Презенация к уроку в 6 классе по теме "Воздушная перспектива". Правил воздушной перспективы не так уж много, поэтому упор сделан на то, чтобы дети поняли как передать в цвете разные по дальности объекты. Объяснения выполнения практического задания я не стала добавлять, так как глядя на образец дети сами должны попытаться использовать законы воздушной перспективы, ведь пейзаж может быть у всех разный (морской, горный, лесной и т.д.)

Просмотр содержимого документа «"Воздушная перспектива" - презентация к уроку в 6 классе»

Основные правила воздушной перспективы

Основные правила воздушной перспективы

Перспектива - это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть окружающий мир таким, каким мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особенности человеческого зрения.

Перспектива - это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть окружающий мир таким, каким мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особенности человеческого зрения.

Первый заключается в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше .   Другой закон говорит о том, что параллельные линии , удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку .

Первый заключается в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше .   Другой закон говорит о том, что параллельные линии , удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку .

  Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески . Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.

  Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески . Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.

Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко , но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание , приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными , а удаленные – одноцветными . Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко , но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание , приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными , а удаленные – одноцветными . Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда , особенно если воздух наполнен дымкой или туманом , помогает в рисунке передать пространство , подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды , благодаря которым дальние планы кажутся светлее , теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

Воздушная среда , особенно если воздух наполнен дымкой или туманом , помогает в рисунке передать пространство , подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды , благодаря которым дальние планы кажутся светлее , теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. С тех пор все художники применяют закон воздушной перспективы.

Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. С тех пор все художники применяют закон воздушной перспективы.

«Мона Лиза» («Джоконда»), худ. Леонардо да Винчи

«Мона Лиза» («Джоконда»), худ. Леонардо да Винчи

Вопросы для закрепления : Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве? Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.

Вопросы для закрепления : Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве? Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.

Задание: нарисовать пейзаж с применением воздушной перспективы (горный, лесной, сельский, морской)

Задание: нарисовать пейзаж с применением воздушной перспективы (горный, лесной, сельский, морской)

Использованная литература: Википедия – свободная энциклопедия - https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Леонардо_да_Винчи Социальная сеть работников образования - http :// nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/12/17/pravila-lineynoy-i-vozdushnoy-perspektivy Illusion - http:// artatac.ru/uroki_risovaniia/perspektiva/perspektiva-vozdushnaya.html

Использованная литература:

Википедия – свободная энциклопедия - https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Леонардо_да_Винчи

Социальная сеть работников образования - http :// nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/12/17/pravila-lineynoy-i-vozdushnoy-perspektivy

Illusion - http:// artatac.ru/uroki_risovaniia/perspektiva/perspektiva-vozdushnaya.html

multiurok.ru

Правила линейной и воздушной перспективы в 6 классе

Урок ИЗО в 6 классе по теме:

«Правила линейной

и воздушной перспективы»

Слушатель:_ Кузнецова Елена Михайловна

Должность:_ учитель изобразительного искусства, МХК и черчения высшей квалификационной категории

Место работы:_ МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа

Муниципального Дмитровского района Московской области

2015г.

Цель:

расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве, особенностях изменения цвета и контраста при удалении и приближении предметов и объектов;

развивать творческие способности и изобразительные навыки учащихся;

воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Личностные УУД.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Проводить сравнение, обобщение.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Планируемые результаты:

- На листке бумаги рисовать линию горизонта.

-Нарисовать дорогу с точкой схода на линии горизонта.

- Рисовать на первом плане дома и деревьев.

-Работать цветными карандашами.

-Приводить соответствующие примеры.

- Извлекать из карточек с заданием и рисунков нужную информацию.

Оборудование и материалы:

  1. Карточки с заданием.

  2. Доска школьная.

  3. Мел.

  4. Рисунки по теме урока.

  5. Альбомы, карандаши, точилка, ластик

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Сообщение темы и цели урока – 1 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин

4. Проверка знаний.-1 мин

5. Физкультминутка – 1 мин

6. Практическая часть – 25 мин

7. Выставка работ учащихся.-4 мин

8. Рефлексия.-1мин

9. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока:

Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Объяснение нового материала и темы урока.

- Удивление, как считал Аристотель,

- начало творческого отношения к миру и к жизни в нём.

Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами линейной и воздушной перспективы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как линейная и воздушная перспектива, точка схода; повторим, что такое линия горизонта.

Египетская настенная роспись. Сад и пруд.

В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно шествовали, ритмически повторяя жесты.

Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.

В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи создал светотеневую перспективу.

Может быть кто-то из вас может сказать, что такое перспектива?

Да, ты думаешь правильно.

Однако существовала ещё одна система перспективы - обратная. Она не была так хорошо научно разработана и не была признана таким количеством художников и учёных как линейная. Но она имеет право на жизнь также как и линейная. "Троица" Андрея Рублёва - шедевр древнерусской живописи. Непривычно выглядят непараллельные линии, которые не сводились в центр картины, а как бы исходили из точки перед картиной. Изучение законов картин древней Руси затруднялось несоблюдением художниками точности построения обратной пропорции.

У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им.

А я сейчас вам дам точное определение этого понятия: Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения. (разместить на доске табличку).

Прочитайте, пожалуйста, определение перспективы и постарайтесь его запомнить.

А теперь представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Предлагаю вам посмотреть схему железной дороги.

hello_html_m5416509e.pnghello_html_m18917bfe.png

Но если мы встанем на шпалы и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.

Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:

Кто из вас, ребята, знает, что такое линия горизонта? Прикрепить на доску табличку. «Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли»

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

А, что же происходит с предметами по мере их удаления?

Они уменьшаются, меняется цвет…

Посмотрите на эти примеры:Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

hello_html_m659225.jpg

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:

hello_html_75cb34eb.jpgЗдесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.

hello_html_m63e8eb05.jpgЗдесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.

hello_html_m5a2998f8.jpg

От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.

hello_html_m61ca9ede.jpg

Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете не рисовать невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)

hello_html_450e1b62.jpg

Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?

hello_html_m3e7c0618.jpg

Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.

4.Проверка знаний:

hello_html_m954ade7.png

Работы Шишкина. Левитана, Куинджи, Грабаря,

выполненные в линейной прямой перспективе.

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:

1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.

2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.

4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

5.Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Практическая работа:

. Цели и задачи.

Сегодня мы с вами будем рисовать улицу по всем правилам перспективы, но сначала построим ее на доске.

-Располагаем лист горизонтально.

-Проводим линию горизонта (высокую)

-Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

-Дома, начинаем с первого плана.

-Работаем цветными карандашами.

.hello_html_3428ce56.png

Итог урока:

7.Выставка работ учащихся.

Анализ работ.

8.Рефлексия.

-Что нового узнали вы на уроке?

-Назовите особенности передачи глубины пространства?

(Изменение чёткости границ и цвета)

-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?

(Тёмное осветляется, светлое затемняется)

- Как вы думаете, правила воздушной перспективы можно применять только при рисовании пейзажей?

- А где ещё можно применить их?

9.Домашнее задание:

подобрать иллюстрации картин, фотографий, рисунков (можно собственных), где используются законы перспективы.

Выводы:Перспектива – рисуйте ее без остановки. Рисуйте разные сцены, объекты, автомобили в линейной, угловой и трехточечной перспективе. Когда в совершенстве овладеете этим искусством, вы почувствуете, что можете все – даже безошибочно угадывать перспективу в сцене. Когда достигнете этого уровня, все ваши труды будут вознаграждены!

infourok.ru

"Правила построения перспективы. Цвет в перспективе"

Технологическая карта урока изобразительного искусства

6 класс

Тема: «Правила построения перспективы.

Воздушная перспектива. Цвет в перспективе»

hello_html_m244c7880.jpg

Разработал: учитель изобразительного искусства

МБОУ «СШ №4»

г.Городец Нижегородская область

Смирнова Татьяна Сергеевна

Формировать художественные знания о правилах линейной и воздушной перспективы как способе передачи глубины пространства, о плоскости картины, точке схода, горизонте и его высоте; научить видеть и использовать в качестве средства выражения полученные знания в творческих композициях.

Тип урока

Практическое применение знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные: развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

приобретение опыта создания художественного образа в жанре пейзажа;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

расширять знания о художественной выразительности цвета в соответствии с законами воздушной перспективы;

научиться передавать тональные и цветовые отношения предметов, характерные для всех планов (передний, средний, дальний) глубины пространства картины;

развивать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

приобретать опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках, в разных формах художественного творчества, в том числе базирующихся на ИКТ;

приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека в авторских творческих композициях пейзажа.

Метапредметные: развитие умений ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе изучения линейной и воздушной перспективы пейзажа, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности об изменениях цвета в пространстве;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

развитие коммуникативной компетентности учащихся;

формирование мотивации к изучению изобразительного искусства;

применение интеграции учебных предметов;

применение нетрадиционных способов рисования, цветового решения в выполнении художественных композиций пейзажа;

формулировать, аргументировать своё мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Личностные: осознание значимости изучаемого темы программы для формирования целостного мировоззрения о современном мире;

воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

развитие эстетического сознания через освоение художественных произведений художников в жанре пейзажа, творческой деятельности эстетического характера.

Методы и формы обучения

Практический эксперимент (исследование), беседа, дискуссия, игровые ситуации фронтальная и индивидуальная работа над практическими заданиями «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета».

Образовательные ресурсы

Искусство –«Пейзаж» iskusstvom.ru/

"Виды и жанры изобразительного искусства" festival.1september.ru/articles/...

Искусство пейзажной фотографии vk.com/bestscapesкопия

Искусство Пейзажа, История и современностьrusarticles.com/kultura-i-...

Ресурс – Википедия ru.wikipedia.org>

Оборудование

Гуашь, кисти, бумага, палитра, практические задания

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Правила построения перспективы»; зарисовки, фотографии исследовательской группы учащихся о видах перспективы

Основные понятия и термины

Линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плоскость картины, точка схода

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия

Формируемые умения

(УУД)

Промежу-точный контроль

1. Организационный

2. Повторе-ние изу-ченного материа-ла и при-менение знаний на практике

3.

Объясне-ние

нового материа-ла

4.

Практи-ческое задание

5.

Итоги урока.

Рефлек-сия

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Вступление

Опора на приобретён-ные знания:

диалог с учащимися;

Беседа с учащимися с постановкой цели

Выступление исследовательской группы.

Создание проблемной ситуации

Объяснитель-но-иллюстратив-ный

Определение темы и целей урока.

Игровая ситуация

«Элемент вхождения в картину»

Постановка задачи

Работа над практически-ми заданиями «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»

Выставка работ и анализ

Игра-элемент поиска и находки

«Определи место цвету» с использованием пакета цветных полосок

Заполнение карты результатив-ности на знание законов воздушной перспективы «Определи место цвету»

Нам страсть познания сладка.Её подвластны интересу,Приподнимаем лишь слегкаТаинственности мы завесу.

Столетья таинства полны,И не исчезнет жизнь, покудаЕсть ощущенье новизны,И удивления, и чуда.

(Расул Гамзатов «Таинственность»)

Разве не является интересным фактом то, что мы замечаем кажущиеся нам изменения величины объектов: домов, деревьев, машин и людей в зависимости от расстояния, на котором они находятся? Каким понятием это изменение можно назвать? (Перспектива)

Что означает понятие «ПЕРСПЕКТИВА»? Слайд 1 «Перспектива»

-Напомним, каковы истоки возникновения учения о перспективе:

изображение фронтальной перспективы в эпоху Древнего Египта

Слайд 2

линейная перспектива, применяемая в византийской и древнерусской живописи Слайд 3

Слайд 4

-Потребность в изучении перспективы возникает у рисующего после того, как он убеждается в невозможности правильно изобразить окружающую действитель-ность без знания теории.

-Вспомните виды перспективы?

Слайд 5

Художнику необходимы знания законов изображения окружающих нас предметов, объектов, как они видны в натуре или как мы могли бы их видеть, рисуя по представлению.

Заслушаем выступления ребят исследовательской группы о применении знаний о перспективе (уровне зрения, линии горизонта, точке схода, плоскости картины) и её видах на практике.

Слайды 6,7,8,9,10,11.

Выделим важнейшие понятия в линейной перспективе, необходимые при рисовании пейзажа:

  • линия горизонта,

  • точка схода,

  • плоскость картины

Как удается художнику выстроить колорит произведения, передать ощущение пространства, найти взаимосвязь всех цветовых элементов?

Слайд 12

Обмен мнениями по поставленной проблеме

Слайд 13

«Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Цвет в перспективе»

1.Формировать художественные знания о правилах линейной и воздушной перспективы как способе передачи глубины пространства

2.Определять понятия плоскость картины, точка схода, линия горизонта

3. Научить видеть и использовать в качестве средства выражения: цвет, тон и другие полученные знания в творческих композициях.

Анализируя пейзажи вокруг нас, мы должны видеть и понимать, что согласно законам перспективы Слайд 14

  • по мере удаления от наблюдателя к линии горизонта размеры объектов уменьшаются;

  • все предметы, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку, точку схода, которая находится на линии горизонта

  • Следовательно понятие «картинная плоскость» важно уяснить для уяснения перспективных построений. А как же цвет, колорит картины, ощущение пространства, взаимосвязь цветовых элементов? Здесь следует знать законы воздушной перспективы и в-первую очередь «Понятие планов»

Слайд 15:

  • первый план (передний)- все предметы воспринимаются объёмно, светотень и окраска наиболее контрастны;

  • средний план (второй) - объём и цвет постепенно смягчаются;

  • дальний план (третий) -всё сливается в воздушной дымке

Слайд 16

Творческое задание.

-По предложенному фрагменту пейзажа с помощью раздаточного материала восстановить полную картину пейзажа с учётом воздушной перспективы

-Попробуйте сформулировать законы воздушной перспективы. Слайды 17-21

1 закон . Все ближние предметы изображаются объёмно и подробно, а дальние – обобщённо.

2 закон . Для передачи пространства контуры передних предметов изображают резче, а удалённых – мягче.

3 закон. Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются.

4 закон. Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены

5 закон. Ближние предметы многоцветны, дальние объекты одноцветны

Слайд 22

-Чтобы научиться писать живые, красоч-ные, волнующие пейзажи, мы выполним ряд практических заданий «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета», в процессе которых лучше научимся понимать изменения тона и цвета при написании пейзажа в связи с перспек-тивным удалением предметов, объектов от наблюдателя к линии горизонта;

разовьём собственные умения и навыки в процессе использования цвета для создания эмоциональных и красочных живописных и декоративных композиций.

-Давайте посмотрим варианты выполненных заданий

Предлагаю в качестве подведения итогов на знание законов воздушной перспективы сыграть в игру ««Определи место цвету» с использованием пакета цветных полосок.

Задание.

Расположи цветные полоски так, чтобы они напомнили о пространственных свойствах цвета:

«Тёплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают. Предметы вдалеке мы видим сквозь толщу воздуха. По мере удаления тон теряет свою насыщенность».

Карта результативности на знание законов воздушной перспективы «Определи место цвету»

Слайд 23

Слушают

учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся участвуют в диалоге

Отвечают на поставленные вопросы.

Выступление исследователь-ской группы о видах перспективы с использованием собственных зарисовок и фотографий.

Анализ картины О.Ренуара «На водоёме»

Отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют пейзажи, закрепляют знания о перспективе. Осмысливают понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плос-кость, горизонт и его высота.

Рассуждают о плановости при передаче в композиции воздушной перспективы.

Участвуют в игре «Элемент вхождения в картину»

Составляют пейзаж, исполь-зуя разборную модель.

Формулируют законы воздуш-ной перспективы

Работают над практическими заданиями «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»

Анализируют работы, высказывают своё мнение, делятся опытом и впечатлениями

Ребята располагают полоски с учётом предложенной задачи.

Ответственые исследователь-ской группы оценивают правильность решения учебной задачи и заполняют карту результа-тивности урока.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Работа в составе творческой группы.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Индивидуально-групповая работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа в рабочих тетрадях

Фронтальная работа

Фронтальная работа и индивидуаль-ная работа

Регулятивные: определяют учебную цель.

Личностные: проявляют интерес к изучению материала;

формируются коммуникативные компетентности в общении со сверстниками и учителем в процессе диалога.

Предметные:

Развитие потребности в общении с произведениями искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Личностные: осознают свои цели и интересы

Коммуникатив-ные: умение формулировать, аргументировать свою точку зрения, обмениваются мнениями, самостоятельно принимать решения

Предметные: развивают визуально-пространственное мышление

Коммуникатив-ные: умение организовывать учебное сотрудничество

Регулятивные:

умение определять цели своего обучения

Личностные: формирование коммуниктивной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;форми-руют познавател-ную активность

Познавательные:

сравнивают объ-екты по заданным критериям; реша-ют учебные за-дачи; анализиру-ют и обобщают; определяют поня-тия точка зрения, линейная перспек-тива, картинная плоскость, гори-зонт и его высо-та; осуществляют поиск ответа на поставленную задачу на основе приобретённых ранее знаний.

Познавательные:

Формируют знания о воздуш-ной перспективе в пейзаже, участвуя в игре «Элемент вхождения в картину».

Коммуникатив-ные: соблюдают нормы коллек-тивного общения.

Личностные:

формируют целостное миро-воззрение; прояв-ляют познаватель-ную активность.

Регулятивные: учатся планиро-вать пути реше-ния поставленной задачи по изучению изменения цвета и тна в передаче воздушной перспективы пейзажа.

Познавательные:

развивают мотивы и интересы позна-вательной дея-тельности по изучению воздуш-ной перспективы в процессе выпол-нения практичес-ких упражнений разноуровнего характера.

Личностные: развивают эстети-ческое сознание через участие в деятельности творческого характера.

Коммуникатив-ные:

учатся организовывать учебное сотруд-ничество и сов-местную деятель-ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Отвечают на вопросы

Анализируют картины

Анализируют рисунки, фото, слушают выступающих одноклас-сников

Формули-руют правила построе- ния рисунка с учётом перспективы

infourok.ru

Краткосрочное планирование изо 6 класс «Рисование улицы» линейная перспектива.

Краткосрочное планирование

Туганбаев К.Т. учитель ИЗО, технологии и черчения СОШ №2 г. Аркалык Костанайская область

План урока № 7

Систематизация, обобщение и закрепление знаний и навыков о способах рисования человека в движении. Углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой, выработка уверенности в своих возможностях, эстетическое воспитание.

Задачи

1.Знают способы рисования человека в движении.

2. Умеют использовать полученные знания на практике

3.Умеют различать виды графики

4.Умеют компоновать рисунок.

Дифферен

циация

А-сильные

В- средние

С- слабые

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

І.

Орг.момент

1 мин

Проверяет готовность учеников к уроку

Докладывают о готовности к уроку

Словесная оценка

Учебник, альбомы, маркеры, интерактивная доска, плакаты

2 мин

Настраивает учащихся на урок (эмоциональный настрой) Создание коллаборативной среды

Показывают пальцами, какое у них настроение (поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное)

Стратегия «Большой палец»

ІІ.

Постановка целей и задач урока

Мотивация учебной деятельности.

2 мин

Знакомит учеников с темой урока «Рисование улицы» линейная перспектива.

Формулируют цели и задачи урока

Смотрят презентацию – линейная перспектива. Отвечают на вопросы.

Словесная оценка и поощрение

Слайдовая презентация, доска

2 мин

1.Делит учеников на группы: из коробочки вытягивают смайлики « красный», «желтый»,«синий» и т. д.

-По какому принципу вы разделились на группы?

2.Знакомит с правилами работы в группе:

Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Найти общее решение.

Выбрать выступающего

3. Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку

Вытягивают смайлики, группируются на команды

Проговаривают правила работы в группе

Делают разминку

Словесная оценка и поощрение

Разминка «зарядка»

видео

3 мин

Проводится стратегия «Нарисуй слона»

Рисуют слона и учатся правильному оцениванию и правильному выполнению рисунка

Стратегия «Нарисуй слона»

Листы оценивания по данной стратегии

ІІІ. Работа над учебным материалом.

10 мин.

Каждой группе учеников предлагается выполнить задание: «красный» - точка схода с лева, «синий» - точка схода с права, «желтый» - точка схода в центре.

В течение 5 мин. группы работают на своих альбомах и выбирают из группы самый удавшийся рисунок. Выставляют у доски. И объясняют по 1 минуте почему выбрали этот рисунок.

Метод «Мозговой штурм»

Взаимооценивание по критериям:

- полное и доступное изложение материала,

-правильная речь,

- участие всех членов группы

-тайм-менеджмент

Маркеры, постеры, таймер

Критерии успеха

ІҮ. Закрепление материала

20 мин

1.Предлагает каждой группе выполнить практическую работу: рисовать на тему «Рисунок улицы».

После выполнения задания проводит взаимооценивание

2.Проводит тестирование по изученной теме

В группе обсуждают задания, составляют композицию.

Отвечают на тесты.

А – сложный рисунок

В – простой

С –легкий

А – 5ответов

В – 4ответа

С – 3 и менее

Взаимооценивание по критериям: полное и доступное изложение материала, правильная речь, участие всех членов группы

Учебник, альбом, доска, образец рисунка

тест

Ү. Подведение итогов. Рефлексия

5 мин

1.Проводит самооценивание в конце урока

2. Проводит устную рефлексию

3.Подводит итоги урока

1. заполняют листы самооценивания

2. Рефлексируют по теме урока

Листы самооценивания заполняют лидеры группы

Нарисуй слона

Необходимо для урока

Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Найти общее решение.

Выбрать выступающего

Деление на группы «Смайлики 4 цвета»

Презентация «Линейная перспектива»

Листы оценивания

Плакат «работа в группе»

Видео «физминутка»

Музыка «про улицу»

Тест «перспектива»

Стратегия «Нарисуй слона»

Лист оценивания

Тема урока «_____________________________________________» класс «_____» число «___»_______2016г.

Задание №3

«Увеличить формат изображения улицы»

Сумма всех баллов

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Секретарь группы _______________________________, художник группы ______________________________________________

infourok.ru

Урок ИЗО в 6 классе по теме "Воздушная перспектива"

КГУ «Новодонецкая основная школа»

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Тема:

«Воздушная перспектива. Построение пространства в пейзаже»

Учитель:

Пилевина Ирина Эмильяновна

2016-2017 уч. год

Тема: Воздушная перспектива. Построение пространства в пейзаже.

Цель: - Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы, сформировать навыки в передаче образа пейзажа.

-Повторить и закрепить изученный материал. Учить понимать и видеть красоту природы.

-Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.

Оборудование

1.Зрительный ряд: И. И. Шишкин. «Дубы», «Перед грозой», «Лесные дали», «Уголок заброшенного сада», «Опушка лиственного леса», «Дождь в дубовом лесу».

Репродукции картин Г.В. Сорока

2. Набор картинок-элементов пейзажа, бумага формат А-3, клей, таблицы с законами воздушной перспективы.

3. Презентация «Перспектива»

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку учащихся.

2. Повторение изученного материала, подготовка к изучению нового.Вспомним весёлую историю, написанную детским поэтом Маршаком.

«Дама сдавала в багаж,

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».Собачка сбежала. При получении багажа хозяйке вручили другую собачку большого размера, сказали при этом,

«За время пути собачка заметно могла подрасти».

Вот и вы, ребята, занимаясь в школе, находитесь в пути по стране знаний, складывая свои знания в багаж. Давайте сейчас проверим, а знания ваши за время в пути смогли подрасти?

Ваш багаж знаний поможет нам сегодня изучить новую тему и написать свою собственную картину. Каждый, ответивший правильно, получит приз картинку. ( на правильный ответ ученик получает картинку с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Наиболее активные и правильные ответы соответственно оцениваются. Картинки, дети откладывают на уголок парты. Они нужны для закрепления темы урока.)

Мы повторим то, что мы изучили на предыдущем уроке. Ответим на вопросы и вспомним законы линейной перспективы.

  1. Что такое пейзаж?

  2. Какие пейзажи бывают? (сельский, городской, индустриальный, морской..)

3. Что такое перспектива?

4. Что происходит с предметами, которые удаляется дальше от нас?

5. Что происходит с параллельными линиями, которые удаляются к линии горизонта? (приведите примеры).

6. Как изображаются вертикальные линии?

7. Что очень важно определить, начиная рисунок, при котором будут соблюдаться законы перспективы? (линию горизонта)

Обратите внимание на доску. Назовите те картины, на которых художник при изображении предметов использовал законы линейной перспективы?

Багаж знаний у вас заметно подрос, и вы сами в этом убедились. (устные ответы учащихся оцениваются)

А сейчас мы отправимся в дальнейший путь в страну знаний увеличивать свой багаж.

Основные законы линейной перспективы мы уже знаем. А сегодня на уроке наша цель: узнать законы воздушной перспективы и, используя их, построить пространство в пейзаже.

Строить пространство в пейзаже мы уже учились, используя линейную перспективу. Мы знаем, что важно определить положение линии горизонта на листе бумаги. Сегодня мы попробуем создать свою композицию-пейзаж с учетом воздушной перспективы

(На компьютере идет показ картины И. И. Шишкина.)

Сообщение нового материала:

Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы.

«Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства».

Давайте последовательно разберемся в ее законах на примере работ художника Шишкина.

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид.

1.Шишкин в рисунке «Дубы» изображает старый дуб. Его кора испещрена глубокими трещинами, ветви широко раскинутые, закрыли небо на коре, ветвях и листьях играют мелкие пятна света и тени, дробя и оживляя их.

Поодаль художник изображает группу деревьев. Он очерчивает всю из массу и закрывает темно – зеленым тоном. Не видно деталей, все дается цельно, большими пятнами.

Еще обобщеннее показывают самые дальние деревья, слившиеся в одну зелено – серую полосу.

Если в средней группе деревьев светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то здесь мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни, тем более листьев. Вся глубина пространства разделилась на три плана – ближний, средние и дальний.

Из сказанного можно вывести первый закон воздушной перспективы. (на листе отпечатанный закон помещается рядом с картиной).

Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

2. В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов.

Из этих наблюдений можно вывести второй закон.

Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.

3.Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Если сравнить освещенные солнцем камни первого плана с деревьями на дальнем плане, в картине Шишкина «Лесные дали» можно заметить, как велика разница в их яркости. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненные воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Из этих наблюдений можно вывести третий закон.

Третий закон: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.

4.В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.

Четвертый закон: Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

5.Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.

При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.

С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.

Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине Шишкина «Лесные дали», где пространство как бы делится на несколько цветовых зон.

На первом плане ярко – зеленая группа деревьев; на втором такие же деревья кажутся менее зелеными; на третьем – синими, на дальних планах – голубыми разной насыщенности.

Шишкин в картине «Дождь в дубовом лесу» передает состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали – белесыми и расплывчатыми. Наблюдения этих явлений позволяют сформулировать пятый закон воздушной перспективы.

Пятый закон: Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

6.Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой.

Так в траве на первом плане мы видим различные оттенки зеленого желтоватые в освещенных местах листья и бело – желтые соцветия.

Посмотрим теперь живописное состояние удаленных предметов. Художник использует всего лишь два – три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев.

Это особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы.

Шестой закон: Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.

Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.

Показ презентации «Перспектива»

Закрепление знаний

Перечислите законы воздушной перспективы, рассмотренные на уроке ( на доску вывешиваю лист бумаги формата А-3, имитирующий пространство, небо и землю.)

Зная законы линейной и воздушной перспективы из картинок-призов мы сейчас составим свой пейзаж. Приклейте свои картинки на листе, соблюдая законы перспективы. ( Учащиеся составляют пейзаж).

Практическая работа.

Откроем альбом, определим и проведём линию горизонта. Подберите нужные вам цвета, горизонтальными, широкими мазками, делая растяжку тона, заполните цветом небо и землю.

(Ученики работают в альбомах)

Выполнение композиции на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти», «Пейзаж, который хотел бы видеть вокруг себя».

Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти, салфетки.

Для эмоционального настроя учащихся звучит музыка Чайковского «Времена года».

Анализ работы:

Учащиеся вывешивают работы на доске. Один из желающих анализирует.

Итог урока:

Подведение итогов. Оценивание.

Список литературы:

  1. Изобразительное искусство 6 класс. Издательство Алматы «Атамұра» 2015 г.

  2. Художники пейзажисты. Репродукции Г.В. Сорока (1840-1850 г.г.)

  3. Зрительный ряд: И. И. Шишкин. «Дубы», «Перед грозой», «Лесные дали», «Уголок заброшенного сада», «Опушка лиственного леса», «Дождь в дубовом лесу».

kopilkaurokov.ru

Конспект урока 6 класс "Правила линейной и воздушной перспективы"

Предмет: ИЗО.

Раздел: Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Тема урока: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Класс: 6

Дата:

Учитель: Дзюба Дарья Владимировна

Цель урока: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи урока:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Повторение изученного материала.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Постановка художественной задачи.

  7. Физкультминутка.

  8. Практическая работа.

  9. Итог урока.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

 – приветствие;

 – проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).  

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода или точка зрения  ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.  

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1.  Располагаем лист горизонтально.

2.  Проводим линию горизонта (высокую)

3.  Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4.  Деревья, начиная с первого плана.

5. Работаем красками.

6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.

7. Физкультминутка.

8. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9.  Итог урока.

По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить…

Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.

  1. Домашнее задание. Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.

 

infourok.ru


Смотрите также